Научная статья на тему 'Актуальные проблемы инновационного развития экономики Узбекистана'

Актуальные проблемы инновационного развития экономики Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умаров А. А.

Вопросы активизации инновационных процессов в Узбекистане на основе использования мирового опыта развития инновационной деятельности, на сегодняшний день имеют особую актуальность. Анализ составных элементов, необходимых для эффективного развития инновационной деятельности на пути устойчивого развития экономики Узбекистана служит теоретической и методической основой для принятия управленческих решений в направлении модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы инновационного развития экономики Узбекистана»

V___/

Умаров А.А.

соискатель Института экономики Академии наук Республики Узбекистан

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

Вопросы активизации инновационных процессов в Узбекистане на основе использования мирового опыта развития инновационной деятельности, на сегодняшний день имеют особую актуальность. Анализ составных элементов, необходимых для эффективного развития инновационной деятельности на пути устойчивого развития экономики Узбекистана служит теоретической и методической основой для принятия управленческих решений в направлении модернизации экономики.

В период развития рыночных отношений в суверенном Узбекистане проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития и на использование отечественных инноваций. Это приобретает все большее значение в Узбекистане в условиях модернизации экономики и противостояния мировому финансово-экономическому кризису 1

Правовое обеспечение. С целью осуществления направленного государственного регулирования, активизации и придания динамичного развития инновационному процессу изданы соответствующие Указ2 и постановление3 Президента Республики Узбекистан и постановление

1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. // «Узбекистан». Ташкент. 2009. 48с.

2 Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» от 8 июля 1992г. №УП-438.

3 Постановление Кабинета Министров Республи-

ки Узбекистан «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21 июля 1992г., № 337.

правительства республики4, регулирующие и координирующие инновационную деятельность в стране.

Для обеспечения эффективного действия этих правовых документов и их практической реализации в республике требуется осуществить комплекс различных мероприятий, охватывающих основ -ные факторы инновационного процес-са, начиная от генерации новых идей и развития кадрового потенциала и достижения эффективного финансового, материально-технического, информационного, законодательного, методологического и организационного, в том числе проведение инновационных ярмарок, и инфраструктурного обеспечения инноваций.

Созданиеноваций. Новации в виде новых идей, технологий, разработок и иной продукции являются основой для обеспечения инновационного развития экономики. В создании отечественных инноваций значительная роль принадлежит Академии наук Республики Узбекистан. На основе новых научно-технических реше-

4 Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008г., №ПП-916.

ний и технологий, создаваемых учеными в республике, может быть организован выпуск новой конкурентоспособной отечественной продукции. С этой целью ученые развивают приоритетные прорывные направления исследований и создают новые материалы, препараты, приборы и технологии, необходимые отечественному производству.

Кадровое обеспечение. Узбекистан располагает третьим по величине научно-техническим потенциалом среди стран СНГ, после России и Украины, что позволяет обеспечить кадрами основные научные направления и решение задач инновационного развития.

В Узбекистане функционируют 224 организации, осуществляющие научные исследования. Количество исследователей составляет один работник науки на тысячу населения. В общем числе 26145 исследователей - более 2720 докторов (10,4%) и 9230 кандидатов (35,3%) наук, которые совместно составляют 45,7% потенциала научных кадров республики1. Наиболее крупными ведомствами, в которых сосредоточен основной научно-технический потенциал республики, являются АН РУз, Минвуз, Минздрав и Минсельводхоз РУз. Например, в АН РУз работают 447 докторов (18,5%) и 1056 кандидатов (43,6%) или более 63% от числа научных работников АН РУз, что почти в 1,4 раза больше чем в остальных научных организациях страны2. С целью омоложения кадров научных работников в АН РУз в 2008 г был увеличен в 1,5 раза прием в аспирантуру по актуальным для страны научным специальностям.

Однако, созданный научный потенциал используется пока еще не в полной мере для интенсификации инновационного процесса в отраслях экономики.

