Научная статья на тему 'Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшутингу'

Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшутингу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / участковый уполномоченный полиции / скулшутинг / буллинг / противодействие / профилактика / school / district police commissioner / schoolshooting / bullying / counteraction / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Бубнов

Анализируются проблемные аспекты, существующие в деятельности участковых уполномоченных полиции в противодействии скулшутингу. Предоставлены мнения различных авторов. Рассмотрен зарубежный опыт по схожей тематике. Сделан вывод о необходимости нивелирования обозначенных проблем, в связи с чем, высказаны соответствующие предложения. Данные предложения актуальны и имеют научную обоснованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of the activities of the police commissioner in combating schoolshooting

The problematic aspects that exist in the activities of police commissioners in combating skulking are analyzed. The authors’ opinions are presented. Foreign experience on a similar theme is considered. The conclusion about the necessity of leveling the designated problems is made, in this connection, the corresponding proposals are made. These proposals are relevant and scientifically valid.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшутингу»

JURISPRUDENCE

Научная статья

УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-41-45

NIION: 2003-0059-4/22-348

MOSURED: 77/27-003-2022-04-547

Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшутингу

Сергей Владимирович Бубнов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, serzh.bubnov.00@inbox.ru

Аннотация. Анализируются проблемные аспекты, существующие в деятельности участковых уполномоченных полиции в противодействии скулшутингу. Предоставлены мнения различных авторов. Рассмотрен зарубежный опыт по схожей тематике. Сделан вывод о необходимости нивелирования обозначенных проблем, в связи с чем, высказаны соответствующие предложения. Данные предложения актуальны и имеют научную обоснованность.

Ключевые слова: школа, участковый уполномоченный полиции, скулшутинг, буллинг, противодействие, профилактика

Для цитирования: Бубнов С. В. Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшутингу // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 41-45. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-41-45.

Original article

Actual problems of the activities of the police commissioner in combating schoolshooting

Sergey V. Bubnov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

serz.bubnov.00@inbox.ru

Abstract. The problematic aspects that exist in the activities of police commissioners in combating skulking are analyzed. The authors' opinions are presented. Foreign experience on a similar theme is considered. The conclusion about the necessity of leveling the designated problems is made, in this connection, the corresponding proposals are made. These proposals are relevant and scientifically valid.

Keywords: school, district police commissioner, schoolshooting, bullying, counteraction, prevention

For citation: Bubnov S. V. Actual problems of the activities of the police commissioner in combating schoolshooting. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):41-45. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-41-45.

Учебные заведения всегда являлись одним из самых безопасных мест для обучающихся, но на сегодняшний день большинство родителей и детей находятся в постоянном страхе, порожденном жестокими убийствами в школах, при котором массовая паника, ужас появляются не только от подсчёта жертв и материального ущерба, но и от психологической травмы общества.

Статистика совершенных преступлений скулшу-тинга (англ. — schoolshooting) не только во всем мире,

© Бубнов С. В., 2022

но и в России, неутешительная: МВД России только с 2017 по 2022 год зафиксировали 70 случаев указанных преступлений в 34 российских регионах1.

Самый первый случай скулшутинга официально зафиксирован был в 1927 году в школе США, в которой местный фермер устроил взрывы, приведшие к гибели 44 человек (школьников 2-6 классов), 58 — полу-

1 Министерство внутренних дел Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru (дата доступа: 10.03.2022).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

чили ранения. В 1999 году в штате Колорадо, в школе Колумбайн, двумя учениками старших классов было убито 13 человек, 23 — ранено, после чего нападавшие застрелились. Признаки копирования в Европе и США скулшутинга (нарицательно — колумбайна) — вооруженного нападения на школьников — в России зафиксированы почти во всех случаях преступных посягательств

В обществе скулшутинг относят к экстремистским движениям среди несовершеннолетней молодёжи, но Верховный Суд России 02 февраля 2022 года вынес решение о признании движения колумбайн террористической организацией, запретив его деятельность на территории нашего государства, указав, что сторонники данного движения пропагандируют для достижения своих целей суицид, девиантное поведение, насилие в качестве нормы жизни, осуществляя через тематические группы скулшутинга в соцсетях психологическую обработку по снятию у несовершеннолетних морального запрета на применение насилия, совершение убийств1.

