Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
562
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОНТЕНТ / РЕЙТИНГИ / КРИМИНАЛ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / РАЗРУШАЮЩИЕ ФУНКЦИИ / МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ / TELEVISION / CONTENT / RATINGS / CRIME / NEGATIVE IMPLICATIONS / CRUSHING FUNCTIONS / FIGHT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савельева Л.С.

В статье дается оценка влияния телевизионного контента на зрителя. Телевидение в России сегодня явление противоречивое где, как в зеркале отражаются проблемы, существующие в обществе. Как мощное оружие этот самый крупный канал связи способен нести разрушающую функцию. В начале двадцать первого столетия криминальная проблематика по-прежнему вызывает у населения страны повышенный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAM PROBLEMS OF CRIMINAL BROADCAST JOURNALISM

The article estimates the influence of TV content on the viewer. Television in Russia is a contradictory phenomenon where problems existing in society are reflected as if in the mirror. Being the powerful weapon this biggest link is able to possess the crushing function. At the beginning of the twenty-first century the criminal topic is still causing a huge interest in the country's population.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 070/316.77

Савельева Л.С. студент магистратуры 2 курса факультет филологии и массовых коммуникаций Забайкальский государственный университет

Россия, г. Чита

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация:

В статье дается оценка влияния телевизионного контента на зрителя. Телевидение в России сегодня явление противоречивое где, как в зеркале отражаются проблемы, существующие в обществе. Как мощное оружие этот самый крупный канал связи способен нести разрушающую функцию. В начале двадцать первого столетия криминальная проблематика по-прежнему вызывает у населения страны повышенный интерес.

Ключевые слова: Телевидение, контент, рейтинги, криминал, негативные последствия, разрушающие функции, механизмы борьбы.

Savelyeva L.S. postgraduate student 2nd year Faculty of Philology and mass communication

Transbaikal State University Russia, Chita

MAINSTREAM PROBLEMS OF CRIMINAL BROADCAST

JOURNALISM

Annotation:

The article estimates the influence of TV content on the viewer. Television in Russia is a contradictory phenomenon where problems existing in society are reflected as if in the mirror. Being the powerful weapon this biggest link is able to possess the crushing function. At the beginning of the twenty-first century the criminal topic is still causing a huge interest in the country's population.

Key words: television, content, ratings, crime, negative implications, crushing functions, fight mechanisms.

В современной России без доходов от рекламных продуктов, выпускаемых посредствам телевизионных средств массовой информации, не может существовать практически ни один телевизионный канал. Учредителям таких ресурсов для поддержания зрительского интереса приходится прибегать к всё новых схемам привлечения аудитории. Во время развития клипового мышления, аудитории необходимо не только видеть картинку. Контент должен быть не только качественным, но и удовлетворять потребности аудитории. Сенсационность, шокирующие подробности, драма, кровавая картинка, — вот то, что цепляет современную аудиторию. При этом важно отметить, что такой контент рассчитан на массовую культуру.

Поскольку у данной аудитории притуплено критическое мышление.

Одним из таких «рейтинговых крючков», способствующих привлечению внимания аудитории, сегодня полноценно можно назвать криминальную журналистику. Ежедневно в нашей стране только на трёх наиболее просматриваемых каналах, таких как «Первый», «Россия-1» и «НТВ» выходят десятки сюжетов и передач об убийствах, ограблениях, изнасилованиях, мошенничестве. Продюсеры и руководство самых просматриваемых ресурсов не только не собираются уменьшать количество выходящих в свет негативных новостей, но и напротив размещают в своем эфире кадры всё более жестоких преступлений, смакуя и по крупицам воссоздавая детали событий. Многочисленные исследования медиавоздействия на аудиторию как российских, так и зарубежных ученых сегодня доказывают, что обилие информации об убийствах, серийных маньяках, заполненные сценами насилия, негативно влияют на психологическое состояние [1]. Так, исследователь в области масс - медиа Е. Поликарпова [2] анализирует функции электронных СМИ и приходит к выводу, что СМИ в современном обществе выполняют не только позитивные аксиологические функции, но и негативные. В современном обществе весьма эффективно функционирует социальная машина манипуляции общественным сознанием, представляющая собой набор технологий господства, одним из существенных элементов которого являются СМИ [3].

