DOI: 10.48137/2074-2975_2021_4_75 УДК 325
Актуальные подходы регулирования миграционных процессов в Европейском союзе (опыт Германии)
Александр НАДЕЖДИН
Миграционная ситуация: внешнеполитические подходы Берлина
Пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения, в том числе на пассажирские и грузовые трансграничные перевозки, продолжает оказывать воздействие на миграционную ситуацию в Европе.
По данным Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ «Фронтекс», в 2020 г. зафиксировано почти 124 тыс. случаев незаконного
пересечения границ ЕС, что с 2013 г. является самым низким показателем [1].
При количественном снижении на маршрутах через Турцию и Грецию существенно выросли показатели по морским направлениям из Ливии и Туниса в Италию и на Мальту. Усилился поток на Канарские острова.
В оценках Полицейской службы ЕС (Европол), на фоне сохраняющегося лимитированного международ-
НАДЕЖДИН Александр Евгеньевич - второй секретарь Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия. E-mail: 3039210@mail.ru
Ключевые слова: миграционный фон, система квотирования, общество равных возможностей, интеграционный потенциал, ФРГ.
1 Irregular-migration-mto-eu-last-year-lowest-smce-2013-due-to-covid-19 // URL: https:// frontex.europa.eu/media-centre/news/news-release/irregular-migration-mto-eu-last-year-lowest-since-2013-due-to-covid-19-j34zp2
ного авиасообщения содействующие нелегальной перевозке людей преступные группы пытаются компенсировать утрату воздушных перевозок активизацией морского транспорта. Применяемые сервисы WhatsАpp и Те1едгат для координации нелегальной миграции ограничивают возможности правоохранителей проводить оперативно-разыскные мероприятия. Через мессенджеры и подпольные он-лайн-рынки осуществляется торговля похищенными документами, которые используются для въезда нелегалов в ЕС [2].
В Германии показатели миграции в 2020 г. стабилизировались. По данным Федерального ведомства по вопросам миграции, подано 102 581 первичное ходатайство на получение статуса беженца (в 2019 г. -142 509), что наряду с пандемией коронавируса является следствием эффективности принятых ФРГ мер по регулированию трансграничных перемещений людей.
Большинство мигрантов прибыли из Сирии, Афганистана, Ирака, Турции [3]. Германия также сохранила лидирующие позиции в сегменте легальной трудовой миграции для выходцев из других государств, входящих в Евросоюз (в стране легально проживают около 3,3 млн выходцев из других стран ЕС).
В 2020 г. количество принудительных выдворений из Германии снизилось в два раза.
Было депортировано 10 800 чел. (в 2019 г. -22 097), из которых четверть отправлена во входящие в Шенгенскую зону государства.
Имеются трудности по депортации в Грецию из-за возможности столкнуться с некорректным отношением со стороны ответственных за работу с беженцами сотрудников различных инстанций, а также проблем с первичным размещением.
В Министерстве внутренних дел, строительства и по делам отечества ФРГ прорабатывают варианты снижения рисков вторичной миграции в рамках Евросоюза, в том числе за счёт оказания содействия странам первого въезда по обустройству мест компактного проживания. В данном контексте Берлин расширяет взаимодействие с Афинами.
В 2020 г. в рамках совместных проверочных мероприятий на территории Греции правоохранители двух стран выявили 5200 граждан (в 2019 г. - 5800), которые пытались въехать в Германию по поддельным документам.
В текущем году предполагается усилить контроль в греческих воздушных гаванях, включая создание специальных патрулей не только в Афинах и Салониках, но и в аэропортах Родоса и Крита. Немцы продолжают принимать находящихся в Греции беженцев.
В начале февраля в страну прибыли 42 чел., которых разместили в Северном Рейне-Вестфа-
2 Европол: после ослабления ковид-ограничений в ЕС вырастет нелегальная миграция // URL: https://rus.err.ee/1090546/evropol-posle-oslablenija-covid-ogranichenij-v-es-vyrastet-nelegalnaja-migracija
3 Asylgeschäftsstatistik. Dezember 2020 // URL: https://www.bamf.de/S0haredDocs/ Meldungen/DE/2021/20210107-asylgeschaeftsstatistik-dezember.html
лии, Берлине, Нижней Саксонии, Баварии и Шлезвиг-Гольштейне (с начала 2020 г. в страну приехал 1561 беженец).
