Научная статья УДК 340
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1 2
Матросова Лидия Дмитриевна , Данилов Роман Михайлович , Рыбак
Александр Владимирович3
1Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
2 3 „ и
' Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск, Россия
3rybak @yndex.ru
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей сбора интересующей правоохранительные органы информации с применением возможностей навигационных спутниковых систем. Авторами подробно рассматриваются принципы построения GPS и ГЛОНАСС, возможности получения информации для сбора доказательств на различных этапах досудебного расследования. Статья посвящена перспективам использования спутниковой навигации, возможностям ее применения в различных специализациях правоохранительных органов. Представленный материал будет полезен для преподавателей и обучающихся, проводивших научные исследования в области информационного права.
Ключевые слова: информационные технологии, телекоммуникационные технологии, информатизация, навигационная спутниковая система, спутник.
Для цитирования: Матросова Л.Д., Данилов Р.М., Рыбак А.В. Актуальные аспекты деятельности правоохранительных органов по применению навигационных систем // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 3(96). С. 60-68.
CURRENT ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES ON THE USE OF NAVIGATION SYSTEMS
1 2 3
Lidiya D. Matrosova , Roman M. Danilov , Alexander V. Rybak
1Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia
2 3
2,3Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk,
Russia
3rybak @yndex.ru
Abstract. The purpose of the article is to consider the features of collecting information of interest to law enforcement agencies using the capabilities of navigation satellite systems. The authors consider in detail the principles of building GPS and GLONASS, the possibility of obtaining information for collecting evidence at various stages of pre-trial investigation. The article is devoted to the prospects of using satellite navigation, the possibilities
of its application in various specializations of law enforcement agencies. Thus, the presented material will be useful for teachers and students who have conducted scientific research in the field of information law.
Keywords: information technologies, telecommunication technologies, informatization, navigation satellite system, satellite.
For citation: Matrosova L.D., Danilov R.M., Rybak A.V. Current aspects of the activities of law enforcement agencies on the use of navigation systems // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 3(96). Р. 60-68.
Успешное выполнение задач, возложенных на органы внутренних дел, неразрывно связано с обеспечением управленческих функций, компетентность и обоснованность которых зависят от степени информационной обеспеченности. В свою очередь, эффективность информационных процессов, происходящих как внутри пенитенциарной системы, так и в окружающей ее среде функционирования, находится в прямой зависимости от уровня внедрения и использования современных информационных технологий, предполагающих не только широкое применение компьютерной техники и информационно-вычислительных сетей, но и модернизацию традиционных методов информационного обмена на основе единых и научно обоснованных подходов.
По мере технологического развития информационных систем меняются установленные стандарты человеческой деятельности, их использование стало более необходимым не только в торговле и промышленности, но и в системе правоохранительных органов. Для идентификации личности интересующего объекта и получения о нем информации в настоящее время может эффективно использоваться OpenSourcelNTelligence (от англ. - разведка на основе открытых источников; далее - OSINT), представляющая собой комплекс разведывательно-аналитических средств и методов извлечения сведений из общедоступных ресурсов сети Интернет [1, с. 66].
Так, киберпреступления по своей природе основаны на всеобщем и распространенном доступе к компьютерным сетям. При этом преступники могут совершать противоправные действия далеко за пределами своего местонахождения, что в совокупности с несовершенством международных связей правоохранительных органов различных государств, несогласованностью международного законодательства позволяет им оставаться безнаказанными [2, с. 64].
Многие субъекты общественных отношений уже не могут существовать и успешно функционировать без взаимного информационного обмена и использования в своих технологических процессах различных программно-технических устройств -средств создания, накопления, хранения, обработки и передачи информации. Например, немаловажным для совершенствования информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции является выполнение мероприятий по информационному взаимодействию с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, страховщиками и их профессиональным объединением в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России [3, с. 144]. Поэтому вопросам автоматизации сбора, хранения и обработки оперативно-служебной информации, организации доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам МВД России, взаимодействия с информационными системами других правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации в настоящее время уделяется пристальное внимание. Однако, как справедливо отмечает А.В. Головчанский, порядок использования спутниковых систем навигации и особенности их применения, в том числе при расследовании и раскрытии пре-
ступлений, ведомственными нормативными актами не регламентирован. Отсутствует и методическая литература, в которой приводились бы соответствующие методические рекомендации [4, с. 63].
