Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ФЕЙКОВЫЕ НАРРАТИВЫ В КОММУНИКАЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МЕДИАЮЗЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА Г. КОСТРОМЫ)'

АКТУАЛЬНЫЕ ФЕЙКОВЫЕ НАРРАТИВЫ В КОММУНИКАЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МЕДИАЮЗЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА Г. КОСТРОМЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация в интернет-пространстве / медиаюзеры / провинционализм / фейковые нарративы / специальная военная операция / военные действия ВС РФ / мобилизация / Internet communication / media users / provincialism / fake narratives / special military operation / military actions of the Armed Forces of the Russian Federation / mobilization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахунзянова Фарида Тагировна

В статье выдвигается положение о том, что фейковая информация распространяется в интернет-пространстве через медиаюзеров. Медиаюзеры в понимании автора это пассивные пользователи сети, на которых возлагается задача транслировать заданный контент. Они могут это делать спонтанно, вовлекаясь в сообщаемое, а могут делать и осознанно в целях психологического воздействия. Автор анализирует фейковую информацию, выбрасываемую в локальное костромское интернетпространство. Делается вывод о том, что наиболее актуальным инфоповодом для фейковых нарративов является проведение СВО на Украине и все, что с этим связано. Отталкиваясь от этого, автор делает попытку классифицировать транслируемые костромскими медиаюзерами в рамках данной тематики фейковые нарративы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article puts forward the provision that fake information is distributed in the Internet space through media users. Media users in the author's understanding are passive network users who are entrusted with the task of broadcasting the given content. They can do it spontaneously, getting involved in what is being communicated, or they can do it consciously for the purpose of psychological impact. The author analyzes fake information thrown into the local Kostroma Internet space. It is concluded that the most relevant informational occasion for fake narratives is the holding of the special military operation on Ukraine and everything connected with it. Based on this, the author makes an attempt to classify fake narratives broadcast by Kostroma media users within the framework of this topic.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ФЕЙКОВЫЕ НАРРАТИВЫ В КОММУНИКАЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МЕДИАЮЗЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА Г. КОСТРОМЫ)»

УДК 32:316.65

АКТУАЛЬНЫЕ ФЕЙКОВЫЕ НАРРАТИВЫ В КОММУНИКАЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МЕДИАЮЗЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА Г. КОСТРОМЫ)

Ахунзянова Фарида Тагировна,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (г. Кострома)

Аннотация. В статье выдвигается положение о том, что фейковая информация распространяется в интернет-пространстве через медиаюзеров. Медиаюзеры в понимании автора - это пассивные пользователи сети, на которых возлагается задача транслировать заданный контент. Они могут это делать спонтанно, вовлекаясь в сообщаемое, а могут делать и осознанно - в целях психологического воздействия. Автор анализирует фейковую информацию, выбрасываемую в локальное костромское интернет-пространство. Делается вывод о том, что наиболее актуальным инфоповодом для фейковых нарративов является проведение СВО на Украине и все, что с этим связано. Отталкиваясь от этого, автор делает попытку классифицировать транслируемые костромскими медиаюзерами в рамках данной тематики фейковые нарративы.

Ключевые слова: коммуникация в интернет-пространстве, медиаюзеры, провинционализм, фейковые нарративы, специальная военная операция, военные действия ВС РФ, мобилизация.

Annotation. The article puts forward the provision that fake information is distributed in the Internet space through media users. Media users in the author's understanding are passive network users who are entrusted with the task of broadcasting the given content. They can do it spontaneously, getting involved in what is being communicated, or they can do it consciously -for the purpose of psychological impact. The author analyzes fake information thrown into the local Kostroma Internet space. It is concluded that the most relevant informational occasion for fake narratives is the holding of the special military operation on Ukraine and everything connected with it. Based on this, the author makes an attempt to classify fake narratives broadcast by Kostroma media users within the framework of this topic.

Key words: Internet communication, media users, provincialism, fake narratives, special military operation, military actions of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilization.

