Научная статья на тему 'Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае'

Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1276
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ЛИЧНОСТЬ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / CONTROL OF OPERATIONS / SELF-GOVERNING / LOCAL SELF-GOVERNMENT / SOCIAL INSTITUTE / SOCIAL SUBJECT / SOCIAL NECESSITY / SOCIAL ORDER / PERSONALITY / SOCIAL COMMUNITY / POPULATION / MUNICIPAL SERVICES / GOVERNMENT ADMINISTRATOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сологуб Владимир Антонович, Кузнецов Сергей Владимирович

Рассмотрено развитие системы местного самоуправления в Ставропольском крае, проведен социологический анализ деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of local self-government in Stavropol region

The article describes the development of the local self-governing system in Stavropol region, that experieced serious problems. Among which is the weakness of institutional basis. The author conducted a sociological analysis of the public opinion poll concerning the activity of the local self-governing bodies.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае»

природно-сельскохозяйственную зону, и сельских поселений, осуществлять индивидуальное консультирование;

- организовать работу сети демонстрационных площадок в передовых хозяйствах Ростовской области;

- приступить к переходу на абонентскую форму консультационного обслуживания;

- проводить презентационные семинары и коллективные консультации в муниципальных образованиях с целью распространения информации о деятельности информационно-консультационных пунктов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Дальнейшее развитие сети и совершенствование деятельности МФЦ, как следует из анализа их функционирования и установок органов законодательной и исполнительной власти, будет идти по пути роста объемов поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере информационноконсультационных услуг, привлечения экспертов, имеющих опыт в сельскохозяйственном производстве.

Консультационная, информационная и образовательная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространение информации о новых технологиях сельскохозяйственного производства позволит повысить эффективность функционирования организаций агропромышленного комплекса и в целом будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий Ростовской области.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.

УДК 352

Сологуб В.А., д. соц.н., проф., Кузнецов СВ., магистрант

Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае

Рассмотрено развитие системы местного самоуправления в Ставропольском крае, проведен социологический анализ деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, социальный институт, социальный субъект, социальные потребности, социальный порядок, личность, местное сообщество, должностные лица.

В последние десятилетия вопрос формирования эффективной системы местного самоуправления в России стоит очень остро. Это обусловлено, в первую очередь, ходом исторических событий. Как известно, федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ - №131) вступил в силу в полном объе-

ме с января 2009 года. Закон представляет собой универсальный стандарт модели местного самоуправления и является обязательным для исполнения на всей территории РФ. Но на деле исполнению этого федерального закона препятствует сложившаяся практика в различных регионах России. И получается парадокс: если формально исполнять все требования ФЗ-131, то во многих субъектах Федерации и местное самоуправление становится тоже чисто формальной системой власти, мало выражающей интересы проживающих на его территории граждан. Очень сложно все предусмотреть в одном законе, учитывая историческое несовершенство органов местного самоуправления в России.

С другой стороны, органы местного самоуправления являются властью на местах и должны действовать в едином правовом пространстве всего государства. Если для каких-то территорий делаются противоречащие закону исключения, то не может быть разговора и о единстве всего государства. Это противоречит основному закону РФ - Конституции, где преамбулой является равенство всех граждан России перед законом.

Вот некоторые проблемы, связанные с реализацией ФЗ о местном самоуправлении:

- в каждом регионе формирование органов местного самоуправления зависит от менталитета местного населения, специфики властных отношений, исторических и религиозных традиций, а также влияния главы региона;

- географические различия регионов обуславливают их различия в экономических возможностях;

- различия в практике межбюджетных отношений и передачи полномочий;

- наличие в регионе различных этносов и их совместимость на бытовом уровне. Закон разрабатывался с учетом ментальности русского народа и близких ему этносов народов Поволжья, потому что ФЗ-131 базировался на передовой, демократической практике европейского местного самоуправления. Но многие регионы России, особенно на Северном Кавказе, уже практически очищены от русских и русскоязычных и процесс дальнейшего оттока русских из приграничных с Кавказом областей и краев продолжается;

