Научная статья на тему 'Актуальные аспекты музеефикации фрагментов архитектурной среды Новоси-бирского Академгородка на примере дома академика М.А. Лаврентьева'

Актуальные аспекты музеефикации фрагментов архитектурной среды Новоси-бирского Академгородка на примере дома академика М.А. Лаврентьева Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пространственное развитие Академгородка / инерционный сценарий / музеефикация фрагментов архитектурно-ландшафтной среды / методы средового дизайн / Spatial development of Akademgorodok / inertial scenario / museumification of fragments of architectural and landscape environment / methods of environmental design

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Арбатский Валерий Петрович, Власова Вера Юрьевна

Рассматриваются варианты пространственного развития Новосибирского Академгородка в рамках перспективной программы. Исследуются актуальные аспекты сохранения фраг-ментов архитектурно-ландшафтной среды верхней зоны научного центра посредством их музеефикации. Формулируются определение средовой музеефикации, ее цели и задачи. На примере концептуального проекта дома-музея академика М.А. Лаврентьева выявляются методические подходы средового дизайна и принципы музеефикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Арбатский Валерий Петрович, Власова Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of museumification fragments of the architectural environment of the Novosibirsk Academgorodok on the example of the Lavrentiev House

Variants of the spatial development of the Novosibirsk Akademgorodok within the framework of the renovation program are considered. The current aspects of preserving fragments of the architectural and landscape environment in the upper zone of the scientific center through their museumification are investigated. The definition of environmental museumification, its goals and objectives are formulated. Methodological approaches to environmental design and the principles of museumifica-tion are identified on the example of the conceptual project of the house-museum of acade-mician M.A. Lavrentev.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты музеефикации фрагментов архитектурной среды Новоси-бирского Академгородка на примере дома академика М.А. Лаврентьева»

DOI: 10.37909/978-5-89170-287-5-2021-1002 УДК: 711.06

В.П. Арбатский В.Ю. Власова

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусствимени А.Д. Крячкова 1647592@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8748-8322

Актуальные аспекты музеефикации фрагментов архитектурной среды Новосибирского Академгородка на примере дома академика М.А. Лаврентьева

Аннотация

Рассматриваются варианты пространственного развития Новосибирского Академгородка в рамках перспективной программы. Исследуются актуальные аспекты сохранения фрагментов архитектурно-ландшафтной среды верхней зоны научного центра посредством их музеефикации. Формулируются определение средовой музеефикации, ее цели и задачи. На примере концептуального проекта дома-музея академика М.А. Лаврентьева выявляются методические подходы средового дизайна и принципы музеефикации.

Ключевые слова: Пространственное развитие Академгородка, инерционный сценарий, музеефикация фрагментов архитектурно-ландшафтной среды, методы средового дизайн

V. Arbatsky V. Vlasova

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, NSUADA Krasniy prospekt, 38, Novosibirsk, Russia, 630004

1647592@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8748-8322

Actual aspects of museumification fragments of the architectural environment of the Novosibirsk Academgorodok on the example of the Lavrentiev House

Abstract

Variants of the spatial development of the Novosibirsk Akademgorodok within the framework of the renovation program are considered.

The current aspects of preserving fragments of the architectural and landscape environment in the upper zone of the scientific center through their museumification are investigated.

The definition of environmental museumification, its goals and objectives are formulated.

Methodological approaches to environmental design and the principles of museumification are identified on the example of the conceptual project of the house-museum of academician M.A. Lavrentev.

Keywords: Spatial development of Akademgorodok, inertial scenario, museumification of fragments of architectural and landscape environment, methods of environmental design

Пространственная среда верхней зоны Новосибирского Академгородка, созданная в 1958-1968 гг., представляет собой уникальный социокультурный и архитектурно-ландшафтный феномен и является одним из ключевых ресурсов развития научного центра.

Феноменальность первоначальной академической среды, прежде всего, состоит в присущих ей свойствах полноценности и эффективности с точки зрения обеспечения научно-производственной деятельности, достигнутых относительно минималистскими архитектурно-градостроительными средствами, как результат целенаправленной реализации комплексно обоснованной и четко артикулированной

пространственно-средовой концепции.

