Научная статья УДК 004.9
DOI 10.26118/2782-4586.2024.35.72.033
Портнов Константин Валерьянович
Самарский государственный экономический университет Панюкова Екатерина Владимировна
Самарский Государственный Технический Университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ЖКХ
Аннотация. Одной из самых важных особенностей современного положения в области жилищно-коммунального хозяйства является малоисполь-зуемая автоматизация процессов используемых как для взаимодействия с потребителями услуг, так и между ее сотрудниками. В ситуации растущих требований со стороны потребителей к уровню качества оказания услуг субъектов сферы ЖКХ компаний одной из актуальных задач становится цифровая трансформация этой отрасли. Цифровая трнсформация в сфере ЖКХ сопряжена с проблемами наличия в данной сфере платежеспособного спроса, поэтому особенно актуально понимать ранжирование процессов по степени значимости. В работе представлены результаты анализа актуальных проблем цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства в части автоматизации процессов в товариществах сосбтвенников жилья и управляющих компаниях. Представлены результаты причинно-следственно-го анализа для обеспечения уровня качества. Рассмотрены приоритетные направления дигитализации процессов в сфере управления жилым фондом.
Ключевые слова: дигитализация в сфере ЖКХ, цифровая трансформация в ЖКХ, дигитализация процессов управления, приоритетные направления цифровой трансформации, причинно-следственный анализ Исикавы, анализ требований к программным системам АИС для ТСЖ.
Portnov Konstantin Valeryanovich
Samara State Economic University Panyukova Ekaterina Vladimirovna
Samara State Technical University
CURRENT PROBLEMS AND TASKS OF AUTOMATED SYSTEMS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SECTOR
Abstract. One of the most important features of the current situation in the field of housing and communal services is the little-used automation of processes used both for interaction with consumers of services and between its employees. In a situation of growing demands from consumers for the level of quality of services provided by housing and communal services companies, one of the urgent tasks is
the digital transformation of this industry. Digital transformation in the housing and communal services sector is associated with problems of the presence of effective demand in this area, therefore it is especially important to understand the ranking of processes by degree of importance. The paper presents the results of an analysis of current problems of digitalization of the housing and communal services sector in terms of automation of processes in housing owners' partnerships and management companies. The results of cause-and-effect analysis to ensure quality levels are presented. The priority directions of digitalization of processes in the field of housing stock management are considered.
Key words: digitalization in the housing and communal services sector, digital transformation in housing and communal services, digitalization of management processes, priority areas of digital transformation, Ishikawa cause-and-effect analysis, analysis of requirements for AIS software systems for HOAs.
Введение. В ситуации глобальной автоматизации бизнес-процессов, сфера ЖКХ занимает не самое лучше положение и на текущий момент является одним из самых перспективных секторов автоматизации несмотря на нехватку финансов в данной отрасли на внедрение цифровых решений. Растущие требования со стороны потребителей к уровню качества оказания услуг субъектов сферы ЖКХ компаний одной из важнейших задачей управления их улучшения становится автоматизация бизнес-процессов. Это закладывает основу для эффективного распределения рабочего времени сотрудников, финансовых ресурсов, и расходов на оказание услуг и построения логически верного алгоритма работы во всех направлениях. Автоматизированные информационные системы являются ключом к решению задачи управления качеством обслуживания собственников жилых домов.
Таким образом задачей настоящей работы является анализ перспективных процессов дигитализации сферы ЖКХ, а также анализ первичных требований к автоматизированной информационной системе, которая сможет позволить модернизировать, и автоматизировать работу сотрудников, управлять затратами и повысить качество оказываемых компанией услуг, что обеспечит эффективность в управлении ресурсами, временем, а также приведет к повышению уровню лояльности клиентов, имиджу и эффективности деятельности предприятий.
Для исполнения поставленной цели в работе требуется решение следующих задач:
1)Исследовать состояние и тенденции расширения отрасли ЖКХ.
2)Исследовать процессы компаний для формулировки требований
3)Аргументировать необходимость создания информационной системы для обеспечения процесса приема заявок и оказания услуг.
