Научная статья на тему 'Актуальные аспекты реформирования системы налогообложения имущества граждан в Российской Федерации'

Актуальные аспекты реформирования системы налогообложения имущества граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXATION / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / INDIVIDUALS / НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE / СТАВКА НАЛОГА / TAXATION RATE / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / CADASTRAL VALUATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / SOCIAL FUNCTION / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAXATION BASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Львов Ю.А.

В статье анализируются актуальные изменения порядка налогообложения имущества граждан, которые вступили в силу с января 2015 года. Теперь сумма налоговой базы зависима не от его инвентаризационной стоимости, а от кадастровой оценки объекта. Автор выделяет особенности исчисления налога, которые рассматривает в данной статье. Целью работы является правовой анализ отдельных положений Главы 32 НК РФ с точки зрения социальной лояльности и безопасности последствий налоговых требований государства исходя из определения ставки вытекающей из кадастровой стоимости объектов недвижимости к финансово необеспеченным слоям населения с низким прожиточным минимумом. Автор данного исследования считает важным, отнесение незавершенного строительства к объектам налогообложения имущества граждан, что выступает мотивацией к скорейшей регистрации недвижимости, следовательно, к увеличению доходов местных бюджетов субъектов РФ. Проанализированы основные тенденции дальнейшего развития отечественного права в части налогообложения имущества физических лиц. Выделены основные проблемы несовершенства механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, перехода к исчислению налога с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, неопределенность и сложность выполнения данным налогом его социальной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevant aspects of reforming of the system of individual property taxation in Russian Federation

In this article is analyzed the relevant changes of the procedure of individual property taxation, that have entered into force since January 2015. Nowadays the amount of taxation base doesn’t depend on the assessed value, but on the cadastral valuation of the object. The author emphasizes the peculiarity of tax assessment, that are presented in this article. The aim of this work is the legal analysis of the certain provisions of the Chapter 32 of the tax code of the Russian Federation from the side of social loyalty and safety of consequences of government taxation requirements that are based on the determination of the rate, that depends on cadastral valuation of property for the poor with low cost of living. The author of this investigation believes that it is important to define the constructions in progress as the objects of property taxation for citizens, in order to motivate to the sooner registration of real estate and as a result to increasing of the local budgets in Russian Federation. There were also analyzed the main trends of the further developments of the native law in the area of property taxation of the individuals. There were emphasized the main problems: imperfection of the mechanism of calculation and property taxation for individuals, changing to calculation of tax with cadastral valuation of real estate property, uncertainly and difficulty of social function of this taxation.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты реформирования системы налогообложения имущества граждан в Российской Федерации»

Новый университет

Экономика и право 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

УДК 330

Ю.А. Львов'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются актуальные изменения порядка налогообложения имущества граждан, которые вступили в силу с января 2015 года. Теперь сумма налоговой базы зависима не от его инвентаризационной стоимости, а от кадастровой оценки объекта. Автор выделяет особенности исчисления налога, которые рассматривает в данной статье.

Целью работы является правовой анализ отдельных положений Главы 32 НК РФ с точки зрения социальной лояльности и безопасности последствий налоговых требований государства исходя из определения ставки вытекающей из кадастровой стоимости объектов недвижимости к финансово необеспеченным слоям населения с низким прожиточным минимумом.

Автор данного исследования считает важным, отнесение незавершенного строительства к объектам налогообложения имущества граждан, что выступает мотивацией к скорейшей регистрации недвижимости, следовательно, к увеличению доходов местных бюджетов субъектов РФ.

Проанализированы основные тенденции дальнейшего развития отечественного права в части налогообложения имущества физических лиц. Выделены основные проблемы несовершенства механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, перехода к исчислению налога с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, неопределенность и сложность выполнения данным налогом его социальной функции.

Ключевые слова: налоги, физические лица, недвижимость, ставка налога, кадастровая стоимость, социальные функции, налоговая база.

