Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ (СКЕТЧНОУТИНГ)'

АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ (СКЕТЧНОУТИНГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / скетчноутинг / визуализация / творчество / когнитивно-визуальные технологии / thinking / sketchnouting / visualization / creativity / cognitive-visual technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

В статье отмечено, что в процессе обучения студентов в вузе необходимо применять инновационные средства и способы развития визуального мышления. Одним из средств дополнения и усилении процесса запоминания, а также анализа информации с помощью простых образов, способствующих эффективному развитию зрительного мышления, является технология скетчноутинга. В статье рассматриваются пути использования скетчноутинга как технологии развития визуального мышления студентов. В исследовании отражены разработанные диагностические средства для определения уровня развития зрительного мышления студентов. На основе анализа результатов диагностических измерений была выявлена положительная динамика уровня развития зрительного мышления студентов, что позволило доказать эффективность применяемых методик, предполагающих использование технологии скетчноутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes that in the process of teaching students at the university it is necessary to apply innovative means and ways of developing visual thinking. One of the means of supplementing and enhancing the process of memorization, as well as analyzing information using simple images that contribute to the effective development of visual thinking, is sketchnouting technology. The article discusses the ways of using sketchnouting as a technology for developing students' visual thinking. The study reflects the developed diagnostic tools for determining the level of development of visual thinking of students. Based on the analysis of the results of diagnostic measurements, a positive dynamics of the level of development of visual thinking of students was revealed, which made it possible to prove the effectiveness of the applied techniques involving the use of sketchnouting technology.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ (СКЕТЧНОУТИНГ)»

6. Constitution of the Republic of Iraq. The Right to Academic Freedom. - Art. 34. - 2005. - P. 41. - URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Iraq_2005.pdf71ang=ar (дата обращения: 03.10.2022)

7. Report of the United Nations Program in Iraq, Cost and Benefits of Education in Iraq: An Analytical Study on the Education Sector and Strategies for Increasing Benefits from Education. - UNICEF. - 2017. - 66 p.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

(СКЕТЧНОУТИНГ)

Аннотация. В статье отмечено, что в процессе обучения студентов в вузе необходимо применять инновационные средства и способы развития визуального мышления. Одним из средств дополнения и усилении процесса запоминания, а также анализа информации с помощью простых образов, способствующих эффективному развитию зрительного мышления, является технология скетчноутинга. В статье рассматриваются пути использования скетчноутинга как технологии развития визуального мышления студентов. В исследовании отражены разработанные диагностические средства для определения уровня развития зрительного мышления студентов. На основе анализа результатов диагностических измерений была выявлена положительная динамика уровня развития зрительного мышления студентов, что позволило доказать эффективность применяемых методик, предполагающих использование технологии скетчноутинга.

Ключевые слова: мышление, скетчноутинг, визуализация, творчество, когнитивно-визуальные технологии.

Annotation. The article notes that in the process of teaching students at the university it is necessary to apply innovative means and ways of developing visual thinking. One of the means of supplementing and enhancing the process of memorization, as well as analyzing information using simple images that contribute to the effective development of visual thinking, is sketchnouting technology. The article discusses the ways of using sketchnouting as a technology for developing students' visual thinking. The study reflects the developed diagnostic tools for determining the level of development of visual thinking of students. Based on the analysis of the results of diagnostic measurements, a positive dynamics of the level of development of visual thinking of students was revealed, which made it possible to prove the effectiveness of the applied techniques involving the use of sketchnouting technology.

Key words: thinking, sketchnouting, visualization, creativity, cognitive-visual technologies.

Введение. Форму мышления как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования можно назвать визуальным мышлением (от лат. - зрительный). Основой такой формы мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов, формируются внешние перцептивные действия, а в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этихдействий [14].

В отечественной науке история изучения визуального мышления реализовывалась по следующим направлениям: изучение психофизических основ восприятия зрительных образов [4]; исследование психологической структуры визуального мышления, определение различных видов визуальных операций [8]; изучение визуального мышления в значении с точки зрения различных областей гуманитарного знания.