4)Определить основные технические и экономические эффекты от реализации проекта и дигитализации тех или иных процессов
5)Дать оценку экономической эффективности созданной информационной системы.
Методы исследования: системный анализ предметной области, построение онтологии
предметной области с применением общенаучных методов анализа, сравнения и группировки; экономико-статический анализ.
Основная часть: В результате проведенного исследования проблем в работе управляющих компаний, источниками которого явился сбор данных при опросе руководителей управляющих компаний и ТСЖ в городе Самара, выявлены основные факторы влияющие на уровень качества обслуживания при оказании услуг в сфере эксплуатации жилого фонда. Результаты анализа представлены в виде диаграммы причинно-следственного анализа Исикавы, изображенной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Диаграмма причинно-следственного анализа Исикавы
Результатом проведения исследования, проблем ТСЖ и УК были выявлены, основные потребности цифровизации следующих процессов:
• Цифровизация организационных процессов
• Цифровизации управленческих процессов
Основные направления цифровизации сферы ЖКХ показаны на рисунке 2.
Кпервойгруппеотносятсяпроцессысвязанныесобеспечениеморганизационныхпроцедур происходящих на регулярной основе, таких как подготовка документации проведения общих собраний, форм голосования, информационных уведомлений, бюллетени голосования по вопросам повестки дня, ведения реестра собственников и смены прав собственности, формирование квитанций по определённым формам, подготовка типовых исковых заявлений, типовых актов о произошедших аварийных событиях. Подобные рутинные процессы занимают много времени, так как практически все создаются заново. Вопросы повестки дня, информационные сообщения пишутся либо вновь, либо на основании ранее сформированных Оос-документов. Более того использование старых документов, из-за невнимательности сотрудников часто заполняются, не полностью и содержат данные старых собственников или событий. Так регулярно происходит при заполнении актов, где не были удалены различные старые реквизиты это могут быть номера счетов, телефоны компании, фамилия ответственных лиц управляющей компании (например участвующих в комиссии) подписывающих акт, реквизиты собственников, характеристики объектов недвижимости и прочие данные. Ручное заполнение данных в случае использования чистых форм типовыми данными(площади квартир, ФИО собственников, адреса, даты, ФИО комиссии и тп), ведёт к чрезмерному расходу времени сотрудников на заполнение типовых документов.
Таким образом на банальные процедуры тратится чрезмерно много времени вместо того чтобы, используя готовые формы вводить только актуальные данные - результаты повреждений, результаты осмотров, дату и повестку дня очередного общего собрания и т.п.
Основной технический эффект получаемый в результате автоматизации процессов первой группы является снижение времени на создание и заполнения отдельно взятых типовых документов. Вторым техническим эффектом будет снижение типовых ошибок при заполнении форм связанных с тем что сотрудники не удалили те или иные старые данные из используемой формы. Повышение эффективности труда в данном случае обеспечивается ускорением процедур и снижением ошибок в документах.
Экономический эффект в данном случае будет получен за счёт снижение стоимости отдельных процедур вследствие снижения трудоёмкости.
К второй группе процессов, относятся процессы, связанные с текущими управленческими
процедурами обеспечивающими качество и завершённость работы, а также использование этих данных для начисления заработной платы. Вопрос приема и регистрации заявок можно решить при помощи разработки и внедрения соответствующей автоматизированной информационной системы.
Работа по обслуживанию заявок представляет собой цепочку отдельных действий, процедур и работ распределённых во времени и между различными ответственными лицами, связанных между собой промежуточными документами для достижения задач указанных в заявке. В данном случае ключевым вопросом является распределение ответственности на отдельных этапах движения этой заявки внутри эксплуатирующей организации. Первичным инициирующим процессом в данном случае является поступление информационного сообщения от какого-либо собственника жилья на устранение той или иной проблемы. Классически принято фиксировать данные заявки по телефону, так как они имеют обычно срочный/ аварийный характер, однако в случае невысокой срочности заявка может быть подана через электронный ресурс либо иным путём. Фиксация заявок по телефону может быть произведена как в рабочее время так и в нерабочее время поэтому должен быть обеспечен интерфейс возможности ввода заявок как диспетчером, так и аварийным дежурным дежурившим в нерабочее время или выходные праздничные дни.
