Научная статья на тему 'Актуальные методические подходы к разработке онлайн-курсов по искусствоведению'

Актуальные методические подходы к разработке онлайн-курсов по искусствоведению Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания искусствоведческих дисциплин / индивидуализация высшего образования / обратный педагогический дизайн / метрики качества образовательного продукта / цифровые инструменты в образовании / methods of teaching art history disciplines / individualization of higher education / return pedagogical design / metrics of the quality of the educational product / digital tools in education

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Демшина Анна Юрьевна

В статье на примере искусствоведческих дисциплин рассматриваются формы и направления включения цифровых инструментов в образовательный процесс. Для искусствоведческих дисциплин характерен акцент на работе с визуальными и вербальными текстами, ориентация на развитие умений анализа различных источников, профессионального письма и владения риторикой, навыков профессионального чтения, критической оценки источников, понимания контекста создания как самих произведений искусства так и их критического сопровождения. Это необходимо учитывать при включении элементов онлайн-обучения в курсы высшего образования, при использовании цифровых платформ. Важность общения с первоисточником, навык понимания визуального артефакта возможно сформировать при комбинированном использовании цифровых копий и работы с подлинниками. Использование цифровых инструментов для создания упражнений может включать элементы игрофикации, но должно быть дидактически оправдано, а их освоение не должно вызывать трудности. Так же для студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин часто необходимы дополнительные обучающие курсы по работе с программным обеспечением, техническая поддержка и поддержка куратора. Это касается и применения цифровых информационных сред различного формата в индивидуализации обучения (платформы, социальные сети, чат-боты). На примере курса «Мода ХХ века: искусство и индустрия» рассматриваются перспективы и особенности внедрения обратного педагогического дизайна в онлайн-курсы в рамках дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Демшина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current methodological approaches to the development of online courses in art

In an article on the topic of art history discipline, the forms and directions of including digital tools in the educational process. For the art historical disciplinary, the emphasis is on working with visual and verbal texts, focusing on the development of skills, analysis of various sources, professional writing and mastery of rhetoric, professional reading skills, critical assessment of sources, understanding the context of the creation of both one’s own art and their critical accompaniment. This needs to be considered when incorporating online learning elements into higher education courses using digital platforms. The introduction of slot machine forms and the importance of communication with the original source, skills in understanding the visual artifact, combined with the use of digital copies and working with originals. The use of digital tools to create exercises may include elements of gamification, but should be didactically justified, and their development should not contain restrictions. Also, students and teachers of humanities often require additional training courses on working with software, technical support and supervisor support. This also applies to the use of digital information tools, which are gradually shaping the individualization of learning (platforms, social networks, chat bots). The 20th Century Fashion: Art and Industry course examines the prospects and features of reverse instructional design in online continuing education courses.

Текст научной работы на тему «Актуальные методические подходы к разработке онлайн-курсов по искусствоведению»

УДК 7.01:[37:004.771]

А. Ю. Демшина

Актуальные методические подходы к разработке онлайн-курсов по искусствоведению

В статье на примере искусствоведческих дисциплин рассматриваются формы и направления включения цифровых инструментов в образовательный процесс. Для искусствоведческих дисциплин характерен акцент на работе с визуальными и вербальными текстами, ориентация на развитие умений анализа различных источников, профессионального письма и владения риторикой, навыков профессионального чтения, критической оценки источников, понимания контекста создания как самих произведений искусства так и их критического сопровождения. Это необходимо учитывать при включении элементов онлайн-обучения в курсы высшего образования, при использовании цифровых платформ. Важность общения с первоисточником, навык понимания визуального артефакта возможно сформировать при комбинированном использовании цифровых копий и работы с подлинниками. Использование цифровых инструментов для создания упражнений может включать элементы игрофикации, но должно быть дидактически оправдано, а их освоение не должно вызывать трудности. Так же для студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин часто необходимы дополнительные обучающие курсы по работе с программным обеспечением, техническая поддержка и поддержка куратора. Это касается и применения цифровых информационных сред различного формата в индивидуализации обучения (платформы, социальные сети, чат-боты). На примере курса «Мода ХХ века: искусство и индустрия» рассматриваются перспективы и особенности внедрения обратного педагогического дизайна в онлайн-курсы в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: методика преподавания искусствоведческих дисциплин, индивидуализация высшего образования, обратный педагогический дизайн, метрики качества образовательного продукта, цифровые инструменты в образовании

