Научная статья на тему 'Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов'

Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2785
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ / ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алёхин Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов»

2. Акулова О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб., 2004.

3. Лазурский А. Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.

4. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб.,

1996.

5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя. СПб., 2005.

6. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2009

7. Training — Made in Germany. iMOVE Федеральный институт профессионального образования. www. imove-germany. de

8. LeaNet на базе сервера http://www. leanet. de.

9. Training and Development Agency for Schools. www. tda. gov. uk

А. Н. Алёхин,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕСТВА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Внешние и внутренние вызовы современного периода развития российского общества: финансовая нестабильность,

социально-экономические процессы, связанные с глобализацией, массовые потоки миграции населения, неадекватность традиционных общественных институтов складывающимся условиям и пр., актуализируют необходимость выработки адекватных ответов — новых форм организации общественной жизни. Стратегия перехода к инновационному развитию, провозглашаемая руководством страны, — единственно возможный путь развития общества в меняющемся мире. В ней сформулированы в общих чертах подходы к решению актуальных проблем в сфере экономики, политики, образования, здравоохранении, социального обеспечения населения.

Однако парадоксом любых инноваций становится тот факт, что жизнь человека, ее качество, объявляясь целью предлагаемых перемен, являются и необходимым средством реализации последних. Во имя заявляемых перспектив человек вынужден отказаться от сформированных ранее способов жизни и осваивать новые. Но очевидно, что человек не может быть уподоблен элек-

тронному устройству, которое, независимо от сложности, переключается в требуемый режим функционирования по команде оператора. Игнорирование «человеческого фактора», возможно, главная причина торможения социально-политических преобразований российского общества во всех инновациях последнего двадцатилетия. Это представляется тем более значимым, что для России, имеющей собственную историю социального и культурного развития, «проблема человека» несет особый смысл.

Данные эпидемиологических и социологических исследований последних десятилетий демонстрируют неуклонное снижение показателей, характеризующих общее и психическое здоровье населения, в том числе детей и подростков, эпидемический рост алкоголизма в стране, наркотической и токсико-зависимостей, девиантности поведения в подростковом возрасте, вовлечения малолетних в противоправную деятельность (Баранов А. А. и соавт., 2005; Юревич А. В., Цапенко И. П., 2007; КошкинаЕ. А. и соавт., 2008; Алёхин А. Н., Вертячих Н. Н., 2010; Двадцать лет реформ..., 2011). Наиболее очевидным и не требующим комментариев показателем удовлетворённостью жизнью

россиян стал уровень самоубийств в российском обществе, по которому страна неизменно занимает лидирующие позиции в мире (Suicide rates..., 2011).

Казалось бы, эти вопросы, точнее, проблема человека в меняющемся мире, должна стать, наряду с нанотехнологиями, приоритетным предметом научных исследований и разработок, осуществляемых при поддержке государства. Однако опыт обращения в инстанции, принимающие к утверждению программы фундаментальных научных исследований и федеральные целевые программы, свидетельствует, по меньшей мере, о недостаточном понимании всего, изложенного выше.

А речь идёт, по сути, о психической адаптации человека, проблеме, которая является системообразующей для предмета «Клиническая (медицинская) психология» (Алёхин А. Н., 2010). Подобно тому, как поддержание жизни организма в изменяющихся условиях физической среды обеспечивается механизмами гомеостазиса, целенаправленное поведение человека от рождения до смерти обеспечивается выработкой и поддержанием стереотипов видения, переживания и действования в социальной среде. И точно так же, как организм переживает стресс, сталкиваясь с факторами среды, представляющими непосредственную угрозу способу его существования, психика человека испытывает глубинные трансформации при изменении социальных условий жизни, которые по психологическим механизмам переживаются как угрозы целостности личности. В этом смысле большинство россиян переживают хронический стресс: вырабатываемые формы поведения не поспевают за меняющимися условиями существования. Такие условия обычно моделируются в экспериментах для изучения неврозов (Хананашвили М. М., 1978; Александровский Ю. А., 1992; Бодров В. А., 2000). Не стоит ожидать активной осознанной включённости людей, переживающих хронический стресс, в процессы формиро-

вания гражданского общества, в процессы инноваций и модернизаций. По психологическим причинам человек в таком состоянии озабочен собственным выживанием и выживанием близких. Никакие призывы и агитация не сделают его участником созидательной деятельности. Собственно, этот феномен мы и наблюдаем на всех уровнях социальной организации: от преступности несовершеннолетних до громких коррупционных скандалов во власти.

