Научная статья на тему 'Актуальные экологические проблемы в политике современных государств'

Актуальные экологические проблемы в политике современных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4687
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / ENVIRONMENTAL POLICIES OF THE STATE / NONGOVERNMENTAL ENVIRONMENTAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна

Рассматриваются актуальные экологические проблемы, стоящие сегодня перед современными государствами. Показана роль неправительственных экологических организаций в экологической политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent Environmental Problems in the Politics of Modern States

The urgent environmental problems faced by the modern states are considered. The role of nongovernmental environmental organizations in environmental policy is revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные экологические проблемы в политике современных государств»

4. Формирование контингента государственных и муниципальных служащих, которым рекомендовано обучение по программам дополнительного профессионального образования.

При создании системы мониторинга кадрового потенциала государственной и муниципальной службы следует учитывать современные российские реалии, диктующие освоение инновационных методов и использование информационных технологий в профессиональной деятельности, соблюдение принципа целесообразности и экономичности при внедрении новшеств, реализацию концепции непрерывного образования кадров - ведь от профессионального выполнения функций государственными и муниципальными служащими зависит как качество предоставления публичных услуг гражданам и организациям, так и эффективность работы системы органов государственной власти и местного самоуправления власти в целом.

Библиографический список

1. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог, 1997.

2. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М., 1975.

3. Вступительное слово Президента РФ на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров. иКЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/859

4. Методические рекомендации по разработке индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих Пензенской области. иКЬ: http://www.penza.ru/ podg/7/1

E.V. Matveeva

Urgent Environmental Problems in the Politics of Modern States

The urgent environmental problems faced by the modern states are considered. The role of nongovernmental environmental organizations in environmental policy is revealed.

Key words and word-combinations: environmental problems, environmental policies of the state, nongovernmental environmental organizations.

Рассматриваются актуальные экологические проблемы, стоящие сегодня перед современными государствами. Показана роль неправительственных экологических организаций в экологической политике.

Ключевые слова и словосочетания: экологические проблемы, экологическая политика государства, неправительственные экологические организации.

УДК 323.2 ББК Ф4(4/8)

Е.В. Матвеева

АКТУАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

^Современные государства проявляют активный интерес к экологическим проблемам, а реализуемая ими экологическая политика становится непременной составляющей общемировой и национальной политики. Заметим, что далеко не всегда декларируемые на государственном и международном уров-

не намерения соответствуют реальным мероприятиям, осуществляемым теми или иными политическими субъектами. В связи с этим требуется углубленное политологическое изучение вопросов, связанных с деятельностью государств в деле обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и решения острых экологических проблем.

В зависимости от масштабов осуществления экологической политики следует выделять национальный и международный уровень.

Международная экологическая политика охватывает взаимодействие стран в рамках крупнейших международных организаций (таких, как ООН, Европейский союз), способных регламентировать деятельность и осуществлять контроль за деятельностью национальных государств в области экологии. С учетом обязательного характера принятых на международном уровне документов возросло влияние подобных организаций на экологическую политику. Именно международная экологическая политика в силу своей обязательности сегодня является важным фактором, способствующим развитию экологической политики национальных государств.

В настоящее время повсеместно признается важность решения экологических проблем, однако сформулированные и реализуемые в международной практике научно обоснованные подходы в области экологии как таковые отсутствуют. Это порождает одно из существенных противоречий в современной экологической политике.

В политической науке используются разнообразные подходы к определению понятия «экологическая политика». Как правило, отечественные и западные исследователи экологическую политику связывают с деятельностью государств, которая направлена на защиту и сохранение окружающей среды [1-3]. Безусловно, государство, как важнейший политический актор, по-прежнему удерживает доминирующие позиции в решении экологических проблем. Однако, по нашему мнению, нецелесообразно связывать экологическую политику только с государством, поскольку в ней также участвуют общественность, неправительственные организации и бизнес.

