Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное декларирование / проблемы / законодательство / конфликт интересов / corruption / anti-corruption declaration / problems / legislation / conflict of interest

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерконос Мария Николаевна, Тымчук Анна Сергеевна

В статье приведены результаты исследования антикоррупционной деятельности в России с анализом динамики количества преступлений коррупционной направленности. Установлено, что учетный период с 2014 по 2023 гг. минимальное количество преступлений зарегистрировано в 2017 г. – 30,5, максимальное в 2023 – 36,4 тыс. В ходе проведения исследований выделены наиболее эффективные меры, которые установлены в антикоррупционном законодательстве Российской федерации. Анализ показал, что декларация о доходах и расходах является достаточно эффективным средством в борьбе с коррупцией, однако возникает ряд вопросов, которые возможно решить только в случае изменения законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дерконос Мария Николаевна, Тымчук Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION DECLARATION IN RUSSIA

The article presents the results of a study of anti-corruption activities in Russia with an analysis of the dynamics of the number of corruption-related crimes. It has been established that the accounting period is from 2014 to 2023. the minimum number of crimes registered in 2017 was 30.5, the maximum in 2023 was 36.4 thousand. During the research, the most effective measures were identified that are established in the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The analysis showed that the declaration of income and expenses is a fairly effective means in the fight against corruption, however, a number of issues arise that can only be resolved if the legislation is changed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

Дерконос Мария Николаевна

Херсонский государственный педагогический университет

Тымчук Анна Сергеевна

Херсонский государственный педагогический университет

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье приведены результаты исследования антикоррупционной деятельности в России с анализом динамики количества преступлений коррупционной направленности. Установлено, что учетный период с 2014 по 2023 гг. минимальное количество преступлений зарегистрировано в 2017 г. - 30,5, максимальное в 2023 - 36,4 тыс. В ходе проведения исследований выделены наиболее эффективные меры, которые установлены в антикоррупционном законодательстве Российской федерации. Анализ показал, что декларация о доходах и расходах является достаточно эффективным средством в борьбе с коррупцией, однако возникает ряд вопросов, которые возможно решить только в случае изменения законодательства.

Ключевые слова:

коррупция, антикоррупционное декларирование, проблемы, законодательство, конфликт интересов.

Derkonos Maria Nikolaevna

Kherson State Pedagogical University Tymchuk Anna Sergeevna

Kherson State Pedagogical University

CURRENT PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION DECLARATION IN RUSSIA

Annotation

The article presents the results of a study of anti-corruption activities in Russia with an analysis of the dynamics of the number of corruption-related crimes. It has been established that the accounting period is from 2014 to 2023. the minimum number of crimes registered in 2017 was 30.5, the maximum in 2023 was 36.4 thousand. During the research, the most effective measures were identified that are established in the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The analysis showed that the declaration of income and expenses is a fairly effective means in the fight against corruption, however, a number of issues arise that can only be resolved if the legislation is changed.

Key words:

corruption, anti-corruption declaration, problems, legislation, conflict of interest.

Введение. Мировое сообщество признало коррупцию как проницающую угрозу, представляющую значительную угрозу национальной безопасности отдельных стран и международного сообщества в целом [1,3,8]. Как предусмотрено Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией, незаконная деятельность, направленная на получение личных выгод, может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальным экономикам и верховенству права. В частности, для России коррупционные потери значительны. По последним данным, в 2023 году было зарегистрировано около 36 400 случаев преступлений коррупционной направленности, что составляет рост на 3,8% по сравнению с общей 35 000 случаев в 2022 году. Кроме того, кумулятивная финансовая

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№7 / 2024

потеря, вызванная этими преступлениями, оценивается в 56,5 миллиарда рублей [9].

Неблагоприятные последствия коррупции на экономические и финансовые системы проявляются через различные каналы. В частности, коррумпированные практики препятствуют предпринимательским свободам, нарушают конкурентную динамику рынка, снижают привлекательность инвестиций, приводят к искусственно инфляционным ценам и к несправедливому распределению и расходу государственных средств и ресурсов.

Основным инструментом для выявления коррумпированной практики является декларация доходов и расходов. В настоящее время существует всеобъемлющая правовая рамка, определяющая перечень лиц, необходимых для предоставления личной информации [1]. Этот процесс упростил укрепленный общественный надзор, позволяя организациям гражданского общества проверять соблюдение закона и начать оценку легитиности официальных приобретений активов [4, 5].

