Научная статья на тему 'Актуальные проблемы наполнения регионального компонента географического образования'

Актуальные проблемы наполнения регионального компонента географического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы наполнения регионального компонента географического образования»

ОБРАЗОВАНИЕ

Т. И. Немцева

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны после распада СССР затронули и образовательную сферу. В целях обеспечения единства образовательного пространства России, а также сохранения разнообразия национальных и региональных моделей образования в учебном плане школ были выделены федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. С введением последних двух новый импульс получило школьное краеведение.

География родного края является компонентом регионального уровня содержания образования и неотъемлемой частью федерального географического образования. В числе задач, решаемых в процессе развития общеобразовательной школы, важное место принадлежит региональному курсу географии. Краеведческий принцип обучения не только обеспечивает овладение многими географическими знаниями и умениями, но и позволяет теснее увязывать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и формировать активную жизненную позицию, любовь к родному краю, своей Родине.

Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии Родины, в разделе «Свой край», а также в других курсах в качестве иллюстрации общих природных, экономических, социальных явлений и процессов. В методике преподавания географии широко разрабатывался краеведческий принцип изучения территории. О его значении свидетельствует включение краеведения в современные учебные программы школы с 1-го по 10-й классы по многим предметам, в том числе по географии, биологии, природоведению, истории, литературе. Особенно значительный сдвиг в краеведческих знаниях учащихся происходит в старших классах школы, когда изучается география России, и что особенно важно самостоятельный курс - география своей области (республики, края), который, по словам М. А. Никоновой, является «своеобразным итогом учебной краеведческой работы учащихся» [8].

К особенностям регионального курса географии в отличие от школьного краеведения следует отнести:

- формирование у школьников системы знаний о природных, хозяйственных и куль-

турных особенностях региона, подчиненных логике учебного предмета;

- введение регионального курса в начальную и основную школу, учитывая требования обязательного минимума содержания национально-регионального компонента и закрепление его базисным учебным планом [1].

Включение географии своей республики (края, области) в общий курс школьной географии положило начало развитию в методической науке особого направления по созданию программ, учебников, дидактических материалов.

Во всех субъектах Российской Федерации с начала 1990-х гг. приступили к разработке учебно-методического комплекса по региональной географии. Включились в эту работу ученые и практики Псковской области.

Прежде всего, был разработан региональный стандарт содержания географического образования (авторы - С. С. Людвичен-ко, И. И. Михайлов), а также учебные программы по курсу (автор - Т. И. Немцева), которые предусматривали изучение родного края как самостоятельного курса «География Псковской области» и как отдельного раздела курса географии России [6].

В период обновления содержания школьной географии, появления новых региональных программ стали создавать и новые учебники, в которых, отмечает М. А. Никонова, учтены последние достижения в разработке школьных учебников географии [5].

Учебное пособие «География Псковской области: природа, население, хозяйство», подготовленное авторским коллективом (под редакцией А. Г. Манакова), выдержало два издания (1996, 2000 гг.). В учебнике реализована в полной мере современная концепция модели построения школьного пособия. В основу такой модели положены принципы развивающего обучения и дифференцированного подхода к учащимся. Авторы учебника стремились отразить в нем современный научный уровень развития отечественной географии.

Новое пособие выгодно отличается внешним видом, солидным объемом, современным содержанием и структурой. Оно состоит

из взаимосвязанных блоков и предназначено для комплексного изучения родного края как самостоятельного регионального курса географии. Это позволяет создать у учащихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи и взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики области. Большое внимание уделяется в нем охране природной среды, в том числе, вопросам сохранения естественных ландшафтов и памятников природы, а также экологическим проблемам области.

К достоинствам учебника можно отнести реализацию в нем межпредметных связей

- использование материалов по географии, истории, биологии, экономике, русскому языку и др.

Продуманная и научно-обоснованная система вопросов и заданий, расположенных в разных местах (перед параграфом, в тексте, после параграфа) позволяет учителю более рационально организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке. Выделение заданий по уровню сложности значком определенного цвета облегчает задачу учителя при их отборе и оценке выполнения. Личностно-ориентированный подход реализуется в наличии дифференцированных заданий, в т. ч. проблемных и творческих, вопросов, требующих оценочных суждений и права выбора. Учащиеся должны уметь оценивать влияние ФГП на природу, условия жизни и хозяйственной деятельности населения области; влияние исторического фактора в формировании населения и современной специализации хозяйства; природные условия и ресурсы; состояние экологической, социальной и экономической ситуации в родном крае. Кроме того, школьники должны уметь планировать и основные мероприятия по охране его природной среды. Активная позиция учащихся заключается и в умении выявлять личный вклад каждого человека в решении той или иной проблемы своего региона.

