Научная статья на тему 'Актуальные направления исследований в области этнопсихологии субъективного благополучия'

Актуальные направления исследований в области этнопсихологии субъективного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1523
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРЕДИКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

Представлены данные обощенного анализа фактологического материала исследований субъективного благополучия, выполненных в этнопсихологическом ракурсе, свидетельствующие о многообразии видов, форм, факторов и детерминант субъективного благополучия, отражающие этнокультурное своеобразие взаимодействия человека и общества в условиях его глобализации. Зафиксированы основные тенденции в становлении и развитии этнопсихологии субъективного благополучия. Отмечено, что содержательное продвижение заявленной проблематики требует консолидации усилий исследователей для теоретического анализа, осмысления с последующим обобщением накопленного материала в области социальной психологии, этнической психологии и смежных областей, позволяющих охватить все многообразие проявлений феноменологии субъективного благополучия. Это позволит обозначить новые ориентиры в решении научных проблем, а также обеспечить взаимосвязь теоретического знания и психологической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Research Trends in the Sphere of Ethno-Psychology of Subjective Well-Being

The article presents generalized analysis data of the subjective wellbeing research factual material, which was carried out from the perspective of ethno-psychology and testifys to a variety of forms, factors, and determinants of subjective well-being and reflect ethno-cultural peculiarity of interaction between human being and the society under conditions of globalization. The article states the main tendencies in the emergence and development of ethno-psychology of subjective wellbeing. It was pointed out that substantial advancement of the stated problem requires consolidation of scholars’ efforts for carrying out theoretical analysis, understanding and further generalization of accumulated material in the sphere of social psychology and related areas, which allow to cover the whole plethora of manifestations of phenomenology of subjective well-being. It allows to draw new guidelines for the solution of scientific problems, as well as to provide the interconnection between theoretical knowledge and psychological practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления исследований в области этнопсихологии субъективного благополучия»

Е. Е. Бочарова. Актуальные направления исследований в области этнопсихологии

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 316.6:159

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Е. Е. Бочарова

Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, россия E-mail: [email protected]

Представлены данные обощенного анализа фактологического материала исследований субъективного благополучия, выполненных в этнопсихологическом ракурсе, свидетельствующие о многообразии видов, форм, факторов и детерминант субъективного благополучия, отражающие этнокультурное своеобразие взаимодействия человека и общества в условиях его глобализации. Зафиксированы основные тенденции в становлении и развитии этнопсихологии субъективного благополучия. отмечено, что содержательное продвижение заявленной проблематики требует консолидации усилий исследователей для теоретического анализа, осмысления с последующим обобщением накопленного материала в области социальной психологии, этнической психологии и смежных областей, позволяющих охватить все многообразие проявлений феноменологии субъективного благополучия. Это позволит обозначить новые ориентиры в решении научных проблем, а также обеспечить взаимосвязь теоретического знания и психологической практики.

Ключевые слова: личность, этнопсихология, субъективное благополучие, предикторы возможного благополучия.

Введение

Проблема субъективного благополучия в современном обществе вышла далеко за рамки науки и, безусловно, относится к числу наиболее значимых и приоритетных тем, волнующих как отдельных людей, так и общество в целом. В силу новых тенденций развития кризисных явлений в обществе эти проблемы приобретают особую социальную остроту, и для их решения требуется интеграция знаний, накопленных в смежных областях психологической науки (социальной, возрастной, этнической, экономической психологии и т. д.). Это приводит к необходимости расширения представленности психологических переменных в объяснительных конструктах субъективного благополучия личности и ее групп.

Обобщенный анализ результатов исследований субъективного благополучия, выполненных в этнопсихологическом ракурсе, свидетельствующий о многообразии видов, форм, факторов и детерминант субъективного благополучия, отражающий вариативность взаимодействия человека и общества, позволяет обозначить основные тенденции в становлении и развитии этнопсихологии субъективного благополучия.