В общем виде ключевыми аспектами данной концепции являются: выбор место-формирования среды Академгородка с учетом максимально благоприятных фоновых природно-ландшафтных факторов; обеспечение пространственной изоляции и относительной закрытости внутригородской среды; оптимальные параметры пространственной организации (сбалансированное соотношение застроенных кварталов и лесопарков, ограничения по плотности и этажности застройки, компактность структурных связей); определенный количественный и профессиональный состав населения; доминирование

пешеходных коммуникаций в системе внут-рисредовых коммуникаций (при минимизации и изолированности интенсивных транспортных потоков).

Все это позволило на историческом этапе создать актуальную и адекватную архитектурно-ландшафтную среду, обладающую комплексом специфических качественных характеристик, таких, как функциональная эффективность, экологичность, статусная презентативность, стилевая идентификация, комфортность (по стандартам того времени), но, вместе с тем, определенными ограничениями, связанными с её преобразованием и развитием.

Важно подчеркнуть, что созданная в недавнем прошлом академическая среда, по целому ряду присущих ей вышеуказанных и иных параметров и свойств, несомненно, относится к креативному типу пространства. При формировании данной типологической категории среды целевыми приоритетами является обеспечение необходимых условий, стимулирующих генерирование новых фундаментальных и прикладных научных знаний, открытий, изобретений в комплексе с учебно-образовательским процессом.

Прежде всего, это связано с созданием соответствующей полноценной среды для интенсивного сосредоточенного, в том числе уединенного интеллектуального труда.

В этом заключается принципиальное отличие научной среды креативного характера, например, от среды преимущественно «менеджерского» типа, ориентированной, в основном, на коммуникации и мобильность.

Касаясь темы пространственно-средового развития Академгородка, следует отметить, что в исторической ретроспективе достаточно отчетливо выделяются два этапа: 1958-2010 г.г. и 2010г.- по настоящее время, существенно различающихся характером процессов преобразования, параметрами и качественным состоянием формируемой среды.

В последнее десятилетие, судя по совокупности наблюдаемых фактов и событий, вектор ее формирования смещается в сторону все более радикальной трансформации.

Это проявляются, в том числе, во всевозрастающем масштабе нового строительства преимущественно высотных объектов и повышении плотности застроенной среды непосредственно в границах верхней зоны, чрезмерной интенсификации автотранстпортных потоков, возрастании антропогенной нагрузки на ландшафтную экосистему, а также увеличении количественного состава и изменении социально-профессиональной структуры населения. По-сути, происходящие процессы вступают в противоречие с концепцией стратегического развития Академгородка, реализуемой на первом этапе до 2010 года.

Очевидно, что в результате сохранения существующих тенденций становится вероятным ускоренное инверсионное переформатирование исторически сложившейся типологии академической среды и, как следствие, утрата ее идентичности и особо ценных, присущих ей качественных характеристик.

В складывающейся ситуации характер и темпы происходящих процессов в значительной степени определяются в зависимости от выбора концепции перспективного развития, принятой в качестве основополагающей в рамках реализации региональной программы «Новосибирский Академгородок — 2,0» [1].

Ситуационный анализ позволяет выявить три принципиально возможных варианта сценария развития архитектурно-пространственной среды научного центра в целом и его центрального ядра.

Первый вариант — инерционный, смысл которого заключается в расширении границ существующего пространственного модуля верхней зоны (2,0x2,0 км) в восточном направлении, посредством привязки к нему дополнительных функциональных комплексов с использованием существующей инфраструктуры.

Данный вариант реализуется в настоящее время де-факто, например, в виде размещения объектов технопарка.

Второй вариант — автономный, предусматривающий формирование нового, относительно самостоятельного комплекса НИИ, обслуживающих и жилых объектов на прилегающих территориях, а также создание собственной, отдельно функционирующей транспортной системы с подключением ее к строящемуся Восточному объезду, — в соответствии с положениями действующего Генерального плана развития города Новосибирска [2].

Третий вариант — комбинированный, сочетающий в той или иной степени концептуальные подходы вышеприведенных сценарных планов.

Принимая во внимание неопределенность ситуации, на текущий момент спрогнозировать вариант перспективного пространственного развития научного центра не представляется возможным.

