УДК [336.14:336.2:352](470.319)
Мазур Л.В.,
канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и финансы, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при президенте РФ (Россия, Орел)
актуальные проблемы формирования доходной части бюджетов на муниципальном уровне
Рассмотрены основные проблемы формирования доходной части местных бюджетов, связанные с: нехваткой собственных доходных источников; широким, перечнем, задекларированных государством социальных обязательств; неравномерностью темпов социально-экономического развития муниципалитетов; высоким уровнем дотационности местных бюджетов.
Ключевые слова: местный бюджет,, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, неналоговые доходы, финансовая помощь
Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
На муниципальном уровне согласно налоговому законодательству налоговыми доходами являются два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако Бюджетный кодекс РФ позволяет зачислять в местные бюджеты налог на доходы физических лиц (НДФЛ), несмотря на то, что данный налог является федеральным согласно Налоговому кодексу РФ. Так, в 2013 году в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Феде-
рации субъекты Российской Федерации были обязаны передать в местные бюджеты единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 20 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по указанному налогу. Кроме того, в местные бюджеты подлежат зачислению налоги, поступающие от применения специальных налоговых режимов (единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения (УСН).
Город Орел является областным центром Орловской области. На формирование доходной части его бюджета в первую очередь оказывает влияние уровень социально-экономического развития как основного фактора формирования налогового потенциала. Муниципальное образование город Орел является деловым, интеллектуальным, культурным и образовательным центром Орловской области. Рынок труда города формируется под влиянием множества экономических, социальных и демографических факторов. Положительную роль на демографическую ситуацию в городе оказывает достаточно большое количество ВУЗов и филиалов, осуществляющих свою деятельность, что способствует притоку молодежи не только из районов Орловской области, но и соседних областей. Более того, «молодежь является носителем новых подходов к развитию»1, она более восприимчива к инновациям, более динамична, а следовательно, создавая малые предприятия, будет ориентирована на текущие потребности рынка, что особенно актуально в условиях применения к России санкций со стороны иностранных государств.
Рассматривая отраслевую структуру занятости по видам экономической деятельности, следует отметить, что основной удельный вес в городе Орле приходится на предприятия промышленного комплекса (обрабатывающие производства, предприятия по производству и распределению элек-
троэнергии газа и воды) — 20,1%, организации оптовой и розничной торговли — 15,1%, образовательные учреждения — 13,2%, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении занято 11,1%, в здравоохранении — 9,2%, на долю предприятий транспорта и связи приходится 9,3%, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, — 7,0%. При этом основной отраслью, имеющей наиболее динамичное развитие, является торговля, что представляет собой негативный фактор, поскольку реализовывались в основном товары иностранного происхождения.
Преобладающая часть занятого населения города Орла (около 80%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях города Орла, что составляет около 50% от числа занятых на крупных и средних предприятиях в целом по области.
Анализ динамики основных показателей уровня жизни населения показывает, что темпы роста номинальной начисленной заработной платы превышают уровень инфляции. Рост реальной заработной платы в отчетном периоде составил 5%.
Экономика города Орла представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности по всем основным отраслям и видам деятельности.
На конец 2013 года количество юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, составляет 9576 единиц, по отношению к соответствующему показателю 2011 года их число выросло на 3,7%. Большая доля (83%) приходится на предприятия и организации частной формы собственности, их число составило 7959 и выросло по отношению к соответствующему показателю 2011 года на 5,0%. Снижаются число и удельный вес предприятий государственной и муниципальной форм собственности, их доля в общем числе организаций составила 3,7% и 2,9% соответственно.
Большая доля предприятий и организаций представляют реальный сектор экономики, оставшаяся часть организаций формирует социальную инфраструктуру города и сферу услуг (рисунок 1).
В последние годы, кроме торговли и потребительского рынка, более динамично росло число предприятий сферы услуг, строительства, транспорта и связи.
От общего числа юридических лиц более половины приходится на малые предприятия — 60,8%, или 5825 единиц, из них 5050 составляют микропредприятия.