Anna Yu. Demshina

Current methodological approaches to the development of online courses in art

In an article on the topic of art history discipline, the forms and directions of including digital tools in the educational process. For the art historical disciplinary, the emphasis is on working with visual and verbal texts, focusing on the development of skills, analysis of various sources, professional writing and mastery of rhetoric, professional reading skills, critical assessment of sources, understanding the context of the creation of both one's own art and their critical accompaniment. This needs to be considered when incorporating online learning elements into higher education courses using digital platforms. The introduction of slot machine forms and the importance of communication with the original source, skills in understanding the visual artifact, combined with the use of digital copies and working with originals. The use of digital tools to create exercises may include elements of gamification, but should be didactically justified, and their development should not contain restrictions. Also, students and teachers of humanities often require additional training courses on working with software, technical support and supervisor support. This also applies to the use of digital information tools, which are gradually shaping the individualization of learning (platforms, social networks, chat bots). The 20th Century Fashion: Art and Industry course examines the prospects and features of reverse instructional design in online continuing education courses.

Keywords: methods of teaching art history disciplines, individualization of higher education, return pedagogical design, metrics of the quality of the educational product, digital tools in education DOI 10.30725/2619-0303-2024-1-84-90

Включение цифровых инструментов и определение методических подходов по использованию возможностей цифровой среды в гуманитарном образовании связано как с развитием технологий, так и с изменениями восприятия мира со стороны и студентов, и

преподавателей. В Стратегии информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг. указывается необходимость развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов

и реализации стратегических национальных приоритетов [1]. Пандемия ускорила процессы цифровизации, вопросы методического сопровождения и построение онлайн-курсов стали не просто активно обсуждаться, но активно внедряться в высшие учебные заведения. На сегодняшний день накоплен определенный практический опыт, и имеется ряд исследований, посвященных данной теме.

В период пандемии онлайн-обучение было внедрено через виртуальные классы, мобильные приложения, платформы или специальное программное обеспечение. Сегодня рассматривается возможность использования искусственного интеллекта и виртуальных классов; они могут заменить учителей и обычные классы в высших учебных заведениях [2]. Ускоренный переход в онлайн дал возможность протестировать эффективность существующих методик, развеял ряд мифов о цифровом обучении, привел к появлению новых комплексных подходов. Другой важный аспект - это произошедшие изменение запроса к образованию как со стороны заказчиков, так и студентов. В частности, необходимо остановиться на специфике формирования образовательной среды как основы полностью онлайн и комбинированного обучения, проанализировать перспективы цифровых инструментов в индивидуализации высшего образования, определить значимость и перспективы использования обратного педагогического дизайна, творческого и проектного подходов к подобному обучению, определить роль онлайн-форматов в построении индивидуального образовательного маршрута студента.

Важным элементом цифрового образования в любом случае остается понимание особенностей изучения той или иной дисциплины. Донахью-Уоллес, Лафоллет и Паппас отмечают, что использование технологий в преподавании истории искусства можно разделить на три категории: оцифровка изображений, разработка компьютерных интерактивных упражнений с использованием цифровых изображений и появление курсов, преподаваемых исключительно онлайн [3, р. 5-6]. Кроме онлайн-библи-отек изображений, сайтов с профессиональной литературой, идет разработка и презентация проектов, чаще всего междисциплинарных, созданных на основе возможностей компьютерной обработки и репрезентации данных. Примером может служить «Уличный музей», игра в альтернативной реальности (ARG), созданная при участии кафедры коммуникации и социальных исследований Римского университета Сапиенца. Игроки в процессе освоения игрового пространства должны стать кураторами.

В ожидании победы игрокам необходимо принять участие в реализации «цифрового музея» уличного искусства, разместив фотографии произведений уличного искусства на веб-сайте игры и предоставив о нем как можно больше подробностей [4, р. 81]. В музейном пространстве благодаря деятельности отделов образования уже есть примеры создания виртуальных коллекций, проектов с дополненной реальностью курсов и семинаров по конкретным темам. Подобные продукты часто создаются на основе междисциплинарного подхода. Это важно для привлечения к культурному художественному наследию не только студентов гуманитарных специальностей, но и в работе с массовой аудиторией. Привлечение студентов к созданию и информационному наполнению подобных проектов, ориентированных на различные целевые аудитории, становится для них отличным вариантом участия в проектной деятельности.