Вместе с тем, с учетом существующих тенденций, по совокупности влиятельных факторов, на наш взгляд наиболее вероятностным является инерционный сценарий, по крайней мере, на ближайшее будущее.

Важно отметить, что именно в рамках реализации данного сценария неизбежно будут возрастать негативные последствия средовой трансформации и, соответственно,

Пути интеграции исторических объектов в пространство населенных пунктов XXI века

Баландинские чтения. 2021. Том XVI

риски в отношении сохранности среды верхней зоны Академгородка как объекта культурного наследия, имеющего статус достопримечательного места [3].

В случае недостаточной управляемости, а также вследствие отсутствия адекватных защитных мероприятий процессы деградации и инверсии исторически сложившегося контекста могут принять ускоряющийся и необратимый характер.

В связи с этим, актуальной задачей становится защита и сохранение ключевых, наиболее ценных фрагментов пространственной историко-культурной среды научного центра путем их музеефикации.

Под музеефикацией средовых фрагментов понимается комплекс исследовательских и охранно-защитных мероприятий, связанных с фиксацией, регламентацией, реставрацией, рекультивацией средообразующих объектов, а также их соответствующее архитектурно-дизайнерское преобразование с целью создания полноценных условий для осуществления не только презентаций и экспонирования, но, вместе с тем, научной, образовательной и просветительской деятельности.

Следует отметить, что методы средовой музеефикации получили распространение в хХ веке в мировой урбанистической культуре, особенно европейских стран и показали свою практическую эффективность и высокий потенциал перспективного развития в сфере сохранения, регенерации, накопления и использования архитектурного наследия. Данные подходы были реализованы, преимущественно, применительно к среде центральных частей или старых кварталов исторических городов.

На современном этапе проявляются тенденции расширения сферы музеефикации в отношении разнообразных культурных сре-довых объектов, включая пространства производственной, образовательной и научной жизнедеятельности человека.

Очевидно, что углубление и целенаправленное осмысление подходов и методов музе-ефикации архитектурно-пространственной среды выдающихся научных центров, в число которых входит Новосибирский Академгородок, имеет большие исследовательские перспективы и практическое значение.

В качестве первоочередных являются исследования, осуществляемые на кафедре Дизайна архитектурной среды НГУАДИ, ориентированные на идентификацию и создание реестра средовых фрагментов с целью их музеефикации (в состав которых входят, в том числе, комплексы НИИ, НГУ и их окружающая среда, особо значимые объекты общественного, рекреационного и иного назначения), а также концептуальное проектирование на основе методических под-

ходов средового дизайна.

Определенный интерес в данном направлении представляют результаты апробации средовых методов музеефикации в процессе дипломного проектирования на примере дома-музея академика М.А. Лаврентьева (дипломант Власова В.Ю., руководитель Арбатский В.П.).

Цель проекта — разработать альтернативную дизайн-концепцию объекта музее-фикации, основываясь на методике про-странственно-средового моделирования.

Исходя из поставленной цели и базовой методологии, определены следующие ис-следовательско-проектные задачи.

1. Провести комплексный анализ рассматриваемого объекта в контексте окружающей среды с установлением состава и границ сре-дообразующих компонентов, включая интерь-ерные и экстерьерные пространства.

2. В процессе аналитических исследований выявить конфигурацию маршрутно-пешеходной трассы в качестве главной экспозиционной оси, а также зафиксировать местоположение ключевых точек визуального восприятия элементов музеефицируе-мого пространства.

3. На основе выявленной системы ключевых видовых точек разработать пространственную модель архитектурно-ландшафтной среды музеефицированного типа с последовательным рядом стоп-кадров, фиксирующих сценарий зрительного восприятия экспозиционного пространства.

Специфика проекта состоит в максимизации использования средоформирующих ин-струментариев, направленных на выявление и сохранение характерных особенностей архитектурно-ландшафтной среды, сформировавшейся на протяжении более, чем полувекового исторического периода и воссоздающей атмосферу «духа времени и гения места».

Другим ключевым аспектом проектной модели является формирование целостной системы пешеходных публичных, экспозиционных и рекреационных пространств, функционально и стилистически соответствующих концепции музеефикации средового фрагмента с учетом условий его местоположения.

