Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FORECAST / BUDGET / SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова С.Ю.

Предмет. Социально экономическое развитие субъектов РФ. Тема . Реализация прогноза социально экономического развития субъектов РФ. Цели . Анализ процесса реализации прогноза социально экономического развития субъектов РФ. Методология. Методы статистического и логического анализа в исследовании. Результаты . С учетом результатов мониторинга локальной кризисной ситуации анализируются проблемы реализации прогноза социально экономического развития региона и обосновываются предложения по созданию новых условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг и мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе. Область применения . Практика разработки и реализации прогноза социально экономического развития регионов. Выводы . Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства ХМАО Югры и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления округа, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих на территории округа, в интересах обеспечения эффективного использования производственно технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF IMPLEMENTING THE FORECAST OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Subject . Socio economic development of the subjects of the Russian Federation. Topic . Implementation of the forecast of socio economic development of Russian regions. Purpose. Analysis of the process of implementation of the forecast of socio economic development of the subjects of the Russian Federation. Methodology. Methods of statistical and logical analysis in the study. Results . Based on the analysis and assessment of the current situation in the sphere of the economy of the public sector, the problems of realizing the forecast of the socio economic development of the constituent entities of the Russian Federation in the context of the crisis are examined and proposals are made for creating new conditions for stimulating entrepreneurial activity in the markets for goods and services and for motivating local governments to work effectively. Applicationarea . The scope of the public sector economy. Conclusions . The solution of these problems requires coordinated actions of the Government of the Khanty Mansi Autonomous Okrug Ugra and the Government of the Russian Federation, local governments of the okrug, civil society institutes, large resource corporations, other organizations and institutions working in the okrug in order to maximize the use of production and technical potential, natural and human resources.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ»

13. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации (1-е изд.) / Д. П. Гавра. — СПб. : Питер, 2011. — 288 с.

LITERATURE

1. Baryshev A. V The system of state regulation and support of small and medium enterprises in unstable economic conditions / I. L. Avdeeva, A. V. Baryshev, A. V. Polyanin Bulletin of the Academy of Knowledge. — 2018. — № 4 (27). — P. 17—27.

2. Schegolev A. V. Classification of risks of the public administration system / A. V. Polyanin, A. V. Shchegolev // Natural-Humanitarian Studies. — 2018. — № 22 (4). — P. 99—107.

3. Polyanin A. V. Priorities of public administration in the development of economic activity in the region / A. V. Polyanin // Public policy: methodology, practice, areas for improvement : Materials of the II International Scientific and Practical Conference / Edited by P. A. Merkulova. — 2017. — P. 28—31.

4. Pronyaeva L. I. Management of small business development in the region / L. I. Pronyaeva, O. A. Fedotenkova // National interests: priorities and security. — 2020. — T. 16. № 3 (384). — P. 496—518.

5. Lytneva N. A. Improving the system of internal management of agricultural enterprises / N. A. Lytneva, M. I. Vlasova // Priority vectors for the development of industry and agriculture : Materials of the II International Scientific and Practical Conference. — 2019. — P. 201—204.

6. Makarova Yu. L. Assessment of the level of infrastructure of entrepreneurship in the region / Yu. L. Makarova, V. V. Matveev // Sustainable economic growth: political and

УДК 338.27

social prerequisites. Collection based on the materials of the Gaidar readings : In 2 volumes / Edited by S. V. Prikhodko. — 2017. — P. 107—109.

7. Lebedeva N. A. Prospects for the development of public-private partnership / N. A. Lebedeva // Science and Education. Interuniversity collection of scientific papers «Economics and Management». — 2005. — No. 2. — P. 91—96.

8. Gerasimenko O. A. The development of public-private partnerships in the management of the regional educational system : author. diss. Cand. econ. Sciences: 08.00.05 / O. A. Gerasimenko. — Belgorod, 2010. — 27 p.

9. Hayrapetyan L. N. The interaction of government and business in the development and implementation of targeted programs : Diss. Doct. econ. Sciences: 08.00.05 / L. N. Hayrapetyan. — Moscow, 2015. — 188 p.

10. Roslavtseva E. A. Organization of the interaction of power and business structures : Diss. Cand. econ. Sciences: 08.00.05 / E. A. Roslavtseva. — Donetsk, 2016. — 273 p.

11. Degtyarev A. The coherence of interests of business and government as a condition for the development of the entrepreneurial community / A. Degtyarev, R. Malikov, K. Grishin // Society and Economics: Scientific and Practical Journal. — 2014. — № 2 (3). — P. 156—173.

12. Matveev M. V. The development of small business of the municipality, taking into account local factors / M. V. Matveev, S. N. Orlova // Region, economics: theory and practice. — 2007. — № 9. — P. 27—32.

13. Le Havre D. P. The basics of communication theory (1st ed.) / D. P. Le Havre. — St. Petersburg : Peter, 2011. — 288 p.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Коды JEL: G 38, G 68, H 12, H 77.

