Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и нормативно-правовое обеспечение сохранения биоразнообразия Республики Татарстан'

Актуальные проблемы и нормативно-правовое обеспечение сохранения биоразнообразия Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
573
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ / ЗАЩИТА БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОДДЕРЖАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахимов И.И., Ибрагимова К.К.

В статье рассмотрены вопросы формирования нормативно-правовой базы Республики Татарстан (РТ) в области охраны природы и сохранения биоразнообразия региона. Представлены основные законы РТ, обеспечивающие устойчивое развитие и поддержание природно-техногенного баланса. Авторами проведен анализ законодательства Республики Татарстан по вопросам рационального использования ее природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рахимов И.И., Ибрагимова К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и нормативно-правовое обеспечение сохранения биоразнообразия Республики Татарстан»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

УДК 342.6

И.И. Рахимов

К.К. Ибрагимова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье рассмотрены вопросы формирования нормативно-правовой базы Республики Татарстан (РТ) в области охраны природы и сохранения биоразнообразия региона. Представлены основные законы РТ, обеспечивающие устойчивое развитие и поддержание природно-техногенного баланса. Авторами проведен анализ законодательства Республики Татарстан по вопросам рационального использования ее природных ресурсов.

Ключевые слова: сохранение биоразнообразия, защита биологического разнообразия, законодательство Республики Татарстан в области охраны природы, основные направления и пути поддержания биологического разнообразия.

Антропогенная трансформация естественных природных ландшафтов, масштабные изменения природных территорий, глобальное загрязнение окружающей природной среды снижают возможности естественных территорий как мест обитания живых организмов, приводя к обострению взаимоотношений человека и объектов биоразнообразия.

Под биоразнообразием понимают совокупность видов (популяций) животных, растений, грибов, микроорганизмов, обитающих на той или иной территории. Совокупность рассматриваемых объектов, заселенных видами, могут быть подразделены на субъекты государства (например, биоразнообразие Республики Татарстан), или государства (например, биоразнообразие Российской Федерации). Различают также государственные союзы и организации с соответствующим биоразнообразием (например, Европейского союза) [11].

В числе главных причин сокращения биологического разнообразия и численности отдельных видов и вымирания животных и растений рассматривают: нарушение

среды обитания, интенсивный и нерегулируемый промысел видов и охота, интродукция чуждых региону видов, загрязнение естественной среды обитания [5].

Современная экологическая наука основными формами защиты биологического разнообразия считает: законодательную, территориальную, разведение ex situ (сохранение компонентов биоразнообразия вне их естественной среды), реинтродукцию, сохранение генофонда [7; 12], которые можно объединить в два ведущих направления.

Первое направление - это сохранение видового (фаунистического и флористического) разнообразия. Методическими механизмами осуществления задач сохранения биоразнообразия в этом направлении являются Красные книги, а также создание питомников, центров по разведению животных, зооботанические парки. Второе направление - это сохранение экологического разнообразия, т.е. охрана экосистем, естественных местообитаний, природных сообществ всех уровней [1].

Истоки обращения к проблеме сохранения биоразнообразия лежат в документах

26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

международных организаций, занимающихся правовой защитой природы и отстаивающих интересы живого на Земле. В 1980 году Международным союзом по охране природы (IUCN), Программой ООН по охране окружающей среды (UNEP) и Всемирным Фондом Природы (WWF) представлена Всемирная стратегия охраны природы (World Conservation Strategy), которая стала концептуальной основой новой экологически ориентированной парадигмы устойчивого развития. Решающей в утверждении новой мировой парадигмы стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Результатом этой конференции стали Конвенция о глобальном изменении климат» и Конвенция о биологическом разнообразии, создание в структуре ООН Комиссии по устойчивому развитию [11]. В свою очередь, после решений ООН разрабатывается проект «Устойчивого развития Российской Федерации» (1995). Признание принципов этой концепции и необходимость исполнения международных соглашений требуют от правительств, развивающихся фирм и предприятий, от отдельных предпринимателей разработки своей стратегии, политики, программ и планов в области взаимодействия с окружающей природной средой.