При этом сократить количество криминального контента в современных СМИ, тем самым сокращая негативное воздействие на аудиторию, возможно. Однако, к таким радикальным методам современные средства массовой информации не готовы прибегнуть. Во-первых, такой продукт создаёт высокие рейтинги, во-вторых, эти темы невероятно интересны зрителю более того, зачастую они отражают объективную картину мира, существующую в обществе и культуре нашей страны. Механизм зрительского внимания объясняют психологи: «Три темы цепляют людей на уровне глубинного подсознания - тема смерти, размножения и то, что вызывает рефлекс новизны. В психологии широко известен эксперимент: если человеку быстро-быстро показывать много самых разных картинок, он запомнит картинки про смерть, продолжение рода или что-то совершенно неожиданное» [4].

Любой информации об угрозе жизни обеспечен животный интерес. Она провоцирует на реакцию «беги или сражайся». Иными словами, подобная информация проникает в глубинное сознание индивида и вызывает у него естественный инстинкт самосохранения. Одних зрителей криминальные передачи заставляют мобилизоваться, других - больше ценить свое безопасное положение. Зрители/слушатели/читатели будут говорить, что такого сорта информация им не нравятся, но всегда будут их смотреть, - это своего рода зависимость.

Существует несколько теорий, которые объясняют популярность

криминальных сюжетов на телеканалах. Во время просмотра сцен насилия некоторые люди не пугаются, а испытывают неподдельный интерес — такие люди и составляют «костяк» любителей остросюжетных историй. Их влечет все таинственное и неизведанное. Причем зачастую среди такой категории людей развивается такой тип личности как некрофил. Индивид, просматривающий криминальную хронику, находится в состоянии эйфории. В конце просмотра зритель понимает, что экранизированная ситуация произошла не с ним, а увиденные события научат его бдительности в будущем. Криминальные новости вызывают сильные эмоции у аудитории, поэтому популярность этого жанра обусловлена и тем, что люди пытаются пережить новые ощущения [1].

В начале двадцать первого столетия криминальная проблематика по -прежнему вызывает у населения страны повышенный интерес. По данным ВЦИОМ в России весной 2000 года криминальная тематика в СМИ занимала 63,9% места среди иных тем. Особое значение придается информации, которая может вызвать большой общественный резонанс. Сегодня на телевидении теме криминала уделяется особое место, на эту тему снимают передачи: «Честный детектив», «Человек и закон», «Чрезвычайное происшествие», «Дежурная часть», в Забайкалье - «Время «Ч»». Сегодня зритель все больше склоняется к развлекательным передачам, ток-шоу. И в этой направлении тема криминала не осталась в стороне. На российских телеканалах стали демонстрировать постановочные заседания суда: «Суд идет», «Суд присяжных».

С точки зрения воздействия медиатекстов на аудиторию их можно разделить на: тексты, рассчитанные на одновременное воздействие и на конкретные социальные институты или конкретных лиц, и на сознание массовой аудитории; тексты, рассчитанные на воздействие на сознание массовой аудитории и принципиально рассчитанные на немедленный отклик какого-либо лица или социального института; тексты, требующие в результате немедленной реакции вмешательства в реальную действительность, но не рассчитанные на воздействие на сознание массовой аудитории; тексты нейтральные, информирующие, просвещающие и не рассчитанные на немедленную реакцию. Если говорить о региональных СМИ, здесь в основном журналистские медиатексты криминальной направленности можно отнести преимущественно к последней разновидности медиатекста. Однако не всегда нейтрально направленный медиатекст воспринимается аудиторией. Так, в 2017 году забайкальские СМИ рассказали о распространившемся на просторах интернета видеоролике, где сверстники жестоко избивают девушку. Реакция аудитории была непредсказуемой. На участников кровавой драки была объявлена откровенная охота. Подростки боялись покинуть пределы собственных квартир. В их адрес были направлены многочисленные угрозы. Рядом с домами школьников, избивающих сверстницу, дежурили сотрудники правоохранительных органов. Все это доказывает то, что медиатекст влияет

на массовое сознание аудитории. Причем как одномоментно, так и продолжительно. На протяжении десятилетий журналисты формировали картину мира. В советское время она была «радужной». Тогда цензура запрещала распространять негативную информацию. Это привело к тому, что советский человек был убежден, что в стране нет коррупции, убийств, воровства. Зато просочившаяся информация в зарубежных странах вызывала противоположную реакцию.

