Научная статья на тему 'Актуальные проблемы функционирования территориальных органов ФНС РФ как субъекта налогового администрирования'

Актуальные проблемы функционирования территориальных органов ФНС РФ как субъекта налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1608
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СВОЕВРЕМЕННАЯ УПЛАТА НАЛОГА / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / TAX INSPECTION / TAX VIOLATION / TAX CONTROL / TAX PROMPT PAYMENT / TAX CONSULTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиндин Ав

Практическая реализация задач, поставленных перед территориальными налоговыми органами, по совершенствованию механизма налогового администрирования осложняется отсутствием единого понимания и трактовки этого понятия. Кроме того, к основным проблемам в сфере налоговых правонарушений в нашей стране на сегодняшний день относятся недостатки в самой системе учета налогоплательщиков и контроля за их деятельностью. В статье рассматриваются отдельные вопросы исчисления некоторых налогов, наиболее часто выступающие объектом налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF REGIONAL OFFICES OF RUSSIAN FEDERAL TAX SERVICE WITH REGARD TO TAX ADMINISTRATION

The author states that practical tasks given to regional offices of the Federal Tax Service in order to improve tax administration are complicated by the lack of common interpretation. The article proves that the main causes of tax violation in Russia are deficiencies in tax register and tax control. The author considers particular problems of computations of taxes that are often focus of tax control.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы функционирования территориальных органов ФНС РФ как субъекта налогового администрирования»

♦-

УДК 336.225

-♦

А. В. Шиндин

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РФ КАК СУБЪЕКТА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Практическая реализация задач, поставленных перед территориальными налоговыми органами, по совершенствованию механизма налогового администрирования осложняется отсутствием единого понимания и трактовки этого понятия. Кроме того, к основным проблемам в сфере налоговых правонарушений в нашей стране на сегодняшний день относятся недостатки в самой системе учета налогоплательщиков и контроля за их деятельностью. В статье рассматриваются отдельные вопросы исчисления некоторых налогов, наиболее часто выступающие объектом налогового контроля.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговая проверка, налоговое правонарушение, налоговый контроль, своевременная уплата налога, налоговое консультирование.

A.V. Shindin

TOPICAL PROBLEMS OF REGIONAL OFFICES OF RUSSIAN FEDERAL TAX SERVICE WITH REGARD TO TAX ADMINISTRATION

The author states that practical tasks given to regional offices of the Federal Tax Service in order to improve tax administration are complicated by the lack of common interpretation. The article proves that the main causes of tax violation in Russia are deficiencies in tax register and tax control. The author considers particular problems of computations of taxes that are often focus of tax control.

The key words: tax administration, tax inspection, tax violation, tax control, tax prompt payment, tax consultation.

Практическая реализация задач по совершенствованию механизма налогового администрирования, поставленных перед территориальными налоговыми органами , осложняется отсутствием единого понимания и трактовки этого понятия. Чаще всего под налоговым ад -министрированием понимают работу налоговых органов по организации контроля за своевременностью и полнотой исчисления и уплаты налоговых платежей. Однако в налоговом администрировании как форме налогового менеджмента контрольная работа выступает одним из инструментов воздействия на отношения по поводу формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов. Существующие проблемы в налоговом администрировании приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджеты и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов в этой сфере.

Проблема контроля за полным и своевременным поступлением налоговых платежей от юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, возникшая еще в самом начале формирования отечественной налоговой системы, актуальна и по сей день. При этом налогоплательщики в основном озабочены тем, чтобы в ходе контрольных мероприятий не были ущемлены их права; налоговые же органы заинтересованы в результативности проводимых налоговых проверок.

Главным результатом контрольных мероприятий налоговых органов выступают выявляемые нарушения налогового законодательства, к числу которых, например, относятся: включение в состав расходов по производству и реализации продукции (работ, услуг) расходов, не связанных с производством и реализацией, в

результате чего налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую прибыль и, следовательно, налог на прибыль организаций; включение представительских расходов, превышающих размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ, а также неправомерный учет в расходах сумм суточных, превышающих установленные нормы, и затрат по найму жилых помещений без подтверждающих документов; в составе материальных расходов учитывалась плата за сверхнормативные выбросы в пределах установленных лимитов, но превышающая предельно допустимые выбросы; включение в расходы затрат, указанных в ст.270 НК РФ; ведение с нарушением установленных законодательством требований журналов учета счетов-фактур, книг продаж и покупок, что приводит к неправомерному возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, и др.

Практика показывает, что выявить налоговое правонарушение зачастую возможно только в процессе проверки, поэтому в основе производства по делам о налоговых правонарушениях лежат материалы, полученные в ходе проведения таких проверок.

Налогоплательщики, привлеченные к ответственности за налоговые правонарушения, вправе оспорить не только действия налоговых органов, но и положения законодательных и иных нормативных актов, в нарушении которых они обвиняются.