- местное самоуправление на практике оказалось очень ограниченным, если не чисто формальным. Вертикаль власти от главы субъекта Федерации и вниз до глав районов, городских округов и глав поселений идет по принципу начальник - подчиненный. Финансовая и функциональная зависимость органов местного самоуправления в выполнении переданных им полномочий привела к практическому огосударствлению местного самоуправления. По существу, администрации МСУ стали территориальными администрациями субъекта федерации;

- существует ограниченный набор вопросов, которые может решить местное самоуправление без вышестоящей вертикали власти, если, конечно, решение этих вопросов посильно для местного бюджета;

- налоговая автономия органов местного самоуправления сильно ограничена, и основную, подавляющую часть средств, муниципалитеты получают в виде финансовой целевой помощи от вышестоящих бюджетных организаций;

- вместе с тем, муниципалитеты стали ответственными за вопросы, которые должны решаться на федеральном государственном уровне, как то: образование, медицина, пожарная охрана и пр. При этом муниципалитеты не обладают для решения этих государственных вопросов средствами и не имеют юридического права самостоятельно принимать решения.

С другой стороны, трехлетний период муниципальной реформы «на выходе» выстроил модель местного самоуправления, которая заметно отличается от той нормативной модели предусмотренной законодательством о местном самоуправлении. Многочисленные поправки, принимаемые на протяжении переходного периода, фактически выхолостили суть идеологии реформы, подорвав даже те немногочисленные элементы муниципальной автономии и «самоуправленческой» направленности, которые были заложены в ней изначально. Кроме того, откладывание сроков полномасштабной реализации реформы позволило укрепить административный контроль региональных властей за деятельностью органов местного самоуправления, обеспечить фактическое подчинение поселений муниципальным районам. В результате в рамках реформы осталась одна господствующая тенденция - укрепление вертикали власти. Ожиданиям, связанным с укреплением института местного самоуправления и реализацией заложенного в нем потенциала, не суждено было сбыться.

Ход муниципальной реформы, свойственные ей трудности и противоречия, баланс негативных и позитивных черт имели некоторые общие для всей страны характеристики, однако в то же время обладали немаловажными региональными особенностями. С этой точки зрения имеет значение анализ и общего хода муниципальной реформы, и ее конкретного внедрения на отдельных территориях. В данном случае в качестве объекта исследования выбран Ставропольский край, другими словами, регион, обладающий определенными особенностями по сравнению с остальной территорией страны с точки зрения как свойственных ему обычаев и традиций, так и степени межнациональной напряженности и конфликтности.

Современный этап процесса реформирования местного самоуправления на Ставрополье ведет отсчет с начала 90-х годов. Он значительно активизировался после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации. В целях реализации конституционного положения о местном самоуправлении, к весне 1997 года в крае было завершено формирование около 300 органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях. Ранее, в 1996 году, на уровне районов были созданы государственные администрации, ставшие территориальными органами Правительства Ставропольского края. Они осуществляли государственные полномочия в области социально-экономического развития, обеспечивали взаимодействие между

органами государственной власти и органами местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления, наряду с федеральным законодательством, составили более ста законов и других краевых нормативных актов. Все муниципальные образования, вне зависимости от территории и численности населения, были наделены муниципальной собственностью и сформировали собственные бюджеты.

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положило начало новому этапу реформирования, одним из принципиальных отличий которого является создание двухуровневой системы местного самоуправления.

Имея органы местного самоуправления на поселенческом уровне, Ставрополье объективно могло на год раньше осуществить трансформацию действующей системы местного самоуправления в двухуровневую.

В настоящее время на Ставрополье, как и на всей территории России, сформировалась так называемая двухуровневая система муниципальной власти в сельской местности и одноуровневая - в городской. Вся территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Законодательно определено, что поселения как таковые классифицируются на сельские и городские, это определяет то, что организация местного самоуправления носит административно-территориальный характер.