© Львов Ю.А., 2017

Б01: 10.15350/2221-7347.2017.1

*Львов Юрий Александрович - магистрант, Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Россия.

Реструктуризация российской системы налогов и сборов, начатая в 1998 г., подходит к своему завершению. Процесс реформирования налогообложения физических лиц, привел к введению в Налоговый кодекс РФ от «1» января 2015 года, 32 глава «Налог на имущество физических лиц» [1].

В свою очередь Федеральный закон от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» утратил силу [2]. Кардинальные изменения порядка определения налоговой базы, основанные на исчислении из кадастровой стоимости объекта, обременяют налогоплательщика в части уплаты такого налога, из-за его заметно увеличенной массы. Автор выделяет проблему, о том, что далеко не каждый гражданин капитализирует свое имущество, а, следовательно не имеет с него дохода, но вынужден платить за всевозможные объекты такую же большую налоговую ставку, ведь кадастровая стоимость имущества как правило преувеличена. Однако, данная новелла по оценкам Министерства финансов России, увеличила рост поступлений в местные

бюджеты до 6 раз, что является серьезной финансовой базой для развития деятельности органов местного самоуправления, и следовательно выгодна государству [3].

В Большинстве стран поимущественные налоги имеют местный характер, доля которых, в доходах местных бюджетов достигает до 69% в Швеции, до 81% в Канаде, 73% в Дании, 95% в Нидерландах, с 10 до 70% в США в зависимости от штата [4]. Полученный доход является источником финансирования общих нужд социальной системы этих стран.

При подборе подхода налогообложения, как правило, государства исходят из особенностей исторического развития страны и консерватизма. Важно то, что государства не упрощают адаптацию законодательства об налогообложении имущества физических лиц, а наоборот расширяю и усложняют порядок взимания налога и объектов налогообложения. Глобальная система не применяется, но распространены элементы шедулярной системы, где каждый различный объект, облагается в соответствии с различными схемами и став-

New university

Economics & Law 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

ками, в состав объектов входят и ценные бумаги как форма имущества и денежная наличность.

Российская система налогообложения в 1992 году пошла по пути раздельного обложения основных объектов - земли и имущества, находящегося на ней, так и плательщиков налога [5]. Обусловлено это было и отсутствием земельного законодательства, которое регулирует отношения права собственности, и желанием включить в расчет отдельные виды движимого имущества.

Налоги на имущество физических и юридических лиц были разделены по субъективному принципу, это было обусловлено их существенным различаем в процедуре исчисления, и экономической безграмотностью граждан, осложняющей имплементацию права в государстве.

Затрудняющим фактором в настоящее время является нежелание доброй части собственников не обладающими правами на земельный участок, их регистрации. Наибольшая доля земельных участков относится к федеральной или муниципальной собственности, что создает дополнительные инструменты от уклонения от налога.

Новый закон устанавливает обязанность для представительных органов в течении пяти лет адаптировать законодательство субъектов и запустить данный порядок исчисления налога на всей территории государства. (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ). До применения этой новеллы, субъектами будет использоваться инвентаризационная стоимость п. 2 ст. 402 НК РФ [6].

Для сдерживания резкого роста сумм налога предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые ст. 293 НК при исчислении налога (Рис. 1).

Рис. 1.

В настоящий момент 28 субъектов Российской Федерации приняли решение определять налоговую базу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, и установили единую дату введения в действие нового порядка исчисляемого с января 2015 года [7]. Значит, в муниципальных образованиях этих регионов налог на имущество физических лиц за 2015 год исчислялся с коэффициентом 0,2. В следующие три года налоговая нагрузка будет последовательно возрастать на 20% ежегодно, что будет способствовать населению постепенно привыкать к новым правилам.

К новому порядку планировали перейти

еще 26 регионов с начала 2017 года, а к январю 2020 года обязателен к применению на всей территории России [8].