Финансовое обеспечение. В последние годы осуществлен перевод научной отрасли Узбекистана на целевое бюджет-

1 Индикаторы науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан. Часть

I. Научный потенциал. Статистический сборник. // Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз. Ташкент. 2009. 121с.

2 Там же.

ное финансирование конкурсных научных проектов на основе грантов, выделяемых по приоритетным государственным научно-техническим и инновационным программам. Однако, прикладная часть науки пока еще недообеспечена финансированием. Выделяемые для науки средства республиканского бюджета распределены неравномерно, причем на инновационные разработки в науке приходится не более 10% госбюджетных средств. Следует использовать опыт финансирования мировой науки по более рациональной схеме: свыше 50% - на инновационные разработки и остальная часть - на фундаментальные и научно-технические проекты.

Отметим, что отрасли реального сектора экономики и многие предприятия республики зачастую недостаточно заинтересованы в финансовой поддержке отечественных инноваций, которые обычно не вписываются в их ранее созданные или закупаемые новые технологии, а фонды модернизации предприятия используют только для своих нужд. Поэтому весьма важным для обеспечения оптимального финансирования инновационных разработок является определение главных инновационных приоритетов. Следует сконцентрировать выделяемые государством ресурсы на сравнительно узком круге важнейших приоритетных технологий и наукоемкой продукции, которые дадут наибольшую экономическую эффек-тивность3.

Значительное распространение во многих странах мира получили государственные, корпоративные и университетские инновационные фонды, которые поддерживают инновационные разработки на разных стадиях. Представляется крайне необходимым создавать в республике аналогичные инновационные фонды с участием госбюджетных и иных привлеченных средств. Это окажет существенную поддержку продвижению отечественных инноваций.

3 Куцань О.А. Развитие механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в России. // Российская Академия гражданского строительства. М. Россия. 2008. 6с.

V___

Материально-техническое обеспечение. Уровень материально-технического и приборного обеспечения является одним их важнейших критериев оценки потенциала учреждений науки, определения эффективности их деятельности и качества проводимых научных исследований. За последние годы Академией наук РУз были закуплены современные аналитические приборы, за счет целевых средств выделенных по правительственным постановлениям. Значительная часть необходимого оборудования была приобретена также за счет целевых средств по зарубежным грантам на поставку современных научных приборов, и в рамках международных конкурсных научных проектов. Академией наук РУз также были выделены в 20072010гг. собственные внебюджетные средства для закупки современных научных приборов. В связи с этими новыми возможностями в Академии наук РУз начался процесс создания центров коллективного пользования уникальным оборудованием для проведения исследований по заказам академических НИИ, вузов и отраслевых институтов. Первый такой центр по химико-биологическим исследованиям уже создан в 2008г. в виде государственного унитарного предприятия, и в ближайшее время планируется создание ряда аналогичных центров при ведущих институтах АН РУз.

Информационное обеспечение. Информационное обеспечение, наряду с другими факторами, является одним из главных элементов обеспечения инновационной деятельности государства. Исследования показывают1 необходимость дальнейшего изучения методов, позволяющих активизировать роль этого инфраструктурного элемента инновационной деятельности. Особое внимание должно уделяться при этом информационному прогнозу и своевременному обеспечению информацией научных и инженерных кадров. С целью оперативного ин-

1 Багриновский К.А., Исаева М.К. Методы исследования информационного обеспечения инновационной деятельности. //Экономическая наука современной России. 2010. №1. с.1-7.

формационного обеспечения инновационного процесса в Академии наук РУз проведена систематизация в разрезе отраслей экономики готовых к применению наукоемких технологий и разработок ученых, создан банк высоких технологий и на его основе издана тематическая книга2. Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз сформирован также республиканский информационный «Банк» государственно значимых инновационных разработок на основе предложений отраслей3.

