Научная статья на тему 'Актуальные проблемы деятельности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации в обеспечении единого правового пространства'

Актуальные проблемы деятельности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации в обеспечении единого правового пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / СТАТУС СУДЕЙ / СРОК ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ / ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ СУДЕЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маринова Светлана Шамилевна, Кандрина Ирина Алексеевна

Важным аспектом деятельности в системе создания единого правового пространства, как взаимосвязь федерального и регионального законодательства, обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина играют органы конституционного контроля. Проведенный анализ и статистические данные представленные авторами научной статьи позволяют оценить эффективность работы Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы деятельности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации в обеспечении единого правового пространства»

УДК 342

Маринова Светлана Шамилевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) Marinova. svetlana@mail. ru Кандрина Ирина Алексеевна кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) Irin.ka @bk.ru Svetlana Sh. Marinova PhD in historical sciences, associate Professor of the Department of state and legal disciplines, Sredne-Volzhsky Institute (branch) of RSUJ Marinova.svetlana@mail.ru Irina A. Candrina

PhD in historical sciences, associate Professor of the Department of state and legal disciplines, Sredne-Volzhsky Institute (branch) of RSUJ Irin.ka_@bk.ru

Актуальные проблемы деятельности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации в обеспечении единого правового пространства

Actual problems of the activity of bodies of the constitutional control in the constituent entities of the Russian Federation in ensuring

the common legal space

Аннотация. Важным аспектом деятельности в системе создания единого правового пространства, как взаимосвязь федерального и регионального законодательства, обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина играют органы конституционного контроля. Проведенный анализ и статистические данные представленные авторами научной статьи позволяют оценить эффективность работы Конституционных (уставных ) судов субъектов РФ.

Ключевые слова: конституционный контроль, правовое пространство, Конституционные (уставные) суды, конституционное правосудие, статус судей, срок полномочий судей, порядок назначения судей, предельный возраст судей, финансирование судов.

Annotation: An important aspect of the work in the system of creating a single legal space, as the interrelationship of federal and regional legislation, ensuring the implementation and protection of human and citizen's rights and freedoms, is played

by the bodies of constitutional control. The analysis and statistical data presented by the authors of the scientific article allow us to evaluate the effectiveness of the work of the Constitutional (Charter) Courts of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: constitutional control, legal space, Constitutional (statutory) courts, constitutional justice, the status of judges, the term of office of judges, the procedure for appointing judges, the age limit for judges, andfinancing of courts.

Важным механизмом на пути построения правого государства и обеспечения единого правового пространства в России, играют органы конституционного контроля в субъектах РФ. Конституционные (уставные) суды призваны снижать вероятность возникновения противоречий между федеральным и региональным законодательством, обеспечивать защиту конституционных прав и свобод личности, гарантировать реализацию конституционных норм.

Но как показывает практика, только в 16 из 85 субъектов Российской Федерации созданы органы конституционного правосудия, а именно: в Республике Адыгея, Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабаррдино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан, Республике Тыва, Чеченской Республике, Калиниградской области, Свердловской области, городе федерального значения Санкт-Петербурге. Конституционные (уставные) суды были упразднены в Республики Бурятия (2013 г.) и Челябинской области (2014 г.).

Конституциями и уставами еще 32 субъектов Российской Федерации предусмотрено создание конституционных (уставных) судов, но пока эти субъекты не спешат реализовывать данные нормы на практике.

Анализ действующего законодательства субъектов РФ регламентирующего статус Конституционных (уставных) судов показывает, что состав органов конституционного контроля не одинаков. Количество судей варьирует от 3 до 7. В большинстве субъектов состав Конституционного суда нечетный, за исключением Кабардино-Балкарской Республики в составе суда - 4 судьи и Республики Татарстан в составе суда- 6 судей.

В 4-х субъектах в состав Конституционного (уставного) суда входят по 3 судьи (Калининградская область, Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Тыва). В 9-ти субъектах в состав суда входят по 5 судей (Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика).

Самое большое количество - 7 судей в Конституционном суде Республики Саха (Якутия).

