© Р.Р. Хуснутдинов, Н.К. Мифтахова, И.В. Ившин, В.В. Максимов УДК 378.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ
Р.Р. Хуснутдинов, Н.К. Мифтахова, И.В. Ившин, В.В. Максимов
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
khrr @yan dex.ru
В статье представлен подробный пошаговый алгоритм разработки рабочих программ дисциплин согласно рекомендациям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+), направленных на подготовку специалистов по проектированию и эксплуатации энергетических систем и комплексов с учетом требований профессионального стандарта «Специалист в области проектирования систем электроснабжения объектов капитального строительства».
Ключевые слова: рабочая программа дисциплины (РПД), федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), образовательная программа (ОП), профессиональный стандарт.
ACTUAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR PREPARATION OF SPECIALISTS OF ENERGY SYSTEMS AND
COMPLEXES
R.R. Khusnutdinov, N.K. Miftakhova, I.V. Ivshin, V.V. Maximov
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
khrr @yan dex.ru
The article presents a detailed step -by-step algorithm development of a work program disciplines included in educational programs, in accordance with the recommendations of the Federal State Educational Standard for Higher Education (FSES3+) aimed at training specialists in the design and operation of energy systems and complexes, standard "Specialist in the field of designing power supply systems for capital construction projects".
Keywords: working program of discipline (WPD), a federal state standard (FSS HE), an educational program (EP), the professional standard.
Введение
Согласно новым тенденциям в развитии высшего образования предусматривается разработка новых образовательных программ, ориентированных на современные запросы рынка труда и выраженных в профессиональных стандартах. Последние направлены на подготовку специалистов, занимающихся вопросами проектирования, эксплуатации энергетических систем и комплексов, исследования влияния технических решений, принимаемых при создании указанных системна их финансово -экономические и инвестиционные показатели. При разработкой энергосберегающих технологий во время транспортировки
энергоносителей в энергетических системах и комплексах возникла необходимость в переработке составляющих документов этих образовательных программ (см. Постановление правительства РФ "«Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» " от 10 февраля2014 г. № 92). Требования к документам, составляющим образовательные стандарты в России, достаточно жестко регламентируются нормативной документацией различного уровня, что отличает их от подхода, принятого в западных университетах. Например, в университете Карнеги -Меллон (США) преподаватель самостоятельно решает, каково будет тематическое наполнение (структура) преподаваемого курса, виды и типы занятий, необходимое время и формы контроля [1-3]. В российских ВУЗах степени свободы разработчика компонентов образовательных программ существенно ниже. Государство, выступая заказчиком необходимых специалистов, контролирует качество оказания образовательных услуг.
Образовательные программы и профессиональные стандарты
Система профессиональных стандартов подразумевает существенные и в ряде случаев принципиальные отличия в подходе к разработке образовательных программ. Суть системы профстандартов заключается в том, чтобы для каждой трудовой функции был очерчен круг профессиональных обязанностей. Работодателю станет легче оценивать персонал и искать подходящих работников. Сотрудник, в свою очередь, получает понимание того, какие дополнительные компетенции приобретать, и может планировать карьеру. В высших и средних специальных учебных заведениях студентам должны будут давать те знания, которые им точно пригодятся на рабочем месте. В перспективе ситуация, когда предприятие не готово принять выпускника (так как не заинтересовано в его переучивании) должна закончиться. Данная система не может заработать полностью в настоящее время, так как процесс разработки профстандартов по всем профессиям еще не завершен. На декабрь 2016 года в России утверждено 818 профстандартов и разработаны описания по 1625 профессиям.