Вместе с тем, имеется достаточное разнообразие возможностей организации муниципальных образований. В частности, не последнюю роль играет мнение населения о судьбе своего поселения. Анализ современного российского законодательства дает нам основания трактовать понятие «муниципальное образование» как относительно целостную социальноэкономическую систему, включающую такие понятия, как «население», «территория», «муниципальное хозяйство», а также очень важное, но трудно формализуемое понятие «коллективный интерес», или «коллективные потребности».

В Ставропольском крае 281 сельское поселение и 14 городских, входящих в состав муниципального района и имеющих такие же вопросы местного значения, как и сельские. Поселения, как городские, так и сельские, таким образом, - первая ступень муниципального управления, имеющая значительный перечень вопросов, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которые касаются всех сфер жизни населения на территории поселения.

Следующий уровень организации местного самоуправления в сельской местности - муниципальные районы. Сама по себе идея организации в районы не нова - еще при Советской власти существовали именно районные органы власти. Однако, как правило, это были органы государственной и партийной власти. В городской местности также существовали районные органы власти. В настоящее время муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах которых мест-

ное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Район реализует вопросы местного значения межпоселенческого характера. Другими словами, он призван оказывать услуги поселениям, может осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в отличие от первого уровня, муниципальные районы могут исполнять отдельные государственные полномочия. Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. В Ставропольском крае в настоящее время действуют 26 муниципальных районов.

Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межсе-ленных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов. Однако в сельской местности возможен и иной тип муниципального образования - городской округ. Для создания такого типа организации местного самоуправления необходим ряд предпосылок. Во-первых, наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения. Во-вторых, наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных вопросов местного значения. Таким образом, не должны ущемляться права жителей, как города, так и прилегающего района. В Ставропольском крае действуют 9 городских округов (города Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск), не связанных с сельскими муниципальными районами.

Формирование системы местного самоуправления осуществляется только при наличии обязательных для муниципальной власти органов и условий. Первое из них - наличие представительного органа власти. Данный орган (название органа может быть различным, в зависимости от исторических, культурных и иных традиций населения, например - Советы, Думы и т.д.) является демократическим элементом местной власти, выразителем интересов избирателей.

Следующий обязательный орган местного самоуправления для всех типов муниципальных образований - глава муниципального образования

(мэр). Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В Ставропольском крае в 25 из 26 муниципальных районов и 9 сельских муниципальных образованиях мэр выбирается из состава депутатов. Исключением является Минераловодский муниципальный район, где глава избирается непосредственно населением. Во всех городских округах и в 287 сельских муниципальных образованиях глава муниципального образования также избирается населением. Третьим обязательным условием является наличие местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Такой орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Можно констатировать, что в современной России организация местного самоуправления носит практически стандартизированный вид в связи с юридическим закреплением на федеральном уровне основных требований к муниципальной власти. Вместе с тем, региональные особенности организации местного самоуправления все же имеются. Связано данное обстоятельство с возможностью самих органов местного самоуправления и населения конкретного муниципального образования не только решать вопросы местного значения, но и формировать те организационные структуры (не входя в противоречие с федеральным законодательством), которые смогут эффективно действовать в местных условиях. В этом и проявляется гибкость и разнообразие организационной системы местного самоуправления в современной России.

В итоге, в настоящее время каждый муниципалитет имеет самостоятельный бюджет, просчитанный с учетом имеющейся в муниципальном образовании экономической базы и численности населения, проживающего на его территории. Впервые сформированы бюджеты муниципальных районов.

В соответствии с административно-территориальным делением территория Ставропольского края представлена совокупностью территорий его сельских муниципальных районов и городов. Следуя той же логике, территорию каждого из сельских муниципальных районов Ставропольского края можно рассматривать как совокупность всех муниципальных образований-поселений, находящихся в его границах. И, наконец, территорию каждого отдельного муниципального образования-поселения составляет совокупность земельных площадей, закрепленных на различных условиях за всеми хозяйствующими субъектами, расположенными в его границах.

