Научная статья на тему 'Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни'

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельская жизнь поселения правовое регулирование отношения экономические / социальные территория местное самоуправление / rural life settlements legal regulation relationships economic / social territory local selfgovernment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Александр Александрович

Обосновывается необходимость принятия комплексного федерального закона в отношении села, предложены его основные положения. Он должен установить основные направления и принципы правового регулирования сельской жизни как комплекса общественных отношений – экономических, социальных, природно-экологических и историко-культурных. Это позволит обеспечить должный уровень согласованности принимаемых нормативно-правовых актов в отношении села для всех уровней власти, а также прав и обязанностей всех субъектов данных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF STATE-LEGAL REGULATION OF RURAL LIFE

In the article the necessity of adopting comprehensive Federal law towards the village and offered its basic provisions. He must set the main directions and principles of legal regulation of the rural life as a complex of public relations – economic, social, ecological and environmental and cultural history. This will ensure the proper level of consistency of legal acts in respect to the village for all levels of authority, and rights and obligations of all subjects of these relations.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 64-72.

УДК 342

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

ACTUAL PROBLEMS OF STATE-LEGAL REGULATION OF RURAL LIFE

А. А. АФАНАСЬЕВ (A. A. AFANASYEV)

Обосновывается необходимость принятия комплексного федерального закона в отношении села, предложены его основные положения. Он должен установить основные направления и принципы правового регулирования сельской жизни как комплекса общественных отношений - экономических, социальных, природно-экологических и историко-культурных. Это позволит обеспечить должный уровень согласованности принимаемых нормативно-правовых актов в отношении села для всех уровней власти, а также прав и обязанностей всех субъектов данных правоотношений.

Ключевые слова: сельская жизнь; поселения; правовое регулирование; отношения экономические, социальные; территория; местное самоуправление.

In the article the necessity of adopting comprehensive Federal law towards the village and offered its basic provisions. He must set the main directions and principles of legal regulation of the rural life as a complex of public relations - economic, social, ecological and environmental and cultural history. This will ensure the proper level of consistency of legal acts in respect to the village for all levels of authority, and rights and obligations of all subjects of these relations.

Key words: rural life; settlements; legal regulation; relationships economic, social; territory; local selfgovernment.

Социологические исследования показывают, что действующая система финансирования и правового регулирования сельской жизни не обеспечивает решение накопившихся проблем в сельских поселениях (и даже текущее исполнение обязательств местного самоуправления перед населением в рамках Федерального закона № 131-ФЗ 2003 г.). Сельские жители в подавляющем своём большинстве или не ощущают изменений к лучшему, или имеют ожидания, не соответствующие реальному положению дел на селе. По данным Центра социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ, доля жителей села, указавших на упадок веры в скорое улучшение жизни в деревне, в 2010 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом до 24,7 % (в 2009 г. - 20,1 %), отметивших рост числа желающих покинуть деревню - до 28,8 % (в 2009 г. - 24 %) [1].

В 2006 и 2012 гг. автором самостоятельно были проведены социологические иссле-

дования на территории Омской области среди глав сельских поселений, руководителей организаций, предпринимателей, депутатов местных представительных органов власти, тех, кто хорошо знает весь комплекс общественных отношений села. Их итоги в целом подтверждают наличие большого числа проблем, требующих оперативного решения с помощью права как со стороны местной власти, так и со стороны государственной -субъектов РФ и, в особенности, федеральной.

В действующем законодательстве на сегодня, на наш взгляд, не соблюдаются законные интересы жителей сельских территорий и не обеспечиваются уже заявленные государством в Конституции РФ социальные блага сельского населения по обеспечению достойной жизни на любой территории страны.

Отсутствие федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни, на наш взгляд, на сегодня не позволяет комплексно (т. е. в соглас-

© Афанасьев А. А., 2014

64

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни

сованном режиме) взаимодействовать всем уровням власти, ведомствам и секторам экономики в решении задачи устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, предусмотренной социальноэкономической политикой РФ. Сегодня в нормах базовых федеральных законов не учитываются особенности и задачи приоритетного направления государственной политики по развитию села. Каждая сфера жизнедеятельности сельского поселения регулируется отдельными государственными нормативными актами - федеральными законами и законами субъектов РФ, а также на основе законодательства - нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Поэтому принятый комплексный федеральный закон мог бы установить основные направления и принципы правового регулирования сельской жизни (комплекса общественных отношений - экономических, социальных, природно-экологических и историкокультурных), что позволило бы императивно обеспечить должный уровень согласованности принимаемых нормативно-правовых актов в отношении села для всех уровней власти, а также прав и обязанностей всех субъектов данных правоотношений.

