Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАДРЫ / PRESCHOOL EDUCATION / FINANCING / BUDGET DEFICIT / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова Людмила Александровна

В данной статье обосновывается, что система дошкольных образовательных учреждений требует модернизации на государственном и региональном уровнях ввиду того, что существующие концепции управления в данной сфере изжили себя и не способны справиться с финансовыми, кадровыми и социальными вызовами современности. Механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает в условиях дефицита бюджета. Усилия, направленные на решение указанных проблем, наталкиваются на то, что до сих пор содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION

This article substantiates that the system of preschool educational institutions requires modernization at the state and regional levels due to the fact that existing management concepts in this area have outlived themselves and are not able to cope with the financial, personnel and social challenges of our time. The mechanism of a one-time updating of the content of education through the introduction of new standards does not work in the face of a budget deficit. The efforts aimed at solving these problems run into the fact that so far the content and volume of social obligations of the state in the field of education are not sufficiently specified

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 338.012

Цыганкова Людмила Александровна, студент, Югорский Государственный Университет, город Ханты-Мансийск. Россия e-mail: mila.tziganckova@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье обосновывается, что система дошкольных образовательных учреждений требует модернизации на государственном и региональном уровнях ввиду того, что существующие концепции управления в данной сфере изжили себя и не способны справиться с финансовыми, кадровыми и социальными вызовами современности. Механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает в условиях дефицита бюджета. Усилия, направленные на решение указанных проблем, наталкиваются на то, что до сих пор содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы.

Ключевые слова: дошкольное образование, финансирование, дефицит бюджета, государственное и муниципальное управление, дошкольное образовательное учреждение, кадры.

Lyudmila Aleksandrovna Tsygankova, student, Yugra State University, city Khanty Mansiysk. Russia

e-mail: mila.tziganckova@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract. This article substantiates that the system of preschool educational institutions requires modernization at the state and regional levels due to the fact that existing management concepts in this area have outlived themselves and are not able to cope with the financial, personnel and social challenges of our time. The mechanism of a one-time updating of the content of education through the introduction of new standards does not work in the face of a budget deficit. The efforts aimed at solving these problems run into the fact that so far the content and volume of social obligations of the state in the field of education are not sufficiently specified.

Key words: preschool education, financing, budget deficit, state and municipal administration, preschool educational institution, personnel.

Введение

Дошкольное образование, как субъект государственного и муниципального управления (далее - ГМУ) является компонентом модели интегрированных социальных услуг. Данная социально-экономическая модель предусматривает совместную работу различных подразделений и служб социальной сферы, превращает их в единую, согласованную систему государственного функционирования. Она направлена на улучшение сотрудничества между структурами внутри неё и создание партнерства, ввиду которого различные учреждения в данной сфере могут развиваться и достигать общих целей. Интеграция не означает слияние социальных служб и экономических институтов, однако ГМУ невозможно вне контекста интегрирования своих элементов. Ключевой особенностью реформирования современного дошкольного образования является финансирование модернизаций и внедрения инноваций [Якубова 2018: 639-642].

Основная часть

Проблемы управления системой дошкольного образования и воспитания изучают многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Ляшенко, Л.В.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 Поздняк, Л.И. Фалюшиа, П.И. Третьяков и др. Конкретных механизмов решения существующих проблем в данной сфере пока не выявлено, поэтому приходиться обращаться к анализу методической литературы. Характерной чертой для такой литературы, по мнению А. Маринюк, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблемных вопросов, являются рекомендации по улучшению педагогического контроля и анализа [Маринюк 2020: 127-128]. Однако, без поддержки государства и программ регионального развития, которые оптимизируют экономику дошкольных организаций, педагогических усилий будет мало.

Актуализация

Важной особенностью реформирования современного дошкольного образования является финансирование модернизаций и внедрения инноваций. Министерство образования и науки Российской Федерации регулирует систему дошкольного образования на разных ступенях управления. Одним из индексов, который позволяет оценить уровень предоставления социальных услуг для всех групп населения, является уровень обеспечения доступа к дошкольному образованию, которое является первым, а потому фундаментальным и основополагающим этапом системы образования Российской Федерации. ГМУ осуществляет свою деятельность в системе образования, как ключевой регулятор её функционирования.

Изложение основных положений исследования

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 регламентировано понятие «система образования», согласно которому оно представляет собой единую совокупность взаимодействующих элементов [Федеральный закон]:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Все эти элементы обуславливают способность образовательной системы Российской Федерации осуществлять образовательную деятельность качественно и эффективно.

Являясь государственным общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

С введением Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, дошкольное образование становиться первой ступенью образования, а это накладывает определенные обязательства. В связи с этим дошкольное образование должно учитывать потребности нового общества. Министерством образования и науки Российской Федерации разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования и утвержден 17 октября 2013 года (ФГОС ДО).

Он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения равенства для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, получении государственных гарантий, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования [Найбауэр 2016: 72].

