Актуальные аспекты совершенствования
организации и повышения качества работы участковых медицинских сестер
Л.И. Каспрук, Д.М. Снасапова, Г.Т. Жакупова
ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»
Оказание первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению в настоящее время невозможно без привлечения сестринского персонала. Особую значимость при этом приобретает определение качества оказания медицинской помощи, оценка и управление, разработка четких критериев. Проведенная оценка качества деятельности участковых медицинских сестер на основании разработанной оценочной карты позволила установить основные причины снижения качества сестринской помощи. Проанализированная модель анализа качества оказания сестринской медицинской помощи пациентам в настоящее время может использоваться для создания модели конечных результатов деятельности медицинских сестер в формате экономического и морального стимулирования.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь населению, сестринский медицинский персонал, качество медицинской помощи.
Актуальность
Управление качеством работы участковых медсестер является очень важной и актуальной проблемой. Активная работа по реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование» и программ развития здравоохранения привела к увеличению объема работы участковых медсестер и необходимости более тщательного контроля качества их работы [1—3].
В свете современных требований к организации здравоохранения большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике, профилактике заболеваний и осложнений. Такая работа невозможна без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, общению с родственниками и самими пациентами, обучению их навыкам выполнения простейших манипуляций и грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи. При этом чрезвычайно важна роль качества оказания медицинской помощи, оценка и управление, разработка четких критериев оценки [3].
В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль сестринского медицинского звена в сторону увеличения самостоятельности. Однако уже сложившиеся традиционные подходы к оценке роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний
врача. В этих условиях следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала [1—3]. Необходимо учитывать, что качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, а выделить при этом долю среднего медицинского персонала и оценить влияние качества работы медицинской сестры на состояние здоровья пациента сложно. Можно говорить об ошибках сестринского медицинского персонала, о влиянии их на состояние здоровья пациента, если эти ошибки обнаружены [3].
Несомненно, необходимость обеспечения гарантий качества медицинской помощи в настоящее время актуальна. Учитывая вышесказанное, необходимо создание такой системы управления качеством медицинской помощи, которая может обеспечить следующее:
• предупреждать появление ошибок;
• выявлять ошибки на начальном этапе процесса оказания медицинской помощи и своевременно их устранять.
Данным фактом объясняется необходимость разработки и внедрения разных вариантов оценки качества работы сестринского медицинского персонала [1, 2]. Однако существует проблема: вырабатываемые критерии оценки при этом зачастую могут дублировать функциональные обязанности. Необходим глубокий анализ, выявление причинных факторов и организационных мероприятий по устранению причин возникновения
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ошибок. Создание системы оценки, а также контроля управления качеством медицинской помощи — актуальная проблема.
Цель исследования: анализ модели по контролю и совершенствованию организационной работы участковой медицинской сестры.
Материалы и методы: медицинская документация, амбулаторные карты, выборка из документов, сбор фактических данных путем опроса и наблюдения.
Результаты и обсуждение
Большинство исследователей оценки качества медицинской помощи отождествляют понятие медицинской и врачебной помощи. Однако методики, разработанные и утвержденные в настоящее время, в основном ориентируются только на оценку работы врача. Единой методики оценки качества работы участковых медсестер и сестринского медицинского персонала в настоящее время не существует. В основном представляются методы, разработанные и внедренные отдельными медицинскими учреждениями. При этом нет единого мнения по вопросу общепринятых компонентов качества, а также способа проведения оценки.
Теоретическая проработка оценки деятельности медицинских работников среднего звена — механизм, позволяющий не только определить, но и оценить деятельность персонала, а также выявить потребности в обучении и профессиональном развитии, установить возможность повышения качества оказываемой помощи.
Результаты оценки качества деятельности используются для развития системы материального стимулирования медицинских сестер, что актуально при переходе на новую систему оплаты труда в здравоохранении. Появляется мотивация к повышению качества медицинской помощи при переходе на дифференцированную заработную плату — в зависимости от качественных показателей.
При этом контроль можно рассматривать в формате характеристики управления, что позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации. Контроль должен быть эффективным, т.е. соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать важные аспекты.