Сотрудничество в миграционной сфере с Грецией представителями местных общественно-политических кругов воспринимается по-разному.
Члены Христианско-демократи-ческого союза (ХДС) отмечают, что возможность ревизии на национальном уровне установок прорабатываемой единой европейской системы рассмотрения ходатайств о получении статуса беженца (в частности, принятое Высшим административным судом Северного Рейна-Вестфалии в январе 2021 г. решение запретить депортацию из Германии прибывших из Греции и признанных местными инстанциями беженцами) способствует развитию института вторичной миграции, стимулирует выбор нуждающихся в защите конкретной страны для комфортного пребывания и получения социальной помощи [4]. В партии преобладает сдержанный настрой в отношении приёма новых беженцев, который объясняется согласованной осенью 2020 г. на уровне ЕС позицией оказывать им поддержку преимущественно в местах компактного размещения.
Премьер-министр Баварии, председатель «союзнической» ХДС партии Христианско-социалъного союза (ХСС) М. Зедер также выступает против приёма беженцев из Греции,
призывая к поиску общеевропейского решения данного вопроса.
В целом отличавшаяся ранее жёсткой позицией по актуальной миграционной повестке дня ХСС несколько снижает градус дискуссии. В преддверии парламентских выборов осенью текущего года партия отказалась от подготовки аналогичного «Баварскому плану» 2017 г. документа, в котором бы также фигурировало требование ввести максимальную квоту принимаемых Германией ежегодно беженцев. Вместе с тем у ХСС и ХДС сохраняются некторые разногласия, включая параметры классификации безопасных стран происхождения и количественные показатели внешней миграции.
В Социал-демократической партии Германии (СДПГ) больше озабочены возникшими в конце 2020 г. трудностями в местах компактного размещения мигрантов на территории Боснии и Герцеговины, при этом разделяя позицию ХДС об отсутствии необходимости принимать нуждающихся и искать иные варианты оказания помощи Сараево.
В интерпретации «Левой партии» складывающаяся ситуация в лагерях беженцев на территории Греции, Боснии и Герцеговины свидетельствует о «противоправном характере» европейской миграционной политики [5]. Подвергаются критике якобы пользующиеся поддержкой министра внутренних дел, строительства и
4 Pressemitteilungen Nordrhein-Westfalen // иКЬ: https://www.ovg.nrw.de/behoerde/presse/ pressemitteilungen/09_210126/index.php
5 Innenaussuschuss. 14. Лапиаг 2021 // иИЬ: https://www.migazin.de/2021/01/14/ innenausschuss-gruene-linke-push-back/
по делам отечества ФРГ Х. Зеехо-фера неправомерные действия сотрудников «Фронтекс» по отношению к прибывающим в Грецию беженцам, включая случаи их необоснованного возвращения в страны исхода.
С аналогичных позиций высказываются «Зелёные», призывая Брюссель ужесточить контроль за деятельностью агентства, в том числе путём установления независимого парламентского надзора.
Министр труда и социальных вопросов ФРГ Х. Хайль отмечает возрастающую зависимость Германии от внешней трудовой миграции в условиях пандемии корона-вируса. Страна нуждается в «умных мозгах и сильных руках» из других государств. Необходим приём квалифицированных трудовых кадров, включая приглашение специалистов из стран, которые не входят в Евросоюз. Трудности с персоналом фиксируются в домах престарелых, больницах, секторе услуг, на стройках, а также на предприятиях сферы ремесленного труда. По аналогии с событиями 2020 г., когда на фоне введённых антиковидных ограничений появилась острая нехватка иностранных низкоквалифицированных работников, предстоящие сезонные сельскохозяйственные работы требуют оперативной выработки механизмов приёма данной категории граждан.