Особенности дисциплины и контингента обучающихся влияют на формирование образовательной среды, неважно, идет ли речь о комбинированном и целиком дистанционном формате. Так же необходимо дифференцировать понятие образовательной среды по сравнению с такими понятиями, как «место образования» и «образовательное пространство». По мнению С. В. Журавлевой, в качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена выступают: целенаправленность, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность [5, с. 53-56]. Если проанализировать особенности создания онлайн или комбинированной образовательной среды для искусствоведческих дисциплин, то необходимо отметить, что история искусства во многом основана на изучении не только самих памятников, но и истории художественной критики. Ценность произведения искусства связана как с историко-культурным контекстом времени, когда оно создавалось, и с его интерпретацией в различные периоды коллекционерами, представителями художественной культуры, зрителями и исследователями, представителями конкретных научных традиций и живших в различных социокультурных средах. Поэтому разработка любого курса по истории искусства должна иметь в основе формирование знаний и практических умений по знанию и умению анализировать формально-стилистические, иконографические особенности конкретного периода или автора и на развитии способности работы с историко-культурном контекстом

создания и восприятия произведения искусства. Значимыми навыками являются критическая работа с источниками, навыки профессионального письма, чтения и риторики.

Если говорить о комбинированном обучении и включении электронной образовательной среды в традиционное обучение, то наиболее распространенными являются: использование цифровых изображений, отсылка к цифровым ресурсам и включение компьютерных технологий для проверки знаний. Преподавание истории искусств всегда опиралось на репродукции, и его природа менялась с каждым новым способом копирования и стандартами авторского права. Замена подлинного изображения сначала слайдами, а сегодня цифровыми изображениями имеет далеко идущие последствия. С одной стороны, цифровые копии делают достижения искусства доступными для широких целевых аудиторий, с другой - вопросы авторского права, проблемы искажения цвета, потери фактуры и сложность формирования навыка воспринимать произведение искусства в масштабе. Работа с фактическим восприятием оригинала создает ряд трудностей у учащихся, привыкших исключительно к копиям разного вида. Для снижения негативных последствий замены подлинника его копией можно использовать следующие инструменты: обязательное указание размеров и техники произведений, по возможности использование копий, дающих представление о фактуре материалов и масштабе работы, включение в курс заданий, связанных с анализом и интерпретацией памятников, имеющихся в доступе у студентов, в отдельных случаях полезно проводить или рекомендовать занятия по практике работы с теми или иными художественными материалами (акварель, масляные краски, мозаика, бумажная архитектура, лепка и т. д.).

Второй корпус инструментов - это разработка интерактивных упражнений, например, создание онлайн-тестов, включение анимиро-ванных заданий, требующих от пользователей перетаскивания элементов, применение виртуальных программных ресурсов, типа «Миро», и возможностей социальных сетей для выполнений индивидуальных, коллективных заданий и кураторской работы. Потенциальные проблемы данных форм - это чрезмерная игровиза-ция, отсутствие системного подхода к методике представления материала, нехватка понятных инструкций для выполнения, неудачный визуальный вид. Включение игровых компонентов, таких как визуализированные «медали за достижения», анимированные персонажи, сопровождающие обучающегося в онлайн-

среде, сюжеты квестового характера, награды и информирование о временных границах того или иного задания в забавной форме, должны быть дидактически оправданы, а их освоение не должно вызывать трудности. С другой стороны, грамотное использование подобных элементов поможет сохранить у студентов интерес и формировать эмоциональное отношение к заданию. Это эффективно особенно для самостоятельной работы, когда студент, даже при наличии куратора, ориентирован на выстраивание личного образовательного маршрута и на более углубленное изучение ряда тем.

Третий инструмент - это использование платформ для онлайн-обучения как поддержка традиционных курсов. Создание «лонгридов» («долгое чтение») курсов и частичное включение платформ типа «Moodle», «^е^оигсе» стали сегодня широко распространенным как в государственных, так и в частных образовательных программах. Термин «лонгрид» используется не только в первоначальном смысле (форма размещения журналистских материалов), но применим и к мультимедийным платформам, посвященным определенному событию, проблеме, обучающему курсу.