Постановка проблемы. Борьба с фейковой информаций предполагает знание этой информации и умение отличать ее от достоверных сообщений. При этом предполагается, что на провинциальном уровне фейковая информация будет иметь особую специфику. Поэтому автор считает необходимым проанализировать актуальные для костромского интернет-пространства фейковые сюжеты и классифицировать их.

Изложение основного материала. Фейковая информация - это не просто придуманная информация, но то, что претендует на достоверность. Конечно, до сих пор единого определения для достоверности не существует, но и в логике, например, и в философии достоверность часто выступает в качестве синонима понятия «истина» и характеризует бесспорное, твёрдо обоснованное и доказательное знание. Евгений Прейгерман, директор по исследованиям Либерального клуба Белоруссии, отмечает: «Недостоверные новости - это не изобретение последнего времени, они существуют испокон веков. Однако с развитием новых технологий процесс их распространения приобретает новые очертания. Раньше для информационного вброса необходимо было преодолеть некоторые барьеры для входа в медийное пространство, сегодня же любой может придумать и запустить новость, сидя дома у компьютера. Достаточно одного клика. Отсюда и всепроникающие масштабы» [4].

В настоящее время, в сфере производства фейковой информации медиапользователей можно четко разделить на так называемых медиаагентов - собственно создателей

фейкового медиапродукта, и медиаюзеров - пользователей, которые реализуют посредническую функцию, осознанно или спонтанно транслируя чужой контент в психологическую реальность как собственных концептуальных систем, так и систем сторонней аудитории.

Большой практический опыт в области экспертных исследований позволяет автору настоящего доклада утверждать, что в пространстве костромской медиасреды, а именно в социальных сетях, блогах и чатах, активно участвуют преимущественно медиаюзеры. Они не формируют и не задают инфоповестку, их задача - воспроизвести и распространить новость в подготовленном виде, а также поддержать или возобновить интерес к уже угасающему инфоповоду. Цель подобной деятельности очевидна: дестабилизация костромского общества, раскачивание политических, экономических и социальных институтов региона, - всего, что находится на данный момент, мягко говоря, в весьма неустойчивом состоянии.

Отметим, что современная костромская аудитория отличается провинциальной спецификой, но в медиасфере мы имеем при этом дело не с провинциальностью, а с провинциализмом. Если провинциальность - это чудаковатость и старомодность, т.е. качества вполне простительные и даже, может быть, симпатичные, то провинциализм -это осознанное стремление жителя периферии возместить недостатки своего местожительства завышенными амбициями и задиристостью. Именно последнее заставляет костромскую молодежь агрессивно высказываться в медиапространстве о существующих вокруг нее реалиях, обвиняя в плохом или якобы плохом качестве своей жизни, в отсутствии или якобы отсутствии благосостояния всевозможные, как правило, политические, структуры. Провинциализм становится благодатной почвой для восприятия тех фейковых нарративов, которые соответствуют негативным ожиданиям пользователей и вместе с тем усиливают их.

Нет никакого сомнения, что на текущий момент даже в мировых масштабах наиболее актуальным инфоповодом для фейковых нарративов является проведение СВО на Украине, равно как и все, что с этим связано. Сама операция и ее цели с самого начала стали медиасобытием, которое, по логике жанра, представляет собой не зеркальное отражение действительности, а множество медиавариантов реальности, находящихся в конкурентной борьбе друг с другом. Не остались в стороне и костромские медиаюзеры, которые, в силу той же провинциальной специфики, моментально разделились на два лагеря: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Следует подчеркнуть, что оговорка насчет провинциальной специфики не случайна. Небольшой по численности регион отличается особо тесными социальными связями, что приводит к тому, что каждый из участников СВО из костромских земель является костромичам родственником, другом или коллегой. Именно поэтому у нас на очень высоком уровне моральная и материальная поддержка СВО, при которой люди в плане информации стараются придерживаться официальной государственной позиции. Однако лагерь противников не оставляет своих усилий.

На данный момент фейковые сюжеты, используемые так называемыми оппозиционно настроенными медиаюзерами, незамысловаты и сводятся к нескольким линиям:

1) «вероломное военное нападение» России на Украину («вторжение» и «обстрелы»);

2) «аморальные и незаконные действия» ВС РФ в отношении мирных жителей Украины;

3) мобилизация среди российского населения. При этом большинство исследуемых материалов отличается одинаковым набором ключевых слов, ярлыков, коммуникативных приемов.

