Научная статья на тему 'Актуальные методы "мягкой силы" в международной молодежной политике'

Актуальные методы "мягкой силы" в международной молодежной политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ / СМИ В ПОЛИТИКЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИТИКЕ / SOFT POWER / SOCIAL NETWORKS / YOUTH POLICY / EDUCATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / POSITIVE IMAGE OF RUSSIA / FOREIGN CITIZENS / MEDIA IN POLITICS / FOREIGN STUDENTS / MASS CULTURE IN POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акифи Ахмад Хайбар

Современная политическая ситуация и растущие негативные коннотации относительно всех действий со стороны РФ требуют крайне внимательного отношения в вопросах молодежной политики. Акторы международных политических процессов подвержены огромному количеству угроз с разных сторон. В настоящее время активно ведутся информационные войны, и используется целый спектр различных воздействий на сознание народов. Формирование в международной молодежной среде позитивного образа России крайне важно, особое внимание следует уделить методам «мягкой силы». Данные методы, чаще всего, подразумевают долгосрочную перспективу и не дают мгновенных показателей, нельзя не учитывать роль массовой культуры для достижения требуемых целей. В статье рассмотрены и приведены примеры некоторых актуальных методов данного типа воздействия на молодежную среду, так как именно молодежь это та часть социума, которая будет формирующей через 10-15 лет, и которая сыграет роль в политических процессах. Данное утверждение рассмотрено на примере Афганистана. Итогом статьи выдвигается предположение использовать предложенную в статье парадигму применения «мягкой силы», как формирующую силу создания нового общества, в котором Российская Федерация может стать привлекательной страной для иностранных ученых, инвесторов, бизнесменов и ряда других категорий граждан, создание позитивного облика России и прекращения русофобской пропаганды. Одним из сильных ресурсов России в применении «мягкой силы» является образование, которое так же требует продвижения. Актуальными методами видится использование социальных сетей и СМИ, как ресурсов, которыми активно пользуется современная молодежь и которые являются отличным плацдармом для развития и применения «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Акифи Ахмад Хайбар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL METHODS OF "SOFT POWER" IN INTERNATIONAL YOUTH POLICY

The current political situation and growing negative connotations for all actions on the part of the Russian Federation require extremely careful attitudes in matters of youth policy. The actors of international political processes are exposed to a huge number of threats from different sides. Currently, information wars are actively being fought, and a whole spectrum of different influences on the consciousness of peoples is used. Formation of a positive image of Russia in the international youth environment is extremely important, special attention should be paid to the methods of "soft power". These methods, most often, imply a long-term perspective and do not give instant indicators, we can not ignore the role of mass culture in achieving the desired goals. The article considers and gives examples of some topical methods of this type of impact on the youth, because youth is the part of the society that will be forming in 10-15 years, and which will play roles in political processes. This statement is considered in the example of Afghanistan. The result of the article suggests the using of the paradigm of applying the "soft power" proposed in the article, as the shaping force for the creation of a new society in which the Russian Federation can become an attractive country for foreign scientists, investors, businessmen and a number of other categories of citizens, the creation of a positive image of Russia and the termination of anti-Russian sentiment (Russophobia). One of Russia's strong resources in applying "soft power" is education, which also requires advancement. Topical methods are the using of social networks and media, as resources, which are actively used by modern youth and which are an excellent springboard for the development and application of "soft power".

Текст научной работы на тему «Актуальные методы "мягкой силы" в международной молодежной политике»

