МЕДИЦИНА ТРУДА 4
И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2012
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 613.62:06.046
А.А. Дударев, Г.А. Сорокин
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ
ФГУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, г. Санкт-Петербург
В концептуальной статье обосновываются понятия «офисное помещение», «офисный работник», дается оценка основных заболеваний и симптомов у офисных работников (SBS-синдром, BRI-заболевания, BRS-симптомы), анализируется комплекс факторов среды офисного помещения, влияющих на самочувствие и здоровье персонала — факторы воздушной среды (микроклимат, аэрозольное, химическое, биологическое загрязнение, аэроионизация), внешние физические факторы, эргономика, интенсивность и напряженность труда, психосоциальные факторы. Проводится сопоставление отечественных и зарубежных подходов к гигиенической оценке и нормированию факторов среды офисных помещений. В силу неадекватности отечественного нормирования современным требованиям, обосновывается необходимость разработки комплекса санитарных норм и правил, ориентированных конкретно на офисных работников.
Ключевые слова: офисное помещение, офисный работник, SBS-синдром, BRI-заболева-ния, нормирование, микроклимат, аэрозоли, двуокись углерода (СО2), летучие органические соединения, грибы, бактерии, аэроионизация, компьютер, стресс.
A.A. Dudarev, G.A. Sorokin. Pressing problems of labor hygiene and occupational pathology among office workers
Northwest public health research center, Ministry of health and social affairs, St.-Petersburg.
The article substantiates the conception of «office room», «office worker», estimates the basic diseases and symptoms among office workers (SBS-syndrome, BRI-illnesses, BRS-symptoms). Complex of indoor factors of office environment are analyzed, which influence the health status of personnel — indoor air quality (microclimate, aerosols, chemical, biological pollution, air ionization), external physical factors, ergonomics, intensity and tension of work, psychosocial factors. Comparison of Russian and foreign approaches to the hygienic estimation and rating of these factors was carried out. Owing to inadequacy of Russian hygienic rules to modern requirements, the necessity of working out of a complex of sanitary rules focused particularly on office workers is proved.
Keywords: office room, office worker, SBS-syndrome, BRI-illnesses, hygienic rating, microclimate, aerosols, СО2, VOC, fungi, bacteria, air ionization, computer, stress.
Кембриджский словарь дает следующее опре- однако некоторые электронные словари пред-
деление офису: «это комната или часть здания, лагают следующую формулировку — «адми-
где люди работают, в основном сидя за столами нистративный работник, служащий, клерк».
с компьютерами, телефонами и т. д.; обычно как В США понятие «офисный работник» соотно-
часть деловой или иной организации». Строго- сится с «белыми воротничками» — служащими,
го определения «офисного работника» (office не занимающимися физическим трудом (термин
worker) не дает ни один справочный источник, возник в 1911 г.) в противоположность «синим
Москва
© Медицина труда и промышленная экология, 2012
воротничкам» — рабочим. Офисная работа сегодня может варьироваться от секретарской, канцелярской, счетной, торговой, хозяйственной, информационной, технологической, научно-исследовательской, юридической и до административной, координационной, управленческой. Поисковые системы Интернета на запрос «office worker jobs» выдают тысячи различных вариантов офисных профессий. В развитых странах количество офисных служащих непрерывно увеличивается, в США в офисах работает около 60 % трудоспособного населения.
Международная Стандартная Классификация Профессий (ISCO-2008) [14] не содержит категории «офисный работник», так как. работающие в офисах присутствуют практически во всех основных профессиональных группах (менеджеры, профессионалы, специалисты, клерки, работники сферы услуг, операторы машин, вооруженные силы и др.). Сегодня термин «офисный работник» во всем цивилизованном мире не требует расшифровки, ибо рассматривается применительно к различным работникам офисов, независимо от профессиональной принадлежности, специфики деятельности, служебного положения, а также безотносительно формы собственности, статуса и профиля учреждения и иных факторов, сопряженных с системой взаимодействия «государство — работодатель — работник». Офисный работник — это не профессия, это условная категория совершенно разных профессий и должностей, объединенных совокупностью признаков рабочей среды офисного помещения.