Несмотря на отчетливую психологическую подоплеку описанных процессов, психология как наука недостаточно включается в осмысление проблем адаптации человека в инновационно развивающемся мире. И еще дальше она от реальных попыток их практического решения. Как справедливо заключают авторы монографии «Проблемы психологического исследования...» (Анцупов А. Я. и соавт.,), ни развал СССР, ни массовые перемещения людей, ни трагедии межнациональных конфликтов не стали предметом диссертационных исследований. Жизнь сама по себе, психология — сама по себе. Об этом в своем аналитическом докладе говорит и председатель экспертного совета по психологии в ВАК Д. И. Фельдштейн. Конечно, тому есть и объективные основания: во времена коммунистической идеологии психология к решению практических задач не допускалась. А когда возможность и необходимость в этом возникли, решать практические задачи оказалось и некому и нечем. Показалось было, что переводы книжек начала прошлого века спасут положение, но уже скоро стало понятно, что и не про нас они и не для нас (Алёхин А. Н., 2009).

В самом деле, общая психология до сих пор пытается опираться на знания, полученные в 30-е гг. прошлого столетия, когда и мир был другим, и, согласно той же культурно-исторической концепции, по-другому формировался и человек. В современных условиях умножения картин мира, тотальной виртуализации реальности, цен-

ностных сдвигов процессы формирования психических функций, личности, социума требуют новых серьёзных проблематиза-ций и разработок. Как можно выстраивать учебно-воспитательный процесс, образование, не имея представлений о факторах, условиях, этапах формирования личности, нарушениях психического развития в нынешних условиях? Таких категорических вопросов накопилось огромное множество, и они продолжают копиться, а в это время в академических психологических институтах и в статьях, выполненных на гранты РГНФ, ведутся высокопарные дискуссии о способах познания истины и преимуществах тех или иных гносеологических парадигм.

Благо, клиническая психология, исторически развиваясь как продолжение и экспансия врачебной практики в область высших проявлений человеческого, всегда отличалась здоровым прагматизмом и опиралась на строгие методы естествознания (Сироткина И. Е., 1995; Ярошевский М. Г., 1996; Алёхин А. Н., 2009). Поэтому и сейчас клиническая психология развивается в зоне самых актуальных проблем обеспечения жизни и деятельности человека: в образовании, здравоохранении, социальной помощи населению, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф. Профессиональная подготовка специалистов для решения таких задач и является основным направлением деятельности кафедры клинической психологии университета им. А. И. Герцена — университета, который имеет богатые традиции развития естественнонаучного психологического знания.

В последние годы кафедрой в инициативном порядке развернуты и ведутся научные исследования закономерностей влияния стрессовых (измененных) условий на формирование личности и социальную адаптацию детей, подростков и взрослых.

В рамках программы системного изучения психологической адаптации человека проведены широкие исследования

эпидемиологии и феноменов социальнострессовых расстройств среди населения трудоспособного возраста в условиях экономического кризиса (Алёхин А. Н., Вертячих Н. Н., 2010). Определены критерии формирования групп динамического наблюдения в системе психопрофилактических мероприятий, реализуемых на крупном промышленном предприятии, показана существенная роль личности в процессе адаптации к изменяющимся социальноэкономическим условиям.

