Научная статья на тему 'Актуальные аспекты исследования деловых коммуникаций в системе государственной службы'

Актуальные аспекты исследования деловых коммуникаций в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
625
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

В статье актуализируется проблема эффективных коммуникаций в системе государственного управления как одного из факторов успеха деятельности организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты исследования деловых коммуникаций в системе государственной службы»

УДК 316.343.656:316.77

Морозова Е.А. Актуальные аспекты исследования

деловых коммуникаций в системе государственной службы

В статье актуализируется проблема эффективных коммуникаций в системе государственного управления как одного из факторов успешной деятельности организации.

Ключевые слова: деловая коммуникация, коммуникативный процесс, коммуникативность персонала государства.

Morozova E.A. Actual aspects of business

communications research in the system of civil service

The problem of effective communications in the system of civil service as one of the factors of successful activity of organization is made actual in the article.

Keywords: business communication, communicative process, state staff communicativeness

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успешной деятельности организаций и представляют одну из сложных проблем управления. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Государственные служащие должны в совершенстве владеть искусством коммуникации. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? Вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.

Прежде всего определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней1. Термин "коммуникация" (от лат. -соттипюа^о - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX в.

Деловая коммуникация - это способ организации и оптимизации профессиональной, производственной,научной, коммерческой, политической и других видов деятельности.

Деловые коммуникации в организации выполняют несколько важных функций2:

- предоставляют информацию о целях компании, о том, как выполнять работу, стандарты приемлемых типов поведения, необходимость в изменениях и т.д.;

- способствуют мотивации членов организации, например, определением валентности, повышением степени ожиданий и инструментальности, распределением конкретных целей и обеспечением "обратной" связи;

- координируют усилия отдельных сотрудников, например, сокращением трудовой пассивности, сообщением о ролях, правилах и нормах и избежанием дублирования усилий.

Елена Анатольевна Морозова - кандидат педагогических наук, доцент Смоленского филиала Орловской региональной академии государственной службы.

Мы будем рассматривать деловые коммуникации в системе государственной службы на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, где они осуществляются на трех уровнях (рис. 1):

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области

руководитель Территориального управления

отдел реестра федерального имущества

руководитель отдела

сотрудник отдела

сотрудник отдела

отдел аренды и управления федеральным имуществом

отдел по управлению земельными отношениями

горизонтальный уровень коммуникации восходящи й урове н ь ком мун ика ци и нисходящи й урове н ь ком муника ции

Рис. 1. Схема уровней коммуникации в Территориальном управлении.

- горизонтальном (обмен информацией между отделами или сотрудниками одного уровня иерархии);

- восходящем (от подчиненного к руководителю);

- нисходящем (от руководителя к подчиненному).

Мы исследуем плоскость восходящей и нисходящей коммуникации (начальник -подчиненный).

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, о конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, руководитель Территориального управления может сооб-

щать начальнику отдела (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в плане мероприятий на месяц. В свою очередь, начальник отдела должен проинформировать подчиненных об особенностях готовящихся изменений.

Помимо обмена по нисходящей организация нуждается в коммуникациях по восходящей. К примеру, сотрудник отдела может заметить, что новый компьютер работает со сбоями. Сотрудник может сделать вывод, что это приведет к утере важной информации, хранящейся на данном компьютере. В этом случае сотрудник сообщает своему непосредственному начальнику о возникшей проблеме.

Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность и эффективность функционирования организации.

Наиболее очевидным компонентом коммуникации "руководитель - подчиненный" в организации являются отношения между обозначенными субъектами. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, рассмотрим этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя.

Одной из разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным является постановка текущих и долгосрочных задач, а также прояснение и уточнение задач, приоритетов и ожидаемых результатов. Руководитель должен обеспечивать вовлечение подчиненных в решение задач отдела с обсуждением проблем эффективности работы, признанием ее эффективности и вознаграждением с целью мотивации, совершенствования и развития способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме, оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для коор-

динации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Дополнительные выгоды от коммуникации по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений, которые являются важной составляющей удовлетворенности работников организации. Коммуникация по горизонтали имеет особо важное значение на уровне государственного и муниципального управления.

Для практического определения коммуникативных качеств персонала в организации эффективно применять анкетирование.

Исследование проводилось в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, которое состоит из трех основных отделов: отдел реестра федерального имущества, отдел аренды и управления федеральным имуществом, отдел по управлению земельными отношениями.

Результаты анкетирования обрабатывались для каждого отдела индивидуально.

Предлагаемая респондентом анкета № 1 была предназначена для выявления коммуникативных склонностей личности, а именно умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми. Вторая анкета позволила выявить три вида коммуникативной направленности личности: на себя, на общение, на дело.

При анкетировании каждый сотрудник отвечал на вопросы анкеты индивидуально, категорически запрещалась коллективная работа над анкетами.