Одной из первых попыток осмысления экологической проблематики становятся исследования ученых, посвященные изучению биосферы. Так, целостный подход к исследованию биосферы берет начало в работах А. Гумбольта, который сформулировал представление о взаимодействии организмов между собой и с ландшафтом, заложив тем самым основы биогеографии, где климат выступает как определяющее звено ландшафта [4, с. 988].

В трудах В.И. Вернадского выдвинута идея об управлении концентрацией химических веществ в окружающей среде самой жизнью. Организм «составляет неразрывную часть земной коры, есть ее продолжение, часть ее химического механизма... Жизнь меняет для вещества, для всех входящих и строящих его химических элементов условия их химического равновесия» [5]. Русский ученый поставил вопрос о необходимости переосмысления роли и значения человеческой деятельности, направляемой развитием научной мысли, гармонизацией социального порядка в системе всей планеты. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества имело определяющее значение для формиро-

вания современного экологического сознания, явилось теоретической базой природоохранных мероприятий.

Изучение биосферы как целостной системы связано с именем российского биолога Н.В. Тимофеева-Ресовского, который сосредоточил внимание на вопросах глобальной экологии и своим пониманием целого ряда только еще вырисовывавшихся проблем во многом предвосхитил достижения нашего времени [6]. В частности, выступая в 1968 г. на заседании Обнинского отделения географического общества с докладом «Биосфера и человечество», он сравнил биосферу с «гигантской живой фабрикой, преобразующей энергию и вещество на поверхности планеты и формирующей равновесный состав атмосферы и растворов природных вод, а через атмосферу - и всю энергетику нашей планеты, включая климат» [7].

На основе теоретических построений российских ученых в дальнейшем были сформулированы современные экологические концепции.

Начиная с 1960-х годов и по настоящее время актуальной темой, волнующей как научную общественность, так и политиков, является экологический кризис. Учеными было выдвинуто немало предположений, объясняющих причины его появления и предлагающих различные варианты выхода из него. Сформулированные по этому поводу позиции можно разделить на три группы: публицистические построения, апологетические конструкты и теории, сочетающие в себе черты научности и апологетичности. Примерно до середины 1980-х годов господствующее положение занимали концепции публицистического и апологетического направлений (экосоциализм, экоанархизм и др.). С 1990-х годов их место заняли теории так называемого проэкологического развития современного общества без радикального изменения институтов («устойчивое развитие», «зеленый капитализм», «экологическая модернизация»), которые можно отнести к третьей группе.

Экологическая политика современных государств по-прежнему концептуально не обеспечена. Различными странами и группами стран применяются разные и порой существенно отличающиеся друг от друга экологические теории и концепции, которые к тому же в большинстве случаев абстрактны, непоследовательны и ограниченны. Так, теория экологической модернизации основывается на возможности одновременного достижения экономического роста развитыми странами и сохранения экологии благодаря новым технологиям [8, с. 74]. Теория «несбалансированного развития» стоит на более жестких позициях: в ней экономический рост развитых стран связывается со сдерживанием промышленного и технологического развития развивающихся стран [9, с. 57]. Даже получившая наибольшее распространение теория устойчивого развития не разделяется всеми современными государствами.

Сторонники концепции «устойчивого развития» полагают, что мировых ресурсов достаточно для удовлетворения нужд человечества на очень длительный срок. При этом они считают, что настоящая проблема заключается в распространении человеческой популяции, не соответствующей возможностям самовосстановления природной среды, а также в размере и степени неэффективного и иррационального использования природных ресурсов. В связи с этим переход

на «устойчивое развитие» требует выработки и осуществления широкомасштабной стратегии на мировом уровне, включающей в себя решение проблем бедности, перенаселения, изменения характера взаимоотношений между богатым Севером и бедным Югом [10].

На наш взгляд, концепция «устойчивого развития» основана скорее на политическом прагматизме, нежели на научно обоснованных идеях. Отметим также, что она сама по себе имеет сегодня большое количество определений. Категория «устойчивое развитие» не несет в себе четко установленного содержания, подразумевающего нормативно определенную систему действий, предпринимаемых государствами в области охраны окружающей среды. Это свидетельствует об условности концепции и, как следствие, о необязательности разработки национальных стратегий устойчивого развития государствами.