Понятие «офисный работник» появилось в России относительно недавно (в начале 1990-х), когда после развала СССР в условиях деградирующей экономики, предприимчивые коммерсанты начали открывать офисы, торговые представительства зарубежных фирм, бизнесцентры. Пришедшая «с запада» компьютеризация окончательно изменила систему организации труда, в результате число офисных работников феноменально возросло. Конторские служащие (кабинетные работники, клерки) существовали задолго до появления компьютерных технологий, но именно массовая компьютеризация ознаменовала окончательное формирование категории офисных работников и в России.
Руководствуясь СанПиН [5], к офисным следует отнести две первые категории работ — !а (работы с интенсивностью энерготрат до 120 ккал/ч, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением) и !б (работы с интенсивностью энерготрат
121 —150 ккал/ч, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением). Руководствуясь ГОСТ [2], можно отнести к офисным помещения 2-й категории (в которых люди заняты умственным трудом, учебой) и 3а категории (в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды).
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) [4] тоже не содержит такой категории служащих, как «офисные работники», при этом из более 1700 наименований должностей служащих, более 50 % по содержанию трудовых функций и характеристикам условий труда, могут быть отнесены к офисным работникам.
Офисные помещения могут находиться не только в офисных центрах, банках, административных корпусах, но и в научно-технических, конструкторских, информационно-диспетчерских учреждениях, учебных заведениях, лечебно-профилактических, физкультурно-спортивных, культурно-развлекательных, торговых, концертных, гостиничных учреждениях, библиотеках, музеях, архивах, предприятиях общественного питания, вокзалах, портах, аэропортах, депо, и в других предприятиях, в том числе промышленных, сельскохозяйственных и т. д.
Состояние здоровья офисных работников. Еще с середины 1970-х гг. термин «синдром больного здания» (Sick Building Syndrome — SBS) прочно укоренился среди специалистов, занимающихся проблемой заболеваемости офисных работников. Синдром больного здания (SBS) — это группа заболеваний и патологических симптомов, вызванных различными факторами внутренней среды офисных зданий и помещений (химическими, физическими, биологическими, эргономическими и иными) или их комбинацией, проявление которых часто отмечается у людей, длительное время находящихся внутри зданий и помещений. В эпидемиологических исследованиях чаще оперируют следующими понятиями: «заболевания, связанные с пребыванием в зданиях» (Building Related Illnesses, BRI) — заболевания, регистрируемые у офисных работников, для которых установлена связь с экспозицией к конкретным факторам среды офисного помещения. BRI официально входят (как заболевания) в Международную классификацию болезней (МКБ-10); «симптомы, связанные с пребыванием в зданиях» (Building Related Symptoms, BRS) или «жалобы, связанные с пребыванием в зданиях»
(Building Related Complains, BRC) — это патологические симптомы, регистрируемые у офисных работников, для которых трудно установить связь с экспозицией к конкретным факторам среды офисного помещения. Часть регистрируемых симптомов не имеет идентифицируемой причины и не входит в МКБ-10, часть — имеет в наименовании по МКБ-10 формулировку «unspecified» (неустановленный, невыясненный). Это хроническая усталость, недомогание, головная боль, бессонница, различного рода аллергии, воспаления и патологические состояния респираторных органов, сосудов нижних конечностей, кожи, слизистых, глаз, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, скелетно-мышечной систем (остеохондроз, периартриты, тендиниты, миалгии) и др. Некоторые весьма часто регистрируемые симптомы, планировались к включению в МКБ (например, электромагнитная гиперсенситив-ность, множественная химическая сенситив-ность), но в итоге не вошли в классификацию. Эти симптомы, ухудшая самочувствие персонала офисов, приводят к значительным материальным потерям за счет сокращения трудодней и снижения работоспособности.
Несмотря на существующие неопределенности в формулировках, равно как и отсутствие четкого понимания механизмов возникновения наблюдаемых болезней и симптомов, цивилизованный мир единодушен в главном — проблема крайне высокой и постоянно растущей заболеваемости среди офисных работников (а значит, среди большинства трудоспособного населения) требует пристального изучения и разработки мер профилактики.