Территориальное управление в Ставропольском крае организовано по различным вариантам и схемам. Выделим четыре основных типа территориальной организации муниципальных образований:

- со статусом самостоятельного муниципального образования, в состав которого входит один населенный пункт;

- в составе единого самостоятельного муниципального образования объединяются несколько населённых пунктов, являющиеся его структурными подразделениями;

- в составе единого районного муниципального образования (входят все поселения и территории сельского района);

- в составе городского округа (не входит в муниципальный район). Доминируют муниципальные образования, в состав которых входит

несколько населённых пунктов. Эти муниципальные образования включают либо одно большое поселение в совокупности с небольшими хуторами, либо несколько мелких населённых пунктов, число которых колеблется от двух до десяти.

Наибольшее количество муниципальных образований расположено на территории Ипатовского муниципального района - 17, наименьшее - в Тру-новском муниципальном районе - 7. Из 736 сельских населенных пунктов максимальную долю составляют сельские поселения Кочубеевского муниципального района (51 сельский населенный пункт), а минимальную - Новосе-лицкого и Арзгирского муниципальных районов (по 11 населенных пунктов).

При этом сельских муниципальных образований насчитывается 281 (85,2%), муниципальных районов - 26 (7,9%), городских поселений - 14 (4,2%>) и городских округов - 9 (2,7%). Наибольшее количество сельских муниципальных образований расположено в границах Ипатовского, Кочубеев-ского и Предгорного муниципальных районов, что в первую очередь связано с площадью данных районов и плотностью в них сельского населения.

Из 281 сельского муниципального образования Ставропольского края в 76 (30%) численность населения находится в пределах 2000-3000 человек. Наименьшее количество сельского населения (1500 чел. и менее) проживает в границах 18 сельских муниципальных образований, что составляет 6,3 % от их общего числа. В 23 сельских муниципальных образованиях число сельских жителей превышает 10000 человек. При этом на территории края насчитывается 736 населенных пунктов. В 72 (9,78%) населенных пунктах проживает от 1 до 100 жителей, в 273 (37,09%) - от 100 до 500 человек, в остальных 391 (53,13%о) население насчитывает более 500 человек.

Наибольшая плотность сельского населения наблюдается в Предгорном и Кировском муниципальных районах - 51,8 и 48 человек на 1 кв. км площади соответственно. Рубеж 30 чел./кв. км преодолен в Кочубеевском, Новоалександровском, Георгиевском и Минераловодском, Советском, Шпа-ковском муниципальных районах. В пределах 20-29 чел./кв. км находятся Александровский, Благодарненский, Грачевский, Петровский, Труновский муниципальные районы. Наименьшая плотность сельского населения в Арз-гирском муниципальном районе - 8,1 человек на один квадратный километр.

В конце 2004 года во всех 25 вновь образованных муниципальных районах сформированы представительные органы местного самоуправления

путем делегирования поселениями главы и двух депутатов. Депутатский корпус края пополнился 829 депутатами советов муниципальных районов. На постоянной основе работают 25 руководителей представительных органов местного самоуправления.

Неоднородность сложившихся муниципальных образований вызвана характерными специфическими особенностями Ставропольского края. Это многонациональный регион, многие территории которого отличаются самобытностью, специфичностью исторических, социально-политических, демографических и иных местных традиций. В крае сейчас постоянно проживают около 3 млн. человек, являющихся представителями более 60 национальностей и этнических групп, которых объединяла эта территория на протяжении всей истории России. В муниципальные образования региона входят разнообразные типы поселений, которые всей своей пестротой представлены в крае. Село, станица, аул, хутор, посёлок - вот далеко не полный перечень типов населённых пунктов, встречающихся в его пределах, причём, численность населения в них варьирует от одного человека (например, хутор Егор-лык Труновского района) до 359,7 тысяч человек в краевом центре.