Отсутствие научно обоснованных, общепризнанных и обязательных к исполнению государствами экологических концепций ставит под сомнение возможность формирования и дальнейшей реализации успешной экологической политики на международном уровне. Проведение в рамках ООН многочисленных международных мероприятий и их малая эффективность являются ярким подтверждением наличия у государств различных, порой противоположных интересов в области решения экологических проблем. Мнимые или же реальные глобальные экологические проблемы могут стать и зачастую становятся удобным поводом для государств решить свои собственные национальные задачи. При этом активизация интереса к вопросам экологии на международном уровне свидетельствует о рационализации политического поведения не только этих акторов, но и общественно-политических движений, неправительственных экологических организаций, транснациональных корпораций.

На протяжении последних двадцати лет в международной экологической политике все большее значение играют внешнеполитические и внешнеэкономические интересы ведущих мировых игроков. Не случайно новый всплеск интереса к экологическим проблемам приходится на период завершения «холодной войны» и падения «социалистического лагеря». В частности, в условиях формального отсутствия очевидного внешнего врага западные страны перенесли внешнеполитические акценты на экологические проблемы, которые, по их мнению, все больше приобретают глобальный характер. При этом трудно не заметить избирательной политизированности их устремлений. Например, Российская Федерация во многом была принуждена подписать Киотский протокол, тогда как Соединенные Штаты проигнорировали его.

Свои особенные интересы в отношении международных экологических обязательств проявляются у интенсивно развивающихся индустриальных стран, таких, как Индия и Китай. Ратификация ими климатических соглашений серьезно замедлит экономическое развитие, что не выгодно ни им самим, ни развитым западным государствам. На этом фоне становится очевидным еще один вызов: несовпадение национальных интересов отдельных стран с вербализируемыми на международном уровне направлениями глобальной экологической политики.

На наш взгляд, значительно преувеличиваются масштабы и острота экологических проблем, умышленно придается им международный характер.

Особое место в выработке и реализации современной экологической политики отводится экологическим партиям и неправительственным экологическим организациям. Заметную роль среди них играют активно работающие в разных странах мира Гринпис, Беллоне, Всемирный фонд дикой природы, Зеленый Крест. В своей деятельности данные структуры далеко не всегда стремятся решить экологические проблемы. В значительной мере доминирующее влияние на деятельность экологических партий и организаций оказывает стремление получить вполне ощутимые материальные выгоды. Ежегодные официальные отчеты, публикуемые неправительственными организациями, демонстрируют их весомый вклад в обеспечение экологически устойчивого будущего человечества.

Так, по мнению одной из экологических организаций - Гринпис, важнейшими ее достижениями в России за 2008-2009 гг. стали следующие:

1. Правительство России взяло на себя обязательство реализовать при проведении 0лимпиады-2014 принцип «Ноль отходов». Согласно этим обязательствам весь мусор, образующийся при строительстве и функционировании олимпийских объектов, будет направляться на переработку и повторное использование. Также этот принцип будет распространяться на всю территорию г. Сочи. На специальном совещании с участием Гринпис и WWF России, посвященном вопросам охраны окружающей среды, председатель правительства одобрил восстановление государственной экспертизы особо опасных объектов.

2. После многолетней общественной кампании голландская фирма URENCO прекратила ввоз отходов урановой промышленности в Россию.

3. Одной из важнейших побед Гринпис можно считать отказ руководства Москвы и Санкт-Петербурга от строительства мусоросжигающих заводов в черте города. Теперь городские власти решили направить усилия на развитие переработки и вторичного использования отходов.

4. Благодаря развернутой Гринпис кампании по проблемам энергетики, власти страны обратили внимание на энергосбережение. В частности, был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Российской Федерации».

