я-' " шШ
„ алтаискии вестник
государственной и муниципальной службы
12022 i
УДК 631.1.016
Ангелина Алексеевна Сорокина, старший преподаватель кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)
В современном налогообложении России остается немало проблем. Одна из важнейших - низкий уровень налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налоги позволяют уменьшить разрыв в уровне доходов различных слоев населения, способствовать развитию определенных отраслей (направлений) экономики, а также помогать в решении задачи, которые могут иметь важное значение для экономической политики в государстве.
Ключевые слова: НДФЛ, налог на прибыль, малый бизнес, налог, ставка.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ACTUAL PROBLEMS OF TAXATION IN MODERN CONDITIONS
Согласно статье 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства [1].
Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем следующих признаков: императивность, безвозмездность, законность и периодичность.
К одному из важнейших признаков следует отнести императивный характер налога. Это означает полную правовую обязанность по своевременной уплате налогоплательщиком налога в бюджет.
Признак безвозмездности налога подразумевает, что налогоплательщик по сле уплаты налогов не вправе рассчитывать на какую-либо выгоду со стороны государства. Именно этот признак отличает налог от такого понятия как сбор и других платежей, взимаемых государством в возмездной форме. При этом, выполнение государством своих функций не может трактоваться как эквивалент налогоплательщику за уплату налогов и сборов.
Рассмотрим ряд проблем, существующих в налогообложении.
Несмотря на то, что государство постоянно разрабатывает программы по субсидированию малого и среднего бизнеса, все же остается немало рисков: рост налоговой нагрузки, влияние санкций и чрезмерное внимание к операциям бизнеса со стороны государства.
Но самым тяжелым временем для ведения бизнеса стал 2020-2021 гг. -время пандемии, когда был объявлен локдаун. О трудностях при ведении бизнеса, связанных с налоговым законодательством, в 2021 г, заявили 38% предпринимателей, а в 2020 г. - 53%.
В целом можно выделить следующие недостатки налогообложения бизнеса [2, 3, 4, 5]:
1) сложность законодательных актов. Законы написаны так, что их можно трактовать двояко. Из-за этого возникают трудности у предпринимателей, и как следствие, неправильный расчет налоговой базы и неправильное применение льгот;
2) постоянные изменения законодательства также создают сложности ведения бизнеса для предпринимателей;
3) на предпринимателей накладывается высокая налоговая нагрузка,
что вынуждает их использовать схемы уклонения уплаты налогов;
Важнейшей задачей государства во все времена является формирование такой системы налогообложения, которая была бы и эффективной.
В настоящее время в нашей стране сохраняется острая проблема выполнения социальной функции НДФЛ, то есть чтобы ставка налога была справедливой и сбор для государства был максимальным.
На данный момент нет разницы, какая у тебя заработная плата: 10 000 руб. или 50 000 руб., ставка налога для всех одинаковая - 13%. 15% ввели только для той категории граждан, доход которых превышает 5 млн руб. в год. Таким образом, в основе лежит плоская шкала налогообложения по НДФЛ.
Налог на прибыль организаций составляет большую долю в поступлениях в бюджет.
Рассмотрим проблемы данного налога: разница налогового и бухгалтерского учета, которые требуют их максимального сближения и устранения двойственности, которая обусловлена различием целей для двух видов учета; проблема двойного налогообложения, например, распределение прибыли в акционерных обществах. Предприятие получает прибыль, и с нее упла-
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
чивается налог, но акционеры, получив дивиденды, также должны оплатить с этой суммы налог. Таким образом, один и тот же объект подвергается налогообложению дважды, что абсолютно недопустимо.
Регулирующая функция налогов реализуется путем дифференциации налоговых ставок и установление налоговых льгот. В России 25 главой Налогового кодекса Российской Федерации установлен налог на прибыль организации, согласно которому данным налогом облагаются юридические лица, как российские, так и иностранные организации, получающие доходы от источников в России. Статьей 284 Налогового кодекса РФ установлена стандартная ставка по налогу на прибыль в размере 20% от прибыли предприятия, при котором 3% от прибыли распределяется в Федеральный бюджет, а 17% - в бюджеты субъектов РФ (до 2024 г.).
Ставка по налогу на прибыль организации в РФ - твердая, хотя многие зарубежные страны применяют дифференцированные, в основном да же прогрессивные, ставки по налогу на прибыль. Например, в Китае основная ставка по налогу на прибыль установлена в размере 25%, однако статьей 28 Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» для малорентабельных мелких предприятий установлена налоговая льгота в виде пониженной ставки по налогу в размере 20%.
Следовательно, учитывая зарубежный опыт развитых стран, предлагается установить дифференцированные налоговые ставки по налогу на прибыль организации исходя из уровня рентабельности. При введении таких ставок следует определить минимальный, оптимальный и сверхнормативный порог рентабельности в отношении каждого вида деятельности, при которой будут применяться пониженная, стандартная и повышенная ставка по налогу на прибыль. Данные пороги будут определяться исходя из уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по данным статистики, ссылаясь на Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Минимальный порог рентабельности будет определяться как отклонение, в сторону уменьшения уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика более чем на 10% от среднеотраслевого показателя уровня рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики. При определении минимального порога уровня рентабельности может быть применена пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15%.
