Научная статья на тему 'Актуальные подходы к управлению взаимоотношениями с поставщиками'

Актуальные подходы к управлению взаимоотношениями с поставщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА SRM / МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОСТАВЩИКАМИ / PROCUREMENT / SRM SYSTEM / INTERACTION MARKETING / VALUE CHAIN / SUPPLIER RELATIONSHIP MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шикунова Валерия Александровна, Агафонова Анна Николаевна

В статье рассмотрены особенности системы управления взаимоотношениями с поставщиками на предприятии на примере концепции SRM. Cформулированы её основные функции и задачи. Проанализированы возможности её развития в качестве инструмента маркетинга и потенциал использования в закупочной деятельности. Раскрваются перспективы расширенного толкования закупок от распространённой теории цепи создания стоимости М. Портера к новому видению концепции маркетинга взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual approaches to management relationship with suppliers

The article discusses the features of a supplier relationship management system in an enterprise using the SRM concept as an example. Its main functions and tasks are formulated. The possibilities of its development as a marketing tool and the potential use in procurement are analyzed. The prospects of an expanded interpretation of procurement from the widespread theory of the value chain of M. Porter to a new vision of the concept of relationship marketing are revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные подходы к управлению взаимоотношениями с поставщиками»

Актуальные подходы к управлению взаимоотношениями с поставщиками Actual approaches to management relationship with suppliers

Шикунова Валерия Александровна,

студентка 3 курса

Самарский государственный экономический университет

Россия, Самара E-mail: [email protected]

Shikunova Valeria Alexandrovna,

3rd year student Samara State University of Economics Russia, Samara E-mail: [email protected]

Агафонова Анна Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет

Россия, Самара E-mail: [email protected]

Agafonova Anna Nikolaevna,

Ph.D., associate professor Samara State University of Economics Russia, Samara E-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности системы управления взаимоотношениями с поставщиками на предприятии на примере концепции SRM. Cформулированы её основные функции и задачи. Проанализированы возможности её развития в качестве инструмента маркетинга и потенциал использования в закупочной деятельности. Раскрваются перспективы расширенного толкования закупок от распространённой теории цепи создания стоимости М. Портера к новому видению концепции маркетинга взаимоотношений.

Annotation.

The article discusses the features of a supplier relationship management system in an enterprise using the SRM concept as an example. Its main functions and tasks are formulated. The possibilities of its development as a marketing tool and the potential use in procurement are analyzed. The prospects of an expanded interpretation of procurement from the widespread theory of the value chain of M. Porter to a new vision of the concept of relationship marketing are revealed.

Ключевые слова: закупочная деятельность, система SRM, маркетинг взаимодействия, цепочка создания стоимости, управление взаимоотношениями с поставщиками.

Key words: procurement, SRM system, interaction marketing, value chain, supplier relationship management.

На современном рынке невозможно представить производство, которое сможет эффективно работать, не имея при этом достаточного количества сырья, комплектующих, любых вспомогательных ресурсов. Необходимые запасы должны своевременно пополняться, при этом важно регулировать логистические парметры закупочной деятельности и уделять внимание взаимоотношениям с поставщиками.

Закупочная деятельность, являясь частью материально-технического обеспечения, относится к категории вспомогательной деятельности в цепочке создания стоимости, представленной в работе "Конкурентное преимущество" М. Портера. Это связано с тем, что материально-техническое обеспечение способствует оптимизированной работе основных видов деятельности предприятия, пронизывая при этом все отделы фирмы.

Инфраструктура фирмы Вспомогательные виды деятельности

Управление трудовыми ресурсами

Технологические разработки

Материально-техническое снабжение

Входящие Произ- Исходящие Маркетинг г г Обслуживание поставки водство поставки и продажи

Основные виды деятельности

Рисунок 1. Цепочка создания стоимости в общем виде по М.Портеру

Главными задачами менеджеров отдела закупок являются: минимизация расходов на затрачиваемые ресурсы и максимизация качества закупаемых материальных ресурсов, что в результате позволяет сократить издержки предприятия и повысить уровень рентабельности. Подобного положительного эффекта можно добиться с помощью грамотного построения отношений с квалифицированными поставщиками.

Данную проблему призван решить маркетинг взаимодействия. Его ключевыми задачами можно

считать:

• поиск новых, наиболее выгодных источников поставки;

• соответствие уровня актуальности закупаемой продукции современным трендам;

• поддержание взаимовыгодных и долговременных отношений с поставщиками.

В этой статье маркетинг взаимодействия будет рассмотрен именно с позиции управления отношениями между компанией и её поставщиками. Для наиболее эффективной деятельности в этой сфере предложена система SRM (Supplier Relationship Management).