Исследование коммуникативных склонностей проводилось следующим образом: каждому испытуемому были розданы анкеты первого вопросника (приложение 1), потом зачитывалась инструкция. В ходе проведения анкетирования выяснилось, что для заполнения анкеты испытуемые затратили около 6-11 минут.

Исследование коммуникативной направленности личности проводится следу-

ющим образом: каждому испытуемому были розданы тексты второго вопросника (приложение 2), потом зачитывалась инструкция. В ходе проведения диагностики выяснилось, что для заполнения анкеты испытуемые затратили около 10-15 минут.

Цель обработки результатов состояла в получении индексов коммуникативных склонностей и коммуникативной направленности личности. Для обработки первой анкеты ответы испытуемого подставлялись

в дешифратор и подсчитывалось количество совпадений. Кроме того, каждому сотруднику был присвоен индивидуальный код. Первая буква кода обозначает отдел: отдел реестра федерального имущества (А), отдел аренды и управления федеральным имуществом (Б), отдел по управлению земельными отношениями (В), последующие цифры соответствуют фамилии сотрудника данного отдела. В таблице 1 представлен "ключ" для первой анкеты.

Таблица 1

Положительные ответы Отрицательные ответы Сумма (х)

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Код сотрудника

Код сотрудника

Код сотрудника

Чтобы определить уровень коммуникации в отделе, понадобилось высчитать коэффициенты коммуникативных способностей для каждого испытуемого. Коэффициенты представляют собой отношение суммы совпадений ответов к максимально возможному числу совпадений, в данном случае - к 20. Формула для подсчета коэффициента следующая:

Кк =

Кх

20 '

(1)

где Кк - коэффициент коммуникативных склонностей для одного сотрудника; Кх - сумма совпадений ответов в "ключе".

Ответы сотрудников Территориального управления по первой анкете занесены в "ключ" и приведены в приложении 3.

По формуле 1 произведен расчет коэффициента коммуникативных склонностей для одного сотрудника. Эти данные оформлены в виде таблицы (таблица 2).

Таблица 2.

Название отдела Сумма ( Кк)

отдел реестра федерального имущества Код сотрудника А1 А2 А3 А4 А5

Кх 0,55 0,35 0,35 0,3 0,4 1,95

отдел аренды и управления федеральным имуществом Код сотрудника Б1 Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 Б10

Кх 0,45 0,5 0,6 0,65 0,4 0,4 0,3 0,65 0,4 0,65 5

отдел по управлению земельными отношениями Код сотрудника В1 В2 В3 В4 В5 В6

Кх 0,45 0,45 0,5 0,35 0,55 0,65 2,95

В ходе анализа результатов анкеты № 1 сначала дается оценка уровня коммуникативных склонностей испытуемого. Дляэто-го нами использована шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных склонностей приведена в таблице 3.

Кк Шкала оценки

0,00-0,25 1

0,26-0,35 2

0,36-0,55 3

0,56-0,75 4

0,76-1,00 5

Таблица 3

Уровень развития коммуникативных склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом.

Испытуемые, получившие оценку 1, -это люди с низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных способностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных качеств. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы

в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.

Чтобы определить уровень коммуникации в каждом отделе Территориального управления, понадобилось вычислить среднеарифметическое значение коэффициентов коммуникативных склонностей для всех сотрудников данного отдела. Коэффициент коммуникации в отделе представляет собой отношение суммы коэффициентов склонностей для всех сотрудников отдела к числу сотрудников в отделе. Формула для подсчета коэффициента следующая:

I Кк

К

(2)

где Кк - коэффициент коммуникативных склонностей для одного сотрудника; Котдела - коэффициент коммуникации в отделе;

п - количество сотрудников в отделе.

Рассчитаем коэффициент коммуникации в отделе реестра федерального имущества:

Котдела А =

¿Кк ¿Кк

п 5

1,95 _

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 0,39

Рассчитаем коэффициент коммуникации в отделе аренды и управления федеральным имуществом:

К

с ¿5Кк 5 Кк 5 =05

Б= 1!_= 10- = т = 0,5

п 10 10

Рассчитаем коэффициент коммуникации в отделе по управлению земельными отношениями:

11

К

¿5Кк 5Кк 2,95 пио

В= 1!_= 1— = —— = 0,49

"отдела п 6 6 Более наглядно полученные коэффициенты изобразим в виде диаграммы.

п

п

0,5

0.49

0,5

0,4-И 0,3 ' 0,2-/ 0,1 0

0.39

"¿Л

□ отдел реестра федерального имущества

□ отдел аренды и управления федеральным имуществом

□ отдел по управлению земельными отношениями

А Б В

Рис. 2. Коэффициент коммуникации в отделах Территориального управления Росимущества по Смоленской области.