В курсах по искусствоведческим дисциплинам использование подобных платформ позволяет не просто сделать онлайн-библи-отеку материалов, заданий, списков литературы и произведений искусства, но и глубже погрузиться в изучаемую тему, выбрать пакет тем и заданий, связанных с научно-практическими интересами обучающегося, для более углубленного изучения, отработать навыки профессионального чтения и письма. Проблема достоверности фактического материала и корректности оцифровки изображений так же может быть частично решена в такой форме за счет предоставления студентам как проверенной информации, так и заданий для тренировки критического мышления, поэтому лонгрид полезен в качестве виртуальной «базы знаний» по предмету с поверенными источниками. Для работы в таком формате необходимо дать студентам навыки вдумчивого чтения, инструменты для критического анализа текстов и изобразительного материала. В обратном случае мы получаем поверхностное «диагональное чтение» и шаблонный подход в исследовании изобразительных источников. История искусства связана с презентацией большого количества визуальных материалов, поэтому дизайн платформ должен быть минималистич-ным. Трудно не согласиться со специалистами Skillboxs, специализирующимися на создании онлайн-продуктов, что создание лонгрида -

это не просто частичный или полный перенос курса в онлайн-формат, но достаточно дорогой, с точки зрения стоимости и трудозатрат, проект. Подобные платформы, кроме учета стоимости использования, необходимо наполнять систематизированным, грамотно структурированным, визуально и методически продуманным материалом. Логика подобных проектов отличается от офлайн-форматов [6]. Чаще всего для формата онлайн-платформы по гуманитарным дисциплинам предлагается система обратного педагогического дизайна, частичная игрофика-ция, включающая элементы индивидуализации через систему для самопроверки и саморефлексии, онлайн-поддержку куратором или онлайн-чат-ботом, возможность проходить темы и задания на разном уровне сложности.

Отдельный вопрос - это использование подобных платформ для индивидуализации образовательного маршрута. В рамках искусствоведческих дисциплин существуют разделения на «базовые курсы» и «дополнительные пакеты курсов», связанные с углубленным изучением, например, истории и теории костюма, ювелирного искусства, киноискусства, развития арт-рынка и особенностей рекламной, кураторской деятельности в художественной сфере. Онлайн-сопровождение может позволить студенту более четко провести диагностику не только собственных знаний, но и интересов, оценить перспективы работы в том или ином направлении. В качестве примера можно привести опыт Томского государственного университета (ТГУ), представленный в рамках курса повышения квалификации для преподавателей высшей школы «Преподаватель университета в новой системе российского образования» издательства Лань [7]. А. Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий Института дистанционного образования ТГУ, анализирует возможности чат-ботов и других цифровых инструментов для индивидуализации образования, предлагает результаты их использования не только в профориентации студентов, в визуализации полученных и возможных компетенций, но и в самоопределении и проектировании личного профессионального будущего, в психологической поддержке и диагностике (с привлечением специалистов-психологов). Кроме экспериментальных форм, команда ТГУ демонстрирует эффективность инструментов, которые уже достаточно широко апробированы, особенно в коммерческих онлайн-курсах. Это использование игровых форматов (прогресс бар по дисциплинам и набор визуализированных «достижений»), построение индиви-

дуальных карт образовательных ресурсов, внедрение цифровых помощников студента, ориентированных на различные индивидуальные и особенные потребности обучающихся, использование онлайн-платформ для размещения материала и заданий к курсам. Особый интерес представляют разработки в области повышения вовлеченности студента, по опросам ТГУ, 65% студентов университета считают, что бот и онлайн-сопровождение были для них эффективными инструментами [8; 9]. Пример ТГУ демонстрирует важные условия эффективности подобных инструментов, таких как определенные финансовые вложения, повышение квалификации кадров, необходимость обучения как студентов, так и сотрудников работе в цифровой среде, не только для создания платформ и инструментов, но и в их технической и кураторской поддержке. Необходим учет быстрого устаревания контента и программного обеспечения. При отсутствии вложений и поддержки компетентными сотрудниками не учитываются мотивационные, когнитивные и деятельностью особенности конкретных курсов и специальностей, а цифровые инструменты индивидуализации обучения превращаются в неэффективные, становятся обременительной формальностью как для преподавателей, так и для студентов. Поэтому необходимо прежде всего оценивать перспективы и возможности конкретного вуза или центра обучения, специфику конкретной специальности и выбора тех или иных возможностей цифровизации. Так, для сотрудников и студентов гуманитарных кафедр часто надо проводить дополнительное обучение, связанное с цифровой грамотностью и безопасностью, а онлайн-инструменты должны быть интуитивно понятными, простыми в использовании.