здравоохранение и предоставление сойиальных услуг; 1,6%
образование; 2,6% государственное управление; 1,6% финансовая деятельность; 2,4%
операции с недвижимым имуществом; 16,7%
транспорт и связь; 5,1%
предоставление прочих коммунальных, социаль ных и персо нальных услуг;
прочее; 2,0% обработывающие производства;
10,9% производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
строительство; 10,8%
Рисунок 1 — Распределение юридических лиц в городе Орле по видам экономической деятельности
Большая доля малых предприятий осуществляет деятельность в сферах оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (41,4%),осмцесталения операцийс недои-жимым имуществом (18,7%), строительства (13,6%), обрабатывающих производств (12,4%)%
Проанализируем особенности формирования дохо/щой части бюджетаиорода
Орла за 2011—2013 годы (таблица 1). На протяжении анализируемого периода наблюдается ежегодное перевыполнение запланированных показателей. Так, в 2011 году бюджет города Орла по доходам был исполнен в сумме 3 732 514 тыс. рублей при порч 3 70б 250%йе. робла%(1тановые пока-затечовбшчлнеиы на10Р,бР(.С)дноко пчш этом в бюджете наблюдался дефицит на уровве б^Ювокс. нрблой(
№й(1 (12)2014 г.
Таблица 1 — Динамика формирования доходной части бюджета города Орла в 2011 — 2013 годах, тыс. руб.
№ п/п Наименование дохода 2011 г. 2012 г. 2013 г. Темп роста 2013 г. к 2011 г., % Темп роста 2013 г. к 2012 г., %
1. Налоговые и неналоговые доходы 2169007,0 2487409,3 2573575,1 118,6 103,5
2. Налог на доходы физических лиц 1014429,3 1128987,9 1275990,8 125,8 113,0
3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 215190,0 222507,4 257938,2 119,9 115,9
4. Единый сельскохозяйственный налог 250,5 1123,6 5947,8 2374,4 529,4
5. Налог на имущество физических лиц 11984,0 2210,2 10698,3 89,3 484,0
6. Земельный налог 299360,0 327944,7 347127,6 115,9 105,8
7. Государственная пошлина 105681,5 116389,9 22879,1 21,6 19,6
8. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 323245,7 275478,1 287519,8 88,9 104,4
9. Платежи при пользовании природными ресурсами 6747,1 6823,8 7175,8 106,3 105,2
10. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 4863,3 11888,2 15040,0 309,2 126,5
11. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 108028,3 306810,4 295810,0 273,8 96,4
12. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 73390,4 81812,9 41274,4 56,2 50,4
13. Прочие неналоговые доходы 5573,7 5109,7 5918,8 106,2 115,8
14. Безвозмездные поступления 1563507,4 1826967,5 2342333,7 149,8 128,2
ВСЕГО ДОХОДОВ 3732514,4 4314376,7 4915908,8 131,7 113,9
блей, в том числе по собственным доходам — 2 579 650,1 тыс. рублей. Плановые показатели, как и в 2012 году, не были выполнены. Невыполнение плановых показателей составило 7,3%, или 384 688,1 тыс. рублей, из них по межбюджетным трансфертам — 345 087,5 тыс. рублей. Кроме того, снижающее воздействие на выполнение плановых показателей оказал возврат остатков трансфертов прошлых лет в сумме 3574,7 тыс. рублей.
Данные, приведенные в таблице 1, наглядно свидетельствуют о том, что на протяжении анализируемого периода наблюдается положительная динамика по поступлению доходов в местный бюджет. Однако наиболее существенным фактором при формировании бюджета муниципального образования является наличие
В 2012 году бюджет города Орла был исполнен в сумме 4314,4 млн. рублей, в том числе по собственным доходам — 2510,7 млн. рублей. При этом наблюдается невы-О полнение плановых показателей на 1,5%, 0 или на 65,7 млн. рублей. Невыполнение плановых показателей наблюдалось по таким статьям, как: единый налог на вмененный доход, доходы от продажи земельных участков, доходы от сдачи имущества в аренду,
^ доходы от аренды земли, государственная собственность на которую не разграничена, 0 налог на имущество физических лиц, диви-Р денды по акциям по причинам, о которых речь пойдет ниже. Однако собственных доходов было получено на 0,1% или 2,8 млн. руб., больше запланированных. О В 2013 году бюджет города Орла по до-
со ходам исполнен в сумме 4 915 908,8 тыс. ру-
и
о.
собственных доходов. Так, в 2011 году в структуре доходов бюджета города Орла налоговые и неналоговые доходы составили 58,1% (2169007 тыс. рублей), безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ — 41,4% (1 544 416 тыс. рублей), прочие безвозмездные поступления — 0,5% (19 091 тыс. рублей). По сравнению с 2009 годом доходная часть бюджета города Орла возросла на 26% или на 771 093 тыс. рублей. По налоговым и неналоговым доходам поступления увеличились на 18,4% (на 336 449 тыс. рублей). Рост платежей обеспечен за счет налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, земельного налога, госпошлины, доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходов от реализации имущества, штрафов, санкций, возмещения ущерба.
