Научная статья на тему 'Актуальные аспекты административно-правового регулирования деятельности официального сайта образовательной организации МВД России'

Актуальные аспекты административно-правового регулирования деятельности официального сайта образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / THE OFFICIAL WEBSITE OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сойников Сергей Александрович

Рассматриваются актуальные аспекты административно-правового регулирования деятельности официального сайта образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of administrative and legal regulation of the official website of the Russian Interior Ministry educational organization

This article describes the relevant aspects of the administrative and legal regulation of the official website of the Russian Interior Ministry educational organization.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты административно-правового регулирования деятельности официального сайта образовательной организации МВД России»

УДК 342.951 ББК 67.401.133

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОЙНИКОВ,

заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационно право

E-m ail: mo su-apiado vd@m ail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты административно-правового регулирования деятельности официального сайта образовательной организации МВД России.

Ключевые слова: административно-правового регулирование, официальный сайт образовательной организации МВД России.

Annotation. This article describes the relevant aspects of the administrative and legal regulation of the official website of the Russian Interior Ministry educational organization.

Keywords: administrative and legal regulation, the official website of the Russian Interior Ministry educational organization.

На современном этапе значительное развитие получила деятельность образовательных организаций по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о их функционировании, и по обеспечению доступа к таким ресурсам посредством размещения данных сведений на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В целях упорядочения общественных отношений в данной сфере создана соответствующая нормативная правовая база, определяющая организацию и функционирование официального сайта образовательной организации. Так, в п. 21 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 указано, что к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. В ч. 2 ст. 29 данного закона содержится перечень информации и копии документов, открытость и доступность которых должна обеспечить образовательная организация.

Порядок размещения и обновления информации об образовательной организации на ее официальном сайте в Интернет, в том числе ее содержание и форма предоставления, установлены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» и обновления информации об образовательной организации»2. Следует отметить, что действие данных Правил не распространяется на образовательные организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» приказом МВД России от

1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 3964.

№ 6 I 2015

Вестник Московского университета МВД России

151

28 июня 2013 г. № 4903 утвержден Перечень информации о деятельности образовательных организаций системы МВД России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях (далее — Перечень), в том числе, на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также Порядок размещения данной информации. Представляется важным отметить, что в ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывается на информационную открытость образовательной организации относительно информации и документов, при этом в п. 3 ч. 10 ст. 81 данного закона о документах умалчивается, регламентируется деятельность федеральных государственных органов лишь в части информации, одновременно с этим разд. 2 упомянутого выше Перечня информации о деятельности образовательных организаций системы МВД России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусматривает наличие информации о правоустанавливающих документах образовательной организации и ее локальных нормативных актах.

Ряд образовательных организаций МВД России реализует локальные нормативные правовые акты, утвердившие соответствующее Положение об официальном сайте.

Указанные нормативные правовые акты регламентируют отношения, возникающие в процессе деятельности официального сайта образовательной организации. В этой связи, определенный интерес представляет вопрос, касающийся особенностей «официального» сайта образовательной организации. Кроме того, полагаем, нуждается в нормативном закреплении сам перечень «официальной информации».

Определенная характеристика официального сайта представлена в ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»4, где официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления — это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права, которые при-

надлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Данное определение относится к официальным сайтам государственного органа или органа местного самоуправления. Также, данное определение не содержит требования относительно регистрации в качестве средства массовой информации.

Представляется важным отметить, что в соответствии со ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»5 сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, являющийся сетевым изданием, должен быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации, под которым понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В соответствии со ст. 8 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»6 редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. В соответствии со ст. 12 указанного закона не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. При этом, сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Основанием освобождения от регистрации является исключительность издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, незначительность тиража и ограниченность территории покрытия.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривают различные варианты представительства в сети Интернет, среди которых официаль-

3 Российская газета. 2013. 14 окт.

4 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

5 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

6 Там же.

152

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2015

-дЛ^^ИЙ-

ный сайт, учреждаемый органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, и не являющийся средством массовой информации, а также сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный как сетевое издание.

Важно отметить, что указанные законы не содержат определений официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, не обеспечивают исчерпывающей регламентации освобождения от регистрации средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом, необходимо помнить, что регистрация является формой исполнительной деятельности, выраженной в санкционировании, официальном признании за определенными субъектами прав или правового статуса, в тех случаях, когда необходимо регулирование со стороны государства конкретных общественных отношений, а также осуществление контроля за фактически осуществляемыми действиями.

В качестве оснований отнесения объектов к разряду регистрируемых можно выделить ряд критериев, среди которых;

♦ объекты регистрации являются источниками повышенной опасности, представляющими угрозу безопасности общественным отношениям при их ненадлежащем использовании;

♦ деятельность объектов создает опасность причинения вреда из-за невозможности осуществления полного контроля за ними со стороны государства;

♦ обязательность государственного подтверждения факта возникновения, изменения и прекращения имущественных и неимущественных прав граждан;

♦ объекты находятся под постоянным финансовым контролем государства и являются налогооблагаемыми.

Объекты, не обладающие перечисленными выше критериями, в государственном регулировании посредством регистрации не нуждаются.

Сайт образовательной организации МВД России является официальным; он должен содержать только официальную информацию, что обуславливает важность понимания ее сущности и содержания. В этой связи определенный интерес представляют положения ст. 2 закона Российской Федерации от 27 апреля

1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»7 в соответствии с которыми к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). Также, важно обратить внимание на постановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»8, в соответствии с которым под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Таким образом, применительно к деятельности образовательных организаций представляется целесообразным выработать определение «официальная информация» и согласовать его с Перечнем размещаемой на официальном сайте образовательной организации информации.

В процессе подготовки информации для размещения на официальном сайте образовательной организации МВД России при соблюдении требований разд. 7 «Иная информация об образовательной организации» Перечня, содержание которого не является исчерпывающим, представляется важным учитывать положения закона «О средствах массовой информации» относительно исключительности издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

Представляется, что реализация принципа правовой определенности в отношении деятельности официальных сайтов образовательных организаций МВД России позволит в полной мере реализовать информационную открытость указанных организаций, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности их деятельности в целом.

7 Российская газета. 1993. 12 мая.

8 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.