Онлайн-курс является самым комплексным проявлением применения компьютерных технологий в преподавании истории искусств. Исходя из опыта работы с подобными курсами в качестве слушателя и преподавателя, можно сделать ряд выводов, касающихся методического обеспечения подобных проектов. Кроме принципов и форм, проанализированных в данной статье, в случае онлайн-курса добавляется необходимость понимания методических особенностей дистанционного образования. Концепция онлайн-курса чаще всего строится на основе обратного педагогического дизайна. В качестве примера можно привести не только опыт государственных образовательных учреждений (СПбГИК, ТГУ, МФТИ и т. д.), но и коммерческих платформ (Нетология, Skillbox, ЯндексПрактикум и т. д.).

В рамках цикла создания и внедрения онлайн-курса создание концепции является третьим шагом, после сбора данных и понимания состава преподавателей. Обратный педагогический дизайн (backward design) предполагает разработку образовательной программы через первичность постановки целей, результатов и ожиданий от курса. Исходя из этого идут выбор форм и методов обучения, принципы наполнения курса материалом [10]. Проектирование от имеющегося и нужного для курса контента и массива знаний характерно для традиционно выстроенных курсов. На сегодняшний день включение элементов обратного педагогического дизайна, более ориентированного на практические результаты, так же перспективно в курсах по искусствоведению в различном формате. С позиций классического подхода возможно строить базовые курсы по истории искусства, курсы по теоретическим и методологическим вопросам искусствоведения, включая отдельные элементы обратного дизайна для творческих заданий. В академические курсы можно включать элементы обратного дизайна на материале практических, семинарских занятий для формирования конкретных навыков и умений (например, закрепление формально-стилистического анализа). Курсы, посвященные истории конкретного вида искусства или междисциплинарные, как «История киноискусства», «Кураторский проект в современной арт-практике», могут проектироваться с учетом обратного педагогического дизайна, таким образом они служат как повторению уже изученного материала, так и формированию новых умений и навыков на основе полученных ранее.

В случае дополнительного образования обратный педагогический дизайн видится перспективным из-за того, что обычно подобные курсы достаточно краткие, поэтому цель и задачи должны быть максимально понятными, конкретными и достижимыми, чтобы не создавать у слушателей неоправданных ожиданий и прозрачной системы оценки результатов. Например, для курса «Мода ХХ века: искусство и индустрия» заказчиками выступают, кроме учебного заведения, студенты и их родители. Модель данного курса была разработана автором в рамках курса повышения квалификации «Методист онлайн-курсов» на платформе «Нетология». Практическая реализация осуществляется второй год на бозе дополнительного образования в СПбГИК «Мировое искусство моды». Для студентов главными задачами являются: изуче-

ние базовых знаний по истории моды ХХ в., самостоятельный анализ модных образов и определение ДНК/стиля модного дома; необходимо научиться читать тенденции моды ХХ в. в конкретных визуальных образах, на примере моды ХХ в. понимать технологические и социокультурные причины возникновения определенных модных образов и тенденций. Для заказчика (плательщика) важны: более уверенная работа с модными образами и тенденциями ХХ в. через грамотное использование инструментов анализа и понимание целостности моды как части историко-культурного процесса, комфортное ощущение при изучении и создании визуального контента, связанного с модой ХХ в., расширение спектра выполняемых работ за счет проектов, связанных с модой. Свои цели есть и у экспертов, преподавателей курса, и у организации, его предлагающей. Для преподавателя, кроме профессиональных методических задач (научить основам анализа визуального модного образа ХХ в., знания об основных тенденциях моды ХХ в. и понимания о связи развития моды с культурой, технологиями, историческим контекстом) важно понять, как делается грамотно структурированный онлайн-курс с учетом актуальных разработок, повышение дохода и поддержка личного бренда. Перед организацией стоят собственные цели: представить качественный контент, интересный для слушателя и соответствующий идеологии организации в целом, получить лояльных обучающихся и удовлетворенность со стороны исполнителей, вести новый модуль или дополнить имеющийся, утвердить репутации бренда на рынке и открыть новое направление. Для создателей так же важно учитывать, за какое время осуществим предполагаемый результат, сколько необходимо повторений для наработки навыка, понимание связи курса с другими в линейке.

