Научная статья на тему 'Актуальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России'

Актуальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3718
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЫНОК КРЕДИТОВАНИЯ / КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / ЗАЛОГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / CREDIT MARKET / CREDITWORTHINESS / COLLATERAL / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манухин А.И.

Статья посвящена рассмотрению современных проблем, с которыми сталкиваются организации малого и среднего бизнеса в процессе кредитования. Развитие российской экономики невозможно без участия малого и среднего бизнеса. Роль таких организаций заключается во внедрении инновационных технологий и в решении важнейших проблем, связанных с безработицей и реструктуризацией экономики. Специфика деятельности организаций малого и среднего бизнеса предполагает повышенный спрос на заемные ресурсы. Однако при обращении в кредитную организацию предприятия малого и среднего бизнеса не всегда могут рассчитывать на получение заемного финансирования. В данной статье будут освещены все факторы, которые препятствуют эффективному взаимодействию банков и организаций в России.The article is devoted to the consideration of modern problems faced by organizations of small and medium-sized businesses in the lending process. The development of the Russian economy is impossible without the participation of small and medium-sized businesses. The role of such organizations is to introduce innovative technologies and to solve the most important problems associated with unemployment and economic restructuring. The specifics of the activities of organizations of small and medium-sized businesses suggests an increased demand for borrowed resources. However, when applying to a credit institution, small and medium-sized enterprises can not always count on obtaining borrowed financing. This article will highlight all the factors that impede the effective interaction of banks and organizations in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В РОССИИ

А.И. Манухин, магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10282

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных проблем, с которыми сталкиваются организации малого и среднего бизнеса в процессе кредитования. Развитие российской экономики невозможно без участия малого и среднего бизнеса. Роль таких организаций заключается во внедрении инновационных технологий и в решении важнейших проблем, связанных с безработицей и реструктуризацией экономики. Специфика деятельности организаций малого и среднего бизнеса предполагает повышенный спрос на заемные ресурсы. Однако при обращении в кредитную организацию предприятия малого и среднего бизнеса не всегда могут рассчитывать на получение заемного финансирования. В данной статье будут освещены все факторы, которые препятствуют эффективному взаимодействию банков и организаций в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, рынок кредитования, кредитоспособность, залоговое обеспечение, кредитные риски.

Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых и средних предприятий в структуре народного хозяйства. Такие предприятия имеют тенденцию к постоянному росту, способствуют созданию новых рабочих мест и стимулируют конкуренцию на рынке. Малый бизнес наиболее чувствителен к колебаниям потребительского спроса и к изменениям конъюнктуры рынка, прибавляя экономике страны дополнительную стабильность. Очень часто перед организациями малого и среднего бизнеса возникает вопрос о финансировании хозяйственных операций. Как показывает зарубежная практика, малые и средние предприятия уделяют особое внимание банковскому кредиту при выборе источников финансирования. Однако, на данном этапе предприятия зачастую сталкиваются с рядом проблем при обращении в кредитную организацию.

Для того чтобы изучить проблемы и вызовы, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса в России, необходимо разделить их на две составные части:

1) проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес; 2) проблемы, с которыми сталкиваются

коммерческие банки при кредитовании малого и среднего бизнеса.

С точки зрения малого и среднего бизнеса основными проблемами получения кредита в России являются: высокие процентные ставки по кредитам; высокие требования при оценке кредитоспособности малого и среднего бизнеса банками; нежелание банков кредитовать стартапы.

С точки зрения российских банков основными проблемами, с которыми сталкиваются при кредитовании малого и среднего бизнеса коммерческие банки, являются: высокие риски невозврата выданного финансирования; отсутствие залогового обеспечения; повышенный уровень операционных затрат; проведение финансового анализа на основе упрощенной отчетности организаций не всегда эффективно.

Возможность привлечения заемных ресурсов для малого и среднего бизнеса позволяет им не только продолжать деятельность в сложные времена, но и развиваться, укрепляя свои конкурентные преимущества. Однако такая возможность есть далеко не у всех организаций.

Доступность банковского финансирования зависит от рентабельности организации, наличия у нее залогового имущест-

ва, срока функционирования, стабильности отрасли и многих других факторов.

Чаще всего компании из малого и среднего бизнеса не используют заемное финансирование из-за его дороговизны. В настоящее время российские предприниматели имеют дело с постепенным снижением покупательной способности населения, что в свою очередь сказывается на рентабельности бизнеса. Рентабельность торговых компаний, которые занимают 33% среди всех организаций малого и среднего бизнеса, составляет 2,9%, строительства с долей в 15% - 1,7%, транспортных фирм с долей в 10% - 1,1%, компаний, проводящих операции с недвижимым имуществом, с долей в 5% - 18,3% [1]. И данные показатели продолжают снижаться за счет повышения НДС и замедления роста развития российской экономики.

