Научная статья на тему 'Актуальные аспекты фиксации нарушения тишины и покоя граждан'

Актуальные аспекты фиксации нарушения тишины и покоя граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
тишина и покой граждан / шум / источники шума / фиксация административного правонарушения / мобильное приложение / доказательства по делу об административном правонарушении / административная ответственность / peace and quiet of citizens / noise / sources of noise / fixation of an administrative offense / mobile application / evidence in the case of an administrative offense / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

В статье представлен краткий анализ современного состояния и направлений развития административно-правового регулирования обеспечения прав граждан на тишину и покой. Указываются проблемы правоприменительной практики на уровне субъектов Российской Федерации. Обозначен ряд аспектов, реализация которых может способствовать совершенствованию фиксации нарушения тишины и покоя граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Александрович Сойников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of fixing violations of peace and quiet of citizens

The article presents a brief analysis of the current state and directions of development of administrative and legal regulation of ensuring the rights of citizens to peace and quiet. The problems of law enforcement practice at the level of subjects of the Russian Federation are indicated. A number of aspects are outlined, the implementation of which can contribute to the improvement of fixing the violation of peace and quiet of citizens.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты фиксации нарушения тишины и покоя граждан»

Научная статья ■УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-136-140 EDN: https://elibrary.ru/gksajj NIION: 2015-0066-5/23-822 MOSURED: 77/27-011-2023-05-021

Актуальные аспекты фиксации нарушения тишины и покоя граждан

Сергей Александрович Сойников1'2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

SSojnikov@mail.ru

2 Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Москва, Россия

Аннотация. В статье представлен краткий анализ современного состояния и направлений развития административно-правового регулирования обеспечения прав граждан на тишину и покой. Указываются проблемы правоприменительной практики на уровне субъектов Российской Федерации. Обозначен ряд аспектов, реализация которых может способствовать совершенствованию фиксации нарушения тишины и покоя граждан.

Ключевые слова: тишина и покой граждан, шум, источники шума, фиксация административного правонарушения, мобильное приложение, доказательства по делу об административном правонарушении, административная ответственно сть

Для цитирования: Сойников С. А. Актуальные аспекты фиксации нарушения тишины и покоя граждан II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 136-140. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-136-140. EDN: GKSAJJ.

Original article

Actual aspects of fixing violations of peace and quiet of citizens

Sergey A. Soynikov12

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

SSojnikov@mail.ru

2 All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article presents a brief analysis of the current state and directions of development of administrative and legal regulation of ensuring the rights of citizens to peace and quiet. The problems of law enforcement practice at the level of subjects of the Russian Federation are indicated. A number of aspects are outlined, the implementation of which can contribute to the improvement of fixing the violation of peace and quiet of citizens.

Keywords: peace and quiet of citizens, noise, sources of noise, fixation of an administrative offense, mobile application, evidence in the case of an administrative offense, administrative responsibility

For citation: Soynikov S. A. Actual aspects of fixing violations of peace and quiet of citizens. Bulletin of economic security. 2023;(5):136-40. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-136-140. EDN: GKSAJJ.

Законодательством Российской Федерации закреплены права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Шум относится к физическим факторам среды обитания, оказывающим воздействие на человека и состояние здоровья будущих поколений, и является одной из основных проблем современных многоквартирных домов. Шум в определенной ситуации, времени и месте, исходящий от подвижных и стационарных источников, является общим (суммарным). Относительно жилых

© Сойников С. А., 2023 136

помещений источники шума можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние источники расположены вне здания с помещениями (транспорт, объекты производства различных работ, системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения, звуковоспроизводящее оборудование объектов, погрузо-разгрузоч-ные работы, промышленные предприятия). Внутренние расположены внутри здания с помещениями (инженерно-технологическое, производственное и иное оборудование, технологические процессы).

Вестник экономической безопасности - №5/ 2023

JURISPRUDENCE

В условиях реализации комплекса мер, направленных на уменьшение риска для здоровья и благополучия российского населения, особую актуальность приобретают вопросы поддержания комфортной акустической обстановки в местах нахождения людей.

Для жилых комнат квартир установлены нормируемые параметры шума (максимальные уровни звука проникающего шума), которые составляют с 7 до 23 ч. -55 дБА, а с 23 до 7 ч. - 45 дБА [1]. При установлении его превышения виновные принимаются к административной ответственности (ст. 6.3 и ст. 6.4 КоАП РФ).

