Научная статья на тему 'Актуальные проблемы борьбы с корыстнонасильственными преступлениями'

Актуальные проблемы борьбы с корыстнонасильственными преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы борьбы с корыстнонасильственными преступлениями»

Черкашин Вячеслав Алексеевич,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарской академии МВД России, г Армавир

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

КРИМИНАЛЬНАЯ ситуация в России по-прежнему продолжает оставаться сложной. В структуре преступности значительное место занимают преступления против собственности, среди которых наиболее распространенными являются хищения.

Для хищений, в частности, грабежей и разбойных нападений, характерно не только стремление завладеть чужим имуществом, но нанести вред здоровью, что обусловливает и высокую степень общественной опасности.

Начало ХХ! века характеризуется увеличением числа грабежей (в 2001 г. и 2002 г. - 12,4 %, в 2003 г - 18,4 %) и разбойных нападений (2001 г. - 13,6 % в 2002 г. - 5,0 %, 2003 г. - 3,4 %). В 2003 г. в структуре преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах, более треть составляют грабежи (32,7 %),.количество разбойных нападений увеличилось на 13,9 % и составило 11,5 %. Очень сложной в 2003 г. была обстановка на дорогах и трассах вне населенных пунктах, здесь отмечен рост грабежей на 16,7 %, разбойных нападений - на 4,5 %1. Рост числа разбойных нападений был зафиксирован в четырех федеральных округах, особенно значительный - в Центральном (+16 %) и Дальневос-

точном (+ 7,3 %), а также 40 субъектах Российской Федерации. В Республиках Ингушетия и Хакасия, Хабаровском крае, Калининградской, Тюменской областях и г. Москве их рост составил от 36,8 % до 2 раз. Каждый пятый разбой (21,5 %) был сопряжен с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище. Количество грабежей также увеличилось во всех федеральных округах и 64 субъектах Российской Федерации, особенно значительно - в Центральном (+ 26,7 %), Уральском (+23,8 %) и Дальневосточном (+2 1,9 %) федеральных округах, республиках Алтай и Калмыкия, Хабаровском крае, Камчатской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской и Томской областях, г. Москве - от 37,2 % до 63,7 %.

По данным МВД России, в 2004 г. зарегистрировано 251, 4 тыс. (+ 27,0 %) грабежей и 55,4 тыс. (+13,9 %) разбойных нападений, при этом каждый тринадцатый грабеж (7,2 %) и каждое одиннадцатое разбойное нападение (9,2 %) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 91,7 тыс. (+29,4 %) грабежей и 14,2 тыс. (+23,2 %) разбойных нападений. На дорогах и трассах вне населенных пунктах совершено 596 разбойных нападений (+3,5 %),

1 Преступность и правонарушения (1999 -2003). Статистический сборник. М., 2004. С. 6-7.

189

716 грабежей (+13,5 %). Остались нераскрытыми 153,3 тыс. грабежей (+26,9 %), 25,7 тыс. разбойных нападений (+11,8 %)1.

В последние годы получили распространение относительно новые виды преступных посягательств - нападения на граждан после обмена значительных сумм в пунктах обмена валюты, на владельцев мобильных телефонов, салоны сотовой связи. В 2003 г. только городах Москве и Санкт-Петербурге похищено около 5 тыс., мобильных телефонов.

Значительную проблему составляет рост разбойных нападений на иностранных граждан, их число в 2003 г. увеличилось на 38,9 % и составило 524 преступления, более половины из них (284) совершено в столичном регионе.

Причинный комплекс преступности в России многогранен, он состоит из ряда взаимосвязанных криминогенных факторов. Как отмечают М.Г. Мине-нок и Д.М. Миненок, нынешняя эпоха реформируемой России характеризуется затянувшимся кризисом как в материальной, так и в духовной жизни, такая ситуация не являлась неизбежным объективным процессом, объясняющаяся целым рядом широкомасштабных ошибок и упущений, которые породили в обществе антагонистические явления и процессы, детерминирующие негативные формы отклоняющегося поведения, в том числе и преступного2. Негативными последствиями экономических преобразований является снижение жизненного уровня большей части населения, потерявшего свои накопления. Существует взаимосвязь между последствиями новых рыночных отношений и преступностью: лица, оказавшиеся за чертой бедности совершают преступления в целях выживания. Это, с одной стороны, увеличило количество лиц, совершивших грабежи и разбойные нападения. Кроме того, в начале 90-х гг. ХХ века была фактически разрушена прежняя система профилактики преступлений, а образовавшийся вакуум, как отметил С.И. Герасимов, не был восполнен новыми организационными и правовыми мерами профилактики, что стало одним из факторов, обусловившим рост преступности3. Практически свернута работа по социальной реабилитации лиц, освободившихся из исправительных учреждений после отбытия наказаний. Не получив содействия в трудоустройстве, организации быта, данные лица, чтобы прокормиться возвращаются, зачастую, к преступному промыслу.

