УДК 37.02 Матиенко М.А., Демидько Е.В.
Матиенко М.А.
магистрант ВШПиИ Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
Демидько Е.В.
канд. экон. наук, доцент ВШПиИ Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы физического воспитания в системе современного образования. Выделяются три основные группы проблем, анализируются ключевые вызовы, приводятся возможные пути решения этих проблем. Цель статьи — привлечь внимание к важности физического воспитания и предложить эффективные стратегии для улучшения физической подготовки и здоровья школьников и студентов.
Ключевые слова: студент, образование, физподготовка.
Физическое воспитание играет ключевую роль в формировании здорового и гармонично развитого поколения. В условиях современного общества, когда уровень физической активности среди детей и молодежи стремительно снижается, вопросы, связанные с организацией и реализацией физического воспитания в образовательных учреждениях, становятся особенно актуальными. Недостаток движения, неправильное питание, чрезмерное увлечение гаджетами и пассивный образ жизни приводят к увеличению числа
заболеваний среди учащихся, снижению их физической выносливости и общего уровня здоровья.
Современная система образования сталкивается с рядом вызовов в области физического воспитания, требующих незамедлительных решений и инновационных подходов. Введение цифровых технологий, изменение социально-экономических условий, появление новых педагогических методик -всё это оказывает значительное влияние на процесс физического воспитания школьников и студентов. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, обеспечивая равные возможности для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья посвящена анализу актуальных проблем физического воспитания в современном образовании. Рассматриваются главные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся, а также предлагаются возможные пути их преодоления. Основное внимание уделено вопросам мотивации, кадрового обеспечения, материально-технической базы, а также интеграции современных технологий и методик.
Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания.
Главной целью физического воспитания воспитать всесторонне развитую и гармоничную личность. Достаточная двигательная активность является необходимым условием для этого развития.
Главной целью педагога физической культуры является решить проблемы, возникающие в ходе обучения, найти подход к каждому из участников образовательного процесса и решить поставленные задачи.
Исходя из этого, для достижения этих целей ставится и реализуется система задач.
Специфические задачи. Сюда входит два направления:
1. оптимизация физического развития,
2. образование.
Первая группа реализуется для того, чтобы: о оптимально развивать физические качества людей, о укреплять и сохранять их здоровье,
о совершенствовать телосложение и гармонично развивать физиологические функции,
о многие годы сохранять высокий уровень общей трудоспособности граждан.
Образовательные задачи направлены на то, чтобы:
о Формировать разные жизненно важные и спортивные двигательные умения и навыки людей. Это дает им всесторонне использовать свои физические качества. К первым относятся, например, бег, плавание, катание на роликах, ко вторым - технические приемы борьбы, игры в волейбол. В отличие от жизненно важных, носящих непосредственно прикладной характер, спортивные имеют косвенное прикладное значение.
о Приобретать базовые, основополагающие знания научно-практического характера: о сущности физкультуры, ее роли, о технике упражнений в физкультуре и др.
о Внедрение спорта в быт и трудовую деятельность способствует повышению физкультурной грамотности социума. Общепедагогические задачи.
Реализация этих задач нацелена на формирование личности. Они ставятся всем обществом перед системой воспитания и признаются особенно важными. ФВ людей помогает развитию нравственности, формированию
поведения в соответствии с общественными нормами, повышению интеллекта и совершенствованию психомоторной функции.
Высоконравственное поведение переходит в повседневную жизнь, бытовую атмосферу, трудовую деятельность людей. В ходе ФВ происходит формирование этических ценностей. Плодотворно реализовывать общепедагогические задачи позволяют духовное и физическое начало в людях.
Для того, чтобы качественно и эффективно реализовать данные задачи, необходимо найти проблемы в физическом воспитании в системе образования.
На данный момент существуют следующие проблемы в физическом воспитании и современном образовании физической культуры:
1. Недостаточное внимание к физическому воспитанию в образовательных программах:
о Сокращение учебных часов на физическую культуру в учебных
планах.
о Недостаточное финансирование и недостаток ресурсов для проведения качественных занятий.
2. Недостаток мотивации и интереса:
о Увеличение времени, проводимого детьми за электронными устройствами.
о Низкий уровень мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, отдача предпочтением пассивным видам досуга.
о Отсутствие мотивационных программ и мероприятий, способных увлечь школьников и студентов.
3. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям учащихся:
о Программы физического воспитания часто не учитывают различия в физической подготовке и здоровье детей.
о Необходимость разработки индивидуализированных программ и подходов к физическому воспитанию.
4. Отсутствие интеграции современных технологий:
о Недостаточное использование цифровых технологий и инновационных методик в обучении физической культуре.
о Необходимость разработки и внедрения фитнес-приложений, онлайн-курсов и других цифровых инструментов.
5. Проблемы с оценкой и мониторингом физической активности:
о Отсутствие эффективных систем для оценки физической подготовки и мониторинга прогресса учащихся.
о Недостаточная интеграция данных о физической активности в общую образовательную систему.
6. Проблемы инклюзивного образования:
о Недостаток программ и условий для занятий физической культурой для детей с ограниченными возможностями.