Эксперты созданного по инициативе Австрии и Швейцарии в 1993 г. Международного центра по
развитию миграционной политики (International Centre for Migration Policy Development) в текущем году допускают усиление внешнего миграционного давления на Евросоюз, в первую очередь из стран Ма-гриба ввиду непростой социально-экономической ситуации в регионе и коронавируса [6].
Низкий уровень медобслужива-ния, нехватка лекарственных препаратов подталкивают мигрантов к переезду на континент в поисках лучшей жизни. Качество европейской медицины и бесплатная вакцинация привлекают мигрантов не только из Африки, но и стран Латинской Америки и АТР. В частности, латиноамериканцы имеют право безвизового въезда в Испанию, что создаёт возможности для последующего перемещения внутри ЕС и трудоустройства в теневом секторе экономики.
Эксперты центра признают, что Берлин в рамках своего председательства в Евросовете во второй половине 2020 г. пытался скорректировать европейскую миграционную политику, но ввиду отсутствия поддержки со стороны партнёров по ЕС значительно изменить её не удалось. Предполагается активизация нелегальных потоков на маршрутах из Мавритании на Канарские острова и из Ливана на Кипр. В оценках Европола, способствовать новой волне миграционного кризиса могут экономические трудности, которые затронут страны исхода сильней, чем Евросоюз. Правоохранители ожидают рост
6 Illegale Einwanderung verstärkt Migrationsdruck auf EU // URL: https://www.handelsblatt. com/politik/deutschland/illegale-emwanderung-pandemie-verstaerkt-migrationsdruck-auf-eu/26849748.html?ticket=ST-4544152-au6QUZczDW9YdHbPB61L-ap1
эксплуатации нелегальных мигрантов в связи с увеличением спроса на дешёвую рабочую силу в сельскохозяйственных отраслях ЕС.
Усиление миграции из стран Северной Африки прогнозируют в научно-экспертном сообществе ФРГ. В частности, как следует из проведённого фондом им. Конрада Аденауэра (по своим политическим установкам близким партии ХДС) социологического исследования «10 лет после "арабской весны"», в регионе сохраняется высокий миграционный потенциал ввиду трудностей с борьбой против пандемии корона-вируса, сохраняющейся экономиче-
ской и политической нестабильностью в ряде государств.
В Ливане и Тунисе треть респондентов задумывались о возможности переезда в страны Западной Европы.
Ливан является единственной страной, в которой значительно (до 34%, в 2018 г. - 26%) увеличилось количество граждан, заинтересованных в переезде вследствие катастрофы в порту Бейрута летом прошлого года и отсутствия позитивных сдвигов по противодействию коронавирусу.
Из Туниса уехали бы 31% жителей.
Снизилось количество потенциальных мигрантов в Марокко, Ливии и Алжире.
Большинство желающих покинуть родину -представители молодёжи в возрасте от 18 до 29 лет [7].
Миграция как фактор воздействия на внутриполитические и общественные процессы
На внутриполитическом треке в Германии продолжает актуализироваться вопрос противодействия любой форме расовой дискриминации и нетерпимости. Резонансные преступления последних полутора лет, классифицированные правоохранителями в качестве актов политически и расистски мотивированного насилия (убийство главы административного округа Кассель В. Любке, нападение на синагогу в Халле, массовый расстрел в Ханау), подтверждают наличие экстремистских тенденций в социуме.
Увеличивается численность правых экстремистов, которые аккуму-
лируются в политических партиях, схожих по структуре объединениях, а также действуют автономно, включая интернет-пространство (2019 г. -33 430 чел., 2018 г. - 25 350 чел.) [8]. Фиксируется прирост количества выданных активным или потенциальным правым радикалам разрешений на огнестрельное оружие (в 2020 г. в стране подобным оружием владели около 1200 представителей «правой сцены»).