Задача актуализации образовательных программ сложна, так как требует от разработчиков смены подхода от компетенций, прописанных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС3, ФГОС3+) к перечню обобщенных трудовых функций. Требуется серьезный анализ содержимого обобщенных трудовых функций, соответствующих уровням квалификации профессионального стандарта и формулировок положений ФГОС3+ в части содержания компетенций. Зачастую поиск подходящего профессионального стандарта сам по себе представляет серьезную проблему, особенно в случаях несоответствия образовательной программы наименованию стандарта[4; 5]. Анализ реестра профессиональных стандартов, реестра областей и видов деятельности, реестра трудовых функций, сопоставление и существенная модернизация компонентов образовательной программы (главным образом рабочих программ дисциплин) являются обязанностью преподавателей вузов, стремящихся дать студентам образование, соответствующее современным требованиям законодательства. Еще одна из трудностей, возникающая на этапе сопоставления ФГОС и профессиональных стандартов, связана с различием в терминологии этих стандартов. Предметом описания образовательного и профессионального стандартов являются различные объекты. Объектом для ФГОС является выпускник, овладевший навыками какой-либо деятельности, объектом для профессиональных стандартов
является сама деятельность. Таким образом, естественно, что в стандартах используются различные в связи с этим термины и классификации.
Составление рабочей программы дисциплины
Одним из основных составляющих документов образовательной программы является рабочая программа дисциплины, регламентирующая объем, содержание, порядок и технологии изучения учебной дисциплины, конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми и приобретенными компетенциями, способы контроля результатов ее изучения, а также методическое и техническое обеспечение образовательного процесса [6-9]. Актуальность обновления рабочей программы дисциплины обусловлена, в первую очередь, необходимостью учета требований профессиональных стандартов, увеличением возможностей точнее реагировать на запросы рынка труда и, как следствие - повышение конкурентоспособности выпускника ВУЗа.
В рабочей программе дисциплины должны быть отражены:
- наименование дисциплины (модуля);
- перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
- место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
- о бъем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу студентов;
- содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;
- перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
- перечни основной, дополнительной литературы и периодических изданий, рекомендуемых для освоения дисциплины (модуля);
- перечни информационных ресурсов и информационных технологий, используемых при освоении дисциплины (модуля);
- описание материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
Исходными документами для составления РПД являются:
- ФГОС ВО (ФГОС3+) по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»;
- профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования систем электроснабжения объектов капитального строительства»;
- образовательная программа «Проектирование развивающихся систем электроснабжения»;
- учебный план (базовый, рабочий, индивидуальный).
Следует помнить, что рабочая программа дисциплины, в первую очередь, разрабатывается для участников образовательной деятельности (обучающегося и педагогического работника). Каждый из них получает необходимую информацию из этого документа.
В первом разделе РПД необходимо указать цели преподавания дисциплины и задачи изучения дисциплины. Цели и задачи должны соответствовать ФГОС ВО и ориентированы на виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники. Выбор вида профессиональной деятельности осуществляется с учетом профессиональных стандартов. В них указываются основные цели, которые являются основополагающими при постановке целей конкретных дисциплин. На
данном этапе необходим детальный анализ содержимого обобщенных трудовых функций. Естественно, задачи вытекают из поставленных целей и несут в себе конкретику в обучении выпускника.
Во втором разделе РПД необходимо раскрыть место дисциплины в структуре ОП. Здесь размещается информация, к какой части ОП относится дисциплина (базовой, вариативной или является факультативом), а также указывается тип дисциплины по характеру ее освоения (обязательность освоения в зависимости от периода обучения). Также в этом разделе необходимо показать междисциплинарную связь: что обучающийся должен пройти до того, как приступит к изучению этой дисциплины, и при изучении каких дисциплин понадобится усвоенное в рамках этой.
Третий раздел РПД несет в себе информацию о входных требованиях для освоения дисциплины. Необходимость данного раздела обусловлена тем, что педагогический работник и обучающиеся видят тот фундамент знаний, на который будет опираться эта дисциплина. Здесь указываются компетенции обучающегося, сформированные до освоения дисциплины, а также перечисляются знания, умения и навыки. Естественно возникает вопрос: на что опираются дисциплины, которые будут изучаться на первом курсе? В этом случае необходимо указать те знания, которые получены в общеобразовательных учреждениях.
