Научная статья на тему 'Актуальные проблемы физической реабилитации детей с церебральным параличом'

Актуальные проблемы физической реабилитации детей с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1029
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ШКАЛА СПАСТИЧНОСТИ АШВОРТА ДЛЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / МОТОРНАЯ ШКАЛА GMFS / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дейнеко Вадим Владиславович, Крысюк Олег Богданович

В работе представлен сравнительный анализ традиционной программы реабилитации детей с детским церебральным параличом и программы высокотехнологичной реабилитации с использованием транслингвальной электростимуляции головного мозга и роботоризированных устройств. Лечебные эффекты оценены по шкале спастичности Ашворта для нижних конечностей и моторной шкале GMFS. Обсуждены преимущества высокотехнологичной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дейнеко Вадим Владиславович, Крысюк Олег Богданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of physical rehabilitation of children with cerebral palsy

This article presents the comparative analysis of the traditional program of rehabilitation of children with cerebral palsy and high-tech rehabilitation programs with brain electrical stimulation and robotic devices. Therapeutic effects under the scale of Ashworth spasticity of the lower limbs and motor scale GMFS have been rated. The advantages of high-tech rehabilitation have been discussed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы физической реабилитации детей с церебральным параличом»

2. Двурекова, Е.А. Диагностика функционального состояния тканевого кровотока спортсменов-единоборцев с помощью лазерной допплеровской флоуметрии / Е.А. Двурекова, С.С. Артемьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 57-61.

3. Изменение микроциркуляции крови как показатель адаптации к регулярным физическим нагрузкам у спортсменов / В.И. Сысоев, Э.К. Артемова, Е.В. Дмитриев, Ю.Л. Латышева // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 66-70.

4. Козлов, В.И. Микроциркуляция при мышечной деятельности / В.И. Козлов, И.О. Тупи-цин. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 135 с.

5. Крупаткин, А.И. Оценка объемных параметров общего, нутритивного и шунтового кровотока микрососудистого русла кожи с помощью лазерной допплеровской флоуметрии / А.И. Крупаткин // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 1. - С. 114-119.

6. Лазерная допплеровская флоуметрия микроциркуляции крови / под ред. А.И. Кру-паткина, В.В. Сидорова. - М. : Медицина, 2005. - 256 с.

REFERENCES

1. Borisevich, S.A. and Rakotsa, A.I. (2011). "Skin microcirculation indices in representatives of different sports", Theory and practice ofphysical culture, No 6, pp. 33-35.

2. Dvurekova, E.A. and Artemieva, S.S. (2015), "Diagnostics of the functional state of tissue blood flow among the combat athletes with using laser Doppler flowmeter", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 57-61.

3. Sysoev, V.I, Artemova, E.K., Dmitriev E.V. and Latysheva, Yu.L. (2008), "Changes in blood microcirculation as an indicator of adaptation to regular physical loadings in athletes", Theory and practice of physical culture, No 6, pp. 66-70.

4. Kozlov, V.I. and Tupitsin, I.O. (1981), "Microcirculation at muscular work", Physical culture and sport, Moscow.

5. Krupatkin, A. I. (2005), "Estimation of volume parameters total, nutritional and shunt flow microvascular flow of the skin using laser Doppler flowmeter", Human Physiology, Vol. 31, No. 1, pp 114-119.