Таким образом мы имеем как минимум три варианта поступления заявок:
• Заявка по телефону в рабочее время через диспетчера
• Заявка по телефону в нерабочее время через аварийного дежурного
• Заявка по средствам электронных интерфейсов(сайта/мобильного приложения) Несмотря на множество вариантов поступления заявок, заявки должны фиксироваться в
Единый журнал который является отправной точкой для инициации работ, а также финальной точкой контроля выполнения данных видов работ.
После внесения записи в журнал, основной задачей стоит уведомление того или иного технического сотрудника о необходимости провести работы, в реальности технические сотрудники могут быть заняты устранением других аварий и отсутствует Как на рабочем месте, так и в зоне доступности мобильной связи(в подвале, чердаках и т.п.). Таким образом, при проектировании программных продуктов связанных с обработкой заявок необходимо учитывать нетолько документальные интерфейс видео формирования наряда на выполнение каких-либо работ но и возможность максимальная оперативно передавать этот наряд свободному сотруднику, обладающего компетенциями поданным видам работ. Технические это может быть реализовано, как через распечатку формы наряда, так и через более сложные механизмы передачи наряда посредством чат-ботов, этэ-уведомлений, личного кабинета аварийного сотрудника, или через более сложные механизм управления распределением заявок, посредством классических задач оптимизации или искусственного интеллекта свободным специалистом. В последнем случае, возникает проблема отслеживание статуса сотрудника в виде свободен/в работе для понимания наличия свободных трудовых ресурсов актуальной заявки. По сути подобная модель обработки заявок является простейшей системой массового обслуживания, в математическом её понимании.
В случае успешного выполнения работы, открытый наряд должен быть закрыт с помощью заявителя, заявитель каким-то образом должен зафиксировать завершение работ. На практике при выполнении тех или иных работ забывают выполнить соответствующие технологическому процессу работы в частности спустить воздух со стояков отопления, чтобы система отопление функционировала подлежащим образом. Однако слесарь После выполнения работ и запуска системы, забывает сделать завершающие работы, а также забывает подписать данный акт заказчика. Более того иногда технический персонал сам расписывается за клиента. На данном этапе очень важно отслеживать завершение данной заявки, и удовлетворённость того или иного заказчика. Таким образом, при наличии бумажного заказ-наряда, в котором необходимо расписываться заказчику, это недостижимая задача. Иное дело если, требованием к автоматизированной информационной системе будет наличие исключительной возможности заказчика закрыть текущий наряд посредством личного кабинета. Конечно подобная организация процесса не защищена от
потребительского терроризма, и заказчик может категорически отказаться закрывать акт, даже при условии своевременного и качественного выполнения всех работ. Организация процесса должна предусматривать возможность закрытия акта посредством привлечения менеджера отвечающего за качества услуг.
Данные полученные в результате обработанных заказ-нарядов и положительных отзывов, могут являться основанием для начисления сдельной заработной платы, оплаты внеурочной работы, премий и прочих выплат.
Создание автоматизированной информационной системы приема заявок и оказания услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства сможет позволить точнее анализировать и достигать разумного распределения материальных и трудовых ресурсов, снизить возможные риски, связанные с соблюдением контроля и учета поступающих заявок и поступающей информацией по ним, построить высокоуровневый алгоритм работы процесса приема обращения клиентов и обработки поступающих данных. Все выше перечисленное позволит повысить эффективность и рентабельность деятельности компаний сферы ЖКХ, достичь устойчивости развития предприятий в условиях повышенного количества требований к уровню их развития и тенденции улучшения уровня жизни клиентов, в котором сфера ЖКХ выполняет одну из важнейших функций.