5. Проведено исследование неочищенных стоков в р. Неву, что стало поводом для прокурорской проверки деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В результате предприятие было привлечено к ответственности и начало внедрять систему контроля за сбросами неочищенных промышленных стоков [11].

Однако декларируемая сторона деятельности международных экологических организаций отличается от фактической.

Неправительственные организации большей частью финансируются со стороны США и некоторых европейских стран, хотя сами организации предпочитают говорить о благотворительных пожертвованиях со стороны частных лиц и компаний, а также членских взносах. Имеются свидетельства об участии международных экологических организаций в кампаниях против отдельных предприятий, открытом вмешательстве в дела суверенных государств, участии в сборе разведывательной информации. Таким образом, в деятельности международных экологических НПО помимо природозащитной имеется финансовоэкономическая и собственно политическая составляющая, способная повлиять

на социально-экономическую ситуацию и престиж государств на международной арене.

Одним из примеров служит поддержка экологами проекта стоимостью 30 млрд евро по созданию в Северном море до 2020 г. подводной системы транспортировки тока высокого напряжения. Создателями предполагается генерировать и транспортировать энергию, получаемую из экологически чистых источников. По мнению экологов, данный проект будет стимулировать дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии в ЕС. В интервью германскому экономическому еженедельнику «М^сЬаАвдосИе» Свен Теске, эксперт по энергетическим проблемам Гринпис, заявил, что создание подобной энергосистемы позволит европейцам решить проблему погодной зависимости многих альтернативных источников энергии и полностью отказаться от использования атомных и угольных электростанций. По мнению российских экспертов, реализация данного проекта может нанести удар по планам «Газпрома» использовать российский газ для производства электроэнергии в Европе [12, с. 4].

Позиции, схожие с экологическими организациями, занимают партии «зеленых», входящие в состав Европейской партии «зеленых». На протяжении последних лет им удалось укрепить свои позиции в национальных государствах, расширить географию своего влияния. Отдельные представители партий «зеленых» вошли в состав национальной и международной элиты.

Заметное место в деятельности Европейской партии «зеленых» занимает российская тематика. Начиная с 2006 г. и по настоящее время Европейская партия «зеленых» активно выступает против строительства спортивных объектов в Сочи в связи с планами проведения Зимних олимпийских игр 2014 г. на территории Сочинского национального парка. Партию «зеленых» беспокоит то, что «в результате проведения Олимпийских игр и при подготовке к ним будет нанесен огромный ущерб экосистемам Сочинского национального парка, а также Кавказского заповедника, входящего в состав объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ» [13]. В связи с этим партией была принята специальная резолюция, направленная на предотвращение проведения олимпийских игр в Сочи. Помимо Правительства России резолюция Европейской партии «зеленых» была обращена и к Международному Олимпийскому комитету [14]. Несмотря на решительные действия со стороны Европейской партии «зеленых», сооружение олимпийских объектов в Сочи продолжается, -по заявлениям российской политической элиты, в соответствии с экологическими требованиями.

В последние годы Европейская партия «зеленых» активно выступает и против строительства на территории постсоветских стран и России новых АЭС, противодействует ядерным исследованиям и утилизации ядерных отходов. Одна из заметных экологических акций в данном направлении - требование Европейской партии «зеленых» отказаться от строительства в России Балтийской АЭС. 18 октября 2009 г. на заседании Совета европейских «зеленых» была принята резолюция в отношении Балтийской АЭС, которую хочет построить «Росатом» в Калининградской области, на границе с Европейским союзом. В данной резолюции европейские «зеленые» обратили внимание на серьезные

недостатки, связанные с демократическими нормами в сфере принятия решений. Так, согласно сообщениям российских экологов, не все критически настроенные граждане были допущены к участию в общественных слушаниях, доступ к документации Балтийской АЭС был затруднен, а сотрудники «Росатома» с целью манипуляции общественным мнением распространяли информацию, не соответствующую действительности.