А.Х. Акифи

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация

Современная политическая ситуация и растущие негативные коннотации относительно всех действий со стороны РФ требуют крайне внимательного отношения в вопросах молодежной политики. Акторы международных политических процессов подвержены огромному количеству угроз с разных сторон. В настоящее время активно ведутся информационные войны, и используется целый спектр различных воздействий на сознание народов. Формирование в международной молодежной среде позитивного образа России крайне важно, особое внимание следует уделить методам «мягкой силы». Данные методы, чаще всего, подразумевают долгосрочную перспективу и не дают мгновенных показателей, нельзя не учитывать роль массовой культуры для достижения требуемых целей. В статье рассмотрены и приведены примеры некоторых актуальных методов данного типа воздействия на молодежную среду, так как именно молодежь - это та часть социума, которая будет формирующей через 10-15 лет, и которая сыграет роль в политических процессах. Данное утверждение рассмотрено на примере Афганистана. Итогом статьи выдвигается предположение использовать предложенную в статье парадигму применения «мягкой силы», как формирующую силу создания нового общества, в котором Российская Федерация может стать привлекательной страной для иностранных ученых, инвесторов, бизнесменов и ряда других категорий граждан, создание позитивного облика России и прекращения русофобской пропаганды. Одним из сильных ресурсов России в применении «мягкой силы» является образование, которое так же требует продвижения. Актуальными методами видится использование социальных сетей и СМИ, как ресурсов, которыми

A. Akifi

ACTUAL METHODS OF "SOFT POWER" IN INTERNATIONAL YOUTH

POLICY

Abstract

The current political situation and growing negative connotations for all actions on the part of the Russian Federation require extremely careful attitudes in matters of youth policy. The actors of international political processes are exposed to a huge number of threats from different sides. Currently, information wars are actively being fought, and a whole spectrum of different influences on the consciousness of peoples is used. Formation of a positive image of Russia in the international youth environment is extremely important, special attention should be paid to the methods of "soft power". These methods, most often, imply a long-term perspective and do not give instant indicators, we can not ignore the role of mass culture in achieving the desired goals. The article considers and gives examples of some topical methods of this type of impact on the youth, because youth is the part of the society that will be forming in 10-15 years, and which will play roles in political processes. This statement is considered in the example of Afghanistan. The result of the article suggests the using of the paradigm of applying the "soft power" proposed in the article, as the shaping force for the creation of a new society in which the Russian Federation can become an attractive country for foreign scientists, investors, businessmen and a number of other categories of citizens, the creation of a positive image of Russia and the termination of anti-Russian sentiment (Russophobia). One of Russia's strong resources in applying "soft power" is education, which also requires advancement. Topical methods are the using of social networks and media, as

активно пользуется современная молодежь и которые являются отличным плацдармом для развития и применения «мягкой силы».

Ключевые слова:

мягкая сила, социальные сети, молодежная политика, позитивный имидж России, СМИ в политике, иностранные студенты, массовая культура в политике.

resources, which are actively used by modern youth and which are an excellent springboard for the development and application of "soft power".

Key words:

soft power, social networks, youth policy, educational policy of the Russian Federation, positive image of Russia, foreign citizens, media in politics, foreign students, mass culture in politics.

Проблема определения вектора мысли для современной молодежи мира в настоящее время стоит крайне остро, это обусловлено рядом факторов, на один из которых указывает Л.И. Морозов, отмечая в своей статье то, что Запад начинает терять свое влияние, но новой силы еще не сформировано [10], в то же время другими исследователями отмечается, что проявление одного из методов «мягкой силы» (развитие массовой культуры) все еще принадлежит западным брендам [3; 12]. Создавать бренды, используя их в качестве культурно-ценностной привлекательности страны, необходимо, но в настоящее время представляется крайне сложным для России создать активный конкурентоспособный аналог западным фаст-фудам и кинематографу. Над этим можно и нужно работать в долгосрочной перспективе. Более сильным рычагом для России становится экспорт образовательных услуг, а также партнерские программы стажировок и обмена специалистами. Активизировать этот ресурс и сделать его более привлекательным нужно с помощью современных социальных сетей и других массовых ресурсов.

В данной статье актуализируется внимание именно на этих аспектах, так как они представляются наиболее актуальными в сфере воздействия «мягкой политики» на международную молодежную общественность.

Цель работы - актуализировать внимание на применение «мягкой силы» в ракурсе симбиоза главных сил, воздействующих на молодежь: СМИ и социальные сети. Разработан план использования «мягкой силы», который может способствовать укреплению позиций России в странах ближнего и дальнего зарубежья. Новизна исследования в направленности воздействия не только на русскоязычное население. Область применения проекта направлена на страны ближнего и дальнего зарубежья. Основная целевая группа: студенчество и активная молодежь. Разработанные в статье предложения раскрывают методы «мягкой силы» под новым углом для использования в векторе создания позитивного облика России и экспорта образовательных услуг. Использованы методы сравнительно-

сопоставительного анализа существующего опыта, основы гипотетико-дедуктивного метода. Выводы говорят о том, что методология «мягкой силы» имеет долгосрочные, но очень эффективные перспективы.

