Научная статья на тему 'Актуальные аспекты международного права в условиях глобализации'

Актуальные аспекты международного права в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев А. А.

Статья посвящена важным аспектам международного права в условиях глобализации. Новые условия, которые стали причиной глобализации, оказывают влияние на международное право и беспокоят каждое государство и международное сообщество в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF INTERNATIONAL LAW IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article is devoted to the important aspects of International law in conditions of Globalization. New conditions that are caused by globalization influence International law and concern every state and International Community as a whole.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты международного права в условиях глобализации»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А.А. Моисеев

Кафедра международного права Дипломатическая академия МИД России Ул. Остоженка, 54/3, 119992 Москва, Россия

Статья посвящена важным аспектам международного права в условиях глобализации. Новые условия, которые стали причиной глобализации, оказывают влияние на международное право и беспокоят каждое государство и международное сообщество в целом.

Глобализация стала одним из самых насущных вопросов современного мира, который активно обсуждается во всех государствах на разных уровнях. Каждое время характеризуется своими глобальными процессами. В основе глобализации как объективного процесса лежит исторический ход развития и результаты научно-технического прогресса. Изначально глобализация рассматривалась как экономический процесс, но сейчас признается, что глобализации оказывает глубокое воздействие и на другие сферы международного сотрудничества: экологическую, социальную, политическую, включает в себя правовые и культурные аспекты, влияющие на осуществление в полном объеме прав человека.

Глобальные процессы, несмотря на потенциал существующей многосторонней системы обеспечивать всеобщую безопасность, защиту экономических интересов государств и сохранение культурного разнообразия, ставят под сомнение точку зрения, согласно которой проблемы человечества могут быть решены в рамках традиционной системы суверенных государств [16].

В условиях взаимосвязанной мировой экономики глобализация позволяет вести международный диалог в отношении приоритетных общечеловеческих ценностей, разделяемых всеми государствами, и требует вырабатывать определенные нормы и правила, выгодные всему международному сообществу. Объективный процесс глобализации следует отличать от нарастающих тенденций сосредоточения в одном государстве средств глобального господства, с целью одностороннего воздействия на международные отношения, при стремлении подчинить своим интересам мировое сообщество, навязать национальные стандарты другим государствам, прибегая к вмешательству во внутренние дела государств и насильственному подавлению любого протеста против такого вмешательства1.

Для понимания процесса глобализации в исторической перспективе необходимо отметить тот факт, что начало процесса в направлении экономической интеграции государств было положено более века тому назад, когда преобладали автократические империи и колониальные державы. Непосредственно перед Первой мировой войной в 1914 г. процесс глобальной интеграции достиг своего пика, однако после нее произошло обратное движение.

В период между двумя мировыми войнами мир отказался от межгосударственного сотрудничества, и государства замкнулись в пределах своих национальных границ, обратившись к протекционизму своих экономик и всеобъемлющему контролю над движением капитала. Процесс экономической интеграции государств был замедлен. Считалось, что государства смогут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь, изолировав национальные хозяйства и поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими государствами, особенно если они представляют иные социальные и политические ценности. Такой подход стал одной из определяющих причин разрушительных последствий кризисов периода 1913-1950 гг.2

В 30-е гг. XX в. практически во всех государствах преобладали национализм и эгоистичная политика экономической агрессии, ставшие основой развития тоталитаризма и милитаризма в одних государствах, и изоляционизма — в других. Кризис между двумя мировыми войнами показал, какими разрушительными последствиями оборачивается попытка государств полностью отказаться от идеи экономической взаимосвязи. На исходе Второй мировой войны лидеры ведущих держав, осознав важность международной интеграции, собрались вместе с целью восстановить устойчивый международный порядок с учетом уроков предыдущей эпохи. В итоге международное сообщество выбрало курс на открытость и сотрудничество. Результатами, достигнутыми в тот исторический период, международное сообщество пользуется до настоящего времени.

После окончания Второй мировой войны державы-победители определили международно-правовую структуру управления послевоенным миром, центральное место которой заняла ООН. На протяжении 60 лет своего существования и до настоящего времени ООН вносит решающий вклад в уменьшение или ослабление угроз международной безопасности, составляет ядро современной структуры управления международным сообществом.

США использовали преимущества сильного послевоенного положения своего государства в мире3, чтобы инициировать появление новых основ международной экономической системы, включающих меры по созданию кредитно-финансовой системы4, либерализации торговли и финансированию восстановления Западной Европы5. Решение триединой задачи укрепления международной экономической системы через Бреттон-Вудские институты — МВФ, МБРР, а также ГАТТ, впоследствии «выросшее» до Всемирной торговой организации, оказало решающее влияние на все развитие международных отношений [6].