С помощью комплексного федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни право должно выполнить свою регулирующую функцию и обеспечить достижение главных целей социально-экономической политики государства в отношении села.

Какие положения можно предложить в предлагаемый проект федерального закона?

I. В проекте федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни при определении основных направлений должны найти своё место основные направления государственной политики в отношении села, обозначенные в Концепции социально-экономического развития сельских территорий до 2020 г. и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Вместе с тем, по нашему мнению, с учётом проведённого исследования к основным направлениям государственно-правового регулирования можно отнести также следующие направления.

В области экономических отношений:

1. Принятие комплексного правового акта в форме закона субъекта РФ, учитывающего специфику сельского хозяйства на территории региона и дополняющего федеральные меры поддержки важнейших направлений сельскохозяйственной отрасли. В действующем Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» не учтены отдельные положения Доктрины продовольственной безопасности РФ и Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г., что, на наш взгляд, предполагает их учёт именно в региональном законодательстве. В частности не определено и с правовой точки зрения не урегулировано взаимодействие государственной власти и местного самоуправления при осуществлении регулирования АПК, снятие барьеров на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции, исключение протекционизма в отношении отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей в ущерб другим. Положительный опыт субъектов РФ, принявших подобные правовые акты, должен закрепиться в федеральном законе уже в качестве императива.

2. Развитие личных подсобных хозяйств, малого и среднего бизнеса в селе. Именно этот сектор не должен дать возможность монополизировать производство и переработку сельскохозяйственной продукции, рынок услуг сельскому населению, а параллельно обеспечить занятость населения. Но этот сектор, как показывает опыт развитых зарубежных экономик и уже наш, собственный опыт регионов, нуждается в протекционизме со стороны государства и защите от недобросовестных конкурентов. Особое внимание необходимо обратить на развитие личных подсобных хозяйств, семейных ферм, небольших крестьянских (фермерских) хозяйств, объединение их в кооперативы с целью централизованного решения их нужд на определённой территории или направления деятельности, а также решения вопроса сбыта продукции. В связи с передачей земельных угодий в частную собственность крайне остро в селе стоит вопрос выделения земли под пастбища для ведения личного подсобного хозяйства, строительство жилья и социальные объекты: государство должно обеспечить нужды сель-

65

А. А. Афанасьев

ских поселений, урегулировав решение этих вопросов путём установления региональных стандартов обеспечения землей сельских поселений, а также порядка выкупа земель для нужд сельских поселений при несоблюдении стандартов за счёт бюджета субъекта РФ.

В области социальных отношений:

1. Установление федеральных стандартов социальной инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности села. Это касается предоставления социальных услуг населению сельских поселений в области общего образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты. На наш взгляд, в сельских поселениях с количеством жителей 400500 человек и с учётом иных факторов (уда -лённости от районного и областного центра, наличия инженерной инфраструктуры, природных условий и климата и т. п.), как правило, должны функционировать следующие объекты социальной инфраструктуры: основная общеобразовательная школа, музыкальная школа или её филиал, врачебная амбулатория, сельский клуб с библиотекой, спортивно-развлекательный комплекс и т. п. Особенности региона необходимо учесть в принимаемом в развитие комплексного федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни законе субъекта РФ. В Государственную Думу РФ уже вносился проект федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах», который должен был определить правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ (ст. 39, 41, 43, 44 и 48), на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на одинаковый объём гарантированных услуг социального обеспечения на всей территории РФ, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на получение квалифицированной юридической помощи. Понятно, что в финансовом плане решение этих задач принесёт серьёзные государственные затраты (именно поэтому законопроект не прошёл этапы согласования). Но без установления федеральных социальных стандартов, как показывает практика, реаль-

ного улучшения качества жизни на всей территории РФ не достигнуть. Необходимо рассмотреть вопрос о присоединении РФ к основным международным правовым актам в области обеспечения социальных прав: Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормативах социального обеспечения», Европейской социальной хартии, Европейской конвенции о социальном обеспечении и др. Всё это будет способствовать и соблюдению конституционных прав и законных интересов жителей села.