Аргументация в таких сюжетах фактически отсутствует, зато активно используются псевдоаргументы: цифровые примеры (особенно точные числа и процентные показатели), якобы статистические данные, инфографика, иллюстративный ряд, медийные включения (репортажи, свидетельства «очевидцев», аудиозаписи). Если есть ссылки на источники, то, как правило, это ссылки на каталог украинских Telegram-каналов, например, публичный Telegram-канал «Украина Сейчас: новости, война, Россия». Особенностью таких каналов является новостной характер сообщаемой информации, анонимность ее источников и, как правило, невозможность объективной проверки на достоверность.

Итак, проиллюстрируем первый нарратив - «вероломное военное нападение» России на Украину («вторжение» и «обстрелы»),

В одной из записей на странице пользователя сети «ВКонтакте» с никнеймом «Ян Куликов» этим же пользователем была размещена следующая информация: «10 самых кровавых терактов России в Украине. Россия постоянно обстреливает мирные города и села, их ракеты прилетают в школы, больницы, дома, где спят мирные люди. Журналисты собрали самые кровавые ракетные обстрелы Украины с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину» Далее в тексте перечисляются последствия военных действий, происходящих на Украине, а именно ракетных обстрелов Винницы, Кременчуга, Часова Яра, Мариуполя, Одессы, Сергеевки, Белогоровке в Луганской области, Краматорска, Харькова и его районов, Чернигова, Николаева, - с указанием точных дат и числа погибших и раненых людей, в том числе детей\

Согласно пресуппозиции заголовка «10 самых кровавых терактов России в Украине», действия ВС РФ являются террористическими актами, а согласно подзаголовочной части «Россия постоянно обстреливает мирные города и села», эти теракты осуществляются в отношении мирного населения Украины постоянно. Слово «постоянно» переводит семантический признак конкретности, временной локализованное™ действия в признак постоянно-непрерывного действия.

Напомним также определение. Террористический акт - преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, предусмотренное ст. 277 УК РФ. Представляет собой посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное с целью прекратить его деятельность либо из мести за такую деятельность. Следует отличать от терроризма как преступления против общественной безопасности [3].

При этом, согласно заголовку, представленные в тексте обстрелы - это только 10 самых кровавых терактов, т.е. список военных преступлений России ими не ограничивается.

Этот же автор выдвигает утверждение о том, что за время войны, под которой, исходя из контекста записи, подразумевается специальная военная операция, осуществляемая на Украине Вооруженными силами РФ, было похищено и вывезено в Россию 300 ООО украинских детей: «300 тысяч украинских детей были похищены и вывезены в Россию за время войны».

Похитить - тайно унести, увести или увезти; выкрасть [1].

Т.е. утверждается, что в ходе спецоперации российские военные массово похищают и вывозят в Россию украинских детей.

Вся информация подается в форме утвердительных повествовательных предложений, используются глаголы изъявительного наклонения несовершенного вида (данная форма подчеркивает актуальность и незавершенность описываемых этими глаголами действий [2, С. 51]), отдельных показателей субъективной модальности нет.

Здесь показательно и с точки зрения критического мышления настораживающе то, что фрагмент перегружен цифрами. В рамках жанра новостной заметки это недопустимо, и в обычном случае подлежало бы редакторской правке, однако здесь такая перегруженность используется целенаправленно: она не просто создает эффект точности, достоверности, убедительности, но и нагнетает негативные смыслы, подчеркивая и усиливая трагичность сообщаемого. Для максимальной убедительности информация дополнена иллюстративным материалом в виде карты, на которой нанесены условные обозначения описываемых ракетных обстрелов (Рис. 1).

1 Здесь и далее из материалов уголовных дел.