Создание организаций в рамках ООН, учрежденной взамен Лиги Наций, фактически было нацелено на обеспечение многостороннего функционирования системы международных отношений. Послевоенные международные организации были созданы на принципах, основанных на понимании того, что мир состоит из отдельных независимых субъектов международного права, участвующих во внешних сношениях.

Две трети членов ООН во время ее создания еще не существовали в виде суверенных государств, а их народы все еще находились под колониальным господством. Если в 1945 г. членами ООН было 51 государство, то сегодня в ее состав входит 192 государства-члена. Генеральная Ассамблея превратилась из органа, представляющего «избранные» государства «цивилизованных наций», в орган, в членский состав которого входят практически все государства6. Оказание помощи новым суверенным государствам стало одним из важнейших достижений ООН, однако и сама деколонизация, в свою очередь, трансформировала ООН. К середине 60-х гг. разви-

вающиеся государства стали составлять большинство в Генеральной Ассамблее, заняв, таким образом, влиятельное место в системе международных отношений, которое они не имели до своего членства в ООН.

Предпринятые реформы позволили быстро увеличить объемы международной торговли и иностранных инвестиций, что в итоге вызвало всемирный экономический бум 50-х и 60-х гг.7 Особенно значительные достижения произошли в области информатики, связи и коммуникации8. Решение задач технологического развития заставило государства объединять свои усилия для достижения общего прогресса, в рамках которого тесное взаимодействие становится абсолютно необходимым. Государства вступали на путь все большей открытости национальных экономик, которая к концу XX в.9 привела к беспрецедентному развитию экономических отношений и стремительного роста уровня торговли, сопровождавшегося финансовой и торговой либерализацией. Активный рост мировой экономики10 способствовал дальнейшему развитию норм международного права, в том числе международного экономического права.

В результате глобализации в общественной и правовой мысли, а вместе с ней и в международном сообществе возобладали объединительные тенденции. Государства осознали, что не смогут избежать и игнорировать жизненно важные вопросы эволюции, которые воздействуют на благосостояние всех людей [15]. Назрела необходимость принятия мер к тому, чтобы экономическая глобализация дополнялась и подкреплялась «социальной» глобализацией, которая позволила бы выработать более широкое определение обязанностей ведущих государств по отношению к менее развитым странам и обеспечила бы всем им возможность решать свои проблемы и пользоваться экономическими, социальными и политическими плодами глобализации.

Начиная с 80-х гг. XX в. применительно именно к международным экономическим отношениям стал широко использоваться термин «глобализация»11. В это время Бретгон-Вудские институты, а также региональные банки развития побудили развивающиеся государства осуществлять программы структурной перестройки, которые вели к укреплению рыночной экономики [6].

С падения Берлинской стены в конце 1989 г. начался один из наиболее важных исторических переходных процессов в экономике. В 90-е гг. государства бывшего советского блока стали получать помощь МВФ-МБРР для осуществления программ структурной перестройки. Программы МВФ-МБРР были ориентированы в основном на создание необходимой правовой и политической базы, а также на формирование организационной структуры, необходимой для осуществления программ перестройки.

Развал коммунистической системы экономического развития в конце XX в., преобразование бывшей административно-командной системы в сторону рыночной12, а затем и отказ от политической двуполярности мира явились предпосылкой глобального консенсуса в вопросе о целесообразности распространения рыночной экономики. Как верно отмечает профессор В.М. Шумилов: «Движущими силами развития международных отношений, международных экономических отношений и, соответственно, качественных изменений в международной нормативной системе являются: противоречия между государственной формой организации обществ и глобализацией мировой экономики» [12, с. 13]. Поворотным событием в развитии международного сообщества стал крах коммунистических режимов в Европе в 1989-1990 гг. В один исторический момент 30 бывших соцстран с общим населением в 400 млн. человек присоединились к глобальной рыночной экономике.

Влиятельным фактором за последние несколько десятилетий стало глобальное доминирование США13, что привело к «американизации» многих международных «правил игры» и национальных законов государств в сфере экономики. Применение методов рыночной экономики при поддержке международных финансовых организаций позволило многим правительствам наладить взаимосвязи с целью продвижения рыночных преобразований14. Отметив прогресс, которого добились государства, принявшие рыночную экономику, в области обеспечения стабильности экономического роста, а также необходимость поддержания позитивных тенденций в будущем, Генассамблея ООН в своей резолюции подтвердила необходимость их полной интеграции в мировое хозяйство и преодоления трудностей, обусловленных глобализацией, с которыми сталкиваются новые «рыночные» государства [1; 10].

