Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушением слуха / словарный запас / специальные образовательные потребности / hearing impaired children / vocabulary / special educational needs

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышевич Лариса Александровна

В статье анализируются современные условия формирования словарного запаса у детей с нарушением слуха раннего возраста и их особые образовательные потребности в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышевич Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCABULARY FORMATION PROBLEMS OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT AT AN EARLY AGE

The author of the article analyzes the modern conditions for the vocabulary formation of children with hearing impairment in early age and their special educational needs in this area.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 376.33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Чернышевич Лариса Александровна.

Беларусь, г. Минск, Институт инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, соискатель, larisapedagog@gmail.com.

Аннотация. В статье анализируются современные условия формирования словарного запаса у детей с нарушением слуха раннего возраста и их особые образовательные потребности в этой области.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, словарный запас, специальные образовательные потребности.

VOCABULARY FORMATION PROBLEMS OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT AT AN EARLY AGE

Chernyshevich Larisa Alexandrovna.

Belarus, Minsk, Institute of Inclusive Education, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, PhD student, larisapedagog@gmail.com

Abstract. The author of the article analyzes the modern conditions for the vocabulary formation of children with hearing impairment in early age and their special educational needs in this area.

Keywords: hearing impaired children, vocabulary, special educational needs.

Современная популяция детей со слуховой депривацией характеризуется широким диапазоном общего и слухоречевого развития.

Ранее нарушение слуха у ребенка непременно приводило к нарушениям второго и третьего порядка: особенностям речевого развития и своеобразию формирования памяти, мышления, воображения. В последние десятилетия значительно возрос образовательный потенциал детей со слуховой депривацией [1]. Это связано со своевременной диагностикой нарушения слуха, качественным слухопротезированием, развитием системы ранней комплексной помощи.

Благодаря достижениям медицины и техники в наши дни возможно выявление нарушения слуха у младенцев в первые дни после рождения. В дальнейшем уточняется степень снижения слуха и в кратчайшие сроки начинаются абилитационные мероприятия.

Современные слуховые аппараты помогают скорректировать практически любую степень потери слуха, что было невозможно ранее. В случае отсутствия эффекта от ношения слуховых аппаратов может быть проведена операция по

установке кохлеарного импланта. При правильном подборе и оптимальной настройке технического средства реабилитации ребенок со слуховой депривацией способен воспринимать и различать большую часть звуков речевых частот. Это позволяет рассматривать слуховое восприятие как реальную основу для обучения и развития неслышащих и слабослышащих детей.

В середине ХХ века занятия с детьми с нарушением слуха начинались преимущественно на уровне дошкольного образования. Учитывая, что сензитивным периодом для развития речи является возраст до трёх лет, упускалась возможность использования потенциала ребенка с нарушением слуха для успешного речевого развития.

На современном этапе развития специальной педагогики возможно осуществление педагогического воздействия на ребенка со слуховой депривацией с первых месяцев его жизни. Как правило, в этот период основное внимание уделяется обучению родителей, воспитывающих младенцев с нарушением слуха, эффективному взаимодействию с ребенком. Благодаря развитию информационных технологий появилась возможность дистанционного консультирования.

Таким образом, ранний возраст все чаще становится первым этапом в обучении, воспитании и развитии ребенка с нарушением слуха. При этом учитель-дефектолог не только проводит занятия с ребенком, но и консультирует родителей по вопросам организации работы по развитию ребенка в домашних условиях, подбора и использования адекватных средовых ресурсов (предметных, пространственных, социально-психологических, организационно-смысловых).

Становится очевидным, что сегодня возможности обучения и развития детей с нарушением слуха намного шире, чем раньше. Степень нарушения слуха, успешно нивелированная слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантом, не является определяющей при выборе программы обучения каждого конкретного ребенка. Однако классические методики обучения детей со слуховой депривацией ориентированы на учет степени тугоухости как базовый показатель.

Полностью отвергать классический подход сурдопедагогики не представляется возможным в связи с тем, что часть детей с нарушением слуха в силу различных причин к началу обучения имеют низкий уровень слухоречевого развития. К таким причинам можно отнести несвоевременную диагностику нарушения слуха, позднее начало абилитационных мероприятий, отсутствие опыта ношения слуховых аппаратов, противопоказания к проведению кохлеарной имплантации при неэффективности слуховых аппаратов, неблагоприятные для речевого развития социальные условия и др. В указанных случаях оправдана реализация традиционной программы для детей с нарушением слуха, ориентирующейся на степень потери слуха. Для обучения детей этой категории по-прежнему необходимы усиление зрительного компонента, специальные методы коммуникации, формирование речи «обходным путем».