Рисунок 1. Карта с условными обозначениями описываемых ракетных обстрелов

Примерно такое же содержание видим еще у одного пользователя сети «ВКонтакте» (как говорится, найдите 10 отличий): «Кто то ещё верит в миротворческую миссию рашистов? Как вам такой «Прицельный огонь по военным объектам»??? 25 погибших. Зеленский опубликовал новую информацию о ракетном ударе по дому в Днепре. Днепр. По состоянию на сейчас: ■Спасены 39 человек, из них 6 детей. ■Погибли 25 человек, из них 1 ребенок. ■Травмировано 73 человека, из них 13 детей. ■Разыскивается 43 человека. Предварительно разрушены 72 квартиры и повреждены более 230 квартир».

Высказывания также ничем не аргументированы, но сопровождены псевдоаргументом в виде иллюстративного ряда, который заслуживает отдельного внимания (Рис. 2).

Рисунок 2. Постановочные фотографии к записи об обстрелах якобы домов мирного населения

Это пять снимков с изображениями людей, разбирающих завалы разрушенных домов. Очевидно, что они являются постановочными нарративными фотографиями, концептуальный замысел которых в том, чтобы максимально эмоционально показать трагизм случившегося - обрушившийся дом, работа спасателей, жертвы. На постановочный характер указывает техническое исполнение фотографий (свет, профессионально выхваченные ракурсы, композиция снимков, подбор и расстановка персонажей), а также неестественность мимики изображенных лиц. Конечно, по этим снимкам нельзя сказать, по какой причине разрушен дом, но как раз об этом услужливо сообщает сопроводительная подпись: «Зеленский опубликовал новую информацию о ракетном ударе по дому в Днепре». В интерпретации медиапользователя «Pavel Volodkin» эта информация подается так, что ракетный удар был произведен российскими

войсками: «Кто то ещё верит в миротворческую миссию рашистов? Как вам такой "Прицельный огонь по военным объектам "»???

Подчеркнем, что рашизм - это неологизм, еще с 2014 года используемый для демонизации России. Термин образован при помощи слияния двух слов - Russia (Россия по-английски) и фашизм. Пропагандистская задача термина - подчеркнуть сходство идеологии и действий России с фашизмом. В последнее время этот неологизм в виде «ruscism» максимально активно начинает использоваться в декларативных документах международных политических организаций коллективного Запада.

Таким образом, смысл информации заключается в том, что в то время, как официальные представители РФ сообщают, что ВС РФ ведут прицельный огонь только по военным объектам на Украине, пользователь «Pavel Volodkin» посредством скрытого утверждения подводит аудиторию к мысли, что на самом деле ВС РФ направляют свои ракеты на дома мирных жителей.

Теперь обратимся ко второму нарративу - «аморальные и незаконные действия» ВС РФ в отношении мирных жителей Украины.

Пользователь «Владимир Володкин» в своем комментарии высказывает следующее: «Елена, если вы осознаете, правда осознаете зачем война, то мне очень жаль. Вы то может и на своей, а российская армия на территории другой страны вершит бесчинства и военные преступления».

Этот комментарий обобщает все то, что приписывается российским военным: грабежи, мародерство, изнасилования, убийства мирных жителей. В отличие от фейков, распространявшихся на первых этапах проведения СВО, где подобные сюжеты изобиловали цифрами, показаниями якобы свидетелей, красочными подробностями, теперь криминальные действия ВС РФ упоминаются контекстно или через аллюзии, т.е. как упоминания о том, о чем давно уже всем известно и очевидно.

Сравним два примера.

Весной прошлого года в активном обороте был, в частности, такой сюжет: «На Черниговщине некоторые российские захватчики впервые в жизни увидели унитазы. Оккупанты никак не могли понять, что в туалет можно ходить в доме, а не на улице» или «Российские военные воруют унитазы». Нелепость сообщаемого резала глаза и делала новость слишком неправдоподобной, однако сюжет распространялся повсеместно.

В текущем году подобные фейки становятся более тонкими: Например, пользователь «Роман Лосякин» сообщает следующее: «Для всех тех, кто ещё не понял что несёт эта война. Все мифы о благородстве российской армии давно развенчаны. Этих людей не то что вооружать, их в принципе никому нельзя было показывать. За один день российская армия ушла уровнем ниже Талибана. Но у Талибана хотя бы есть оправдание: его бойцы реально выросли в первобытных селениях, для них реально электрочайник - пришелец из будущего. Сейчас мы видим, как армия страны, на которую 20 лет лился нефтяной дождь, убивает людей, чтобы украсть телевизор».