Банкам приходится снижать процентные ставки по кредитам малому и среднему бизнесу, чтобы обеспечить спрос на заемные ресурсы среди данной категории клиентов. Процентная ставка по выданным кредитам малому и среднему предпринимательству на конец 2019 составляла в среднем 10-11% годовых. Она складывается из стоимости привлеченных ресурсов, премии за риск, а также из прибыли банка. В российских условиях высокая стоимость заемных средств для малого и среднего

предпринимательства связанна, прежде всего, с высокими рисками, которые берет на себя банк, а также со специфическими чертами этого сегмента бизнеса: несоответствием формального и реального хозяйственного оборота, отсутствием информационной прозрачности, несостоятельным менеджментом. Помимо этого, коммерческие банки хотят получить повышенную процентную маржу, которая способна компенсировать возможные потери при невозврате кредитных ресурсов.

Однако даже если потенциальный заемщик из числа малых организаций имеет возможность оплачивать стоимость заемного финансирования, он может не подходить под критерии оценки кредитоспособности коммерческого банка. Из-этого вытекает следующая проблема для малого и среднего бизнеса - наличие высоких требовании при оценке кредитной организацией финансового состояния потенциального заемщика.

Кредитоспособность заемщика - это способность лица или организации, получившей финансирование, выплатить основную сумму долга и проценты по кредиту в полном объеме и в отведенные сроки. Ее оценка проводится на основании особых критериев, применимых с учетом специфики деятельности заемщика (табл. 1).

Критерии Особенности малого и среднего бизнеса

«Солидность» - уровень ответственности менеджеров, отсутствие просрочек по ранее полученным займам. Субъекты малого и среднего бизнеса могут привлекать кредитные ресурсы, которые трудно отследить и проконтролировать качество обслуживания задолженности по ним.

«Результативность» - уровень эффективности производства и реализации продукции, а также конкурентоспособность продукции. Заемщик имеет склонность скрывать свои реальные доходы и финансовое положение. С одной стороны, он пытается приукрасить собственное положение, чтобы получить одобрение займа. С другой стороны, он может скрывать некоторые доходы, которые он получает неофициально.

«Реальность» - возможность эффективно осуществить проект. Низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей и некачественное ведение бухгалтерского учета приводит к неспособности предоставить необходимые документы или составить грамотный бизнес-план.

«Возвратность» - возможность реализовать залоговое обеспечение заемщика, если проект не осуществиться. Недостаточный уровень залогового обеспечения, низкая ликвидность залога.

«Безопасность» - наличие обеспеченности кредита юридической ответственностью заемщика. Активы, используемые в хозяйственной деятельности, часто оформляются на членов семьи предпринимателя и не принадлежат ему по праву собственности.

Таблица 1. Особенности оценки кредитоспособно субъектов малого и среднего бизнеса

Банки принимают во внимание характерные особенности видения малого и среднего бизнеса и не полагаются только на финансовый анализ. Они также анализируют имидж потенциального заемщика, его опыт в ведении бизнеса, конкурентную среду, а также подверженность влиянию внешних факторов.

Организации малого и среднего бизнеса менее стабильны, чем крупные компании, поэтому банки стараются учесть все сигналы, означающие дальнейшее ухудшение работы потенциального заемщика. Для организаций малого и среднего бизнеса это чревато отказами при получении займов, увеличением процентной ставки или снижением сроков кредитования.

Следующей проблемой, связанной с кредитованием малого и среднего бизнеса, является нежелание коммерческих банков кредитовать стартапы. Из-за того, что бизнес функционирует только на бумаге и реальной деятельности не ведет, для банка увеличиваются риски невозврата финансирования. У организаций малого и среднего бизнеса, которые функционируют минимум от 3 до 6 месяцев, гораздо больше шансов получить заемное финансирование.

Единственной возможностью получить банковский кредит на открытие нового бизнеса является наличие гарантий возврата полученных средств. Такой гарантией может выступать поручительство или залог. Более желанным для кредитной организации является залог недвижимого имущества, который увеличивается шансы на получения займа для стартапа, а также позволяет получить большие суммы финансирования. Желание получить в залог недвижимость обусловлено стремлением банков обезопасить себя от рисков невыплат по кредитам, поскольку кредитование данной категории заемщиков имеет высокий процент невозврата. По этой же причине ставка за использование заемного финансирования для стартапов несколько выше, чем для уже функционирующего малого или среднего бизнеса.

Еще одной возможностью получить банковский кредит для стартапа является наличие поручительства, при этом поручи-

телем должна стать солидная и рентабельная компания, которая сможет вернуть банку суммы ранее выданных сумм в случае банкротства стартапа. Поручителем может выступить и сам предприниматель, при наличии у него еще одного бизнеса с высокой финансовой стабильностью.