2. Установление федеральных стандартов инженерной инфраструктуры и транспортного обеспечения жизнедеятельности села. Это касается установления стандартов в решении жизненно важных вопросов (дорога с твердым покрытием до села; транспортное обслуживание; электро-, водо-, тепло- и газоснабжение; услуги жилищно-коммунального хозяйства; электросвязь; почтовые, банковские и бытовые услуги и т. п.), где государство гарантирует поддержку сельским жителям. К примеру, если какая-либо услуга не может быть оказана в сельском поселении, то гражданин должен иметь возможность в порядке, установленном Правительством РФ, выехать из села и в течение разумного времени получить её в другом месте либо за разумную плату заказать эту услугу. Представляется, что основные государственные и муниципальные услуги должны предоставляться в месте, расположенном на расстоянии не более одного часа езды от постоянного места жительства, а высокотехнологичные - не более двух часов. Причём для их получения сельские жители должны обеспечиваться общедоступным транспортом (автомобильным, железнодорожным, водным либо воздушным транспортом местных авиалиний). Особенности региона должен учитывать принятый в развитие федерального законодательства закон субъекта РФ. Одним из ключевых вопросов является строительство в каждом малом населённом пункте стандартного социального комплекса многофункционального центра (административно-офисные помещения для органов местного самоуправления, организаций образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, связи, банков и др.), где жители имели бы возможность получить муниципальные и государст-

66

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни

венные услуги, провести организованно досуг и т. д.

3. Строительство в сельской местности только современного, полностью благоустроенного жилья и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг. Данные социологических исследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 % российских семей, в той или иной степени не удовлетворённых жилищными условиями. При этом каждая четвёртая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 %. Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям населения, но и общему объёму финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в данном секторе услуг.

4. Поддержка сельской молодёжи. Ука-зом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства признано осуществление целостной государственной молодёжной политики в России: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодёжи, молодёжных объединений; содействие международным молодёжным обменам. Далее Основные направления государственной молодёжной политики были одобрены постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об Основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации». Они содержат концептуальные положения, на основе которых

должна формироваться и осуществляться го -сударственная молодёжная политика в РФ. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодёжной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие данных Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

В области природных отношений:

1. Обеспечение местного населения первоочередным правом пользования природными богатствами территории, на которой они проживают. Это касается и лесозаготовки, и сборов дикорастущих плодов, охоты, рыбной ловли и др.

2. Усиление мер правового контроля за исполнением экологического и природоохранного законодательства с обеспечением здесь максимального участия местного населения. Это можно сделать, например, за счёт создания территориальных общественных объединений граждан в сфере защиты природы и экологии и наделения органов местного самоуправления и их должностных лиц соответствующими полномочиями. Особо остро стоит сегодня вопрос по сохранению водных запасов, качества земель, животного и растительного мира, рыбных запасов, а также бережному использованию недр. К примеру, в Крутинском районе Омской области, имеющем уникальные по своим размерам даже в масштабах РФ пресные озёра, у должностных лиц органов местного самоуправления нет полномочий по защите рыбных запасов в помощь правоохранительным органам.

3. Оказание мер государственной помощи местному населению при катастрофических для сельской территории обстоятельствах. Такие обстоятельства могут наступить в результате обезвоживания рек, поднятия грунтовых вод и заболачивания территории, природных катаклизмов. К примеру, в результате отбора воды в реке Иртыш соседними с Россией Китаем и Казахстаном обмелела как сама река, так и её притоки. Значительная часть поселений испытывают в связи с этим трудности в водоснабжении, исчезли промысловые рыбные запасы и заливные лу-

67

А. А. Афанасьев

га, обеспечивающие кормами животноводство. В таких условиях сельские жители, местное самоуправление должны иметь право получать помощь со стороны государства, вплоть до переселения на новые территории.

В области сохранения историко-культурных отношений важным направлением является развитие музейного дела на территории сельского поселения. Любой сельский житель скажет, что истоки массовой сельской культуры, народных традиций и промыслов, нравственные начала находятся в малых сёлах. Музеи в малых сёлах и сегодня уникальное явление, обитель начала начал нашего историко-культурного наследия, вызывающая гордость за своих предков и современников, выходцев из этих мест. Права человека и гражданина на улучшение социально-культурных условий жизни гарантируются Конституцией РФ. А потому поддержка этих музеев - государственное дело. Как и на уровне муниципального района, этот вопрос должен войти в перечень вопросов местного значения сельских поселений.