В настоящее время можно смело утверждать о факте завершения правового и организационного этапов оформления системы местного самоуправления в Ставропольском крае. Сформированные муниципальные образования обладают всем необходимым набором условий для эффективной управленческой деятельности. Что касается экономических и социальных условий существования подлинного (в европейском понимании) муниципального управления, то в Ставропольском крае, так же как и в России в целом, существует большое число проблем, решение которых может занять немало времени и требует дальнейшего переосмысления роли и места самоуправления в системе гражданского общества.

В декабре-феврале 2011-2012 гг. проведен репрезентативный опрос в сообществах муниципальных районов и поселений края на тему «Самоорганизация общества и местное самоуправление». Его результаты позволяют дать количественную оценку основным параметрам восприятия гражданами края существующей и возможной муниципальной практики. Приведем основные выводы, которые можно сделать по итогам данного опроса.

Замысел исследования проводился в рамках подготовки магистерской диссертации и предполагал установить:

- уровень жизни населения, его динамику по отношению к другим субъектам федерации и районам;

- основные проблемы, волнующие жителей.

Репрезентативная выборка респондентов состояла из 230 совершеннолетних жителей Ставропольского края, и была квотирована по полу, возрасту и месту проживания (городское и сельское население). Местами опроса являлись сельские районы края, в которых опрашивались жители районных центров и двух-четырех сел, входящих в состав района.

Среднестатистическая погрешность полученных результатов не превышает 3%. По результатам исследования можно сделать выводы о проблематики муниципальных образований глазами их жителей. Основными проблемами, указанными респондентами (проблемы респондент называл самостоятельно), являются: безработица (20,86%) опрошенных, состояние дорог (18,06%о), маленькая пенсия и заработная плата (12,67%о), отсутствие мест досуга (8,75%о), плохое медицинское обслуживание (5,77%), проблемы ЖКХ(5,77%>), плохое состояние школ и детских садов (4,1%), проблемы электрификации и освещения улиц (3,54%), проблемы газификации (2,6%), коррупция властей (2,42), проблемы водоснабжения (2,23%). Затруднились с ответом 2,04% опрошенных. Остальные проблемы (недоверие власти, развал экономики и т.д.), имеющие в совокупности 12 вариантов, не анализировались, так как на каждый указало менее 1% респондентов. На вопросы, касающиеся положения респондента и изменения этого положения, были получены следующие данные.

На вопрос «Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи?» были получены следующие результаты: 53,5% опрошенных отмечает свое положение как «хорошее» и «удовлетворительное», причем колебания заметны только в группировках по возрасту, по половому же признаку данные практически совпадают.

На вопрос «Как изменилось благосостояние Вашей семьи (Вас) за последние два года?» были получены следующие результаты: в целом, только около 30% опрошенных отмечает ухудшение своего положения, 69%> считают, что за последние два года или ничего не изменилось, или улучшилось. При этом удельный вес ответов «ухудшилось» повышается, хотя и незначительно с увеличением возраста опрошенных.

На вопрос «Как Вы считаете, как живет Ставропольский край по сравнению с соседними субъектами РФ» были получены следующие результаты: до 50% респондентов ответили, что Ставропольский край живет хуже, чем соседи. Это объясняется, по нашему мнению, различными факторами, связанными с неблагополучной ситуацией в экономике сельских территорий края. Только 15% респондентов считают, что край живет лучше. Эти данные в какой-то мере коррелируют с данными, полученными на следующий вопрос.

«Схожесть» ответов вопроса «Как Вы считаете, по сравнению с соседними районами края живет Ваш район» можно объяснить некоей установкой, «что у нас все же хуже, чем у соседей». Хотя сельские районы Ставропольского края находятся примерно в одинаковых экономических условиях хозяйствования, мнение населения о состоянии собственного района скорее отрицательное.