Обратный педагогический дизайн позволяет разработать курс, максимально учитывающий интересы каждой из сторон, которые видны всем сторонам из самой структуры, формата курса и параметров обучения. Для курса «Мода ХХ века: искусство и индустрия» оптимальными оказались: формат - вебинары и слайд-презентации, тесты, задания с обратной связью, в том числе задание с проверкой другом или групповая работа. Параметры обучения: согласно таксономии Блума, были выбраны уровни знание, понимание, применение; обучение синхронное, обучение групповое; единый курс с кураторским сопровождением, курс состоит из трех модулей

и девяти блоков. На примере одной из тем, видно как реализуются цели на практике. Вводное занятие предполагает знакомство с группой куратором и экспертом (если это необходимо), идет формулирование маршрута обучения и специфика заданий, это дает студентам понимание, что их ждет в курсе, налаживается канал для общения с методистом и между собой (чат в телеграмм). Должно быть достигнуто понимание технических средств курса для студентов. В рамках первой темы «Мода ХХ века как феномен культуры ХХ века. Теория и практика» предполагается анализ содержания основных понятий курса - костюм, одежда, мода, модный стандарт, модный объект, модный образ. Теоретическое обоснования направлений инновации в моде. Роль и функции моды в культуре. Типология подходов к изучению костюма. Современные направления изучения моды. Иконография и формально-стилистический анализ. Анализ одного образа с позиций формально-стилистического подхода и мини тест. Акцент делается на формировании знаний базовых терминов и концептов, связанных с курсом, на основе анализа их содержания в теории и практике (измеряется тестом); обучение от опыта формирует навык применения формально-стилистического подхода на практике, в том числе работа с имеющимися в наличии у слушателей предметами одежды. За счет успеха в небольшом задании должны сохраниться оптимистические ожидания от своего участия в курсе. С психологической точки зрения важно то, что уже на первых занятиях студент выполняет небольшое задание, получает продукт собственной деятельности, связанный с новой дисциплиной.

Из краткого обзора одной темы курса, созданного в такой педагогической модели, становится видно, что обратный педагогический дизайн в данном случае - это не способ формирования фундаментальных знаний за короткий срок, но отличный инструмент, позволяющий сформировать или улучшить определенные умения и навыки, измерить образовательные достижения конкретного студента и создать благоприятную психологическую атмосферу для обучения, с сохранением внутренней и внешней мотивации в обучении. Еще один важный момент - это возможность в рамках одного курса просчитывать несколько траекторий для обучающихся с различной подготовкой или целями обучения (в данном курсе - за счет дополнительных материалов и заданий). Поэтому после создания модели курса в процессе его проведения

идет адаптация к имеющимся ресурсам.

Прозрачность структуры в рамках обратного дизайна позволяет использовать метрики качества образовательных продуктов (реакция на обучение, усвоение, применение на практике, достижение результата) [11 ]. Естественно, практическая реализация подобной методики предполагает не только наличие технических возможностей, но и наличие профессиональной команды создателей, методистов, кураторов экспертов. Предлагаемый подход к обучению предполагает работу с курсом, как с драматургической интерактивной системой,основанной не только на знаниях методики, возможностей технологий, но предполагается выстраивание курса как некоего игрового сценария, связанного с архетипиче-скими мифологическими моделями, или как сценария компьютерной игры. Наработанный опыт частично можно переносить в академические курсы различной направленности.

Таким образом, говоря об онлайн-форма-те в обучении искусствоведов, необходимо отметить, что имеющееся и специально созданные цифровые инструменты перспективно использовать не только исключительно в онлайн-обучении, но в рамках комбинированного включения элементов цифровизации в высшее образование. На примере искусствоведения становится видно, что индивидуализация должна поддерживать формирование мотивационных, когнитивных и деятельност-ных навыков студентов, а не превращать процесс обучения в исключительно игровую, развлекательную практику.