В международно-правовой литературе можно встретить мысль о том, что существование глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, обуславливает допустимость и возможные пределы надгосударственности [4; 5; 10]. Глобального надгосударственного регулирования требуют те проблемы, которые затрагивают интересы всего международного сообщества. Следует признать, что универсальный характер глобальных проблем требует многосторонних решений [14].

Под глобализацией, как правило, понимают процесс расширения потоков товаров, услуг, капитала, технологий, информации, идей и рабочей силы на глобальном уровне под воздействием политики либерализации и технического прогресса [3]. МВФ в своем определении отмечает и другие аспекты глобализации: «глобализация представляет собой исторический процесс, являющийся результатом новаторства людей и технического прогресса, связанный с возрастающей степенью интеграции стран во всем мире и обусловленный, прежде всего, торговыми и финансовыми потоками, а также движением людей и знаний через международные границы» [8].

Глобальные проблемы подразделяются на группы, исходя из их природы, содержания и значения, учитывая общественно-исторические, международнополитические, социально-экономические предпосылки мирового развития, а также условия мирового развития, связанные с освоением и использованием глобальных природных объектов [11]. Основного внимания международного сообщества, не считая аспектов, связанных с вооруженными угрозами15, заслуживают три блока проблем планетарного масштаба, оказывающие наибольшее влияние в связи с процессом глобализации, а именно:

- экономическая сфера: кризис задолженности, нехватка финансовых средств для долгосрочных инвестиционных программ; создание глобального партнерства в целях развития; многостороннее регулирование международной торговли, финансов; транснациональные корпорации, использование результатов научно-технического прогресса, планетарный обмен информацией, в том числе через СМИ, и др.;

- социальная сфера: искоренение нищеты, голода, нехватки продовольствия; защита здоровья населения, борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями; снижение детской смертности, обеспечение всеобщего начального образования, улучшение охраны здоровья матерей, содействие гендерному равенству; легальная и нелегальная миграция населения, защита прав человека и др.;

- экологическая сфера: деградация окружающей среды, потепление климата и парниковый эффект, истощение озонового слоя и кислотные дожди и др.

Стихийный характер развития процессов глобализации обострил противоречия современного мира, вызвал к жизни мировое движение протеста против глобализации. Повышается уровень глобального сознания, в любом государстве люди теперь знают больше о проблемах и событиях, происходящих во всем мире. Это значительно улуч-

шило понимание проявлений глобального неравенства в уровне жизни и жизненных возможностях, а также в области социальных и политических прав и свобод.

Считается, что глобальная рыночная экономика наиболее эффективна, поскольку во многом является результатом действий юридических и физических лиц различных государств. Глобализация дает неограниченные возможности предпринимателям и корпорациям для участия в экономической деятельности в национальном, региональном и глобальном масштабах, усиливает международную интеграцию. Возникновение новых экономических возможностей позволяет предпринимателям и транснациональным корпорациям (ТНК) осуществлять не только передачу иностранного капитала, но и технологий и управленческого опыта. Деятельность ТНК в условиях экономической глобализации «показывает пример эффективного использования природных ресурсов» [13, с. 114]. По мере открытия национальных экономик все чаще происходит слияние компаний различных государств16.

Международная интеграция выводит организации частного сектора на передний план, способствует переходу инициативы от правительства и государственных органов к частному сектору и транснациональным экономическим структурам. Действие глобальных сетей фабрик и офисов, отмена государственного контроля и всемирная интеграция рынков вызвали к жизни юридические новшества. Деятельность ТНК в условиях экономической глобализации оказывает влияние на государственные аспекты суверенитета и исключительной территориальности: приводит к несоответствиям между политической и экономической территорией [2].

Международные экономические проблемы в широком контексте, безусловно, -принадлежат к разряду глобальных проблем и требуют особых международноправовых механизмов регулирования. Согласно распространенной экономической теории либерализации, в условиях открытой рыночной экономики, где сформированы рынки труда, капитала и валюты, развитие, определяемое частным сектором, стимулирует развитие человеческого потенциала и создание рабочих мест. Глобальное экономическое управление в сфере финансов (режим МВФ), торговли (режим ВТО), развития (режим МБРР) сформировалось на основе либеральных экономических принципов. Такой подход заметно повлиял на сферу глобального меж-дународно-правового управления и способствовал тому, что многие государства, придерживающиеся рыночной экономики, сталкиваются с ограничениями в отношении самостоятельного выбора вариантов экономического управления, фактически отказываются от традиционного права собственности и осуществляют в экономике лишь функции ре1улирования и содействия.

