Научная статья на тему 'Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации'

Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ / БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ / РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / FEDERAL BUDGET / BUDGETS OF SUBJECTS / BUDGETARY MESSAGE / RESERVE FUNDS / FINANCING SOURCES / FEDERAL TARGET PROGRAM / OFFBUDGET FUNDS / PROVISION OF PENSIONS / MEDICAL PROVIDING / INTERBUDGETARY TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович, Тимченко Андрей Валентинович

Настоящая статья посвящена обзору проблем при организации финансирования новых субъектов России. Данная проблема крайне важна и в политическом, и в экономическом аспекте, поскольку определяет способность государства обеспечить финансирование своих социально-экономических функций без ущерба экономической безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время в процессе финансирования расходов новых субъектов полностью отсутствует прозрачность и обоснованность. Общественность из сообщений СМИ узнает о том, что государство в полном объеме выполняет обязательства перед гражданами не только своей страны, но и оказывает мощную поддержку беженцам из соседней Украины. Данная работа анализирует состав и возможности вновь присоединенных субъектов Российской Федерации, а также исследует источники их финансирования и эффективность их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович, Тимченко Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of financing of new territorial subjects of the Russian Federation

The present article is devoted to the review of problems at the organization of financing of new subjects of Russia. This problem is extremely important both in political, and in economic aspect as defines ability of the state to provide financing of the social and economic functions without damage of economic safety of the Russian Federation. However, now in the course of financing of expenses of new subjects completely there is no transparency and validity. The public from messages of mass media learns that the state in full fulfills obligations to citizens not only the country, but also gives strong support to refugees of the next Ukraine. This work analyzes structure and possibilities of again attached territorial subjects of the Russian Federation and as investigates sources of their financing and efficiency of their use.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации»

Чеботарев B.C., Тимченко А.В. Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации

УДК 336

Чеботарев Владислав Стефанович Chebotaryov Vladislav Stefanovich

доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, начальник кафедры экономики и экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (economy), professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, honourable worker of higher education of the Russian Federation, chief of department of economy and economic security

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Тимченко Андрей Валентинович Timchenko Andrey Vflentinovich

кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры финансов, налогов и кредита

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (economy), associate professor, chief of chair of finance, taxes and credit

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации

Actual problems of financing of new territorial subjects of the Russian Federation

Настоящая статья посвящена обзору проблем при организации финансирования новых субъектов России. Данная проблема крайне важна и в политическом, и в экономическом аспекте, поскольку определяет способность государства обеспечить финансирование своих социально-экономических функций без ущерба экономической безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время в процессе финансирования расходов новых субъектов полностью отсутствует прозрачность и обоснованность. Общественность из сообщений СМИ узнает о том, что государство в полном объеме выполняет обязательства перед гражданами не только своей страны, но и оказывает мощную поддержку беженцам из соседней Украины. Данная работа анализирует состав и возможности вновь присоединенных субъектов Российской Федерации, а также исследует источники их финансирования и эффективность их использования.

Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, бюджетное послание, резервные фонды, источники финансирования, федеральная целевая программа, внебюджетные фонды, пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение, межбюджетные трансферты.

The present article is devoted to the review of problems at the organization of financing of new subjects of Russia. This problem is extremely important both in political, and in economic aspect as defines ability of the state to provide financing of the social and economic functions without damage of economic safety of the Russian Federation. However, now in the course of financing of expenses of new subjects completely there is no transparency and validity. The public from messages of mass media learns that the state in full fulfills obligations to citizens not only the country, but also gives strong support to refugees of the next Ukraine. This work analyzes structure and possibilities of again attached territorial subjects of the Russian Federation and as investigates sources of their financing and efficiency of their use.

Keywords: federal budget, budgets of subjects, budgetary message, reserve funds, financing sources, federal target program, off-budget funds, provision of pensions, medical providing, interbudgetary transfers.