При разработке четвертого раздела (Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОП (компетенциями выпускников)) необходимо руководствоваться ФГОС ВО, учебным планом и выбранным профессиональным стандартом. Здесь опять требуется отличный от стандартного проектирования РПД подход. Вместо «владений (навыков)», «умений» и «знаний», которые были привязаны к определенным компетенциям, следует оперировать следующим набором терминов: обобщенные трудовые функции (ОТФ) - трудовые функции (ТФ) - трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Часто имеется несоответствие между ОТФ и ТФ профессионального стандарта и набором компетенций образовательной программы. Требуется корректировать сам набор компетенций, и затем для каждой компетенции необходимо изменить соответствующие «владения (навыки)», «умения» и «знания» с точки зрения их корреляции с трудовыми действиями, необходимыми умениями и необходимыми знаниями. Схематично данное соответствие можно представить в виде диаграммы на рисунке. В диаграмме видно, что вид профессиональной деятельности раскрывается посредством функциональной карты, в которой указываются набор обобщенных трудовых функций, трудовых функций и составляющих их трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний. Показано, как соответствуют эти термины компетенциям выпускника и составляющим их (владения (навыки), умения, знания) из образовательного стандарта. Также важно выяснить соответствие между видами профессиональной деятельности (научно -исследовательская, организационно-управленческая и т.д.) и набором ко мпетенций.
Рис. Соответствие понятий профстандарта с терминами ФГОС3+
Информацию четвертого раздела после анализа и подбора необходимого набора компонентов целесообразно разместить в виде таблицы. Необходимо следить, чтобы содержание компетенций (знать, уметь, владеть) соответствовало содержанию необходимой трудовой функции (необходимые знания, необходимые умения, трудовые действия).
Таблица
Сводная таблица формируемых компетенций и планируемых результатов обучения
Формируемые компетенции(код и формулировка компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
ОК-1 У1 (ОК -1) Уметь
ОПК-2 З1(ОПК-2) Знать
ПК-1 У1 (ПК -1) Уметь В1 (ПК -1) Владеть
В левом столбце таблицы указываются компетенции из учебного плана, предусмотренные ФГОС ВО, формируемые данной дисциплиной. В правом столбце - планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций. Здесь нужно остановиться более подробно. Формирование компетенций происходит у обучающегося поэтапно, при постепенном осваивании дисциплины. Поэтому прививаемые знания, умения и навыки требуется пронумеровать в той последовательности, в которой они приобретаются. При формулировании знаний, умений и навыков нужна обязательно конкретика дисциплины, конкретика направления будущего бакалавра или магистра. В первую очередь это касается общекультурных компетенций.
При формулировании знаний, умений и навыков, касающихся
профессиональных компетенций, нужно обратить особое внимание на выбранный профессиональный стандарт. Из второго раздела профессионального стандарта необходимо выбрать обобщенную трудовую функцию и уровень квалификации выпускника. Обобщенная трудовая функция регламентирует возможные наименования должностей и требования к образованию и обучению. Здесь разработчик РПД должен уровень образования выпускника соотнести с вышеперечисленными требованиями обобщенной трудовой функцией профессионального стандарта. Опираясь на необходимые знания, необходимые умения и трудовые действия, описанные в трудовой функции профессионального стандарта, выбираются знания, умения и навыки для указанных компетенций для конкретной дисциплины. Как и в случае с общекультурными компетенциями, необходима конкретика изучаемого предмета. Также желательно указывать трудовую функцию, из которой взяты необходимые знания, необходимые умения и трудовые действия [10].