В области поддержки и развития сельского местного и общественного самоуправления:

1. Обеспечение финансовой самостоятельности сельских поселений в решении вопросов местного значения. Налоговое законодательство РФ необходимо выстроить так, чтобы сельские поселения не выступали в роли просителей финансовых средств, тем более от иного, равноправного в силу конституционных положений, муниципального образования - муниципального района, а имели собственные источники дохода на решение вопросов местного значения. Это послужит, безусловно, стимулом к поиску возможностей расширения налогооблагаемой базы, повышению активности органов местного самоуправления и всего населения сельских поселений в решении проблем развития экономики территории. В проекте федерального закона должно найти отражение справедливое распределение трансфертов РФ при формировании бюджетов как субъектов РФ, так и сельских поселений. Сегодня в законодательстве используются сложнейшие формулы расчётов, во многом непонятные не только населению, но и специалистам. На наш взгляд, введение стандартизации услуг

сельскому населению и инфраструктуры жизнедеятельности сельских поселений позволит с большим основанием распределять государственную финансовую помощь селу. Вместе с тем каждому региону, каждому сельскому поселению необходимо законодательно предоставить такие налоговые и бюджетные условия, при которых он не был бы дотационным. Масштаб дотационных регионов, в которых проживает 76,2 % населения страны и которые охватывают 87 % территории государства, позволяет говорить о неэффективности проводимой федеральной политики в области налогообложения и межбюджетных отношений. Когда несколько регионов являются убыточными среди 83 субъектов РФ, здесь можно поднимать вопрос о неэффективности деятельности региональных властей. Но когда подавляющее большинство регионов являются дотационными и ситуация сохраняется более десятка лет подряд, это проблема федерального уровня. Безусловно, федеральные целевые программы и целевые программы субъектов РФ должны играть свою роль в системе материального и финансового обеспечения намеченных задач сельских поселений, особенно на участках «прорывного характера» при решении общегосударственных задач (к примеру, ускоренное развитие отдельных территорий, таких как Дальний Восток, Сибирь) объективно нуждающихся в помощи территорий ввиду отсутствия экономического потенциала. Однако, на наш взгляд, право должно обеспечить решение вопросов местного значения за счёт собственной доходной части бюджета. Поступление дополнительных федеральных средств и средств бюджета субъекта РФ на решение социально-экономических задач в определённой части должно осуществляться на условиях софинансирования с целью поощрения инициативы местного населения.

2. Передача на уровень муниципального района максимально возможного объёма го -сударственных полномочий и отдельных государственных полномочий - сельским поселениям с целью приближения государственной власти к сельскому населению. На собственном опыте, проработав более 10 лет на уровне сельского местного самоуправления и более 10 лет в органах исполнительной власти субъекта РФ, по результатам собствен-

68

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни

ных социологических исследований, могу сделать вывод, что централизация государственных полномочий не только ведёт к отдалению государственной власти от населения, но и сокращает возможности влияния государства на ряд основных вопросов. Самостоятельное и самодостаточное местное самоуправление сельских поселений с переданными от государства полномочиями и финансовыми средствами будет поддерживать в большей степени авторитет власти в целом в понимании населения. Кадры, обеспечивающие функционирование такой местной власти, будут иметь больше возможно -стей для профессионального и карьерного роста, материальных стимулов. Это будет способствовать закреплению на сельской территории молодёжи, квалифицированных кадров, формированию необходимой прослойки сельской интеллигенции. При таких больших территориальных пространствах РФ это один из важных факторов преодоления тенденции обезлюживания сельских территорий.

3. Государственная поддержка кадрового состава и актива местного самоуправления. Вопросы обучения кадров, материального обеспечения лиц, долгие годы замещавших муниципальные должности, юридическая помощь органам власти и их должностным лицам и многие другие вопросы должны поддерживаться государством. Об этом свидетельствует и опыт регионов страны. К примеру, заслуживает внимания опыт Уль -яновской области, где действует Закон Улья -новской области от 6 октября 2011 г. № 168-ЗО «О сельских старостах».