В настоящее время феномен soft power является наиболее эффективной стратегией глобального лидерства. Это, так или иначе, признано всеми государствами, но реализуется в различных направлениях. Преимущество «мягкой силы» неоспоримо: данный подход позволяет достичь высоких геополитических результатов без кровопролитных войн и человеческих жертв, однако, не стоит недооценивать возможности этого метода.

Soft power - это новое и перспективное направление, следовательно, ориентироваться в реализации данного направления необходимо, на наш взгляд, в первую очередь на молодежь и охватывать ее интересы. При этих условиях достижение поставленных целей не заставит себя долго ждать.

Нами будет использоваться понятие «мягкой силы», которое дал разработчик этой теории Дж. Най: «soft power - это способность оказывать влияние на других через поиск союзников, разработку повестки дня, убеждение, создание притяжения в целях достижения предпочтительного результата» [22, р. 20-21.] Нам видится, что предпочтительный результат для России, при использовании «мягкой силы» - это создание позитивного облика страны, в современных сложных геополитических условиях, а также расширение сфер ее влияния и упрочнение позиций. Всего этого можно достичь, используя инструменты soft power.

Концепт «мягкой силы» трактуется различно, учитывая указанный нами вектор, можно предположить, что мы также согласны с трактовкой Ли Ги Уна и Чи Ге Ёна о том, что «мягкая политика» - это скрытая сила притяжения, воображаемая власть и продвижение национального имиджа [20, р. 34.]. Мы же придерживаемся оригинального понятия и не считаем использование мягкой силы способом реализации воображаемой власти. Ненавязчивое влияние может стать властью вполне реальной и действенной.

Именно отталкиваясь от этого убеждения мы и считаем кооперацию СМИ, социальных сетей и политики «мягкой силы» наиболее эффективным инструментом для достижения указанных целей. Это доказывает и общеизвестное высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», и к этому стоит стремиться.

Россия уже активно использует концепцию «мягкой силы» и старается привлечь к себе все больше союзников. Об этом свидетельствует и организация фонда «Русский мир», а также ресурс «Россотрудничество». Безусловно, эти организации активно и продуктивно работают, но они нацелены по большей части на русскоговорящее население. Поддержка со-

отечественников за рубежом необходима и очень важна. С этой проблемой указанные организации справляются, однако, следует расширять сферы влияния. В целом ряде стран активно используют для этого популярные социальные сети и это дает гораздо больший охват населения земного шара [8; 24]. Лидерство может быть перехвачено Россией, если разработать продуктивный симбиоз социальных сетей и СМИ и работать через эти ресурсы. Инструментом же станут зарубежные граждане, проживающие в России, то есть, кажущаяся полярность метода, существующего сейчас, может принести похожие по качеству, но превосходящие по количеству результаты. Безусловно, что ориентация должна быть на молодежь, а именно на студенчество, как лучших представителей молодежи и потенциальному мировому будущему. Это также позволит охватить несколько социальных слоев населения: потенциальные студенты (результат: рост экспорта российского образования), родители и старшие родственники студентов (результат: укрепление позитивного облика России), инвесторы (результат: поступление иностранных инвестиций).

Доступность интернета во всех странах современного мира позволяет не только государственным структурам, но и гражданскому населению принимать участие в международном процессе. Бесспорно, главенствующая роль остается за государственными органами, однако нельзя не учитывать и влияние граждан той или иной страны. В этом мощь возможностей применения «мягкой силы»: постепенное влияние на молодежь того или иного государства, формирование студенческих организаций и распространение информации о них, будут усиливать влияние России и поднимать престиж российского образования.

Такой результат и есть современное понимание силы. Необходимо победить в информационных войнах, расширять сферы влияния в тех аспектах, которые широко доступны населению.