6. Ed. by Krupatkin, A.I. and Sidorov, V.V. (2005), Doppler flowmeter blood microcirculation, Medicine, Moscow.

Контактная информация: evgenia.dvurekova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 616.831

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Вадим Владиславович Дейнеко, аспирант, Олег Богданович Крысюк, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе представлен сравнительный анализ традиционной программы реабилитации детей с детским церебральным параличом и программы высокотехнологичной реабилитации с использованием транслингвальной электростимуляции головного мозга и роботоризированных устройств. Лечебные эффекты оценены по шкале спастичности Ашворта для нижних конечностей и моторной шкале GMFS. Обсуждены преимущества высокотехнологичной реабилитации.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, шкала спастичности Ашворта для нижних конечностей, моторная шкала GMFS, высокотехнологичная реабилитация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p41-45

ACTUAL PROBLEMS OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH

CEREBRAL PALSY

Vadim Vladislavovich Deineko, the post graduate student, Oleg Bogdanovich Krysyuk, the doctor of medical sciences, professor, Department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article presents the comparative analysis of the traditional program of rehabilitation of children with cerebral palsy and high-tech rehabilitation programs with brain electrical stimulation and robotic devices. Therapeutic effects under the scale of Ashworth spasticity of the lower limbs and motor scale GMFS have been rated. The advantages of high-tech rehabilitation have been discussed.

Keywords: cerebral palsy, scale of Ashworth spasticity for the lower limbs, motor scale GMFS, high-tech rehabilitation.

ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) - сложное заболевание центральной нервной системы вследствие ее поражения, возникшего во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, или вследствие аномалии головного мозга.

По данным различных авторов заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 5,8 на 1000 детей. В структуре детской инвалидности в России поражение нервной системы у детей составляет 60%, из них ДЦП - 24%. [1].

Низкая эффективность или плохая переносимость фармакологических препаратов, а также оперативных методов лечения, все чаще встречается у детей с диагнозом ДЦП, данная проблема требует поиска альтернативных и комплексных методов лечения ДЦП [2]. В современных условиях актуальным становится поиск новых методов физической реабилитации, в частности с использованием высокотехнологичных роботизированных аппаратов [3]. Цель исследования: провести сравнительную оценку традиционной и высокотехнологичной реабилитации детей с ДЦП.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено на базе Санкт-Петербургской городской больницы № 40 в отделении детской реабилитации, где дети 3-14 лет, методом случайной выборки, разделенные на контрольную группу КГ (40 чел.) и экспериментальную группу ЭГ (86 чел.), проходили курс реабилитации в течение 28 дней. Реабилитация детей контрольной группы представляла собой стандартную программу и включала: лечебную физкультуру (ЛФК); лечебный массаж; гидрокинезиотерапию; физиотерапию (лазеротерия, магнито-терапия, электрофорез). Экспериментальная группа, помимо стандартной программы, получала лечение с применением высокотехнологичного оборудования: транслингваль-ную электростимуляцию головного мозга (ТСГМ); роботизированное устройство «Локо-мат», предназначенное для освоения ходьбы; роботизированное устройство «Армео», позволяющее уменьшить спастику верхних конечностей. Составляющие программ реабилитационного процесса представлены в таблице 1

Таблица 1

Название процедуры Количество процедур Продолжительность процедуры (мин.)

ТСГМ 20 20

«Локомат» 15 20

«Армео» 15 20

ЛФК 20 30

Медицинский массаж 15 30

Название процедуры Количество процедур Продолжительность процедуры (мин.)

Физиотерапия 20 15

Гидрокинезиотерапия 15 30

В начале реабилитационного курса дети проходили аттестационную комиссию, где их осматривал невролог, также детей тестировали по двум шкалам: по шкале спа-стичности Ашворта для нижних конечностей и по моторной шкале вМР8. Такие же исследования были проведены после завершения реабилитации.

Шкалы, применяемые в исследовании, относятся к международным шкалам и используются для людей с заболеваниями и повреждениями центральной нервной системы и головного мозга. Шкала спастичности нижних конечностей Ашворта оценивает спа-стичность мышц ног, градация от 0 до 6 баллов. При этом, чем выше значение, тем сильнее спастика. Моторная шкала вМР8 оценивает возможность самостоятельного передвижения, градация составляет от 0 до 5 баллов. При этом, чем выше балл, тем хуже прогноз [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования были выявлены статистически значимые различия в показателях протокола контрольной группы. Установлено статистически значимое улучшение показателей шкалы Ашворта для нижних конечностей после лечения в сравнении с показателями до лечения. Результаты исследования представлены в таблице 2. Как следует из таблицы, среднее количество баллов до и после реабилитации соответствует умеренной (3^4 балла) спастичности нижних конечностей. Результаты экспериментальной группы по шкале спастичности Ашворта для нижних конечностей после эксперимента также стали статистически достоверно лучше, чем до эксперимента.