Отказавшись от традиционного атласа, авторы поместили в пособие тематические карты в непосредственной связи с содержанием изучаемых вопросов. Пособие хорошо иллюстрировано, так как содержит целый ряд интересных и качественно выполненных кар-

тосхем, графиков, диаграмм, которые помогают учащимся лучше усвоить изложенный материал. Довольно информативны приложения учебника. Книга дополнена интересными данными справочного характера: приведены сведения о географических названиях, озерах, реках, памятниках природы, истории и культуры. Даны краткие справки о городах области, о видных ученых, внесших наибольший вклад в географическое исследование региона [2].

Высокую оценку новому региональному учебнику дал зав. кафедрой географии Карельского госуниверситета С. Б. Потахин. По его словам, «серия региональных школьных учебников пополнилась новым прекрасным и во многом оригинальным изданием. Помимо общепринятых физико-, социально- и экономико-географических характеристик территории, издание включает много новых оригинальных дополнений: информацию о геогра-фах-исследователях Псковского края, об изменениях границ Псковщины, сведений о климатических флуктуациях и об опасных и неблагоприятных природных процессах и явлениях исторического прошлого. В пособие внесен материал о кривичах, наречиях русского языка, псковских говорах. Удачно, считает С. Б. Потахин, выполнен методический аппарат учебника (автор Т. И. Немцева), который помимо большого количества дифференцированных заданий, содержит планы изучения своего района, города, поселка» [9].

В учебно-методичекий комплекс по географии своего региона вошли контурные карты. В разные годы были подготовлены несколько их вариантов: один вариант - на базе ПГПИ и 2 варианта - на базе ПОИПКРО (авторы - И. И. Михайлов, и С. С. Людвиченко), Подготовленные автором исследования совместно со старшим преподавателем кафедры географии И. И. Михайловым пособие «Родной край» (1998, 2000 гг.) включает не только комплект тематических контурных карт, но и систему заданий к ним, правила работы, список номенклатуры и задания для проверки и контроля [7]. Материалы пособия могут быть использованы учителем при организации учебно-познавательной деятельности школьников на уроке, при проведении самостоятельных, практических и контрольных работ, гео-

графических диктантов и олимпиад по географии родного края, а также на занятиях краеведческого кружка и факультатива. Большое количество заданий (в количестве 99) позволяет учителю дифференцировать работу учащихся, а наличие творческих заданий (35 заданий или 35,3% от общего их числа), - развивать у них познавательный интерес и творческие способности. Методический аппарат пособия содержит и задания, связанные с топонимикой, которая, как считает И. Г. Магомедов, имеет немалое значение в школьном краеведении, так как «само слово «краеведение» означает знание своего края» [4].

В УМК по географии Псковской области входят и другие материалы. Так, для изучения родного края автором исследования были подготовлены методические рекомендации для учителей по работе с контурными картами (1994 г.), «Практические работы по географии России и Псковской области» (1994 г.), «Уроки по географии Псковской области» (1996, 1997 гг.). На базе ПОИПКРО под руководством зав. кабинетом географии С. С. Людвиченко в отдельные номера газеты «Учительская перемена» (№№ 9-10, 1994; №№ 68, 1995; N° 3, 1998), включены краеведческие материалы. Они знакомили учителей с региональным стандартом по курсу географии родного края, авторскими программами, дидактическим материалом, методическими рекомендациями, опытом изучения своей области коллегами и др.

Кроме того, видеостудией «Арета-фильм» подготовлен цикл учебных видеоматериалов по географии Псковской области, например, первый фильм «Государственнно-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Изборск» включает четыре блока: 1) географическое положение, история;

2) геологическое строение и полезные ископаемые; 3) рельеф; 4) внутренние воды.

Разработанный учебно-методический комплекс по региональному курсу географии сыграл положительную роль в обучении и воспитании учащихся в школах области.