В настоящее время использование Россией технологий «мягкой силы» ориентировано на демонстрацию культуры страны, ее привлекательности. Однако, не следует забывать, что не менее важной и продуктивной является сфера институтов. Таким образом, привлекательность внешнеи" политики зависит и от того, насколько будут совпадать ценностные ориентации участников межгосударственных коммуникации" (стран, на которых рассчитано влияние), а также от универсальности и перспективности поставленных целей в глобальном понимании.

Сам Дж. Най разделял soft power на несколько областей влияния. В молодежной политике самыми перспективными будут являться:

Diplomatic Soft Power - представляет из себя показатель эффективности дипломатии в международных многосторонних переговорах, способность к сдерживанию агрессии и предотвращению угроз, к установлению глобальной повестки; дипломатическая репутация страны.

Молодежь - это будущее любой страны, следовательно, если молодые специалисты будут видеть позитивное отношение, а школьники стремиться стать студентами именно российских вузов, то дипломатические отношения будут иметь более позитивное направление, поскольку в таком случае, Россия станет экспортером не только природных ресурсов, но и интеллектуального потенциала стран-союзников, специалистов в различных областях.

Human Capital Soft Power - это своеобразный гуманитарный капитал, основанный на привлекательности системы общего и университетского образования, научной и технологической деятельности.

Россия - как экспортер научных и технологических достижений станет более привлекательной страной среди гражданского населения, а в случае массового стремления к обучению в России, возрастет и государственный интерес к получаемым специалистам. Это даст возможность многим странам вновь повернуться лицом к российской системе образования.

Данное утверждение можно наглядно рассмотреть на примере взаимоотношений России и Афганистана. Во времена СССР в советских вузах обучалось около 60 000 студентов и аспирантов из Афганистана [1, с. 12]. Это связано с рядом политических причин, однако именно советское образование было наиболее привлекательным. В результате мы получили целое поколение социально-активных граждан, которые заняли руководящие посты в Афганистане и до сих пор с уважением относятся к России. В долгосрочной перспективе подобный результат и является целью во многих странах.

Дальнейший анализ показывает некоторую утрату потока молодежи из Афганистана. Социологические данные показывают следующую тенденцию: уже вначале 2000-х гг. контингент афганской молодежи в российских вузах падает до 1500 студентов [1, с. 138-149]. Данные официального сайта министерства высшего образования Исламской Республики Афганистан свидетельствуют о том, что в 2017-2018 учебном году выделено 300 квот на обучение молодых афганцев в вузах России [11]. Конечно, мы не можем считать это за последние данные, так как кроме бюджетных мест приезжают и поступают молодые специалисты и на контрактную форму обучения. Однако тенденция к снижению числа молодежи, заинтересованной в российском образовании, просматривается достаточно хорошо.

Те же показатели относятся и к краткосрочному прохождению курсов русского языка. Начиная с 2011 года интерес к русскому языку среди иностранных учащихся начинает падать. В 2017-2018 учебном году, стала намечаться тенденция к возрождению интереса среди европейской молодежи к русскому языку и русской культуре, но это положение достаточно шаткое.

Для формирования устойчивого интереса к образованию в России, в том числе и краткосрочных курсов, необходимо активно взаимодействовать с ресурсами социальных сетей. Оказаться на «одной волне» с активной молодежью.

Ориентируясь на направления (которые возможно охватить, синтезируя образовательные ресурсы, СМИ и Интернет), мы достигаем роста культурной и идеологической привлекательности России и проектов, реализуемых в России.

С развитием информационного общества в мире возрастает роль информационно-коммуникационных технологий, которые занимают центральное место в концепции «мягкой силы». Основная борьба за доверие массового населения в настоящий момент разворачивается именно в информационном пространстве, где все государства соревнуются в сфере создания своего положительного образа. Именно поэтому мы считаем сочетание СМИ и социальных сетей способом достижения лидерства в молодежной политике.