Для увеличения шансов на положительное решение банка, потенциальному заемщику необходимо иметь собственные средства, которые он вложит в бизнес. Однако в случае, если сумма собственных средств меньше определенного уровня, кредитная организация с большей вероятностью откажет в кредитовании.

В современных условиях размещение привлеченных ресурсов через кредитование для банка почти всегда означает получение прибыли. Однако, если мы возьмем сегмент кредитования малого и среднего бизнеса, то увидим, что банки с неохотой выдают кредиты этой категории заемщиков. Это, прежде всего, связано с проблемами, возникающими во время работы с такими клиентами.

Первая проблема, с которой сталкиваются банки - это высокие риски, сопутствующие кредитованию малого и среднего бизнеса. Они возникают из-за поверхностной разработки малым и средним предпринимательством бизнес-планов, сравнительно низкой прозрачностью этого сегмента рынка и из-за отсутствия или недостатка ликвидного залога. Существует также ряд неблагоприятных факторов, который оказывает негативное влияние на принятие решения о кредитовании субъекта малого или среднего бизнеса. К таким факторам относятся наличие некомпетентного руководящего состава, отсутствие у менеджмента опыта ведения бизнеса, отсутствие крупного собственного капитала, использование неэффективной маркетинговой политики, а также наличие у субъекта малого и среднего бизнеса короткой кредитной истории или вовсе ее отсутствие.

Помимо этих проблем, банками также выделена неблагоприятная тенденция среди малого и среднего бизнеса - субъекты этого сегмента рынка обращаются за займом только в случае крайней необходимо-

сти, то есть при значительном ухудшении финансового положения. В случае успешной деятельности предприятия малого и среднего бизнеса стараются обходиться собственными денежными ресурсами. При работе с подобными клиентами банк изначально подвергает себя высокому кредитному риску, тем более, если заемщику требуется крупный долгосрочный кредит.

Следующей проблемой для банков является отсутствие у малого и среднего предпринимательства достаточного размера собственных ресурсов, которые они бы могли оставить в залог.

Практически все российские банки применяют к субъектам малого и среднего бизнеса залоговое кредитование. Поскольку кредитование этого сектора является высоко рискованным сферой ссудной деятельности, банки требуют от заемщика предоставления ликвидного залогового обеспечения, а также гарантии и поручительства. Чаще всего, банки предпочитают залог недвижимого имущества. Более того, если поручительство оформляется, то оно распространяется не только на менеджеров и участников фирмы, но и на их ближайших родственников, а также на партнерские и дочерние предприятия

В случае, когда у заемщика отсутствует залоговое обеспечение или его стоимость не покрывает выданного займа, банки приравнивают такие ссуды к нестандартным и создают резерв на возможные потери, что в свою очередь делает этот кредит для малого и среднего бизнеса дороже.

Для коммерческого банка кредитование малого и среднего бизнеса также связано с высокими операционными издержками. В данном случае для того, чтобы разместить сумму, которая приходится на 1 крупного клиента, необходимо выдать финансирование десяткам, а может и сотням малых организаций. В данном случае возрастают и издержки при финансировании данной категории клиентов, ведь банку необходимо оценить финансовое состояние каждого заемщика из малого и среднего бизнеса. Процесс оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса по трудозатратам схож с оценкой кредитоспособности крупного бизнеса. Кредитные организации пы-

таются минимизировать операционные расходы на кредитование малого и среднего предпринимательства путем внедрения скорринговых программ, однако их использование не применимо для всех заемщиков данной категории. Это происходит из-за наличия у некоторых организаций упрощенной системы учета и отчетности.

Для коммерческого банка данное явление также считается неблагоприятным фактором из-за того, что финансовая отчетность, предоставленная малым предпринимательством, не является полной, а дополнительная информация о денежном потоке, доходах будущих периодов, потребности в заемных ресурсах и вовсе отсутствует. Упрощенная система налогообложения чаще всего привлекает начинающих предпринимателей, облегчая им вхождение на рынок, а также позволяя избежать полноценной постановки бухгалтерского учета. Но несмотря на все плюсы данной системы для малого бизнеса, при рассмотрении кредитной заявки в банке возникают некоторые погрешности при оценке финансового положения такого заемщика. Для того чтобы нивелировать эти погрешности банкам необходимо создать эффективную программу оценки кредитоспособности таких заемщиков с учетом их специфики, чтобы обеспечить высокий уровень возвратности выдаваемых кредитов.

Как известно, полноценная оценка кредитоспособности потенциального заемщика складывается из двух категорий анализа - финансового и нефинансового. Нефинансовый анализ кредитоспособности заемщика включает в себя оценку его деловой репутации и уровня влияния внешних факторов на его деятельности, а также другую качественную информацию.

