АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Нач. гидрорежимной партии В. Ф. Лапицкая
ООО “Комигеология” [email protected]
В рамках проходившего XIV Геологического съезда Республики Коми 16 апреля, в первой половине дня, работала секция “Г идрогеология”. Свои материалы для опубликования предоставили геологи научнык и производственный организаций Воркуты (ООО “Родонит”), Новосибирска (Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сыфья), Сымыв-кара (Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, ООО “Комигеология”, ЗАО ГГК “Миреко”), Ухты (Тимано-Печорский научно-исследовательский центр, филиал ООО “ВНИИ”“СеверНИПИгаз”, Ухтинский государственный технический университет). Доклады небольшой по численности секции осветили значительный спектр направлений гидрогеологии и были посвящены анализу современного состояния исследований по проблемам обеспечения населения пресныши водами (В. А. Гуляев, В. Ф. Лапицкая), распространения на территории Республики Коми минеральных лечебных вод и их радиологической характеристике (Т. П. Митюшева, И. И. Шуктомова), особенностям гидрогеологических условий на месторождениях углеводородов (О. И. Леухина), проблемам организации наблюдений за состоянием геологической среды на участках складирования промышленных отходов (В. И. Жильцова), моделированию взаимодействий “вода—порода” (О. И. Леухина). К сожалению, по разным причинам часть докладчиков не смогла принять участие в работе секции и бышо сделано всего семь докладов. По окончании работы состоялось обсуждение как заслушанных докладов, так и проблем гидрогеологии Республики Коми, наиболее важные из которых предлагаем вашему вниманию.
Как уже отмечалось ранее («Вестник», № 4, 2004 г), одной из злободневных тем стала проблема обеспечения
К. г.-м. н.
Т. П. Митюшева
населения пресными подземными водами. От большого числа авторов на пленарном заседании с докладом “Перспективы водоснабжения населенных пунктов Республики Коми за счет подземных источников” выступила
В. Ф. Лапицкая. В докладе отмечалось, что для реализации важнейшей социально-экономической задачи нашего времени — обеспечения населения надежно защищенными источниками питьевого водоснабжения — Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений:
— Постановление РФ от 18 октября 1992 г. № 802 “О неотложных мерах по обеспечению питьевого водоснабжения в Российской Федерации”;
— Постановление РФ от 6 марта 1998 г. № 292 “О концепции ФЦП “Обеспечение населения Российской Федерации питьевой водой”;
— Постановление Коллегии Министерства природнык ресурсов РФ (МПР России) от 28 июня 2000 г. № 10-1 “О состоянии обеспеченности населения Российской Федерации ресурсами подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, основных направлениях и задачах по дальнейшему изучению и освоению запасов подземных вод питьевого качества”.
Если в нашей республике, при общем водоотборе 200 тыс. м3/сут для хозяйственно-питьевых целей, на долю подземнык вод приходиться около 45 % [1, 4], то доля подземных вод в общем балансе водоснабжения столицы Республики Коми составляет 5 %. Город Сыжтышкар является практически единственным крупным населенным пунктом Республики Коми, перевод которого на подземные воды до последнего времени остается проблематичным. Сыктывкар с 250-тысячным населением, вопреки положениям ГОСТ 226.01-95 “Безопасность в чрезвыгаай-
Д. г.-м. н.
Н. Г. Оберман
ЗАО ГГК “Миреко” [email protected]
ных ситуациях. Общие положения”, имеет единственный источник водоснабжения — поверхностные воды — и не имеет разведанный запасов подземных вод. Перспективная водопотреб-ность города определена администрацией муниципального образования в объеме 150 тыс. м3/сут.
В настоящее время хозяйственнопитьевое водоснабжение Сыктывкара базируется на поверхностных водах р. Выгаегды1, которые уязвимы для всех источников загрязнения. Городской водозабор обеспечивает водой город и с. Выльгорт в объеме 95 тыс. м3/сут.