Президент Российской Федерации Владимир быстрый рост бюджетных расходов уже маловероя-

Владимирович Путин в послании Федеральному тен. Необходимы качественные решения в области

Собранию на 2014 год отметил, что дальнейший повышения эффективности бюджетной политики

при условии выполнения всех социальных обязательств государства. При этом бюджетная система должна сохранять устойчивость и сбалансированность. Вторым важнейшим направлением определена оптимизация структуры бюджета, выявление внутренних резервов с целью их дальнейшего перераспределения для решения стратегических задач даже при неблагоприятных внешних условиях [1].

Это послание было датировано 13 декабря 2013 года, а уже в феврале 2014 года внешние условия сложились действительно неблагоприятные с дальнейшим ухудшением внешнеполитической обстановки в связи с событиями на Украине. В марте Российская Федерация пополнилась двумя новыми субъектами, что вызвало формирование комплекса пакетов экономических санкций против России. В результате применения мер экономического воздействия и отказа украинского руководства производить оплату поставок российского газа бюджету РФ был нанесен ущерб, так как доходная часть не дополучила запланированные поступления. К тому же на фондовых рынках существенно снизились курсовые стоимости акций ведущих российских госкомпаний. Присоединение новых субъектов вызвало необходимость их дальнейшей интеграции в бюджетную систему страны.

Министерством финансов РФ было рекомендовано властям новых субъектов провести корректировку своих бюджетов. В результате пересмотра бюджетных обязательств доходная часть крымского бюджета увеличилась более чем вдвое — с 20,762 млрд рублей до 44,335 млрд рублей. Соответственно расходы выросли пропорционально доходам — с 20,344 млрд рублей до 43,914 млрд рублей. При этом бюджет спланирован с профицитом более чем 420 млн рублей. Однако в доходной части бюджета запланирована финансовая помощь федерального центра в 15 млрд рублей [2].

Однако необходимо понимать, что этих денег не запланировано в российском бюджете. Мало того, сам федеральный бюджет принят с дефицитом в 389,593 млрд рублей [3]. В этих условиях перед федеральным руководством встала непростая задача нахождения источников финансирования вновь возникших обязательств. В Федеральном законе от 2 апреля 2014 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов”» были приняты поправки к федеральному бюджету, которые определили основу финансирования доходной части бюджетов новых субъектов — изменение ведомственной структуры расходов главного бюджета страны [4]. Вслед за этим документом последовал ряд других нормативных актов, развивающих направления бюджетного послания Президента РФ — нахождения внутренних резервов. Так, согласно Указу Президента РФ от 20 апреля 2014 года № 261 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г № 194 “О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя”» [5] все силовые структуры новых

территориальных образований будут финансироваться за счет перераспределения средств внутри пределов ассигнований министерств и ведомств.

При этом необходимо учитывать, что моментальный переход к доведению федеральных социальных норм до новых получателей бюджетных средств невозможен в силу объективных причин. Поэтому по многим направлениям были установлены переходные периоды в несколько этапов. Во-первых, налоговое и финансовое законодательство Российской Федерации будет применяться в полной мере на новых территориях с 01 января 2015 года [6], что даст возможность широкого финансового маневра руководству субъектов по исполнению социальных обязательств и позволит распоряжаться всеми налоговыми и неналоговыми доходами. Во-вторых, основные социальные гарантии (пенсионное обеспечение) также будут исполняться поэтапно [7]. Пятого июня на заседании Правительства РФ только подготовлен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»», где объем межбюджетных трансфертов для новых субъектов составит почти 75 млн рублей .

На том же заседании было утверждено распределение межбюджетных трансфертов для новых субъектов, связанных с летним детским отдыхом, по которым они прямым финансированием получат 756,969 млрд рублей, а остальные субъекты для организации детского отдыха на крымских курортах — 1,089 млрд рублей, что тоже окажет помощь местной экономике [8].

На одном из заседаний Правительства министр финансов А. Силуанов заметил, что в федеральном бюджете есть резерв в сумме 243 млрд рублей, но не пояснил источник его образования. Возможно, это незапланированные неналоговые доходы от сделок с ценными бумагами госкомпаний, полученные при их реализации. В период резкого обострения политического кризиса акции госкомпаний существенно потеряли в цене и государство их вынуждено было купить по существенно более низкой цене, а затем после нормализации ситуации вновь реализовало эти же бумаги с приличной выгодой. По разным оценкам прибыль составила около 200 млрд рублей. К сожалению, эти данные нигде не опубликованы и о их достоверности можно только строить предположения, хотя согласно принципам бюджетного законодательства здесь должна обеспечиваться полная прозрачность.