Пользование жилым помещением не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, в частности соседей. Законодательством субъектов Российской Федерации установлен запрет на совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, а за совершение указанных правонарушений установлена административная ответственность.

С 1 февраля 2022 года взамен МУК 4.3.219407 введены в действие МУК 4.3.3722-21 [2] (далее -Методические указания), которые устанавливают порядок контроля фактических значений нормируемых параметров шума на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям применительно к территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания не распространяются на измерения шума, обусловленного, в том числе, поведением граждан, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории, если это не связано с предпринимательской деятельностью. Указанные нарушения не требуют привлечения уполномоченных лиц для осуществления инструментального контроля (измерения) и гигиенической оценки уровней шума. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации [3] граждане, находясь в своем жилище, вправе пользоваться тишиной и покоем как в ночное, так и в дневное время. Причем перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан, не может являться исчерпывающим. Законодатель связывает наступление административной ответственности не с уровнем звучания звуковоспроизводящих устройств, а с нарушением тишины и покоя граждан, поскольку именно нарушение тишины и покоя приводит к нарушению их права на отдых.

С 2014 года в КоАП РФ введены положения о том, что протоколы о правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) при наличии соглашения МВД России с региональными правительствами (абз. 2 ч. 6 ст. 28.3. КоАП РФ). Такие соглашения есть в 58 субъектах Российской Федерации [4]. В субъектах, где такие соглашения не заключены, процесс привлечения граждан к административной ответственности за нарушение тишины и покоя усложнен.

Отметим Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 года № 15-П, в соответствии с которым в законодательство субъектов Российской Федерации надлежит внести изменения, в случае если не определены должностные лица, которые могут в системе действующего правового регулирования возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях за нарушение тишины и покоя граждан в отношении совершеннолетних граждан [5].

Также отметим распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2023 года №1388-Р [6] об утверждении подписанного 5 мая 2023 года соглашения между МВД России и правительством Москвы в части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Анализируя современное состояние и направления развития административно-правового регулирования в данной сфере [7], обратим внимание, что с марта 2022 года рассматривается Законопроект № 97773-8, направленный на установление на федеральном уровне ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, также целесообразно отметить ч. 6 ст. 14.1. проекта КоАП РФ [8]. Законодательные инициативы с аналогичным предметом правового регулирования рассматривались ив2017 году.

В апрельском решении Правительственной комиссии по профилактике правонарушений (далее - Правительственная комиссия) под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева обращается внимание на отсутствие законодательного определения понятия «тишины и покоя граждан», в связи с чем в каждом регионе действуют собственные правила и имеются различные критерии их оценки. Отмечается, что несмотря на осуществляемую органами государственной власти субъектов Российской Федерации модернизацию региональных законов о соблюдении тишины, практика привлечения к административной ответственности лиц за нарушение тишины и покоя граждан свидетельствует об имеющихся изъянах регионального законодательства, а также недостаточно эффективном межведомственном взаимодействии, в результате чего все больше лиц, нарушающих тишину и покой граждан, уходят от ответственности. С учетом изложенного Правительственная комиссия решила рекомендовать активизировать работу по заключению соглашений МВД России с региональными правительствами, с которыми соглашения не подписаны, организовать проведение анализа реализации регионального законодательства о тишине и покое граждан и принять меры по повышению его эффективности. Также Правительственная комиссия решила рекомендовать рассмотреть вопрос о закреплении в региональном законодательстве: понятия «нарушение тишины и покоя»; допустимого и наказуемого уровня громкости соответствующих звуков;

временных, технических и иных характеристик шума, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека; нормы, предусматривающей ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в дневное время [9]. В решении Правительственной комиссии содержатся положения о подготовке обоснованных предложений по расширению объема условий наступления ответственности, усилению установленных мер административного воздействия, а также обеспечении своевременного и полного документирования обстоятельств совершения административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных региональным законодательством, и последующую передачу собранных материалов на рассмотрение [10].

