Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демографическая безопасность / демографическая политика / целевые показатели / смертность / рождаемость / миграция / demographic security / demographic policy / targets / mortality / fertility / migration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Болдырев

В статье рассмотрены главные проблемы демографической безопасности Республики Беларусь. Проанализированы основные целевые демографические показатели, закрепленные в государственной программе. Сделаны выводы о необходимости усовершенствования демографической политики. Предложен комплекс мер по регулированию демографических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.С. Болдырев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEMOGRAPHIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article examines the main problems of the demographic security of the Republic of Belarus. The main target demographic indicators, fixed in the state program, are analyzed. Conclusions are made about the necessity of improving the demographic policy. A set of measures to regulate demographic processes is proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 314.18

А. С. БОЛДЫРЕВ,

младший научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: boldyrev.alexei@gmail.com

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье рассмотрены главные проблемы демографической безопасности Республики Беларусь. Проанализированы основные целевые демографические показатели, закрепленные в государственной программе. Сделаны выводы о необходимости усовершенствования демографической политики. Предложен комплекс мер по регулированию демографических процессов.

Ключевые слова: демографическая безопасность, демографическая политика, целевые показатели, смертность, рождаемость, миграция.

A. S. BOLDYRAU,

Junior Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: boldyrev.alexei@gmail. com

ACTUAL PROBLEMS OF DEMOGRAPHIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article examines the main problems of the demographic security of the Republic of Belarus. The main target demographic indicators, fixed in the state program, are analyzed. Conclusions are made about the necessity of improving the demographic policy. A set of measures to regulate demographic processes is proposed.

Keywords: demographic security, demographic policy, targets, mortality, fertility, migration.

Демографическая политика является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития страны в связи с масштабностью охватываемых ею процессов.

Основным документом, утверждающим приоритетные направления государственной демографической политики для Беларуси, является Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» [1]. На данный момент в стране также действует государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 гг., которая предполагает реализацию комплекса мер по регулированию демографических процессов. Согласно данной программе, «переход к устойчивому развитию Республики Беларусь связывается с улучшением физического и репродуктивного здоровья населения, созданием предпосылок для повышения рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, всесторонним укреплением

института семьи, а стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни являются одной из целей устойчивого развития в среднесрочной перспективе» [2].

Полностью подвести итоги реализуемой государственной программы получится лишь по завершении срока ее действия, однако уже сейчас можно проанализировать некоторые промежуточные результаты.

Этой программой для оценки эффективности ее реализации предусмотрено 7 целевых демографических показателей:

1) ожидаемая продолжительность жизни;

2) коэффициент младенческой смертности;

3) детская смертность от 0 до 18 лет;

4) суммарный коэффициент рождаемости;

5) коэффициент смертности трудоспособного населения;

6) смертность от случайных отравлений алкоголем;

7) миграционный прирост.

Приведенные в данной работе целевые значения на 2020 г. взяты из указанной выше государственной программы; в качестве оцениваемого промежуточного результата анализируются показатели за 2018 г.

Как видно из таблицы, ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в Республике Беларусь на 2018 г. составляла 74,5 года. По оценкам экспертов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ожидаемая продолжительность жизни в стране к 2030 г. должна составить 80 лет. Тенденция к постепенному увеличению ОПЖ и вместе с тем старению населения предопределила создание Национальной стратегии «Активное долголетие - 2030» [3], в задачи которой входят: внедрение новых технологий для сохранения здоровья, открытие школ активного долголетия, создание образовательных услуг, которые позволят людям пожилого и предпенсионного возраста совершенствовать свои персональные навыки для их более успешной конкуренции на рынке труда.

Несмотря на успехи в области увеличения продолжительности жизни, нельзя не отметить значительный (10,2 года) разрыв в ОПЖ между мужчинами и женщинами (ОПЖ у мужчин - 69,2 года; у женщин - 79,4 года). Связано это с мужской «сверхсмертностью» в трудоспособном возрасте, которая характерна для многих стран Центральной и Восточной Европы.

Отчасти разница между ожидаемой продолжительностью жизни у мужчин и женщин в Беларуси обуславливается различием их социальных ролей и адаптивных способностей к возникающим социальным изменениям. Немаловажен и тот факт, что мужчины реже, чем женщины, обращаются за медицинской помощью и часто слишком безразлично относятся к состоянию собственного здоровья [4]. Снижение мужской «сверхсмертности» и увеличение ОПЖ у мужчин является ключевой задачей для успешного демографического развития Республики Беларусь.