В условиях экономической глобализации государствам чаще стало выгодно делегировать часть своих прав международным организациям, как универсальным, так и региональным, и одновременно с этим открывать свою национальную экономику для воздействия региональных и глобальных факторов [2]. Таким образом, в процессе эволюции международные организации приобрели надгосударственные элементы управления, как правило, в тех случаях, когда в их учредительных документах по определенным вопросам установлена широкая компетенция, затрагивающая функции государств-членов применительно к его составляющим [7]. Можно сказать, что процесс глобализации получил дополнительный международноправовой инструмент решения международных проблем — надгосударственное регулирование. При этом функции государств сосредотачиваются в основном на создании стабильного политического режима, последовательной и благоприятной для рынка правовой базы, а также на рационализации государственных функций.

Благодаря глобализации и новым технологиям мир стал более взаимозависимым и требует от государств большей открытости.

Значительно уменьшены естественные барьеры времени и пространства. Резко сокращена стоимость и время глобальных коммуникаций — перемещения информации, людей, товаров и капиталов по всему миру, при этом они еще больше дешевеют и ускоряются. Виртуальное пространство в настоящее время не просто позволило сделать территориальные границы более «прозрачными», а превратилось в новое частноправовое поле, которое, по сути, стало вненациональным пространством17, которое должно быть подвергнуто многостороннему международно-правовому регулированию. Технический прогресс и глобальная экономическая интеграция подталкивают государства к большему единообразию, разработке общемировых стандартов и моделей поведения, принятию соответствующих правовых норм.

Глобализация пока не сформировала глобальное общество, однако расширение взаимодействия людей и государств подчеркивает необходимость создания общей правовой основы взаимодействия. Общечеловеческие ценности и принципы, основанные на духовных и светских воззрений, должны лежать в основе процесса глобализации.

Глобализацию следует рассматривать как неизбежное объективно существующее явление, имеющее позитивные стороны и открывающее новые возможности. Выгоды глобализации сводятся к более быстрому экономическому росту в условиях рыночной экономики, показавшей свою производительную мощь и потенциал для повышения экономической эффективности, более высокому уровню жизни, ускоренному внедрению и распространению технических достижений, новыми экономическим возможностям как для отдельных лиц, так и для государств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В отличие от России в США до Второй мировой войны уже существовали базовые рыночные институты, однако во время войны многие из них временно не функционировали и были заменены командными методами.

2. В период кризисов 1913-1950 гг. темпы роста дохода на душу населения упали ниже одного процента [8].

3. Уже к 1947 г. объемы производства в США на 9,6% превышали уровень 1944 г. К концу войны в 1945 г. 37,0% ВВП были связаны с обороной. В мирных условиях к 1947 г. эта цифра была снижена до 7,4%.

4. В 1944 г. состоялась международная финансовая конференция в г. Бреттон-Вудс, на которой были учреждены МВФ и МБРР, а также были заложены основы всемирной валютно-финансовой системы [6].

5. Речь идет об известном Плане Маршала 1948 г. [14].

6. Япония, Германия и Италия были интегрированы в «Семью Наций», и в настоящее время занимают второе, третье и шестое место среди государств-членов по величине своего финансового взноса в ООН.

7. В период послевоенного экономического бума рост доходов на душу населения превышал 2%, несмотря на беспрецедентные темпы роста населения с 2,5 до 6,0 млрд. человек [8].

8. Объем экспорта в мире вырос в 10 раз и продолжает расти темпами, опережающими рост мирового объема ВВП. Еще быстрее продолжает увеличиваться объем иностранных инвестиций и торговых операций между компаниями. Объем продаж, осуществляемых транснациональными корпорациями, превышает объем

мирового экспорта. Ежедневный объем валютных операций превышает 1,5 трлл. долл. США, в то время как в 1973 г., когда произошло крушение системы фиксированных валютных курсов, он составлял 15 млрд. долл. США [2].

9. По данным ОЭСР, международная торговля росла более высокими темпами, чем производство, ее доля в ВВП государств — членов ОЭСР достигла уровня 1913 г. лишь примерно к 1970 г., а доля торговли в ВВП США — к концу 80-х гг. Во многих государствах Латинской Америки и Африки на торговлю по-прежнему приходится небольшая часть ВВП.