Лабораторией психического здоровья (зав. Бортникова Е. Г.) под патронатом городской прокуратуры и администрации Колпинского района реализована программа массовых клинико-психологических исследований учащихся. Работа выполнялась в русле традиционного для кафедры профилактического направления (Ананьев В. А., Малыхина Я. В., Васильев М. А., 2003). В ней принимали самое непосредственное участие студенты и аспиранты кафедры и факультета. Фрагменты этого исследования отражены в выпускных квалификационных работах студентов, готовящихся к защите диссертациях аспирантов кафедры. Установлены принципиально новые факты о психологических механизмах регуляции поведения подрастающего поколения, которые требуют ещё своего осмысления.

Механизмы и факторы психологической адаптации исследуются также в контексте проблем социализации детей-сирот — воспитанников специальных учреждений, а также детей и подростков, имеющих психотравмирующий опыт. В частности, изучены отдаленные последствия для формирования личности вовлеченности детей в вооруженные межнациональные конфликты (Егоркина Т. В., 2009). Системно анализируются закономерности развития эмоционально-волевой сферы в процессе становления личности и социализации здоровых и больных детей и подростков (Астапов В. М., Малкова Е. Е., 2011).

Традиционным направлением научноисследовательской деятельности кафедры является изучение особенностей формирования психических функций и личности, а также психологическое сопровождение семейной и внесемейной социализации детей и подростков с физическими ограничениями, аномалиями развития, поражениями центральной нервной системы, соматическими заболеваниями (Аринцина И. А., 2009; Вой-нова Е. Ю., 2009; Грошева Е. В., 2009; Пятакова Г. В., Виссарионов С. В., 2009; Белан Е. Е., 2010; Лассан Л. П., 2010). На базе Городской детской больницы № 1 проведена серия исследований, посвященных проблемам адаптации детей к условиям болезни и госпитализации, роли семьи и индивидуальнопсихологических особенностей ребенка в преодолении стресса заболевания и его клинической динамике (Аринцина И. А., 2010).

Самостоятельное направление исследований развёрнуто в сфере клиникопсихологического обеспечения лечебного и реабилитационного процесса в медицинских учреждениях, как общего профиля, так и специализированных.

Проблема реабилитации больных весьма значима в клинике психических заболеваний. Современные фармакологические средства обеспечивают длительные ремиссии в течение заболевания, однако ресоциализация выпадает из сферы деятельности врачей-психиатров. И в этом направлении нужны углублённые клинико-психологические исследования, направленные на разработку технологий психологической коррекции поведения и системы отношений личности, нарушенных вследствие основного заболевания (Янковская Е. М., 2008). Сохраняет свою актуальность и активно разрабатывается сотрудниками кафедры тема психологического обеспечения реабилитации наркозависимых и лиц, зависимых от алкоголя (Кулаков С. А., Ваисов С. Б., 2006; Миназов Р. Д., 2010; Яро-винская А. В., Алёхин А. Н., 2010).

Новое самостоятельное направление исследований развёрнуто в тесном сотрудни-

честве с Институтом сердца и сосудов ФГУ «ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова». Данное направление, разрабатываемое с учетом достижений в области психосоматической медицины (Кулаков С. А., 2010), реализует комплексный подход к психологическим проблемам профилактики, фармакологического, хирургического и инновационного высокотехнологичного лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые до сих пор в России являются главной причиной смерти и потери трудоспособности (А11еМег S. & а1., 2008).

В настоящее время профилактика заболеваний сердца, являясь приоритетной задачей здравоохранения, оказывается недостаточно обеспеченной знаниями о психологических механизмах формирования поведенческих факторов риска сердечно-сосудистых расстройств, что определило содержание одного из направлений исследований. Сотрудниками кафедры совместно с научноисследовательским отделом артериальной гипертензии ФГУ «ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова» проводятся эпидемиологические и профилактические медико-психологические обследования трудоспособного населения, имеющие своей целью выявление психологических механизмов формирования «нездорового» поведения, а также специфики психосоматических и соматопсихических соотношений на начальных стадиях кардио-метаболических расстройств. На основании полученных данных планируется выделение психологических маркеров риска сердечнососудистых заболеваний, в перспективе — научное обоснование их психологической коррекции. Обобщение предварительных результатов исследований по этому направлению позволило выявить целый ряд проблем и не разработанных вопросов, раскрывающих перспективы для сотрудничества медиков и психологов и совместного научного поиска (Ротарь О. П. и соавт, 2011; Трифонова Е. А. и соавт., 2011).