В правительстве ФРГ обеспокоены складывающейся ситуацией и продолжают выработку инструментария, направленного на противодействие распространению ради-
7 Konrad Adenauer Stiftung - Studie // ULR: https://www.idowa.de/inhalt.konrad-adenauer-stiftung-studie-hohe-bereitschaft-zur-migration-in-arabischer-welt.9716ee8f-fd4d-46f1-b42e-ec480e06b133.html
8 Zahlen und Fakten. Rechtsextremisches Personenpotential 2019 // URL: https://www. verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-rechtsextremismus/zahlen-und-fakten-rechtsextremismus/rechtsextremistisches-personenpotenzial-2019
кальных идей в обществе. Борьба с экстремизмом рассматривается в качестве одной из основополагающих задач государства и общества. Что касается практических действий, то в конце 2020 г. был представлен специальный каталог из 89 мер по борьбе с правым экстремизмом и расизмом на период 20212024 гг., подготовленный совместно с неправительственными организациями, фондами, научно-экспертным сообществом. В практическую реализацию планируется инвестировать 1 млрд евро [9].
Приоритетными направлениями являются:
- усиление госструктур в сфере борьбы с экстремизмом и расизмом;
- расширение взаимодействия органов обеспечения безопасности и юстиции, государственных и гражданских организаций;
- расширение методов профилактики расизма, экстремизма, антисемитизма, исламофобии и иных форм человеконенавистничества, включая работу в интернет-пространстве;
- развитие политического образования и демократии;
- оказание поддержки жертвам дискриминации;
- признание и уважение многообразия в обществе с равными возможностями и укрепление позиций граждан, которые являются выходцами из семей с так называемым миграционным фоном*.
Основными проектами являются поддерживаемые правительством «Жить демократично» (стимулирование различных организаций, выступающих за развитие демократии и противодействие человеконенавистничеству; курируется Министерством по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи ФРГ) и «Единство путём участия» (направлен на повышение политической грамотности населения; курируется Министерством внутренних дел, строительства и по делам отечества ФРГ).
Министерствами прорабатывается проект закона по стимулированию демократии и профилактике экстремизма.
Государством поддерживаются проводимые научным и экспертным сообществом исследования проблем повседневного расизма, антисемитизма и исламофобии [10].
По линии МИД ФРГ изучаются варианты переоценки колониальной политики Германской империи,
9 Bundesregierung. 25 Massnahmen gegen Rechtsextremismus // URL: https://www. bundesregierung.de/resource/blob/997532/1819984/4f1f9683cf3faddf90e27f09c692abed/2020-11-25-massnahmen-rechtsextremi-data.pdf?download=1
10 Валиев Д. Интеграция мусульман в политическую жизнь Германии // Обозреватель-Observer. 2019. № 7.
* Гражданин - выходец из семьи с миграционным фоном (mit Migrationshintergrund - нем.) - гражданин, который прибыл на территорию Германии после 1949 г.; родился в семье иностранных граждан или немцем в семье, в которой один из родителей прибыл в страну из-за рубежа после 1949 г. или сам родился в прибывшей семье иностранцев. Появление понятия связано с внесением поправок 2005 г. в Закон о проведении репрезентативной статистики населения и показателей занятости (Gesetz zur Durchführung einer Repraesentativstatistik über die Bevölkerung und den Arbeitsmarkt sowie die Wohnsituation der Haushalte), согласно которым теперь в опросные листы при переписи населения допускается вносить информацию о государстве/месте рождения, гражданской принадлежности и этническом происхождении.
включая корректировку школьной учебной программы.
Министерство юстиции и защиты прав потребителей ФРГ готовит рекомендации в законодательство касательно закрепления уголовной ответственности за публикацию экстремистами так называемых списков врагов (журналисты, общественные и политические деятели).
Другим элементом формирования общества равных возможностей является обсуждение в парламенте ФРГ вопроса о внесении изменений в формулировки Основного закона (Конституция) и изъятии из ст. 3 термина «раса» [11].
Как следует из представленных в начале текущего года Независимой профильной комиссией Федерального правительства по созданию рамочных условий для интеграции (Unabhä ngige Fachkommission der Bundesregierung zu den Rahmenbedingungen der Integrationsfähigkeit) рекомендаций по приоритетам миграционной политики, целесообразно также отказаться от использования термина выходец/представитель из семьи с так называемым миграционным фоном, который не в полном объёме отражает текущую ситуацию в социуме.