В отечественной педагогической психологии проблема развития визуального мышления личности исследовалась с различных позиций. Так, сегодня анализируемый нами в данном исследовании феномен рассматривается в психологии как:

- индикатор развития визуальной культуры [9];

- необходимая составляющая логического и пространственного мышления [8];

-условие построения конструктивного учебного диалога [10];

- особый интегративный вид мышления, базирующийся на творческом воображении и сочетающий в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления [12];

- психологическое условие формирования визуальной культуры личности [11].

Несмотря на наличие многочисленных исследований, посвященных различным аспектам визуального мышления как феномена, констатация недостаточности его развития у современных студентов обосновывает потребность в разработке эффективных методических систем, направленных на повышение уровня развитости данного личностного свойства.

Разработка методических систем, направленных на развитие визуального мышления требует, прежде всего, реализации диагностических операций по выявлению уровня сформированности изучаемого в данном исследовании свойства личности. Так, данное исследование нацелено на изучение теоретических аспектов феномена визуального мышления, подбор объективного диагностического инструментария определения уровня его сформированности у студентов, анализ эффективности разработанного методического подхода развития визуального мышления обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Целесообразность исследования визуального мышления будущего специалиста приобретает важнейшее значение в связи с увеличением объема визуальной информации и овладением способами и средствами работы с ней в информационную эпоху.

Визуальное мышление представляет собой особую форму деятельности человека, сущность которой заключается в оперировании и манипулировании наглядными образами. Результатом данной деятельности является создание новых, часто абстрактных образов, обладающих смысловой нагрузкой и делающих значение (содержание) видимым [121.

Психологи считают, что основной функцией зрительного мышления является его способность согласовывать различные значения образов в целостную, видимую картину. Визуальное мышление также помогает онтологизировать результаты абстрактного вербального мышления так, чтобы абстрактная сущность стала интеллектуально видимой. Использование его для изучения и анализа различных работ может дать новые идеи и более полное понимание в областях [31.

В психологической науке визуальное мышление интерпретируется как особый интегративный вид мышления, который регулирует процесс осуществления связи практики чувственного опыта с абстрактным мышлением [191. В основе анализируемого нами типа мышления - сочетание особенностей воображения, продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления [12].

Визуальное мышление представляет собой ядро творческого процесса, соединяющим в себе чувственные и рациональные формы познания мира, умственные действия, обусловленные непосредственным наблюдением и в то же время - логическим мышлением [12].

На предварительном этапе апробации методического подхода в рамках эксперимента был проведен первичный диагностический срез. Для его проведения нами были использованы следующие диагностические методики П. Торренса:

- тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность).

- тест творческого мышления (невербальный блок).

Критериями и показателями исследования уровня визуального мышления являлись:

- легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов);

- гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения;

- оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных;

- разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности.

Учет указанных критериев и показателей, а также структуры визуального мышления как свойства личности позволил определить три уровня его сформированности у студентов: начальный, развитый и креативный.

Данные первичного диагностического среза эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности визуального мышления студентов экспериментальной и контрольной групп. Недостаточность развития визуального мышления студентов потребовала поиска методических подходов повышения его уровня. Так, в рамках реализованного эксперимента в качестве методической основы нами была выбрана технология «Скетчноутинг» (революционный способ конспектирования лекций, конференций, мозговых штурмов и деловых встреч). Использование этой техники позволяет фиксировать информацию в виде рисунков и символов, создавая визуальную карту любого материала.

Указанная техника используется для развития навыков усвоения информации, которые оптимизируют работу головного мозга. В основу данной техники положена теория двойного кодирования, предложенная Алланом Пайвио в 1970 г. [2]. Согласно данной теории, мозг использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный.

Анализируемая нами технология дает возможность задействовать одновременно оба указанных канала. Это позволяет создать визуальную карту того, что человек слышит, видит, о чем думает, а не просто записать мысли, которые прозвучали в аудитории. К преимуществам визуального конспектирования (скетчноутинга) стоит отнести также то, что данная техника помогает сфокусировать внимание.