Таблица 2

Сравнение показателей шкалы Ашворта для нижних конечностей в контрольной и

экспериментальной группе (х±$Х)

Этап исследования КГ (п=40) ЭГ (п=86)

До эксперимента 3,52±0,10 3,51±0,1

После эксперимента 3,12±0,10 2,84±0,1

Статистический вывод р<0,001 р<0,001

Результаты экспериментальной группы по шкале спастичности Ашворта для нижних конечностей (таблица 2) после эксперимента также стали статистически достоверно лучше, чем до эксперимента. Однако, как следует из таблицы, если среднее количество баллов до реабилитации соответствовало умеренной спастичности нижних конечностей (3^4 балла), то после реабилитации оно соответствовало незначительной спастичности (2^3 балла). Как критерий успешности реабилитации была использована шкала вМР8, характеризующая способность к самостоятельным передвижениям (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение показателей шкалы ОМРБ в контрольной и экспериментальной группе

(Х±Ух)

Этап исследования КГ (п=40) ЭГ (п=86)

До эксперимента 2,48±0,4 2,31±0,1

После эксперимента 2,36±0,2 1,92±0,1

Статистический вывод Р>0,05 р<0,001

В контрольной группе отмечено статистически достоверное улучшение данного показателя, что отражено в таблице 3. Как следует из таблицы, среднее количество баллов до и после реабилитации соответствует передвижению с использованием ручных приспособлений (от 2 до 3 баллов). Следовательно, существенных изменений в отношении прогноза способности самостоятельно передвигаться у пациентов контрольной груп-

пы не произошло. Динамика шкалы вМР8 в экспериментальной группе отразила достоверное улучшение, что представлено в таблице 3. Однако, как следует из таблицы, у детей экспериментальной группы улучшение показателя по моторной шкале вМР8 сопровождалось также и улучшением прогноза (от 1 до 2 баллов), что соответствует самостоятельному передвижению с ограничениями.

Следующим этапом эксперимента стало сравнение лечебных эффектов у пациентов контрольной и экспериментальной групп. Исходные показатели по данным шкалам в указанных группах статистически не различались (р>0,05).

Динамика показателей, характеризующих лечебные эффекты, представлена в таблице 4. Как следует из данной таблицы, результаты реабилитации в экспериментальной группе были достоверно лучше, чем в контрольной группе.

Таблица 4

Сравнение лечебных эффектов групп пациентов после эксперимента

Показатель n Группы (x±Sx) Статистический вывод

Ашворта, нижние конечности 40 КГ 3,12±0,1 р<0,05

86 ЭГ 2,84±0,1

Моторная шкала GMFS 40 КГ 2,36±0,2 P<0,05

86 ЭГ 1,92±0,1

Таким образом, программа с применением высокотехнологичных средств реабилитации обладает достоверно более выраженными лечебными эффектами по обеим шкалам, чем традиционная программа.