Техническим эффектом от дигитализации второго класса процессов является снижение вариативности поведения сотрудников при обслуживании клиентов, обеспечивающие единообразие поведения и повышение объективизации оценки результатов работы сотрудников. Увеличение скорости реагирования на заявку клиентов, уменьшение времени на формирование сопутствующей документации, централизация результатов обслуживания, накопление данных о динамике заказов и их исполнения, повышение уровня достоверности обратной связи.
Экономическим эффектом, снижение работа сотрудника и как следствие стоимости оплаты труда.
Рисунок 2 - Перспективные направления автоматизации сферы ЖКХ
Заключение. Основными выгоды приобретателями данной системы являются Товарищества собственников жилья и управляющей компании. Учитывая что данный сегмент является профессиональными участниками на рынке услуг ЖКХ во внедрение системы решающее выше названные задачи, будет заинтересовано руководство компаний, поэтому использование АИС будет с большой долей вероятности успешной. Наличие огромного числа жилых домов и организаций управляющих жилым фондом в масштабах страны, обеспечивает достаточно большую емкость рынка для реализации подобных программных проектов. Указанные факторы говорят о возможности проектирование данной системы как пакетного решения рассчитанного на массовые продажи.
Результаты данной работы являются прообразом требований программному обеспечению, создаваемому для дигитализации процессов в сфере ЖКХ.
Список источников
1. Портнов. К. В. Анализ цифровой трансформации бизнес-процессов / К. В. Портнов, Т. А. Филиппова //Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов : Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Москва, 17 мая 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. - С. 49-58. - Р01 Ю.34755/1РОК.2022.92.13.091. - ЕРЫ ЕиРТСМ/.
2. Портнов. К. В. Генетические алгоритмы и поиск эффективных порядков индикаторов в биржевой торговой стратегии на основе пересечения трех скользящих средних / К. В. Портнов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. - 2005. - № 32. - С. 72-76. - ЕРЫ и\Л/11ХК2.
3. Портнов. К. В. Информационные технологии в оценке показателя лояльности клиентов / К. В. Портнов // В мире научных открытий. - 2011. - № 3(15). - С. 254-258. - ЕРЫ ОСБЛЧХ.
4. Смагина. 3. А. Технология интернет вещей и её влияние на современную экономику / 3. А. Смагина, К. В. Портнов//Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования : Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Пенза, 15-16 июня 2021 года. Том II. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 182-186. - ЕРЫ АиТНВС.
5. Портнов. К. В. Анализ задачи оценки лояльности в деятельности компаний в сфере профессиональных услуг / К. В. Портнов // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2020. - № 1-2. - С. 241-244. - ЕРЫ НОБУЮО.
6. Портнов. К. В. Анализ и совершенствование методов управления закупками сырья на промышленном предприятии : специальность 05.13.01 "Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Портнов Константин Валерьянович. - Самара, 2007. - 22 с. - ЕРЫ 1\ШРОР
7. Портнов. К. В. Анализ процессов дистанционной аттестации учащихся и анализ требований к информационной системе / К. В. Портнов, Н. Ю. Портнова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков : Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2023 года. - Москва: Алеф, 2023. - С. 8-15. - Р01 10.34755/1РЮК.2023.57.89.015. - ЕРЫ ОгОвУУМ.
8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023664735 Российская Федерация. Система учета товаров на складе интернет-магазина : № 2023660391 : заявл. 24.05.2023 : опубл. 06.07.2023 / К. В. Портнов; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный технический университет". - ЕРЫ \ZFHCBC.
9. Портнов К. В. Перспективы дигитализации учебных коммуникаций с использованием социальных сетей / К. В. Портнов, Н. Ю. Портнова // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации, Ростов-на-Дону, 10 июня 2023 года. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. -С. 14-21. - Р01 10.34755/1РЮК.2023.56.44.017. - ЕРЫ РХЕНЮ.
10. Латушкина Т. С., Майорова И. А., Харитонова Е. А. Исследование возможностей Интернет-продвижения и настройка рекламной компании // Московский экономический жур-
нал. - 2023. - T. 8, № 5. - DOI 10.55186/2413046X_2023_8_5_280. - EDN RFPBDO.