Европейские «зеленые» глубоко обеспокоены прежде всего вопросами безопасности строительства Балтийской АЭС. Они считают, что предложенный тип реактора основан на советской технологии 1960-х годов, поэтому он не может считаться современным и безопасным. По их мнению, остается неясным аспект воздействия на окружающую среду проекта, в том числе не решены вопросы утилизации ядерных отходов.

Хотя строительство АЭС предусмотрено на границе с Европейским союзом, «Росатом» отказался от проведения международных общественных слушаний в соседних странах. Европейские «зеленые» настаивают на том, чтобы осуществление проекта Балтийской АЭС было остановлено до тех пор, пока не будет проведена международная независимая экспертиза. Кроме того, как считают «зеленые», новые общественные слушания должны быть проведены не только в Калининграде, но и в сопредельных странах.

Резолюция была подготовлена с участием российской экологической организации «Экозащита!», выступившей против строительства Балтийской АЭС по экологическим, техническим и экономическим причинам [15].

Наряду с российской экологической тематикой, Европейская партия «зеленых» занимает активную позицию в отношении соответствия проводимых ядерных исследований и проектов в странах постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Казахстан и др.) экологическим стандартам. Особое внимание партия «зеленых» Европы уделяет ядерной программе постсоветских стран. В частности, беспокойство партии вызывает намерение Белоруссии осуществить разработку ядерной программы и строительства новой АЭС [16].

На современном этапе в разработке и реализации экологической политики многие государства столкнулись с рядом трудностей. С одной стороны, успешное развитие мировой экологической политики в дальнейшем будет зависеть от конструктивности разных в экономическом отношении групп стран. В этом случае на международном уровне необходимо активизировать усилия государств по выработке согласованной позиции по ключевым экологическим проблемам. С другой стороны, все более очевидной становится связь активизации интереса мирового сообщества к экологическим проблемам со стремлением некоторых стран решить свои собственные экономические и политические задачи. Для этого используются как собственно государственные механизмы, так и возможности общественно-политических движений, политических партий «зеленых», неправительственных организаций. Поэтому, на наш взгляд, на современном этапе развития при разработке и реализации экологической политики государствам необходимо учитывать свои национальные интересы, ориентированные на дальнейший экономический рост, в сочетании с выполнением разумных экологических требований.

Библиографический список

1. Социальная экология (теоретические и прикладные аспекты): учеб. пособие / редкол.: В.Г. Раскин, В.И. Канов, В.Г. Садков [и др.]. Кемерово, 1996.

2. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск, 2002.

3. Environmental Governance Sourcebook / A. Steiner, H. Martonakova, Z. Guziova. Bratislava, 2003.

4. Заварзин Г.А. Становление биосферы // Вестник РАН. 2001. № 11.

5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы и ее окружения. М., 1987.

6. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов H.H., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.

7. Тюрюканов А.H., Федоров В.М. Н.В. Тимофеев-Ресовский: биосферные раздумья. М., 1996.

8. Аксенова О.В. Генезис социально-экологической рефлексии на Западе во второй половине ХХ в. // Социс. 2004. № 9.

9. Шуленина Н.В. К вопросу об определении понятия «экологическая политика» // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 2006. № 8.

10. Pearce D. W., Turner R.K. Ereatconomic of natural resources and the environment. Greate Britain, BPCC Wheattons Ltd., 1990.

11. Достижения Гринпис в России. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/about/victories (дата обращения: 22.04.2010).

12. Никифоров О. Новый вариант для экоэнергии // Независимая газета. 2010. 8 дек.

13. «Зеленые» Европы осудили идею проведения Олимпийских игр в Сочинском национальном парке. URL: http://www.ewnc.org/node/382 (дата обращения: 22.04.2010).

14. Европейская партия «зеленых». URL: http://www.europeangreens.org (дата обращения: 08.10.2010).

15. Европейская федерация «зеленых» партий выступила против Балтийской АЭС. URL: http://www.anti-atom.ru (дата обращения: 25.09.2010).

16. Европейские «зеленые»: в недемократической Беларуси невозможно стоить АЭС. URL: http://www.charter97.org (дата обращения: 25.09.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.