Отметим, что подобные сюжеты только подтверждают высказанную сначала Гитлером, а потом Геббельсом мысль о том, что, чем чудовищнее ложь, тем больше в нее поверят».

Что касается третьего нарратива - мобилизация среди российского населения, то он представляет собой нагнетание страха перед якобы грядущей либо второй волной частичной мобилизации, либо всеобщей мобилизацией. В ход идут фотографии документов (приказов, указов, распоряжений) неизвестного происхождения, цитирование выдернутых из контекста высказываний российских политиков и руководителей ведомств, сообщения анонимных источников. И здесь необходимо подчеркнуть, что такие фейки быстрее всего находят свою аудиторию, что спровоцировано по сути молчаливой позицией российского руководства по данному поводу, а потому ощущением полной неопределенности среди населения.

В заключение хочется указать еще на один аспект. Экспертная практика автора показывает, что распространение информации о действиях Вооруженных сил РФ в ходе спецоперации практически всегда включает в себя признаки дискредитации целей использования ВС РФ. Так, в примере, приведенном выше, признаки дискредитации использования ВС РФ усматриваются в высказываниях: «полномасштабное вторжение РФ в Украину», «Россия постоянно обстреливает мирные города и села», которые по

своему смыслу идет вразрез с официально объявленными целями специальной военной операции.

Для дискредитации также активно используются уничижительные оценки российских военных, например, этнофолизм норки» (цитируем: «деградирующие орки, пришедшие с оружием грабить, насиловать и убивать»).

Считается, что этнофолизм возник на основе названия вымышленных человекоподобных монстров из фантастического романа Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец», хотя впервые эти персонажи упоминаются на рубеже VII-VIII вв. в эпической поэме времен Древней Англии «Беовульф». В любом случае орки устоялись как отрицательные персонажи народных сказок, и такое понимание распространилось по всей Западной Европе. Толкин использовал эти образы для создания полярного мира: силы света - эльфы и силы тьмы - орки, а Голливуд в соответствующей кинотрилогии 2001-2003 гг. придал последним специфическую визуализацию, которая и стала использоваться в антироссийской пропаганде.

Выводы. Учитывая тот факт, что для славянских народов такая полярность традиционно представлена совсем другими персонажами, становится понятно, с чьей стороны поступило такое информационное обеспечение. Цель также ясна -расчеловечить русских, лишить украинцев моральных факторов сдерживания. И украинцы, а вместе с ними и оппозиционно настроенные медиаюзеры с готовностью подхватили предоставленный термин. Однако сам по себе, этнофолизм быстро начал терять свою актуальность, поэтому на данный момент он обязательно сопровождается нецензурной бранью, дополнительными негативными эпитетами (как в примере выше), перечислением аморальных и незаконных действий российских военных.

Отмечается также специфическая манера прописывания слов, относящихся к России:

-рашкован - производное от «рашка», издевательское наименование России;

- роггиянцев, роггиянскую — демонстративно уменьшенная первая буква (используется шрифт меньше строчной буквы) указывает на желание высказать максимальное презрение ко всему российскому, буквы С заменены латинскими Z, отсылающими к событиям на Украине (литера Z стала символом военной операции России на Украине), -так подчеркивается, что презрение вызвано именно этими событиями.

Список литературы:

1. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: [В 2 т.] / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - Т. 2: П-Я. - 1084 с.

2. Маслов, Ю.С. Очерки по аспектологии / Ю.С. Маслов. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984.-263 с.

3. Сухарев, A.A. Большой юридический словарь / авт.: А .Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М., 2003. [Электронный ресурс]. - URL: http://law.niv.ru/doc/dictionary/big-legal/index.htm (дата обращения: 01.05.2023)

4. Фейки в соцсетях. Кто и зачем наводит смуту в информационном поле [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sb.by/articles/feykkontrol.html (дата обращения: 01.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.