ВЫВОДЫ

Таким образом, обе примененные программы реабилитации обладают достоверно значимым лечебным эффектом как по шкале спастичности Ашворта для нижних конечностей, так и по моторной шкале GMFS. При этом показатель спастичности нижних конечностей по шкале Ашворта у больных экспериментально группы отразил переход с умеренной до незначительной спастичности, а в контрольной группе остался в пределах умеренной спастичности. Кроме того, у детей экспериментальной группы улучшение показателя по моторной шкале GMFS сопровождалось также и улучшением прогноза, что соответствовало возможности самостоятельного передвижения с ограничениями, в то время как в контрольной группе существенных изменений прогноза способности самостоятельно передвигаться не произошло. Следовательно, программа реабилитации с применением таких высокотехнологичных методов как ТСГМ, «Локомат» и «Армео» обладает более выраженными лечебными эффектами, чем традиционная программа реабилитации, что также подтверждает статистически достоверное различие результатов реабилитации в группах пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузева, В.И. Руководство по детской неврологии / В.И. Гузева. - М. : Мед. информ. агентство, 2009. - 640 с.

2. Baxter, P. Definition and Classification of cerebral palsy / P. Baxter // Dev. Med. Child. Neurol. (Suppl.) - 2007. - Vol. 49. - P. 2.

3. Himmelman, K. Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population based study / K. Himmelman, P. Uverbrant // Dev. Med. Child. Neurol. - 2011. - Vol. 53 (6). - P. 516-521.

4. Surveillance of cerebral palsy in Europe: a collaboration of cerebral palsy surveys and registers // Dev. Med. Child. Neurol. - 1999. - Vol. 42. - P. 816-824.

REFERENCES

1. Guzeva V.I. (2009), Manual of pediatric neurology, Med. Inform. Agent, Moscow.

2. Baxter P. (2007), "Definition and Classification of cerebral palsy", Dev. Med. Child. Neurol. (Suppl.), Vol. 49, pp. 2.

3. Himmelman, K. and Uverbrant, P. (2011), "Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population based study", Dev. Med. Child. Neurol, Vol. 53 (6), pp. 516-21.

4. Surveillance of cerebral palsy in Europe: a collaboration of cerebral palsy surveys and registers, Dev. Med. Child. Neurol, 1999, Vol. 42, pp. 816-824.

Контактная информация: Vadmas89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 797.14

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ЯХТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оксана Ивановна Дранюк, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Александрович Коновалов, студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражена актуальность разработки проблемы активизации познавательной деятельности занимающихся парусным спортом в процессе применения методов проблемного обучения. Теоретически обоснованы пути активизации познавательной деятельности юных яхтсменов на учебно-тренировочных занятиях по парусному спорту. В статье раскрывается содержание экспериментальной работы, направленной на выявление эффективности разработанных методов проблемного изложения материала и частично-поискового. Представлены экспериментальные данные об уровнях проявления самостоятельности и активности у юных яхтсменов, о степени владения теоретическими знаниями и практическими умениями.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, проблемное обучение, учебно-тренировочные занятия по парусному спорту, юные яхтсмены, формирование самостоятельности и активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p45-49

PROMOTING COGNITIVE ACTIVITIES OF YOUNG YACHTSMEN IN PROBLEM-

BASED LEARNING Oksana Ivanovna Dranyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vitaly Aleksandrovich Konovalov, the student The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article treats the topical nature of the studies concerned with ways of promoting the cognitive activities among the children and teenagers who do sailing, by implementing the problem-based learning methods. The ways for promoting the cognitive activities at young yachtsmen during sailing training sessions receive theoretical substantiation. The article presents the overview of the body of experimental work undertaken with a view to assess the efficacy of the established methods of problem-based learning and of the heuristic approach. The data collected during the experiment demonstrate the levels of independence in learning and the degree of positive attitude on the part of young yachtsmen, as well as the extent of their theoretical knowledge and mastery of practical skills.

Keywords: promotion of cognitive activities, problem-based learning, training exercises in sailing, young yachtsmen, shaping of independence and active attitude.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема активизации познавательной деятельности занимающихся относится к числу наиболее актуальных вопросов совершенствования учебно-тренировочного процесса. Активизация познавательной деятельности - это побуждение занимающихся к целенаправленному и энергичному учению, а также управление их активностью на всех этапах процесса обучения. К условиям активизации познавательной деятельности зани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.