II. Под основными принципами государственно-правового регулирования сельской жизни в комплексном федеральном законе нужно понимать выраженные в нормах права и регулирующие отношения по обеспечению устойчивого социально-экономического развития сельских поселений нормативноруководящие идеи, положения, которые определяют содержание данных общественных отношений. В государственно-правовом регулировании сельской жизни, безусловно, необходимо учитывать принципы государственной политики по устойчивому социальноэкономическому развитию сельских территорий, обозначенные в Концепции социально-

экономического развития сельских территорий до 2020 г. и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Вместе с тем анализ федерального законодательства приводит к выводу, что к принципам нормативно-правового регулировании сельской жизни, можно отнести:

1. Соблюдение прав граждан в сфере сельской жизни и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Мероприятия в сфере сельской жизни должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обеспечивающими сохранение привычного сельского образа жизни, традиций и обычаев сельских жителей. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан в сфере сельской жизни независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

2. Социальная защищенность сельских жителей в случаях отдалённости сельского поселения от органов власти, государственных, муниципальных учреждений и иных организаций, предоставляющих основные социальные услуги, а также вынужденного переезда с сельских территорий ввиду невозможности проживания. Это обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ или в иных определённых законодательством РФ случаях.

3. Учёт особенностей села при регулировании отдельных общественных отношений, входящих в сферу сельской жизни. В связи с этим у разработчиков любого нормативно-правового акта возникает обязанность провести его юридическую экспертизу на соответствие целям и задачам государственной социально-экономической политики в отношении села. К особенностям села,

69

А. А. Афанасьев

в частности относятся: сельский образ жизни; особые условия сельскохозяйственной деятельности (сезонность, зависимость от климатических условий), которые влияют на оплату и условия труда; особые организационно-правовые формы сельскохозяйственной деятельности (сельхозкооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства); малонаселённость; неразвитость в сравнении с городскими условиями социальной и инженерной инфраструктуры (отсюда основные социально значимые услуги (банковские, жилищно-бытовые, транспортные, связь и др.) меньшего объёма и качества в сравнении с городскими (данный перечень основных услуг в целях определения их объёма и качества на основе стандартов, на наш взгляд, должен устанавливаться постановлением Правительства РФ)). Для сельского населения в связи с низким уровнем оплаты труда, качества рабочих мест (условия, механизация), менее благоприятными условиями труда и более высоким уровнем общей и регистрируемой безработицы, в сравнении с городским населением, важно обеспечение действия правового механизма по следующим направлениям: 1) защита работников от нарушений в сфере труда со стороны работодателей; 2) обеспечение компенсационных выплат (при необоснованных увольнениях; денежные выплаты работникам, временно не имеющим работы, компенсационные выплаты при увольнении с работы, пособие по безработице); 3) применение активных форм занятости (создание рабочих мест, в том числе на условиях самозанятости, обучение, переобучение и др.); 4) охрана труда.

4. Программно-целевое выделение материальных ресурсов и бюджетных средств на мероприятия, направленные на реализацию государственной социально-экономической политики в отношении села. Этот принцип гарантирует организационно-правовой механизм обеспечения наличия программ развития сельских территорий. Он включает мониторинг и анализ программ развития на: обоснование, согласование целей и направлений функционирования объектов экономики и социальной сферы; учёт основных принципов государственной политики развития сельской территории как единой про-

странственной единицы; мобилизацию ресурсного потенциала сельских сообществ; обеспечение интерактивного планирования комплексного развития сельской местности с учётом экономических, социальных и экологических особенностей; обеспечение повышения качества жизни нынешнего и будущего поколений граждан; уточнение полномочий субъектов правоотношений и источников ресурсного и финансового обеспечения программ развития.

5. Развитие государственной аграрной политики. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Принципы, основные цели и направления государственной аграрной политики определяются федеральным законом.

6. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере сельской жизни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере сельской жизни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере сельской жизни, установленных законодательством РФ.

III. Обеспечение стабильности государственного правового регулирования (режима) сельской жизни осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера [2].

К структурным механизмам, обеспечивающим реализацию государственного правового регулирования сельской жизни на основе предлагаемого проекта федерального закона, относятся: 1) действующая на основе Конституции РФ федеральная власть в лице Президента РФ как гаранта Конституции РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, Кон -ституционного Суда РФ, системы правоохранительных органов РФ; 2) действующая на основе основного закона субъекта РФ (кон-

70

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования сельской жизни

ституции, устава) государственная власть субъекта РФ: высшее должностное лицо, высшая представительная и исполнительная власть, конституционный (уставной) суд.

