Научная статья на тему 'Актуальность здоровьесберегающих компонентов педагогического процесса'

Актуальность здоровьесберегающих компонентов педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
396
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / САМОЗАБОТА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суворова Н. В.

В последнее время практически нет абсолютно здоровых людей. С 1991 по 2001 гг., по данным социологических исследований, в числе приоритетов здоровье переместилось с третьего места на первое. В советский период о здоровье заботилось государство, при этом не формируя у подрастающего поколения должной самозаботы о здоровье. Такое состояние здоровья вызвано множеством неблагоприятных воздействий: социально-экономических и экологических факторов, ряда педагогических (авторитарная педагогика, интенсификация учебного процесса, раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка, массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недоработки в существующей системе физического воспитания и т. д.). Перед современным образованием стоят новые задачи. Одной из основных среди них является формирование, сохранение и развитие здоровья ребенка в процессе обучения, на всех его этапах от дошкольного до профессионального, а также формирование здорового образа жизни как первостепенной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суворова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность здоровьесберегающих компонентов педагогического процесса»

№ 3 - 2007 г.

13.00.00 педагогические науки

УДК 37.01:61

Актуальность здоровьесберегающих компонентов педагогического процесса

Н. В. Суворова

Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск)

В последнее время практически нет абсолютно здоровых людей. С 1991 по 2001 гг., по данным социологических исследований, в числе приоритетов здоровье переместилось с третьего места на первое. В советский период о здоровье заботилось государство, при этом не формируя у подрастающего поколения должной самозаботы о здоровье. Такое состояние здоровья вызвано множеством неблагоприятных воздействий: социальноэкономических и экологических факторов, ряда педагогических (авторитарная педагогика, интенсификация учебного процесса, раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка, массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недоработки в существующей системе физического воспитания и т. д.). Перед современным образованием стоят новые задачи. Одной из основных среди них является формирование, сохранение и развитие здоровья ребенка в процессе обучения, на всех его этапах - от дошкольного до профессионального, а также формирование здорового образа жизни как первостепенной задачи.

Ключевые слова: способ диалектического обучения, самозабота, здоровый образ жизни, педагогическая валеология

Здоровье, развитие и воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач цивилизованного государства. В целом, здоровье человека одна из наиболее сложных и комплексных проблем человеческой цивилизации. Здоровью, как объекту исследований, уделено огромное внимание не только ученых-медиков, но и представителей общественных наук (философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов и т. д.).

С возникновением человека как разумного существа, он постоянно ищет оптимальные пути сохранения и укрепления своего здоровья. Благодаря достижениям научнотехнического прогресса человек увеличил себе продолжительность жизни, научился бороться со многими недугами, но и изменил качественную сторону здоровья и болезни. Все значительней становится доля болезней, обусловленных "цивилизованным", урбанизированным образом жизни [4].

Ежегодно заболеваемость населения неуклонно растет. В последнее время уже практически нет абсолютно здоровых людей. Каждый год большинство государств мира затрачивают значительные материальные средства на восстановление, профилактику и

укрепление состояния здоровья населения. И эта проблема с каждым годом приобретает все большую актуальность.

Коренные преобразования во всех областях жизни общества, вызванные ускорением научно-технического прогресса, оказывают диаметрально противоположные воздействия. С одной стороны, в связи с повышением уровня жизни населения произошли существенные положительные изменения в состоянии здоровья: увеличилась средняя продолжительность жизни, исчезли многие болезни. С другой стороны, наблюдается рост негативных изменений в состоянии здоровья, как населения в целом - увеличение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, снижение рождаемости, так и ухудшение здоровья каждого отдельного человека [1].

В связи с этим, многими исследователями данной проблемы предлагается рассматривать здоровье как национальное достояние, жизненную ценность.

На каждом этапе своего развития общество имеет определенные жизненные ценности.

Они достаточно стабильны и претерпевают изменения лишь в определенные возрастные периоды жизни отдельного человека и в периоды социально-экономических кризисов общества. В конце 1990-х гг. в российском обществе произошли значительные политические и экономические перемены. Это во многом повлияло на переориентацию ценностей [3]. Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране ставит благополучие человека в прямую зависимость от его психофизического здоровья. По мнению ряда исследователей, в обществе формируется социальная доминанта, ориентированная на здоровье [3, 6]. Следствием этого стало изменение приоритетности здоровья среди жизненных ценностей: с 1991 по 2001 гг., по данным социологических исследований, здоровье переместилось с третьего места на первое [3]. Причинами таких перемен, в первую очередь, послужили продолжающийся рост заболеваемости и ухудшение состояния здоровья населения в целом. Молодым людям, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться независимо от усилий педагогов по улучшению методов преподавания. В то же время при современном развитии экономики страны и культуры нашего общества, для улучшения собственного благосостояния молодым людям необходимо иметь более высокий уровень образования [6]. Можно сказать, что общество "расплачивается" за небрежное отношение к здоровью в предыдущие годы. В советский период о здоровье заботилось государство, при этом не формируя у подрастающего поколения должной самозаботы о здоровье. И только в последние годы систему образования отнесли к одной из главных причин снижения показателей здоровья российских граждан. Установлено, что подобное состояние здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических, таких как:

• стрессовая тактика авторитарной педагогики;

• интенсификация учебного процесса;

• раннее начало дошкольного систематического обучения;

• несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

• недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

• массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

• недоработки в существующей системе физического воспитания и т. д. [8].