Большинство нарушений, за которые налоговые органы взыскивают штрафы с налогоплательщиков, носят формальный характер. Чаще всего штраф налагается за пропуск какого-либо срока: сдачи налоговой декларации, постановки предприятия на налоговый учет, сообщения о смене руководителя. Формальный

контроль необходим, но гораздо большее значение будет иметь контроль, при осуществлении которого в бюджет поступают реальные суммы денежных средств от уплаты налогов. В этих целях необходимо существенно перестроить систему учета и контроля за деятельностью налогоплательщиков и одновременно значительно снизить налоговую нагрузку.

Сложность и «многослойность» налогового законодательства в России, высокая степень его лабильности предопределяют возможность неоднозначной трактовки тех или иных налоговых норм не только налогоплательщиками, но и работниками налоговых органов, налоговыми консультантами и налоговыми адвокатами. Это же служит причиной того, что арбитражными судами зачастую выносятся совершенно противоположные решения, основанные на различном толковании законодательства, что формирует различную практику на уровне округов.

Необходимость совершенствования процедур налогового администрирования во многом обусловлена такими проблемами налоговой деятельности, как усложнение структуры и возрастание объема налоговых деклараций; расширение состава показателей, в том числе по примененным льготам, налоговым вычетам; отражение в декларации данных обо всех обособленных подразделениях организации; применение принципа унификации при заполнении деклараций за счет кодирования информации и использования при заполнении деклараций справочников: налоговых льгот, субъектов РФ, ОКАТО, а также значений отдельных показателей деклараций; применение стандартного набора регистрационных сведений о налогоплательщике (титульного листа).

Несовершенство налогового законодательства, наличие правовых коллизий, различных толкований норм законодательства приводит, в частности, к неформализуемости ряда процедур автоматизированного контроля за правильностью исчисления налогов. Заметим, что на современном этапе в качестве одного из направлений совершенствования налогового администрирования рассматривается использование центров обработки данных, в том числе данных отчетности. Неформализуемость ряда методических вопросов ставит под сомнение эффективность применения централизованной обработки данных. В этих целях следует:

- упростить процедуры заполнения, представления налоговой отчетности, ориентируясь на принцип разумной достаточности данных для целей налогового контроля с учетом отчетного и налогового периода по налогу;

- синхронизировать утверждение новых форм налоговых деклараций и подготовку инструктивных материалов по их заполнению, методических рекомендаций по применению норм налогового законодательства;

- обеспечить налогоплательщиков соответствующим программным обеспечением для подготовки, предварительной проверки перед сдачей и представления отчетности в электронном виде, что позволит сократить объем ручного ввода данных, снизить количество арифметических и иных наиболее грубых ошибок при заполнении деклараций, высвободив тем самым время для проведения углубленного камерального анализа, в том числе с привлечением информации из внешних источников;

- исключить дублирование регистрационных сведений о налогоплательщике в титульных листах налоговых деклараций за счет их единовременного представления по итогам отчетного периода, например вместе с балансом;

- унифицировать ряд процедур расчета налога: например, при исчислении налога на прибыль использовать один показатель в качестве единой базы для распределения по обособленным подразделениям сумм налога переходного периода, суммы налога, уплаченного за пределами РФ и подлежащего зачету.

Кроме того, в ходе проведения налоговых проверок (как камеральных, так и выездных) налоговым органам и налогоплательщикам приходится сталкиваться с некоторыми проблемами, в основном связанными с несовершенством законодательной регламентации их организации и проведения.

Существенные проблемы имеют место и в организации встречных налоговых проверок, а также в использовании полученных в их ходе материалов. Таким образом, к основным проблемам в сфере налогового администрирования в нашей стране на сегодняшний день относятся прежде всего недостатки в самой системе учета налогоплательщиков и контроля за их деятельностью (в ее организации и функционировании). Частые изменения в законодательстве не способствуют устранению этих недостатков. Кроме того, существенные проблемы связаны с налоговой отчетностью, которую Минфин РФ в стремлении повысить ее информативность крайне детализировал, усложняя процедуры заполнения, вводя избыточные показатели и т.п. Все это неизбежно сказывается на правильности ведения налогового учета и отчетности.

В случае неуплаты налогоплательщиком задолженности по требованию налогового органа и отсутствия денежных средств на счетах в банках у должника налоговая инспекция имеет право обратить взыскание задолженности на имущество налогоплательщика. Порядок обращения взыскания на имущество регламентируется ст.47 НК РФ, а взыскание осуществляется судебными приставами - исполнителями. При проведении совместной работы со службой судебных приставов налоговые органы сталкиваются с определенными сложностями, связанными в первую очередь с оперативностью работы судебных приставов и сроками проведения исполнительного производства.

Помимо этого, процедуры взыскания задолженности налоговыми органами осложняются некоторыми несоответствиями разных сфер законодательства. Так, например, одинаковый размер неоплаченных обязательств (не менее 100 тыс. руб.), установленный для всех юридических лиц, позволяет организациям, которые имеют постоянную задолженность перед бюджетом в сумме, меньшей установленного минимума для подачи заявления, не подпадать под критерий банкротства. Фактически же они являются неплатежеспособными и не могут вести нормальную финансово-хозяйственную деятельность. Представляется целесообразным установить дифференцированный минимальный размер неоплаченных обязательств в зависимости от отнесения организаций к той или иной категории должников и установить по ним соответствующие минимальные суммы невыполненных обязательств (таблица).