На протяжении 2011—2013 годов основной удельный вес в налоговых доходах бюджета города Орла принадлежит налогу на доходы физических лиц. Однако по сравнению с 2012 годом его удельный вес увеличился на 3% и составил 67%. Как и ранее, второе место занимает земельный налог — 18% по сравнению с 2012 годом его удельный вес стабилен. Третье место принадлежит единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который увеличился в общей структуре налоговых доходов по сравнению с 2012 годом на 1%, однако с 2018 года планируется отмена данного налога на законодательном уровне. Налог на имущество физических лиц, несмотря на то, что является местным налогом существенной роли не играет в доходах бюджета города Орла.
Аналогичная тенденция присуща не только бюджету города Орла, но и другим местным бюджетам на территории Российской Федерации. Так, статистические данные по формированию доходов местных бюджетов в субъектах Российской Федерации за 2011—2013 годы подтверждают данный факт. Анализ исполнения местных бюджетов показал, что в 2013 году доходы исполнены в сумме 2961 млрд.рублей, или 97,3 % прогнозируемых объемов3. Рост доходов местных бюджетов по сравнению с 2011 годом составил 113,9%. В 12 регионах доходы бюджетов муниципальных образований выросли более чем на 20%, значительный рост доходов отмечался в бюджетах внутригородских муниципальных образований города Санкт-Петербурга — на 49,5 %, что
в основном связано с ростом поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Доля указанного налога в доходах бюджетов внутригородских муниципальных образований города Санкт-Петербурга увеличилась с 17% в 2011 году до 40% в 2012 году.
В формировании доходного потенциала местных бюджетов налоговые доходы на протяжении последних десятилетий не имеют определяющего значения. Их удельный вес в общем объеме доходов в 2013 году составил 29,7% и по сравнению с 2011 годом снизился на 1,3%. Тем не менее объем налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований в 2013 году составил 878 994,1 млн.рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом на 72 207, 8 млн. рублей, или на 9,0 %.
Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2013 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в налоговых доходах местных бюджетов составляет 70,2%, или 656,7 млрд. рублей (в 2011 году — 66,4%, или 583,5 млрд. рублей). При этом необходимо учитывать, что данный налог, как уже отмечалось ранее является федеральным согласно налоговому законодательству, а согласно бюджетному законодательству подлежит распределению между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, изменения в законодательстве на региональном уровне в последние годы связаны исключительно с колебаниями процентов распределения НДФЛ между бюджетами в бюджетной системе РФ.
Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (сверх установленного статьями 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), составил 333,9 млрд. рублей или 20,9 % доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
Самые существенные дополнительные поступления данного налога в местные бюджеты (сверх установленного статьями 61, 61.1, 61.2 и пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в 2013 году отмечались в следующих субъектах Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2 — Максимальный уровень дополнительных поступлений по налогу на доходы физических лиц в субъектах Российской Федерации4
Наименование субъекта Рф общий объем доходов от НДфЛ
Консолидир. бюджет субъекта Рф Местные бюджеты Соотношение, %
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 61895,4 6052,3 9,8
Волгоградская область 22516,1 1424,0 6,3
Новосибирская область 36513,7 596,4 1,6
Тульская область 15911,4 263,5 1,7
Кировская область 11760,6 216,1 1,8
Кроме налоговых доходов в местные бюджеты зачисляются также и неналоговые доходы. Распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований на территории Российской Федерации осуществляется неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (63,0%) поступил
в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 23,6% и поселений — 13,4 процента.
Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2013 году по типам муниципальных образований приведено в таблице 35.
Таблица 3 — Распределение отдельных видов неналоговых доходов по типам муниципальных образований
<
со С
О |_
О
О
о
и
о.
I
О
о
о
ш со
Показатели Городские округа Муниципальные районы Поселения Всего
Сумма % в общем объеме Сумма % в общем объеме Сумма % в общем объеме
Доходы от использования имущества, находящегося в мун. собственности 89,1 64,0% 28,5 20,4% 21,7 15,6% 139,3
53,5% 45,8% 61,3% 52,8%
Платежи при пользовании природными ресурсами 4,8 1 42,5% 6,5 1 57,5% - 1 - 11,3
2,9% 10,5% 4,3%
Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 7,7 1 49,0% 6,6 1 42,1% 1,4 1 8,9% 15,7
4,6% 10,6% 4,0% 5,9%
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 47,3 I 65,6% 14,1 1 19,6% 10,7 1 14,8% 72,1
28,4% 22,7% 30,2% 27,3%
Другие неналоговые доходы, в т.ч. штрафы, санкции, возмещение ущерба, возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение 17,5 I 68,4% 6,5 1 25,4% 1,6 1 6,2% 25,6
10,6% 10,4% 4,5% 9,7%
Всего неналоговых доходов 166,4 63,0% 62,2 23,6% 35,4 13,4% 264,0
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегосяв мцщиципальной собствен-ности,составляют основную долю (5Щ8%) ^^налоговых н5^-
разований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов статавляет 53,ц%] муниципальных районов — Я0,В%, пго—ен-
та.