Финансовый анализ кредитоспособности - это расчет специальных количественных показателей, характеризующих финансовое положение заемщика, а также дальнейшая их оценка. В основном, этот этап является завершающим при оценке кредитоспособности. В российской практике существует стандарт, который разработан Ассоциацией российских банков, позволяющий оценивать фактическое фи-

нансовое положение предприятий малого и среднего бизнеса. Эта методология является результатом обобщения передового опыта и сочетает в себе алгоритмы и рекомендации для проведения финансового анализа и оценки потенциального заемщика - субъекта малого или среднего бизнеса. В качестве ключевых показателей рекомендуется использовать коэффициенты ликвидности, оборачиваемости, финансового устойчивости, прибыльности и обслуживания долга. Методология Ассоциации российских банков содержит рекомендации для оценки частных долгов фирмы, а также раскрывает принципы консолидации отчетности на основе группового подхода [2]. Такой подход, несомненно, улучшит качество оценки потенциального заемщика - субъекта малого или среднего бизнеса, а также упростит для банка принятие решений о выдаче кредитов.

Несмотря на все положительные аспекты методологии Ассоциации российских банков, стандарт не решает вопросы оценки качественных показателей кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. К сожалению, в России при анализе кредитоспособности заемщика почти не используются качественные показатели. Банки России применяют методики анализа, которые базируются на основе анализа финансового положения заемщика. Это чревато тем, что при оценке кредитоспособности почти не учитываются качественные характеристики надёжности заемщика такие, как уровень легальности бизнеса и доля легальных доходов. Банк вполне допускает наличие у субъекта малого и среднего бизнеса почти 50% объема выручки, никак не подтвержденной официально. Поэтому на данном этапе необ-

ся методологии оценки клиентов с целью повысить значимость качественных показателей, которые позволяют распознать и отсеять неблагоприятных заемщиков, а также защитить банк от просроченной заложенности.

В настоящее время к вышеперечисленным проблемам кредитования малого и среднего бизнеса в России добавляется ухудшение финансового состояние организаций данного сегмента рынка, которое происходит на фоне пандемии коронави-русной инфекции и нарушении спроса и предложения на мировой нефтяном рынке. При этом российские банки также реагируют на данную ситуации и снижают свою кредитную активность. Финансовое состояние малых и средних компаний ухудшается за счет ограничений на осуществление деятельности предпринимателей, которое направлено на сдерживание распространения коронавирусной инфекции, а также за счет снижения покупательского спроса населения в сложившейся обстановке. При этом сильнее всего пострадают сферы услуг, непродуктовой торговли, а также рестораны и кафе.

Сегодня малый и средний бизнес переживает не лучшие времена потому, что помимо уже имеющихся проблем, он принимает на себя удар от экономического кризиса, вызванного эпидемией коронави-русную инфекции. При этом прогнозы специалистов не утешительные, многие врачи-эпидемиологи предполагают, что данная эпидемия еще долгое время будет угрожать жизням людей. В этой связи организации малого и среднего бизнеса являются менее защищенным субъектом экономики, который принимает на себя основной удар от последствий данной инфекции.

ходимо внесение изменений в сложившие-

Библиографический список

1. Cайт Федеральной Налоговой Службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pb.nalog.ru/calculator.html

2. Стандарты кредитования клиентов сегмента малого и среднего предпринимательства 2017 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arb.ru/b2b/docs/standarty_kreditovaniya_klientov_segmenta_malogo_i_srednego_predpri nimatelstva -1530642/

3. Анализ механизма государственной финансовой поддержки по развитию кредитования малого и среднего бизнеса в России // Кравченко Е.Н., Дильман Д.А. // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №5 (106). - С. 99-107.

4. Бондаренко А.В. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и возможности // Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях». - М., 2017. - С. 93-100.

5. Проблемные вопросы кредитования малого и среднего бизнеса в России / Белкина Е.Н., Лаврентьева Т.Э. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 81. - С. 441444.

6. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса со стороны банков / Данчи-на А.С., Белоусов А.Л. // Финансовая экономика. - 2019. - № 12. - С. 439-445.

ACTUAL PROBLEMS OF LENDING SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

IN RUSSIA

A.I. Manukhin, Graduate Student

Finance University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the consideration of modern problems faced by organizations of small and medium-sized businesses in the lending process. The development of the Russian economy is impossible without the participation of small and medium-sized businesses. The role of such organizations is to introduce innovative technologies and to solve the most important problems associated with unemployment and economic restructuring. The specifics of the activities of organizations of small and medium-sized businesses suggests an increased demand for borrowed resources. However, when applying to a credit institution, small and medium-sized enterprises can not always count on obtaining borrowed financing. This article will highlight all the factors that impede the effective interaction of banks and organizations in Russia.

Keywords: small and medium-sized enterprises, credit market, creditworthiness, collateral, banking system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.