Затрагивая тему указанной группы преступлений, нельзя не указать причины возникновения агрессивного поведения подростков: биологические — половое взросление (буйство гормонов), личностные факты (генетика, недовоспитание, комплексы и неуверенность в себе, недоверие к людям, обидчивость, вызывающие желание самоутверждения за счет более слабых, заслужить авторитет перед более сильными); семейные — социальный статус и уровень жизни (либо бедность, либо обеспеченность родителей), семейные традиции (непринятие устоявшихся традиций, выраженное в манере одеваться, круге общения, выборе спутника жизни, профессии), крайности в воспитании (чрезмерная любовь, недолюбовь, отсутствие внимания со стороны взрослых).

Солидаризируясь с Ю. В. Суходольской, считаем, что семья — это фундамент, в котором рождается, растет и становится личностью ребенок, и именно от родителей, в первую очередь, зависит психолого-физическое состояние подростка. Почему сотрудники правоохранительной системы находят в квартирах скулшутеров целые арсеналы боеприпасов и оружия? Потому что нет правильно выстроенных отношений между детьми и родителями, отсутствует контроль за детским поведением, как и нет понимания картины мира ребёнка: взрослые в своем большинстве нацелены на материальное обеспечение детской жизни, упуская эту жизнь, не стремясь выслушать, услышать, понять и поддержать ребёнка. Единого портрета личности скулшутера в не выработано: ими выступают представители мужского пола, некоторым из них,

являющимися изгоями общества, присуще проявление любых негативных качеств (насилие, агрессия и др.), другим — все положительные черты характера (доброта, воспитанность, отзывчивость, обходительность, коммуникабельность, харизматичность, обаяние и др.).

Выявление подростков, которые представляют (могут представлять) опасность для общества, — первостепенная задача родителей, педагогического коллектива, сотрудников правоохранительной системы.

В обязанности сотрудников полиции входит принятие мер, которые направлены на выявление, предупреждение, пресечение различных экстремистских и террористических движений (п. 16 ст. 12 Закона о полиции)2. Участковые уполномоченные полиции (далее — УУП) наделены широким кругом полномочий в соответствии с указанным Законом № З-ФЗ и с Приказом МВД России № 2053, в том числе, обязанностью принимать активное участие в противодействии терроризму и экстремизму.

Возможность получения УУП первичной (оперативной) информации, обусловленная близким и непосредственным контактом с населением вверенного ему административного участка, позволяет относить УУП к основному звену в организации предупреждения, пресечения, профилактики преступлений. Свою работу УУП планирует на основе изучения и анализа сложившейся на вверенном административном участке оперативной обстановки, грамотно применяя на практике знания действующего законодательство и опыт.

Учитывая огромное количество российских школьников, их достаточно активное участие в общественно-политической жизни общества, в школах особую актуальность в борьбе с скулшутингом играет именно профилактическая деятельность УУП, который должен выстраивать рабочие контакты с директором и администрацией школ, находящихся на территории вверенного ему административного участка, в частности, с представителями, курирующими воспитательную работу, внеучебную деятельность школьников, с представителями по безопасности.

Такая деятельность УУП, как правило, включает: получение и анализ сведений о количестве, качественных характеристиках преподавательского состава школы и обучающихся в ней детей, структуре и режиме работы школы; регулярный мониторинг опера-

1 Верховный Суд Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс] // https://vsrf.ru (дата доступа: 10.03.2022).

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21.12.2021) // Российская газета. № 28. 10 февраля 2011 года.

3 Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»: зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 № 55115 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2019.