Следующий пятый раздел несет в себе информацию о формате обучения. Формат обучения кроме контактной формы обучения может быть и дистанционным (электронным). Об этом необходимо указать в разделе РПД с конкретными координатами нахождения материалов дисциплины в электронной информационно -образовательной среде организации (ВУЗа). Особенно это актуально для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В шестом разделе указывается язык преподавания дисциплины согласно ФГОС ВО (см. Приказ Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника" от 21 ноября 2011 № 1500): «Образовательная деятельность ... осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации».
Седьмой раздел РПД раскрывает структуру и содержание дисциплины. В подразделе «Структура дисциплины» необходимо указать объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. Данная информация размещена в учебном плане образовательной программы. Особое внимание необходимо уделить часам на контактную работу обучающегося с преподавателем отведенные на различные виды консультаций.
В восьмом разделе РПД необходимо указать источники информации, из которых обучающийся будет получать необходимые знания во время самостоятельной работы. Девятый раздел рабочей программы целесообразно исполнить в виде таблиц, в которых дается информация о специальных помещениях и оборудовании, которое используется для более качественного проведения занятий.
Заключение
Проектирование ООП (определение компетенций выпускников и результатов обучения, необходимых для развития этих компетенций, формирование модулей ООП под запланированные результаты обучения, распределение ЗЕТ по всем элементам ООП, составление РПД дисциплин, составляющих ООП) требуют командной работы всех лиц ППС, обеспечивающих данную ООП. Необходимо учитывать вышеизложенные рекомендации при актуализации РПД.
Литература
1. Plan Your Course Content and Schedule // Carnegy Melon University. Design & Teach a course URL: http://www.cmu.edu/teaching/designteach/design/contentschedule.html (дата обращения: 15.05.2017).
2. Fink L. D. Creating significant learning experiences: An integrated approach to designing college courses. San Francisco: Jossey-Bass, 2003.
3. Nilson L. B Teaching at its best: A research-based resource for college instructors. Bolton, MA: Anker Publishing Company, Inc., 2003.
4. Григорьева И.А. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1204-1206.
5. Денисова Н.В., Ившин И.В., Максимов В.В., Мифтахова Н.К. Профессиональный стандарт как инициатор новшеств в подготовке бакалавров по образовательной программе «Электроснабжение» // Межвузовская научно-методическая конференция, посвященная 70 -летию Ю.Г. Назмеева. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, образование. ФГБОУ ВО «КГЭУ», Казань, 21 -22 апреля 2016. Казань: «Бриг», 2016. С. 79-90.
6. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению. // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5-14.
7. Ившин И.В., Доломанюк Л.В., Максимов В.В., Гибадуллин Р.Р., Копылов А.М. Теоретико -методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего инженера-энергетика // Межвузовская научно -методическая конференция, посвященная 70-летию Ю.Г. Назмеева. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, образование. ФГБОУ ВО «КГЭУ», Казань, 21-22 апреля 2016. Казань: "Бриг", 2016. С. 135-143.
8. Ившин И.В., Доломанюк Л.В., Максимов В.В., Гибадуллин Р.Р., Копылов А.М. Современные тенденции развития высшего образования // Межвузовская научно -методическая конференция, посвященная 70-летию Ю.Г. Назмеева. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, образование. ФГБОУ ВО «КГЭУ», Казань, 21-22 апреля 2016. Казань: "Бриг", 2016. С. 144-149.
9. Логачева А.Г., Максимов В.В., Хасанов Ш.Р., Цветков А.Н. Обучение рабочей профессии как инструмент повышения конкурентоспособности выпускника ВУЗа // Межвузовская научно -методическая конференция, посвященная 70-летию Ю.Г. Назмеева. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, образование. ФГБОУ ВО «КГЭУ», Казань, 21-22 апреля 2016. Казань: "Бриг", 2016. С. 197-202.
10. Булатова В.М. Условия проектирования методического обеспечения учебных дисциплин с учетом профессиональных стандартов // Межвузовская научно-методическая конференция, посвященная 70-летию Ю.Г. Назмеева. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, образование. ФГБОУ ВО «КГЭУ», Казань, 21 -22 апреля 2016. Казань: "Бриг", 2016. С. 46-51.