Зеленцова С. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия E-mail: svetlana-zel@yandex.ru SPIN-код: 1892-0167

Аннотация

Предмет. Социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Тема. Реализация прогноза социально-экономического развития субъектов РФ.

Цели. Анализ процесса реализации прогноза социально-экономического развития субъектов РФ.

Методология. Методы статистического и логического анализа в исследовании.

Результаты. С учетом результатов мониторинга локальной кризисной ситуации анализируются проблемы реализации прогноза социально-экономического развития региона и обосновываются предложения по созданию новых условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг и мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе.

Область применения. Практика разработки и реализации прогноза социально-экономического развития регионов.

Выводы. Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства ХМАО-Югры и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления округа, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих на территории округа, в интересах обеспечения эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.

Ключевые слова: прогноз, бюджет, социально-экономическое развитие, конкурентоспособность

UDC 338.27

CURRENT ASPECTS OF IMPLEMENTING THE FORECAST OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

SUBJECTS

JEL codes: G 38, G 68, H 77.

Zelentsova S. Yu., PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration and Personnel Management, Surgut State University, Surgut, Russia

E-mail: svetlana-zel@yandex.ru

SPIN Code: 1892-0167

Subject. Socio-economic development of the subjects of the Russian Federation.

Topic. Implementation of the forecast of socio-economic development of Russian regions.

Purpose. Analysis of the process of implementation of the forecast of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation.

Methodology. Methods of statistical and logical analysis in the study.

Results. Based on the analysis and assessment of the current situation in the sphere of the economy of the public sector, the problems of realizing the forecast of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation in the context of the crisis are examined and proposals are made for creating new conditions for stimulating entrepreneurial activity in the markets for goods and services and for motivating local governments to work effectively.

Application area. The scope of the public sector economy.

Conclusions. The solution of these problems requires coordinated actions of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra and the Government of the Russian Federation, local governments of the okrug, civil society institutes, large resource corporations, other organizations and institutions working in the okrug in order to maximize the use of production and technical potential, natural and human resources.

Keywords: forecast, budget, socio-economic development, competitiveness

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-49-2-66-70

Введение

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» в Российской Федерации долгосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации каждые 6 лет на 18 лет с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и стратегического прогноза Российской Федерации на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования. Координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки долгосрочного прогноза осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Опыт и проблемы реализации прогноза социально-экономического развития ХМАО-Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Прогноз социально-экономического развития ХМАО-Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов был разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии и прогнозе социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2030 года, и задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Ежегодном обращении Губернатора ХМАО-Югры к жителям автономного округа, депутатам и представителям общественности. Прогноз предполагает достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов, уста-

новленных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». [1]

На январь 2020 года ХМАО-Югра входила в первую десятку регионов РФ по уровню благосостояния, который обусловлен промышленным потенциалом, наличием высокотехнологичных производств и более высоким уровнем оплаты труда, чем в среднем по Российской Федерации. Основным результатом реализации социально-экономической политики в ХМАО-Югре стало обеспечение: макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальных проектов, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.

Прогноз социально-экономического развития ХМАО-Югры был разработан в 2 вариантах: консервативном и базовом. В консервативном варианте заложены последствия неблагоприятных внешних условий, связанных с политикой западных стран по отношению к России: волатильность курса рубля, ограничение технологического импорта и т. п. Базовый вариант характеризует развитие экономики более высокими темпами, чем в консервативном варианте, с исполнением перед населением всех социальных обязательств. Базовый вариант прогноза считался исходным при формировании проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Учитывая объективные макроэкономические изменения 2019 года в структуре добыче и торговли извлекаемых запасов месторождений, необходимым условием в прогнозном периоде становится снижение себестоимости добычи и геологоразведки нефти за счет внедрения новых технологий извлечения нефти и внедрения принципов бережливого производства.

В 2019 году на территории автономного округа добыто 176,4 млн тонн нефти. Доля Югры в общероссийской добыче нефти по итогам 2019 года — 42,7 %. ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО НК «ЛУКОЙЛ» добывают 80,1 % от всей добычи нефти в автономном округе.

Объем эксплуатационного бурения в 2019 году составил 12 777,5 тыс. м, в эксплуатацию введены 3334 новые добывающие скважины, начата добыча на 9 новых месторождениях. В 2019 году добыча (извлечено) попутного нефтяного и природного газа в автономном округе составила 27,3 млрд куб. м. Предприятиями электроэнергетики автономного округа произведено 64,1 млрд кВтч электроэнергии. Основную долю выработки электроэнергии (86,0 %) обеспечивают ГРЭС — Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС, общей установленной мощностью 12,4 тыс. МВт. Наибольшая доля в структуре электропотребления приходится на предприятия сектора добычи полезных ископаемых — почти 87,1 %. Генерирующие мощности Югры с запасом перекрывают собственные потребности региона. В Югре действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий, которыми в 2019 году переработано 4,5 млн тонн нефти и выработано 1,4 млн тонн нефтепродуктов. [1]