Основные тенденции в становлении и развитии этнопсихологии субъективного благополучия

Прежде всего обосновывается необходимость включения субъективного благополучия в дискурс эффективности модернизации общества, критериальных оснований качества объективных условий жизни общества. Принципиальным является переход от понимания сущности психологического потенциала индивида к пониманию сущ-

МАУЧМЫИ

ОТДЕЛ

© Бочарова Е. Е, 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

ности психологического потенциала социума (Г. М. Зараковский, А. В. Юревич, Д. В. Ушаков и др.), поэтому вопросы, связанные с изучением механизмов его формирования, факторов пополнения, а также механизмов функционирования и влияния на регуляцию социальной активности личности, являются чрезвычайно актуальными для сегодняшней России, где показатели качества объективных условий жизни людей остаются существенно ниже, по сравнению с другими развитыми странами. Подтверждением тому являются данные ряда исследований, выполненных зарубежными и отечественными учеными, среди которых особый интерес вызывает накопленный опыт изучения качества жизни, представленный в работах А. Л. Журавлева, А. Б. Купрейчен-ко [1], В. А. Хащенко [2], Г. М. Зараковского [3],

А. Н. Татарко [4], А. Е. Журавлевой [5] и др. Качество жизни определяется степенью удовлетворения человеком всего комплекса потребностей и интересов, соответствующих его жизненным ценностям. В этом контексте повышение качества жизни означает расширение возможностей личности в реализации своих потребностей в жизненные планы и, следовательно, достижение успеха, субъективного благополучия не только отдельного человека, но и общества в целом.

Разрабатывая проблему социального капитала, включающего такие параметры, как доверие, гражданская идентичность, нормы толерантности в поликультурном обществе, толерантное отношение к представителям иноэтнических групп и иноконфессиональных групп, исследователи подчеркивают необходимость обращения к конструкту субъективного благополучия [4], отражающему структурно-уровневые характеристики социального капитала. Так, в ряде исследований, выполненных на выборке представителей молодежи, зафиксированы положительные взаимосвязи между субъективным благополучием и такими показателями социального капитала, как уровень межличностного доверия, устойчивость и позитивность гражданской идентичности [4, 6, 7].

Интенсивно накапливаются знания об особенностях структурной организации субъективного благополучия представителей разных этнических групп в зависимости от их социально-возрастных характеристик (Р. М. Шами-онов [8], В. В. Гриценко [9], Н. В. Чурило [10], М. А. Кленова [11] и др.). На основании эмпирических данных установлены универсальные и этнодифференцирующие признаки ценностносмысловой, идентификационной детерминации субъективного благополучия личности разных этнических групп в разных условиях социализации. Анализируя групповые ценности и установки в качестве предикторов психологического благополучия русских и казахов, Р. М. Шами-онов [8] отмечает, что психологическое благополучие русских обусловливается культурно-

специфичной характеристикой «горизонтальный индивидуализм»; у казахов характеристикой, определяющей психологическое благополучие, является «горизонтальный коллективизм». Групповые ценности русских оказывают значительно меньшее воздействие на компоненты психологического благополучия, чем групповые ценности казахов. Наиболее выраженными предикторами психологического благополучия выступают ценности «уважение власти» (положительная взаимосвязь с благополучием в группе казахов) и «сердечность» (отрицательная взаимосвязь в группе русских). Установка на отстаивание интересов своего народа в ущерб представителям других народов негативно сказывается на различных параметрах психологического благополучия у представителей обеих этнических групп. Исследователь приходит к заключению, что культурная ориентация русских на индивидуализм, все больше проникающий на уровень культурных ценностей, блокирует коллективистские ориентации, а коллективистские ценности подрывают ощущение психологического благополучия.

Многими учёными особо подчеркивается необходимость включения социальной активности в дискурс повышения конкурентоспособности, социальной мобильности личности, ее готовности к взаимодействию с изменяющимся миром, оптимизации субъективного благополучия, изучение которой является немаловажным у представителей молодежи. В связи с этим в современных кросскультурных исследованиях особый интерес вызывает изучение характеристик субъективного благополучия личности, ее социальной активности в контексте ее социализации (социумизации, этнизации и культуризации). Изменение соотношения (удельного веса) внешних и внутренних факторов самоопределения личности приводит к необходимости изучения ее как субъекта социализации и адаптации. В этом отношении научный интерес представляют работы Р. М. Шамионова, Е. П. Белинской, Т. Г. Стефаненко, В. В. Гриценко, М. В. Григорьевой, О. Н. Губиной, А. Р. Вагаповой и др., раскрывающие универсальные и культурноспецифические особенности социализации современной молодежи.

Весьма интересны данные, раскрывающие эффекты межпоколенной трансмиссии, проявляющиеся в имплицитных представлениях о счастье у молодежи разных этносов. Иллюстрацией поиска фактических данных в этом направлении могут быть работы М. Аргайла [12], Р. М. Шамионова [13], И. А. Джидарьян [14], А. Р. Вагаповой [15] и др. Как пример, в исследовании, выполненным А. Р. Вагаповой на выборке представителей русского и армянского этносов, показано, что представления о благополучии в каждой этнической группе имеют свои отличительные черты, ядерная структура формируется и поддерживается в процессе взаимодействия с

136

Научный отдел

Е. Е. Бочарова. Актуальные направления исследованийв области этнопсихологии

представителями как своей, так и других групп. Выявлены отличия в структуре представлений у двух этносов, исторически проживающих вместе, придерживающихся сходных религиозных взглядов, но имеющих языковые, климатические и иные отличия, которые наложили свой отпечаток на мировоззренческие установки и образ окружающего мира. В связи с этим автор приходит к выводу, что у представителей армянского этноса больший акцент делается на эмоциональных аспектах благополучия, созерцательных и гармонизирующих внутреннее самочувствование. В представлениях о благополучии в русской этнической группе выявлены паттерны взаимосвязи переживания внутреннего эмоционального комфорта и положительных контактов с социальным окружением, свидетельствующие о значимости доброжелательных отношений.

В последние годы у исследователей появился интерес к анализу социально-психологических факторов субъективного благополучия личности в условиях миграции. Необходимо отметить, что изменение социокультурного окружения требует от личности установления новых социальных связей, нахождения своего места в новых для нее условиях, профессиональной реализации, встраивания себя в систему уже сложившихся социокультурных отношений. Данное требование приводит к изменениям на всех уровнях личностной сферы - когнитивном (информированность о новой среде), эмоциональном (удовлетворенность различными сторонами жизни), ценностном (изменения в системе отношений), поведенческом (достижения в области деятельности и общении, социальной активности и т. д.), что в целом, несомненно, отражается и на самочувствии, настроении, субъективном благополучии личности мигранта.

Ситуация миграции во многом соотносится с трудной жизненной ситуацией, где, действительно, происходит изменение в сфере социальных связей и отношений; в частности, велика вероятность формирования чувства одиночества, которое «выступает центральным в группе факторов, связанных с переживанием внутреннего дискомфорта» [16]. В ряде работ показано, что субъективное благополучие в условиях миграции взаимосвязано с социально-психологическими факторами: этнической осведомленностью, позитивной этнической идентичностью, с потребностью в общении, со способностью проявлять гибкость в общении, с самопониманием, с приятным времяпрепровождением, высоким материальным благосостоянием и интерактивным типом социокультурной адаптации [17]. Выявлена специфика структурной организации субъективного благополучия личности в зависимости от условий миграции: в выборке россиян она характеризуется обилием взаимосвязей, ядерную подструктуру которых составили фундаментальные сферы - положение в обществе, материальное

положение, сфера отношений. Структура субъективного благополучия иностранных мигрантов, проживающих в России, отражает в большей степени социальную и личностную активность; ядерными компонентами являются в основном профессионально-досуговые [18].

Отметим, что, сталкиваясь с многомерностью и разнообразием культурного окружения, с различными культурно-специфическими взглядами на мир, где правила и нормы разных культур наслаиваются и усваиваются одновременно, человек может получить опыт разрушения, утраты своей исконной этнической идентичности и созидания, конструирования новой, более подходящей в сложившихся условиях. В этом отношении научный интерес представляют работы В. В. Гриценко, Т. И. Заславской, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатовой, И. А. Субботиной, Н. В. Усовой и др.

Еще одно направление приобретает все большую актуальность в связи с развитием поликультурной среды и недостаточным знанием психологии того или иного этноса - этнопсихология развития. Сравнительно-культурные исследования различных аспектов развития также имеют место, но пока не позволяют составить целостную в каком-либо отношении картину. Считаем возможным сослаться на кросскультурное исследование проблемных переживаний подростков в возрасте 12-18 лет, проживавших в период с 1993 по 2000 г. в Потсдаме и Санкт-Петербурге [19]. Подобные работы четко выявляют влияние социокультурных особенностей и возраста на развитие. В одном из исследований это выразилось в том, что влияние социальноэкономического кризиса в этих культурах «перекрыло» возрастные особенности и наибольшей проблемой для подростков обеих стран стало будущее, в то время как на другие проблемные переживания оказывалось культурное влияние.

Заключение

Безусловно, представленные направления исследований не исчерпывают содержательной наполненности предметного поля в области этнопсихологии субъективного благополучия, а являются свидетельством сложности изучаемого феномена.

Библиографический список

1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003. 360 с.

2. Хащенко В. А., Баранова А. В. Восприятие и оценка качества жизни // Экономическая психология : современные проблемы и перспективы развития. СПб., 2002. С. 36-39.

3. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России. М., 2009. 320 с.

Психология социального развития

137

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

4. ТатаркоА. Н. Социальный капитал современной России: психологический анализ // Вестн. Московского гос. гум. ун-та им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 68-82.

5. Журавлева А. Е. Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей // Клиническая и медицинская психология : исследования, обучение, практика : электрон. науч. журн. 2015. № 1 (7). URL : http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 15.01.2015).

6. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Социальный капитал : теория и психологические исследования. М., 2009. 320 с.

7. Бочарова Е. Е. Этнопсихологические предикторы субъективного благополучия личности // Психология обучения. 2014. № 11. C. 95-108.

8. Шамионов Р. М. Групповые ценности и установки как предикторы психологического благополучия русских и казахов // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 35. C. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения : 15.01.2015).

9. Гриценко В. В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. ст. Саратов, 2004. Вып. 1. 260 с.

10. Чурило Н. В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии // Психол. журн. 2009. № 2. С. 63-69.

11. Клёнова М. А. Взаимосвязь характеристик субъективного благополучия и представлений о риске у представителей этнических групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 257-261.

12. АргайлМ. Психология счастья. СПб., 2003. 271 с.

13. ШамионовР. М. Субъективное благополучие личности : психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 296 с.

14. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 2. С. 40-48.

15. Вагапова А. Р. Этногрупповые представления о благополучии и эмоционально-оценочное отношение к другим // Психология обучения. 2014, № 12. С. 143-150.

16. УсоваН. В. Развитие идентичности и внутренних условий самоактуализации как направления формирования субъективного благополучия личности в условиях миграции // Психология, социология и педагогика. 2013. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/08/2374 (дата обращения: 15.01.2015).

17. Усова Н. В. Факторы субъективного благополучия российских мигрантов // Психология социального взаимодействия в изменяющимся мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов, 2010. С. 111-119.

18. Усова Н. В. Структура и составляющие субъективного благополучия российских мигрантов // Психология XXI века : C6. материалов V междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб., 2009. Т. 2. С. 92-97.

19. Регуш Л. А. Подросток в эпоху перемен (жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2005. С. 7-27.