Система SRM — это помощник в выборе поставщика на стратегическом уровне, а также в обновлении комплектующих или поиске альтернативных вариантов, отличающихся высоким уровнем качества и низкой ценой.

Она включает в себя процессы анализа, оценки, составления ранжированных списков поставщиков и возможности их дальнейшего сотрудничества, используя при этом определённые структурированные данные (напрмер, может использоваться технология BigData). Более наглядную структуру поступления информации о поставщиках в систему SRM можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема источников поступления информации SRM-системы Данная схема основана на теории стейкхолдеров проекта, получившей своё распространение в 1980-х годах благодаря книге Эдуарда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон».

Согласно этой теории, компания может иметь безграничное количество связанных с ней бизнес -процессов, в том числе, получение информации о поставщиках может осуществляться от любых органов взаимодействия с компанией. Как от партнёров, так и от менее внимательных конкурентов. Система SRM максимально упрощает процесс оценки критериев поставщиков.

Начало развитию системы управления взаимоотношениями с поставщиками положил Питер Кралич, рассмотрев процесс категоризации ресурсов, основанный на бинарной классификации в своей работе "Снабжение должно стать управлением поставками", которая была опубликована в 1983 году в журнале "Harward Business Review". В основной структуре SRM Питер Кралич выделяет 3 пункта: управление базой поставщиков, воздействие на поставщиков и интеграция поставщиков. Однако возможностей у этой системы гораздо больше.

В первую очередь SRM-система позволяет автоматизировано выбрать оптимального поставщика на стратегическом уровне по нужным для компании критериям, анализируя при этом совокупные затраты на снабжение, рыночные цены, в последствие добиваясь наилучших контрактов. Далее для каждого из

поставщиков проводится аттестация, оценивается эффективность взаимодействия как с новыми партнёрами, так и со старыми, выявляются все достоинства и недостатки дальнейшего совместного сотрудничества.

Для того чтобы сопоставить возможности поставщиков и выбрать партнёра, продукт которого соответствует критериям отличного качества и низкой цены, как правило проводятся тендеры и аукционы.

Благодаря SRM-системе сотрудники отдела снабжения получают возможность использовать уже существующие договоры поставки для различных закупаемых продуктов, заниматься оперативным снабжением, то есть заказывать вспомогательные виды товаров и услуг, а также самостоятельно оформлять потребности в материалах и услугах с помощью "закупочной корзины" системы.

Система SRM вовлекает в процесс снабжения не только сотрудников, но и самих поставщиков. Партнёры получают возможность самостоятельного обслуживания через личный кабинет портала и систему электронного документооборота, работая при этом удалённо через Интернет. Подобный доступ к системам внутренней работы компании в различных сферах деятельности существует для управления заказами, счетами, спецификациями и информацией в каталогах, что, безусловно, способствует высокому уровню эффективности взаимодействия с поставщиками.

Система SRM обеспечивает связь функциональной области закупок с концепцией маркетинга взаимоотношений. Рассмотрев разные аспекты её функционирования, можно с уверенностью сказать, что работа традиционного маркетинга заканчивается уже на первом этапе. После него в ход идут инструменты непосредственно, маркетинга партнёрских взаимоотношений, а именно SRM-система, CRM-система и другие.

Таким образом, значимость SRM-системы в комплексе маркетинга взаимоотношений и на предприятии в целом находится на достаточно высоком уровне, так как благодаря ей формируются наиболее эффективные и рациональные отношения между организацией и её поставщиками, постпает информация из самых различных источников, создаются ранжированные списки, и самое главное, создаются наиболее благоприятные условия для долгосрочных отношений с партнёрами.

Список используемой литературы:

1. Строкин Р.Л., Гартфельдер В.А. SRM-система управления взаимоотношениями с поставщиками ООО "Миконт" // Сборник научных трудов Международной молодёжной научно-практической конференции. 2014. С. 506-510.

2. Пономаренко Ю.С., Сергунина А.А. Маркетинг партнёрских отношений - концепция будущего // Российская экономика в условиях новых вызовов современной эпохи. 2017. С. 134-137.

3. Широченко Н.В., Прутковенко П.Е. Управление отношениями с поставщиками на базе решения SAP SRM // Актуальные вопросы права, экономики, управления. 2018. С. 83-85.

4. Портер М. Альбина Паблишер. Конкурентное преимущество. 2018.

5. Фримен Э.Р. Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон. 1980.

6. Ананьев О.А. SRM-системы для малого и среднего бизнеса // Перспективы науки. 2010. .№1(3). С. 106109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.