Научная статья на тему 'Актуальные проблемы экологического образования и воспитания'

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6641
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А. М.

Problems of environmental education of pupils and students on the example of Omsk region are under consideration. Author shares the experience of lecturing and discussions on the subject "Ecology" which the students of different faculties of Omsk State University had

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of environmental education

Problems of environmental education of pupils and students on the example of Omsk region are under consideration. Author shares the experience of lecturing and discussions on the subject "Ecology" which the students of different faculties of Omsk State University had

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы экологического образования и воспитания»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG7. № 1. С. 141-146.

УДК 378 А.М. Попов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Problems of environmental education of pupils and students on the example of Omsk region are under consideration. Author shares the experience of lecturing and discussions on the subject “Ecology” which the students of different faculties of Omsk State University had

... Что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа?

Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения Земли,

надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

П.И. Чайковский

В настоящее время в связи с расширением масштабов производства проблема охраны природной среды приобретает все большую актуальность. Деятельность человека вносит все более и более глубокие материальные изменения в окружающий мир, но сам он меняется очень медленно, не успевая идти в ногу с этим быстро нарастающим процессом. И вот уже все более и более очевидным становится то, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Необходимость нравственного и интеллектуального совершенствования человека вполне согласуется с известным тезисом учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в управляемое человеческим разумом состояние - ноосферу. К этому же выводу приводят нас представления Н.А. Бердяева о творчестве как высшем признании человека и очередном этапе развития человеческой цивилизации. «Экология» с греческого - наука о доме. Сегодня человек начинает понимать, что домом, требующим его неустанной заботы, становится вся планета.

Экологическое обучение и воспитание объективно становятся стержнем концепции образования ХХ1 в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой,

© А.М. Попов, 2007

производством и обществом. В сферу высшего образования все активнее входит экологическая составляющая, что способствует взвешенному отношению к природе и человеку. Профессионал должен понимать, что применение любых технологий - политических, экономических, технических - имеет последствия, далеко идущие за рамки чисто прагматических задач.

До сих пор образование помогало человеку приспособить окружающую среду для своего безопасного и удобного существования. Сегодня осуществление та-

кой цели предполагает обучение заботе об этой среде. Мы должны учить детей не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей необходимо отдать. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и ее улучшения должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.

Под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. Экологическое образование - составная часть общей системы образования. Но в ней есть новый смысл современного образовательного процесса. Экологическое образование становится общенациональной задачей, прямо отвечающей целям обновления общества в условиях перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социальноэкономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для

удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

Цель любого образования состоит в усвоении социального опыта, накопленного предыдущими поколениями людей, а результат его проявляется в знаниях и поведении человека в конкретной обстановке. Целью же экологического образования становится формирование поколения, способного обеспечить устойчивое развитие общества.

По-видимому, настало время определить цели и содержание экологического образования для всей системы непрерывного образования с тем, чтобы оно строилось на основе известного принципа: «Думать глобально, действовать локально». Проблемы окружающей среды не могут решить только профессиональные экологи. Но эти проблемы будут решены, если каждый человек сделает более экологичным свое мировоззрение, свой образ жизни, задумается над тем, что улучшает качество его жизни и что отравляет ее? Человек, осознавший себя частью Вселенной, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере антропогенной активности.

От вульгарных представлений об экологическом образовании как сумме знаний по биологии, химии, экономике, праву и т. п. нам надо перейти к формированию идеологии космического человека, не властелина мира, но мудрого творца своего бытия. Гармония мира невозможна без внутренней гармонии самого человека. Все окружающее нас несовершенство бытия - только отражение бездуховности человека, дисгармонии его отношений с природой и друг с другом. Отсюда следует, что экологическое образование -это вовсе не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - универсального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

«Самое страшное загрязнение - это загрязнение человеческого сознания. Оно обходится дороже всего». Эти слова принадлежат академику И. В. Петрянову-Соколову. Многие годы он активно выступал за применение достижений науки в интересах охраны природы.

Международная политика в сфере экологического образования предполагает его непрерывность, начиная с самого раннего возраста в течение всей жизни человека: экологизацию содержания всех дисциплин, изучаемых в учебных заведениях, тесную связь экологии с экономикой. Содержание экологического образования и способы его реализации имеют свои особенности на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях. В целом в содержании

экологического образования можно выделить следующие аспекты.

Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде.

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде. Преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся, учит проявлять активность в решении экологических проблем.

В основу экологического образования ХХ1 в. нужно заложить знание природного, культурного своеобразия региона, проблем и причин, их вызывающих; умение выделять и прогнозировать тенденции развития региона, конкретные дела по изучению и улучшению окружающей среды. При этом очень важно использовать региональный компонент, на примерах конкретного предприятия показать источники загрязнения воздуха, воды и почвы; привлекать учащихся к поиску оптимальных решений по уменьшению этих негативных явлений.