Уполномоченный правительства ФРГ по вопросам миграции, беженцев и интеграции А. Вид-манн-Мауц отмечает, что понятие включает в себя
большое количество различных социальных групп и имеет дискриминационный характер: порядка 30% подпадающих в настоящий момент под него родились и являются гражданами Германии [12].
По мнению одного из членов правления комиссии, депутата сената (парламент) Берлина Д. Чаглар, представителей третьего поколения мигрантов необходимо называть просто немцами.
Однако указанные комиссией направления относительно миграционной политики встретили критические отклики в общественно-политических кругах. В ХДС говорят о смещении профиля её деятельности с актуальной интеграционной повестки на обсуждение второстепенных вопросов, а также косвенное содействие формированию условий отказа от интеграции в социум.
В 2020 г. по итогам проведённой Федеральной конференции миграционных организаций ФРГ (БипЛезког^егвга ёег Migrantenorganisationen) представлен перечень мер в рамках реализации «Антирасистской повестки -2025 в поддержку общества иммиграции равных возможностей и без расизма», в которой один из разделов посвящён вариантам формирования общества с равными возможностями, включая расширение представленности граждан ненемецкого происхождения на руководящих должностях [13]. В оценках
11 Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. // URL: https:// www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&l=ru&object=translation
12 Fachkomission Integrationsfähigkeit. Gemeinsam die Einwanderungsgesellschaft gestalten. Bericht // URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/veroeffentlichungen/ themen/heimat-integration/integration/bericht-fk-integrationsfaehigkeit.pdf;jsessionid=C9DE7481 F1A1A7867AB63C83C6DEB992.2_cid373?_blob=publicationFile&v=2
13 Antirassimus-Agenda 2025. Bundeskonferenz // URL: https://bundeskonferenz-mo.de/wp-content/uploads/2020/08/200831_Antirassismus-Agenda-2025_BKM0.pdf
независимого аналитического органа - Экспертного совета по вопросам интеграции и миграции (Sachverständigenrat für Integration und Migration), документ подтверждает необходимость стимулирования образования, ликвидации социально-экономического неравенства и выстраивания всеобъемлющего партнёрства для повышения интеграционного потенциала.
На уровне политических партий интерес представляет подготовленный в 2020 г. СДПГ «Пакт по совместному существованию в Германии» (Paktfür das Zusammenleben in Deutschland) [14].
В оценках депутата бундестага от социал-демократов С. Мидюат-ли, появление документа является следствием нарастания конфликтного потенциала в социуме. Требуется формировать общество на принципах взаимного уважения и многообразия в условиях развитых демократических институтов. Способствовать данному процессу будет реальное наделение равными правами граждан и создание недискриминационной модели поведения со стороны госучреждений.
Применительно к миграции наряду с поддержкой вновь прибывших иностранцев необходимо повышать уровень благосостояния всех жителей, включая мигрантов и их потомков, проживающих в Германии длительный период времени. Перспективным вариантом
представляется активное привлечение представителей миграционного сообщества к участию в выборах в органы власти федерального и регионального уровней (например, только 10% членов бундестага входят в данную категорию).
Партией «Зелёные» подготовлен позиционный документ, в котором зафиксированы требования по изменению положений Основного закона. В частности, ст. 3 требуется дополнить формулировкой «Государство обеспечивает защиту против любого вызванного принадлежностью к определённой группе нарушения достоинства всех людей и стремится к устранению имеющихся недостатков в данном направлении».
Другим направлением могло бы стать учреждение профильного федерального министерства общественного единства со специализацией в вопросах противодействия дискриминации, интеграции, миграции и предоставления убежища [15].