Изменение характера общественно-экономических отношений в России оказало существенное влияние на социально-культурные причины и условия корыстной преступности. В годы так называемых реформ, характеризующихся активным наступ-

лением преступности на общество и государство трансформировались стереотипы понимания культуры и нравственности4. Преобразования в России, направление культуры на демократических путь способствовали ее освобождению от диктатуры идеологии власти, но при этом она немедленно попала под очень жесткий диктат денег. Этим воспользовался криминальный мир, обладающий значительными финансовыми средствами, с помощью которых пытается создать наиболее благоприятные условия для своего существования5. Неблагоприятное воздействие на сознание населения страны, особенно несовершеннолетних и молодежи, оказывали на рубеже двух веков продукция массовой информации и произведения литературы негативного характера заполонившие книжный рынки, экраны телевизоров и кинотеатров, страницы периодической печати. В них в изобилии содержатся сцены жестокости и насилия, пропаганды обогащения любыми способами с минимум приложенных усилий и многие другие пороки6.

В 90-х гг. ХХ века упал престиж работы в правоохранительных органах, вследствие оттока квалифицированных сотрудников в коммерческие, частные охранные и другие структуры они понесли значительные кадровые потери, урон делу противодействия преступности нанесен чехардой реорганизаций, частой сменой руководства правоохранительных органов, кроме того, практически утрачены существовавшие ранее многосторонние связи сил правопорядка с населением7.

На состояние преступности негативное влияние в переходном периоде оказала значительная либерализация судебной практики. Несмотря на разгул криминала широкое распространение получила практика назначения наказания ниже низшего предела, нежели предусмотрено законом.

Предупреждение насильственных преступлений является в настоящее время достаточно серьезной проблемой, тесно связанной с преобразованиями, происходящими в экономической, политической, идеологической и других сферах жизни российского общества. Здесь имеют важное значение, как подчеркивает А.И. Алексеев, крупномасштабные, осуществляемые на общесоциальном уровне меры, способствующие устранению (нейтрализации) социально-экономических, политических и идеологических причин преступного насилия8. В частности, А.И. Алексеев, указывает, что средствами убеждения, воспитания, просвещения необходимо всячески противостоять распространению в массовом сознании культа силы, суперменства, ориентации значительной части граждан, особенно молодежи, на

1 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2004 г. М., 2005. С. 37 - 39.

2 Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно правовые проблемы. СПб., 2001. С. 35.

3 Герасимов С.И. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.

4 Долгова А. И. Введение 1/ Преступность и реформы в России. М., 1998. С. 3.

5 Невский С.А. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия. Краснодар, 2001. С. 71 - 72.

6 См.: Невский С.А. Указ. соч. С. 72.

7 Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2004. С. 67 - 68.

8 Алексеев А.И. Указ. соч. С. 222.

_190

насильственные варианты разрешения жизненных проблем. Большое значение необходимо уделять укреплению семейных устоев, повышению культуры быта и межличностных отношений, а также усилить разносторонний социальный контроль, в том числе с использованием возможностей современной медицины, за лицами с агрессивно-конфликтной направленностью поведения (ранее судимыми за насильственные преступления, имеющими психические аномалии и др.1 ).

Главным субъектом противодействия насильственной преступности в стране являются органы внутренних дел. Сложившаяся ситуация требует поиска новых и совершенствования имеющихся средств и способов противодействия насильственным посягательствам на собственность.

В первую очередь, заслуживает внимания организация общественного порядка в общественных местах и на улицах. Основной объем работы по обеспечении правопорядка на улицах и в других общественных местах выполняется сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, ими ежегодно задерживается 150-200 тыс. лиц, совершивших преступления. В целях совершенствования деятельности по охране общественного порядка продолжается эксперимент по созданию центров управления нарядами в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ГУВД Ростовской области. В 2003 г. в ГУВд Санкт-Петербурга и Ленинградской области созданы рабочие места операторов управления нарядами милиции общественной безопасности, которые оснащены необходимым оборудованием в шести административных районах города. Кроме того высокую эффективность показали автоматизированные диспетчерские системы управления нарядами милиции, внедренные в городах Московской области, Перми, Тюмени, Омске, Санкт-Петербурге.

Продолжается работа по установлению в местах массового пребывания граждан камер наружного наблюдения, средств экстренной СВЯЗИ «гражданин-милиция». В начале 2004 г. функционировало почти 1,3 тыс. установок видеообзора и 19 тыс. единиц такой связи. С применением указанных технических средств в 2003 г. было раскрыто более 9 тыс. преступлений, задержано более 5 тыс. лиц, находившихся в розыске.

В настоящее время происходит процесс возрождения общественных формирований правоохранительной направленности, которые достаточно эффективно используются при обеспечении правопорядка в общественных местах. По состоянию на начало 2004 г. в Российской Федерации функционировало более 37,5 тыс. добровольных и казачьих дружин, других формирований общественности, в которых насчитывалось почти 328 тыс. человек, 62,7 тыс. внештатных сотрудников милиции и более 13

тыс. общественных пунктов охраны порядка.