Целью работы явился проведение исследования антикоррупционной деятельности в России, выделение наиболее эффективные меры, установленные в антикоррупционном законодательстве, изучение проблем антикоррупционного декларирования в России.

Результаты исследования.

На законодательном уровне, как в России, так и на международном уровне, существует стандартизированный процесс отчетности о доходах государственных должностных лиц [7]. В нашей стране президент, премьер-министр, депутаты, министры и высокопоставленные должностные лица в рамках президентской администрации обязаны подавать ежегодные декларации налоговому органу. Эти заявления позволяют всестороннее раскрытие собственности и имущества, что заставляет затруднительно скрывать скромные собственности или имущество. Следовательно, эта нормативная рамка усиливает ответственность коррумпированных должностных лиц путем упрощения их идентификации и преследования.

В ходе проведения исследований была проанализирована динамика количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России в период с 2014 по 2023 гг. (рисунок 1).

Год учета

Рисунок 1 - Динамика количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности

Зам учётный период минимальное количество преступлений зарегистрировано в 2017 г. - 30,5, максимальное в 2023 - 36,4 тыс.

Ежегодно тема законодательных усилий, направленных на борьбу с коррупцией, выступает в качестве основной точки обсуждения. Ключевая стратегия борьбы с коррупцией на региональном уровне предполагает проведение тщательного осмотра существующих законов. В целях упрощения этих усилий установлены на всех регионах России нормативные правовые рамки, предусматривающие специфические антикоррупционные положения, в том числе запреты, ограничения и обязательства, применимые к лицам, занявшим роли в государственных учреждениях или государственных службах [3,6].

Изучение региональной нормативной правовой базы позволяет выделить наиболее эффективные меры, установленные в антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации (рисунок 2).

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ_

Введение всесторонних мер по борьбе с коррупцией, включая политические инициативы, правительственные программы и стратегические планы, направленные на борьбу с коррупцией

Создание отдельных организаций, отвечающих за надзор и координацию превентивных мер, направленных на борьбу с коррупцией

Эффективное управление административными регламентами по предоставлению государственных услуг для обеспечения прозрачности и минимизации коррупции

Обширный обзор существующих нормативных правовых актов и предлагаемых нормативных правовых актов для выявления потенциальных уязвимостей коррупции, обеспечения соблюдения антикоррупционных стандартов

Пропаганда по борьбе с коррупцией и установление образовательной рамки

_6_

Реализация антикоррупционного мониторинга

_6_

Введение мер по предотвращению коррупции предполагает введение нормативных ограничений, запретов и обязательств, направленных на лиц, которые принимают государственные роли в сфере правительства и местного управления

Рисунок 2 - Наиболее эффективные меры, установленные в антикоррупционном законодательстве

Таким образом, следует отметить, что как на федеральном, так и на местном уровнях реализована всеобъемлющая стратегия по созданию и продвижению антикоррупционного законодательства. Кроме того, эффективность антикоррупционной политики государства будет зависеть от координированных усилий всех сторон правительства.

Несмотря на усилия по установлению прочной антикоррупционной законодательной рамки, сохраняется несколько препятствий, препятствующих эффективному выполнению федеральных правил. Анализ имеющихся данных раскрывает множество системных проблем в рамках антикоррупционных заявлений, которые требуют срочного внимания и разрешения:

1. Необходимо усилить процесс предоставления деталей о финансовом положении, активах и долгах лиц, занимающих государственные роли в правительстве и местном управлении;

2. Одним из ключевых факторов, препятствующих эффективности декларации доходов в качестве антикоррупционной меры, является несоблюдение региональными законодателями

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№7 / 2024

федеральных правил, регулирующих этот вопрос. Длительный осмотр регионального законодательства показывает, что, несмотря на установленные требования, ключевые аспекты, связанные с расписанием времени, количеством, последовательностью и формой для публикации соответствующей информации онлайн, остаются неограниченными, и, следовательно, не могут идентифицировать ответственных и уполномоченных должностных лиц, отвечающих за реализацию.

3. Необходимо укрепить законодательную структуру, регулирующую раскрытие расходов информации, связанной с лицами, занявшими роли в государственных учреждениях или муниципалитетах, а также с лицами, служащими в государственных учреждениях. В частности, рекомендуется установить стандарты для распространения информации о расходах, понесенных такими лицами при приобретении ценных культурных активов, роскошных предметов, инновационных дизайнов или промышленных образцов;

4. Несмотря на положения, указанные в Федеральном законе № 273-Ф3, меры, направленные на соблюдение ограничений, запретов и обязательств, наложенных на государственные и муниципальные органы, а также лиц, служащих в этих ролях, были недостаточно выполнены;

5. В настоящее время нет законодательного документа, регулирующего механизмы ответственности для лиц на всех уровнях, которые не выполняют своих обязательств по смягчению и урегулированию потенциальных конфликтов интересов.