Сознавая происходящие в социуме трансформации и необходимость привлекать новых избирателей, «традиционные» партии активизировались на треке развития проектных инициатив с фокусом на создание культурного и этнического многообразия в политике. Профильные программы, направленные на поиск и продвижение перспективных молодых людей с так называемым миграционным фоном, существуют в СДПГ, ХДС,
14 Pakt Zusammenleben. Sozialdemokratische Partei Deutschlands // URL: https://www.spd. de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Parteispitze/Pakt-Zusammenleben.pdf
15 Verwirklichungschancen für alle - unser Weg zur Gesellschaft der Vielen // URL: https:// interactive.zeit.de/2021/Forderungspapier%20Verwirklichungschancen%20für%20alle_final-2.pdf
СвДП, «Левых» и «Зелёных». Усилению данного тренда во всех политических силах способствует цикл электоральных кампаний в текущем году, включая осенние выборы в бундестаг.
В оценках госсекретаря по вопросам миграции в Министерстве по делам детей, семьи, беженцев и интеграции Северного Рейна-Вест-фалии С. Гюлер (ХДС), христианским демократам необходимо тесно взаимодействовать с миграционным сообществом, в противном
случае через 10 лет они значительно утратят политические позиции.
Прибывшие в разгар миграционного кризиса 2015 г. беженцы пытаются активно заявлять о своих политических правах, включая возможность избрания в органы законодательной власти.
Так, прибывший в Германию из Сирии пять лет назад в поисках убежища и работающий в настоящий момент в одной из НПО Берлина Т. Алаус намерен баллотироваться в бундестаг от «Зелёных» [16].
Система квотирования - инструмент формирования равных возможностей в принимающем социуме
Другим направлением актуальной миграционной политики является расширение прав и возможностей всех членов общества независимо от этнического происхождения. Обостряется дискуссия относительно введения квот для выходцев из семей с так называемым миграционным фоном, что можно трактовать как следствие реализации правительством ФРГ курса на равную представленность на руководящих должностях в частном и государственном секторе различных социальных групп (в том числе женщин, представителей новых федеральных земель и др.).
Текущий уровень репрезентативности данной категории является недостаточным. В настоящий момент выходцы из подобных семей не считаются в социуме меньшинством: 26% жителей современной
Германии могут быть отнесены к данной страте (21,2 млн чел.). Большинство из них проживают в Берлине и крупных городских агломерациях на западе.
Например, во Франкфурте-на-Майне показатель составляет 54%, в Нюрнберге - 47%, Штутгарте - 46%.
Как следует из подготовленного немецкой журналисткой Ф. Атаман доклада «Культурное многообразие и равные шансы в федеральных органах управления», средние показатели представленности выходцев из семей с так называемым миграционным фоном в германских ведомствах составляют 12% (максимально - 25%, минимально - 4%). Только 10% руководящих должностей заняты выходцами из миграционного сообщества. Более высокие показате-
16 Сирийский беженец хочет попасть в бундестаг: «Я буду голосом тех, кто живёт в Германии как беженец» // URL: https://nasha-germania.com/news/sirijskij-bezhenets-hochet-popast-v-bundestag-ja-budu-golosom-teh-kto-zhivet-v-germanii-kak-bezhenets
ли зафиксированы в частном предпринимательстве - 26%.
Вопрос возможного квотирования вызвал широкий резонанс в сенате Берлина. Опираясь на статистические показатели, 35% жителей германской столицы - выходцы из семей с так называемым миграционным фоном, представляющая «Левую партию» министр (сенатор) по интеграции, труда и социальным вопросам Э. Брайтенбах выступила с первой в Германии инициативой о подготовке законопроекта, в котором бы зафиксировалась соответствующая квота.
Другой аргумент - положения Закона об участии и интеграции граждан федеральной земли Берлин (Partizipations- und Integrationsgesetz), согласно которым городская администрация обязуется увеличивать количество выходцев из семей с так
называемым миграционным фоном среди муниципальных служащих [17]. Целесообразно ввести квоты для всех учреждений, вплоть до судебных органов и системы общественного транспорта. Коалиционный партнёр в сенате - партия «Зелёные» - поддержали «Левых». Негативно высказались представители СДПГ, которые в конечном итоге заблокировали предложение. Несмотря на решение берлинской администрации воздержаться от использования подобного механизма «обеспечения равных прав», публичное обсуждение вопросов квотирования для мигрантов создаёт прецедент и выходит на федеральный политический уровень. Теоретический опыт германской столицы в перспективе могут перенять для реализации на практике другие федеральные земли и города.