В таблице 4 представлен "ключ" для второй анкеты.

Таблица 4

Код сотрудника Код сотрудника Код сотрудника

НС НО НД НС НО НД НС НО НД

1) А С В А С В А С В

2) С А В С А В С А В

3) А С В А С В А С В

4) С В А С В А С В А

5) С А В С А В С А В

6) В А С В А С В А С

7) В С А В С А В С А

8) А В С А В С А В С

9) С А В С А В С А В

10) С В А С В А С В А

11) В С А В С А В С А

12) А В С А В С А В С

13) С А В С А В С А В

14) В А С В А С В А С

15) А С В А С В А С В

16) С В А С В А С В А

17) А С В А С В А С В

18) А С В А С В А С В

19) А В С А В С А В С

20) А В С А В С А В С

21) С А В С А В С А В

22) С А В С А В С А В

23) В С А В С А В С А

24) С А В С А В С А В

25) В А С В А С В А С

26) В А С В А С В А С

27) С В А С В А С В А

28) В С А В С А В С А

29) А С В А С В А С В

30) В А С В А С В А С

X

К

Условные сокращения, используемые в "ключе" для анкеты № 2: направленность на себя (НС), направленность на общение (НО), направленность на дело (НД).

Чтобы определить уровень коммуникативной направленности, следовало высчитать коэффициенты коммуникативной направленности личности для каждого испытуемого. Коэффициенты представляют собой отношение суммы совпадений ответов по столбцам к максимально возможному числу совпадений, в данном случае - к 30. Формула для подсчета коэффициента следующая:

К

30

(3)

где К - коэффициент (соответственно, Кнс - "направленность на себя", Кно - "направленность на общение", Кнд - "направленность на дело") коммуникативных склонностей для одного сотрудника; X - сумма совпадений ответов в "ключе" для каждого столбца.

Вторая анкета позволила выявить три вида коммуникативной направленности личности: на себя, на общение, на дело.

1. Направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, сведение к минимуму межличностного общения, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

2. Направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий, оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Этот показатель включает в себя такие профессионально-важные качества, как стремление к достижению успехов, работоспособность, ответственность.

Результаты первой и второй анкеты позволяют наиболее эффективно разработать систему рекомендаций для руководителя отдела.

Техника и методика делового общения включают в себя простые правила устных распоряжений3.

Устное распоряжение является наиболее распространенным методом деловой коммуникации в любой организации, а поэтому руководитель должен овладеть основными правилами устного распоряжения.

Правило № 1. Устное распоряжение должно отдаваться в явной форме.

Это означает, что устное распоряжение выступает в форме очевидного, прямого и однозначного предложения выполнить некоторое действие, а не в форме намека, пожелания, оговаривания мотива и стимула.

Правило № 2. Устное распоряжение должно отдаваться лично исполнителю, а не через вторые руки. Распоряжение, переданное через кого-то, звучит как отказ в уважении к лицу, которому оно адресуется. Этим просто снижается его значимость и важность.

Правило № 3. Устное распоряжение -эмоциональный знак.

Кроме того, что устное распоряжение -инструкция и распорядительная информация, это еще и факт делового общения, проводимого на определенной эмоциональной волне. Оно должно характеризовать степень конфликтности и доверительности.

Правило № 4. Отдавая устное распоряжение, не стоит говорить "Мне нужно", "Я хочу" и т.п., так как создается впечатление, что этого хочет только руководитель, что это нужно лично ему для удовлетворения его потребностей.

Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных

коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности психологического характера, и для администрации, и для рядовых работников. Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствуют о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций.

Приведенные ниже советы позволят скоординировать деловые коммуникации в организации.

1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.

2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

3. Прежде чем вы попытаетесь довести ваше сообщение до других, удостоверьтесь, что оно понятно вам самому и четко сформулировано.

4. Преподнесите ваше сообщение в форме, которая будет понятна получателю.

5. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.

6. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.

7. Определите, какой средой предпочитают пользоваться люди, с которыми вы регулярно общаетесь, и в общении с ними используйте именно ее.

8. Удостоверьтесь, что среда, которую вы выбрали, отслеживается получателем и соответствует вашему сообщению.

9. Используйте разнообразные виды средств для важных и одновременно сложных сообщений.

10. Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя.

11. Разработайте систему сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации.

12. Постоянно держите в поле зрения то, как работает коммуникация.

13. Когда вы общаетесь с другими, удостоверьтесь, что существует способ, позволяющий вам получить обратную связь.

14. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.

15. Поощряйте ваших подчиненных делиться с вами плохими новостями и не обвиняйте их в том, что произошли события, которые они не контролируют.

16. Добивайтесь, чтобы дела, установки не противоречили словам.

17. Создайте систему адаптации, обучения и передачи опыта молодым сотрудникам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Будьте хорошим слушателем и тренируйте своих подчиненных, чтобы они тоже ими стали.