На вопрос «Как изменилось состояние дел в вашем районе, населенном пункте за последние два года?» были получены следующие результаты: ответ «Стало лучше» коррелирует с ответами на вопрос об изменение благосостояния семьи. Остальные ответы показывают достаточно очевидную

картину об отсутствии положительных сдвигов в развитие муниципального образования.

Как мы видим, население муниципальных образований края не видит достаточно хороших результатов деятельности своей семьи, своего населенного пункта, сельских районов за последние два года.

Процесс планирования и внедрения мероприятий, повышающих результативность деятельности сельских органов власти, включает осуществление комплекса организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное использование земли, рабочей силы, финансовых и других ресурсов, а также создание благоприятных условий труда и быта, более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Разработка мероприятий может и должна осуществляться специально созданной комиссией (группой), с учётом пожеланий избирателей, опираясь на мнения жителей, выявляемого путём опросов, референдумов. Разработанные проекты утверждаются главой муниципального образования, представительным органом, населением сельсовета. Для повышения заинтересованности группы в конечном результате необходимо разработать систему материального стимулирования, в зависимости от эффективности функционирования проекта на практике.

Основную проблему представляет внедрение мероприятий, поскольку это зависит от обеспеченности необходимыми денежными и материальными средствами, обучению и подбору подходящих кадров для работы. Данный комплекс вопросов необходимо решать как на государственном, так и на муниципальном уровне. Для чего необходимо тщательнее пересмотреть вопросы формирования муниципальной собственности (в том числе муниципальной собственности на землю), создания условий для формирования полноценных местных бюджетов (в том числе учёта специфики муниципальных образований при перераспределении государственных финансовых ресурсов), создания стабильной нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и другие.

Таким образом, социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях Ставропольского края зависит, в том числе, от их принадлежности к городскому или сельскому поселению. В зависимости от этого позитивная в целом картина развития муниципальных образований наблюдается в городах, и обратная ситуация в сельской местности. Результаты проведенных социологических исследований показали, что население не готово на данном этапе воспринимать институт местного самоуправления как полностью отвечающий запросам жителей, при этом не наблюдается роста активности граждан участвовать в решении проблем местных сообществ. Эффективность деятельности института местного самоуправления будет определяться степенью вовлеченности жителей в решение вопросов их жизнедеятельности. Реальное заинтересованное участие жителей в управлении собственными ресурсами для удовлетворения местных потребностей составляет основу развития местного самоуправления. Вместе с тем методы и формы вовлечения населения в

управление и повышение активности граждан является важной задачей деятельности самих органов местного самоуправления.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для решения всех перечисленных проблем необходим комплексный подход, включающий в себя улучшение финансово-экономических возможностей, совершенствование нормативно-правовой базы, активизации просветительской работы с населением, профессиональной подготовки кадров муниципального управления. Все это позволит существенно поддержать развитие местного самоуправления, эффективно выполнять свои полномочия органами власти на муниципальном уровне. Муниципальной сфере необходимы:

- диалог органов местного самоуправления с неформальными объединениями граждан, частными предпринимателями, некоммерческими организациями, средствами массовой информации и другими заинтересованными структурами;

- использование благотворительных программ для стимулирования развития муниципальных районов и поселений при одновременном повышении финансовой ответственности местной власти за социальную эффективность расходов;

- стимулирование развития сектора социальных услуг, в том числе и через поддержку целевых программ и конкретных проектов;

- внедрение передовых технологий управления социальными расходами в деятельности государственных и муниципальных органов власти;

- создание постоянно действующего социологического мониторинга уровня и качества жизни населения всех муниципальных образований.

Литература

1. Федеральный закон № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Официальное издание. М.: Юридическая литература. 2003.

2. Постановление ГДСК «Об основных положениях концепции развития местного самоуправления и краевой программе государственной поддержке местного самоуправления в Ставропольском крае», 2011 .

3. Ставропольский край в цифрах: Ст. сб. / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. 2012 .

4. Современные проблемы местного самоуправления и задачи АСДГ / Материалы Форума глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 2008.

5. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития. http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/ 3928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.