За последние 20 лет в экономически развитых странах вдвое чаще стали отмечаться аллергиче-
ские реакции и случаи заболевания астмой. Астма становится одной из важнейших проблем здравоохранения планеты. Требуются огромные средства на лекарства, уход за больными и компенсацию временной нетрудоспособности. Обобщение результатов исследований SBS в крупных городах Европы, Америки, Азии, Австралии демонстрирует, что в среднем около трети офисных работников имеют явные признаки BRS симптомов (это более половины всех трудящихся); проблема актуальна не только в офисах, но и в школах, детских садах, больницах, SBS также проявляется в новых и отреставрированных зданиях.
Главные причины сложившейся ситуации как 20 лет назад [17], так и сегодня — ухудшение качества воздуха в офисных помещениях (вызванное в основном неправильно организованной вентиляцией и недостаточным воздухообменом), напряженная работа за компьютером, скученность персонала в помещениях и психосоциальные аспекты (прежде всего, неудовлетворенность работой). Рост тарифов на энергию, масштабные кампании по стимулированию энергосбережения ведут к утеплению и «герметизации» офисов и жилищ при одновременном снижении расходов на вентиляцию. В холодное время года во многих зданиях воздухообмен достигает предельно низкого уровня.
Условия труда офисных работников. Множество факторов, способных влиять на здоровье, самочувствие и психофизиологический комфорт офисных работников, следует объединить в 4 основные группы (имея в виду, что практически все эти факторы взаимозависимы).
Некоторые из факторов офисной среды оказывают непосредственное влияние на психофизиологическое самочувствие и здоровье человека в
Факторы риска нарушений здоровья офисных работников
№ п.п. Группа факторов Фактор
1 Факторы воздушной среды Микроклимат, поллютанты (аэрозольное, химическое, биологическое загрязнение), аэроионизация
2 Внешние физические факторы Освещение, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее излучение и др.
3 Эргономика, интенсивность и напряженность труда Вынужденная сидячая рабочая поза, гиподинамия, многочасовое напряжение зрения перед монитором ПК, статико-динамическое напряжение рук при работе на клавиатуре и др.
4 Психосоциальные факторы А) связанные с рабочим местом (размер персонального рабочего пространства, возможность уединения, расположение и дизайн рабочего места, число сотрудников в помещении, эргономичность и эстетичность мебели, обеспеченность инвентарем, вид из окна и др.). Б) общие (удовлетворенность работой, уровень стресса, должностное положение, уровень мотивации и зарплаты, отношения с руководством, общение в коллективе, взаимопомощь, график работы и отпуска, доступность полноценного питания и др.)
зависимости от степени выраженности (повышение / понижение температуры и сквозняки легко ощущаются, присутствие озона в воздухе хорошо заметно по запаху, уровень шума слышен), а некоторые факторы действуют незаметно, оказывая скрытое влияние (мелкодисперсные аэрозоли, газы без запаха, микроорганизмы, ЭМП, ионизирующее излучение). Отдельные факторы среды априори полезны для здоровья и являются облигатным условием жизнедеятельности (например, свет видимого диапазона, аэроионы), их присутствие в помещении следует поддерживать на необходимом уровне.
Очевидно, что при обеспечении высокого качества воздушной среды, но наличии, например, частых конфликтов, постоянного шума или отсутствии естественной освещенности на рабочих местах, вероятны нарушения здоровья персонала, и соответственно, снижение производительности труда. Качество воздуха в помещении, с одной стороны, должно обеспечивать достаточную оксигенацию и аэроионизацию, безопасность и безвредность воздуха для здоровья людей, с другой стороны — не вызывать раздражения органов чувств и гарантировать комфортность ощущений при длительном пребывании в помещении. Воздух должен ощущаться как чистый, приятный и свежий.