Способность к передвижению всегда определяла возможности к развитию человечества. С самых ранних времен, на заре формирования общества людям приходилось преодолевать большие расстояния для получения необходимых ресурсов жизнедеятельности. Со временем для точности маршрута передвижения человек разработал методы определения ключевых точек, был дан старт развитию навигационных технологий.
Идея использования космических аппаратов для навигации подвижных объектов появилась после запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в СССР в 1957 году. В это же время свой отклик в развитии находит улучшение спутниковой навигации в США, а во всем мире начинают создавать подводные лодки с системами слежения, атомные часы и новые приемники для улучшения навигации. Технология спутниковой системы является ярким примером такой практики.
Система глобального позиционирования - это космическая радионавигационная система, состоящая из 30 спутников и наземной поддержки. В разных странах свои системы глобального позиционирования. В США это GPS. Система, управляемая вооруженными силами США, но открытая для гражданского использования, предоставляет пользователям точную информацию об их местоположении и скорости в любой точке мира. GPS - одна из трех спутниковых радионавигационных систем. В Российской Федерации действует Глобальная орбитальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). В интересах социально-экономического развития Российской Федерации и расширения ее международного сотрудничества органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям, независимо от их организационно-правовой формы, Указом Президента Российской Федерации рекомендовано применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с применением сигналов системы ГЛОНАСС1. ГЛОНАСС - это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.
В начале 21 века к двум этим системам глобального позиционирования - GPS и ГЛОНАСС, произошло подключение третьей - Galileo, которая принадлежит Европейскому Союзу (ЕС). В отличие от двух тех систем, Galileo контролируется гражданскими ведомствами, а не военными. Только в 2008 году было принято решение, при котором согласно резолюции «Значение космоса для безопасности Европы» допускается применение спутниковых сигналов для военных операций. Три системы составляют часть Глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) и будут совместно использоваться.
Технологии GPS и ГЛОНАСС находят широкое применение во всем мире на официальном и правительственном уровнях. Сотрудники правоохранительных органов могут быть более вовлечены в будущем с использованием нескольких приложений технологии GPS и ГЛОНАСС для сбора доказательств на различных этапах досудебного расследования. Потенциальное использование такой технологии может включать информацию от провайдеров Интернета и телекоммуникационных услуг, которая позволяет в реальном времени отслеживать направления, скорость и местонахождение находящихся под наблюдением подозреваемых, обвиняемых или осужденных, а также
1 Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 // Собр. закон. Рос. Федерации. - 2007 г. - № 21 ст. 2492
угнанного автотранспорта. Законодательно закреплен порядок обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, указанными в ч. 10 ст. 10.2 Федерального закона «О навигационной деятельности»1, доступ оператора федеральной государственной информационной системы навигации для автомобильных дорог к информации, указанной в ч. 4 ст. 10.2 вышеназванного федерального закона, в том числе состав и объем сведений, доступ к которым должен быть обеспечен этими органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и (или) юридическими лицами2.
В последнее десятилетие индустрия устройств глобального позиционирования привлекла внимание системы правоохранительных органов, поскольку стала одним из эффективных средств уголовного расследования. Нами изучены текущие предложения устройств GPS ГЛОНАСС и их применение в уголовных расследованиях, а также их влияние, например, на неприкосновенность частной жизни. На современном этапе проводится исследование реальных проблем, с которыми сталкивается правительство из-за использования статистических данных и информации слежения с помощью GPS и ГЛОНАСС. Таким образом, делается попытка сосредоточить внимание на законодательном уровне и судебном отношении к законности применения таких технологий в контексте уголовного дела и расследования, а также на допустимости их доказательственных результатов. И, кроме того, объясняются аспекты законности использования устройств GPS сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками судебной полиции для достижения наилучшего результата расследования [5, с. 162].
Применение устройств GPS в уголовном расследовании не является панацеей и в сочетании с традиционными методами поможет правоохранительным органам в борьбе с преступностью, но оно должно осуществляться в соответствии с конституционными гарантиями, особенно с правом на неприкосновенность частной жизни. Важность данной статьи проистекает из ценности сбора доказательств с устройств GPS и ГЛОНАСС сотрудниками прокуратуры и судебной полиции.
Кроме того, полученная с помощью спутниковых и навигационных систем информация помогает сотрудникам в расследовании как организованных преступлений, так и убийств, традиционных преступлений и преступлений в киберпространстве, особенно если применяется трехмерная фото- и видеофиксация объектов или программы, помогающие проводить удаленные расследования с использованием уникальной информационно-телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В первую очередь это позволяет воссоздать схему произошедшего: запечатлеть расположение транспортных средств, повреждения, расположение трупов и т.д.