Низкий уровень младенческой смертности - один из ключевых показателей эффективности сферы здравоохранения. По данным ВОЗ, уровень младенческой

Промежуточные результаты демографической политики Республики Беларусь

[сост. по 5]

Наименование показателя Целевые значения (2020 г.) 2018 г.

Республика Беларусь Город Село Мужчины Женщины

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ), лет 74,6 74,5 75,6 71,0 69,2 79,4

Младенческая смертность, %о 3,4 2,5 2,3 3,1 - -

Детская смертность от 0 до 18, чел./10 000 40,5 28,1 25,5 37,9 34,6 21,2

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) 1,75 1,44 1,25 2,90 - -

Смертность трудоспособного населения, %о 3,8 5,7 4,71 9,92 8,76 2,34

Смертность от случайных отравлений алкоголем, чел./100 000 10,6 15,6 12,2 27,8 26,8 5,7

Миграционный прирост, тыс. чел. 70,0 9,3 - - 5,8 3,5

смертности в Беларуси является одним из самых низких в европейском регионе. Для сравнения [6], даже в таких экономически развитых странах, как Дания, Германия или Франция, коэффициент младенческой смертности в 2018 г. превышал белорусский (3,7 %о, 3,2 %о и 3,2 %о соответственно). В 2018 г. этот показатель для Беларуси составил всего 2,5 %о, а в 2019 г. снизился до отметки в 2,4 %о.

Несмотря на то что коэффициент младенческой смертности находится на отметке ниже целевого значения (3,4 %о), на ближайшие годы необходимо приложить усилия к сокращению уровня младенческой смертности в сельской местности: данный показатель продолжает находиться на достаточно низком уровне, но по отношению к городской местности он все еще высок.

Основными механизмами, которые могут способствовать снижению младенческой смертности в сельской местности, должны стать: доступ к высококвалифицированной медицинской помощи, обеспечение полноценного обследования потенциальных родителей на предмет врожденных заболеваний и возможных патологий будущего плода, а также повышение репродуктивного образования сельской молодежи, основанного на ответственном отношении к собственному здоровью.

Еще одним целевым показателем программы является уровень детской смертности в возрасте от 0 до 18 лет. В 2018 г. этот показатель составил 28,1 чел. на 10 000 чел., что существенно ниже целевого значения (40,5 чел. на 10 000 человек). Здесь же стоит отметить, что основная часть смертей до 18 лет приходится на первые годы жизни, поэтому данный показатель прямо коррелирует с показателем младенческой смертности. При этом преобладающей причиной смертности детей старше 1 года является внешняя (отсутствие надлежащего ухода, недостаточное питание, несоблюдение гигиенических мероприятий),

которая является управляемой и может быть сведена к минимуму за счет повышения ответственности со стороны родителей.

Основополагающей задачей на ближайшие годы должно стать снижение детской смертности в сельской местности, так как здесь рассматриваемый показатель все еще находится на опасной отметке в 37,9 чел. на 10 000 чел. Детская смертность у мальчиков (34,6 случаев на 10 000 чел.) также существенно превышает среднереспубликанское значение, поэтому на данную проблему необходимо направить усиленное внимание.

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) - показатель, который иллюстрирует число детей, которые были бы рождены одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным [7]. Это один из самых важных показателей рождаемости, так как характеризует не только уровень рождаемости, но и уровень воспроизводства населения. Для простого замещения поколений, когда численность населения остается неизменной, СКР должен равняться 2,1 рождений на одну женщину.

Из таблицы видно, что даже при достижении целевого показателя к 2020 г. (1,75), в Республике Беларусь не будет обеспечено даже простого замещения поколений. При этом в 2018 г. суммарный коэффициент рождаемости составил всего 1,44. В 2019 г. данный показатель снизился до уровня в 1,38 рождений на одну женщину, что свидетельствует о негативной динамике этого показателя. Справедливости ради, стоит отметить, что снижение СКР является общемировой тенденцией. Ключевыми факторами, которые повлияли на уменьшение числа рождений, стали: более высокий уровень занятости и образования среди женщин (процессы феминизации общества) и трансформация репродуктивного поведения (откладывание деторождения, желание иметь 1-2 детей, феномен «сЫМйее»).