Санитарное состояние источника хозяйственно-питьевого водоснабжения неудовлетворительное. Из года в год в речной воде фиксируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) (20—70 %) по лигносульфа-там, фенолам, меди, цинку и другим показателям. Это обусловлено как невозможностью обеспечить требуемый режим в зоне санитарной охраны источника водоснабжения, которая протягивается от г. Сыктывкара до с. Корт-керос, так и сбросом сточнык вод с очи-стнык сооружений п. Краснозатонский и Верхняя Максаковка, которые через протоку Выльты попадают в р. Выгчег-ду непосредственно выше водозаборных сооружений. Из-за недостаточной мощности очистных сооружений в реку постоянно сбрасытаются недостаточно очищенные канализационные стоки.
До настоящего времени все средства, выщеляемыге городу на улучшение качества воды, направляются на развитие систем очистки поверхностных вод. Реконструкция очистных сооружений продолжается до настоящего времени, а видимое улучшение подаваемой потребителю питьевой воды не наступает. С одной стороны, это обусловлено тем, что до сих пор реконструкция очистных сооружений не завершена, с другой —тем,
что, проходя по изношенной системе водопровода, вода получает вторичное, уже неконтролируемое никем загрязнение за счет взаимодействия с материалами труб, обогащается продуктами коррозии и инкрустации труб. Проблема очистки поверхностный вод усугубляется тем, что в пределах области питания водозабора расположены удобряемые сельскохозяйственные угодья и животноводческие фермы, с которых в реку попадает большое количество органических соединений. При этом контроль за содержанием органических веществ осуществляется по 3-5 показателям из более тысячи вреднык веществ, нормируемых СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованный систем питьевого водоснабжения. Контроль качества”. Очевидно, что в этих условиях практически невозможно добиться кардинального улучшения качества подаваемой потребителю воды.
В последние годы геологами ООО “Комигеология” (бывшая Выгчегодская экспедиция) выполнены гидрогеологические исследования по оценке ресурсного потенциала пресных подземных вод в районе Сымывкара, и сравнительно недалеко, в 20—35 км юго-западнее города, вышвлено Бадьинское месторождение подземных вод. Месторождение может рассматриваться в качестве дополнительного (на перспективу)и резервного (на случай чрезвыгчайнык ситуаций) источника питьевых вод для г. Сыктывкара. Подземные воды приурочены к сысольскому (среднеюрскому) водоносному горизонту Камско-Вятского артезианского бассейна. Водовмещающие породы представлены мелко- и среднезернистыми кварцевыми слюдистыми песками с линзами алевритов и глин общей мощностью от 25.0 до 63.6 м. Экологическое состояние территории обеспечивает благоприятные условия для обустройства водозаборов подземнык вод и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения. Эксплуатационные запасы подземных вод этого месторождения оцениваются в 50 тыс. м3/сут по категории С + С2. Вышвленное месторождение имеет перспективы прироста запасов в объеме 45—50 тыс. м3/сут, что достаточно для полного перевода города на подземные защищенные источники питьевык вод. Для доведения изученности участка до степени, позволяющей включение его в перечень лицензируе-
мых объектов, и быстрейшего ввода в эксплуатацию необходимо проведение гео лого-разведочных работ с целью оценки эксплуатационных запасов по категории С1.
Важной проблемой является и изучение компонентов природного происхождения, содержание которых в подземных водах нашего региона превышает ПДК. Следует особо подчеркнуть, что экологически чистых пресных подземных вод, полностью удовлетворяющих требованиям ГОСТа и СанПиНа и надежно защищенных от загрязнения, в природе мало.
По данным мониторинга качества питьевого водоснабжения, осуществляемого центрами Госсанэпиднадзора, установлено, что около 60 % населения республики обеспечивается водой, не соответствующей нормативам по санитарно-гигиеническим показателям, около 70 % — водой, содержащей микробное загрязнение [3]. В питьевых водах вышвлены1 вредные для здоровья людей вещества (аммиак, нитраты, фенолы, нефтепродукты, бор, стронций, кадмий, свинец, железо, марганец) [4] в концентрациях, превышающих ПДК СанПиН 2.1.4.559-96 “Питьевая вода...” и ограничивающих практическое использование подземных вод для питьевого водоснабжения. В результате радиационного мониторинга содержаний тяжелых естественных радионуклидов (радия-226, 228, полония-210, свинца-210, радона-222) в пресных водах северо-востока европейской части России (исследования отдела радиоэкологии Института биологии Коми НЦ УрО РАН) [8] установлено, что удельная активность радионуклидов радия-228 (дочерний продукт распада тория-232) и свинца-210 (дочерний продукт распада урана-238) превышает гигиенические нормы радиационной безопасности (НРБ-99). За исключением водоисточников Троицко-Печорского, Воркутинского и Ижемского районов, во всех остальных районах республики вышвлены1 водопункты, в которых концентрация тяжелых естественных радионуклидов превышает допустимые уровни вмешательства (УВ).