Таким образом, в настоящий момент регулирование миграционных процессов для Германии приобретает новое измерение, прежде всего на внутриполитическом направлении. На внешнем треке основной задачей является координация международных усилий, направленных на предотвращение нового всплеска миграционной активности в контексте сохраняющейся остроты пандемии коронавируса и социально-экономических проблем в государствах - потенциальных миграционных донорах. В Берлине демонстрируют приверженность курсу, направленному на оказание адресного содействия сталкивающимся с усилением потока беженцев государствам (в том числе партнёрам по ЕС) с акцентом на ограниченный и структурированный приём действительно нуждающихся в защите и прибывших из кризисных регионов иностранных граждан.
Применительно к внутриполитическому сегменту основным маркером является изменение этнической структуры германского социума в условиях количественного увеличения выходцев из семей с так называемым миграционным фоном, что требует от правящих элит многовекторной и поэтапной корректировки приоритетов миграционной политики. К её основным направлениям можно отнести формирование общества с рав-
17 Partizipations- und Integrationsgesetz des Landes Berlin (PartIntG) vom 15. Dezember 2010 // URL: https://gesetze.berlin.de/bsbe/document/jlr-PartIntergrGBErahmen
ными возможностями, снижение конфликтного потенциала, комплексное противодействие экстремизму и расизму.
Обращает внимание тот факт, что планомерно утрачивает значение продвигавшаяся ранее на официальном уровне необходимость наряду с государством обязательного участия мигрантов в интеграционном процессе принимающего социума (ответственность за это постепенно смещается на государственные институты).
Актуальным трендом является дискуссия относительно возможности введения системы квотирования, в первую очередь на государственной службе, для выходцев из семей с так называемым миграционным фоном для повышения их представленности и параллельно для развития социального баланса. Не исключается возможность ревизии некоторых положений Основного закона вследствие происходящих в обществе трансформационных процессов.
«Традиционные» политические партии и общественные объединения активно включены в выработку контуров новой миграционной политики, фокусируясь на подготовке инициатив, которые в целом сводятся к созданию механизмов, способствующих признанию мигрантов в качестве полноправных членов социума и обеспечению их равными с коренным населением правами.
В контексте многочисленных избирательных кампаний текущего года, в том числе парламентские выборы, важным инструментом повышения электоральных результатов выступает расширение диалога с миграционным сообществом, включая возможность номинирования в качестве кандидатов на избираемые должности его представителей.
Библиография • References
Валиев Д. Интеграция мусульман в политическую жизнь Германии //
Обозреватель-Observer. 2019. № 7. С. 42-57. [Valiev D. Integraciya musul'man v politicheskuyu zhizn' Germanii // Obozrevatel'-
Observer. 2019. № 7. S. 42-57] Европол: после ослабления ковид-ограничений в ЕС вырастет нелегальная миграция // URL: https://rus.err.ee/1090546/evropol-posle-oslablenija-covid-ogranichenij-v-es-vyrastet-nelegalnaja-migracija [Evropol: posle oslableniya kovid-ogranichenij v ES vyrastet nelegal'naya migraciya // URL: https://rus.err.ee/1090546/evropol-posle-oslablenija-covid-ogranichenij-v-es-vyrastet-nelegalnaja-migracija] Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. // URL:https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&l= ru&object=translation [Osnovnoj zakon Federativnoj Respubliki Germanii, 23 maya 1949 g. // URL: https:// www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&l=ru&object= translation]
Сирийский беженец хочет попасть в Бундестаг: «Я буду голосом тех, кто живёт в Германии как беженец» // URL: https://nasha-germania.com/news/sirijskij-bezhenets-hochet-popast-v-bundestag-ja-budu-golosom-teh-kto-zhivet-v-germanii-kak-bezhenets
[Sirijskij bezhenec hochet popast' v Bundestag: «YA budu golosom tekh, kto zhivyot v Germanii kak bezhenec» // URL: https://nasha-germania.com/news/sirijskij-bezhenets-hochet-popast-v-bundestag-ja-budu-golosom-teh-kto-zhivet-v-germanii-kak-bezhenets] Antirassimus-Agenda 2025. Bundeskonferenz // URL: https://bundeskonferenz-mo.