19. Проявляйте уважение, интерес к мнениям, суждениям и взглядам сотрудников, по возможности учитывайте их личные цели и потребности.

Изучение деловой коммуникации в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникация в коллективе выступает в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.

Представленное исследование деловой коммуникации в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области является перспективным направлением исследования проблем управления в системе государственных органов.

Приложение 1

Ф.И.О._

Отдел_

Должность_

Инструкция к анкете № 1.

Перед ответом на вопросы анкеты внимательно прочитайте инструкцию. Предлагаемое Вам анкетирование содержит 20 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке со-

ответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе.

Анкета № 1

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?

3. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

4. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

5. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

7. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

11. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для Вас людей?

15. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

19. Верно ли, что у Вас много друзей?

20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Приложение 2

Ф.И.О.___

Отдел_

Должность_

Инструкция к анкете № 2.

Инструкция: "Предлагаемая Вам анкета содержит 30 вопросов. На бланке напечатаны вопросы. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите кружком. Над вопросами не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым верным. Отвечайте на вопросы искренне. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стреми-

тесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе".

1. Больше всего удовлетворения в жизни даёт:

A) оценка работы;

B) сознание того, что работа выполнена хорошо;

C) сознание, что находишься среди людей.

2. Если бы я играл(а) в футбол, то хоте-л(а) бы быть:

A) тренером, который разрабатывает тактику игры;

B)известным игроком;

C) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

A) имеют индивидуальный подход;

B) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

C) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

A) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

B) вызывают у всех дух соревнования;

C) производят впечатление, что предмет, который они преподают, им не нравится.

5. Я рад(а), когда мои друзья:

A) помогают другим, когда предоставляется для этого случай;

B) всегда верны и надёжны;

C) интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

A) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

B) которые могут больше, чем я;

C) на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

A) кто добился жизненного успеха;

B) может сильно любить;

C) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, то хотел бы быть:

A) научным сотрудником;

B) начальником отдела;

C) опытным лётчиком.

9. Когда я был ребёнком, я любил:

A) игры с друзьями;

B)успехи в делах;

C) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

A) встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

B) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

C) когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна была бы заключаться:

A) в подготовке учеников к работе по специальности;

B) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

C)воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

A) недемократическая система;

B) человек теряет индивидуальность в общей массе;

C) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

A) для общения с друзьями;

B) любимых дел и самообразования;

C)беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

A) работаю с симпатичными людьми;

B) у меня работа, которая меня удовлетворяет;

C) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

A) другие меня ценят;

B) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

C) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A) отметили дело, которое я выполнил;

B) похвалили меня за мою работу;

C) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

A) имел ко мне индивидуальный подход;

B) стимулировал меня на интересный труд;

C) вызывал на дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

A) оскорбление личного достоинства;

B) неуспех при выполнении важной задачи;

C) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

A) личный успех;

B) общую работу;

C) практический результат.

20. Очень мало людей:

A) действительно радуются выполненной работе;

B) с удовольствием работают в коллективе;

C) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

A) ссоры и споры;

B) отрицание всего нового;

C) людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

A) чтобы окружающие считали меня своим другом;

B) помогать другим в общем деле;

C) вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, которое:

A) требовательно;

B) пользуется авторитетом;

C)доступно.

24. На работе я хотел бы:

A) чтобы решения принимались коллективно;

B) самостоятельно работать над решением проблемы;

C) чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

A) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

B) о жизни известного человека;

C) типа "Сделай сам".

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

A) дирижёром;

B)солистом;

C) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

A) смотря детективные фильмы;

B) в развлечениях с друзьями;

C)занимаясь своими увлечениями.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

A) выдумал интересный конкурс;

B) выиграл бы конкурс;

C) организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

A) что я хочу сделать;

B) как достичь цели;

C) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

A) другие были довольны им;

B) выполнить прежде всего свою задачу;

C) не нужно было укорять его за работу.

Данные об авторе

Фамилия Морозова

Имя Елена

Отчество Анатольевна

Место работы СФ ОРАГС

Должность доцент

Ученая кандидат педагогических

степень наук

Звание -

Телефон раб. 8 (4812) 65-67-74

Телефон дом. 8(4812) 32-28-08

ик н Факс раб. 64-86-16

т с а ч У Эл. адрес morozoff-777@yandex.ru

Исследование деловых

Тема статьи коммуникаций в системе государственной службы г. Смоленска

Просители

выслать

сборник

материалов

Адрес г Смоленск, 214036, ул.

Попова, д. 114, кв. 33

1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: ВГТУ, 2000. С. 25.

2 Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления /Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 261.

3 Стеттнер М.А. Карьера начинающего менеджера. М.: Вира-Р, 2003. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.