(В^П^^Я^^ с налоговыми ^]—оняло]^(^вво ми доходами значительную часть доходов местных °ю/уоетоы с^с^ст^—ва^т'л^^г^^ю-^-желные ь^щвнс^оетны1^1иь бюджлллиыбыцдпоет-ной системы РосоиНскойФедпрации, к—-торые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджет-нынывангЩо
(Хагдо 4Х% дохощовбющжыта гаеода Орла сфорпированола сытт башинех—л-га поступлений из бюджетов других уровней, преыохтивляемьсо I! фор—а доесцвй,суб-^р^Г—вх, туf>охнцийиинын мнжб—овкетагосл тргщсыхртов. 1С ееигоду yцвоaнныьпьcгIy-
пления составили 2 339 833,4 тыс. рублей, из них субсидии — 1 387 761 тыс. рублей, суб-не-упии — даб 928 твIе.pyблeй,иныз меж-цюсндьсные тpц5хфыцьы ы, 20 В44,0 тыс. рублей. Кроме того, 24 500 тыс. рублей поступило в виде дотаций на сбалансирован-нпсвр бюджета.
По сравнению с 2012 годом объем полученных межбюджетных трансфертов увевтчизояца 2о,6%,ищи ,1 тыс.
ыуЯлез, яа cчeьyв5нед.(eнио с^с^Х^с^в^д^й на Рюдщетчегеилвостиоадв объекта капи-веплпогвзсpoитeльесвв, - также капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог алЩ8Г0Г[алхз0вaныв.
Ооновную олс^З—пдооеввы местного бюджeтя играют соТетвенвв-е среыства. Однановьш анализируемого бюджета они формируются достаточно неравномерно, несмотря на их ежегодное увеличение. В цeлoмосpльт,вpвcoцчхзeннусxхзхо5ов бюд-жeтaто5XдцOдлa ооЮ П — Ю1 еныднвыгля-дивслеупющим в^е^г^^3ем (рисунок 2).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
2011 г. 2012 г. 2013 г.
■ Прочие неналоговые доходы
□ Платежи за пользование прир. Ресурсами
■ Доходы от использования имущества
□ Государственная пошлина
■ Земельный налог
□ Налог на имущ. физ. лиц
□ ЕСХН
■ ЕНЕД
□ НДФЛ
Рисунок 2 — Структура собственных доходов бюджета города Орла за 2011 — 2013 годы
Из рисунка 2 наглядно видно, что структура соблтвенных доходов имело апрч-деленную нестабильную динамику. Так, несмвыртно от, чоонхпротяженииххвлиз и-руемтолпонхага осноаыхе моалосре-—вних ^|^1^ндуоет^1^т нгою г^^^зч охвонфиовческих лиц, в 2012 году его удельный вес снижается по сравнению с 2011 годом, однако в 2013
году возрастает. При этом в суммарном вы-лтунтнии под-ннорщ двцецынаВхюдaется ежегодное увеличение поступлений. Анало-гичвха тендонция хypaкгхpнуиьд8eявного налога ву омыненньш даходи земыщного нехвеa.
Кроме того, на протяжении анализируемого периода снижается роль неналоговых
доходов. Среди собственных неналоговых доходов наиболее существенными являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Однако их удельный вес в 2013 году практически в 2 раза ниже уровня 2011 года. Также прочие неналоговые доходы в 2013 году ниже уровня 2011 года на 11,1%, их удельный вес имеет прямо противоположную тенденцию.
Таким образом, к основным проблемам формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации следует отнести: широкий перечень задекларированных государством социальных обязательств; неравномерность темпов социально-экономического развития муниципалитетов; недостаточный объем доходной части местных бюджетов; высокий уровень дотацион-ности местных бюджетов.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 01.01.2013 г.) [Электронный ресурс] // URL: HYPERLINK "http://www.consultant.ru/popular/nalog1. htm" http://www.consultant.ru/popular/ budget.htm
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 01.01.2013 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/popular/ nalog1.htm
3. Федеральный Закон от 06.10.2003г № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) [Электронный ресурс] // URL: HYPERLINK "http://www.consultant. ru/popular/nalog1.htm" http://www. consultant.ru/popular/selfgovernment
4. Информации о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 01.01.2013 г. (за 2011- 2013г.) / Реформа местного самоуправления: финансовый аспект / Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] http://www1.minfin.ru
5. Кулькова В.Ю. Направления развития региональных теорий в контексте исследований различий социально-экономического развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С.61-72
6. Кулькова В.Ю. Анализ состояния бюджетов муниципальных образований в Республике Татарстан в условиях муниципальной реформы и разграничения доходных и расходных полномочий // Региональная экономика: теория и практика.