Классификация орган изаций-налогоплательщиков в целях определения порога их налоговой платежеспособности

Организации с оборотом Минимальная сумма невыполненных обязательств

Менее 15 млн руб. 10 тыс. руб.

От 15 до 100 млн руб. 50 тыс. руб.

Свыше 100 млн руб. 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб.

Срок невыполнения обязательств можно оставить без изменений (3 месяца с момента возникновения задолженности). Такой подход определения неплатежеспособности хозяйствующего субъекта позволит более обоснованно производить оценку размера долга предприятия перед бюджетом или другими кредиторами.

Для повышения качества налогового контроля налоговых органов необходимо проводить мониторинг финансово -хозяйственной деятельности организаций. Представляется целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания образовавшейся задолженности. Также требуется приведение нормативных документов в соответствие с реалиями текущего дня.

В Налоговом кодексе РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации, поэтому важной задачей налоговых органов становится разъяснительная работа по применению налогового законодательства. Налоговые инспекции регулярно проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют обо всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснения о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик вправе сделать письменный запрос в налоговый орган. Даже если разъяснения налогового работника оказывались неправильными и налогоплательщик действовал согласно полученной консультации, финансовые санкции к нему не применяются.

Однако в налоговых инспекциях небольших городов право налогоплательщиков на получение информации не всегда реализуется должным образом, что проявляется в нежелании или недостаточной компетенции сотрудников налоговой службы, в чьи обязанности входит информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Территориальные налоговые органы в процессе своей деятельности по проведению налогового контроля очень тесно взаимодействуют с государственными федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами власти местного самоуправления, а также органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, выдающими лицензии, свидетельства, нотариусами, органами опеки и попечительства, а также осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, и др.

Налоговые органы, получая сведения от соответствующих органов, создают базу данных о налогоплательщиках (физических и юридических лицах) и объектах налогообложения.

Практика показывает, что в сведениях, представленных регистрирующими органами об объектах налогообложения, могут быть неточности, ошибки. Например, по транспортным средствам не указана (неправильно указана) мощность двигателя, неправильные сведения о самом налогоплательщике. Кроме того, в данных, представленных регистрирующими органами, могут ошибочно приводиться физические лица, которые не владеют транспортными средствами.

Проблемы возникают при исчислении налога на имущество физических лиц и земельного налога. Достаточно часто регистрирующие органы предоставляют некачественную информацию об объектах недвижимого имущества: делают ошибки в адресе собственности; представляют некорректную инвентаризационную (кадастровую) стоимость; указывают двойную регистрацию объектов и т.д. На уточнение информации уходит достаточно много времени, поэтому начисление и доначисление налога производится только по срокам следующего года. В целях своевременной уплаты налога налогоплательщиками необходимо проводить перманентную актуализацию адресов в базе данных Инспекции, что очень сложно делать в условиях ограниченных трудовых ресурсов.

Действенной формой государственной поддержки субъектов в сфере налогового администрирования следует признать повышение качества налогового контроля и установление ответственности виновных должностных лиц в предъявлении необоснованных фискальных требований к добросовестным налогоплательщикам, так как количество подобных нарушений их прав остается недопустимо большим.

Налоговые органы имеют право проводить осмотр (обследование) любых используемых для извлечения дохода производственных, складских и торговых помещений; осуществлять инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение указанных требований. Они вправе при проведении налоговых проверок производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Выемка документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. Эта мера применяется в случае, если есть достаточные основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

При взыскании налогов должностные лица налоговых инспекций вправе приостановить операции по счетам плательщиков в банках. Одновременно налогоплательщику направляется требование об уплате налога в установленные сроки. Эта же мера может быть применена в случае непредставления в течение двух недель по истечении установленного срока налоговой декларации.

Налоговые органы имеют право применять меры экономического принуждения к налогоплательщику за несвоевременную уплату налогов.

Если налогоплательщик не выполнил требования налогового органа и не уплатил причитающиеся с него

платежи, налоговые органы вправе применить к нему установленные законодательством меры по принудительному взысканию недоимок. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплатель -щика, инкассового поручения на списание с рублевого и валютных счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика - последовательно в отношении наличных денежных средств в кассе, имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (в частности, ценных бумаг, легкового автотранспорта, готовой продукции, сырья и материалов, а также станков, оборудования, зданий и сооружений). Взыскание налога за счет имущества производится путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

Можно сделать вывод, что налоговые проверки яв -ляются одним из эффективных методов по выявлению налоговых правонарушений и предотвращению совершения новых. Своевременно и правильно проведенная налоговая проверка позволяет предотвратить многие умышленные нарушения, за которые налогоплательщики или должностные лица подлежат привлечению к ответственности.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить необходимость своевременно выявлять и разрешать проблемы, возникающие на всех стадиях налоговых отношений, поскольку эффективное налоговое адми -нистрирование выступает развивающим фактором налоговой политики, а средства повышения его эффективности и факторы положительной направленности однозначно отражаются на основной стратегии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.