Широкие возможности для повышения качества жизни больных с уже раз-

вившейся сердечно-сосудистой патологией представляет научно обоснованная медико-психологическая помощь. Психологическое сопровождение пациента на диагностическом этапе и разных фазах лечебно-восстановительного и реабилитационного процессов в кардиологии признается сегодня как самостоятельное и весьма значимое средство повышения эффективности медицинских вмешательств. Вместе с тем технологии подобного сопровождения остаются недостаточно разработанными либо затрагивают только отдельные этапы взаимодействия врача и пациента.

Для системного изучения данной проблемы на кафедре запланированы и реализуются исследования, направленные на выявление роли психологических факторов в формировании у пациентов готовности к регулярным диагностическим обследованиям, установки на сотрудничество с врачом, приверженности лечению, закономерностей изменения системы отношений и адаптации к условиям кардиологического заболевания на разных этапах получения медицинской помощи, в том числе в контексте взаимоотношений «врач—больной».

Принципиально новой является разработка психологических проблем, возникающих в условиях инновационного высокотехнологичного лечения заболеваний сердца. Внедрение новых медицинских технологий, существенно изменяя ситуацию лечения и взаимодействия врача и пациента, порождает ряд психологических феноменов, требующих обязательного учета для обеспечения положительной динамики качества жизни больных. Сотрудниками кафедры совместно с научноисследовательским отделом интервенционной аритмологии ФГУ «ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова» запланированы и реализуются исследования переживаний пациентов с нарушениями ритма сердца на разных этапах интервенционного лечения. Полученные предварительные ре-

зультаты позволяют обозначить специфику личностного реагирования больных на ситуацию высокотехнологичного лечения, что существенно для медицинского и психологического прогноза, а также для психологического содержания контакта врача и пациента (Алёхин А. Н. и соавт., 2011а; Алёхин А. Н. и соавт., 2011 б; Чумакова И. О., 2011). Данное направление нуждается в дальнейшей разработке с целью внедрения результатов в практику оказания помощи пациентам с заболеваниями сердца. Для обеспечения исследований этой проблемы кафедрой подготовлена заявка на грант в Российский гуманитарный научный фонд.

Изучение психологического аспекта высокотехнологичного лечения, безусловно, должно дополняться новыми разработками в сфере психологического сопровождения хирургического лечения, а также терапии и реабилитации при разных формах сердечной патологии с учетом достижений в области высокотехнологичной диагностики и поддерживающего лечения (Андреева Е. В. и соавт., 2011). В этом направлении кафедра сотрудничает с Городской больницей № 40, а также с научно-исследовательским отделом некоронарогенных заболеваний сердца ФГУ «ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова».

Практика оказания помощи больным с сердечно-сосудистой патологией является плодотворной почвой для междисциплинарного сотрудничества врачей и психологов, позволяет увидеть новые ракурсы известных проблем лечебнопрофилактического и реабилитационного процессов в соматической клинике.

Это и другие направления научных исследований, помимо решения актуальных практических задач, стоящих перед специалистами, работающими в сфере человек— человек, призваны укрепить и обогатить содержание и формы профессиональной подготовки специалистов, клинических психологов — воспитанников кафедры. Студенты кафедры с первых дней обучения

погружаются в проблемную среду практической деятельности. На кафедре функционирует студенческое научное общество «Академия», предоставляющее студентам широкие возможности для самостоятельной работы. Работает аспирантский семинар, в задачу которого входит обсуждение проблем клинической психологии в контексте тематики диссертационных исследований.

Организационной формой систематической теоретико-методологической работы кафедры является постоянно действующий межвузовский семинар, посвященный актуальным проблемам клинической (медицинской) психологии и смежных специальностей.