Российской стороной ратифицирована «Конвенция о биологическом разнообразии», целями которой является сотрудничество и выполнение обязательств по сохранению биологического разнообразия, устойчивого использования его компонентов, а также совместное получение выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Россия и Татарстан обязаны проводить практические мероприятия в области сохранения биоразнообразия во исполнение требований Федерального закона от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии». Согласно постановлению Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 на Минприроды РФ возложена организация выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии [11].

Как было отмечено, одной из главных

причин снижения численности и исчезновения вида является отрицательное влияние на ареал вида: деструкция - уничтожение ареала с последующим угнетением вида вследствие исчезновения привычных мест обитания и фрагментация - распадение всего ареала на несколько изолированных друг от друга мест обитания вида, из-за чего уменьшаются количественные показатели популяции (численность, плотность), изменяются показатели структуры популяции (половой, возрастной, размерный, экологический, этологический). Главной целью сохранения вида является не сколько вопрос снижения скорости уменьшения численности вида, а его хорологический аспект, то есть сохранение исходного ареала вида [8].

Республика Татарстан, находясь на стыке нескольких природных зон, обладает развитой промышленностью, сельским и лесным хозяйством и имеет большой потенциал для создания необходимых условий для сохранения биологического разнообразия. Несмотря на уже существующие стратегии сохранения биоразнообразия в регионе, остается целый ряд проблем, мешающих полноценному развитию дела сохранения биоразнообразия, среди которых особо остро выделяется проблема экономической немотивированности населения.

Одним из базовых элементов стратегии сохранения редких видов является территориальная охрана, то есть сохранение ареала вида, основой которой служит создание заповедных территорий, тем самым реализуется стратегия сохранения редких видов in situ (в природе), что является наиболее эффективным элементом сохранения редких видов [7]. Основная задача заповедников, национальных парков, памятников природы и заказников - это сохранение экосистем, где редкие виды животных и растений сохраняются в естественных условиях обитания.

Татарстан расположен в промышленном регионе с развитой транспортной сетью, большой плотностью населения и множеством населенных пунктов. Лесистость республики составляет около 16%. В этих условиях серьезная роль возлагается на особо охраняемые природные территории

27

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

(ООПТ) Республики Татарстан. Как известно, для поддержания экологического равновесия площади охраняемых территорий по отношению к интенсивно эксплуатируемым должны составлять: в лесной зоне -30-35%, в зоне лесостепи - 25-30% [6]. При этом условии сохраняется относительная целостность биотопа, а пространственная мозаичность участков обеспечивает поддержание благоприятных условий для животных с активным образом жизни. В Татарстане только 1,3% территории относится к системе особо охраняемых, включая Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Нижняя Кама». Поэтому в системе мероприятий, обеспечивающих сохранение биоразнообразия, создание и расширение сети ООПТ с разной степенью хозяйственного, природоохранного и рекреационного использования играет существенную роль в охране флоры и фауны и способствует сохранению биологического разнообразия Татарстана. В 1998 г. был издан «Государственный реестр особо охраняемых территорий», который включает в себя описание 167 объектов ООПТ. В настоящее время в Татарстане ведется активная работа по созданию новых охраняемых территорий.

Нормативно-правовая база организации и деятельности ООПТ на территории Республики Татарстан регламентировались Законом РТ от 16 октября 1997 г. № 1360 «Об особо охраняемых территориях» и Законом РТ № 16-ЗРТ от 15.10.2002 «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 6 сентября 2002 года) [10].

Татарстан - один из немногих регионов, где успешно реализуется программа по созданию региональной Красной книги. Показателем эффективности и действенности Красной книги РТ является то, что списки редких видов обновляются в соответствии с научными данными, полученными за 10 лет и, готовится уже ее третье издание. Первое издание Красной книги РТ вышло в 1995 году в соответствии с решением Кабинета

_______________________№ 3(21) 2015

Министров Республики Татарстан (постановление № 615 от 25.10.93 г.). Через 10 лет в 2006 году вышло второе издание, где список был уточнен и видоизменён. В 2009 году постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (от 22 июня 2009 г. № 419) охраняемый список был сокращён и в обновлённом виде он состоит из 595 видов растений, грибов и животных (включая 214 видов животных) [3].

Конвенция о биологическом разнообразии также рассматривает невольное разведение как механизм сохранения видов. Статья 9 «Сохранение ex-situ» конвенции гласит: «Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно, и, в первую очередь, в целях дополнения мер m-situ»[12\.

