Научная статья на тему 'Актуальные информационные потребности субъектов профессиональной туристской деятельности'

Актуальные информационные потребности субъектов профессиональной туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / НИШЕВОЙ ТУРИЗМ / УСЛУГИ БИБЛИОТЕК / INFORMATION NEEDS / INNOVATION IN TOURISM / NICHE TOURISM / LIBRARY SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сахарчук Е.С.

Актуальность затрагиваемой в статье проблематики обусловлена существенными изменениями в сфере российского туризма, связанными с необходимостью внедрения новых продуктов, технологий обслуживания туристов, инновационных административно-управленческих решений и др. Многие из предприятий-субъектов профессиональной туристской деятельности в ситуации трансформации туристских потребностей и роста доли самоорганизованных туристов должны найти свою новую нишу. На основе проведённого анализа теоретических источников, материалов экспертных интервью, кейсов управления знаниями в области туризма, а также кейсов, характеризующих участие библиотек в развитии внутреннего туризма, делается вывод о перспективности такого направления деятельности библиотек как удовлетворение актуальных для периода трансформаций информационных потребностей профессиональных субъектов профессиональной туристской деятельности. Методологический вектор исследования связан, прежде всего, с представлением о конкретном характере информационных потребностей. В статье систематизированы типы инноваций «нишевого туризма», предложены формы реализации в библиотеках тематической интерактивной информационно-коммуникационной среды. Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников библиотек, студентов и аспирантов профильных направлений подготовки.The relevance of the issues addressed in the article is due to significant changes in the field of Russian tourism related to the need to introduce new products, tourist services technologies, innovative administrative and managerial decisions, etc. Many of the subjects of professional tourism activities in the situation of tourist needs transformation and an increase in the share of self-organized tourists should be significant way to upgrade, find your niche. Based on the analysis of theoretical sources, materials of expert interviews, cases of knowledge management in the field of tourism, as well as cases characterizing the participation of libraries in the development of domestic tourism, it is concluded that such a direction of the library is promising as meeting the current information needs of professional subjects of professional tourism activities. The methodological vector of research is primarily associated with the idea of the specific nature of information needs. The types of innovations of “niche tourism” are systematized in the article, and forms of implementation of the thematic interactive information and communication environment in libraries are proposed. The article may be of interest to the heads and employees of libraries, students and graduate students of specialized areas of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные информационные потребности субъектов профессиональной туристской деятельности»

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. САХАРЧУК Е.С. АКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность затрагиваемой в статье проблематики обусловлена существенными изменениями в сфере российского туризма, связанными с необходимостью внедрения новых продуктов, технологий обслуживания туристов, инновационных административно-управленческих решений и др. Многие из предприятий-субъектов профессиональной туристской деятельности в ситуации трансформации туристских потребностей и роста доли самоорганизованных туристов должны найти свою новую нишу. На основе проведённого анализа теоретических источников, материалов экспертных интервью, кейсов управления знаниями в области туризма, а также кейсов, характеризующих участие библиотек в развитии внутреннего туризма, делается вывод о перспективности такого направления деятельности библиотек как удовлетворение актуальных для периода трансформаций информационных потребностей профессиональных субъектов профессиональной туристской деятельности. Методологический вектор исследования связан, прежде всего, с представлением о конкретном характере информационных потребностей. В статье систематизированы типы инноваций «нишевого туризма», предложены формы реализации в библиотеках тематической интерактивной информационно-коммуникационной среды. Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников библиотек, студентов и аспирантов профильных направлений подготовки.

Ключевые слова: информационные потребности, инновации в туризме, нишевой туризм, услуги библиотек

Sakharchuk E.S.

ACTUAL INFORMATION NEEDS OF SUBJECTS OF PROFESSIONAL TOURIST ACTIVITY

The relevance of the issues addressed in the article is due to significant changes in the field of Russian tourism related to the need to introduce new products, tourist services technologies, innovative administrative and managerial decisions, etc. Many of the subjects of professional tourism activities in the situation of tourist needs transformation and an increase in the share of self-organized tourists should be significant way to upgrade, find your niche. Based on the analysis of theoretical sources, materials of expert interviews, cases of knowledge management in the field of tourism, as well as cases characterizing the participation of libraries in the development of domestic tourism, it is concluded that such a direction of the library is promising as meeting the current information needs of professional subjects of professional tourism activities. The methodological vector of research is primarily associated with the idea of the specific nature of information needs. The types of innovations of "niche tourism" are systematized in the article, and forms of implementation of the thematic interactive information and communication environment in libraries are proposed. The article may be of interest to the heads and employees of libraries, students and graduate students of specialized areas of training.

Keywords: information needs, innovation in tourism, niche tourism, library services

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. САХАРЧУК Е.С. АКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

Статья посвящена опыту исследования актуальных информационных потребностей субъектов профессиональной туристской деятельности, с учётом которых разработаны рекомендации по уточнению содержания деятельности библиотек в контексте развития внутреннего туризма в России, а также по определению возможных направлений развития ассортимента предлагаемых библиотеками услуг, ориентированных на референтных потребителей.