Как и тогда, сегодня СМИ влияют на аудиторию. Они способны не только сформировать определенную картину современной действительности, но и направить аудиторию в определенное русло. Сегодня информационную войну можно поставить в один ряд с реальными боевыми действиями. Сегодня массмедиа широко использует в своих текстах различные методы манипуляции.

Зрителей привлекают «жестокие картины», они удовлетворяют жажду поиска правды и справедливости, неотвратимости наказания за совершенное преступление. Люди, когда - либо становившиеся жертвами насилия (нападение хулиганов, обиды детства, непонимание родителей и школы) склонны вновь и вновь возвращаться к травмирующей ситуации. Есть те, кто подсознательно проецирует на себя образ жертвы, в реальной жизни создавая вокруг себя условия для совершения преступления. Этим феноменом наравне с психологами занимаются ученые и юристы. В криминалистике особое внимание уделяется науке о жертвах -виктимологии.

Сегодня в общении с аудиторией журналисты используют массу речевых приемов, например, стараются не только искусственно преувеличить то или иное событие, но и использовать определенные слова: жаргонизмы, профессионализмы, просторечия. Журналист стремиться быть ближе к аудитории, но не с целью быть понятым, а с целью показать, что он находится с человеком как бы «на одной волне». Если в СМИ публикуется информация криминального характера, здесь журналист зачастую использует массу профессиональных слов: оперативные действия, сводки, розыскные мероприятия и т. д. А также нередки и эмоционально окрашенные слова: душегуб, скотократ, насильник, истязатель, ревнивец, тиран и т д. Для наиболее полной картины речевого воздействия на аудиторию мы разберем некоторые материалы забайкальских журналистов, работающих в телевизионных СМИ («Альтес», «Заб24», «Россия-1»).

Любой медиатекст имеет свои определенные «каноны», свои клише. Криминальная журналистика не исключение. Здесь есть свои определенные жанры, свои технологии. Специфика криминальной журналистики устроена таким образом, что технологии так или иначе, способны создать у аудитории атмосферу страха. В данном случае под технологией страха мы понимаем дискомфорт и неуверенность, которую испытывает человек после подобного рода информации. Человек на подсознательной уровне начинает боятся. Не всегда эта боязнь осознана. Она выстраивается на уровне инстинкта

самосохранения. Сегодня новость — это временное создание информационной асимметрии. Симметричное сообщение перестает быть новостью. Чем более событие негативно и неординарно, тем больше вероятность для него стать объектом интереса со стороны СМИ. В современной журналистике есть несколько жанров, которые в итоге создают атмосферу страха у аудитории.

Так, в последнее время стал популярен жанр «слэшер». Он соединяет в своем формате два ключевых инстинкта человека: сексуальный и агрессивный. Потенциальный реципиент СМИ оказывается погруженным в закрытый ранее для него мир: срываются покрова смерти. Этот прием в психологии журналистики получил название «устранение рампы» -уничтожение священных табу, принятых человеческой душой. Так, в современном медиапространстве существуют десятки передач, основанных на жанре «слэшер». Начиная от правовых информационных выпусков: «Дежурная часть», «Время «Ч»», «Человек и закон», «Зона права», заканчивая тематическими передачами: «Военная тайна», «Специальный корреспондент», «Территория заблуждений».