Как известно, большинство болезней взрослых уходят корнями в детство. Это указывает на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его

отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, поскольку образ жизни и привычки поведения обычно закладываются и формируются в детском и подростковом возрасте. Всякий раз, когда развивающееся общество предъявляет новые требования к образованию, оно должно адекватно на них отвечать. Очевидно, что традиционная школа, преимущественно ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не отвечает сегодняшним реалиям. Перед образованием стоят новые цели. Одной из основных среди них является формирование, сохранение и развитие здоровья ребенка в процессе обучения, на всех его этапах - от дошкольного до профессионального. Для ее реализации требуется не только анализ имеющихся теоретических положений и практического опыта по вопросам формирования личности, но и разработка теории и практики вопроса формирования здорового образа жизни как первостепенной задачи сегодняшнего дня [3].

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках отдельных образовательных учреждений, не представляется возможным. Следовательно, необходима реформа системы образования с целью сохранения и укрепления здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них отношения к здоровью как к ценности и здоровому образу жизни.

Инновационное движение в среде образовательных учреждений, направленное на реализацию здоровьесберегающих технологий активно стало развиваться еще в начале 90х годов. По данным литературных источников, в этот период на территории нашей страны работали более 70 федеральных экспериментальных площадок с образовательнооздоровительной деятельностью [1, 5].

Первоначальным этапом становления деятельности педагогических коллективов стали попытки приведения учебно-воспитательного процесса в соответствие с гигиеническими, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Следующим шагом в области охраны и укрепления здоровья школьников стало объединение в рамках образовательных учреждений деятельности педагогов, психологов и медицинских работников по охране здоровья детей. Возникла и быстрыми темпами стала развиваться педагогическая валеология. Ее главной задачей является разработка концепции здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения, которая содействует формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности. Основными формами здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях становятся: мониторинг содержания помещений школы, моделирование образовательного пространства, увеличение двигательной активности в течение учебного процесса, применение различных технологий адаптивного обучения, ценностно-ориентированная система воспитания, лечебно-профилактические процедуры, разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для учащихся, просветительская работа с родителями и учителями [5].

Несомненно, практические результаты данной образовательной деятельности положительны: в период обучения отмечается снижение числа школьников с "дидактогенными болезнями". Однако, как отмечают сами авторы данной концепции, на практике используются ее отдельные элементы, так как применение в полном объеме всех разработанных форм и методов невозможно из-за недостаточности материальной базы образовательных учреждений и подготовленных квалифицированных кадров [1, 5].

Другим проблемным моментом валеологической педагогической технологии является зависимость здоровья ребенка от большого количества факторов, как внутри образовательного учреждения - освещение, водоснабжение, питание, деятельность педагогов, квалифицированность кадров и т. д., так и от внешних условий - экономическая

ситуация в регионе и в целом по стране. Первые два компонента здоровья - физическое и психическое - становятся целью учебного процесса. Одновременно применяемые просветительские методы работы удлиняют учебный день и являются дополнительной информационной нагрузкой. В результате, несмотря на десятилетнюю историю существования и непрерывной работы федеральных площадок, уровень здоровья подрастающего населения не улучшился. Хотя в школьный период наблюдается некоторая стабилизация показателей здоровья детей.

Возникает противоречие, разрешение которого лежит в принципиально новом дидактическом подходе. Учитывая это, можно предположить, что необходим новый этап педагогической деятельности, направленный на формирование и сохранение здоровья будущих поколений.

Новым этапом педагогической деятельности в формировании и сохранении здоровья учащихся образовательных учреждений может служить способ диалектического обучения (СДО). В теории и технологии СДО, авторами которой являются А. И. Гончарук, В. Л. Зорина и М. И. Ботов, здоровье рассматривается как постоянно изменяющееся состояние человека в процессе деятельности и зависящее от ее характера [1, 2].

Список литературы

1. Здоровье человека: материалы III Междунар. конгр. валеологов. - СПб., 2002. - 359 с.

2. Зорина, В. Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения / В. Л. Зорина, В. С. Нургалеев. -Красноярск, 2001. - 160 с.

3. Какорина, Е. П. Здоровье - основная жизненная ценность / Е. П. Какорина // Мир психологии. - 2001. - N 1. - С. 75-81.

4. Корольков, А. А. Диалектика и теория медицины / А. А. Корольков. - Л. : Знание, 1979. - 100 с.

5. Образование и здоровье / под ред. Л. М. Кузнецовой. - М. : ИОП <Эврика>, 2003. -160 с.

6. Павлова, М. А. Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков / М. А. Павлова. - Саратов, 2003. - 12 с.

7. Розин, В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. - 2000. - N 1. - С. 12-31.

8. Федеральная программа развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.