В функцию контроля входят:
• сбор, обработка, анализ информации и фактических результатов сестринской деятельности всех подразделений медицинских учреждений;
• сравнение их с плановыми показателями и стандартами, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;
• разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой от-
четности и ее анализ по результатам деятельности медицинских учреждений в целом и каждого отдельного подразделения. Процесс контроля деятельности тех или иных учреждений здравоохранения, их служб и отдельных работников в рамках программ обеспечения качества должен определять:
• объем работы специалиста, занимающего определенную сестринскую должность;
• выбор наиболее важных аспектов деятельности проверяемого объекта, которые более всего влияют на результаты деятельности организации, связанные с качеством медицинской помощи, и влияют на ее результаты;
• измеряемые характеристики контролируемой деятельности, которые позволят провести ее оценку (индикаторы, критерии) выбранных участков работы (структурный, процессуальный, результативный подходы);
• выбор пороговых величин для оценки информации (например, создание балльной системы оценки);
• сбор и систематизация информации о деятельности медицинских сестер;
• оценка информации и выводы. При выявлении проблемы — выяснение причин и разработка плана действий;
• документирование контроля, что позволит составить общую картину о происходящем в медицинском учреждении, принять решение по улучшению деятельности сестринского медицинского персонала.
Для каждого критерия должны быть определены:
• источник информации (первичная медицинская документация, журналы отделений, анкеты пациентов, прямые наблюдения);
• метод сбора первичных данных (выборка из документов, сбор фактических данных путем опроса или наблюдения);
• число наблюдений, которые обеспечат достоверность расчетов.
Основной причиной, заставляющей государство финансировать научный поиск в области означенной проблемы, является стремительный рост стоимости медицинской помощи без адекватного повышения ее качества и безопасности для пациента. Организации здравоохранения, чтобы выжить, должны обеспечить максимальное качество при минимальной стоимости.
Реформа здравоохранения не может быть осуществлена без реформирования сестринского дела, и наоборот. Аналогию с зарубежной практикой оценки качества работы семейных и участковых медсестер провести не удается из-за огромного различия выполняемой работы и системы организации в целом. Методика, оценивающая качество работы медицинских сестер, должна отвечать следующим требованиям:
• отражать сущность деятельности конкретной категории работника (участковой, процедурной, физиотерапевтической и других медсестер);
журнал "Земский Врач" № 3 (27)-2015
49
• быть доступной для широкого круга медперсонала;
• оценивать действия медсестры, направляемые на устранение ошибок;
• минимальный субъективизм оценки и регистрации данных экспертизы;
• возможность количественной оценки качества медицинской помощи.
Окончательные итоги анализируются по каждому разделу. Особое внимание необходимо уделять снижению оценки, что позволяет своевременно выявить ошибки, установить срок их исправления, определить причину появления, меры по устранению и проверить проделанную работу по истечении установленного срока. Введение оценочных карт позволяет анализировать работу как одного работника, так и всего отделения, поликлиники в целом за любой промежуток времени. Это является актуальным аспектом при переходе на дифференцированную оплату труда.
Таким образом, проведенная оценка качества деятельности участковых медицинских сестер позволяет выявить причины снижения производственных показателей, установить основные причины снижения качества сестринской медицинской помощи. Анализ причин является основой для разработки программы по устранению недостатков и повышению качества деятельности участковых медицинских сестер. Мониторинг деятельности участковой медицинской сестры позволит систематизировать работу участковых сестер, проводить эффективный контроль трудового процесса и повышать его результативность. В настоящее время модель оценки качества оказания сестринской помощи пациентам может применяться для создания модели конечных результатов деятельности медицинских сестер.
Литература
1. Вахитов Ш.М. Совершенствование системы управления сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения // Медицинская помощь. — 2004. - № 6. - С. 51-53.
2. Дружинина Т.В. Руководитель сестринской службы как лидер // Сестринское дело. — 2006. — № 2. — С. 33.
3. Каспрук Л.И. Мониторинг социально-гигиенической характеристики первичного звена как фактор повышения качества медицинской помощи населению в Оренбуржье // Справочник врача общей практики. - 2014. - № 7. - С. 9-15.
Relevant aspects of improving the organization and improve the quality of work of district nurses
L.I. Kaspruk, D.M. Snasapova, G.T. Zhakupova
The provision of primary health care population is currently impossible without the involvement of nursing staff. Of particular significance in this case is determining the quality of medical care, assessment and management, development of clear criteria. The estimation of quality of activity of district nurses based on the scorecard allowed to establish the main reasons for the decrease of quality of nursing care. Analyze the model of analysis of quality of rendering nursing care to patients currently can be used to create a model of the final results of the activities of nurses in the format of the economic and moral incentives.
Keywords: primary health care for the population of nursing the medical staff, the quality of medical care.