В случае если представительный орган государственной власти субъекта вводит применение нового порядка налогоисчисления, то налоговая база будет учитывать размер кадастровой оценки указанной в реестре, по состоянию на первое число отчетного периода (п. 1 ст. 403 НК РФ).

При прекращении права собственности в течении календарного года на налогооблагаемый объект, будет применяться коэффициент отношения количества полных месяцев владения имуществом, к количеству месяцев налогового периода.

Также уместно и применение налоговых вычетов как формы социального сглаживания финансового неравенства населения п. 3- 6 ст. 403 НК РФ. При расчете налога, из общей кадастровой стоимости квартиры вычитается кадастровая стоимость отдельной части имущества, для каждой категории, она своя (рис. 2).

Рис. 2.

Таким образом, стоимость единого недвижимого объекта, в составе которого имеется минимальное количество жилых помещений, может уменьшаться до миллиона рублей, что существенно.

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки определяются нормативно-правовыми актами органов МСУ, и не могут превышать установленных максимальных ставок [9].

Согласно Налоговому законодательству, эти ставки возможны дифференцированию, местным самоуправлением, исходя из определенных оснований.

Перечень льготных категорий граждан, закрепленный в утратившим силу ФЗ, не был подвергнут существенным переменам, а размер льготы приравнивается к сумме налога, подлежащей уплате, если объект не капитализирован, автор подчеркивает положительную сторону данного вопроса, в отношении освобождения социально незащищенных лиц от уплаты налога.

Новый университет

Экономика и право 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

Рис. 3.

Так основными направлениями налоговой политики в РФ является приоритет обеспечения равенства налогообложения и защиты социально незащищенных категорий граждан, на федеральном уровне предусматривая налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.

Учитывая местный характер налога, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований. Стоит учитывать кардинально отличную от зарубежных стран структуру расходов на первичные потребности большинства владельцев объектов недвижимости, доля которых в некоторых группах достигает 85-94% (доля таких расходов у жителей США не превышает 50-55%) [10], поэтому принципиально важно сохранять разумность величины налоговой ставки и обязательность налоговых льгот. Автор подчеркивает важность рекомендательных мер со стороны государства -муниципалитетам, с целью поддержания разумного баланса и справедливого налогообложения физических лиц.

Существенной новеллой является введение «незавершенного строительства» объектом налогообложения, которое долгое время являлось правовой лазейкой уклонения от налогов, владельцами частных элитных домов, которые ссылаются на невозможность регистрации в связи с их незавершенностью. Такая мера будет регулятором скорейшего завершения строительства и постановки объектов недвижимости на учет.

Реформа затронула и условия предоставления льгот, исключив их распространение на два и

больше объектов имущества одного вида, для одного лица, также на имущество, стоимость которого свыше 300 млн. руб., а наоборот применяется повышенная ставка. По мнению автора, это является положительной стороной данного вопроса, поскольку разумно распространение мер социальной поддержки на лиц, действительно в них нуждающихся. Минусами является достаточная выгодность для владельцев дорогой недвижимости, ведь гражданин, имеющий квартиру стоимостью 20 миллионов рублей будет платить налог по такой же ставке, как лицо, имеющее недвижимость стоимостью 290 млн руб. Многие авторы схожи во мнении, что 100 млн руб. - стоимость недвижимости, с которой нужно начинать облагать налогом по максимальной ставке в целях реализации принципа справедливости налогообложения.

Делая вывод, следует обратить внимание на нормы НК РФ, которые, могут привести к негативным социальным последствиям введения нового налога на имущество физических лиц.

Предельные налоговые ставки установлены на федеральном уровне, местному самоуправлению, дано право уменьшать или увеличивать такую ставку (не более чем в 3 раза). Но местные администрации, скорее склонны к увеличению ставок, нежели к их уменьшению. В результате применения предельной ставки налог для граждан имеет возможность роста до 20 раз [11].

Структура применяемых налоговых льгот по налогу на имущество граждан имеет определенную особенность: преобладают льготы, установленные федеральным законодательством.