Активизации информационного обеспечения инновационных процессов способствовали четыре Республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов (2008-2011гг.), на которых еже -годно экспонировались более 500 разработок, и были изданы тематические каталоги этих ярмарок4. Своевременное информирование об этих разработках предприятий и хозяйств послужило хорошей основой для заключения многих хоздоговоров и договоров намерений о внедрении инноваций, созданных учеными, причем НИУ АН РУз заключили 384 таких со -глашений в ходе ярмарок.

Законодательное обеспечение. Основы политики республики в обла-сти развития науки и технологий сфор-мулированы в постановлениях директивных органов республики. Реализация этой политики требует формирования правовых условий и организационных механизмов, способствующих широкому вовлечению в хозяйственный оборот инноваций, коммерциализации технологий и создания на их базе конкурентоспособной отечественной продукции. Анализ законодательства в инновационной сфере

2 Банк высоких технологий Академии наук Республики Узбекистан. // АН РУз. Ташкент. 2008. 392с.

3 Каталог ^ Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз и Министерство экономики РУз, Ташкент. 2011. 249с.

4 «Банк инновационных разработок», созданных в рамках государственных научно-технических программ прикладных исследований и инновационных научно-технических проектов. // Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз, Ташкент, 2008г., 533с.

экономически развитых стран мира позволяет определить главные элементы в нормативно-правовом обеспечении инновационной деятельности1:

• создание благоприятных условий для использования инноваций в производстве;

• выработка и реализация механизмов, стимулирующих развитие инновационного процесса и деятельности всех его участников, включая инновационные инфраструктуры, а также мер государственной поддержки отечественных инноваций и предпринимательства;

• формирование правовых основ и регулирование механизмов и методов передачи технологий из научного сектора в сектор реальной экономики.

Отметим, что в настоящее время ведется работа по подготовке республиканского законопроекта «Об инновациях и инновационной деятельности» Олий Маж-лисом Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами с использованием опыта разработки уже действующих аналогичных законов в странах СНГ (Украина2, Казахстан3, Молдова4). В данных правовых документах установлены и развиваются основные принципы государственного регулирования отношений между субъектами инновационной деятельности, механизмы государственной поддержки и финансирования инновационных структур и разработок, льготного налогообложения и создания иных необходимых условий для активизации деятельности всех участников инновационного процесса и введения других преференций и льгот для них. Развитие инновационной деятельности в странах СНГ, в том числе в Узбекистане является одной из важнейших функций и обязанностей

1 Наумов Е.А. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. // Центр правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Минобразования и науки России. М. 2007. 10 с.

2 Закон Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002г., № 40-14 г.Киев.

3 Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006г., № 135-Ш ЗРК, г.Астана.

4 Закон «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» от 15 июля 2004г., г.Кишинев.

государства, необходимых для обеспечения устойчивого развития экономики.

Организационное обеспечение. Инновационная деятельность интегрирует усилия науки и предпринимательства в процессе создания, передачи, использования и вовлечения в хозяйственный оборот и рыночный сбыт востребованных результатов научно-технической деятельности. При этом важную роль играет организационное, управленческое и структурное обеспечение реализации механизмов инновационного процесса.

Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень технических, производственных, коммерческих и других рисков инновационной деятельности делают невозможным успешное функционирование инновационных организаций без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры и создания благоприятной среды для субъектов инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура объединяет целый ряд субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам. С помощью различных организаций инновационной инфраструктуры решаются основные задачи содействия инновационной деятельности, такие как: информационное обеспечение, производственно-технологическая поддержка, задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции, содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, оказание консультационной помощи и другие.

Опыт успешного развития инновационной инфраструктуры многих стран позволяет рассматривать в качестве ключевых ее элементов технопарковые структуры. Сегодня в мире существуют разнообразные формы технопарковых структур: - научные парки; - технологические и исследовательские парки; - инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры; - центры трансферта технологий; - инкубаторы технологий; -технополисы и другие. Иннова-

V___/

ционные инкубаторы могут входить в состав технопарков1.

Технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной и развитой среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально -технической, включая аренду территорий и площадей, социально -культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий. Центральное место в структуре технопарка обычно отводится инновационно-технологическим центрам. В настоящее время в мире функционирует более 450 технологических (научных) парков2.

Развитие технопарков привело к появлению во многих странах наиболее интегрированного и комплексного элемента инновационной инфраструктуры - технополисов. Технополис является по сути научным городом или наукоградом, он представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой. Целью строительства наукоградов, технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание в них благоприятной среды для развития новых наукоемких производств. Примером успешного строительства технополиса в Японии является так называемый «город мозгов» Цукуба. Его жители работают в двух университетах, 50 государственных исследовательских институтах, что делает этот город одним из крупнейших научных центров мира.

В числе эффективных инфраструктурных инновационных организаций следует также отметить малые инновационные

1 Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт, 1997, с.348.

2 Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова

О.П. и др. Инновационный менеджмент. Под ред. проф. О.П.Молчановой. -М.: «Вита-Пресс». 2001. 272с.

фирмы, внедренческие, консалтинговые и иные консультативные фирмы, дилерские и маркетинговые организации и другие посреднические структуры. Создание широкой сети инфраструктурных инновационных организаций в Узбекистане должно происходить при активном участии государства в регулировании инновационных процессов.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. Ярким примером такой интеграции является создание Европейской сети инновационных и бизнес цен -тров. Эта сеть позволяет объединить информационные ресурсы европейских тех-нопарков3.

Каждая стадия инновационного процесса требует принятия государством и ведомствами соответствующих организационных решений регулирования отношений между всеми её участниками и создания эффективных элементов инновационной деятельности: производителей инновационной продукции, инфраструктурных и сбытовых организаций. Активизация инновационного процесса и повышение его эффективности в Узбекистане с использованием накопленного международного опыта приведет к более широкому освоению современных технологий, привлечению инвестиций, обновлению и модернизации основных производственных фондов предприятий республики.

Таким образом, решая эти актуальные задачи, в стране будет сформирована конкурентоспособная инновационная среда и научно-производственная интеграция с взаимным интересом участни-ков инновационного процесса - производственников, работников инновационных инфраструктур и ученых.

3 Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П. и др. Инновационный менеджмент. Под ред. проф. О.П.Молчановой. -М.: «Вита-Пресс». 2001. 272с.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. // «Узбекистан». Ташкент. 2009. 48с.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» от 8 июля 1992г. №УП-438.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21 июля 1992г., № 337.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008г., №ПП-916.

5. Индикаторы науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан. Часть I. Научный потенциал. Статистический сборник. // Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз. Ташкент. 2009. 121с.

6. Куцань О.А. Развитие механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в России. // Российская Академия гражданского строительства. М. Россия. 2008. 6с.

7. Багриновский К.А., Исаева М.К Методы исследования информационного обеспечения инновационной деятельности. //Экономическая наука современной России. 2010. №1. с.1-7.

8. Банк высоких технологий Академии наук Республики Узбекистан. // АН РУз. Ташкент. 2008. 392с.

9. Каталог ГУ Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз и Министерство экономики РУз, Ташкент. 2011. 249с.

10.«Банк инновационных разработок», созданных в рамках государственных научно-технических программ прикладных исследований и инновационных научно-технических проектов. // Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров РУз, Ташкент, 2008г., 533с.

11.Наумов Е.А. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. // Центр правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Минобразования и науки России. М. 2007. 10с.

12.Закон Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002г., № 40-М, г.Киев.

13.Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006г., № 135-Ш ЗРК, г.Астана.

14.Закон «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» от 15 июля 2004г., г.Кишинев.

15.Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт, 1997, с.348.

16.Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П. и др. Инновационный менеджмент. Под ред. проф. О.П.Молчановой. -М.: «Вита-Пресс». 2001. 272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.