- создает и поддерживает условия для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов;

- принимает меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях;

- регламентирует и регулирует сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex-situ, с тем чтобы не создавать угрозу для экосистем и популяций видов in-situ.

Ресурсы генофонда видов содержатся в искусственных условиях (например, отдельные организмы в ботанических садах, зоопарках). Эти ресурсы изымаются из природной среды и в качестве компонентов биоразнообразия содержатся отдельно от своего исконного местообитания. В течение многих столетий зверинцы, ботанические сады, дендрарии, зоопарки являлись хранилищами ценных растений и животных. В ботанических садах, зоопарках и аквариумах сохраняются многие виды растений и животных, которые исчезают в природе [11].

Охота и промысел природных объектов всегда были элементом человеческой сущности и сохраняют свое значение и в современный период, но с иной мотивацией.

28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Наряду с сохранением промысловых охот, имеющих целью заготовку сырья для промышленности (меха, лекарственные препараты, поделочное сырье и т.д.) и мяса для пищи, широкое развитие получила спортивная или любительская охота. В большинстве стран мира она преобладает над первой. Однако ресурсы природы требуют проведения мероприятий, которые будут способствовать, с одной стороны, удовлетворению потребностей для производства охоты, а другой стороны, не приведут к уменьшению биоразнообразия региона. Актуализация для Республики Татарстан вопроса дичеразведения и последующего выпуска потенциально охотничьих видов - реальный путь поддержания охотничьих ресурсов. Например, обыкновенный фазан (Phasianus colchicus). Экологически охота на фазана оправдана тем, что снимает нагрузку на недостаточную по плотности местную группировку видов куриных птиц - серую куропатку, тетерева, глухаря, рябчика.

Дичеразведение - это разведение в искусственных условиях зверей и птиц, относящихся к категории дичи, с целью их выпуска в угодья. Оно проводится для улучшения условий охоты и обогащения охотничьей фауны. Биологические свойства разводимых в неволе видов дичи позволяют использовать искусственное дичеразведение для интенсификации охотничьего хозяйства [5; 7].

Искусственное дичеразведение - комплексный прием, успех применения которого зависит от четкого проведения всех составляющих его этапов. Недостаточно вырастить дичь на ферме - ее нужно умело выпустить в угодья, выполнить в них биотехнические мероприятия, организовать проведение охот с отстрелом максимально возможного поголовья. Все три этапа работ имеют свою специфику и требуют тщательных разработок не только для каждого разводимого вида дичи, но и для каждой страны с ее природными, хозяйственно-экономическими и культурными особенностями. В последних программных документах (Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и

растений и развития охотхозяйственной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года (13.12.2012) развитие охотничьего хозяйства РФ рассматривается как системное внедрение технологий, позволяющих достичь мировых показателей и, в частности, по показателям дичеразведения.

В настоящее время основными документами, регламентирующими использование и охрану животного мира в Татарстане, являются:

- Закон Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. № 38-ЗРТ «Об охране окружающей среды в Республике Татарстан» (с изменениями от 22 июня 2006 г., 16 февраля, 5, 11 июля, 2 августа 2007 г.);

- Закон Республики Татарстан «Об охране и рациональном использовании животного мира» от 2 июня 1997 г. № 1241;

- Закон Республики Татарстан от 16 октября 1997 г. № 1360 «Об особо охраняемых природных территориях» [10].

Одним из главных нововведений в этих законах стали экономические механизмы охраны и использования животного мира. В законах четко регламентируется платность использования, а также вводится обязательное лицензирование всех видов пользования связанных или не связанных с изъятием объектов животного мира из природной среды обитания. Лицензирование необходимо рассматривать не только как экономическую основу платного использования, но и как один из механизмов учета и контроля всей деятельности по использованию объектов животного мира (Флинт, 2002).

Действия, направленные на сохранение редких видов (создание заповедников, реализации экологических проектов и программ) обязательно подвержены лицензированию.

Не менее актуальным стали для Татарстана вопросы сохранения растительных ресурсов на фоне растущего интереса к лекарственному сырью. Нормативно-правовая база охраны растений на территории Республики Татарстан регламентировалась Законом Республики Татарстан от 18 сентября 1997 г № 1303 «О растительном мире», а также Законом РТ от 16, октября 1997 г.