Рассмотрим, какие проблемы имеются на сегодняшний день в рамках ГМУ в сфере дошкольного образования. Это недостаточный охват детей дошкольным образованием,неразвитость системы поддержки раннего развития детей; ограниченное предложение спектра услуг дошкольного образования из-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 за недостаточного финансирования; ухудшение качеств педагогического коллектива; рост межрегиональных и межнациональных различий в качестве образования; стагнация системы дополнительного образования и воспитания.

Содержание и формы дошкольного образования на сегодняшний день в полной мере не соответствуют изменившимся запросам общества. Механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает в условиях дефицита бюджета. Усилия, направленные на решение указанных проблем, наталкиваются на то, что до сих пор содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы [Якубова 2018: 120-123].

Помимо этого, ГМУ в сфере дошкольного образования не обеспечивает перспективного развития новых востребованных форм дошкольного образования, целесообразность внедрения которых диктуется потребностями общества. В результате проведенного анализа были определены восемь форм дошкольного образования, которые способны разнообразить традиционную систему дошкольного образования (детские сады полного дня) и улучшить качество дошкольного образования в РФ, сделав его более доступным. К идентифицированным формам относятся:

1) региональные центры развития ребенка;

2) дошкольное отделение (группы) на базе учреждений среднего образования;

3) дошкольная группа кратковременного пребывания;

4) государственная кружковая работа с детьми дошкольного возраста;

5) социально-педагогический патронат в рамках государственного управления;

6) учреждение дошкольного образования семейного типа;

7) сезонные центры для дошкольников (группы)

8) субботняя и воскресная дошкольная группа государственного типа финансирования.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

Система образования становится архаичной, отстает от современных реалий, поэтому частные заведения пользуются этим фактом и создают всё большее количество своих единиц в сфере дошкольной педагогики, отбирая у государственного сектора значительную часть финансовых и кадровых ресурсов.

Государственная система образования не успевает обновляться и несоответствует экономическим, политическим и социальным изменениям в государстве. Главной задачей является завершение модернизации материальной и информационной инфраструктуры дошкольного образования. В среднесрочной перспективе в развитии системы образования акцент должен быть перенесен с реформы организационно-экономических механизмов и укрепленияинфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов [Вифлеемский 2017: 230].

Сегодня нужно помнить о том, что дошкольное образование, стремящееся работать в инновационном режиме может перевести свою систему из традиционной в развивающуюся. Новые подходы в системе управления, внедрение современных технологий, требует четких научных подходов к организации педагогического процесса. Но к сожалению, во многих маленьких городах, поселках, деревнях педагогический процесс до сих пор остается однообразным и консервативным в своей педагогической сущности, поэтому данную проблему необходимо решать на государственном и региональном уровнях одновременно.

К современной системе образования предъявляются высокие требования, в связи с этим модернизация и обновление системы управления дошкольным образованием неизбежно. Более того, дошкольное образование закладывает задатки будущей гармоничной личности и на наш взгляд просто необходимо, чтобы современные дошкольные учреждения сосредотачивали в себе квалифицированные кадры, современное оборудование, новейшее методическое обеспечение и оборудование.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

Новый этап модернизации ГМУ выдвигает требования к современной системе дошкольного образования: доступность, качество, эффективность.

Реализация данных приоритетов невозможна без существенных изменений в системе управления. На данный момент существует три главные проблемы в управлении ДОУ.

1. Дефицит мест в ясельных группах и переполнение детей в дошкольных группах. На данный момент дети, которым исполняется 3 года получают путевки в детский сад. В связи с этим, группы переполнены и численность превышает нормы СанПина 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [СанПиН 2.4.1.3049-13]. По норме до 3 лет на 1 ребенка площадь в игровой комнате должна составлять не менее 2,5 метра кв., а на 1 ребенка в возрасте от 3 до 7 - не меньше 2 кв. метров. Игровые комнаты в дошкольных учреждениях, построенные в советском союзе, рассчитаны на 20 -25 детей (площадь игровых комнат около 40 кв. метров). На данный момент наполняемость в группах ясельного возраста от 25 человек, а дошкольные группы достигают численности 30-35 человек. Возникает риск заболеваемости, эпидемий [Денисова 2020: 32-38].

Также нарушается безопасность жизнедеятельности и многие отсюда вытекающие последствия, в том числе и невозможность применения индивидуального подхода в образовании. ГМУ необходимо направить усилия и бюджет на постройку новых ДОУ, исходя из концепции территориального дефицита.

2. Проблема невостребованной образовательной деятельности. Ранее советскому и постсоветскому обществу достаточно было присмотра и ухода, современные же родители желают, чтобы образовательная деятельность не только регулярно проводилась в дошкольных учреждениях, но и была эффективной.