В случае искусствоведческих дисциплин необходимо помнить о необходимости работы с реальными артефактами, а не только с цифровыми копиями произведений искусства. Цифровые инструменты для гуманитариев должны быть понятны и не перегружены лишними элементами, необходимы четкие инструкции и кураторская поддержка как преподавателя, так и студента. В то же время использование лонгридов может быть элементом формирования фундаментальных знаний по предмету, навыков самостоятельной работы и критической оценки источников, профессиональных умений, связанных с чтением источников, различными типами письма и риторики. В таких системах эффективно использовать элементы обратного педагогического дизайна при изучении отдельных тем и проектировании творческих заданий различного типа. Комплексное использование обратного дизайна перспективно в случае дополнительного образования.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Президент России: [офиц. сайт]. URL: http://static.kremlin.ru/media/ acts/files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 28.02.2024).

2. Artificial Intelligence, Smart Classrooms and Online Education in the 21st Century: Implications for Human Development / A. Ikedinachi, et al. // Journal of Cases on Information Technology. 2019. Vol. 21, № 3. P. 66-79.

3. Donahue-Wallace K., La Follette L., Pappas A. Teaching Art History with New Technologies: Reflections and Case Studies. Cambridge, 2009. 160 p.

4. Marinensi G., Matera C. Creating e-learning History of Art courses in Higher Education // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2013. Vol. 9, № 2. P. 77-87.

5. Журавлева С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в исторической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.

6. Баженова М. Как создавать курсы в формате лонгридов // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/ media/education/kak-sozdavat-kursy-v-formate-longri-dov/ (дата обращения: 28.02.2024).

7. Преподаватель университета в новой системе российского образования: курс повышения квалификации для преподавателей высш. шк. // Лань: электрон.-библ. система. URL: https://eJanbook.com/ courses/269 (дата обращения: 28.02.2024).

8. Опыт применения инструментов оценки и практик управления качеством электронного обучения (кейс Томского государственного университета) / Е. С. Горюнова и др. // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 4. С. 4-18.

9. Литвинова А. Д., Фещенко А. В. Взаимосвязь между академической успеваемостью студентов и их персональной обучающей средой в социальной сети // Initia: Актуальные проблемы социальных наук (24-25 апреля 2020 г.): материалы XXII Междунар. конф. молодых ученых. Томск, 2020. С. 152-154.

10. Wiggins G., McTighe J. Understanding by Design. 2nd ed. Alexandria, VA: Assoc. for Supervision and Curriculum Development ASCD, 2005. 370 p.

11. Карпова А., Литвинова М. Как сделать качественный онлайн-курс? // EdExpert. URL: https://edex-pert.ru/edmarket_course (дата обращения: 28.02.2024).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 № 203 "On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030". President of Russia: [offic. website]. URL: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201705100002.pdf (accessed: Febr.28.2024) (in Russ.).

2. Ikedinachi A., et al. Artificial Intelligence, Smart Classrooms and Online Education in the 21st Century: Implications for Human Development. Journal of Cases on Information Technology. 2019. 21 (3), 66-79.

3. Donahue-Wallace K., La Follette L., Pappas A. Teaching Art History with New Technologies: Reflections and Case Studies. Cambridge, 2009. 160.

4. Marinensi G., Matera C. Creating e-learning History of Art courses in Higher Education. Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2013. 9 (2), 77-87.

5. Zhuravleva S. V. Historical review of the formation of the concept of "educational environment" in historical science. Scientific review. Pedagogical sciences. 2016. 3, 48-56 (in Russ.).

6. Bazhenova M. How to create courses in longread format. Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/ education/kak-sozdavat-kursy-v-formate-longridov/ (accessed: Febr.28.2024) (in Russ.).

7. University teacher in the new system of Russian education: advanced training course for higher education teachers. Lan': electronic libr. system. URL: https://e. lanbook.com/courses/269 (accessed: Febr.28.2024) (in Russ.).

8. Goryunova E. S., et al. Experience in using assessment tools and practices for quality management of e-learning (case of Tomsk State University). Open Education. 2022. 26 (4), 4-18 (in Russ.).

9. Litvinova A. D., Feshchenko A. V. The relationship between the academic performance of students and their personal learning environment in a social network. Initia: Current problems of social sciences (April 24-25,2020): materials of the XXII Intern. conf. young scientists. Tomsk, 2020. 152-154 (in Russ.).

10. Wiggins G., McTighe J. Understanding by Design. 2nd ed. Alexandria, VA: Assoc. for Supervision and Curriculum Development ASCD, 2005. 370.

11. Karpova A., Litvinova M. How to make a high-quality online course? EdExpert. URL: https://edexpert. ru/edmarket_course (accessed: Febr.28.2024) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.