В настоящее время США активно популяризируют идею вмешательства российских хакеров в те или иные мировые события. Данный момент можно активно использовать для подтверждения качества образования в России в области киберресурсов. Для пропаганды необходимо использовать авторитетные источники СМИ, вызывающие доверие у получателей информации. Журналист такой компании находит иностранных студентов-программистов, которые рассказывают о своей учебе в России, успехах и предполагаемых перспективах. Данный репортаж транслируется в Интернет и получает множество зрителей в той стране, откуда приехал герой этого сюжета. Происходит подсознательное наслоение информации и у гражданского населения формируется образ России, как поставщика образовательных услуг высочайшего качества, способных на мировое влияние.

Это один конкретный пример, несомненно, имеющий долгосрочную перспективу, предположительно около 15-20 лет. Однако, это и есть отличительная особенность «мягкой силы» - она не дает быстрых результатов.

Данный тип работы очень ярко демонстрирует принцип публичной дипломатии, что является важным для распространения позитивной информации о России. Таким образом реализуется взаимодействие с зару-

бежным населением, что в настоящее время не очень активно используется Россией.

Известно, что публичная дипломатия является и пособником в наращивании «мягкой силы», и, в то же время, препятствием, конкурентом, так как является исключительно коммуникационным механизмом и может транслировать ошибочный образ страны вовне. Для этого и нужно использовать совокупность авторитетных СМИ и социальных сетей, чтобы исключить возможность неверного изображения, чем активно пользуются западные СМИ в адрес России. Это доказывает и то, что в современном информационном пространстве общественное мнение формируется не только на основании организованных правительством коммуникационных каналов, но и посредством социальных сетеи" и независимых медиа.

Дж. Най выделяет несколько параметров публичной дипломатии: повседневная коммуникация, целью которой является объяснение политико -управленческих решений, как во внешней, так и во внутренней политике государства; формирование международного имиджа страны посредством иностранных СМИ; стратегическая коммуникация, которая занимается планированием символических акций и создает информационные каналы для долгосрочной коммуникации с международным сообществом [14, с. 111-113].

Предлагаемые нами возможности соответствуют практически всем требованиям публичной дипломатии по Дж. Наю. Привлечение международных СМИ для популяризации российского образования через призму иностранных студентов не будет выглядеть рекламой, а трансляцией жизни гражданина другого государства в России. Это и станет информационным каналом долгосрочной коммуникации с обществом разных стран. Вещание будет идти не на русском языке, что расширит охват гражданского населения, которое получит необходимую информацию. Таким образом, концепция «мягкой силы» станет двигателем публичной дипломатии со всеми вытекающими отсюда положительными результатами. Подобные проекты не ограничены одной страной, а могут носить массовый характер, что значительно расширяет область воздействия «мягкой силы» России.

Формирование позитивного облика России через иностранное студенчество не только решит вопрос о популяризации российского образования и создания позитивного облика страны, но и может исключить возможность лоббирования негативно настроенными странами «цветных революций» в России. Популяризация постепенной интеграции и уважения со стороны российского правительства к иностранцам, напоминание о исторической многоконфессиональности России, смогут заблокировать возможные провокации.

В настоящее время коммуникация очень часто становится главным и эффективным орудием нового типа войн. Это информационно-психологические войны, которые завязываются и продвигаются через различные средства коммуникации, в том числе СМИ и социальные сети. В современном мире именно таким способом и организованы все современные крупные конфликты. Нами как раз и предлагается развитие данного типа воздействия в форме «мягкой силы», но не только на русскоязычное население. Ведь известно, что с русскими диаспорами во многих странах мира ведется работа через социальные сети [23], но россияне, проживающие за рубежом, и так все знают о России, ставится более глобальная задача: охватить иноязычное население при помощи комбинирования возможностей СМИ, ресурсов Интернета и социальных сетей.

Бурное развитие информационных технологий позволило каждому обрести интерактивность, персональную вовлеченность в производство информационного продукта, обольщение собственной значимостью в пространстве Интернет. Именно поэтому представляется крайне важным скорейшее обращение к данным ресурсам со стороны России. Именно использование иностранных студентов для скрытой пропаганды России принесет положительный и прочный результат в выросшем поколении.