Например, навигационные системы значительно помогут при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с применением автомобильного транспорта: операторы и экстренные службы получают информацию о местонахождении необходимого объекта. Специальные приемники позволяют принимать сигналы от орбитальных спутников, находящихся в данный момент в зоне «видимости» приемника, и с помощью данных сигналов определять географические координаты места.
Система GPS, официально известная как система глобального позиционирования Navstar, эксплуатируется и обслуживается Министерством обороны США. Национальный исполнительный комитет по космическому позиционированию, навигации
1 О навигационной деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
2 О доступе оператора федеральной государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах к информации, указанной в части 4 статьи 10.2 Федерального закона «О навигационной деятельности»: постановление Правительства Рос. Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1468 // Собр. закон. Рос. Федерации. 2020, № 39. ст. 6048.
и хронометражу управляет указанной системой. Заместители секретарей министерств обороны и транспорта возглавляют комитет, у которого есть постоянный штат, отвечающий за разработку GPS.
GPS была инициирована в 1973 году и стала привлекательной в качестве средства навигации наземными, морскими и военно-воздушными силами. В последние годы она использовалась гражданскими лицами во многих новых областях, таких как автомобильная и водная навигация, туризм, спасение в чрезвычайных ситуациях, земледелие и горнодобывающая промышленность. Если рассматривать развитие системы глобального позиционирования в России, то можно сказать о повсеместном внедрении ГЛОНАСС (рис. 1).
Рис. 1 . Спутниковая система навигации ГЛОНАСС
Система GPS была рассчитана на 24 спутника, срок службы каждого из них составляет около десяти лет. Запасные спутники регулярно выводятся на орбиту, чтобы обеспечить постоянную работу как минимум 24 спутников. Устройство, принимающее сигнал данной системы, называется приемником. Портативные или устанавливаемые на запястье приемники GPS доступны гражданскому населению. Приемники GPS также могут быть установлены в автомобилях, лодках и т. д. Основные потребители услуг на основе ГЛОНАСС:
- автотранспортные и логистические компании;
- авиакомпании, железнодорожные перевозчики, морские/речные грузоперевоз-
чики;
- службы экстренного оперативного реагирования;
- предприятия нефтегазового, металлургического и других секторов экономики;
- геодезические и кадастровые службы;
- физические лица [6, с.48].
Все спутники имеют в своем арсенале атомные часы, которые работают по такому принципу: прибор получает электрический импульс, что выводит колебательную систему из равновесия, и один такой импульс позволяет рассчитать время с точностью до 1 секунды. Такие часы, синхронизированные с GPS, необходимы для вычисления дальности по данным трем сигналам. Однако, выполняя измерения с четвертого сигнала, приемник избавляется от необходимости в атомных часах, так как точность измерения поверхности при пересечении сфер трех спутников достаточно достоверна. Таким образом, приемник использует четыре спутника для вычисления широты, долготы, высоты и скорости.
Если резюмировать данные, полученные в ходе анализа российской системы, то важно уточнить, что широкое распространение она получила именно в практической деятельности органов внутренних дел. Навигационные терминалы ГЛОНАСС или GPS, которые установлены на автомобилях, определяют свое местоположение и передают координаты через GSM (мобильную связь) в диспетчерский центр. Мобильные терминалы получают доступ в сеть через зарегистрированную SIM-карту. При регистрации абонент оставляет достаточную и проверенную информацию для своей идентификации, создается возможность контроля передвижения зарегистрированных SIM-карт, а соответственно, и их абонентов.
Устройства с поддержкой ГЛОНАСС обычно оснащены не одной, а двумя SIM-картами и могут работать с любым мобильным оператором, в том числе в режиме ро-уминга. Для высокоточной спутниковой навигации GPS (услуги совместной пакетной радиосвязи) абонентское устройство должно принимать непрерывные сигналы как минимум от четырех спутников на геостационарной орбите. Созвездие спутников, передающих сигнал GPS, включает более 30 спутников. Спутниковая группировка ГЛОНАСС включает двадцать один основной и несколько резервных спутников. Обе группировки постоянно растут, спутники совершенствуются, и на орбиту выводятся новые типы, благодаря которым качество персональной навигации постоянно улучшается [7, с. 64].