11. Сахбиева А.И., Калякина И.M., Косников С.H., Латушкина Т.С., Майорова И.А. Цифро-визация экономики и обеспечение безопасности данных // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-28/ Иноземцев, В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия [Текст] / В.Л. Иноземцев. - М. : Экономика, 2003. - 730 с.
12. Латушкина Т.С., Харитонова Е.А., Майорова И.А. Анализ подходов к ESG на примере металлообрабатывающего предприятия // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 1059-1064.
13. Латушкина Т.С., Яковлев В.А., Майорова И.А. Использование и применение javascript-фреймворков (react, angular, vue.js) для разработки web-приложений //Экономика и предпринимательство. 2023. № 9 (158). С. 1374-1376
14. Толчинская М.Н. Возможности цифровых технологий как инструмент развития экономики предприятия/ZJournal of Monetary Economics and Management. - 2023,- №4. - С. 222-228
15. Кругова Ю.С., Крюкова A.A. Интернет вещей как глобальная инфраструктура для информационного общества // Актуальные вопросы современной экономики 2019. - № 5.-С.132-135
Сведения об авторах
ПОРТНОВ КОНСТАНТИН ВАЛЕРЬЯНОВИЧ, к.т.н., доцент кафедры прикладная информатика, Самарский государственный экономический университет , г. Самара, Россия ПАНЮКОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА, к.т.н.. доцент кафедры «Вычислительная техника», Самарский Государственный Технический Университет, г. Самара, Россия.
Information about the authors
PORTNOV KONSTANTIN VALERYANOVICh, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Informatics, Samara State Economic University, Samara, Russia
PANYUKOVA EKATERINA VLADIMIROVNA, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Samara State Technical University, Samara, Russia
Научная статья УДК 338.1
001 10.26118/2782-4586.2024.65.73.034
Лактионов Георгий Артурович
Университета Синергия
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию сущности экономической устойчивости предпринимательской структуры, приводится методика оценки экономической устойчивости организации на основе метода многомерного сравнительного анализа. Экономическая устойчивость предпринимательских структур является ключевым фактором успешного функционирования бизнеса в современных условиях. Эта аннотация рассматривает основные аспекты обеспечения устойчивости предприятий в динамичной экономике. В работе анализируются стратегии управления финансовыми рисками, диверсификации бизнеса, укрепления финансовой базы и минимизации внешних воздействий на бизнес-процессы. Особое внимание уделяется влиянию макроэкономических факторов, политической стабильности и рыночной конкуренции на экономическую устойчивость предпринимательских структур. Рассматриваются примеры успешных стратегий устойчивого развития бизнеса в различных отраслях, включая инновации, устойчивое производство и социальную ответственность. Также обсуждаются методы адаптации к изменяющимся рыночным условиям и глобальным вызовам. Эта аннотация предоставляет обзор ключевых аспектов обеспечения экономической устойчивости предпринимательских структур и их роли в стабильном развитии экономики. В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию сущности экономической устойчивости предпринимательской структуры, приводится методика оценки экономической устойчивости организации на основе метода многомерного сравнительного анализа. Применительно к современной российской рыночной экономике устойчивость как интегрированный (обобщающий) показатель деятельности хозяйственных систем предпринимательского типа следует рассматривать не столько в статике, сколько в конкурентной динамичной среде их функционирования. Причем резкие изменения в деловой конъюнктуре часто ведут к банкротству экономически слабых фирм. Дело здесь не только в их размерах, масштабахдеятельности, а прежде всего в умении гибко маневрировать своими ресурсами, ориентироваться на товарных рынках, быстро перестраивать свою деятельность применительно к новым требованиям.
Ключевые слова: экономическая устойчивость организации, внешняя и внутренняя среда предпринимательства, хозяйственный риск
Laktionov Georgy Arturovich
Synergy University
ECONOMIC SUSTAINABILITY OF BUSINESS STRUCTURES
Annotation. The article discusses theoretical approaches to the study of the essence of the economic stability of an entrepreneurial structure, provides a methodology for assessing the economic stability of an organization based on the