Представляется, что максимальное влияние soft power оказывает именно в мирное время, формируя духовную составляющую общества. Применяя методы политической коммуникации «мягкая сила» блокирует свободу волеизъявления, может способствовать утрате или размытости политической и культурной самоидентификации социума, потере националь-нои" идентичности, манипулирует общественным сознанием [6; 16; 25]. Таких глобальных целей перед нами не стоит, если мы хотим только усилить влияние России, но не захватить власть полностью. Совокупность иностранной молодежи, СМИ и социальных сетей, даст основу для манипуляции общественным сознанием, являясь отчасти принципом нейролингви-стического программирования социума. Это необходимо как минимум для того, чтобы избежать насаждения негативных сведений о России среди молодежи.

Стратегии «мягкой силы» связаны с влиянием на политический класс, на культурную и интеллектуальную элиту населения, то есть на те классы общества любой страны, которые могут влиять на вектор развития. Именно поэтому представляется необходимым обратить активное внимание на студенчество. Привлекая студентов, Россия будет формировать необходимую ей интеллектуальную элиту в разных странах мира.

Стратегия использования «мягкой силы» может быть направлена на комплекс задач: 1) достижение взаимопонимания и сотрудничества как своей страны, так и других стран; 2) добровольное подчинение одной страны, интересам другой страны, чья «мягкая сила» окажется наиболее привлекательной; 3) смещение неугодных режимов в других странах. Как мы видим область влияния «мягкой силы» очень широка, и в итоге она легко может перейти в методы «тяжелой силы».

Развитие привлекательности страны, через коммуникацию с гражданами других стран, является перспективным методом развития «мягкой силы». Граждане других стран будут видеть, что их соотечественникам хорошо в России, следовательно, будет формироваться положительный образ страны. При таких условиях негативное влияние сможет нивелироваться сформированным образом.

Открытая агитация, которую часто ошибочно используют, как средство «мягкой силы», может вызвать реакцию скепсиса, отчуждения, неприятия, в то время как получение информации в социальных сетях в форме простого рассказа о жизни, может стать побуждающей силой к созданию общества студентов, обучающихся в России или желающих получить образование в вузах России. Создание и курирование подобных сообществ в социальных сетях, где иностранные граждане смогут получить неформальные ответы на все интересующие их вопросы, даст больший результат, чем любые официальные конференции и приемы.

Политический блок soft power выступает мощным оружием современности и может нанести не только пользу, но и не меньший вред, чем «жесткая сила». Для достижения поставленных геополитических целей, а также наращивания авторитета в мировом политическом пространстве современности, государству необходимо расширять возможности soft power как во внешней, так и во внутренней политике. Использовать шире, чем в настоящее время, то есть составить целевой аудиторией не только русскоязычное население.

Использование инструментов «мягкой силы» необходимо и во внутренней политике государства, оно должно помогать отвечать на современные вызовы политического управления в киберпространстве. С позиции политического управления современные политические коммуникации, основанные на использовании СМИ, как уже говорилось, выступают важне-ейшим инструментом работы с целевыми аудиториями, поскольку позволяют управлять информационным пространством и, в широких пределах, влиять на общественное сознание.

Необходимо формировать позитивный образ России не только за рубежом, но и среди населения самой страны. Нельзя допускать влияния сторонних сил на сознание граждан, кинув все ресурсы на внешнюю политику. Работа с молодежью России, а в совокупности со всем студенчеством, позволит не только укрепить необходимые установки, но и сформировать в молодых людях толерантность и желание сотрудничества с другими странами. Важно сформировать понимание того, что обучение в одном вузе представителей разных стран - это потенциальные широкие возможности для сотрудничества с этими странами в различных сферах деятельности.

Реализация «мягкой силы» в таком формате в долгосрочной перспективе создаст крепкое общество, не подверженное негативному разрушительному влиянию, и сформирует ряд государств-партнеров. Российское образование станет более востребованным, что, возможно, даст ему возможность не только реализовывать необходимые рынку труда компетенции, но и реализовывать получение глубоких знаний и умений.