Микроклимат. Микроклиматический дискомфорт — самая распространенная претензия со стороны обитателей офисных помещений. Для определения необходимых параметров микроклимата в офисах цивилизованный мир пользуется двумя основными международными стандартами
ANSI/ASHRAE 55-2010 [9] и ISO 7730:2005 [15], которые основаны на математических моделях Фангера, одна из которых была разработана для общего температурного комфорта (PMV модель) [12], и модели «сквозняков» [13]. PMV модель рассматривает сочетанное воздействие четырех физических факторов (температура, скорость движения воздуха, средняя радиационная температура, относительная влажность) и двух «человеческих» факторов (одежда и двигательная активность). Стандарт ISO 7730:2005, введя 3 категории микроклиматических условий помещений, допускает (для категории С) присутствие в помещении до 15 % лиц, испытывающих общий температурный дискомфорт. Графическое представление «зоны комфорта» Фангера вошло в международные стандарты, дополненные в настоящее время компьютерным алгоритмом вычислений. Общий микроклиматический комфорт неразрывно связан с локальными факторами («сквозняки», температура поверхности пола,
радиационная температурная асимметрия, разница температуры по вертикали), определяющими локальный температурный комфорт обитателей помещений, что тоже учтено в стандартах.
В РФ нормирование микроклиматических параметров архаично, регламенты (оптимальные и допустимые величины) разработаны только для температуры воздуха, температуры поверхностей, влажности и скорости движения воздуха, причем, как для независимых факторов. Взаимодействие факторов не рассматривается, понятия «зон комфорта» не существует. Допустимой температурой воздуха летом в офисных помещениях (согласно [5] и [2]) является 28С, что не может не вызывать недоумения.
Средний уровень относительной влажности 40—60 % соответствует условиям метеорологического комфорта в покое или при очень легкой физической работе, т.е. оптимален для офисных работников. Данная величина влажности отражена, как оптимальная круглогодичная, в Сан-ПиН [5]. ГОСТ [2] нормирует оптимальную влажность зимой уровнем 30—45 %, а летом 30—60 %. Сухость воздуха — один из основных факторов, влияющих на общее самочувствие, состояние глаз и слизистых, верхних дыхательных путей и кожи персонала офисов. В данном контексте неприемлемой выглядит минимально допустимая влажность 15 % по СанПиН [5]. Необходимо также иметь в виду, что низкая влажность повышает выживаемость риновиру-сов и вирусов гриппа, а также увеличивает срок «зависания» пыли в воздухе помещения, препятствуя агрегации мелкодисперсного аэрозоля в крупнодисперсный. Высокая влажность воздуха способствует росту грибов, бактерий и некоторых респираторных вирусов. Как низкая, так и очень высокая влажность несовместимы с применением искусственной аэроионизации — в сухом воздухе будут образовываться тяжелые ионы, во влажном воздухе — заряженные гидроаэрозоли.
Подвижность воздуха — один из ключевых факторов, определяющих микроклиматический комфорт, т.к. он оказывает влияние на кожную температуру и увлажненность, конвективную и испарительную потерю тепла, и в целом, на термовосприятие. В стандартах применительно к подвижности воздуха заложена дуалистическая идеология; с одной стороны — ограничивается скорость движения воздуха для минимизации риска «сквозняка» (допустимые величины стандартов), с другой стороны — подразумевается обеспечение достаточного охлаждения (оптимальные величины стандартов). В отечественном нормировании [2, 5] как оптимальные, так и до-
пустимые скорости движения воздуха в офисных помещениях для одного и того же периода года различаются в 2—3 раза.
Аэрозольное загрязнение. В воздухе офисных помещений присутствуют аэрозоли (твердые, жидкие, коллоидные; органического и неорганического состава; биологической и небиологической природы) различной степени дисперсности. Это органические, минеральные и синтетические волокна (мебели, ковровых покрытий, одежды, тканей, стройматериалов), включая бумажную и книжную пыль, взвеси бытовой химии, копировальной и множительной техники, табачный дым, пух и пыльца растений, микроорганизмы бактериальной, вирусной, грибковой и иной природы — живые и в виде спор; эпидермис и волосы людей, детрит и экскременты насекомых и т. д. В одном кубическом сантиметре воздуха офисного помещения содержится до 5 миллионов различных частиц.
Офисная пыль — мощнейший сенсибилизатор. Максимальной аллергенностью обладают мелкие частицы биологической природы. Было показано, что экспозиция к бумажной пыли работников офисов в Финляндии ассоциировалась с симптомами раздражения глаз, верхних отделов респираторного тракта, одышкой, воспалением кожи, миндалин, инфекционным поражением среднего уха и хроническим бронхитом [16].