Республика Беларусь не является в этом смысле исключением. Для нашей страны, как и для всего мира, характерен более высокий уровень СКР в сельской местности: в 2018 г. на одну женщину в городе приходилось 1,25 рождений, в сельской местности этот показатель достиг 2,9 рождений.

Несмотря на то что материальное стимулирование остается главным инструментом для регулирования рождаемости, его недостаточно для достижения поставленных целей. Кроме прямой материальной поддержки для семей с детьми необходимо осуществлять и другие программы - социального развития, повышения доступности жилья и возможностей трудоустройства, комфортного сочетания трудовой занятости и родительства, непрерывного образования, льготного кредитования, снижения налогообложения и т. д.

При этом важно понимать, что процесс регулирования рождаемости социально-экономическими мерами является крайне сложным и труднорегули-руемым не только в нашей стране, но и во всем мире. В связи с этим необходимо уделять большее внимание демографической аналитике, которая будет направлена на поиск наилучших решений, способствующих повышению уровня рождаемости с учетом экономических и культурных особенностей страны. Важ-

ным инструментом демографической политики должна стать обратная связь с населением. Это обязательное условие анализа и оценки эффективности мер по увеличению рождаемости для каждой из социальных групп населения, поэтому для улучшения рождаемости необходимо выработать новые подходы, позволяющие объединить в себе как социально-экономические, так и организационно-аналитические мероприятия, которые позволят повысить адресность предпринимаемых мер.

Как уже было отмечено ранее, мужская «сверхсмертность» является одной из главных проблем демографической безопасности Республики Беларусь. Из таблицы видно, что в 2018 г. смертность населения в трудоспособном возрасте составила 5,7 %о при целевом показателе в 3,8 %о. Во-первых, это высокая смертность среди мужского населения (превышение над женской смертностью почти в 4 раза: 8,76 %о против 2,34 %о). Во-вторых, высокая смертность населения трудоспособного населения в сельской местности, более чем в 2 раза превышающая смертность в городской среде (9,92 %о против 4,71 %о).

Объяснить мужскую «сверхсмертность» в трудоспособном возрасте можно не только отношением к своему здоровью [4]. В структуре смертности по причинам смерти также выделяется следующая закономерность. У мужского населения в трудоспособном возрасте смертность от внешних причин (убийств, самоубийств, отравлений алкоголем, случайных утоплений) составляла в 2018 г. 25 % и находилась на втором месте в общей структуре смертности. В то же время женская смертность в трудоспособном возрасте по внешним причинам составляла всего 18 % и находилась лишь на четвертом месте в общей структуре смертности. Такая тенденция характерна как для городской, так и для сельской местности (2018 г. - 21 % и 28 % соответственно).

Высокая мужская смертность может способствовать возникновению социальных проблем: вдовство и сиротство, женское одиночество, а также низкий уровень материального положения (риски бедности у одиноких выше, чем у людей, состоящих в браке). Смертность населения в трудоспособном возрасте оказывает негативное влияние на экономику, так как представляет собой потери человеческого капитала, накопленного в виде высокого уровня образования, значительного объема знаний, умений и навыков, необходимых для устойчивого социально-экономического развития страны.

Еще одной важной проблемой белорусского общества, напрямую связанной с рассмотренным выше явлением «сверхсмертности», является высокая смертность населения от случайных отравлений алкогольной продукцией. В государственной программе целевое значение, на которое необходимо было выйти к 2020 г., принято равным 10,6 чел. на 100 000 чел. В 2018 г. этот показатель составил 15,6 чел. на 100 000 чел., то есть, превысил целевое значение в 1,5 раза. К 2019 г. показатель смертности населения от случайных отравлений алкоголем увеличился до значения в 17,2 чел. на 100 000 чел.

Приоритетным направлением в решении данной проблемы является сокращение высокой смертности от случайных отравлений алкоголем среди населе-

ния в сельской местности. Разница в данном показателе между городской (12,2) и сельской (27,8) местностью весьма существенна. Также значителен разрыв между этими показателями для мужского (26,8) и женского (5,7) населения. При этом важно понимать, что чрезмерное потребление алкоголя влияет на смертность не только напрямую (отравления, приводящие к смерти), но и опосредованно: способствует развитию онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой системы и печени.