JURISPRUDENCE

тивной обстановки в школе; получение и взаимообмен с руководством школы оперативно-значимой информацией (во взаимодействии с сотрудниками ООДУУ-ПиПДН Управлений МВД России, уголовного розыска, подразделений по противодействию терроризму и экстремизму, представителями общественных объединений и др.); обеспечение общественной безопасности и общественного порядка на своем административном участке; получение и дальнейшее процессуальное оформление сообщений, заявлений, иной информации о правонарушениях и преступлениях, которые совершаются на территории школы и вне ее пределов учащимися данной школы; проведение индивидуально-профилактической работы со школьниками-правонарушителями; выявление школьников - участников молодёжных объединений, выявление их мест сбора, совместного общения, установление коммуникативных связей таких объединений; выявление возможных мест потребления и сбыта школьниками запрещенных веществ; профилактическая деятельность по борьбе с различными незаконными движениями (профилактические операции, рейды, правовая пропаганда среди школьников и преподавательского состава, родителей с целью формирования у них чувства толерантности к людям любых социальных принадлежностей, национальностей, религиозных конфессий; др.).

УУП должен тщательно изучать и анализировать поступающую к нему оперативную информацию, особенно в отношении лиц, склонных к распространению радикальных идей среди школьников, материалов экстремистской и террористической направленности (речь идет, в первую очередь, о гражданах, состоящих на учёте: школьники-правонарушители, родители или законные представители несовершеннолетних, состоящие на учете в правоохранительных органах; ранее осужденные, но освобожденные условно-досрочно; ранее осужденные, но освобожденные с назначением ограничительных законодательных мер; ранее судимые; объявленные в розыск и проживающие в пределах административного участка; состоящие на учётах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах; граждан - законных владельцев оружия; другие).

На сегодняшний день деятельность УУП по борьбе с скулшутингом осложнена следующими основными проблемами:

• отсутствие грамотного и актуального информационного обмена между МВД России и Минздравом России по количеству школьников, иных граждан, проживающих на территории административного участка, имеющих психические отклонения. Ссылаясь на врачебную тайну, учреждения Министерства здравоохранения России не информируют правоохранительные органы о лицах, которые имеют

психические расстройства, отклонения, патологии, наркотическую и/или алкогольную зависимость, которые оформляют разрешение на оружие. Например, совершивший скулшутинг ученик 7 класса одной из Саратовских школ (г. Вольск) 28 мая 2019 года, имел суицидальные наклонности, наблюдался у психиатра, проявлял интерес к оружию, но информация о нем в правоохранительные органы города не поступала1;

• отсутствие на рабочем месте доступа в Интернет, что усложняет возможность оперативно просмотреть и перепроверить информацию в социальных сетях в отношении участников тематических сообществ скулшутинга (вебсайты, личные страницы, сетевые группы, публикующие фотографии, мемы, картинки, посты на данную тематику);

• высокая служебная нагрузка, не позволяющая выделять максимально достаточное время для работы по борьбе со скулшутингом: несмотря на введение с недавнего времени должности помощника УУП служебная нагрузка на каждого отдельно взятого УУП в связи с повышенной криминальной и нестабильной обстановкой в стране растёт;

• несвоевременное реагирование, нередко игнорирование сотрудниками образовательной системы, чья роль видится доминирующей в исследуемом направлении, на факты буллин-га (травля — агрессивное преследование одного школьника другими) среди школьников: практически каждый четвертый российский школьник прямо или косвенно сталкивался с травлей и/или насильственным и моральным воздействием со стороны других школьников, иногда — педагогов, других представителей школы. Противодействие скулшутингу — задача не только сотрудников правоохранительной системы, сотрудники образовательной системы обязаны более активно проводить работу с детьми и родителями из неблагополучных семей, проблемными школьниками, иначе выход один — устанавливать стальные решетки и полицейские экипажи при входе в школу, что видится неразумным;

• недостаточное оснащение школ мерами безопасности (пункт охраны, видеонаблюдение, контрольно-пропускная система входа/выхода, тревожные кнопки и др.): по итогам проверки в 2021 году российских школ выяснилось, что

1 Министерство внутренних дел Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru (дата доступа: 10.03.2022).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в более 2500 школах нет даже элементарной физической охраны1 (не предусмотрены ставки охранников).

Обобщая сказанное, сделаем следующие выводы.

1. Подразделения УУП занимают одну из главных ступеней в противодействии скулшутингу, главной их задачей является профилактика.