Анализ проведенного анкетирования учителей и учащихся в 2001-2002 гг. в школах области позволил выявить исходное состояние методики изучения географии родного края и определить главные направления ее

1 54

совершенствования.

В анкетировании по различным аспектам методики изучения регионального курса приняло участие 36 учителей географии из школ г. Пскова и области.

Все учителя, принимавшие участие в анкетировании, ответили, что география своего региона преподается ими в школе; причем 31 чел. (86,1%) отметили, что данный курс изучается как раздел курса «География России» в 8-9 классах; 4 чел. (11,1%) - географию своей области изучают в 9 классе; 1 учитель (2,8 %) - родной край изучается не только в 8-9 классах, но и в 6 классе.

Большая часть принявших участие в анкетировании педагогов на изучение данного курса выделяет 20 часов в соответствии с программой, 2 чел. - 34 часа; 1 чел. - 14-16 часов. Время изучения отдельных разделов курса распределяется следующим образом: природа - от 7 до 17 часов; население - от 3 до 8 часов; хозяйство - от 4 до 7 часов.

Из 36 опрошенных 26 чел. (72,2%) отметили, что по данному курсу проводятся в среднем 4-5 итоговых практических работ; 4 чел. (11,1%) - 6-7 работ; 6 чел. (16,7%) - 2-3 работы; отдельные учителя организуют 1-2 экскурсии (на природу, на промышленное или сельскохозяйственное предприятие, в краеведческий или другие музеи) - отметили 4 чел. (11%); практические работы на местности большинство учителей не организуют (отметил только 1 учитель сельской школы).

При изучении географии родного края учителя в основном руководствуются следующими мотивами: огромными учебно-воспитательными возможностями курса в формировании личности; необходимостью использования краеведческих знаний при изучении географии; большей возможностью по сравнению с другими курсами географии осуществлять воспитание любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе; требованием школьной программы изучать свой регион.

Содержание регионального курса позволяет, как отметили учителя, применять нетрадиционные формы, продуктивные методы и приемы обучения, новые педагогические технологии (личностно-ориентированного обучения, модульного обучения и др.), широко ис-

пользовать самые разнообразные средства обучения (учебник, карты, статистические данные, краеведческий материал и др.).

Среди форм итоговой проверки по данному курсу учителя на первое место поставили тестирование, на второе - зачет; кроме того, применяются письменные контрольные работы, собеседование, защита творческих работ.

Педагоги отметили, что при изучении родного края у школьников повышается познавательный интерес к географии, к ведению исследовательской работы (написание рефератов, творческих работ), следствием чего является повышение их успеваемости.

Анализ анкет учащихся, а также результаты контрольных работ, тестирования, областных олимпиад по географии своего региона показали, что данный курс не только расширяет кругозор учеников, но и вызывают личностный интерес к изучению своей «малой» родины, активизируют самостоятельную познавательную деятельность, оказывают воздействие на эмоциональную сферу школьников.

Новые цели, поставленные перед общеобразовательными учебными заведениями в начале XXI в., требуют изменения содержания и методики изучения каждого курса географии, в том числе и географии своей области. В этих условиях изменяются функции учебного предмета, его содержание становится не столько объектом изучения, сколько средством развития личности ученика. Поэтому в основу разрабатываемого УМК по региональному курсу географии нами положен личностно-ориентированный подход, который является приоритетным направлением построения образовательной системы.

В рамках научного исследования нами была разработана Концепция региональной системы географического образования, программа комплексного регионального курса географии, включающего в себя курсы, которые могут быть самостоятельными: 1) Мой дом и родная школа - 5 класс; 2) География своего населенного пункта (города, села) - 6 класс;

3) География своего административного района - 7 класс; 4) География Псковской области - 8-9 класс; 5) Наш общий дом - Балтийский регион (10 или 11 класс). В помощь учителям издано учебно-методическое пособие

«Личностно-ориентированный подход при изучении географии родного края», в котором представлены теоретические основы данного подхода и личностно-ориентированного урока, а также дана характеристика личностно-ориентированной модели методической системы регионального курса географии. Материалы приложения содержат не только программу комплексного курса своего региона, но и практические работы, конспекты отдельных уроков, тесты, анкеты для учителей и учащихся.