Согласно Закону РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года[1] судьей конституционного (уставного) суда может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен. Ранее законодательство субъектов РФ, в которых действуют органы конституционного (уставного) контроля,

нередко устанавливало более высокие, чем предусмотрено в федеральном законодательстве, требования к кандидатам на должности судей[4, С. 73].

Вместе с тем субъекты РФ имеют право включать в свое законодательство нормы, позволяющие уточнять профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Саха (Якутии), Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге и Тыве кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией.

Порядок назначения (избрания) судей Конституционного (уставного) суда имеет в основном единообразный характер, за исключением некоторых особенностей. В назначении судей данных судов активно принимают участие законодательные (представительные) органы субъектов. В большинстве субъектов кандидатуры на должности судей предлагаю главы этих субъектов, за исключением Санкт-Петербурга, Калининградской области, Республики Адыгея.

Законодательство данных субъектов на прямую не указывает на обязательное участие главы субъекта РФ представлять кандидатуры на должность судьи Конституционного (уставного) суда. Определенную особенность имеет Конституционный суд Республики Татарстан. Судьи данного суда избираются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.

Анализируя официальные сайты Конституционных (уставных) судов субъектов РФ приходишь к выводу, что наполняемость суда разниться с заявленным количеством судей в законах субъектах о Конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Так, например, в Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) фактически работу осуществляют только 5 судей из возможных 7; в Конституционном Суде Республики Ингушетия - 3 судьи из 5; в Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания - 4 судьи из 5; Конституционный Суд Республики Башкортостан - 4 судьи из 5; в Уставном Суде Свердловской области - 4 судьи из 5.

Срок полномочий судьи Конституционного (уставного) суда субъекта РФ также различен. Неограниченный срок полномочий судьи Конституционного (уставного) суда субъекта РФ установлен в 5 субъектах в составе РФ (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Чеченская Республика); 15-ти летний срок пребывания судьи в должности установлен в Республики Саха (Якутия); 12-ти летний срок установлен в 3 субъектах РФ (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл); 10-ти летний срок установлен в 2-х субъекта РФ (Республика Ингушетия, Республика Татарстан); 6-ти летний срок установлен в 2-х субъектах РФ (Санкт-Петербург, Свердловская область); в остальных субъектах установлен 5-ти летний срок пребывания в должности судьи Конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Не однозначна картина и с предельным возрастом судьи Конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Так, например,

Конституционный закон Республики Тыва от 4 января 2003 года «О Конституционном Суде Республики Тыва»[3] предельный возраст судьи не устанавливает, но ограничивает пребывание в должности судьи не более чем двух сроков подряд. В остальных субъектах предельный срок пребывания в должности судьи вирирует от 65 до 70 лет. Не большую отличительную особенность имеет Конституционный Суд Республики Башкортостан, так в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» [2] предельный возраст судьи составляет - 65 лет, но на председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Финансирование деятельности Конституционного (уставного) суда РФ осуществляется за счет средств регионального бюджета. Анализ законов о бюджете субъектов РФ на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг. показал следующие результаты по затратам на содержание деятельности Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Данные на содержании деятельности судов можно представить в виде Таблицы 1.

Таблица 1.

п/н Конституционные (уставные) суды Сумма затрат на содержание тыс. руб.

1 Уставной суд Санкт-Петербург 95407.00

2 Уставный Суд Свердловской области 55735.3

3 Уставный Суд Калининградской области 12521.20

4 Конституционный суд Республики Адыгея 9229.7

5 Конституционный Суд Республики Башкортостан 21839.6

6 Конституционного Суда Республики Дагестан 22868

7 Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики 25061.8

8 Конституционный Суд Республики Ингушетия 12813.8

9 Конституционный суд Республики Карелия 20085.5

10 Конституционный суд Республики Коми 26641.6

11 Конституционный суд Республики Марий Эл 16486.9

12 Конституционный суд Республики Саха (Якутия) 45501

13 Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания 2260

14 Конституционный суд Республики Татарстан 49077.5

15 Конституционный суд Республики Тыва 30731.0

16 Конституционный суд Чеченской Рес- 41102.1

публики

Самое большое финансирование на содержание деятельности Конституционных (уставных) судов осуществляют такие субъекты РФ как: Санкт-Петербург, Свердловская область Республика Татарстан.