Основной единицей технологии является скетч (англ. sketch). Скетч представляет собой своеобразную структурированную заметку, сочетающую элементы как рисунка, так и текста; иными словами, это способ мышления с использованием изображений и слов [1]. Структура скетчей включает пиктограмму и лаконичный текст, тезис. По словам М. Роуди, скетчи всегда уникальны, в них находят выражение особенности личности их составителя [16].

По мнению исследователей в области психологии, создание конспектов посредством метода скетчноутинга в разы повышает уровень запоминаемости информации [5; 7; 13; 15]. Скетч дает возможность выделить саму суть, выделить более важные детали, а главное - потом позволяет при мимолетном взгляде на заметку быстро восстановить в памяти всю информацию, а также мысли и ощущения, сопровождающие выполнение задания.

С целью повышения уровня визуальной памяти студентов в рамках реализуемого эксперимента нами использовался ряд скетчноутинг-тренингов. Студенты были вовлечены в работу тренингов с целью выработки основных умений и навыков, позволяющих повысить уровень визуальной памяти, а именно:

- выделять в больших информационных потоках главное;

- перерабатывать значительное количество информации;

- ускорять процесс концентрации на информации, в сравнении с темпами обычной работы с текстовыми источниками;

- запоминать большие объемы информации.

Скетчноутинг-тренинги были объедены нами в комплексный тренинг «Развитие визуального мышления», представляющий собой целенаправленный, специально организованный в условиях вуза процесс развития визуального мышления студентов путем активизации овладения ими когнитивно-визуальными технологиями [6].

Комплексный тренинг реализовывался в ряде мини-скетчноутинг-тренингов путем реализации долгосрочного тренинга в рамках спецсеминара «Виды мышления, пути их развития». В рамках данного спецсеминара студенты, прежде чем приступить к заданиям тренингов, были ознакомлены с теоретическими положениями технологии скетчноутинга и спецификой использования техники на практике.

В ходе реализации тренингов студентам предлагалось составлять визуальные конспекты текстовой информации различных стилей, типов и целевого назначения в технике скетчноутинга. Основным условием работы студентов было использование ими не менее трех типов визуализации информации.

По завершении тренинговых занятий в рамках эксперимента был произведен контрольный замер уровня визуальной памяти студентов - респондентов исследования. При этом использовались те же методики диагностики и система критериев, что и при первичном срезе. Результаты респондентов экспериментальной и контрольной групп значительно возросли после внедрения технологии скетчноутинга и освоения студентами содержания спецсеминара «Виды мышления, пути их развития». У большинства участников эксперимента после внедрения методики отмечен развитый уровень визуального мышления, а количество обучающихся, у которых был зафиксирован креативный уровень, значительно возросло. Эти данные позволяют обосновать эффективность разработанной методики развития визуального мышления студентов.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что роль визуального мышления существенно растет в течение последних десятилетий ввиду развития информационного общества, в котором основной ценностной единицей выступает информация, а ведущий путь ее подачи - визуальный, благодаря появлению многочисленных информационно-визуальных средств.

Необходимость развития визуального мышления подрастающего поколения и поиска эффективных технологий, методов и средств достижения этой цели обоснована тем, что визуальное мышление помогает анализировать, систематизировать, творчески интерпретировать информацию. Так, низкий уровень развитости визуального мышления оказывает прямое влияние на успешность процесса формирования всех личностных образований.

С целью повышения уровня развитости визуального мышления студентов нами была разработана методическая система, в основе которой технология скетчноутинга. Эффективность данной технологии обоснована положительной динамикой уровня сформированности визуального мышления студентов, ставших респондентами исследования. Факт

положительной динамики, обосновывающий эффективность предлагаемой в исследовании методики, обосновал анализ разницы результатов первичного и контрольного диагностических замеров уровня развитости визуального мышления.

Полученные в ходе исследования результаты теоретического изучения и психологического анализа могут быть использованы в оценке эффективности вузовских образовательных программ, в обосновании содержания и методов реализации развития визуального мышления обучающихся и студентов, диагностике развития визуального мышления, при реализации процесса целенаправленного повышения уровня визуального мышления студентов.