29

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

№ 1360 «Об особо охраняемых территориях» и Законом РТ № 16-ЗРТ от 15.10.2002 «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 6 сентября 2002 года).

Важным событием в области развития экологического права стало принятие Государственным Советом Республики Татарстан 15 января 2009 года Экологического кодекса Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 16.05.2010 № 20-ЗРТ, от 30.06.2011 № 39-ЗРТ, от 10.10.2011 № 71-ЗРТ, от 13.01.2012 № 5-ЗРТ, от 12.01.2013 № 6-ЗРТ) [9; 10]. Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Экологический кодекс Республики Татарстан осуществляет комплексное регулирование в сфере охраны природы и совершенствование правовых основ охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В целом, оценивая опыт Республики Татарстан в развитии законодательства, обеспечивающего сохранение биоразнообразия, следует отметить динамичность, оперативность в принятии соответствующих нормативно-правовых документов и, как итог, результативность принимаемых актов. Современное экологическое законодательство Республики Татарстан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законах и состоит из Экологического кодекса РТ, законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан.

Охрана окружающей среды, природопользование в Республике Татарстан осу-

ществляются с учетом положений Хартии Земли, в соответствии с федеральным законодательством на основе следующих принципов [9]:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- сохранение биологического разнообразия;

В условиях нарастающего антропогенного пресса на естественные природные комплексы и установления оптимальных взаимоотношений человека и живых организмов необходимо:

- Вести регулярный мониторинг обитающих на территории РТ комплекса животных и растений, изучения видового состава, плотности существующих популяций.

- Осуществлять контроль за состоянием среды, проводить мероприятия по мониторингу и биоиндикации.

- Проводить мероприятия по созданию новых особо охраняемых природных территорий или расширению уже существующих.

- Осуществлять работу по ведению Красной книги РТ или исключению видов из региональной Красной книги.

- Обеспечить государственную поддержку зоологическим садам, дендропаркам, ботаническим садам как организациям, обеспечивающим сохранения генофонда многих видов животных и растений на территории РТ.

- Вести работу, направленную на повышение экологической грамотности населения республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Второв П. П. Биогеография / П. П. Второв, Н. Н. Дроздов. - М.: Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 304 с.

2. Об охране окружающей среды в Республике Татарстан : закон Республики Татарстан № 38-ЗРТ от 28.06.2004 : принят Государственным Советом Республики Татарстан 3 июня 2004 года.

30

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). - Казань: Идель-Пресс, 2006. - 832 с.

4. Передельский Л. В. Экология: учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приход-ченко. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.

5. Рахимов И. И. Авифауна Среднего Поволжья в условиях антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов / И. И. Рахимов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. - 272 с.

6. Реймерс Н. Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.

7. Флинт В. Е. Сохранение и восстановление биоразнообразия / В. Е. Флин, О. В. Смирнова, Л. Б. Заугольнова и др. - М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. - 286 с.

8. Флинт В. Е. Стратегия и сохранение редких видов в России: Теория и практика / В. Е. Флинт. - М.: Московский зоопарк, 2004. - 376 с.

9. Экологический кодекс Республики Татарстан : принят Государственным Советом Республики Татарстан 15 января 2009 года № 5-3 РТ.

10.Экологическое законодательство РеспубликиТатарстан. - Казань: Татаполиграф, 1999. -722 с.

11. URL: http://www.garant.ru

12. URL: http://www.biodiversity.ru/coastleam/bio-rus/boxes/exsitu.html

© Рахимов И.И., 2015 © Ибрагимова К.К., 2015 Статья получена: 08.07.2015

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Е.В. ДЕМИДОВА-ПЕТРОВА

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Демидова-Петрова Е.В.

Криминологическа характеристика молодежных неформальных объединений экстремистской направленности: учебное пособие. - Казань, 2015. - 286 с.

Адресованное ученым-криминологам, работникам правоохранительных органов, студентам и курсантам юридических вузов, а также широкому кругу читателей, учебное пособие рассматривает комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с экстремизмом в молодежной среде и его предупреждением.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она может быть использована в процессе преподавания курсов «Уголовное право», «Криминология», специальных курсов «Расследование преступлений против личности и собственности», «Профилактика преступности несовершеннолетних»; в дальнейших исследованиях по проблемам молодежных неформальных объединений экстремистской направленности; в деятельности правоохранительных органов

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.