В данной типологической ситуации функции системообразующих элементов главной композиционной оси музеефициро-ванного фрагмента выполняют открытые пространства, прилегающие к зданию Дома Ученых, пешеходная аллея вдоль улицы Золотодолинской, с местами отдыха и обзорными площадками, входная презента-тивная зона и далее — пешеходная экскурсионная сеть в структуре участка и интерьеров дома-музея.

В проектно-концептуальных предложениях по формированию интерьерных про-

странств дома-музея предусматривается наряду с информационно-экспозиционными и репрезентативными холлами и залами создание «зон тишины и сосредоточения» в виде системы специально оборудованных аудиторий и кабинетов для образовательной и научно-творческой деятельности.

Представленная концептуальная проектная модель музеефикации достаточно крупного фрагмента пространственной среды, раскрывающая тематику увековечивания памяти М.А. Лаврентьева в расширенной интерпретации контекста, показывает возможности методов средового дизайна в решении актуальных проблем сохранения образцов культурного наследия Новосибирского Академгородка.

Ретроспективный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В течение последнего десятилетия, начиная с 2010 года, в структуре исторически сложившейся архитектурно-пространственной среды Новосибирского Академгородка проявились очевидные признаки её типологического преобразования, в том числе в виде нового строительства в границах верхней зоны отдельных объектов жилого, научно-офисного и образовательного назначения, кардинально отличающихся от контекста не только своими параметрами, но, что особенно существенно с точки зрения средообразова-ния — концептуально.

На данной стадии достаточно отчетливо наметились тенденции инверсионного переформатирования ранее сложившегося креативного типа академической среды, отражающие иное целеполагание и ныне доминирующие организационно-

управленческие подходы в научно-инновационной сфере.

2. На современном этапе с высокой степенью вероятности возможно прогнозировать дальнейшее нарастание вышеобозна-ченных тенденций, в том числе в процессе реализации принятой целевой программы «Новосибирский Академгородок — 2.0», — вследствие краткосрочных выгод инерционного варианта его развития преимущественно в границах верхней зоны с использованием имеющейся инфраструктуры, по сравнению с относительно затратным и более долгосрочным освоением прилегающих территорий и созданием нового простран-ственно-средового модуля научного центра.

В связи с этим, крайне важно учитывать вероятные негативные последствия инерционного сценария преобразования среды цен-

трального ядра Академгородка, прежде всего такие, как дальнейшая деградация природно-ландшафтной составляющей и практически полная утрата в ближайшей перспективе её уникальных историко-культурных и архитек-турно-средовых качеств.

3. В сложившейся ситуации одним из возможных мероприятий в целях минимизации наиболее крайних последствий радикальной трансформации, на наш взгляд, представляется поэтапная реализация концепции музеефи-кации особо ценных фрагментов исторически сложившейся научно-производственной и образовательной среды.

Музеефикация достаточно крупных сре-довых объектов с установлением специальной регламентации использования и преобразования позволит сохранить их в качестве базисных, системообразующих элементов существующего архитектурно-

ландшафтного комплекса.

Концептуальный проект формирования дома-музея академика М.А. Лаврентьева в комплексе с прилегающей к нему пространственной средой может стать первоочередным примером развития в данном направлении.

Список литературы

1. Как будет развиваться программа «Академгородок 2.0» в Новосибирске // Российская газета. — 28 июля 2020. — URL: http://rg.ru 2020/07/28 reg-sibfo.

2. Новосибирск. Генеральный план развития города 2007-2030гг. — Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2007. - 320 с.

3. Новосибирский Академгородок включен в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации // Правительство Новосибирской области. — 30 де-кабряя 2014. — URL: http://www.nso.ru 2014/12/30 news

References

1. How will the program «Akademgorodok 2.0» in Novosibirsk develop. // Rossiiskaya Gazeta. — 28 July 2020. — URL: http://rg.ru 2020/07/28 reg-sibinfo.

2. Novosibirsk. The general plan for city development 2007-2030. — Novosibirsk: Siberian publishing house, 2007. — p. 320.

3. Novosibirsk Akademgorodok is included in cultural heritage register of Russian Federation. // Government of Novosibirsk oblast. — 30.12.2014. — URL: http://www.nso.ru 2014/12/30 news.

Материал передан в редакцию 01.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.