Именно так, нам представляется, «мягкая сила», реализуясь через интересы и потребности молодежи, сможет стать перспективной сферой влияния и формирования необходимых образов, путем воздействия через молодежные организации и реализацию в молодежной политике и дипломатии.

Литература

1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах // Россия на международном рынке образования. М.: Центр социологических исследований, 2014.

2. Бобров А. Информационная война: от листовки до твиттера // Зарубежное военное обозрение. 2013. №1.

3. Бочарников И.В. «Мягкая сила» как феномен современной мировой политики. URL: http://nic-pnb.ru/analytics/myagkaya-sMa-kak-fenomen-sovremennoj-mirovoj-politiki/ (дата обращения 05.03.2018).

4. Давыдов Ю.П. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. 2004. Т. 2. №1.

5. Долинский А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник Университета МГИМО. 2011. №2.

6. Концепция внешней политики в РФ и проблема «мягкой силы» в России. URL: http://eurasian-studies.org/archives/1526 (дата обращения 11.03.2018).

7. Лебедева М.М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО Университета. 2014. №2.

8. Леонова О. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Научно-аналитическии журнал Обозреватель-Observer. 2013. №4.

9. Марчуков А.Н. «Публичная дипломатия 2.0» как инструмент внешнеполитической деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. №4.

10. Морозов И.Л. «Смерть Запада» в современных концепциях зарубежных и российских футурологов // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания. Материалы VI Все-росс. науч.-практич. конф. Волгоград, 2017.

11. Министерство высшего образования Афганистана. URL: https://mohe.gov.af/en/node/115849 (дата обращения 05.03.2018).

12. Михаиленко А.Н. Лидерство в современных международных отношениях // Обозреватель. 2012. №5.

13. Новек Б. Wiki-правительство. Как технологии могут сделать власть лучше, демократию сильнее, а граждан влиятельнее. М., 2012.

14. Най Дж. Будущее власти. М.: АСТ, 2014.

15. Русакова О.Ф. Дискурс soft power во внешней политике // Вестник ЮУрГУ. №32.

16. Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. 2010. №3.

17. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник университета МГИМО. 2012. №4.

18. Указ Президента Российской Федерации об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации. №640 Утвержден 30.11.2016. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения 17.03.2018).

19. Aidarbek Amirbek, Kanat Ydyrys. Education and Soft Power: Analysis as An Instrument of Foreign Policy. URL: https://ac.els-cdn.com/S1877042814043560/1-s2.0-S1877042814043560-main.pdf?_tid=2dd8de3a-346f-4c9e-90b5-238b0114e788&acdnat=1520713137 _5ebbdf0d94dc5aa0018c6c80e72378a9 (дата обращения 07.03.2018).

20. Breslin S. The Soft Nation of China's «Soft Power» // Chatham House. 2011. №3.

21. Haley P.E. Strategies of Dominance: The Misdirection of U.S. Foreign Policy // Johns Hopkins University Press. 2006.

22. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power // N.Y. Basic Books. 1990.

23. Nikiporets-Takigava G.Yu. Digital communication of the russian-speking community as a reflection of language contact and performance of iden-

tity // Slavica Helsingiensia. editors: Arto Mustajoki, Ekaterina Protassova, Nikolai Vakhtin. Helsinki, 2010.

24. Singh J.P. Soft power today. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/3418_bc_edinburgh_university _soft_power_report_03b.pdf (дата обращения 27.02.2018).

25. UNESCO. The soft power of culture. URL: http://www.unesco.org/culture/culture-sector-knowledge-management-tools/12_Info%20Sheet_Soft%20Power.pdf (дата обращения 27.02.2018).

References

1. Aref'ev A.L., SHeregi F.EH. Inostrannye studenty v rossijskih vu-zah // Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovaniya. M.: Centr sociologi-cheskih issledovanii, 2014.

2. Bobrov A. Informacionnaya voina: ot listovki do tvittera // Zaru-bezhnoe voennoe obozrenie. 2013. №1.

3. Bocharnikov I.V. «Myagkaya sila» kak fenomen sovremennoj mirovoj politiki. URL: http://nic-pnb.ru/analytics/myagkaya-sila-kak-fenomen-sovremennoj-mirovoj-politiki/ (data obrashcheniya 05.03.2018).