Затрагивая вопрос об эффективности работы Конституционных (уставных) судов, необходимо проанализировать количество вынесенных постановлений и определений каждым судом в отдельности за весь период их существования (Таблица 2). Анализ официальных сайтов Конституционных (уставных) судов субъектов РФ показывает следующие результаты.

Таблица 2.

п/н Конституционные (уставные) Год начала Всего решений Постановлений Определений Всего в 2017 г.

суды вынесения решения поста-новле-ний определений

1 Уставной суд Санкт- Петербург 2000 г 240 66 174

2 Уставный Суд Свердловской области 1998 г. 210 110 100 3 2

3 Уставный Суд Калининградской области 2003 г. 560 93 467 7 76

4 Конституционный суд Республики Адыгея 1998 г. 82 33 49 1 1

5 Конституционный Суд Республики Башкортостан 1998 г. 137 35 102 1 8

6 Конституционного Суда Республики Дагестан 1992. 79 28 51 1 3

7 Конституционный суд Ка-бардино-Балкарской Республики 1994 г. 35 18 17 1

8 Конституционный Суд Республики Ингушетия 2010 г. 49 15 34 2 4

9 Конституционный суд Республики Карелия 1995 г. 164 116 48 2 1

10 Конституционный суд Рес- 2009 г. 67 47 20 2 -

публики Коми

11 Конституционный суд Республики Марий Эл 1999 г. 38 28 10 2 2

12 Конституционный суд Республики Саха (Якутия) 1992 г. 175 148 27 5 5

13 Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания 2003 г. 87 46 41 2 3

14 Конституционный суд Республики Татарстан 2001 г. 304 75 229 4 34

15 Конституционный суд Республики Тыва 2004 г. 27 21 6

16 Конституционный суд Чеченской Республики 2006 г. 1

Самое большое количество решений было вынесено Уставным Судом Калининградской области - 560 и Конституционным судом Республики Татарстан - 304, а самое маленькое число решений было вынесено Конституционным судом Чеченской Республики - 1. Необходимо отметить, что Чеченская республика стоит на 5 месте по затратам на обеспечение деятельности Конституционного Суда Чеченской республики.

Проведенное исследование, несомненно, показывает дееспособность Конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Большая часть органов конституционного контроля субъектов РФ эффективно и достаточно активно принимают участие в обеспечении единого правового пространства. Что указывает, в большей степени на необходимость таких органов в субъектах РФ. Для граждан РФ это еще один действенный институт по защите конституционных прав и свобод.

Литература:

1. Закон РФ № 3132-1 от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» //Российская газета. № 170. 29.07.1992.

2. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года «О Конституционном Суде Республики Башкортостан». [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/935100886. Дата обращения: 30.10.2017.

3. Конституционный закон Республики Тыва от 4 января 2003 года «О Конституционном Суде Республики Тыва». [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/802049626. Дата обращения: 30.10.2017.

4. Худолей К.М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4.

Literature:

1. RF law No. 3132-1 from June 26, 1992 "On status of judges in the Russian Federation"//Rossiyskaya Gazeta. No. 170. 29.07.1992.

2. The law of Republic Bashkortostan from 27 October 1992 "On the constitutional Court of the Republic of Bashkortostan". [Electronic resource] // URL: http://docs.cntd.ru/document/935100886. Date of access: 30.10.2017.

3. Constitutional law of Republic Tyva from January 4, 2003 "About the constitutional Court of the Republic of Tuva". [Electronic resource] // URL: http://docs.cntd.ru/document/802049626. Date of access: 30.10.2017.

4. To Khudoley.M. About some questions of appointment of judges of constitutional (Charter) courts // Vestnik of Perm University. Of legal science. 2014. No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.