Диверсификация функций и услуг современных публичных библиотек представляет собой, по точному определению В.К. Клюева и М.П. Захаренко, направление преодоления вызовов современности [4], связанных, в том числе, с необходимостью соответствовать актуальным информационным запросам клиентов. Как «интегративный социокультурный институт», публичная библиотека выполняет два типа социальных функций: 1) базовые (информационную, социально-коммуникационную и др.), 2) производные (научное обеспечение производственной деятельности, развитие интеллектуального досуга и др.) [4].

А.В. Соколов определил информационную потребность как «потребность в информационной деятельности, устраняющей дисбаланс (рассогласование между наличным и нормальным состоянием) информационной сферы субъекта» [8, С.7]. По мнению исследователя, библиотеки, ставящие перед собой цель удовлетворение информационных потребностей, могут добиться её только при условии, что они будут способны удовлетворять конкретные информационные потребности, свойственные их абонентам [8]. Вид деятельности по удовлетворению информационных потребностей

(коммуникационный, мнемический, познавательный, регуляционный, эстетический) зависит от цели и мотивации субъекта.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что библиотека, опирающаяся на сформированные в той или иной сфере профессиональной деятельности представления об имеющихся информационных потребностях, в большей степени подготовлена к удовлетворению запросов референтных целевых групп. Исследования информационных потребностей, как правило, относятся к компетенции экспертных сообществ в предметных областях.

В современной науке достаточно хорошо изучены особенности информационных потребностей в сферах: оптимизации амортизационной политики предприятий (Островенко Т.К., Гребнев Г.Д., 2002), управления центрами кризисных ситуаций (Антюхов В.И. и др., 2015), управления аптеками (Ежова Т.В., 2017), управления субъектами малого предпринимательства (Шухман М.Э., Чубарь Я.Д., 2019) и агропромышленными комплексами (Сладкова О.Б., Пирумова Л.Н., Пирумов А.А., 2019) и др. Исследована проблематика формирования отдельных отраслевых информационных систем (И.А. Ваганова, 2018).

Информационные потребности субъектов развивающегося российского внутреннего туризма, в основном, попадают в фокус исследований в двух предметных областях: 1) цифровизация туризма (Павлюк В.П., 2019; Тесля Е.В., 2019; Попов Л.А., Козлов Д.А., 2016 и др.); 2) ресурсоведение отдельных туристских регионов (Романов В.А., 2019; Борзов В.С., Шарова И.С., 2018; Балюк Н.А., Куприна Л.Е., Ситева С.С., 2019 и др).

Отдельно остановимся на региональных аспектах внутреннего российского туризма, имеющего в контексте государственной стратегии развития туристской деятельности на территории РФ решающее значение. Современные библиотеки определяют в качестве основных направлений «встраивания в развивающуюся туристическую инфраструктуру»: «информационное обеспечение краеведческого туризма» и «самостоятельное проведение краеведческих экскурсий» [1, С.4] и т.д., то есть фактически реализуют виды деятельности, относимые российским законодательством к туристским - по формированию, продвижению и реализации туристских услуг.

Региональные аспекты все чаще попадают в фокус исследовательских интересов крупных российских исследователей, занимающихся проблемами содержания профессиональной подготовки; Н.В. Лопатина, отмечает необходимость учёта региональных аспектов общественной сферы, в том числе экономики региона, в содержании подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности.

В представленном контексте обращает на себя внимание тот факт, что вне зоны внимания, как экспертного профессионального сообщества, так и библиотечно-информационного сообщества остаётся обширный пласт информационных потребностей, связанных с радикальными изменениями, происходящими в российской туриндустрии.

Речь идёт, прежде всего, об изменении потребительского поведения и обусловленной им неизбежной трансформации рынка туризма. Современный потребитель все более самостоятелен (более 60% путешествий совершается самостоятельно) и независим от туроператоров и турагентов массового туризма, что ведёт к существенному сокращению их количества. Возросший уровень требований к туристским услугам, интерес туристов к посещению уникальных дестинаций, «погружению» в среду (так называемый «slow tourism»), прозрачность системы оказания услуг (сервисы отзывов и т.п.), развитие геоинформационных технологий, существенно облегчающих получение информации как о маршруте, так и об объектах туристского интереса - все эти и другие сопутствующие факторы приводят к тому, что большинство профессиональных участников туриндустрии должны, по мнению экспертов, либо радикально измениться, либо уйти с рынка.

Е.Б. Конколь (директор ТК «Спектрум») считает, что будущее турбизнеса состоит в:

- интеграции с системами искусственного интеллекта и нейросетями, использующих «большие данные»,

- поиске новых ниш (неохваченных массовым туризмом дестинаций, тематических путешествий, событий и т.п.),

- переориентации турагентств с продаж туров на продажи консультаций, формирование интернет-клубов сообществ турагентств,

- других направлениях специализации, узкой профилизации всех участников рынка, не являющихся «ключевыми игроками» массового туризма [2].