о Необходимость разработки инклюзивных методик и обеспечения доступности спортивных объектов.
7. Неудовлетворительное состояние спортивной инфраструктуры: о Плохое состояние спортивных залов, стадионов и площадок,
нехватка спортивного инвентаря и оборудования.
о Ограниченные возможности для занятий спортом на открытом воздухе, особенно в городах.
8. Нехватка квалифицированных педагогов:
о Недостаток квалифицированных и мотивированных преподавателей физической культуры и спорта.
о Низкий уровень профессиональной подготовки и отсутствие программ повышения квалификации для учителей.
9. Неправильное питание и недостаток информации о здоровом образе жизни:
о Неправильные привычки питания и недостаток знаний о важности здорового образа жизни среди учащихся.
о Отсутствие комплексных программ по обучению основам правильного питания и здорового образа жизни.
10. Недостаточная поддержка со стороны семьи и общества:
о Низкий уровень вовлечённости родителей и сообщества в физическое воспитание детей и студентов.
о Недостаточная популяризация спорта и физической активности в обществе.
Данные проблемы можно разделить на 3 основные группы:
1. Материально-технические и инфраструктурные.
2. Организационно-методические проблемы.
3. Кадровые и образовательные проблемы.
Разделив эти проблемы на три основные группы, мы можем более четко обозначить пути их решения.
1. Материально-технические и инфраструктурные
Проблемы: неудовлетворительное состояние спортивной инфраструктуры, слабая интеграция современных технологий.
Решения:
о Улучшение спортивной инфраструктуры: Участие в грантах, увеличение государственного бюджета для финансирования и развития образовательных учреждений, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и модернизации спортивных залов, стадионов и площадок, закупка современного спортивного инвентаря.
о Интеграция современных технологий: Внедрение цифровых технологий и инновационных методик в процесс физического воспитания, разработка и использование фитнес-приложений и онлайн-курсов.
2. Организационно-методические.
Проблемы: недостаток мотивации и интереса учащихся, сокращение учебных часов на физическую культуру, проблемы с оценкой и мониторингом физической активности, недостаточная вовлеченность семьи и общества.
Решения:
о Повышение мотивации и интереса: Внедрение игровых методик, соревнований и поощрительных программ, которые стимулируют учащихся активно участвовать в занятиях физической культурой.
о Увеличение учебных часов: Пересмотр учебных планов для увеличения времени, отведенного на физическое воспитание, и равномерное распределение занятий в расписании.
о Эффективная оценка и мониторинг: Внедрение систематических методов мониторинга физической подготовки и здоровья учащихся, использование современных технологий для отслеживания прогресса и оценки результатов.
о Повышение вовлечённости семьи и общества: Активное участие родителей и местного сообщества в организации спортивных мероприятий и поддержка инициатив по популяризации физической активности, а также профилактические мероприятия с семьями с целью обучения правильным привычкам и физического воспитания ребенка.
Разработка онлайн-курсов по здоровому образу жизни.
3. Кадровые и образовательные.
Проблемы: нехватка квалифицированных педагогов, недостаточное внимание к индивидуальным особенностям учащихся, невнимание к инклюзивному образованию.
Решения:
о Повышение квалификации педагогов: Разработка и внедрение онлайн-программ профессионального развития и повышения квалификации для учителей физической культуры.
о Индивидуализация подходов: Создание и внедрение программ физического воспитания, учитывающих индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося.
о Инклюзивное образование: Разработка специализированных программ и создание условий для занятий физической культурой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение актуальных проблем физического воспитания в современном образовании требует комплексного подхода и совместных усилий всех участников образовательного процесса. Повышение квалификации педагогов, модернизация спортивной инфраструктуры, использование современных технологий и индивидуализированный подход к обучению помогут создать благоприятные условия для физического развития учащихся.
Физическое воспитание должно быть интегрировано в образовательную программу таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти вид деятельности, который ему нравится и который соответствует его физическим возможностям и интересам. Это поможет воспитать поколение, которое ценит здоровье и физическую активность. Это, в свою очередь, обеспечит формирование здорового и активного молодого поколения, способного справляться с вызовами современного мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Матвеев Л.П. МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. / М.: Физкультура и спорт, 1991.— 543 с;
2. Васильков А.А. В19 Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с;
3. Конеева Е.В. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева [и др.], под редакцией Е. В. Конеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 609 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-
534-18617-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545163 (дата обращения: 10.06.2024);
3. Ангелова О.Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023. 102 с;
4. Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Медников С.В. Психология физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2024. 391 с
Matienko M.A., Demidko E. V.
Matienko M.A.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
Demidko E.V.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
PROBLEMS PHYSICAL EDUCATION IN MODERN EDUCATION
Abstract: the article discusses current problems of physical education in the modern education system. Three main groups of problems are identified, key challenges are analyzed, and possible ways to solve these problems are given. The purpose of the article is to draw attention to the importance of physical education and propose effective strategies for improving the physical fitness and health of schoolchildren and students.
Keywords: student, education, physical training.