Резкое падение цен в марте и в последующие месяцы 2020 года на большинство сырьевых товаров более чем на 30 % возвращает энергетические рынки на уровни цен 20-летней давности. Падение спроса почти на 30 % привело к жесточайшему кризису перепроизводства, заполнению всех возможных хранилищ, тотальному фрахту всех доступных танкеров для хранения нефти. Продление такой ситуации уже приводит к вынужденной остановке большого количества скважин, и замораживанию инвестиций в новые проекты с приостановкой текущих, что может создать куда большие проблемы, чем простой переизбыток нефти и газа, так как доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока (бюджет на 50 % состоит из нефтегазовых доходов). В бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками автономного округа только за январь-сентябрь 2019 года было перечислено 2546,8 млрд рублей налогов, сборов и иных платежей. Основная часть поступлений (79,3 %) обеспечена налогом на добычу полезных ископаемых. В 2020 году в новом консервативном сценарии Министерства экономического развития бюджет России остается без нефтяных сверхдоходов. В обновленном кон-

сервативном сценарии макроэкономического прогноза Министерства экономического развития ВВП России окажется на 30,5 трлн руб. меньше за пять лет — с 2020 по 2024 год — по сравнению с траекторией в базовом сценарии. [2]

Консолидированный бюджет автономного округа на 2020 год (без учета доходов территориальных внебюджетных фондов) был исполнен по доходам в сумме 222,8 млрд рублей, с профицитом в размере 31,1 млрд рублей. В 2020 году с учетом падения цен на нефтяных рынках, под влиянием мирового экономического кризиса, появляются серьезные проблемы реализации прогноза развития округа и вновь возникает необходимость возврата к решению существующей десятилетиями основной проблемы социально-экономического развития округа: недостаточной развитости видов экономической деятельности альтернативных нефтяной отрасли, при том что в ХМАО-Югре наблюдается высокий потенциал развития прибыльных отраслей.

Например, в структуре производства обрабатывающего сектора организации лесопромышленного комплекса занимают лишь 1,0 % в 2019 году и составил 5204,6 млн рублей. При этом потребность в продукции высока, 95,0 % продукции направляется покупателям в страны Европы, а также Китайскую Народную Республику, Австралийский Союз.

В структуре объёмов отгруженных товаров обрабатывающего сектора промышленности предприятия по выпуску пищевых продуктов и напитков занимают 0,7 %. Пищевая промышленность ХМАО-Югры ориентирована на обеспечение продовольственной безопасности населения автономного округа, хотя производство качественной, а часто просто уникальной продукции, могло бы составить конкуренцию другим производителям на рынке РФ.

В сельском хозяйстве ежегодно отмечается рост производства, тем не менее прослеживается неконкурентоспособность местного сельского хозяйства, в следствии неразвитости дорожной сети округа, что затрудняет внутреннюю интеграцию и укрупнение местных агроструктур, а устойчивое развитие округа невозможно без активного продвижения своих товаров и услуг на

рынки других регионов России и расширения каналов сбыта.

Научно-технологический центр округа и кадровый научно-педагогический состав обеспечат решение стратегических проблем региона — обеспечение высокого качества жизни в условиях Крайнего Севера и инновационного экономического развития региона посредством концентрации в нем интеллектуального потенциала и современной научно-образовательной инфраструктуры и их приближения к бизнесу.

Выводы

Ключевым условием реализации, хотя бы части базового прогноза социально-экономического развития округа является создание новых условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг, формирования благоприятной конкурентной среды, а следовательно в 2020 году Правительству округа необходимо:

— пересмотреть план мероприятий по реализации концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 годах по реализации соглашения на 2020—21 годы;

— разработать меры по предотвращению риска сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций и индивидуальных предпринимателей и и утвердить новые ключевые показатели развития конкуренции, отражающие долю организаций частной формы собственности на рынках автономного округа на 2020—2024 годы;

— расширить систему мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе по содействию развитию конкуренции, путем установления целевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия органов местного и увеличить количество грантов, в целях поощрения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоу-

правления, учитывать достижения по развитию конкуренции.

Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства ХМАО- Югры и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления округа, институтов гражданского общества, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих на территории округа, в интересах обеспечения максимально эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной программе ХМАО-Югры «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности ХМАО-Югры в 2018—2025 годах и на период до 2030 года» : постановление ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 419-п [Электронный ресурс] — URL: https://depeconom.admhmao.ru/

2. Меры региональной поддержки бизнеса в условиях эпидемиологической изоляции : онлайн-конференция [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. — URL: http s: //www.economy. gov. ru/

LITERATURE

1. On the state program of the KHMAO-Ugra» Socio-economic development and increase of investment attractiveness of the KHMAO-Ugra in 2018—2025 and for the period up to 2030 : Resolution of the KHMAO-Ugra dated 09.10.2013 No. 419-p [Electronic resource]. — URL: https://depeconom.admhmao.ru/

2. Measures of regional business support in conditions of epidemiological isolation : online conference [Electronic resource] / Ministry of economic development of the Russian Federation. — URL: https://www.economy. gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.