К материально-правовым механизмам, обеспечивающим реализацию государственного правового регулирования сельской жизни на основе предлагаемого комплексного федерального закона, относятся закрепление:

1) в федеральном законодательстве как принципа развития государственной аграрной политики как составной части государственной социально-экономической политики. В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» зафиксировано, что государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, а в п. 4 ч. 3 ст. 5 данного Федерального закона в качестве принципа, на котором основывается государственная аграрная политика, - её устойчивое развитие;

2) в Конституции РФ в качестве принципа верховенства федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ);

3) в Конституции РФ как принципа целостности территории РФ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

4) в федеральном законодательстве состава сельских поселений (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 г.).

Суммируя сказанное, можно сделать следующие выводы по вопросу совершенствования государственно-правового регулирования сельской жизни:

1. В целях решения задач государственной социально-экономической политики необходимо принятие комплексного федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни в РФ, а также в развитие данного федерального закона - законодательных актов в субъектах РФ, учитывающих региональную специфику правового регулирования сельской жизни.

2. Основные направления государственно-правового регулирования сельской жизни, обозначенные в Концепции социально-экономического развития сельских территорий до

2020 г. и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в целях устойчивого социально-экономического развития сельских территорий необходимо дополнить законодательными положениями, устанавливающими необходимость: 1) принятия правового акта в форме закона субъекта РФ, учитывающего специфику сельского хозяйства на территории региона и дополняющего федеральные меры поддержки важнейших направлений сельскохозяйственной отрасли; 2) развития личных подсобных хозяйств, малого и среднего бизнеса в селе, установления региональных стандартов обеспечения землей сельских поселений в целях её выделения сельским жителям для строительства жилья и социальных объектов, ведения личных подсобных хозяйств, а также порядка выкупа земель для нужд сельских поселений при несоблюдении стандартов за счёт бюджета субъекта Российской Федерации; 3) установления федеральных стандартов социальной инфраструктуры по предоставлению социальных услуг населению сельских поселений; 4) установления федеральных стандартов инженерной инфраструктуры и транспортного обеспечения жизнедеятельности села; 5) строительства в сельской местности только современного, полностью благоустроенного жилья и предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг; 6) поддержки сельской молодёжи; 7) обеспечения местного населения первоочередным правом пользования природными богатствами территории, на которой они проживают; 8) усиления мер правового контроля за сохранением экологического и природоохранного законодательства с участием местного населения; 9) оказания мер государственной помощи местному населению при катастрофических для сельской территории обстоятельствах; 10) развития музейного дела на территории сельского поселения; 11) обеспечения финансовой самостоятельности сельских поселений в решении вопросов местного значения; 12) передачи на уровень муниципального района максимально возможного объёма государственных полномочий и отдельных государственных полномочий сельским поселениям с целью приближения государственной власти к сельскому населению;

71

А. А. Афанасьев

13) государственной поддержки кадрового состава и актива местного самоуправления.

3. Основные принципы государственноправового регулирования сельской жизни, обозначенные в Концепции социально-экономического развития сельских территорий до 2020 г. и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в целях устойчивого социально-экономического развития сельских территорий необходимо дополнить законодательными положениями, устанавливающими: 1) принцип обязательного учёта особенностей села при регулировании отдельных общественных отношений, входящих в комплекс общественных отношений сельской жизни; 2) принцип программноцелевого выделения материальных ресурсов и бюджетных средств на мероприятия, направленные на реализацию государственной социально-экономической политики в отношении села.

4. Обеспечение стабильности государственного правового регулирования (режима) сельской жизни осуществляют юридические механизмы:

а) структурного характера: 1) действующая на основе Конституции РФ федеральная власть в лице Президента РФ как гаранта Конституции РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных

органов исполнительной власти и их территориальных органов, Конституционного Суда РФ, системы правоохранительных органов РФ; 2) действующая на основе основного закона субъекта РФ (конституции, устава) государственная власть субъекта РФ в лице высшего должностного лица, представительной и исполнительной власти, конституционного (уставного) суда;

б) материально-правового характера: 1) закрепление в федеральном законодательстве как принципа развития государственной аграрной политики как составной части государственной социально-экономической политики; 2) закрепление в Конституции РФ в качестве принципа верховенства федеральных законов на всей территории РФ; 3) закрепление в Конституции РФ как принципа целостности территории РФ; 4) закрепление в федеральном законодательстве состава сельских поселений. 1 2

1. Бондаренко Л. Ресурсное обеспечение развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. - 2011. - № 6. - С. 17.

2. См., напр.: Бабурин С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. -М., 2010. - С. 172-175.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.