4. Davydov YU.P. Ponyatie «zhestkoi» i «myagkoi» sily v teorii mezhdu-narodnyh otnoshenii // Mezhdunarodnye processy. 2004. T. 2. №1.

5. Dolinskir A.V. EHvolyuciya teoreticheskih osnovanii publichnoi di-plomatii // Vestnik Universiteta MGIMO. 2011. №2.

6. Koncepciya vneshnej politiki v RF i problema «myagkoj sily» v Rossii. URL: http://eurasian-studies.org/archives/1526 (data obrashcheniya 11.03.2018).

7. Lebedeva M.M. «Myagkaya sila» v otnoshenii Central'noj Azii: ucha-stniki i ih dejstviya // Vestnik MGIMO Universiteta. 2014. №2.

8. Leonova O. Myagkaya sila - resurs vneshner politiki gosudarstva // Nauchno-analiticheskii zhurnal Obozrevatel'-Observer. 2013. №4.

9. Marchukov A.N. «Publichnaya diplomatiya 2.0» kak instrument vnesh-nepoliticheskor deyatel'nosti // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. №4.

10. Morozov I.L. «Smert' Zapada» v sovremennyh koncepciyah zaru-bezhnyh i rossijskih futurologov // Social'no-politicheskoe razvitie Ros-sii kak kompleksnaya problema gumanitarnogo znaniya. Materialy VI Vse-ross. nauch.-praktich. konf. Volgograd, 2017.

11. Ministerstvo vysshego obrazovaniya Afganistana (per. - A.A.H.) URL: https://mohe.gov.af/en/node/115849 (data obrashcheniya 05.03.2018).

12. Mihailenko A.N. Liderstvo v sovremennyh mezhdunarodnyh otno-sheniyah // Obozrevatel'. 2012. №5.

13. Novek B. Wiki-pravitel'stvo. Kak tekhnologii mogut sdelat' vlast' lu-chshe, demokratiyu sil'nee, a grazhdan vliyatel'nee. M., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Nai Dzh. Budushchee vlasti. M.: AST, 2014.

15. Rusakova O.F. Diskurs soft power vo vneshner politike // Vestnik YUUrGU. №32.

16. Semenenko I.S., Lapkin V.V., Pantin V.I. Identichnost' v sisteme koor-dinat mirovogo razvitiya // Polis. 2010. №3.

17. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkor sily» vo vneshnei politike Rossii // Vestnik universiteta MGIMO. 2012. №4.

18. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ob utverzhdenii koncep-cii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. №640 Utverzhden 30.11.2016. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (data obrashcheniya 17.03.2018).

19. Aidarbek Amirbek, Kanat Ydyrys. Education and Soft Power: Analysis as An Instrument of Foreign Policy. URL: https://ac.els-cdn.com/S1877042814043560/1-s2.0-S1877042814043560-main.pdf?_tid=2dd8de3a-346f-4c9e-90b5-

238b0114e788&acdnat=1520713137_5ebbdf0d94dc5aa0018c6c80e72378a9 (data obrashcheniya 07.03.2018).

20. Breslin S. The Soft Nation of China's «Soft Power» // Chatham House. 2011. №3.

21. Haley P.E. Strategies of Dominance: The Misdirection of U.S. Foreign Policy // Johns Hopkins University Press. 2006.

22. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power // N.Y. Basic Books. 1990.

23. Nikiporets-Takigava G.Yu. Digital communication of the russian-speking community as a reflection of language contact and performance of iden-tity // Slavica Helsingiensia. editors: Arto Mustajoki, Ekaterina Protassova, Niko-lai Vak-htin. Helsinki, 2010.

24. Singh J.P. Soft power today. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/3418_bc_edinburgh_university_s oft_power_report_03b.pdf (data obrashcheniya 27.02.2018).

25. UNESCO. The soft power of culture. URL: http://www.unesco.org/culture/culture-sector-knowledge-management-tools/12_Info%20Sheet_Soft%20Power.pdf (data obrashcheniya 27.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.