Во всем мире ведутся серьезные научные исследования по глобальным проблемам современности. Практически во всех государствах при правительствах созданы и работают различные комитеты по сохранению природы. Дан значительный импульс в развитии экологического образования и воспитания. В учебные планы практически всех учебных заведений включена учебная дисциплина «Экология». Важными науками, связанными с экологией, являются экологическая химия (наука об антропогенных химических загрязнениях и о механизмах их превращений в биосфере) и химическая экология (наука о химических взаимодействиях между живыми орга-

низмами и неживой природой). Изучение этих наук позволит человеку разумно относиться к природе, учитывать, к каким последствиям приводят новые виды химических соединений, попадающих в круговорот веществ в биосфере в результате антропогенной деятельности, прогнозировать и управлять качеством среды обитания.

Химико-экологические знания - система химических знаний, в которую интегрирована экологическая компонента, позволяющая расширить представления о химических аспектах возникающих экологических проблем, связанных с использованием тех или иных химических соединений и материалов.

Средняя школа занимает особое место в образовательной цепи, так как в юности человек сохраняет еще детскую эмоциональность и в то же время во многом готов для восприятия основополагающих знаний по биологии, химии, физике и т. д. В этом возрасте закладываются нравственные и этические принципы, которыми человек будет руководствоваться в жизни.

Задача общеобразовательной школы состоит в создании условий для формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности. Чем раньше человек будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе.

Экологические знания в школе формируются на интегративной или междисциплинарной основе и могут служить средством проверки готовности ученика к безопасной жизнедеятельности и к способности решать более сложные задачи на следующем этапе обучения, т. е. в вузе. Особую роль экологическое воспитание играет в формировании нравственности личности, в выработке гармоничного отношения к природе, культуре и социуму.

Выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общей идеи охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления, по мнению исследователей, должны быть органично взаи-

мосвязаны и вместе обеспечивать формирование необходимого экологического мировоззрения.

В Омской области сформировалась и функционирует система всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания населения, включающая детские дошкольные учреждения, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Главной особенностью экологического образования в Омском регионе, на мой взгляд, должна стать его практическая направленность: подготовка школьников и студентов к конструктивному, творческому решению как повседневных (бытовых), так и производственных вопросов. Грамотных экологов необходимо готовить в стенах школы, вуза.

Омская область входит в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение» (МАСС). Координационный совет по экологии МАСС начиная с 1995 г. проводит работу по созданию региональной системы непрерывного экологического образования и разработке единой программы.

В школах нашего региона происходит «экологизация» (проникновение экологии) таких дисциплин, как биология, химия, физика. Разработана группой педагогов (Л.С. Конева, Л.Н. Кантаева и др.) программа «Экология и охрана природы» (1-11 классы). Изданы учебные пособия для учителя химии и экологии: «Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе» (А.М. Попов, 1999), «Химия и экология» (А.М. Попов, 2002).

Дисциплина «Экология» введена в учебные планы в школах и вузах нашего региона как региональный компонент. Для города Омска, имеющего неблагоприятную экологическую ситуацию, важно знать причины такого явления и способы изменить его в лучшую сторону. Высшее экологическое образование в г. Омске можно получить, обучаясь в Международном независимом эколого-политологичес-ком университете (МНЭПУ). Это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования при Сибирской автодорожной академии (Омское представительство).

Около 90 % школ Омска и Омской области ввели в учебные планы экологию как региональный компонент. Принцип

региональности экологического образования и воспитания имеет большое значение, так как он учитывает особенности нашего региона и позволяет на конкретных примерах показать учащимся влияние работы промышленных предприятий (в частности, предприятий нефтехимического комплекса) на состояние окружающей среды. Там, где нарушается регламент проведения технологических процессов, разрушается и экология. Природе наносится непоправимый ущерб. Человек, как часть природы, относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания. Наряду со школьным экологическим образованием в Омске и Омской области получило развитие дополнительное образование (экологические дружины, НОУ, экспедиции, фестивали, летние экологические лагеря и др.). Особое внимание уделяется исследовательской работе школьников в кружках научно-профориентационного общества учащихся (НПОУ). Анализ тем выступлений учащихся на конференциях НПОУ показывает о возросшем внимании школьников к работам по медицине, экологии животных и растений, охране окружающей среды. Широко представлены в Омске научные и просветительские экологические организации. К их числу относятся Экологический клуб при Доме ученых, Омское отделение Международной академии экологии и безопасности (МАНЭБ), которые объединяют ведущих специалистов региона в области экологии. Автор статьи является член-корреспондентом МАНЭБ. В 2000 г. в Омске было организовано Общество охраны природы Сибири.

Экологическое образование и воспитание, приобщенное к истокам российской духовности, является важнейшим условием устойчивого развития природы. Многие писатели и поэты посвятили ей свои лучшие строки, художники оставили для нас лучшие картины.