10. По оценкам МВФ — мировой ВВП на душу населения увеличился почти в пять раз [8].

11. Глобализация — историческая категория. На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди торговали, переезжали с места на место, осваивали новые территории и перемещались. В ходе этого процесса своими темпами происходили изменения как в тех местах, которые они покидали, так и в тех местах, в которые они прибывали, независимо от наличия или отсутствия процесса, именуемого «глобализацией». По мнению ряда аналитиков, век назад глобализация мировой экономики была ничуть не меньшей, чем сейчас. Капитализм всегда имел межгосударственное измерение, с начала XVI в. — до конца XVII в. европейские государства колонизировали богатые ресурсами страны и организовывали торговлю рабами по всему миру. Однако сегодня значительно возросла степень развития и глубина интегрированности торговых и финансовых рынков, а также рынков труда и технологий.

12. Административно-командная экономика, когда военное правительство принимает все основные решения относительно производства, была оправдана во времена двуполярных международных отношений, поскольку обеспечивала возможность за короткий срок мобилизовать силы государства в случае военной угрозы или агрессии.

13. В ходе исследования было обнаружено, что значительное число американских избирателей возражает против глобализации, причем взгляды на глобализацию носят позитивный характер у людей с более высоким уровнем образования и профессиональной квалификации [15].

14. Многие правительства государств присоединились к глобальной экономике; колебания других вызваны различным причинам, как правило, социальнокультурного и религиозного характера.

15. Речь идет о межгосударственных и внутригосударственных конфликтах, включая гражданскую войну, геноцид и другие массовые зверства; гонке вооружений, включая проблемы связанные с ядерным, радиологическим, химическим и биологическим оружием и др.

16. Например, через прямую покупку акций предприятий одного государства собственниками из других государств или инвестирование в их акционерный капитал. Одна из версий определения глобализации — всемирная сборочная линия в производстве. Например, производство компьютера 1ВМ, имеющего ярлык «Сделано в США», более чем на 70% состоит из частей, изготовленных за границей, в государствах с низкой заработной платой.

17. Географические границы теперь не всегда могут выполнять функцию указателей, сообщающих субъектам электронных гражданских правоотношений, что они находятся в юрисдикции определенного государства, так как они взаимодействуют друг с другом, продвигаются в виртуальном пространстве. Например, находясь на борту самолета и открывая банковский счет, можно вообще не знать, где расположен \veb-cepBep выбранного банка, который хранит форму договора банковского счета, которую Вам предстоит заполнить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобализация и взаимозависимость: интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство: Доклад Генерального секретаря ООН, сентябрь 1999 г.

2. Глобализация и государство: общий обзор: Доклад Секретариата ООН от 8-12.05.2000.

3. Декларация тысячелетия // Резолюция ГА ООН 55/2 от 08.09.2000.

4. Загладин В.В., Фролов ИТ. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. — М., 1981. — С. 5;

5.Мазов В.А. Научно-технический прогресс, сотрудничество государств и принципы общеевропейского совещания // Международно-правовые формы сотрудничества государств в Европе. — М., 1977.

6. Моисеев А.А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. — М., 2003.

7. Нешатаева Т.Н. Мировой Банк и Международный валютный фонд: правовая идея и реальность // Московский журнал международного права. — 1993. — № 2. — С. 82-100.

8. Потенциал и опасности глобализации: Доклад МВФ от 12.04.2000.

9. Резолюция ГА ООН 57/247 от 20.12.02.

10. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. — М., 1980.

11. Хозин Г.С. Освоение космоса в системе глобальных проблем современности // Глобальные проблемы и глобальные отношения. — М., 1981.

12. Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... док. юр ид. наук. — М., 2001.

13. Corbett Р.Е. The Growth of World Law. — Princeton, New Jersey. 1971.

14. Guttmann R. How Credit-money Shapes the Economy. The United States in a Global System. — N.Y., 1994.

15. Kenneth F. Scheve and Matthew J.Salughter: Globalization and Perceptions of American Workers. — Washington DC, Institute of International Economy, 2001.

16. Wesley T. Wolley Alternatives to Anarchy. American Supranationalism since World War П. — Indiana, 1988.

ACTUAL ASPECTS OF INTERNATIONAL LAW IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

A.A. Moiseev

The Department of International law The Diplomatic Academy of the MFA of Russia Ostozhenka st., 54/3, 119992 Moscow, Russia

The article is devoted to the important aspects of International law in conditions of Globalization. New conditions that are caused by globalization influence International law and concern every state and International Community as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.