Развитие достижений науки и техники находит широкое применение в различных сферах и областях. В полной мере это относится к фиксации определенных деяний. В качестве примера можно привести устанавливаемые на смартфон приложения («Помощник Москвы», «Народный комиссар»), которые позволяют фиксировать и отправлять сообщения с материалами, свидетельствующими о деянии, содержащем признаки административного правонарушения в области дорожного движения и благоустройства территории в части парковки и хранения транспортных средств.

Широкое распространение получили цифровые методы контроля уровня шума. Так, создано множество различных приложений для мобильных устройств, которые обладают определенными возможностями, позволяющими осуществлять количественную оценку звука и проверку того, не превышает ли он установленных пределов. Программа анализирует поступающий сигнал с микрофона и отображает его результаты на соответствующей шкале. Процедуру измерений можно снять на камеру другого смартфона или использовать приложения, которые позволяют измерять уровень звука, осуществлять его фиксацию, а также аудио и видеофиксацию происходящего, запись геопозиции измерений и хранение этих данных в виде отдельного файла, который в последующем можно отправить. Результаты измерений получаются с определенной точностью, которая характеризуется близостью результата измерений к истинному значению измеряемой величины, и в данном случае варьируется, в том числе, в зависимости от качества микрофона.

Отметим, что фиксация деяния, содержащего признаки административного правонарушения, должна осуществляется уполномоченным должностным лицом, с соблюдением процессуального законодательства и закреплением в установленной законом форме. Данные должны быть получены из определенных источников (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ), указывающих на обстоятельства по делу об административном правонарушении. Соответственно данные, полученные с помощью приложения для мобильных устройств, не будут являться основани-

ем для вынесения постановления о назначении административного наказания за нарушение тишины и покоя граждан. При этом во многих источниках содержится информация относительно алгоритма действий лица, усмотревшего нарушение тишины и покоя, обобщив которую, можно отметить схожесть в подходе, применительно к действиям указанного лица, в виде фиксации доказательств. К примеру, отмечается что: «Желательно иметь какие-то доказательства, что шум в неположенное время действительно был - видео или аудио» [11]. То есть данные, полученные с помощью мобильного приложения, могут быть доказательством шума в определенное время.

Приложения для мобильных устройств могут применяться для фиксации лицом, усмотревшим правонарушение, другими жителями (соседями), свидетелями, представителями управляющей компании и т. д. Полученные данные можно использовать для общения с соседями, свидетелями, представителями управляющей компании, для предоставления лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Они могут служить основанием для общения с лицами, нарушившими тишину и покой в целях разрешения (урегулирования) ситуации. Также мобильные приложения могут применяться лицами, осуществляющими (инициировавшими) соответствующий звук с тем, чтобы контролировать его уровень как внутри помещения (объекта), так и за его пределами. Таким образом использование охарактеризованных ранее приложений для мобильных устройств может способствовать реализации прав каждого на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Список источников

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

2. «МУК 4.3.3722-21. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания» (утв. Роспо-требнадзором 27.12.2021)//М., 2021.

3. Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2012 № 88-АПГ12-1 Законодательством не установлена административная ответственность за использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, нарушающих тишину и покой граждан // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=274380#Dp5tDjTQU 0KqWv76.

138

Вестник экономической безопасности

№ 5 / 2023

JURISPRUDENCE

4. Решение Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 18.04.2023 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn~blaew.xn~plai/mvd/sovorg/ pravkom/comwork (дата обращения: 17.07.2023).

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 № 15-П «По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.04.2023, № 16, ст. 2989.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 1388-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL.: http:// publication.pravo.gov. ru/document/0001202305290083.

7. Сойников С. А. Совершенствование законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан / С. А. Сойников // Криминологический журнал. 2023. № 2.

8. Законопроект № 97773-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время» направлен на установление на федеральном уровне ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время». // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97773-8 (дата обращения: 17.07.2023).

9. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» Ст. 1.1. «... не допускается совершение действий, нарушающих покой граждан и тишину, при проведении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме и (или) нежилого помещения, не являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, иных ремонтных работ в данных помещениях с 19 часов до 9 часов и с 13 часов до 15 часов, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни (кроме случаев, когда указанные работы осуществляются в течение полутора лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию)».

10. Решение Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 18.04.2023 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn~blaew.xn~plai/mvd/sovorg/ pravkom/comwork.

11. Куда пожаловаться на шумных и зловонных соседей. Электронное периодическое издание «Парламентская газета». URL: https://www.pnp.ru/social/kuda-pozhalovatsya-na-shumnykh-i-zlovonnykh-sosedey.html (дата обращения: 17.07.2023).