Нельзя однозначно утверждать, что введение новых правил исчисления налога на имущество физических лиц будет способствовать реализации его фискальной и социальной функции, поскольку практические данные появятся только к первой половине 2017 года [12]. Но расчет налога на основе кадастровой оценки имущества, по нашему мнению, является основным способом увеличения доходов местных бюджетов и существенным шагом вперед. Расширение финансовой самостоятельности муниципальных образований создает возможность реализации региональных программ на местах оперативно и эффективно, с учетом местной специфики, независимо от дотаций из федерального бюджета.

Библиографический список

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ // Российская газета, от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).

[2] Федеральный Закон от 09.12.1991 № 2003-1 «О налoгах на имущество физических лиц» // Российская газета, от 02.11.2013 № 306-ФЗ (утратил силу).

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) ст.402 от 5 августа 2000 № 117-ФЗ // Российская газета, от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).

[4] Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему

New university

Economics & Law 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

Российской Федерации за 2015 год. (дата обращения: 25.11.2016) URL: https://www.nalog.ru/rn08 /related_activities/statistics_and_analytics/forms

[5] По данным ФНС (дата обращения: 25.11.2016) URL: https://www.nalog.ru/rn50/taxation/taxes/imuch2016/

[6] Исчисление налоговой ставки ФНС за 2016. (дата обращения: 25.11.2016) URL: https://www. nalo g .ru/rn77/taxation/taxes/nnifz/

[7] Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам. (дата обращения: 25.11.2016).URL: http://portal-law.ru/articles/nalog/ nalo- gooblozhenie_nedvizhimosti_prinadlezhashhejj_fizichiskim_litsam

[8] Каприк А.П., Ветошкин Д.Н., Гробцов С.Р. Интеграция информационных систем государственного кадастра недвижимости, муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и информационных ресурсов федеральной налоговой службы в целях повышения собираемости земельных платежей //Изв.вузов.Геодезия и аэрофотосъемка. 2015. №5. С. 142-149.

[9] Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета, от 29.10.1997. № 210 (ред. Федеральные законы от 03 декабря 2012 № 233-ФЗ).

[10]Митрофанова Н.О., Гробцов С.Р. Методика выявления неучтенных объектов недвижимости при выполнении комплексных кадастровых работ // Изв. вузов Геодезия и аэрография. 2015. №5. 155-160.

[11]Минфин о налоге на недвижимость (дата обращения: 25.11.2016) http://edinalog.ru/news/minfin-rf-

opasaetsya-komissij-po-vnesudebnomu-poryadku- uregulirovaniya-sporov-po-kadastrovoj-ocenka/#more-180

***

UDC 340

Yu.A. Lvov

THE RELEVANT ASPECTS OF REFORMING OF THE SYSTEM OF INDIVIDUAL PROPERTY TAXATION IN RUSSIAN FEDERATION

In this article is analyzed the relevant changes of the procedure of individual property taxation, that have entered into force since January 2015. Nowadays the amount of taxation base doesn't depend on the assessed value, but on the cadastral valuation of the object. The author emphasizes the peculiarity of tax assessment, that are presented in this article.

The aim of this work is the legal analysis of the certain provisions of the Chapter 32 of the tax code of the Russian Federation from the side of social loyalty and safety of consequences of government taxation requirements that are based on the determination of the rate, that depends on cadastral valuation ofproperty for the poor with low cost of living.

The author of this investigation believes that it is important to define the constructions in progress as the objects ofprop-erty taxation for citizens, in order to motivate to the sooner registration of real estate and as a result to increasing of the local budgets in Russian Federation.

There were also analyzed the main trends of the further developments of the native law in the area ofproperty taxation of the individuals. There were emphasized the main problems: imperfection of the mechanism of calculation and property taxation for individuals, changing to calculation of tax with cadastral valuation of real estate property, uncertainly and difficulty of social function of this taxation.

Keywords: taxation, individuals, real estate, taxation rate, cadastral valuation, social function, taxation base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.