Осенью 2010 г. в стенах РГПУ им. А. И. Герцена состоялась первая международная научно-практическая конференция: «Клиническая психология: теория, практика и обучение», которая привлекла внимание широкого круга специалистов, работающих как в России, так и за рубежом. На ней обсуждался широкий круг означенных вопросов, а по результатам обсуждения была принята специальная резолюция, предписывающая организацию профессионального сообщества клинических психологов.

С 2011 г. кафедрой организована и осуществляется профессиональная переподготовка психологов для работы в здравоохранении, образовании, социальных службах, и уже получены первые государственные заказы на эту работу.

К сожалению, очевидная специфика учебно-воспитательного процесса, реализуемого на кафедре, не всегда адекватно учитывается в условиях стандартизации и централизованного управления учебным процессом. Это касается и возможностей кадрового обеспечения: преподаватели-

совместители составляют «золотой фонд» кафедры, так как при существующих экономических отношениях только они могут обеспечить студентов практической работой в учреждениях; и возможностей подготовки молодых преподавателей: установ-

ленные сроки обучения в аспирантуре — 3 года, которых, может быть, и хватает для других специальностей, совершенно недостаточно для проведения качественных исследований в сфере клинической психологии. Внедряемые формы учебного процесса — информационные ресурсы, самостоятельная работа студентов и пр., не вполне адекватны задачам обучения студентов, где именно непосредственное взаимодействие с человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации или больным, есть необходимое условие обучения будущего специалиста. Даже установленная численность групп студентов, вполне допустимая для аудиторного занятия, например, не может быть соблюдена при занятиях в детской больнице или в психоневрологическом диспансере.

Проблемы можно перечислять долго. Достаточно сказать, что, появившийся внезапно, хотя и долгожданный, образовательный стандарт по специальности «030401 — Ки-ническая психология» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №2057) оказался компиляцией различных видений предмета, вне какого бы ни было учета результатов коллективного обсуждения его проекта и предложений специалистов; теперь профильные образовательные учреждения испытывают серьёзные трудности с его реализацией.

Остается надеяться и верить, что в обществе, претендующем на статус демократического, человек — непосредственный участник и деятель такого общества, его чаяния и страдания станут предметом внимания и заботы не только в периоды предвыборных баталий. Тогда специалисты — медицинские (клинические) психологи, выпускники кафедры будут ещё больше востребованы всеми гуманитарными институтами, предназначенными для воспитания и формирования человека, сохранения его работоспособности и здоровья, профилактики заболеваний и коррекции нарушений развития.

Литература

1. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева С.-Петербург. 1992. № 2. С. 3—12.

2. Алёхин А. Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена). СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. — С. 27—32.

3. Алёхин А. Н. О предмете медицинской психологии. Исторический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 87—96.

4. Алёхин А. Н., Вертячих Н. Н. Клинико-психологический анализ нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях // В мире научных открытий. 2010. № 1—3. С. 125—129.

5. Алёхин А. Н., Трифонова Е. А., Лебедев Д. С., Михайлов Е. Н. Психологические проблемы в аритмологии (на модели фибрилляции предсердий) // Вестник аритмологии. 2011. № 63. С. 45—54.

6. АлёхинА.Н., ТрифоноваЕ. А., ЧумаковаИ. О.,ЛебедевД. С.,МихайловЕ.Н.Клиническиефакторы качества жизни больных с фибрилляцией предсердий, проходящих интервенционное лечение // Бюллетень Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова. 2011. [в печати]

7. Ананьев В. А., Малыхина Я. В., Васильев М. А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

8. Андреева Е. В., Гончарова Н. С., Трифонова Е. А., Моисеева О. М. Эмоциональный статус и качество жизни пациентов с легочной артериальной гипертензией // Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, ноябрь 2010 г. Вып. Х. / Под общ. ред. В. И. Мазурова. СПб.: СПб МАПО, 2010. С. 4—8.

9. Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935—2007 гг. / Под ред. проф. А. Я. Анцупова. М.: Студия Этника, 2007.

10. Аринцина И. А. Опыт работы медицинского психолога в детском многопрофильном стационаре // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена). СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. С. 213—220.

11. Аринцина И. А. Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденности в системе взаимодействия с близким взрослым // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 255—260.

12. Астапов В. М., Малкова Е. Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011.

13. Баранов А. А., ЩеплягинаЛ. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4—8.

14. Белан Е. Е. Психология диалогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, страдающими психической депривацией: Автореф. ... канд. психол. наук, СПб., 2009.

15. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000.

16. Войнова Е. Ю. Психогенные факторы нарушения здоровья у старших дошкольников: Авто-реф. . канд. психол. наук, СПб., 2009.

17. Грошева Е. В. Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка (в связи с задачами психологического сопровождения семьи): Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2009.

18. Двадцать лет реформ глазами Россиян (опыт многолетних социологических замеров): Аналитический доклад. [Электронный ресурс]. М.: Институт социологии РАН, 2011. 304 с.

19. Егоркина Т. В. Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков-свидетелей и участников межэтнического конфликта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.

20. Кошкина Е. А., Спектор Ш. И., Сенцов В. Г., Богданов С. И. Медицинский, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. М.: ПЕР СЭ, 2008. 288 с.

21. Кулаков С. А. Психосоматика. СПб.: Речь, 2010.

22. Кулаков С. А., Ваисов С. Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. СПб.: Речь, 2006.

23. Лассан Л. П. Возрастные аспекты нарушений когнитивных функций при локальных повреждениях мозга различного генеза // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 1 (36). С. 41—47.

24. Миназов Р. Д. Психодрама в реабилитации наркозависимых: Автореф. дис. ... канд. мед. на-ук.СПб., 2010.

25. Пятакова Г. В., Виссарионов С. В. Исследование качества жизни подростков с тяжелыми деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника: Научно-практический журнал. 2009. № 4. С. 38—43.

26. Ротарь О. П., Трифонова Е. А., Коростовцева Л. С. и соавт. Адаптация к профессиональному стрессу и риск метаболического синдрома у работников банка // Артериальная гипертензия. 2011. Т. 17. № 1. С. 25—33.

27. Сироткина И. Е. Психология в клинике: Работы отечественных психиатров конца прошлого века // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 79—92.

28. Трифонова Е. А., Ротарь О. П., Коростовцева Л. С. и соавт. Стресспреодолевающее поведение и риск метаболического синдрома у лиц трудоспособного возраста // Материалы XI международной научно-практической конференции «Психология и медицина: Пути поиска оптимального взаимодействия» 19—20 апреля 2011 г. Рязань: РязГМУ, 2011. — С. 321—331.

29. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978.

30. Чумакова И. О. Переживание болезни пациентами с фибрилляцией предсердий в ходе лечения // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: СПбГУ, 2011. — 249—251.

31. Юревич А. В., Цапенко И. П. Социопсихологическое состояние современного российского общества // Вестник Российской академии наук. 2007. № 5.

32. Янковская Е. М. Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инсульт: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2008.

33. Яровинская А. В., Алёхин А. Н. Отношение к болезни у лиц с алкогольной зависимостью на разных этапах заболевания // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. Научнотеоретический журнал № 1 (71). СПб., 2010. С. 7—13.

34. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: Русский путь. М.; Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1996. — 380 с.

35. Allender S., Scarborough P., Peto V., Rayner M. British Heart Foundation Health Promotion Research Group, Department of Public Health, University of Oxford; Leal J., Luengo-Fernan-dez R., Gray A.; Health Economic Research Group, Department of Public Health, University of Oxford. European cardiovascular disease statistics 2008. [Электронный ресурс] http://www. heartstats. org

36. Suicide rates, by gender. Russian Federation, 1980—2006 // WHO Reports, 2011 [Электронный ресурс] http://www. who. int/mental_health/media/russ. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.