В условиях сокращения населения путем естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными процессами. В 2018 г. миграционный прирост составил 9,3 тыс. чел. С одной стороны, после критически низкого показателя 2017 г. [8], когда в результате миграционного обмена население страны увеличилось всего на 3,8 тыс. чел., ситуация стала улучшаться. Согласно опубликованным данным за 2019 г. [9] миграционный прирост составил уже 13,8 тыс. чел., что было недостаточно для замещения естественной убыли в 26,1 тыс. чел. Увеличения миграционного прироста до целевого значения, закрепленного в государственной программе на отметке в + 70 тыс. чел за год, не произошло и в 2020 г.

Миграция в условиях естественной убыли населения остается единственной возможностью не только стабилизировать численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной Европы, в том числе Беларуси.

Несмотря на принимаемые меры по регулированию миграционных процессов, действующая миграционная политика и законодательство в данной сфере остаются недостаточно эффективными. Это проявляется в больших масштабах нерегистрируемого выезда из страны трудовых мигрантов [10] и в преобладании иммигрантов преимущественно с низкими профессионально-квалификационными и образовательными характеристиками. Однако наряду с очевидными трудностями в области регулирования миграции нельзя не отметить определенные усилия по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов отдельных преференций, способствующих их более активному вовлечению в белорусскую экономику.

Для формирования сбалансированной и экономически целесообразной миграционной политики необходимо определить, в каких именно категориях мигрантов нуждается Республика Беларусь, и повысить адресность этой кадровой работы.

В государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» в подпрограмме «Внешняя миграция» одной из главных задач является «совершенствование порядка привлечения иностранных специалистов в Республику Беларусь» [2]. Для ее осуществления были реализованы некоторые проекты. Например, специальное разрешение иностран-

ным гражданам для занятия трудовой деятельностью в Беларуси для высококвалифицированных работников выдается сроком на два года, а для иных работников только сроком на один год. Следующим позитивным примером успешного привлечения высококвалифицированных специалистов в Республику Беларусь является создание Парка высоких технологий, где действует специальный налогово-правовой режим для развития ИТ-бизнеса.

Декрет «О развитии цифровой экономики» [11] также предусматривает меры, направленные на привлечение в страну специалистов в сфере высоких технологий. Например, безвизовый въезд, отмена необходимости получать специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью для иностранцев, заключивших договор с резидентом Парка высоких технологий.

В Беларуси действует особый перечень иностранцев, на которых не распространяется действие «Закона о внешней трудовой миграции» [12]. В него входят те, кто трудоустраивается в нашей стране по получаемой специальности в белорусском вузе. При приеме на работу таких лиц наниматель не должен получать специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики.

Таким образом, актуальная цель миграционной политики в области привлечения высококвалифицированных иностранных мигрантов - это рост их доли в миграционном потоке.

При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по некоторым специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Возможно, стоит пойти путем приглашения в страну мигрантов, которые займут должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси, ведь привлечение мигрантов в эти сегменты рынка труда может быть выгодным для Беларуси как с экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время), так и с демографической точки зрения. Но при этом стоит понимать, что, взяв курс на привлечение мигрантов со средней и низкой квалификацией, регионами-донорами будут являться, в основном, трудоизбыточные государства Средней Азии, что повлечет необходимость учитывать такие факторы, как язык, культура и менталитет.

Также одним из способов увеличения миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской диаспорой, которая насчитывает около 1,5 млн чел [13]. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и высококвалифицированные специалисты - потенциальное возвращение белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом для социально-экономического и демографического развития страны.

Таким образом, исходя из проанализированных данных, можно сделать следующие выводы: ожидаемая продолжительность жизни постоянно увеличивается, в 2020 г. целевой показатель в 74,6 года был достигнут. Уровень младенческой смертности остается стабильно низким, и ожидать его ухудшения оснований нет. Низкий показатель уровня детской смертности (28,1 %о) также свидетельствует об эффективности мер в сфере здравоохранения и демографической политики.