То, что территория нашей республики не включена в перечень регионов с вышвленныши некондиционными водами (Приложение 3) в нормативных актах “Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01”, можно объяснить
толыко отсутствием данных по Республике Коми в Министерствах здравоохранения и природных ресурсов РФ.
Наблюдаемое ухудшение качества подземных вод за счет превышающих ПДК содержаний железа, марганца, стронция, бора, тяжелык естественных радионуклидов в поверхностный и подземных водах в значителыной степени имеет природное происхождение и определяется особенностями геологического строения территории, распространением определенных геологических формаций, биогидрогеохимически-ми условиями. Закономерности распространения в подземнык водах нашего региона ряда из вышеперечисленных элементов, в частности железа и марганца, в основном изучены, выщелены1 водоносные горизонты с их высоким содержанием. Требует доизучения естественная “зараженносты” пресных подземных вод стронцием и бором. Деталыное исследование химического и радиологического составов вод и водовмещающих толщ необходимо провести на объектах водополызования, на который установлены отклонения от уровня вмешателыства по тяжелым радионуклидам. Экологические исследования должны включаты и геолого-гидро-геологические работы на всей территории республики для изучения геопатогенности территории, вышвления источников, путей миграции, роли геохимических барыеров в накоплении естественного и техногенного загрязнения.
Очены важно отметиты, что в соответствии с рекомендациями Минздрава России [7] в населенных пунктах, в которых обнаружены превышающие УВ содержания радионуклидов, следует провести дополнителыные исследования с опробованием вод в каждый сезон с це-лыю определения годового поступления радионуклидов. Особо отмечается, что при возможном присутствии в воде 3Н, 14С, 1311, 210РЬ, 228Яа и 232ТЪ определение уделыной активности этих радионуклидов в воде является обязателы-ныш [6]. Тем не менее определение от-делыных радионуклидов в водах обыино не проводится, предварителыная оценка водопунктов на допустимосты исполызо-вания воды для питыевык целей дается по уделыной суммарной алыфа- и бета-активности, которые не должны превышать 0.1 и 1.0 Бк/кг. Такая радиологическая оценка питыевык вод, в связи с установленными превышающими УВ концентрациями радия-228 и свинца-210, для на-
шего региона явно недостаточна, определение их необходимо проводить в обязательном порядке.
В случае подтверждения высоких концентраций радионуклидов или других загрязняющих веществ должна проводиться санитарно-эпидемиологическая экспертиза с целью определения как возможности дальнейшего использования конкретного источника питьевого водоснабжения, так и необходимости осуществления защитных мер.
Для решения проблемы водоснабжения населения Республики Коми чистыми, безопасными для человека питьевыми водами, необходимо подобрать технологии водоподготовки, позволяющие устранить возможность неблагоприятного влияния компонентов воды, с учетом качественных характеристик каждого источника водоснабжения на основе мониторинга качества вод и лабораторных исследований по эффективности технологических процессов очистки воды.
Актуальной проблемой является вопрос о соблюдении нормативный актов в части мониторинга недр.
Республика Коми — один из богатейших сыфьевык регионов Российской Федерации. Среди многочисленных полезных ископаемых есть одно поис-тине уникальное, но до сих пор не оцененное по достоинству, это — пресные подземные воды, основа всего живого. Природа даровала населению республики несметное богатство в виде обиль-нык водоносных горизонтов, распрост-раненнык почти на всей ее территории. Размеры этого достояния таковы, что в состоянии обеспечить не только современные и будущие потребности, но и стать важной статьей экспорта высоко-качественнык питьевых вод за пределы республики. Однако даже самые бездонные кладовые могут быть опустошены за самое кратчайшее время при безответственном, безразличном отношении к их содержимому.
