УДК 614.2:002.6
АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
А.А. Коновалов, Л.В. Чиненкова,
ГБУЗ НО «Медицинский информационный аналитический центр», г. Н. Новгород
Коновалов Алексей Андреевич - e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу современного состояния нормативной базы информатизации государственной системы здравоохранение. Изложены современные перспективы развития сферы внедрения информационных технологий в здравоохранение.
Ключевые слова: информатизация здравоохранения, организация информационного
общества, государственные услуги.
The article is dedicated to the present condition of the regulatory basis of informatization of governmental system of public health service. There are given the present-day potentials of the development of the area of introduction of information technologies into public health service.
Key words: informatization of public health service, formation of information society,
governmental services.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Введение
Современные реформы отечественного здравоохранения неразрывно связаны с внедрением автоматизированных информационных систем в деятельность лечебнопрофилактических учреждений. Информатизация активно затрагивает как лечебно-диагностический процесс, так и процессы управления и планирования - сбора и обработки статистической информации показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
В последние годы оснащенность учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники неуклонно растет. Так, в Нижегородской области по итогам 2012 года на четверть (25,8%) вырос показатель обеспеченности автоматизированными рабочими местами учреждений здравоохранения. Техническая оснащенность рабочих мест возросла более чем вдвое и составила 0,42 на одного медицинского работника. Впервые доля компьютерной техники, используемой в автоматизации лечебно-диагностического процесса, составила более половины (54,3%) от числа всего компьютерного парка системы здравоохранения, увеличившись более чем на треть (34,3%).
В условиях интенсивного развития материальнотехнической базы особую значимость приобретает нормативно-правовое регулирование информатизации здравоохранения. Разработка и внедрение информационных технологий в здравоохранение регионов до последнего времени не имели единого методологического подхода, а самостоятельно разработанные автоматизированные системы в тех или иных лечебно-профилактических учреждениях были реализованы изолированно, что не обеспечивало необходимой унификации.
В связи с изложенным, единое нормативно-методическое обеспечение процессов информатизации системы здравоохранения остается весьма актуальной проблемой, в основу решения которой должны быть положены принципы стандартизации, функциональной достаточности и бюджетной эффективности.
Нормативное обеспечение информатизации здравоохранения на этапе становления
В последние два десятилетия в нормативных документах федерального уровня неизменно подчеркивалась необходимость дальнейшего развития информатизации здравоохранения.
При этом до определенного момента в медицинских кругах бытовало мнение, что вопросы информатизации носят несколько отстраненный от отрасли здравоохранения характер, являясь полномочиями иных специализированных ведомств. До последнего времени полномочия по вопросам информатизации не устанавливались в базовых нормативно-правовых документах, регулирующих принципы оказания медицинской помощи.
Так, в последней редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан к сфере информатизации относилось лишь ведение федеральных баз данных и иных информационных ресурсов в области охраны здоровья граждан.
В результате при внедрении информационных технологий учреждениями нормативная база вынужденно носила
межведомственный характер, что вело к несогласованности отдельных нормативных документов, носящих системообразующий характер.
В частности, правлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.04.2000 г. была утверждена Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2005 годы; совместным приказом Минздрава России и РАМН 27.08.2001 г. была утверждена Концепция развития телекоммуникационных технологий в РФ, приказом Минздрава России от 05.03.2002 № 73 принято решение о создании единой системы информатизации в здравоохранении России на основе федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы; решением коллегии Минздрава России от 20.03.2002 г. утвержден План действий Минздрава России по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года (в том числе в области медицинских информационных технологий и систем мониторинга») и другие.
В условиях ограниченного финансирования такая ситуация привела к существенным диспропорциям в объеме инвестиций и, как следствие, в исходном состоянии информатизации здравоохранения как на уровне субъектов РФ, так и на уровне конкретных территорий и отдельных учреждений.
Современное нормативное обеспечение информатизации здравоохранения
Переломным моментом в формировании нормативного и методического обеспечения информатизации здравоохранения можно считать начало реализации региональных программ модернизации системы здравоохранения.
До этого момента состояние информационной системы большинства регионов характеризовалось многообразием применяемых информационных систем и неоднородностью технической инфраструктуры.
Необходимость достижения четко обозначенных индикаторов, единых для всех субъектов РФ, предполагает использование единых принципов, источником которых стали вновь принятые нормативные документы различного уровня.
Организация в составе министерства департамента информатизации также способствовала планомерному созданию нормативной базы и обеспечению надлежащей экспертной составляющей.
Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья в части ведения информационных систем, баз данных в сфере здравоохранения, установлены Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и отводят Минздравсоцразвития РФ системообразующую роль, а именно - утверждение стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими и фармацевтическими организациями. При этом названные стандарты касаются информационного взаимодействия не только различных организаций здравоохранения между собой, но и взаимодействия с федеральными информационными ресурсами.
Статьей 50 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации» среди целей финансирования региональных программ модернизации здравоохранения значится: внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.
Центральным документом, определяющим цели, задачи и методы государственной политики в сфере медицинской информатизации, стала Концепция создания единой государственной информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 г. № 364.
Детально порядок создания единой государственной информационной системы в здравоохранении описывается Методическими рекомендациями, направленными письмом Минздравсоцразвития РФ от 08.11.2010 № 29-1/10/2-10191 и устанавливающими алгоритм действий по пяти направлениям работы:
- по порядку организации работ по созданию субъектом Российской Федерации в 2011-2012 годах регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
- по оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним;
- по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в
сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним;
- по составу создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним;
- по проведению в 2011-2012 годах работ по информационной безопасности для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Заключение Выполнение масштабных задач, поставленных Президентом и Правительством РФ сфере информатизации здравоохранения, в настоящий момент опирается на ряд нормативных документов федерального и регионального масштаба.
Для достижения стабильности развития и обеспечения эффективности государственных вложений особенно важно обеспечить неукоснительное исполнение созданной нормативной базы для обеспечения требований унификации и стандартизации как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне органов управления здравоохранением, медицинских организаций и их структурных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА ЕЗ
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 15.03.2011 г. № 174 «Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы».
3. Методические рекомендации по порядку организации работ по созданию субъектом Российской Федерации в 2011-2012 годах регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics).