вой борьбы с клик-фродом на данный момент стоит в первоочередных интересах как рекламодателей, так и провайдеров контекстной Интернет-рекламы.
Литература:
1. Мордкович, Борис и Евгений "Pay-Per-Click Search Engine Marketing Handbook"
2. Довжиков, Алексей, Яковлев Алексей, «Веб-аналитика: основы, секреты, трюки». - СПб.: БХВ-Петербург, 2013, — C. 20-35
3. Ильенкова Н.Д. Внутрисистемная и внесистемная информация: сущность, содержание, проблемы для динамического анализа / Н.Д. Ильенкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. №1-2. - С. 771-774.
4. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности как условия экономической безопасности./ Н.Д. Ильенкова// Эконо-
мика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. - М.: 2012. - №1. - С. 35-39.
5. Ильенкова Н.Д. Спрос, реализация и финансовые результаты деятельности предприятия. Риск невостребованности продукции./ Н.Д. Ильенкова // Н-т. сб. Экономика и коммерция. - М.: ЦНИИ электроника.- 1994. - №3. С.128-139.
6. Клифтон, Брайан «Google Analytics для профессионалов. 3-е издание», — М. : ООО "И.Д. Вильямс", 2014. — C. 401-417
7. Кошик, Авинаш «Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики.»: Пер. с англ. — М. : ООО "И.Д. Вильямс", 2014. — C. 183-208
8. «Объем рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре 2014 года» Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/ id4949
УДК 371
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В
ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Сысоева Е. В., к.э.н., доцент кафедры «Теории менеджмента» АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет»
Сформированы стратегические приоритеты развития образования в соответствии с требованиями отечественного законодательства, состоянием российской образовательной системы и декларируемых задач образовательной сферы. Проведен анализ существующих проблем, решение которых позволит повысить устойчивость развития всей образовательной системы России.
Ключевые слова: человеческий капитал, компетенции, стратегия развития образования.
RECENT ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PERIOD OF MODERNIZATION OF EDUCATIONALSYSTEM IN RUSSIA
Sysoeva E., Ph.D. in economics, associate professor of branch «Theory of management», ANEIHPE «Odintsovo university of humanities»
Strategic priorities for the development of education in accordance with the requirements of domestic legislation, the state of the Russian educational system and the declared objectives of the educational sphereare formed. The analysis of existing problems, the solution of which will increase the sustainability of development of the whole educational system of Russia.
Keywords: human capital, competence, strategy of education development.
Роль учебных учреждений в контексте концепции развития человеческого капитала очень велика. Громадные социальные, личностные и экономические эффекты образования не сиюминутны - они отсрочены во времени. Всем, кто связан с определением политики развития образования, с совершенствованием образовательной системы, нужно, прежде всего, осознать положение, в котором находится современное образование, понять и реализовать стратегические ориентиры развития и тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Надо, как это делает хороший шахматист, научиться выверять предполагаемые шаги на много ходов вперед, в частности, взвесить, оценить соотношение выгоды сиюминутной экономии на образовании и вероятности утраты, как правило, достаточно отдаленных позитивных личностных, социальных и финансово-экономических эффектов.
Ученые, и российские, и зарубежные, давно просчитали экономический эффект образования. Еще в 20-е гг. прошлого века академик С. Г. Струмилин и его сотрудники установили, что даже простая грамотность повышает производительность труда рабочего в среднем до 30%, т. е. в 2,6 раз больше, чем за год заводской выучки. В работах В. А. Жамина, Г. А. Егиазаряна, С. Л. Костаняна и др. показано, что, например, в 1979 г. из всего прироста национального дохода страны 46% приходится на фактор повышения образования и квалификации работников, включая профессиональное образование и повышение квалификации[4]. Впоследствии исследований экономической эффективности от образования (которую сейчас обозначают как «человеческий капитал») практически не проводилось.
Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Оно дает новые возможности для исследования таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда и т.п. [2] Все больше сторонников имеет позиция, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного общества, наиболее важный,
чем накопленное богатство [8]. Необходимо научиться измерять стоимость этого богатства. Чем больше общество осознанно вкладывает ресурсы в развитие человека, тем оно демократичнее.
Под человеческим капиталом обычно понимают количество и качество физического, интеллектуального запаса здоровья популяции с гарантией преемственности поколений, сохранения этой преемственности [9]. Таким образом, человеческий капитал, по существу, состоит из двух взаимозависимых социальных уровней: во-первых, воспроизводство, репродуктивный потенциал популяции, её духовный, семейный статус, формирование молодого поколения; во-вторых, эффективное вхождение подрастающего поколения в социальный мир, где основные принципы человекопроизводства сопряжены с воспитанием, целеполаганием, духовностью, образованием, целеустремленностью, творческой трудовой активностью в социальной сфере [2].
Сегодня возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации, что совпадает со всеобщей закономерностью развития современной науки в целом: концентрацией исследований на проблеме человека. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования как ведущей сферы воспроизводства созидательных качеств человека, накопления человеческого капитала [20].
Важнейшим активом человеческого капитала являются учебные учреждения, которые становятся решающим фактором экономического роста и научно-технического потенциала. Организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности) следующие [16]:
1. Научные организации;
2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей;
4. Организации осуществляющие социальное обслуживание;
5. Иные юридические лица.
Рис. 1. Уровни учебных
Также выделяют следующие виды учебных учреждений (рисЛ).
По мнению В.А. Садовничего, специфика развития образовательного пространства в современном мире в первую очередь связана с его обесцениванием: «я хотел бы сразу оговорить тот смысл, который я вкладываю в понятие «образование» [13]. Речь идет о глубоком фундаментальном образовании. Это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни. В этом «тяжелом» образовании лидирующую роль всегда занимали несколько университетов. Они создавали славу нашей системы образования и задавали ее уровень и сегодня у нас в стране есть десятки таких университетов.
Учебные учреждения являются фундаментом интеллектуальной культуры, его основой, и общество не может нормально функционировать и развиваться без системы культурных ценностей. Структурам учебных учреждений принадлежит одно из первых мест в формировании культуры [19]. Интеллектуальная культура, охватывая самые существенные грани человека, способствует формированию профессионала.
Именно понимаемая в широком смысле слова интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей (идеи, идеалы, традиции, формы и нормы общения и поведения и т.п.). Интеллектуальная культура создает свободу в разнообразии, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил и движений. В условиях рыночной экономики, постиндустриальной цивилизации решающее значение для стабилизации общественного развития приобретает научно-образовательная сфера. Сегодня необходимо опережающее развитие науки и образования по отношению к остальным видам человеческой деятельности.
Современная парадигма учебных учреждений гласит следующее: переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» [1]. И сейчас актуальна позиция
учреждений России [16]
преподавателя «не знающего и обучающего», а «познающего вместе с коллегами"обучающимися». Причины изменения парадигмы:
• лавинообразный поток информации во всех областях знания;
• потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
В соответствии с нормативными актами, общие задачи образовательных учреждений представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности учебных заведений (рис.2).
Система направления деятельности образовательных учреждений обеспечивает реализацию следующих мероприятий:
- формирование новых знаний и умений;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Таким образом, определив направления деятельности, можно наметить стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации.
Образование уже не справляется как со своими традиционными функциями - обучением, воспитанием, развитием, социализацией подрастающего поколения, так и с относительно новыми - оздоровлением, приобщением к культуре, социально-правовой защитой, инновационным развитием учебно-воспитательной сферы и др. [3] Многие из этих функций легли на плечи образовательных
Рис. 2. Основные направления деятельности образовательных учреждений
учреждений в силу несостоятельности заведений социальной инфраструктуры. Упало качество образования, школа явно не вписывается в структуру рыночной экономики, ей все труднее противостоять негативным реалиям современной массовой культуры и агрессивной среды.
Положение усугубляется тем обстоятельством, что общество и властные структуры с большим запозданием начали осознавать опасность сложившейся ситуации, понимать подлинное соотношение экономики и культурно-образовательной сферы, приоритет и ценность последней.
Сейчас следует, прежде всего, четко и трезво оценить сложившееся положение, определить стратегические ориентиры развития и принять их к руководству. Существующая доктрина развития образования до 2025 г. уже во многом не соответствует имеющимся реалиям, к тому же она недостаточно конструктивна. Новый основополагающий документ может быть разработан в форме образовательного кодекса, концепции развития или федерального закона об образовании (пока к обсуждению был представлен явно недоработанный вариант, объемом в несколько сот страниц). Представляется, что в этом документе должны быть прописаны основные цели и продукты (результаты) образования на каждом из относительно завершенных его этапов (программно-целевые параметры), выделены глобальные (мировые) стратегии в их российском преломлении, федеральная стратегия, общие установки развития региональных образовательных систем (уровневые ориентиры), временные рамки осуществления намеченных мер (хронотопный подход), способы государственного мониторинга условий, процесса и результатов образования [5].
Впрочем, не все согласны с тем, что состояние современного образования кризисное. Детсады и школы работают, вузы значительно расширили свой контингент, успеваемость растет, кадровые вакансии закрыты.прежде чем мы приведем соответствующую аргументацию нашей оценки, уточним саму трактовку характера и роли кризиса в развитии образования [5].В тоже время о кризисном состоянии свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые из них.
Образование, которое в значительной степени стало платным (особенно дошкольное и дополнительное), не справляется со своей социальной миссией - обеспечить всем детям равные стартовые возможности, служить «социальным лифтом» для каждого ученика и студента [12]. Оно трактуется не как социальное и личностное благо, доступное каждому, не как явление культуры, а как сфера услуг. Его качество стало в немалой степени зависеть от весомости кошелька родителей и их влиятельных связей.
Резко упало качество обучения, особенно естественнонаучного. Мировой рейтинг российского образования, прежде всего общего среднего, катастрофически снизился. В советское время наша страна занимала 1-2-е места, теперь Россия откатилась на 40-50-е места из 60-70 стран-участников в этом рейтинге [14].Такое падение создает прямую угрозу национальной безопасности, потенциалу развития государства.
Произошло старение педагогических кадров. Средний возраст учителя сейчас составляет 52 года [11]. Если учесть, что подавляющее число педагогов школы - женщины, то нетрудно догадаться, что скоро почти весь корпус школьных учителей уйдет на пенсию. Обновление образовательных учреждений молодыми педагогическими кадрами происходит весьма слабо. Кроме того, из школы ушли мужчины, практически завершились феминизация школьного учительского корпуса. Все эти опасные демографические сдвиги - следствие падения престижа педагогической профессии, что, в свою очередь, вызвано совершенно недостаточным материально-финансовым обеспечением образовательной сферы, низкой заработной платой и, как следствие, недостаточным профессионализмом и притоком талантов в образовательную сферу [14].
Сформулируем ведущие концептуальные позиции, которые нужно, на наш взгляд, отстаивать педагогической науке и передовой практике в предстоящий среднесрочный период (3-5 лет) и из которых вытекают насущные задачи, которые следует решать:
1. Используя социально-экономические прогнозы и программные установки, надо разработать опережающую стратегию развития образования. Поскольку существует значительная степень неопределенности социально-экономических прогнозов, реализация стратегии может носить вариативный характер, а комплексные программы развития образования страны и отдельных регионов, программы развития профессионального образования, воспитания,
другие целевые программы могут содержать несколько сценариев - от минимально необходимого до оптимального.
Следует закрепить происходящий в сознании прогрессивных руководителей коренной сдвиг в понимании объективной приоритетной роли образования в модернизации всей социально-экономической системы страны, разработать систему мер перехода от «догоняющего» режима развития к режиму перехода к опережающему образованию, исправить, скорректировать уже принятые ошибочные решения, обеспечив таким образом гармонизацию социальной стратегии, образовательной политики и практики модернизации образования. Это основная задача зарождающейся новой отрасли социально-педагогического знания - педагогической политологии и уже существующей педагогической социологии.
2. Необходимо утвердить истинное понимание целей и результатов образования не как приобретения знаний и умений (это важный элемент, образования, его каркас, несущая основа, но вовсе не его результат, не его основной продукт). Ученые выделяют четыре основных цели и соответствующих результата (продукта) образования, которые одновременно могут служить критериями мониторинга его качества и обеспечить в перспективе переход к опережающему образованию[17]:
- развитие личностных качеств человека, в том числе творческих способностей, нравственных и гражданских качеств, социальной ответственности и активности (личностно-развивающий критерий);
- формирование грядущего социума, толерантных отношений между людьми и социальными группами, способностей к общению и коллективному действию, служению людям и обществу (социально-развивающий критерий);
- формирование «человеческого капитала», экономической активности участников воспроизводства, готовности к высокопроизводительному труду в современной системе производства (экономической критерий);
- сохранение и развитие культуры как содержательной основы образования и воспроизводства «человека культуры» (культуросо-зидающий критерий) путем погружения обучающихся или воспи-туемых не только в науку и технологию, но и в культуру в целом. Мы полагаем, что при этом совершенно обязательно сохранить гуманитарное образование и соответствующие предметы: русский и родной язык, литературу, историю, обществознание, усилить предметы художественного цикла, формирующие творческое универсальное мышление, вбирающие лучшие черты гуманитарного и естественнонаучного стилей мышления.
Первому критерию отвечает популярная сегодня теория и методика личностно ориентированного образования, пока еще полностью далеко не освоенная. Не отрицая ее гуманистической направленности и продуктивности в обеспечении субъектной позиции участников процесса, ее роли в формировании личностных позиций, смыслов, готовности к самореализации, все же отметим, что она лишь косвенно касается реализации трех остальных целей и критериев, и если свести их к единому понятию социального (социально-культурного, социально-экономического и социально-созидательного) блока образования, то общую стратегию, общую парадигму современного образования можно обозначить аббревиатурой СЛОВО - социально-личностное воспитание и обучение, включающее смыслы, формируемые в сознании учащегося, не только для себя, но и для других, готовность к сотрудничеству и совместному созиданию[7].
3. Нужно добиться достижения действительного приоритета воспитания в образовательной политике и практике, возрождения и развития в новых социокультурных условиях традиций гражданского, патриотического и, что очень важно, почти забытых политехнического и трудового воспитания, а также вовлечения старшеклассников и студентов в реальные ситуации социально-политической жизни.
В целях успешной социализации детей и подростков, профилактики асоциальных проявлений, развития их полезной инициативы и творчества необходимо возрождение и развитие широкой сети детских и подростковых клубов, молодежных, в том числе трудовых разновозрастных сообществ, волонтерского движения [6].
4. Требуется настойчиво продолжать работу по физическому и духовному оздоровлению детей, приобщению их к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом. Для этого надо вернуть в образовательные учреждения психологов и медицинских работников.
5. Следует убедить властные и управленческие структуры в необходимости принять действенные меры для обеспечения высокого престижа педагогической профессии, для этого нужно создать весомый социальный пакет педагога (достойная заработная плата, жилье, охрана здоровья, возможности творческого роста, повышения квалификации). В ряде территорий уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Престиж педагогической профессии, человеческие качества и профессионализм педагога - важнейшее условие авторитета конкретного педагога, без них невозможны ни подлинное воспитание, ни глубокие реформы образовательной системы.
6. Освоение и все более широкое использование новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) имеет не только положительные результаты, но и серьезные риски. Развиваются, так называемые, «клиповое мышление», «кнопочные технологии» поиска готовых решений и ответов, не обеспечивается развитие творческого мышления, фантазии, интуиции, креативности. Необходимо разработать и использовать технологии применения развивающего потенциала новых ИКТ.
7. Нужно обеспечить превалирование содержательных, а не формализованных оценок процесса и результатов труда педагогов и педагогических коллективов, создать условия для возрождения педагогического творчества и педагогического новаторства, добиться баланса, инициативы «сверху» и инициативы «снизу», обеспечить поддержку и поощрение педагогических инноваций.
8. Очевидна потребность развивать и совершенствовать педагогическое образование, прежде всего университетское, органически сочетая в программах научную фундаментальность и надлежащую практическую психолого-педагогическую подготовку, используя как традиционные, так и новые образовательные подходы и технологии и осуществляя интеграцию уже испытанных и освоенных педагогических средств и форм (проблемное обучение, диспуты и дискуссии, имитационные и игровые методики, индивидуальные траектории обучения, коллективные творческие дела и т.д.) и потенциал новых информационно-коммуникативных технологий [15]. Пока же, к сожалению, вместо модернизации происходит форсированная ликвидация педагогического образования. Между тем уже сегодня обнаруживается дефицит профессионалов - воспитателей дошкольного звена и учителей начальной школы.
Следует, повышая качество, сохранить систему подготовки и повышения квалификации педагогов разных профилей, в том числе предметников, педагогов-психологов, управленцев, организаторов детского и молодежного движения, воспитателей, руководителей кружков, студий, технических секций и т.д. «Перепроизводство» педагогов, сокращение их штата - явление временное. Необходимо сохранить и совершенствовать опыт подготовки педагогов в разных типах учебных заведений: педколледжах, педуниверситетах и академиях, в государственных университетах. Предстоит решить проблему педагогического бакалавриата, ибо пока неясно, где найдут поле деятельности педагоги и психологи-бакалавры, впрочем как и бакалавры политологии, философии и ряда других гуманитарных специальностей.
9. Надо совершенствовать научное обеспечение образования, решать его проблемы с учетом рекомендаций науки (социологии, педагогики, психологии, демографии и др.) и передовой практики. Одна из центральных задач науки и практики - преодоление заси-лия «предметоцентризма», овладение идеями и способами более обобщенного, компетентностного подхода, вооружение учащихся обобщенными учебными умениями и другими положениями нового поколения образовательных стандартов [10]. Весьма важна и подготовка, прежде всего методологическая, научных и научно-педагогических кадров.
10. Должно совершенствовать и способ подушевого финансирования школ в зависимости от количества учащихся, ибо реализация этого принципа привела к массовой ликвидации небольших школ, прежде всего сельских, что повлекло за собой гибель тысяч сельских поселений. Нормативный принцип оплаты труда педагогов также связан с количеством обучаемых, это реально приводит к укрупнению классов и невысокой оплате труда сельских педагогов.
11. Серьезных изменений требуют условия приема в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Сейчас абитуриенты приносят документы на зачисление в те вузы и факультеты, где их принимают на бюджетные места, не сообразуясь со своим профессиональным выбором. Неудивительно, что затем они меняют специальность, а нередко и профессию. Результаты ЕГЭ часто не отражают реальных возможностей абитуриента и тем более обоснованность
выбора вуза и факультета. Необходимо не только федеральным и исследовательским университетам, но и другим вузам дать право проводить экзамен или иную форму проверки по профильному предмету для оценки их готовности обучаться в данном учебном заведении. К сожалению, сегодня, по меткому замечанию Е. А. Ямбурга, «педагогические вузы не отбирают будущих светил педагогики, а чаще подбирают тех, кто в силу недостатка набранных баллов не попадает в более престижные учебные заведения» [18].
Серьезные проблемы возникают и в связи с быстрым распространением дистанционного образования. Без живых человеческих контактов такая форма может превратиться в ухудшенный вариант заочного обучения, далеко не всегда обеспечивающего качество подготовки.
Обозначенные ориентиры и некоторые конкретные предложения (далеко не исчерпывающие) могут способствовать преодолению кризиса, более благоприятному сценарию модернизации практики обучения и воспитания, созданию базы для движения к опережающему социально-экономическое развитие характеру образования. Они позволят, как мы надеемся, не утратить перспективы и вектор развития образовательной сферы, найти меру и разумные способы сочетания разнонаправленных, но полезных подходов и тенденций: новаторства и традиций, свободы и регламентации, запросов общества и интересов личности, творчества и алгоритмизации, вариативности и единства, управленческих директив «сверху» и инициативы «снизу».
Таким образом, современная ситуация, сложившаяся в российском образовании характеризуется как кризисная, но с открытой возможностью обновления и движения от догоняющего актуальные запросы общества к «опережающему» образованию, активно способствующему становлению культурного, социального и экономического прогресса общества и государства. Обозначены факторы нестабильности как глобального (мирового), так и общероссийского характера, обусловившие кризисное состояние отечественного образования. Показаны социальные, личностные и экономические эффекты образования, которые отсрочены во времени, но имеют огромное значение для обеспечения национальной безопасности и формирования потенциала дальнейшего развития страны. На основе новых поколений федеральных стандартов, освоение которых будет способствовать развитию личности, социально-экономической модернизации и культурному возрождению российского общества. Предложены стратегические ориентиры решения ведущих задач модернизации образования на базе интеграции традиционных и новых образовательных технологий.
Литература:
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентност-ный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С.76.
2. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М. : Эскимо, 2010. С.86.
3. Загвязинский В. И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования // Вестн. Моск. ун-та. сер.: пед. образование. 2010. № 4. С.15.
4. Загвязинский В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука. Изв. УРо РАО. 2011. № 7 (86). С.22,27.
5. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4 (93). С.18.
6. Иванов А.В. Социально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: , 2012. С.19.
7. Лаврова Г. Н. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях введения стандартов дошкольного образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология . 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tserebralnym-paralichom-v-usloviyah-vvedeniya-standartov
8. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (6). С. 36.
9. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. С.121.
10. Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10-12 мая 2011 года) / Учреждение Российской акад. образования «Ин-т пед. образования», Учреждение Российской акад. образования «Северо-Западное отд-ние», Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [редкол.: И. И. Соколова (пред.) и др.]. -Санкт-Петербург. 2011. С.121-122.
11. Новожилов Э. Д. Определение экономической эффективности образования // Нар.образование. 2011. № 10. С.28.
12. Путин В. В. Россия сосредотачивается.ориентиры. М., 2012. С.16.
13. Садовничий В. А. Развитие общего научно-образовательного пространства СНГ - базовое условие успешности евразийской интеграции // Проблемы современной экономики . 2013. №3 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschego-nauchno-obrazovatelnogo-prostranstva-sng-bazovoe-uslovie-uspeshnosti-evraziyskoy-integratsii
14. Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост.
А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко. - М.: АПКиППРО, 2013. С.91.
15. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя : конспекты лекций, тренинги : учебное пособие / О. А. Сальникова ; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ун-т». - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта: МПСУ, 2014. С.61.
16. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
17. Что такое интеллект и как его развивать: роль образования и традиций / Ричард Нисбетт ; пер. с англ. [М. Кульнева]. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2013. С.174-179.
18. Школа и ее окрестности/ Е. А. Ямбург. - Москва : Центр книги Рудомино, 2011. С.463.
19. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. - 2012. - №5. С. 545.
20. Экономика XXI века: новые вызовы и перспективы: VII встреча лауреатов Нобелевской премии : доклады участников секции, 8-12 октября 2012 г. / Санкт-Петербургский науч. форум Наука и общество, Наука и прогресс человечества ; [под общ.ред. В. В. Окрепилова]. - Санкт-Петербург, 2013. С.36.
УДК 519.95; 681.51.01; 37 (075.8)
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ПАМЯТЬЮ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сороколетов П.Г., к.т.н., директор ФГБНУ «ГОСМЕТОДЦЕНТР» Солодова Е.А., д.п.н., к.т.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ГОСМЕТОДЦЕНТР»
В статье показано, что наиболее адекватной моделью для описания процесса обучения является математическая модель с запаздывающим аргументом, которая позволяет не только управлять количественными характеристиками процесса обучения, но и управлять подбором вариативной составляющей содержания образования в процессе его индивидуализации.
Ключевые слова: математическая модель с запаздыванием, генерация информации, управление индивидуальной образовательной траекторией, тьютор, индивидуализация.
THE USE OF MATHEMATICAL MODELS WITH MEMORY FOR THE MANAGEMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS
Sorokoletov P., Ph.D. in techniques, CEO of FSBSI «GOSMETODCENTR» Solodova E., Grand Doctor of Pedagogics, PhD in techniques, professor, leading researcher FSBSI «GOSMETODCENTR»
It is shown that the most appropriate model for the description of the learning process is a mathematical model with lagging argument, which allows not only to manage the quantitative characteristics of the learning process, but also to control the selection of variable component of educational content in the process of its individuation.
Keywords: mathematical model with lagging argument, generation of information, management of individual educational trajectory, tutor, individualization.
В настоящее время в педагогике чрезвычайно востребована идея индивидуализации образования. При этом следует различать индивидуальный подход и индивидуализацию. В индивидуальном подходе аудитория дифференцируется, педагог ведёт обучение сообразно тому, как он оценивает способности и возможности каждого обучающегося, но при этом содержание обучения остаётся общим для всех.
«Принцип индивидуализации позволяет педагогу ориентироваться прежде всего на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной траектории (ИОТ)». Такую помощь обучающемуся сегодня оказывает тьютор. «Фактически, тьютор - это и есть педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы»[1].
Возникает вопрос: как помочь тьютору в распознавании индивидуальных содержательных потребностей, мотивов обучающихся. Какой механизм учёта процесса индивидуализации можно предложить?
Теория и практика сложных систем показывает, что наиболее исчерпывающую информацию о процессе можно получить из анализа модели, адекватной этому процессу [2].Любая интеллектуальная система наиболее адекватно описывается математической моделью с памятью, поскольку интеллект имманентно предполагает наличие памяти. Модели с памятью описываются дифференциальными уравнениями с запаздывающим аргументом [3], наиболее простой из подобных моделей является:
^ + Kx(t - T3) = b(t)
dt , (1)
где x (t) - количественная характеристика информации, выданной в ответ на входную информацию b(t);b(t) - количественная характеристика входной информации;К -коэффициент восприятия входной информации^ - время запаздывания обучающегося.