Необходимо отметить, что GPS доступен в двух основных формах:
1) стандартная служба определения местоположения (SPS), или гражданский
сигнал;
2) служба точного определения местоположения (PPS), или военный сигнал.
До 2000 года военные США намеренно искажали или ухудшали сигнал SPS в целях национальной безопасности, используя процесс, известный как выборочная доступность. В результате сигнал SPS был намного менее точным, чем сигнал PPS. В мае 2000 года президент Билл Клинтон объявил, что военные прекратят выборочную доступность, - это увеличило точность и надежность SPS в десять раз. В настоящее время считается, что военные и гражданские сигналы GPS имеют одинаковую точность. По соображениям национальной безопасности министерство обороны сохранило возможность при необходимости глушить сигнал SPS на региональной основе. Оба сигнала - SPS и PPS - обеспечивают горизонтальное положение с точностью до 10 м (около 33 футов).
Было разработано несколько методов для повышения производительности GPS. Один метод, известный как дифференциальная GPS (DGPS), использует две фиксированные станции на Земле, а также спутники. DGPS обеспечивает горизонтальное положение с точностью до 3 м (около 10 футов).
Другой метод, известный как WAAS или WideAreaAugmentationSystem, был разработан Федеральным авиационным управлением (FAA) для повышения безопасности навигации самолетов. Станции мониторинга WAAS в США улавливают сигналы GPS, исправляют ошибки и отправляют более точные сигналы. Методика, включающая использование обработки несущей частоты (несущая волна), известная как GPS геодезического класса, была впервые предложена геодезистами для вычисления местоположения с точностью до 1 см (около 0,4 дюйма). SPS, DGPS, WAAS и технологии связи доступны всем пользователям.
Если оценивать ситуацию в мире на сегодняшний день, то можно сказать, что системы спутниковой навигации развиваются с каждым годом все больше и больше. Каждый день в мире появляются новые идеи их усовершенствования. Системы глобального позиционирования работают, получая сигнал от спутников, что, несомненно, облегчает работу населению в целом.
В настоящее время ведутся разработки новой киберзащищенной программы комплексной системы навигации, которая сможет работать даже вне поля видимости спутников и обеспечит геопозиционирование внутри помещений или застроенной и пересеченной местности. Можно предположить, что данная система реализует навигацию для абонентов в условиях плохого приема или полного отсутствия сигналов навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем, а также в условиях воздействия внешне маскирующих помех искусственного или естественного происхождения, или имитационных помех. Но помимо группировки спутников и соответствующего наземного комплекса, в системе будет действовать наземная радионавигация, инерциальная ориентация и позиционирование внутри помещений. И эта идея, вполне возможно, будет реализована в скором времени, так как уже инженерами была выдвинута мысль о создании системы для отслеживания беспилотников, морских суден и самолетов, независимо от работы спутников. Указанный Проект носит название «КОНСУЛ», то есть «комплексированная навигационная система услуг локации». Обсуждение по данной теме было в начале 2021 года, но пока идея остается лишь идеей.
Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности [8, с. 195]. В настоящее время начинает внедряться так называемая «умная» навигация с использованием биометрии. Это система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам, например: трёхмерная фотография лица и/или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т.д. В области информационных технологий биометрические данные используются в качестве формы управления идентификаторами доступа и контроля доступа. Также биометрический анализ применяется для выявления людей, которые находятся под наблюдением (широко распространено в США, а также в России - отпечатки пальцев). Можно выделить самые эффективные способы идентификации личности - это биометрия лица и глаза. Биометрия по радужной оболочке глаза на данный момент является одним из наиболее эффективных способов идентификации и аутентификации личности. А если совместить биометрию глаза с каким-либо другим методом, то идентификация личности будет стремиться к 100% [9, с. 18].
При поиске конкретного объекта от спутника идет сигнал к камерам наружного наблюдения, по которым можно увидеть обстановку в определенный момент времени. Это способствует упрощению при работе с подозреваемыми на допросе: можно по биометрическим данным понять истинного виновника совершенного преступления. При проведении мер по поиску объектов и фотографий рекомендуется использовать программы, которые позволяют такую исследовательскую работу, обеспечивая ее процедурную форму, и дают возможность минимизировать получение и сбор доказательств.
На сегодняшний день спутниковая навигация не стоит на месте, развиваясь во многих сферах: правоохранительная деятельность, военная и гражданская авиация, судоходство, управление наземным транспортом и т.д. Информационные технологии выдвигают вперед свои требования по изучению работы систем в этих сферах. Задача органов внутренних дел - изучить все возможности использования рассматриваемой навигации, так как система глобального позиционирования является перспективой для работы во всех специализациях правоохранительных органов.