Большое значение для предупреждения корыстно-насильственных преступлений имеет ограничение незаконного оборота оружия в стране. Ситуацию в сфере незаконного оборота оружия уже в течение более чем десяти лет оценивается криминологами как критическая2.

Органами внутренних дел Российской Федерации, в первую очередь, подразделениями лицензи-онно-разрешительной работы, систематически осуществляются мероприятия по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия. В результате этих проверок выявляются недостатки в его хранении и использовании. Имеющиеся ведомственные учеты оружия не позволяют эффективно решать задачи по противодействию вооруженной преступности. В этой связи МВД России обратилось в Правительство Российской Федерации с предложением о создании федеральной автоматизирован ной системы учета гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового оружия.

Во многих территориальных органах внутренних дел разработаны и внедрены в практическую деятельность автоматизированные системы учета владельцев оружия. Например, в соответствии с приказом ГУВД г. Москвы «О проведении работ по внедрению технологии обработки документов по системам «Оружие» и «Лицензионная деятельность» от 21 июня 1995 г. в г. Москве создана компьютерная база данных владельцев оружия с нарезным стволом и развернута локальная компьютерная сеть, подключенная городской связи. Данная работа проводится с целью создания ин формаци-онно-расчетной системы, позволяющей эффективно решать задачи учета движения оружия, оперативного качества лицензионно-разрешительной деятельности и формирования учетно-отчетных документов. В базу «Оружие» внесены сведения о владельцах нарезного оружия, которые пере даны в ЗИЦ ГУВД г. Москвы на магнитных носителях3.

В Краснодарском крае на базе УВД Западного административного округа г. Краснодара была установлена и экспериментально отработана программа «Легенда», которая инсталлирована во все территориальные УВД, ОВД края. Автоматизированная система учета оружия позволяет: контролировать порядок постановки на учет приобретенного оружия и выявлять лиц, нарушающих установленные законодательством сроки регистрации оружия оперативно устанавливать владельца оружия, его место жительства по маркам, сериям, номерам, году выпуска оружия, по юридическим и физическим лицам, которым оружие принадлежало ранее; контролировать объекты разрешительной системы; обеспечивать сверку оружия, имеющегося на объекте с учетами лицензионно-разрешительных подразделе-

1 Алексеев А.И. Указ. соч. С. 222.

2 См., например: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, практика. М., 2001. С. 134; Невский С.А. Указ. соч. С. 3 - 4.

3 См.: Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 137.

191

ний, выявлять недостачи и излишки оружия. Как показывает практика, органы внутренних дел Краснодарского края занимают одно из ведущих мест в стране по использованию автоматизированных систем в деятельности по контролю за оборотом оружия.

В настоящее время в МВД России ведется работа по созданию и по этапному внедрению автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия (АИПС) «Оружие-МВД». В 2003 г. в опытную эксплуатацию были введены 1-я и 2-я очереди системы, а в 61-ом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организовано развертывание 3-1 очереди системы.

Неэффективность принимаемых мер по пресечению незаконного оборота оружия во многом обусловлена отсутствием должного взаимодействия правоохранительных и иных государственных орга-нов1. Министерство внутренних дел Российской Федерации контролирует оборот гражданского и служебного оружия, осуществляет централизованный учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия, независимо от его ведомственной принадлежности. Контроль за оборотом боевого оружия является компетенцией ряда государственных военизированных организаций, имеющих его на вооружении, а контроль производства, экспорта и импорта оружия - иных федеральных органов. При этом ведомственные системы учета изолированы друг от друга, что не позволяет своевременно получит информацию для раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, или

преступлений, совершенных с использованием оружия2. Как отметил А.И. Алексеев, усилия правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту оружия нередко осуществляются по принципу: «у семи нянек дитя без глазу», то есть без единой стратегии и тактики, разрозненно, недостаточно целенаправленно. В этой связи, по его мнению, заслуживает поддержки предложение о создании при МВД России Федерального центра по борьбе с незаконным оборотом оружия с координирующими функциями3.

Наиболее эффективными мероприятиями по пресечению незаконного оборота оружия являются широкомасштабные оперативно-профилактические операции «Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Динамит-Баланс», «Газовое оружие» и др. Только за 2003 г. в ходе проведения оперативно-профилактических операций «Арсенал» было изъято 4,1 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 465 нарезного, почти 470 взрывных устройств, более 80 кг взрывчатых веществ, почти 51 тыс. патронов.

Одной из форм противодействия незаконному обороту оружия является организация добровольной сдачи населением оружия на возмездной основе. В 2003 г. профилактические мероприятия по добровольной сдаче оружия проводились в 35 субъектах Российской Федерации, в общей сложности было сдано 34 тыс. единиц оружия. Только в Дагестане население добровольно сдало различного оружия и боеприпасов на общую сумму 58 млн. рублей, в Северной Осетии - более чем на 23 млн. рублей4.

1 Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2003 г. Аналитические материалы. М., 2004. С. 21.

2 Невский С.А. Указ. соч. С. 85.

3 Алексеев А.И. Указ. соч. С. 223.

4 Добровольная сдача оружия продолжается // Милиция. 2004. С. 5.

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.