6. Существует множество вопросов, связанных с восстановлением незаконно приобретенных активов, происходящих из-за рубежа незаконными средствами. В некоторых случаях трудно возвращать эти активы в Россию, даже если они были захвачены или заморожены в пределах иностранной юрисдикции. Значительным препятствием, с которым сталкиваются прокуроры, является длительный срок между началом уголовного производства и внедрением мер по заморожению преступно полученных активов. Это длительное время позволяет правонарушителям отмывать свои неудовлетворенные прибыли, тем самым осложняя любые потенциальные усилия по восстановлению активов в пользу государства;

7. Законодательная рамка Российской Федерации не имеет определенных ключевых компонентов декларации, что делает контроль затрат непрактичным. В частности, отсутствие положений, требующих оценки активов и проверки заявлений о коррумпированных практиках, мешает эффективному мониторингу. Следовательно, информация, собранная в результате этих заявлений, не послужила своей преднамеренной цели борьбы с коррупцией. Вместо этого, конечная стадия процесса декларирования служила в первую очередь дополнительным упражнениям, направленным на обеспечение полноты и точности представленных данных, а не на проверку наличия доказательств, поддерживающих обвинения в коррупции;

8. Отсутствие конкретных данных о происхождении доходов для государственных должностных лиц и их членов семьи является заметным пропуском. В настоящее время указанный раздел предоставляет ограниченную информацию, сосредоточенную исключительно на категориях полученных доходов и общих суммах за каждую категорию, не обеспечивая всестороннего понимания этих финансовых транзакций;

9. В подавляющем большинстве случаев специализированным подразделениям, отвечающим за предотвращение коррупции и аналогичных преступлений, не хватает персональных ресурсов для эффективного исполнения их основных обязанностей, связанных с антикоррупционными заявлениями многочисленных государственных должностных лиц. Кроме того, ухудшается способность этих подразделений проводить обширные проверки достоверности и объема представленной

информации. Отмечается, что полномочия проверки и сбора данных переданы сотрудникам, которые ранее работали в персональных услугах и сейчас занимаются бизнес-обработкой.

Успешное разрешение этих проблем требует существенного усовершенствования существующей системы антикоррупционной декларации.

Выводы.

В целом, очевидно, что декларация доходов и расходов служит ценным инструментом в борьбе с коррупцией. Тем не менее, есть несколько проблем, которые требуют законодательных поправок для их эффективного решения. В частности, установление стандартизированных рекомендаций по оформлению веб-сайтов, включая публично доступные файлы и гарантируя их постоянную доступность, имеет решающее значение. Кроме того, стоит отметить, что правоохранительные органы активно участвовали в проведении регулярного мониторинга и надзора государственных должностных лиц.

Список использованной литературы:

1. Братановский, С.Н. Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 4. - С. 9-18

2. Винокуров, Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров - 15-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. URL: https://urait.ru/bcode/518896

3. Зеленов, М.Ф. О некоторых вопросах законодательного регулирования предоставления сведений о доходах / М.Ф. Зеленов // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - № 1. - С. 54-61.

4. Левакин, И.В. О декларировании публичными должностными лицами данных о расходах (Международный опыт). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-deklarirovanii-publichnymi-dolzhnostnymilitsami-dannyh-o-rashodah-mezhdunarodnyy-opyt

5. Ниненко, И.С. Декларации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц. Применение в России и в мире /И.С. Ниненко // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 книгах. Книга 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012. C. 521-530.

6. Поленина, В.О. Проступки и грубые нарушения, совершаемые государственными и муниципальными служащими при заполнении деклараций// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prostupki-i-grubyenarusheniya-sovershaemye-gosudarstvennymi-i-munitsipalnymi-sluzhaschimi-prizapolnenii-deklaratsiy

7. Федеральный закон от 06.02.2023 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», вступившие в силу с 01.03.2023.

8. Messick, R. Income and assets declarations: Issues to consider in developing a disclosure regime. U4 Issue, 2009:6.

9. https://corrupt.pnzreg.ru/news/obshchestvo/458872/

© Дерконос М.Н., Тымчук А.С.., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.