К сожалению, именно так относится подавляющее большинство недропользователей в республике к пресным подземным водам, отнесенным решением правительства к “стратегическим полезным ископаемым”. В лицензионных соглашениях практически всех недропользователей имеется пункт, обязывающий их (в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными документами) проводить мониторинг окружающей
среды, в том числе и недр. Такое требование не случайно: его реализация позволяет своевременно установить начавшееся негативное воздействие техногенного объекта на пресные подземные воды; разработать необходимые рекомендации по предотвращению (либо минимизации) возможного экологического ущерба; выполнить соответствующие упреждающие мероприятия, не допустив необратимых экологических последствий, и оценить эффективность этих мероприятий.
Однако мониторинг подземнык вод, испыпывающих воздействие собственно производственной деятельности, как правило, не проводится. Очень часто он подменяется учетом водоотбора из скважин, осуществляемым недропользователями для своих технологических нужд. Не производится мониторинг состояния недр на аварийных нефтепроводах, трубопроводах пластовых вод, шламонакопителях с нарушившейся изоляцией ложа и других техногенных объектах. Очень многие недропользователи воспринимают лицензионное обязательство проведения “мониторинга окружающей среды” в крайне урезанном, удобном для себя смысле, понимая под этой средой лишь атмосферный воздух, растительность, поверхностные воды, почвы, но отнюдь не воды подземные. И это вопреки тому, что основная сфера их производственной деятельности связана главным образом с недрами, соответственно и с подземной гидросферой. Для наблюдений за ее состоянием необходимо бурить скважины, что сопряжено со значительными материальными затратами. Впрочем, было бы несправедливо возлагать на недропользователей всю ответственность за сложившееся положение с мониторингом пресных подземных вод в пределах горных отводов. Значительная доля ложится, безусловно, и на многочисленные экологические компании, составляющие программы мониторинга по заявкам недропользователей.
Объективности ради необходимо отметить, что есть в республике и недропользователи, с полной ответственностью относящиеся ко взятым на себя обязательствам перед государством в части соблюдения всех установленных нормативными документами правил по охране недр и, в частности, по проведению мониторинга пресных подземных вод. К сожалению, можно назвать всего лишь несколько таких ком-
паний, это — ООО “Боксит Тимана”, ООО “Енисей”, лишь отчасти ОАО “Лу-койл-Коми” и еще две-три организации. Не исключено, что мониторинг состояния недр вытолняет значительно большее число производственных структур, не представляющих результаты ни в органы управления фондом недр, ни в систему мониторинга состояния недр, что является нарушением действующих нормативных актов недропользования и требует незамедлительного принятия мер к исправлению сложившейся практики.
В процессе работы секции рассмотрено состояние мониторинга геологической среды на одном из объектов, требующих постоянного наблюдения за подземными водами, на участках размещения полигонов твердых бытовых и промышленных отходов.
Обустройство полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (ТБО) является одним из основных способов защиты населенных пунктов от отходов различного происхождения, так как полигоны сами являются долговременным источником загрязнения среды [5]. Основные нарушения в размещении полигонов связаны с отсутствием изысканий под строительство полигонов, отсутствием проекта обустройства полигонов. Целевые исследования на участках складирования ТБО не проводятся, согласование участков размещения полигонов чаще всего производится на основании результатов региональный работ.
Типичными нарушениями при обустройстве полигонов являются: расположение полигонов в санитарно-защитных зонах населенных пунктов, в рыбоохранных зонах водотоков, на участках, сложенных хорошо проницаемыми отложениями с близким уровнем залегания грунтовый вод, в области зон санитарной охраны подземнык источников водоснабжения, на участках с недостаточной защищенностью подземных вод основных водоносных горизонтов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Аналитические расчеты степени защищенности подземных вод от попадания загрязнения с поверхности чаще всего свидетельствуют о том, что временной критерий для расчетного срока эксплуатации свалок не выдерживается, и при этом обустройство противофильтрацион-ных экранов в днище и бортах полигонов не осуществляется. Эксплуатация полигонов производится, как правило, без обу-
стройства водоотводных и нагорных канав. Практически повсеместно отсутствует контроль за состоянием грунтовых вод в области влияния полигонов ТБО, в единичных случаях производятся наблюдения за поверхностными водами.