На данный момент образовательная деятельность, которая проводиться в дошкольных организациях находится на недостаточном уровне. Нет нового

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 современного оборудования, пособий и дидактического материала из-за нехватки финансирования. Ввиду этих обстоятельств родители, параллельно детскому саду, водят детей на развивающие занятия в частные детские центры подготовительные курсы. Отдают предпочтение кружкам и секциям вне дошкольного образовательного учреждения. Задача главы ДОУ завоевать доверие родителей. Необходимо не упускать из виду данную область для финансирования и привлечения спонсоров. Образовательную среду необходимо обновить усилиями региональных бюджетов, пополнить методическую литературу [Яковлева 2017: 340].

3. Проблема дефицита квалифицированных специалистов. Кадров не хватает в детских учреждениях, а квалифицированный педагогический персонал в сфере дошкольного образования, становится редкостью из-за низкой заработной платы. Мы считаем, что в современном мире необходимо предъявлять высокие требования к образованию педагога ДОУ. Мы предлагаем на государственном уровне привлекать студентов для получения профессии педагога дошкольного образования, привлекать состоявшихся педагогов в государственные дошкольные образовательные учреждения путем повышение заработной платы, а со стороны руководства -путём выплаты премий, поощрений, надбавок из стимулирующей части заработной платы.

Также существуют и другие проблемы системы дошкольного образования: отсутствие инклюзивного образования в рамках муниципальных дошкольных учреждений; отсутствие поликультурного образовательного пространства; отсутствие механизма контроля качества дошкольного образования и неготовность системы реагировать на демографические изменения, вводить новые образовательные услуги; нехватка финансирования, которое выделяет государство.

Итак, приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования посредством ГМУ являются: государственное, комплексное повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики; развитие альтернативных форм дошкольного образования. Помимо

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 традиционных форм дошкольного образования в условиях муниципального образования необходимо реализовывать мероприятия, направленные на управление процессом распространения инноваций, возможен частичный переход к внедрению частных образовательных услуг посредством услуг частно - государственного партнерства, а для этого необходима разработка новой нормативно-правовой базы для организации вариативных форм дошкольного образования [Мищенко 2018: 289-295].

Основные выводы

Проанализировав все вышесказанное можно сделать вывод, что система дошкольных образовательных учреждений требует модернизации на государственном уровне. Система управления в ДОУ изжила себя, современному обществу необходима новая инновационная система управления. Не смотря на то, что мы выдели три фундаментальные проблемы в данной сфере: дефицит ясельных групп и переизбыток детей в группах дошкольного возраста; дефицит квалифицированных кадров; устаревшие инструменты образования, которые требуютинновационного подхода, обновления методической литературы и дидактического материала, все они сводятся к одной - нехватке бюджета, который выделяется государством.

Данную проблему необходимо решать, в первую очередь, путем перераспределения регионального бюджета и привлечения спонсоров; возможно также на базе ДОУ открывать кружки и секции, которые принесут дополнительный источник финансов.

Помимо всего вышесказанного, мы предлагаем:

1. Пересмотреть существующие универсальные положения о моделях функционирования ДОУ в специальномуставе, в котором предусмотреть возможности для адаптации и экономической переориентации учреждения в условиях изменений общественной жизни,трансформации демографической ситуации, новых общественных вызовов.

2. Мы рекомендуем законодательно закрепить право (наработать юридические основания) руководителей учреждений вместе сродителями и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 привлеченными представителями общины, определять тип дошкольных групп, переченьобразовательных услуг, количество часов пребывания детей в учреждении и группах кратковременного пребывания, исходя из финансирования.

3. Внести в перечень обязательного обучения переквалификации. повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования базовые основы и принципы построения образовательной среды, дружественной к ребенку, профинансировать соответствующие направления подготовки кадров.

4. Популяризировать через партнерское сотрудничество различные формы дошкольного образования, которые позволят повысить эффективность использования бюджетных средств на практике.

5. Разработать единую государственную систему мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дошкольного образования.

Список источников:

1. Вифлеемский А. Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. -Litres, 2017.230 с.

2. Денисова Р. Р. Дошкольное образование России и Китая: ситуация развития //Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. №. 1. С. 32-38.

3. Маринюк А. и др. Управление дошкольным образованием 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов. Litres, 2020. 450 с.

4. Мищенко В. В., Марчукова Д. А. Особенности государственного регулирования дошкольного образования и пути его модернизации //Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2018. С. 289-295.

5. Найбауэр А. В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 насущные проблемы и возможные решения //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №. 1 (63). С. 72.

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Дата актуализации: 01.02.2020. Электронный доступ: https://meganorm.ru/Index2/1/4293780/4293780935.htm (дата обращения 27.06.2020).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Электронный доступ: https:/Лegalacts.ra/doc/273_FZ-ob-obrazovaшi/(дата обращения 27.06.2020).

8. Яковлева Г. В. Инновационная методическая работа как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. №. 2 (31). 340 с.

9. Якубова К. В. Система управления дошкольным образованием //Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. 2018. С. 639-642.

10. Якубова К. В., Яни А. В. Государственное управление дошкольным образованием при реализации ФГОС ДО в РФ //Инновационные подходы в современной науке. 2018. С. 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.