Modern Research Trends in the Sphere of Ethno-Psychology of Subjective Well-Being

Elena E. Bocharova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail:[email protected]

The article presents generalized analysis data of the subjective wellbeing research factual material, which was carried out from the perspective of ethno-psychology and testifys to a variety of forms, factors, and determinants of subjective well-being and reflect ethno-cultural peculiarity of interaction between human being and the society under conditions of globalization. The article states the main tendencies in the emergence and development of ethno-psychology of subjective wellbeing. It was pointed out that substantial advancement of the stated problem requires consolidation of scholars' efforts for carrying out theoretical analysis, understanding and further generalization of accumulated material in the sphere of social psychology and related areas, which allow to cover the whole plethora of manifestations of phenomenology of subjective well-being. It allows to draw new guidelines for the solution of scientific problems, as well as to provide the interconnection between theoretical knowledge and psychological practice.

Key words: personality, ethno-psychology, subjective well-being, predictors of possible well-being.

References

1. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Nravstvenno-psik-hologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy aktivnosti (Moral-psychological regulation of economic activity). Moscow, 2003. 360 p. (in Russian).

2. Khashchenko V. A., Baranova A. V. Vospriyatie i ot-senka kachestva zhizni (Perception and valuation of life quality). Ekonomicheskaya psikhologiya: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya (Economical psychology: contemporary problems and development perspectives). St.-Petersburg, 2002, pp. 36-39 (in Russian).

3. Zarakovskiy G. M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii (Life quality of Russian people). Moscow, 2009. 320 p.

4. Tatarko A. N. Sotsial'nyy kapital sovremennoy Rossii: psikhologicheskiy analiz (Social capital of modern Russia: psychological analysis). Vestn. Moskovskogo gos. gum. un-ta im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya (Bulletin of Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Ser. Pedagogy and Psychology). 2012, no. 3, pp. 68-82 (in Russian).

5. Zhuravleva A. E. Strukturnaya model' kachestva zhizni sovremennykh podrostkov i yunoshey (Structural model of modern teenagers' life quality) Klinicheskaya i meditsin-skaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika: electron. nauch. zhurn. 2015, no. 1 (7). Available at : http:// medpsy.ru/climp (accessed: 15.01.2015) (in Russian).

6. Tatarko A. N., Lebedeva N. M. Sotsial'nyy capital: teoriya i psikhologicheskie issledovaniya (Social capital: theory and psychological investigations). Moscow, 2009. 320 p. (in Russian).

7. Bocharova E. E. Etnopsikhologicheskie prediktory sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti (Ethno-psycho-logical predictors of personality's subjective well-being).

138

Научный отдел

Д. М. Зиновьева. Психологическое благополучие государственных служащих

Psikhologiya obucheniya (Educational Psychology), 2014, no. 11, pp. 95-108 (in Russian).

8. Shamionov R. M. Gruppovye tsennosti i ustanovki kak prediktory psikhologicheskogo blagopoluchiya russkikh i kazakhov (Group values and attitudes as predictors of Russians' and Kazakhs' psychological well-being). Psikhologicheskie issledovaniya (Psikhologicheskie Issle-dovaniya), 2014, vol. 7, no. 35, p. 12. Available at: http:// psystudy.ru (accessed: 15 January 2015) (in Russian).

9. Gritsenko V. V. Issledovanie sub"ektivnogo blagopo-luchiya russkikh i khakasov v usloviyakh obshchestvenno-ekonomicheskikhperemen (Investigation of Russians' and Khakases' subjective well-being in conditions of social and economical changes). Problemy sotsial'noy psikhologii lichnosti: mezhvuzovskiy sb. st. (Issues of personality social psychology: the inter-universities collection of papers). Saratov, 2004. Iss. 1. 260 p. (in Russian).

10. Churilo N. V. Sub"ektivnoe blagopoluchie yunoshey i devushek v kontekste realizatsii individual'noy zhiznennoy strategii (Boys' and girls' subjective well-being in context of realizing individual life strategy). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2009, no. 2, pp. 63-69 (in Russian).