de/wp-content/uploads/2020/08/200831_Antirassismus-Agenda-2025_BKM0.pdf Asylgeschäftsstatistik. Dezember 2020 // URL: https://www.bamf.de/S0haredDocs/
Meldungen/DE/2021/20210107-asylgeschaeftsstatistik-dezember.html Bundesregierung. 25 Massnahmen gegen Rechtsextremismus. // URL: https://www. bundesregierung.de/resource/blob/997532/1819984/4f1f9683cf3faddf90e27f0 9c692abed/2020-11-25-massnahmen-rechtsextremi-data.pdf?download=1 Fachkomission Integrationsfähigkeit. Gemeinsam die Einwanderungsgesellschaft gestalten. Bericht // URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/ DE/veroeffentlichungen/themen/heimat-integration/integration/bericht-fk-integrationsfaehigkeit.pdf;jsessionid=C9DE7481F1A1A7867AB63C83C6D EB992.2_cid373?_blob=publicationFile&v=2 Illegale Einwanderung verstärkt Migrationsdruck auf EU // URL: https://www. handelsblatt.com/politik/deutschland/illegale-einwanderung-pandemie-verstaerkt-migrationsdruck-auf-eu/26849748.html?ticket=ST-4544152-au6QUZczDW9YdHbPB61L-ap1 Innenaussuschuss. 14. Januar 2021 // URL: https://www.migazin.de/2021/01/14/
innenausschuss-gruene-linke-push-back/ Irregular-migration-into-eu-last-year-lowest-since-2013-due-to-covid-19 // URL: https://frontex.europa.eu/media-centre/news/news-release/irregular-migration-into-eu-last-year-lowest-since-2013-due-to-covid-19-j34zp2 Konrad Adenauer Stiftung - Studie // ULR: https://www.idowa.de/inhalt.konrad-adenauer-stiftung-studie-hohe-bereitschaft-zur-migration-in-arabischer-welt.9716ee8f-fd4d-46f1-b42e-ec480e06b133.html Pakt Zusammenleben. Sozialdemokratische Partei Deutschlands // URL: https:// www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Parteispitze/Pakt-Zusammenleben.pdf
Partizipations- und Integrationsgesetz des Landes Berlin (PartIntG) vom 15. Dezember 2010 // URL: https://gesetze.berlin.de/bsbe/document/jlr-PartIntergrGBErahmen Pressemitteilungen Nordrhein-Westfalen // URL: https://www.ovg.nrw.de/behoerde/
presse/pressemitteilungen/09_210126/index.php Soll Deutschland mehr Flüchtlinge aufnehmen? // URL: https://www.rnd.de/politik/ soll-deutschland-mehr-fluchtlinge-aufnehmen-streit-zwischen-cdu-und-spd-IX2CQVIDSBPVQXAFI3JM34ZD5Y.html Verwirklichungschancen für alle - unser Weg zur Gesellschaft der Vielen // URL:https://interactive.zeit.de/2021/Forderungspapier%20 Verwirklichungschancen%20für%20alle_final-2.pdf Was eint die Einwanderungsgesellschaft? Eine repräsentative Umfrage zu Einstellungen, Glaube und Wertorientierungen von Bürgerinnen und Bürgern mit und ohne Migrationshintergrund // URL: https://www.kas.de/ documents/252038/11055681/Was+die+Einwanderungsgesellschaft+eint.pdf/ b2bd741f-4112-21ec-974b-db252aeccfbe?version=1.0&t=1611579282877 Zahlen und Fakten. Rechtsextremisches Personenpotential 2019 // URL: https:// www.verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-rechtsextremismus/zahlen-und-fakten-rechtsextremismus/rechtsextremistisches-personenpotenzial-2019
Статья поступила в редакцию 30 марта 2021 г.