В РФ отсутствует нормативная база по аэрозолям для офисных помещений; для официальной гигиенической оценки степени загрязненности воздуха в офисах частицами имеется лишь одна возможность — использование ПДК [1] взвешенных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (максимально разовая 0,5 мг/м3, среднесуточная 0,15 мг/м3). Очевидно, что концентрация пыли в воздухе офисного помещения, достигающая 0,5 мг/м3, никак не соответствует понятию «чистый воздух», такой норматив требует пересмотра.
В международной гигиенической практике принято оценивать наиболее опасные мелкие аэрозольные фракции в воздухе помещений — частицы, размер которых менее 10 мкм (РМ10), и особенно менее 2,5 мкм (РМ2.5), транзитом проходящие верхние дыхательные пути. В результате проведенного ВОЗ анализа влияния РМ на здоровье в больших городах планеты был сделан вывод о том, что воздействие РМ является причиной почти 800 тыс. преждевременных смертей в год [11]. В отечественном нормировании понятие РМ отсутствует, равно как и регламент применения необходимого оборудования для пробоотбора и анализа (совре-
менные счетчики частиц весьма дорогостоящи), методическая база. В рамках аттестации рабочих мест в офисных помещениях аэрозольный фактор вообще не рассматривается.
Химическое загрязнение (газы). Газообразные токсиканты офисных помещений можно разделить на 2 основные группы:
1) внешнего генеза (попадающие внутрь помещений извне);
2) внутреннего генеза (продуцируемые строительными и отделочными материалами, лакокрасочными покрытиями, мебелью, оборудованием, чистящими, моющими, дезодорирующими средствами, растениями и др.); в этой группе отдельное внимание следует уделять антропоток-синам (газы метаболизма человека — двуокись углерода, диоксид азота, сероводород, ацетон, аммиак, амины, фенолы и др.).
К первой группе относятся, прежде всего, продукты сгорания автомобильного топлива и выбросы промышленных предприятий, поступающие в здания с улицы. Это множество веществ и соединений, как неорганической, так и органической природы, многие из которых являются канцерогенами. Отдельно следует рассматривать радон и продукты его распада. Радон — это радиоактивный газ, потенциальный канцероген; стоит особняком, ибо имеет строго специфичные особенности проникновения в здания из грунта и накопления в нижних этажах зданий, и требует проведения специальных вентиляционных мероприятий для снижения дозовой нагрузки на людей, с ним контактирующих.
Вторую группу образуют летучие органические соединения, представленные практически всеми классами органической химии (углеводороды алифатические предельные и непредельные, ароматические, терпеновые, галогенсодержащие, альдегиды, фенолы, спирты, кислоты, кетоны, амины и др. соединения), двуокись углерода и окислы азота, газы тления табака, озон, выделяющийся при работе оргтехники.
Следует учитывать, что большинство газов в офисных помещениях, как правило, могут иметь как «внешнее», так и «внутреннее» происхождение, но при достаточной удаленности от крупных автомагистралей и промышленных объектов, и при правильной организации воздухозабора для нужд вентиляции, вклад внешних источников в общее загрязнение воздуха офисов не столь значим.
Также важно иметь в виду, что ощущаемое качество воздуха не является универсальной мерой его вредного воздействия на здоровье, сенсорные реакции организма на многие токсиканты не связаны количественно с их ток-
сичностью. Некоторые опасные газы совсем не ощущаются даже при высокой концентрации (например, радон, углекислый, угарный газ не имеют запаха), в то время как газы метаболизма человека (например, сероводород или диоксид азота), крайне неприятные в ощущениях, практически никогда не достигают в реальных условиях офисных помещений концентраций, опасных для здоровья, что вовсе не избавляет от необходимости очистки воздуха от таких газов с целью исключения физиологического и психологического дискомфорта у людей.
Двуокись углерода (СО2) — основной пол-лютант офисных помещений; является главным антропотоксином и часто используется в качестве индикатора общего уровня загрязнения воздуха, связанного с присутствием людей в закрытом помещении. Углекислый газ в очень небольших концентрациях (с 0,2 %) уже вызывает ощущение дыхательного дискомфорта, сонливость, быструю утомляемость, головные боли.