Охарактеризованные выше изменения в среде турбизнеса обуславливают, как представляется, потребности референтных субъектов в информационной деятельности, способствующей созданию инноваций следующих типов:

- нововведений, развивающих существующие потребности туристов или создающих новые, ранее отсутствующие, потребности;

- инновационных единичных (уникальных) продуктов и услуг;

- инновационных организационно-управленческих решений [5].

Каждый из вышеназванных типов нововведений соотносим с видами информационной деятельности (А.В. Соколов), базовыми и производными функциями библиотек. В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский предлагают рассматривать инновационное поведение, как «поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора: возможности человека, среда, отвечающая этим возможностям, и готовность человека реализовывать свои возможности «здесь и теперь» [3, с. 150].

Таким образом, предложение библиотеками различных современных форматов организации тематической интерактивной информационно-коммуникационной среды (кейс-сессии, коучинг-сессии, идейные карусели, хакатоны и др.) обеспечит реализацию ее информационной, социально-коммуникационной, а также производной (научное обеспечение производственной деятельности) функций в отношении конкретной целевой группы потребителей.

Конкретные информационные потребности «нишевого» турбизнеса, возникающие в контексте необходимости разработки инновационных организационно-управленческих решений реализуемы средствами организации дискуссионных площадок (дискуссионных панелей, семинаров (вебинаров) -обсуждений и др.); перспективной формой представляется предложение профессионально-ориентированного коворкинга.

Реализуемые библиотеками услуги, связанные с удовлетворением информационных потребностей субъектов туристского рынка, как представляется, не подменяет бизнес-образование, осуществляемое крупными обучающими структурами, но напротив, расширяет ассортимент социально ориентированного предложения, приближает его к конкретному потребителю, в том числе географически, поскольку библиотеки продемонстрировали опыт участия в «малом туризме» на местах

[7].

Подытожим. Важная роль библиотек в информационном обеспечении российского внутреннего туризма очевидна; прежде всего, речь идёт о краеведческих проектах и различных формах поддержки «малого» (местного) туризма. Однако, актуальная ситуация в туристской индустрии такова, что библиотека может выступить как мощный интегративный институт в становлении информационно-коммуникационной среды так называемых «нишевых» туристских предприятий (как правило, микро-предприятий), находящихся в ситуации выбора: предложить рынку инновационные продукты и подходы или уйти с рынка. Как показало исследование, тематика «нишевого туризма» практически не отражена в аналитике информационных потребностей и в исследовательско -проектной деятельности библиотек. В связи с чем, предполагается, что тематика, связанная с проектированием продуктовых, технологических и управленческих инноваций, отражённая в различных формах базовой и вспомогательной деятельности библиотек, может быть востребована у референтных потребителей услуг. Предложенные в статье тематические модули, а также формы работы с потребителями могут представлять интерес для руководителей и сотрудников библиотек, а также исследователей в предметной области изучения актуальных информационных потребностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библиотека и краеведческий туризм: сборник материалов по итогам областного мастер-класса / НМО ООУНБ им. Н. К. Крупской; сост. И. Н. Скробот, А. Р. Сунякина. - Оренбург: РИО ООУНБ им. Н. К. Крупской, 2017 - 66 с.

2. Евгения Конколь: «Куда идет туроператорский рынок?» - URL: //https://www.atorus.ru/articles/interview/article/4732.html

3. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - С. 146-151.

4. Клюев В.К., Захаренко М.П. Современная публичная библиотека: диверсификация функций, услуг и предложений/Материалы Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения»: в 3 частях. - М.: Пашков дом, 2019. - С. 28-32.

5. Кузнецов В.В., Сахарчук Е.С. Корпоративное образование: стратегия развития. Монография. - М. Русайнс, 2019. - 129 с.

6. Лопатина Н.В., Булдина Г.И. Региональное информационное пространство как объект изучения в системе библиотечно-информационного образования// В сборнике: Пятнадцатые Денисьевские чтения 7. Материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности. -2019. - С. 155-157.

7. Сахарчук Е.С. Коллаборация библиотек и профессиональных участников рынка в целях развития внутреннего туризма// Теория и практика общественного развития. - 2020, №5.

8. Соколов А.В. Что есть информационная потребность? //В сборнике: Анализ информации в науке, культуре, бизнесе: сборник научных статей под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Г. Ф.Гордукаловой. Сер. "Информационная аналитика" Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Библиотечно-информационный факультет.- Санкт-Петербург, 2013. -С. 7-17.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сахарчук Елена Сергеевна, Московский государственный институт культуры, заведующий кафедрой туризма, доктор педагогических наук, доцент E-mail: 1515303@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.