Однако обучение ребёнка со слуховой депривацией, имеющего высокий потенциал слухоречевого развития, с использованием традиционных методик

может привести к снижению темпа его общего и речевого развития. Эти дети уже в раннем возрасте могут иметь словарный запас, по количественным и качественным характеристикам приближенный к нормативному, в то время как у детей с невысоким образовательным потенциалом может отмечаться критически низкий по количественным и качественным показателям уровень сформированности словарного запаса. В связи с этим возникают противоречия между возросшими функциональными возможностями и недостаточной разработанностью методов и средств развития словарного запаса у детей с высоким потенциалом. Актуален вопрос разработки новых путей реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с нарушением слуха раннего возраста.

В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и характеристике особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха как основы планирования коррекционной работы. Особые образовательные потребности определяются сложностями, «дефицитами» развития ребенка [2; 3]. В нашем исследовании выделены особые образовательные потребности ребенка с нарушением слуха в овладении лексической стороной речи:

1) в обеспечении восприятия точного слухового образа слова (с учетом сложности формирования слуховых дифференцировок речевых единиц). С целью её удовлетворения необходима постоянная работа по развитию слухового восприятия, а также регулярная корректировка настроек слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов;

2) в создании насыщенной речевой среды (поскольку на основе восприятия нормативной речи, окружающих формируется понимание речи). Это означает, что все предметы и явления, с которыми взаимодействует ребенок, должны называться и характеризоваться взрослым. Речь взрослого не должна звучать фоном, она должна относиться к конкретной ситуации;

3) в создании адекватных акустических условий. На качество слухового восприятия могут оказывать негативное влияние неправильно подобранное расстояние до педагога, возникновение «тени головы» в случае одностороннего слухопротезирования, наличие фонового шума. Уменьшение воздействия указанных факторов будет наилучшим образом способствовать созданию адекватных акустических условий;

4) в развитии слухоречевой памяти, которая удовлетворяется за счёт использования наглядных опор для улучшения качества запоминания, многократного повторения лексического материала, группировки слов для облегчения процесса запоминания (т.к. для детей с нарушением слуха характерны низкий объём запоминания информации, воспринимаемой на слух, а также быстрое забывание изученного материала);

5) в развитии функциональных слуховых возможностей (поскольку восприятие речи на слух не равно пониманию ее содержания). Простое проговаривание и лексических единиц не является показателем установления связи между акустическим образом слова и его значением. Важно формировать

умение применять лексические единицы в речевой практике; 6) в овладении лексическим полем слова. Слова в языке не существуют изолированно. Все лексические единицы связаны с другими словами по смыслу, поэтому важно не только количественное накопление словаря, но и развитие у детей с нарушением слуха умения сочетать лексические единицы между собой. Именно поэтому словарная работа выстраивается так, чтобы накопление словаря осуществлялось в рамках определенных лексических полей слов.

Таким образом, в настоящее время значительно изменились условия развития неслышащих и слабослышащих детей, благоприятно влияющие на качество речевого развития детей со слуховой депривацией. Для части детей с нарушением слуха создает возможность для выхода на нормативный путь овладения речью. Выявление, характеристика и учёт особых образовательных потребностей при планировании работы по формированию лексического запаса детей с нарушением слуха является одним из важнейших факторов успешной реабилитации неслышащих и слабослышащих детей. Следовательно, актуальным является вопрос разработки новых методов и приемов слухоречевого развития детей со слуховой депривацией раннего возраста, в том числе по формированию лексической стороны речи как основы дальнейшего развития речевой деятельности.

Библиографический список.

1. Кукушкина О.И., Гончарова О.И. Изменение статуса ребенка с кохлеарным имплантом на разных этапах реабилитации // Альманах ИКП РАО. - № 21. [Электронный ресурс]. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxleamyimi-implantami-m-raznyix-etapax-reabiHtaczn (Дата доступа: 01.10.2021).

2. Феклистова С.Н. Особые образовательные потребности детей с нарушением слуха в области слухоречевого развития и их учет в процессе коррекционной работы // Спецыяльная адукацыя. - 2020. - № 2. - С. 4-12.

3. Феклистова С.Н. Концептуальные подходы к модернизации научно -методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 348-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.