2. На сегодняшний день деятельность УУП по борьбе с скулшутингом осложнена следующими основными проблемами: отсутствие грамотного и актуального информационного обмена между МВД России и Минздравом России по количеству школьников, иных граждан, проживающих на территории административного участка, имеющих психические отклонения; отсутствие на рабочем месте доступа в Интернет; высокая служебная нагрузка, не позволяющая выделять максимально достаточное время для работы по борьбе со скулшутингом; несвоевременное реагирование, нередко игнорирование сотрудниками образовательной системы на факты буллинга среди школьников; недостаточное оснащение школ мерами безопасности.

3. С целью нивелирования обозначенных проблем в деятельности УУП в противодействии скулшутинга, минимизации рисков новых преступлений в данной сфере необходимо:

А) В деятельности УУП:

• разработать механизм электронного взаимодействия между МВД России и Минздравом России по обмену информацией о лицах, состоящих на учётах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах;

• предоставить доступ УУП к сети Интернет;

• пересмотреть норматив служебной нагрузки на одного УУП (например, в городской местности — не более 4000 жителей с административного участка, на одного старшего УУП — не более 2000 жителей), предусмотреть выделение УУП, в административный участок которого входит максимальное количество школ, закрепив данные положения в Приказе МВД России № 205, иных, корреспондирующих ему, нормативных правовых актах;

• взаимодействовать УУП с представителями школ (директор, замдиректора по воспитательной работе, школьный психолог, руководитель методобъединения классных руководителей по координации мер, представители службы безопасности, охраны, др.) с целью получения актуальной информации;

• взаимодействовать УУП с общественными

1 Министерство внутренних дел Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru (дата доступа: 10.03.2022).

объединениями, например, в Туле функционирует с 2019 года Центр информационной безопасности молодёжи и психологической помощи, сотрудники которого в режиме онлайн просматривают все виртуальные группы в соцсетях на предмет опасной, подозрительной и запрещенной для детей информации.

Б) В совместной деятельности всех структур:

• развивать в школах российских регионов меры безопасности (пункт охраны, видеонаблюдение, контрольно-пропускная система входа/выхода, тревожные кнопки, др.), в первую очередь, -обязательную систему видеонаблюдения, интегрированную в автоматический программный комплекс «Безопасный город», контролировать правила безопасности в школах;

• обязать школы закрепить на локальном нормативном уровне индивидуальные карты оценки рисков распространения скулшутинга (содержат параметры, необходимые для заполнения по каждому учащемуся школы: характеристику угрозы, черты личности и поведение, семейную динамику, школьную динамику, социальную динамику, типы угроз, степени риска угроз) и документы по антибуллинговой политике;

• проводить регулярный мониторинг социальных сетей с последующими блокировками сайтов, аккаунтов, пабликов, сообществ, чатов, др., пропагандирующих скулшутинг;

• поддерживать здоровый психологический, физический, моральный климат в школах (исключать буллинг, формировать групповую положительную динамику, заинтересовывать школьников коллективными занятиями, мероприятиями, секциями, кружками, работать над формированием личности школьников без нравоучений и назиданий, а личностно, вступая с ними в доверительные отношения, воспитывать их так, чтобы они в дальнейшем не стали ни субъектами, ни объектами скулшутинга).

Мы не можем предугадать возможные случаи скулшутинга, но мы можем посредством эффективных мер профилактики и обеспечения безопасности бороться с данным явлением.

Библиографический список

1. Сидорова Е. З. Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 4. С. 423-432.

2. Суходольская Ю. В. Субкультуризация массового убийства в образовательных организаци-

JURISPRUDENCE

ях как новый россиискии криминологическим феномен // Законность. 2020. № 10. С. 37-40.

Bibliographic list

1. Sidorova E. Z. Principles and significance of criminal policy in the sphere of crime prevention

in the educational environment // Siberian Legal Review. 2021. № 4. P. 423-432. 2. Sukhodolskaya Y. V. Subculturalization of mass murder in educational organizations as a new Russian criminological phenomenon // Legality. 2020. № 10. P. 37-40.

Информация об авторе

С. В. Бубнов — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author S. V. Bubnov — Associate Professor of the Department of administrative activities of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

Предварительное следствие. Под ред. ДА. Иванова, АС. Еси-ной. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", по специальности "Правовое обеспечение национальной безопасности", курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

Предварительное следствие

Учебник

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.