Литература:

1. Bruff, D. Why Use Sketchnotes in the Classroom? / D. Bruff II Agile Learning: Derek Bruffs Blog on Teaching and Technology. -URL: http://derekbruff.org/?p=2902 (дата обращения: 12.01.2015)

2. Paivio, A. Mental Representations: A dual-coding approach / A. Paivio. - New York: Oxford University Press, 1986. - 336 p.

3. Zhukovskiy, V. The Nature of Visual Thinking / V. Zhukovskiy II Journal of Siberian Federal University, Humanities & Social Sciences. -№1. -2008. -Pp. 149-158

4. Арнхейм, P. Визуальное мышление, Зрительные образы: феноменология и эксперимент / Р. Арнхейм. - Душанбе, 1971.-С. 25-27

5. Белова, З.С. Визуализация научно-теоретического знания / З.С. Белова. - Чебоксары, Чуваш, ун-т, 2005. - 237 с.

6. Ваткова, O.A. Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление» / O.A. Ваткова // Проблемы педагогики. -2015. -№ 4.

7. Гапонова, С.А. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации / С.А. Гапонова // Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 6. - С. 86-94

8. Каплунович, И.Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников / И.Я. Каплунович // Вопр. Психологии. - 1981. - №5. - С. 155-161

9. Лагун, A.B. Психологический анализ эффективности формирования когнитивных и эмоциональных характеристик личности старшеклассников средствами художественного образования / A.B. Лагун // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. -№ 70-2. - С. 88-91

10. Макарова, Е.А. Визуализация как средство формирования психологического комфорта при обучении / Е.А. Макарова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2008. - № 10 (17): в 2-х ч. - Ч. II. -С. 115-119

11. Мисюкевич, А.Н. К вопросу изучения и развития визуального мышления младших школьников в дизайн-деятельности / А.Н. Мисюкевич // Герценовские чтения, Начальное образование. -2010.-Т. 1.-С. 187-192

12. Молодцова, Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи: диссертация... кандидата ... психологических наук / Н.Г. Молодцова. - Нижний Новгород. -2001.-219 с.

13. Пименов, П.А. Грамматика визуального языка: психология восприятия, семиология, поэтика / П.А. Пименов. - М.: МГПУ,2006. -314 с.

14. Полякова, Е.В. Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека / Е.В. Полякова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 4 (59). - С. 180-181

15. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир, 3-е изд., стереотип. / В.М. Розин. - М.: КомКнига, 2006. - 224 с.

16. Роуди, М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу / М. Роуди. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. - 224 с.

Педагогика

УДК [343.851:32.019.57] :821.161.1

кандидат философских наук Хлякин Олег Сергеевич

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); кандидат филологических наук, доцент Бурмакина Наталья Алексеевна Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Думлер Наталья Петровна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЕСЕДЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена практическим аспектам реализации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», которая предусматривает меры в области образования и государственной молодежной политики. Поскольку большинство научных статей информационно-аналитического портала elibrary, цитирующих данную «Стратегию», опубликовано в юридических журналах, мы сделали вывод о недостаточном количестве методических рекомендаций для реализации данной стратегии сотрудниками наиболее массовых учебных заведений Российской Федерации. Для восполнения такого пробела в методической литературе авторы предложили конспект беседы со студентами вузов на тему профилактики противоправного и экстремистского поведения. В качестве отправной точки беседы и методического материала в статье рассматривается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как эталонное произведение, позволяющее одновременно рассматривать как вопросы психологии террористов, так и различные образцы антисоциального поведения.

Ключевые слова: профилактика противоправных действий, Ф.М. Достоевский, социальная психология, социальное поведение, социальная этика, практическая философия, мораль.

Annotation. The article is devoted to the practical aspects of the implementation of the "Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025", which provides for measures in the field of education and state youth policy. Since most of the scientific articles of the information and analytical portal elibrary quoting this "Strategy" have been published in legal journals, we concluded that there are insufficient methodological recommendations for the implementation of this strategy by employees of the most popular educational institutions of the Russian Federation. To fill such a gap in the methodological literature, the authors offered a summary of a conversation with university students on the prevention of illegal and extremist behavior. As a starting point

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.