- 2008. - № 1. - С. 47-57
7. Кулькова В.Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. — 2005. — № 28.
- С. 12-22
8. Меркулов П.А. Международные стандарты формирования государственной молодежной политики // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 101
9. Меркулов П.А.Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века//Среднерус-ский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180-185
10. Мироненко Н.В. Трансформационные процессы предоставления государственных и муниципальных услуг в сегменте рынка информационного посред-ничества//Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 1. С. 29-35.
11. Мониторинг местных бюджетов за 2013 год [Электронный ресурс] - М., 2013.
- Режим доступа -URL: http://www1. minfin.ru/ru/reforms/local_government/ monitoring
Reference
1. Budget code of the Russian Federation: Federal law dated 31.07.1998 No. 145-FZ (as amended on 01.01.2013) [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/popular/ budget.htm
2. Tax code of the Russian Federation: Parts one and two: Federal law dated 31.07.1998 No. 146-FZ (as amended on 01.01.2013) [Electronic resource] // URL: http://www. consultant.ru/popular/nalog1.htm
3. The Federal Law from g No. 131-FZ (as amended on 07.05.2014, "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (the Law on LSG) [Electronic resource] // URL: http://www. consultant.ru/popular/ selfgovernment
4. Information on the results of monitoring of local budgets of the Russian Federation as at 01.01.2013, (2011 - 2013) / Local government reform: the financial aspect / the
Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource] http://www1.minfin.ru
5. Kulkova V.Y. Direction of the development of regional theories in the context of studies of different social and economic development of territories // Regional economy: theory and practice. 2006. № 11. S.61-72
6. Kulkova VY Analysis of the state of municipal budgets in the Republic of Tatarstan in terms of municipal reform and the distribution of revenue and expenditure powers // Regional economy: theory and practice. - 2008. - № 1. - P. 47-57
7. Kulkova VY Tax regulation asymmetry of regional development on the basis of intergovernmental fiscal relations in the
Russian Federation // Finance and Credit. — 2005. - № 28. - P. 12-22
8 Merkulov PA International Standards formation of the state youth policy // Knowledge. Understanding. Skill. - 2012. -№ 4. - P. 101
9 Merkulov P.A.Razrabotka concept of State Youth Policy of Russia in the 90-ies of XX century // Srednerussky Gazette of Social Sciences. 2013. № 1. P. 180-185
10. Myronenko N.V. Transformation processes of public and municipal services in the market segment information mediation // Herald OrelGIET. 2011. № 1. P. 29-35.
11. Monitoring of local budgets for 2013 [electronic resource] - M., 2013 - Access mode -URL: http://www1.minfin.ru/ru/ reforms/local_government/monitoring
1 Меркулов П.А. Международные стандарты формирования государственной молодежной политики // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 4. — С. 101.
2 Аннекова А.А. Совершенствование механизмов поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Вестник ГМУ. — 2012. — № 3. — С. 125—130.
3 Мониторинг местных бюджетов за 2013 год [Электронный ресурс] — М., 2013. — Режим доступа — Mtp://www1.mmfm.ш/ш/reformsЛocal_govemment/moшtoring/свободный. — Загл. с экрана
4 Информации о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 01.01.2013 г. (за 2011— 2013 гг.) / Реформа местного самоуправления: финансовый аспект / Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] http://www1.minfin.ru
5 Информации о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 01.01.2013 г. (за 2011— 2013 гг.) / Реформа местного самоуправления: финансовый аспект / Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] http://www1.minfin.ru
Mazur L.V., e-mail: [email protected], PhD, Associate Professor, Department of Economics and Finance, Orel branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Russia, Orel)
THE MAIN PROBLEMS OF FORMATION OF A PROFITABLE PART OF LOCAL BUDGETS RELATED The main problems of formation of a profitable part of local budgets related to: lack of own revenue sources; a wide range declared by the state social obligations; the uneven pace of socioeconomic development of municipalities; high level of grants to local budgets.
Key words: local budget, land tax, tax on property of physical persons, the tax on incomes of natural persons, non-tax revenue, financial aid