Одной из главных демографических угроз Беларуси остается крайне низкая рождаемость. По уровню СКР Республика Беларусь занимает одно из последних мест в центрально-восточном регионе Европы [14], уступая по данному показателю таким странам, как Латвия (1,7), Россия (1,76), Литва (1,7). Очевидно, что для стабилизации демографической ситуации в стране, кроме существующих (организационных, социальных, экономических мероприятий по повышению рождаемости), необходимо принять дополнительный комплекс мер, основанных на фундаментальных научных исследованиях, а также уделить особое внимание аналитической работе.

Также продолжают сохраняться проблемы, связанные с высокой смертностью взрослого населения, в частности мужской части населения в трудоспособном возрасте (8,76 %о). Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать и внедрять масштабные релевантные профилактические меры для поддержания здорового образа жизни, пропагандировать важность контроля собственного здоровья, снижать уровень потребления табачной и алкогольной продукции, повышать уровень культуры здоровья.

Высокая смертность населения от случайных отравлений алкогольной продукцией (15,6 чел./100 000) также является сдерживающим фактором успешного демографического развития. Основным средством для снижения смертности от случайных отравлений алкоголем является уменьшение доступности алкогольных напитков, что, однако, может привести к возможному увеличению производства и потребления алкогольных суррогатов. Ценовое регулирование является наиболее эффективным способом снижения потребления алкоголя и, как следствие, сокращения смертности. Повышение цен на алкоголь, как и на любой другой товар, может привести к снижению спроса. Мерами антиалкогольной политики могут стать: ограничения времени и мест продаж, рекламы алкоголя. Повышение минимального возраста для покупки алкогольной продукции до 21 года также может стать действенной мерой в борьбе с данной проблемой.

В связи с негативной ситуацией, которая сложилась в области рождаемости, в большинстве стран с естественной убылью населения особенное внимание уделяется миграции. На протяжении многих лет Республика Беларусь имеет положительное сальдо миграции, большую часть которого составляют граждане из стран СНГ. Однако миграционный прирост недостаточно велик для замещения населения, которое теряет страна в результате естественного движения, поэтому создание условий, способствующих повышению миграционной привлекательности Беларуси, является первостепенной задачей.

Список использованных источников

1. О демографической безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 января 2002 г., № 80-З / Нац. правовой Интернет-портал. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://webcache.googleusercontentcom/search?q=cache:roQjm_rsDqAJ: https://www.pravo.by/ document/%3Fguid%3D3961%26p0%3DH10200080+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=by&client=avast. -Дата доступа: 18.09.2020.

2. Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 марта 2016 г., № 200 / Интернет-портал Совета Министров Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2431. - Дата доступа: 18.09.2020.

3. Об утверждении Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие -2030» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 3 дек. 2020 г., № 693 / Интернет-портал Совета Министров Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud. gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/Strategia-2030-1.PDF. - Дата доступа: 18.09.2020.

4. Здоровье и благополучие мужчин в Европейском регионе ВОЗ: улучшение здоровья в рамках гендерного подхода [The health and well-being of men in the WHO European Region: better health through a gender approach]. - Копенгаген : Европ. регион. бюро ВОЗ. - 2020. - С. 11-20.

5. Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2019 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Белстат, 2019. - 443 с.

6. Inter-agency Group for Child Mortality Estimation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://childmortality.org/. - Дата доступа: 27.09.2020.

7. Борисов, В. А. Демография : учебник для вузов / В. А. Борисов. - М. : NOTA BENE, 2001. -С. 91-92.

8. Основные итоги миграции населения Республики Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Белстат, 2017. - 65 с.

9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Минск, 2020. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 11.09.2020; Тихонова, Л. Е. Трудовая миграция и миграционная политика Республики Беларусь в рамках интеграции в Евразийский экономический союз / JI. Е. Тихонова, Е. С. Красинец // Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2015. - № 2. - С. 65-71.

10. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дек. 2017 г., № 8 / Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716. - Дата доступа: 28.09.2020.

11. О внешней трудовой миграции [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 г., № 225-З / Национальный правовой Интернет-портал. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:azikfWwFsK8J:https://www.pravo.by/main. aspx%3Fguid%3D3961%26p0%3DH11000225+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=by&client=avast. - Дата доступа: 28.09.2020.

12. Белорусы зарубежья [Электронный ресурс] / Интернет-портал Министерства иностранных дел Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.mfa.gov.by/mulateral/diaspora/. - Дата доступа: 18.09.2020.

13. World Data Atlas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.com/atlas. -Дата доступа: 28.09.2020.

Поступила 16.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.