References

1. Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated January 28, 2021 No. 2 (as amended on December 30, 2022) «On approval of sanitary rules and norms SanPiN 1.2.3685-21 «Hygienic standards and requirements for ensuring the safety and (or) harmlessness of environmental factors for humans habitation» (together with «SanPiN 1.2.3685-21. Sanitary rules and norms...») (Registered in the Ministry of Justice of Russia on January 29, 2021 No. 62296) // Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

2. «MUK 4.3.3722-21. 4.3. Control methods, physical factors. Noise level control in residential areas, in residential and public buildings and premises. Guidelines» (approved by Rospotrebnadzor on December 27,2021) // M., 2021.

3. Determination of the Supreme Court of the Russian Federation of March 21, 2012 No. 88-APG12-1 The legislation does not establish administrative liability for the use of sound-reproducing devices at high volume that disturb the peace and quiet of citizens. // ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=ARB002;n=274380#Dp5tDjTQU0KqWv76.

4. Decision of the Government Commission for the Prevention of Offenses dated April 18, 2023 // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://xn~blaew.xn~plai/mvd/sovorg/ prav kom/com work (accessed: 17.07.2023).

5. Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation ofApril 6,2023 No. 15-P«Onthe case of checking the constitutionality of paragraph nine of paragraph 2 of Article 1, paragraphs one and two of paragraph 1 and the sentence of paragraph 2 of Article 21, paragraph 2 of Article 22 and paragraph 3 of Article 27 of the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation», paragraph two of part 6 of article 28.3 and the proposal of the second part 1 of article 28.4 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as paragraph 1 of part 3 of article 16.5 of the Law of the City of Moscow «Code of the City of Moscow on Administrative Offenses» in connection with the complaint citizen P.N. Lakin» // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 04/17/2023, No. 16, art. 2989.

6. Decree ofthe Government ofthe Russian Federation dated May 29, 2023 No. 1388-r // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202305290083.

7. Soinikov S. A. Improving the legislation on administrative responsibility for violating the peace and quiet of citizens / S. A. Soinikov // Journal of Criminology. 2023. No. 2.

8. Draft Law No. 97773-8 «On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in Part of Establishing Responsibility for Violating the Peace and Peace of Citizens at Night» is aimed at establishing responsibility at the federal level for violating the peace and quiet of citizens at night» // System for ensuring the legislative activity of the State automated system «Lawmaking». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97773-8 (accessed: 17.07.2023).

9. As an example, we can note the Law of the city of Moscow «On maintaining the peace of citizens and silence in the city of Moscow» Art. 1.1. «... it is not allowed to commit actions that violate the peace of citizens and silence, when carrying out the reconstruction and (or) redevelopment of residential premises in an apartment building and (or) nonresidential premises that are not the common property of the

owners of premises in an apartment building, other repair work in these premises with 19:00 to 9:00 and from 13:00 to 15:00, as well as on Sundays and non-working holidays (except when the specified work is carried out within one and a half years from the date the apartment building was put into operation)».

10. Decision of the Government Commission for the Prevention of Offenses dated April 18, 2023 // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://xn~blaew.xn~plai/mvd/sovorg/ pravkom/comwork.

11. Where to complain about noisy and smelly neighbors. Electronic periodical publication «Parliamentary newspaper». URL: https://www.pnp.ru/social/kuda-pozhalovatsya-na-shumnykh-i-zlovonnykh-sosedey.html (accessed: 17.07.2023).

Информация об авторе

С. А. Сойников - профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник 2 отдела НИЦ № 4 Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author

S. A. Soynikov - Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Chief Researcher of the 2nd Department of the Research Center No. 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 17.07.2023; одобрена после рецензирования 14.09.2023; принята к публикации 30.10.2023.

The article was submitted 17.07.2023; approved after reviewing 14.09.2023; accepted for publication 30.10.2023.

Административная деятельность полиции

Учебник

Tdc-гьс издание

Административная деятельность полиции. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О. В. Зиборова, В. В. Кардашевского. 703 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции».

Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и адми-нистративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

140

ЙРРТНИК 1КПНПМИЧРГ^ПЙ ЙРЧППЯРНПРТИ

ш s / 7П9Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.