1. Матросова Л.Д., Кислицин И.А. Инструменты для поиска оперативно-значимой информации по открытым источникам // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 65-72.
2. Лысенко Е. С., Семенов Е. Ю. Борьба с преступностью в условиях развития информационного общества // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. б3-67.
3. Матросова Л.Д. О совершенствовании информационного обеспечения подразделений ГИБДД по вопросам оперативного сбора сведений о дорожно-транспортных происшествиях // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2019. № 2(79). С. 143-146.
4. Головчанский А. В. Об использовании средств спутниковой навигации в целях установления и фиксации координат места происшествия // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. С. 62-68.
5. Дусева Н. Ю. Технико-криминалистические основы использования глобальной навигационной системы в расследовании и предупреждении преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2015. с.193.
6. Киселев А.А. Система ГЛОНАСС: особенности, история, применение // Век качества. 2011. № 2. С.4б-48.
7. Конин В.В., Харченко В.П. Системы спутниковой радионавигации // Национальный авиационный университет. К.: Холтех, 2010 - 520 с.
8. Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования: монография. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. 254 с.
9. Кузьминых Е.С., Маслова М.А. Анализ и сравнение биометрических способов идентификации личности человека // Научный результат. Информационные технологии. Т.б, № 4, 2021. С.13-19.
1. Matrosova L.D., Kislicin I.A. Instrumenty dlya poiska operativno-znachimoj informacii po otkrytym istochnikam // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2022. № 4(93). S. б5-72.
2. Lysenko E. S., Semenov E. YU. Bor'ba s prestupnost'yu v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2022. № 4(93). S. б3-67.
3. Matrosova L.D. O sovershenstvovanii informacionnogo obespecheniya podrazdelenij GIBDD po voprosam operativnogo sbora svedenij o dorozhno-transportnyh proisshestviyah // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2019. № 2(79). S. 143-146.
4. Golovchanskij A. V. Ob ispol'zovanii sredstv sputnikovoj navigacii v celyah ustanovleniya i fiksacii koordinat mesta proisshestviya // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 2. S. б2-68.
5. Duseva N. YU. Tekhniko-kriminalisticheskie osnovy ispol'zovaniya global'noj navigacionnoj sistemy v rassledovanii i preduprezhdenii prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2015. s.193.
6. Kiselev A.A. Sistema GLONASS: osobennosti, istoriya, primenenie // Vek kachestva. 2011. № 2. S.46-48.
7. Konin V.V., Harchenko V.P. Sistemy sputnikovoj radionavigacii // Nacional'nyj aviacionnyj universitet. K.: Holtekh, 2010 - 520 s.
8. Fundamental'nye osnovy innovacionnogo razvitiya nauki i obrazovaniya: monografiya Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie». 2019. 254 s.
9. Kuz'minyh E.S., Maslova M.A. Analiz i sravnenie biometricheskih sposobov identifikacii lichnosti cheloveka // Nauchnyj rezul'tat. Informacionnye tekhnologii. T.6, № 4, 2021. S.13-19.
Информация об авторах
Лидия Дмитриевна Матросова. Начальник кафедры информационных технологий в деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова.
302027, Российская Федерация, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Роман Михайлович Данилов. Доцент кафедры информационного и технического обеспечения ОВД. Кандидат технических наук, доцент.
Дальневосточный юридический институт МВД России.
680018, Российская Федерация, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15.
Александр Владимирович Рыбак. Профессор кафедры информационного и технического обеспечения ОВД. Кандидат технических наук, доцент.
Дальневосточный юридический институт МВД России.
680018, Российская Федерация, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15.
Information about the authors
Lidya D. Matrosova. Chief of the Department of Information technologies in Ministry of Internal Affairs. Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
302027, Russian Federation, Orel, 2 Ignatova str.
Roman M. Danilov. Associate Professor of the Department of Information and Technical Support of the Department of Internal Affairs. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.
Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
680018, Russian Federation, Khabarovsk, 15 Kazarmennyj lane.
Alexander V. Rybak. Professor of the Department of Information and Technical Support of the Department of Internal Affairs. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.
Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
680018, Russian Federation, Khabarovsk, 15 Kazarmennyj lane.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 30.08.2023.
The article was submitted May 4, 2023; approved after reviewing May 29, 2023; accepted to the writing of the article for publication August 30, 2023.