Художественные произведения И. Тургенева, А. Майкова, М. Пришвина, Л. Леонова, К. Паустовского помогают образно осмыслить окружающий мир, постичь всю его красоту, выработать эстетическое отношение к природе, избавиться от узко потребительского подхода к природным

богатствам. Все это наследие нужно использовать для экологического воспитания подрастающего поколения россиян.

В 1B39 г., за 27 лет до определения немецким естествоиспытателем Геккелем экологии как науки, Е. Баратынский написал стихотворение:

П р и м е т ы

Пока человек естества не пытал Горнилом, весами и мерой,

По детски вещаньям природы внимал, Ловил ее знаменья с верой.

Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала:

О нем дружелюбной заботы полна,

Язык для него обретала.

Почуя беду над его головой,

Вран каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смирясь пред судьбой, Воздерживал он дерзновенье.

На путь ему, выбежав из лесу волк, Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,

Блаженство любви прорицала.

В пустыне безлюдной он не был одним, Нечуждая жизнь в ней дышала.

Но чувство, презрев, он доверил уму, Вдался в суету изысканий...

И сердце природы закрылось ему,

И нет на земле прорицаний.

В Омском государственном университете на факультете международного бизнеса учится студентка Дарья Рябинина, которую называют Гражданкой мира. Более двух лет Даша является добровольцем Всемирной экологической организации Greenpeace. А началось все с простого посещения сайта www. greenpeace. ru. Дашу не могли не задеть рассматриваемые на нем вопросы, и она решила помогать миру. Какое-то время она была дистанционным переводчиком, а потом ее пригласили в Германию на международный семинар. Дарья выступила с докладом «Лесная реформа России». Она с группой российских волонтеров Greenpеace выезжала в Санкт-

Петербург, где они занимались организацией раздельного сбора мусора. Летом 2005 г. в рамках программы по энергосбережению в Рязанской области и на Байкале утепляли школы, в Ачаире - интернат с целью сокращения потребления угля. Она говорит, что хорошо бы снять сюжет и показать по телевидению, чем можно помогать и людям, и природе.

К сказанному следует добавить, если экологическое образование будет иметь не формальный, а действенный характер, перейдет в самообразование, то в вузах будет больше таких студентов, как Дарья Рябинина. В итоге мы получим настоящих экологов.

Опыт проведения занятий по дисциплине «Экология» со студентами разных факультетов университета позволяет сделать следующий вывод: при составлении программы дисциплины необходимо учитывать специфику факультета. Студентам-химикам я читаю лекции, опираясь на тесную связь, которая существует между химией и экологией. Старшекурсники выполняют курсовые и дипломные работы по проблемам экологического образования и воспитания учащихся. В частности, в связи со спецификой развития промышленности в Омске нами разработан экологический аспект изучения химических производств в школьном курсе химии.

С филологами и студентами специальности «Социально-культурная деятельность» мы опираемся на социальную значимость экологии, приводим стихи известных поэтов, отрывки из художественных произведений, посвященные природе, защите ее от непродуманной деятельности человека. Готовится к печати сборник студенческих стихов на экологическую тему.

Природа» - нам родное слово.

«Природу любим», - мы привыкли говорить. Мы говорим, что это нам не ново,

Ведь без нее никто не мог бы жить.

Так может быть, слова мы свяжем с делом, Попробуем природу сохранить.

(Из студенческого стихотворения «Эссе на экологическую тему»)

В конце семестра проводим ролевые игры на экологическую тему («Элементы в государстве «Организм», «Заседание круглого стола «Высокое давление»), снимаем их на видео. Студенты пишут рефераты,

стихи, в которых выражают свое отношение к региональным проблемам экологии.

Второкурсница филологического факультета Ирина Жильникова написала пьесу в двух действиях «Природная империя», на материале которой студентами был поставлен небольшой спектакль.

На зачетном занятии, кроме основных вопросов по дисциплине «Экология», студенты отвечают на вопросы: «Что дало мне изучение дисциплины “Экология”?»; «Значимость дисциплины “Экология” для моей будущей профессии»; «Актуальность экологических проблем». В своих ответах они положительно оценивают роль этой науки, необходимость экологического воспитания и образования детей и взрослых («Сама дисциплина дала мне многое. Я стал по другому относиться к окружающей среде». «Наша задача помочь понять детям и взрослым - природу необходимо защищать, беречь ради будущих поколений».

«Изучая предмет творческим методом, мы узнали гораздо больше и теперь, думаю, запомним на всю жизнь! Ведь здоровье не купишь, но его можно сохранить благодаря знаниям, полученным на таком замечательном предмете, как «экология»...)

На мой взгляд, такая форма проведения занятий по экологии включает эмоциональную составляющую личности студента, развивает и закрепляет интерес к этой науке. Знания переходят в убеждения, воспитывается готовность принять участие в той или иной экологической акции, сопричастность к происходящим событиям.

Конечной целью экологического образования и воспитания принято считать становление экологической ответственности каждого человека, которая характеризуется как умение поступать согласно требованиям природы и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.