И тем не менее, общая сумма официально направляемых финансов в Республику значительно меньше общей запланированной финансовой помощи. Правда, новым членам Федерации была оказана финансовая и гуманитарная помощь другими субъектами. Так, Правительство Нижегородской области в апреле отправило в Крым 35 т различных грузов, 10 млн рублей из областного бюджета и 18 млн рублей из территориальных внебюджетных фондов.

В любом случае перераспределение бюджетных средств внутри министерств и ведомств приведет

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 3 (27)

177

Чеботарев В.С., Тимченко А.В. Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации

Чеботарев В. С., Тимченко А.В. Актуальные проблемы финансирования новых субъектов Российской Федерации

к недофинансированию каких-либо мероприятий. Авторы считают, что федеральный центр вполне мог использовать различные бюджетные фонды по прямому их назначению. Перечень и финансовые возможности фондов приведены ниже в таблице.

Таким образом, из таблицы можно увидеть, что все основные социально-экономические обязательства государства реально решить за счет немалого количества специальных бюджетных фондов.

Примечания

1. Российская газета. 2013. 13 декабря.

2. ия_: www.minfin.ru.

3. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-Ф3 // Российская газета. 2013. 6 декабря.

4. Российская газета. 2014. 4 апреля.

5. Собрание законодательства РФ. 2014. № 17, ст. 2038.

6. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФК3 // Российская газета. 2014. 24 марта.

7. О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя: указ Президента РФ от 31 марта 2014 г. № 192 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14, ст. 1609.

8. О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе: по-

становление Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 402 // Собрание законодательства РФ. 2014 . № 19, ст. 2436.

9. Тимченко А.В. Бюджетная система современной России: учебное пособие. Н. Новгород, 2014.

Notes

1. Rossiyskaya gazeta. 2013. Deсember 13.

2. URL: www.minfin.ru.

3. About the federal budget for 2014 and for the planned period 2015 and 2016: the federal law of December 2, 2013 № 349-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2013. Deсember 6.

4. Rossiyskaya gazeta. 2014. April 4.

5. Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 17, art. 2038.

6. About acceptance to the Russian Federation the Republic of Crimea and education as a part of the Russian Federation new subjects — the Republic of Crimea and the cities of federal value of Sevastopol: the federal constitutional law of 21.03.2014 № 6-FKZ // Rossiyskaya gazeta. 2014. March 24.

7. About measures of the state support of the citizens being recipients of pensions in territories Republic of Crimea and Sevastopol: the decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2014 № 192 // Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 14, art. 1609.

8. On the provision of the 2014 federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation, other intergovernmental transfers for financial support of activities related to leisure and health of children in the rest homes of children and their rehabilitation, located in the Republic of Crimea and Sevastopol: Russian Federation Government resolution of 30 April 2014 year № 402 // Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 19, art. 2436.

9. Timchenko A.V. Budgetary system of modern Russia: manual. Nizhny Novgorod, 2014.

Таблица

Объем денежных средств государственных специальных бюджетных фондов [9]

Государственные специальные бюджетные фонды Объем денежных средств в фонде

Резервный фонд Российской Федерации 3 139,42 млрд (01.05.2014)

Фонд национального благосостояния Российской Федерации 3 127,5 млрд (01.05.2014)

Инвестиционный фонд Российской Федерации 213 млрд (31.12.2013)

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства 8, 344 млрд (31.12.2013)

Фонд содействия реформированию ЖКХ 479 млрд

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации 254,1 млрд рублей (в индексе 2011 года) + ежегодное индексирование по уровню инфляции

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации произведение объема Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год и прогнозируемого в очередном финансовом году уровня инфляции (по индексу потребительских цен)

Резервный фонд Правительства Российской Федерации (субъекта РФ) ежегодно не более 3% расходной части федерального (регионального)бюджета

Резервный фонд Президента Российской Федерации ежегодно не более 1% расходной части федерального бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.