Наблюдение, беседы, анкетирование учителей и учащихся, посещение уроков позволили изучить современное состояние методики изучения географии своей области.

Полученные результаты анкетирования не только учителей, но и учащихся 9-10 классов городских и сельских школ (в анкете принимали участие 336 учеников) свидетельствуют о наличии серьезных проблем в современном состоянии изучения своего региона. Около половины ребят лишь смогли правильно нарисовать контур своей области, только треть

- определить местонахождение своего населенного пункта и нанести областной центр, еще меньше правильно указали главную реку области, совсем немногие ученики знают места родного края, связанные с именами известных земляков, места боевой славы и места отдыха.

Результаты анкетирования учителей, проведенного в октябре 2006 г., свидетельствуют о том, что в большинстве школ области (из 15 учителей отметили 8 чел.) самостоятельный региональный курс географии не изучается, краеведческие материалы лишь включены в начальный курс географии в 6 классе и курс «География России» (8-9 классы).

Основные трудности в преподавании географии своего региона учителя связывают: а) с уменьшением часов на его изучение в связи с введением ЕГЭ, а также профильных и элективных курсов; б) с отсутствием альтернативных программ по данному курсу, учитывающих новые подходы к его изучению и возможностью выбора, исходя из конкретных условий данного учебного заведения; в) с недостаточной разработанностью современно-

го учебно-методического комплекса по географии родного края (устаревшие атласы и настенные карты, отсутствие рабочей тетради для учащихся, полевого практикума и др.); г) не в полной мере готовностью учителей к конструированию и проведению системы занятий по данному курсу, основанной на современных подходах.

Все перечисленное заставляет сегодня пересмотреть основные подходы к разработке содержания и методики изучения курса географии родного края. Значит для того, чтобы по-новому провести реформирование географического образования, следует критически подойти к сложившемуся опыту краеведения и изучения своего региона в географии и, вместе с тем, сохранить все положительное в них. Поэтому одной из актуальных проблем методики обучения географии является разработка новой научно-обоснованной концепции изучения регионального курса географии, основанной на современных подходах отбора его содержания, построения его методической системы.

Одним из эффективных направлений решения данной проблемы является, на наш взгляд, разработка интегративной (монопред-метной) модели изучения своего региона. Интегрированный курс вбирает в себя взаимосвязанные объекты, темы и методы разных самостоятельных дисциплин (географии, биологии, истории, экономики, экологии, русского языка, литературы), отобранных по определенным педагогическим основаниям в соответствии с внутренней и внешней дифференциации обучения [3]. Главными основаниями для отбора содержания такого курс являются: целостность, реальные условия, в которых находятся учащиеся: особенности местожительства (город, село), природные условия региона (лесная зона), характер деятельности жителей этого района и т. д. В данном курсе география будет играть структурирующую и междисциплинарно-интегрирующую роль. При этом инвариантным ядром регионального компонента содержания образования может стать геокультурная характеристика территории.

Литература

1. Бахчиева О. А. Вопросы преемственности краеведения и регионального курса школьной географии // История и развитие идей П. П. Семенова-Тян-Шанского в современной науке и практике школьного образования. (Матер. Всерос. науч.-практ. конф.). Том 1. - Липецк, 2002. - С. 212-213.

2. География Псковской области: природа, население, хозяйство: Учеб. пособие для 8-9 классов / Под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 200 с.

3. Греханкина Л. Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс / Л. Ф. Гре-ханкина // География в школе, 2000, № 5 - С. 66-67.

4. Магомедов И. Г. Школьное краеведение и топонимика // География в школе, 1989, № 3. - С. 32-33

5. Методика преподавания региональной географии в школе: Учеб. пособие для учителей и студентов географ. спец. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М. А. Никоновой. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2003. - С. 31.

6. Немцева Т. И. Изучение географии Псковской области по новой программе // Псков: ПГПИ, 1995, № 3. - С. 177-182.

7. Немцева Т. И., Михайлов И. И. Родной край. Контурные карты и задания по географии Псковской области. 8-9 кл. - изд. 2-е, испр. и доп. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. - 26 с.

8. Никонова М. А. Практикум по географическому краеведению. - М., 1985. - С. 55.

9. Потахин С. Б. Новый региональный учебник географии // География в школе, 1998, № 4. - С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.