Методики определения, алгоритмы прогнозирования накопления и распределения углекислоты в помещениях различного типа хорошо отработаны. Американский стандарт [10] рекомендует поддерживать максимальную концентрацию двуокиси углерода в помещениях 0,1 %. Непревышение данного уровня СО2 обеспечивает низкий уровень других газообразных поллю-тантов в воздухе офисов, гарантирует отсутствие неблагоприятных эффектов для здоровья и самочувствия людей, снижает риск возникновения заболеваний, связанных с пребыванием в зданиях. Допустимый уровень содержания СО2 в воздухе офисных помещений 0,1 % принят в большинстве развитых стран. В России данная концентрация СО2 была обозначена в качестве предельной для кабин воздушных судов СанПиН [6], помещений железнодорожных пассажирских вокзалов, билетно-кассовых помещений, купе вагонов [8]. На офисные помещения эти правила, к сожалению, не распространяются, а СО2 не является приоритетным поллютантом при гигиенической оценке воздуха помещений.
За рубежом параметры вентиляции в офисных помещениях базируются на объемах доставляемого наружного воздуха на одного обитателя помещения, а не на воздухообменах в единицу времени. Минимально необходимый уровень вентиляции офисных помещений в США [10] составляет 10 л/с/чел. Обобщающий обзор результатов более 20 зарубежных исследований, проведенных с участием около 30 тыс. обитателей офисов, привел к выводу, что интенсивность вентиляции ниже 10 л/с/чел приводит к снижению качества воздуха и ухудшению показателей здоровья [18].
Летучие органические соединения (ЛОС) —
это совокупность различающихся по многим параметрам групп органических соединений. Биологическое действие многих ЛОС аддитивно, а часто — потенцировано. Сотни органических соединений присутствуют в воздухе офисных помещений, при этом концентрации большинства веществ относительно не высоки (десятки мкг/м3). Уровни многих ЛОС могут резко возрастать, многократно превышая ПДК, в период ввода здания в эксплуатацию, ремонта помещений, замены покрытий, установки новой мебели и оборудования, уборки и мойки, и в других случаях применения бытовых химических средств. Высокие уровни некоторых ЛОС в воздухе офисных помещений могут сохраняться месяцами (и даже годами), например, после ремонта или появления новой мебели.
Для корректной оценки «смеси» ЛОС подход должен быть, с одной стороны, унифицирован в плане минимальной «программы исследований», с другой стороны, — учитывать специфику конкретного помещения (части здания). В США агентством по охране окружающей среды давно разработан и регулярно обновляется стандартный протокол для оценки качества воздуха офисных помещений, где необходимый для химического анализа перечень веществ и соединений, включает более 60 наименований.
Основными проблемами, связанными в РФ с оценкой химической загрязненности воздуха офисных помещений являются:
• упрощенный в целом (как правило) подход. Аттестация рабочих мест по химическому фактору зачастую ограничивается определением (с помощью портативных газоанализаторов) 3—5 веществ;
• нехватка профильных лабораторий, оборудования, адекватного современным требованиям (аспираторов, жидкостных и газовых хроматографов, масс-спектрометров), специалистов, необходимых методик;
• отсутствие регламента оценки химической загрязненности воздуха офисов, прежде всего, обязательного перечня веществ и соединений, подлежащих контролю;
• отсутствие установленных ПДК на многие ЛОС;
• отсутствие регламента использования уровня СО2 в качестве критерия общей загрязненности воздуха;
• отсутствие (или неэффективность) вентиляции (неправильная схема, устаревшее оборудование и др.), которая позволяла бы в целом решить проблему с загрязнением воздуха.
Биологическое загрязнение. Из всего разнообразия присутствующих в воздухе офисных помещений частиц органического происхождения, наибольшее влияние на здоровье человека оказывают микроорганизмы — грибы, бактерии, вирусы. Установлена тесная связь между наличием в воздухе микроорганизмов и различными аллергическими реакциями (аллергический дерматит, ринит, астма, неспецифический аллергический альвеолит). Многие виды аллергий, заболевания дыхательных путей, «синдром хронической усталости» ассоциированы с наличием в воздухе офисов спор грибов и микотоксинов, которые ослабляют иммунитет, подавляют функцию альвеол.