References
1. Plan Your Course Content and Schedule // Carnegy Melon University. Design & Teach a course URL: http://www.cmu.edu/teaching/designteach/design/contentschedule.html (data obrashcheniya: 15.05.2017).
2. Fink L. D. Creating significant learning experiences: An integrated approach to designing college courses. San Francisco: Jossey-Bass, 2003.
3. Nilson L. B Teaching at its best: A research-based resource for college instructors. Bolton, MA: Anker Publishing Company, Inc., 2003.
4. Grigor'eva I.A. Problemy i perspektivy razrabotki i vnedreniya professional'nykh standartov v sfere professional'nogo obrazovaniya // Molodoi uchenyi. 2016. No. 10. P. 1204-1206.
5. Denisova N.V., Ivshin I.V., Maksimov V.V., Miftakhova N.K. Professional'nyi standart kak initsiator novshestv v podgotovke bakalavrov po obrazovatel'noi programme «Elektrosnabzhenie» // Mezhvuzovskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Yu.G. Nazmeeva. Aktual'nye voprosy inzhenernogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, obrazovanie.
FGBOU VO «KGEU», Kazan', 21 -22 aprelya 2016. Kazan': «Brig», 2016. P. 79-90.
6. Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniyu. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. No. 4. P. 5-14.
7. Ivshin I.V., Dolomanyuk L.V., Maksimov V.V., Gibadullin R.R., Kopylov A.M. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k izucheniyu problemy professional'noi kompetentnosti budushchego inzhenera-energetika // Mezhvuzovskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Yu.G. Nazmeeva. Aktual'nye voprosy inzhenernogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, obrazovanie. FGBOU VO «KGEU», Kazan', 21 -22 aprelya 2016. Kazan': "Brig", 2016. P. 135-143.
8. Ivshin I.V., Dolomanyuk L.V., Maksimov V.V., Gibadullin R.R., Kopylov A.M. Sovremennye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya // Mezhvuzovskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Yu.G. Nazmeeva. Aktual'nye voprosy inzhenernogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, obrazovanie. FGBOU VO «KGEU», Kazan', 21 -22 aprelya 2016. Kazan': "Brig", 2016. P. 144-149.
9. Logacheva A.G., Maksimov V.V., Khasanov Sh.R., Tsvetkov A.N. Obuchenie rabochei professii kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti vypusknika VUZa // Mezhvuzovskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Yu.G. Nazmeeva. Aktual'nye voprosy inzhenernogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, obrazovanie. FGBOU VO «KGEU», Kazan', 21-22 aprelya 2016. Kazan': "Brig", 2016. P. 197-202.
10. Bulatova V.M. Usloviya proektirovaniya metodicheskogo obespecheniya uchebnykh distsiplin s uchetom professional'nykh standartov // Mezhvuzovskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Yu.G. Nazmeeva. Aktual'nye voprosy inzhenernogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, obrazovanie. FGBOU VO «KGEU», Kazan', 21-22 aprelya 2016. Kazan': "Brig", 2016. P. 46-51.
Авторы публикации
Хуснутдинов Рустем Рауфович - канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.
Мифтахова Наиля Камильевна - старший преподаватель кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.
Ившин Игорь Владимирович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроэнергетические сети и системы», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.
Максимов Виктор Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.
Authors of the publication
Rustem R. Khusnutdinov - Cand. Sci. (Phys.-math.), Assoc. Prof. of Power supply of industrial enterprises, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
Nailya K. Mipgtahova - Senior Lecturer of Power supply of industrial enterprises, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
Igor V. Ivshin - Dr. Sci. (Techn.) Prof. of Power supply of industrial enterprises, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
Victor V. Maximov - Cand. Sci. (Techn.), Assoc. Prof. of Power supply of industrial enterprises, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
Дата поступления 15.08.2017.