11. Klenova M. A. Vzaimosvyaz'kharakteristiksub»ektivnogo blagopoluchiya i predstavleniy o riske u predstaviteley etnicheskikh grupp (Interrelation of subjective well-being characteristics and risk representations by representatives of ethnic groups). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2013. Vol. 2, iss. 3, pp. 257-261 (in Russian).

12. Argayl M. Psikhologiya schast'ya (Happiness psychology). St.-Petersburg, 2003. 271 p. (in Russian).

13. Shamionov R. M. Sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaya kartina i faktory (Personality's subjective well-being: psychological pattern and factors). Saratov, 2008. 296 pp. (in Russian).

14. Dzhidar'yan I. A. Schast'e v predstavleniyakh obydennogo soznaniya (Happiness in commonplace sense representations). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2000, vol. 21, no. 2, pp. 40-48 (in Russian).

уд к 316.6:159

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ Ж

Д. М. Зиновьева

Зиновьева Дина Муратовна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)

E-mail: [email protected]

В статье описаны особенности проживания кризиса среднего возраста государственными служащими. Приведены результаты, опроса государственных служащих в возрасте от 30 до 50 лет, всего 40 человек, из них 22 женщины, 18 мужчин. Сопоставляются воз-

15. Vagapova A. R. Etnogruppovyepredstavleniya o blagopo-luchii i emotsional'no-otsenochnoe otnoshenie k drugim. (Ethno-group representations about well-being and emotional valuation attitude towards others). Psikhologiya obucheniya (Educational psychology), 2014, no. 12, pp. 143-150 (in Russian).

16. Usova N. V. Razvitie identichnosti i vnutrennikh us-loviy samoaktualizatsii kak napravleniya formirovaniya sub»ektivnogo blagopoluchiya lichnosti v usloviyakh migratsii (Development of identity and internal conditions of self-actualization as directions of forming personality's subjective well-being in migration conditions). Psikholo-giya, sotsiologiya i pedagogika (Psychology, sociology and pedagogy). 2013, no. 8. Available at: http://psychology. snauka.ru/2013/08/2374 (accessed: 15 January 2015) (in Russian).

17. Usova N. V. Faktory sub»ektivnogo blagopoluchiya rossi-yskikh migrantov. (Factors of Russian migrants' subjective well-being). Psikhologiya sotsial'nogo vzaimodeystviya v izmenyayushchimsya mire: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Psychology of social interaction in changing world: materials of All-Russian scientific and practical conference with international part). Saratov, 2010, pp. 111-119 (in Russian).

18. Usova N. V. Struktura i sostavlyayushchie sub»ektivnogo blagopoluchiya rossiyskikh migrantov (Structure and components of Russian migrants' subjective well-being), PsikhologiyaXXI veka: sb. materialov V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh. (Psychology of XXI century: the collection of materials of the 5th international scientific and practical conference of young researchers). St.-Petersburg, 2009, vol. 2, pp. 92-97 (in Russian).

19. Regush L. A. Podrostok v epokhu peremen (zhiznennye problemy podrostkov St.-Peterburga) (Adolescent in changes epoch {St.-Petersburg adolescents' life problems}) Psikhologiya sovremennogo podrostka (Psychology of modern adolescent). Ed. by L. A. Regush. St.-Peters-burg, 2005, pp. 7-27 (in Russian).

растные группы 30-40 (переходная) и 41-50 лет (кризисная). Использованы методики: авторская техника ассоциативной беседы, «Рисуночный тест» Э. Вартегга, модифицированная техника «Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви, методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бака. С помощью психолого-символического опосредования выявлены признаки психологического неблагополучия на стадии продуктивности, выраженное чувство социальной несостоятельности у переходной и кризисной групп.

Ключевые слова: кризис середины жизни, психологическое благополучие.

© Зиновьева Д М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.