В РФ отсутствуют нормативы микробного загрязнения воздуха для офисных помещений. СанПиН [7] определяет параметры «общего количества микроорганизмов в 1м3 воздуха» для некоторых категорий помещений «в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность». По-видимому, предполагается, что число выявленных КОЕ бактерий следует сложить с числом выявленных КОЕ грибов, не превысив определенной суммы. В данном документе для «чистых» помещений (хирургические операционные, асептические палаты, родильные) установлен предельный уровень 500 КОЕ/м3 (во время работы) и 200 КОЕ/м3 (до работы). Для «кабинетов врачей, комнат персонала, диспетчерских» микробное загрязнение воздуха не нормируется.
По данным Губернского [3] в жилых помещениях Москвы с точечными поражениями плесенью стеновых конструкций содержание в воздухе жизнеспособных спор грибов в среднем составляет 1500 КОЕ/м3, при 5 % площади поражения — более 2000 КОЕ/м3, при 25 % поражения — более 9000 КОЕ/м3.
Аэроионизация. Среди факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на самочувствие и здоровье людей, длительное время находящихся в помещениях, особое значение имеет дефицит аэроионов. Наличие в воздухе достаточной концентрации ионов является одним из важнейших аспектов качества воздуха, комфортной и «здоровой» среды обитания в целом. Практика показывает, что концентрации аэроионов в офисах близки к нулю, искусственная ионизация офисных помещений практически нигде не проводится. Нынешняя нормативная база по аэроионизации требует пересмотра применительно именно к офисным помещениям.
Внешние физические факторы. Среди физических факторов офисного помещения оценивать следует, прежде всего, электромагнитные поля (ЭМП) и освещение. Основными источ-
никами ЭМП в офисных помещениях являются электропроводка внутри зданий, распределительные щиты, лифтовое оборудование, транслирующие антенны сотовой связи на крышах или вблизи зданий, стационарные и мобильные телефоны, компьютеры, компьютерные сети, оргтехника, бытовые электроприборы. Число источников ЭМП весьма велико, в результате чего персонал современного офиса подвергается одновременному воздействию множества электромагнитных излучений различных диапазонов частот. Поступательно накапливаются научные данные, подтверждающие неблагоприятное влияние ЭМП на гемопоэз, эндокринную, центральную нервную системы, противоопухолевую защиту.
Эргономика, интенсивность и напряженность труда. Основными эргономическими неблагоприятными факторами офиса являются вынужденная сидячая рабочая поза, гиподинамия, многочасовое напряжение зрения перед монитором ПК, статико-динамическое напряжение рук при работе на клавиатуре и др.
Повсеместное использование компьютеров в офисах создало проблему монотонности физической, зрительной и умственной нагрузки вследствие высокой повторяемости и уменьшения рабочего пространства движений. По данным литературы, частота расстройств костно-мышеч-ной системы среди офисных работников может достигать 80 %. Наиболее часты повреждения сухожилий запястья (синдром «компьютерной мышки»), локтевого и плечелопаточного суставов. Несовершенная конструкция столов и кресел провоцирует остеохондроз, венозный застой крови в нижних конечностях. Длительная работа за компьютером вызывает перенапряжение зрения, что провоцирует «синдром сухого глаза», приводит к астенопии, повышает риск миопии и глаукомы. Многолетняя работа за компьютером повышает риск сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, иммунных, эндокринных, психических расстройств.
Психосоциальные факторы. В отличие от традиционного отечественного гигиенического подхода к оценке вредных условий труда с позиций приоритетности параметров производственной среды и трудового процесса (физической тяжести и напряженности), за рубежом психосоциальные и организационные факторы риска здоровью занимают одно из ведущих мест в шкале вредностей условий труда офисных работников.
Вследствие неблагоприятного психологического климата в коллективе и недостатков в организации труда, примерно треть офисных работников часто или весьма часто испытывают
эмоциональный стресс и тревожность на работе, страдают от нарушений сна и депрессивных состояний. Основными факторами профессионального риска сердечно-сосудистых заболеваний у офисных работников являются организационные факторы, политика управления персоналом, содержание трудового процесса [19].