У современного зрителя просто не осталось шанса выбирать телевизионный продукт. Даже каналы, которые специализируется на развлекательном контенте научились ловко вплетать в свою сетку вещания сериалы, пропагандирующие, так называемую криминальную романтику, проекты или реалити - шоу с элементами реконструкции картины преступления. Как пример, одна из самых рейтинговых, развлекательных программ российского телевидения - «Битва экстрасенсов» выходящая в эфир телеканала «ТНТ». Практически в каждом выпуске зрителям рассказывают о жестоком преступлении, убийстве, суициде. Такой синтез и смешивание разных жанров даёт понимание, что криминал в эфире не только не будет искоренён, а напротив - приобретет лишь новые грани не подконтрольные государству и законам этики, морали и нравственности.

Безусловно, кроме деструктивного влияния криминальных новостей на самого зрителя, общая картина реальности, которая складывается ежедневно, представляет образ бандитской России, где царит беззаконие, криминал, страна находится в экономическом и социальном кризисе. Наркотики, суррогатный алкоголь, «оборотни в погодах», насильники и убийцы - всё это занимает, как минимум 50% эфира любой информационной программы. Таким образом, вытесняя новости положительного характера. У зрителя устойчиво формируется мнение, что он живет в стране, где нет справедливости, будущего и перспектив. Все это наносит масштабный урон целой нации. Молодое и_поколение деградирует. Передачи и сериалы такие, как «Зона», «Побег», «Бригада», «Мурка» прививают молодёжи ложные идеалы, происходит подмена понятий, криминал представляется не как, что-то противоправное, а, как мечта, как образ жизни, к которому стоит стремиться. Яркий пример, фильм «Детки» телеканала НТВ, рассказывающий о так называемом «АУЕ» - «Арестантский Уклад Един».

По мнению автора фильма Инны Осиповой «АУЕ» процветает в Забайкалье, подростки живут по тюремным понятиям, собирают деньги для криминальных авторитетов и считают это неким правилом, нормой жизни.

Телевидение в России сегодня явление противоречивое где, как в зеркале отражаются проблемы, существующие в обществе. Как мощное оружие этот самый крупный канал связи способен нести не только разрушающую функцию на зрителя, но и приносить реальную пользу. Именно потому было бы правильнее, если бы учредители ТВ - каналов все же дифференцировали ту информацию, которая потоком выливается на обширную аудиторию страны. К примеру, ограничили показ информационных передач, содержащих сцены насилия и жестокости в дневных эфирах, распределив материалы по сетке вещания с 22 часов до 6 утра. Приоритет должен быть отдан новостям о перспективах страны, международному сотрудничеству, должна произойти переоценка ценностей.

Изменение действующего законодательства - еще один механизм борьбы с преобладанием криминальной информации в отечественном телевизионном контенте. При этом, за нарушения такого законодательства, для учредителей СМИ, необходимо разработать достаточно жесткие санкции. Возможно, в данном случае, оправданно было бы и создание особого контролирующего органа, такого, как например, совет по телевизионной этике. Именно он выступал бы посредником между учредителем канала и зрителем. И прежде, чем выпускать в эфир тот или иной материал, совет предоставлял бы заключение, о том насколько эта информация безопасна и какое влияние может оказать на аудиторию.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание такое понятие, как «журналистская этика». В данном случае, журналист должен в медиатексте преподносить образ преступника в соответствии с реальностью, а не описывать его как национального героя и преступления совершенные им расценивать как деяния, за которые в нашем государстве неминуемо, наступит суровое наказание.

Использованные источники:

1. «Покажут ли убийство в прямом эфире» URL: https://www.gazeta.ru/2006/03/07/oa 191290.shtml

2. Долгина Е. С., Ситникова М. Ю. Криминальная журналистика: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1111-1114.

3. Осипова И. Фильм «Детки» // Официальный сайт телеканала «НТВ». URL: http://www.ntv.ru/peredacha/NT videnie/m54064/o406059/video/

4. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. М., 2002.

5. Суховеева И.А. Криминальные программы на ТВ: влияние на образ современной России. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid= 1162&level 1 =main&level2=articles

6. Шайхитдинова С. К. Смерть в телевизионных новостях: границы допустимого. — Казань, 2013. (с.183)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.