В качестве примера рассмотрено состояние геологической среды на полигоне складирования отходов Сыктывкарского ЛДК. Полигон площадью 10 га расположен на высокой подтапливаемой пойме р. Сысолы. По результатам мониторинга установлено, что на участке склада коры в грунтовых водах повышается содержание хлоридов, железа, марганца, цинка, органики, нитратов, фенолов, нефтепродуктов. Изменяется температурный режим грунтовых вод. Недропользователю рекомендованы мероприятия, направленные на снижение негативного влияния склада на грунтовые воды. Составлена программа режимных наблюдений за изменением гидрохимических и термобарических параметров.
Учитывая, что полигоны ТБО присутствуют в каждом населенном пункте, следует обратить внимание администраций муниципальных образований
республики на соблюдение существующих нормативных актов, обязывающих вести мониторинг питьевых подземных вод. Объектами такого мониторинга в районах являются участки складирования промышленных и бытовых отходов, скотомогильники. В этой связи возникает необходимость усиления управления ресурсами на территории республики и ужесточения контроля со стороны ГУПР по РК и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми за выполнением хозяйствующими субъектами законодательных и нормативных требований в экологической области.
ЛИТЕРАТУРА 1. Боровинских А. П., Рудольф А. А., Тарбаев М. Б. и др. Перспективы водоснабжения населенных пунктов Республики Коми за счет подземных вод // Геология и минеральные ресурсы европейского северо-востока России: Материалы XIV Геол. съезда Республики Коми. Сыктывкар: Геопринт, 2004. Т. 1. С. 38—42. 2. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01. М.: Минздрав РФ, 2001. 3. Глушкова Л. И., Ла-
нина Л. В. Геохимические аспекты питьевого водоснабжения в Республике Коми // Южные районы Республики Коми: геология, минеральные ресурсы, проблемы освоения: Материалы Третьей Всерос. науч. конф. Сыктывкар: Геопринт, 2002.
С. 211—212. 4. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Коми в 2002 году / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, РГУ НТЦ АГИКС РК. Сыктывкар, 2003. 95 с. 5. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов / МЖКХ РСФСР, АКХ им. К. Д. Памфилова. М, 1983. 6. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99): Гигиенические нормативы. СП 2.6.1.758-99. М.: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999. 116 с.
7. Радиационный контроль питьевой воды. Методические рекомендации // Экологический вестник России. 2001. № 9. С. 50—60.
8. Шуктомова И. И., Рачкова Н. Г., Тас-каев А. И. Тяжелые естественные радионуклиды в водах северо-востока европейской части России // Радиоэкология, охрана окружающей среды. 2001. С. 176—180. (Вест. Науч. ядерного центра Республики Казахстан; Вып.3).
^ --------------------------------------------------------------------------------------------
В СЫКТЫВКАРЕ
Семинар по аналитическому оборудованию, проведенный Санкт-Петербургским представительством фирмы “ЗЫша^и” 7 июня 2004 г., собрал на свои лекции специалистов города и представителей организаций гг. Ухта, Усинск числом более 50 человек.
Руководитель представительства И. М. Гринштейн осветил состояние и возможности фирмы на сегодняшний день, а затем в течение дня были представлены доклады, охватывающие весь ряд приборов, выпускаемых “Shimadzu” (спектральные приборы, атомно-абсорбционные спетрофотометры, рентгеновские приборы и приборы для исследования поверхности, а также испытательные машины).
Специалист представительства Н. Ю. Исупова доложила о приборах для жикостной хромотографии, хроматомасс-спектроскопии, газовой хроматографии.
Участники за чашкой кофе в перерывах продолжали обсуждение и переговоры. Закончился семинар раздачей пакета рекламных буклетов и журналов по вопросам аналитического оборудования, производимого фирмой “ Shimadzu”. По завершении лекционной части была проведена экскурсия по лабораториям института, где было показано оборудование для научных исследований, как отечественное, так и фирмы “Shimadzu”.
В. Куприянов
© зн1МАоги