Оптимальный порог рентабельности будет определяться как отклонение, в сторону уменьшения или
увеличения уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя уровня рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% включительно.
Налоговая ставка в данном случае будет стандартной - 20%. Сверхнормативный порог рентабельности будет определяться как отклонение, в сторону увеличения, уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя уровня рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики более чем на 10%. При данном пороге должна будет применяться повышенная ставка по налогу на прибыль в размере 25%. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что данная мера позволит снизить налоговое бремя для низкорентабельных предприятий и повысить эффективность фискальной функции налогов.
Налогообложение прибыли является одним из основных источников консолидированного бюджета Российской Федерации. Из 38,2 трлн руб. доходов в 2020 г. 4,018 трлн руб. припадает на налог на прибыль. При этом в России один из наиболее низких уровней процентной ставки налога на прибыль (20%) в сравнении с зарубежными странами (рис. 1).
Рис. 1. Уровни налоговой ставки на прибыль предприятий в различных странах мира
„ алтаискии вестник государственной и муниципальном службы
Характеристикой налога на прибыль являются следующие особенности, как: высокий уровень влияния на обеспечение исполнения государственного бюджета России, зависимость от эффективности системы налогового администрирования, ключевая роль при выполнении задач учетной системы предприятий, главный предмет/стимул при уходе бизнеса в теневой сектор экономики.
Важнейшим индикатором для анализа налоговой системы России выступает уровень налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность, который, в свою очередь, влияет на вероятную оценку стоимости отечественного бизнеса.
Одной из причин такой высокой налоговой нагрузки на деятельность российских предприятий выступает неэффективное налогообложение в вопросах налога на прибыль. На сегодняшний день, установлена процентная ставка данного налога в размере 20%. Однако есть отдельные случаи, при которых налоговая ставка может изменяться. К ним относятся:
1. Налоговая ставка 0% при уплате налога в федеральный бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков.
2. Снижение налоговой ставки до 13,5% при уплате налога в региональные бюджеты для отдельных категорий налогоплательщиков.
3. Снижение налоговой ставки для резидентов свободной экономической зоны.
4. Снижение налоговой ставки для участников региональных инвестиционных проектов.
5. Снижение процентной ставки для резидентов территорий опережающего развития.
Эффективность изменения ставок по налогу на прибыль заключается в возможном увеличении инвестиционной и производственной активности предприятий, подпадающих под данные категории налогоплательщиков. Снижение ставок налога на прибыль приведет к уменьшению размера поступления налоговых доходов по данной статье, однако будет простимулирован рост производства, что положительно повлияет на изменение валового внутреннего продукта.
Предприятия, освободившие финансовый капитал от излишних процентов налогообложения прибыли, будут способны направить их на проведение капитальных вложений. Это влечет за собою создание новых рабочих мест и рост занятости. Население получит источники новых доходов, что повысит потребление, а значит, возможно увеличение налоговых доходов через косвенные способны налогообложения - налог на добавленную стоимость и акцизы.
Опираясь на эти факторы, можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:
1) налоговая система носит главным образом фискальный характер, что затрудняет действие регулирующей и стимулирующей функций налогообложения;
2) действует не самая оптимальная шкала ставок подоходного налога физических лиц;
3) недостаточно эффективно осуществляется контроль за сбором на-
логов, это выражается в сокрытии доходов, из-за чего, по разным оценкам, бюджетная система РФ недосчитывается от 30 до 50 % налоговых платежей;
4) возрастает неэффективность действующих льгот;
5) постоянно меняются налоговое законодательство и ставки налогообложения, что не содействует долгосрочным вложениям капиталов и росту экономики;
6) за местными и региональными бюджетами закреплены налоги, которые не имеют значимого фискального значения для соответствующих бюджетов.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146- ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.
2. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. - М.: ИНФРА, 2016. - 412 с.
3. Сероштанов Д.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. - 2018. -№20. - С. 263-266.
4. Филиппова Н.А., Шелудякова О.Ю. Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовия: по упрощенной системе налогообложения // E-SCIO. - 2019. - №2. - С.112-116.
5. Храмченко А.А., Асланов Н.М., Федориненко Н.С. Проблемы налогообложения в малом бизнесе и пути их решения // ЕГИ. - 2020. - №5.
Angelina Alekseevna Sorokina, Senior lecturer, Department of Economics and Finance, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia).
Many problems remain in modern taxation in Russia. One of the most important is the low level of tax revenues of budgets ofvarious levels. Taxes reduce the gap in the income level of various segments of the population, promote the development of certain sectors (areas) of the economy, and also help in solving problems that may be important for economic policy of the state. Keywords: personal income tax, income tax, small business, tax, rate.