Работа за компьютером предполагает постоянную концентрацию внимания, что нередко приводит к развитию умственной усталости. Переработка больших массивов информации (особенно в условиях цейтнота) становится дополнительным стрессирующим фактором. Такой стресс на фоне выраженной компьютерной, интернет и игровой зависимостей (нарастающих в современном обществе) формирует продолжительное истощение сил, снижение темпа работы, утрату концентрации внимания и самоконтроля, апатию.
З а к л ю ч е н и е. В современном обществе к офисным работникам относится большинство профессий и должностей, объединенных совокупностью признаков рабочей среды офисного помещения. Многие факторы среды офисных помещений являются неблагоприятными для здоровья офисных работников. Для персонала офисов характерен специфический спектр симптомов и заболеваний, ассоциированных с условиями труда и факторами среды офисного помещения. Отечественное гигиеническое нормирование, традиционно ориентированное на индустрию, сегодня не служит адекватным инструментом в оценке вредности факторов офисной среды и не отвечает потребностям сохранения здоровья и профилактики заболеваний, связанных с работой в офисах. Назрела необходимость разработки комплекса санитарных норм и правил, ориентированных конкретно на офисных работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГН 2.1.6.1338—03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
2. ГОСТ 30494—96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. Межгосударственный стандарт. Госстрой России, 1996 (введен в 1999).
3. Губернский ЮД., Мельникова А.И., Калинина Н.В., Чуприна О.В. // Гиг. и сан. 2010. № 5. С. 26—28.
4. ОКПДТР—94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1994 г. № 367 (с изменениями №№ 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003).
5. СанПиН 2.2.4.548—96. Гигиенические требования
к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормативы. 1996.
6. СанПиН 2.5.1.051 — 96. Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации.
7. СанПиН 2.1.3.2630—10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
8. СП 2.5.1198—03. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
9. ANSI/ASHRAE Standard 55-2010. American Society of Heating Refrigerating and Air Conditioning Engineers. Thermal Environmental Conditions for Human Occupancy (Supersedes ANSI/ASHRAE Standard 552004 and 55-1992). Atlanta, GA: ASHRAE. 2010.
10. ANSI/ASHRAE Standard 62-2001. American Society of Heating Refrigerating and Air Conditioning Engineers (ASHRAE, 2001). Ventilation for Acceptable Indoor Air Quality. Atlanta, GA: ASHRAE. 2001.
11. Cohen A . et al. // Comparative quantification of health risks: global and regional burden of disease attributable to selected major risk factors, M. Ezzati et al., WHO, Geneva,
2004, p.1353-1434.
12. Fanger P.O. // ASHRAE Transactions. 1967. 73 (2). P. III4.1—III4.20.
13. Fanger P.O., Melikov H., Hanzawa H., Ring J. // Energy and Buildings. 1988. № 12. P. 21—39.
14. ISCO-08. International Standard Classification of Occupations — 2008. International Labor Organization, 2008.
15. ISO 7730:2005. International Standards Organization (ISO). Ergonomics of the thermal environment — Analytical determination and interpretation of thermal comfort using calculation of the PMV and PPD indices and local thermal comfort criteria. Geneva: Switzerland: ISO. 2005.
16. Jaakkola M.S., Yang L., Ieromnimon A., Jaak-kola J.J.K. // Occup. Environm. Med. 2007. № 64. Р. 178—184.
17. Mendell M. J. // Indoor Air. 1993. № 3. Р. 227— 236.
18. Seppanen OA, Fisk W.J, Mendell M.J. // Ibid. 1999. № 9. Р.226—252.
19. Theorell T. // Gesundheitswesen. 1995. № 57 (3). Р.130—134.
Поступила 16.11.11
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Дударев Алексей Анатольевич,
руководитель отдела гигиены ФГУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, докт. мед. наук. E-mail: [email protected] Сорокин Геннадий Александрович,
ст. научн. сотрудник отдела гигиены, канд. мед. наук. E-mail: [email protected]