Научная статья на тему 'Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста'

Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7074
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нищева Н.В.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. В 2005 году для младших логопедических групп была создана Программа коррекционно-развивающей работы. За прошедшие восемь лет программа была апробирована учителями-логопедами разных регионов России и в 2011 году была включена в Примерную программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР (с 3 до 7 лет), одобренную экспертным советом Академии постдипломного педагогического образования (Сакнт-Петербург). Методический комплект к программе включает более ста пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нищева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего

и младшего дошкольного возраста

Нищева Н.В. учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования, шеф-редактор журнала «Дошкольная педагогика», зам. главного редактора издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой.

В 2005 году для младших логопедических групп была создана Программа кор-рекционно-развивающей работы.

За прошедшие восемь лет программа была апробирована учителями-логопедами разных регионов России и в 2011 году была включена в Примерную программу коррек-ционно-развивающей работы для детей с ОНР (с 3 до 7 лет), одобренную экспертным советом Академии постдипломного педагогического образования (Сакнт-Петербург).

Методический комплект к Программе включает более ста пособий.

Ключевые слова: речевые расстройства, раннее выявление, тяжелая речевая патология, группа риска, сензитивный период, критические периоды, коррекционное воздействие, компенсаторные возможности, программа коррекционно-развивающей работы.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить у них появление тяжелой речевой патологии. Тактика «выжидания» в данном вопросе себя полностью изжила и должна быть заменена активной специальной помощью детям, начиная с раннего дошкольного возраста. На Пятых Царскосельских чтениях Людмила Георгиевна Парамонова привела результаты исследования речи детей дошкольного возраста Петроградского района Санкт-Петербурга, проведенные Психолого-педагогическим центром «Здоровье», в результате которых было выявлено, что в обследованных младших группах более, чем у половины детей (52, 6 %) отмечались нарушения речи, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза.

Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих развитию речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребенка логопедом уже в конце первого года жизни.

К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным, приводимым профессором Яременко Б. Р., около

90 % рождающихся в Петербурге детей попадают в группу риска.

Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя кор-рекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других.

Система коррекционно-развивающей работы с детьми от двух до четырех лет должна включать в себя комплекс лечебных, педагогических и социальных воздействий.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано. А если ребенок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно-психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно-педагогические мероприятия.

Не стоит забывать и о том, что, начиная коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией с пяти-шести лет, мы упускаем сензитивный период развития речи, игнорируем уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека; то, что именно в этот период коррекцион-ное воздействие может быть наиболее эффективным.

Профессор Харченко Е. П. пишет о значении так называемых критических периодов в развитии ребенка, строгих временных окон, в течение которых воздействие обеспечивает информацию, важную для нормального развития. Он подчеркивает, что «несформировавшаяся в соответствующий момент развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции».

И в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить.

Из вышесказанного следует, что создание логопедических групп для детей раннего и младшего дошкольного возраста в настоящее время крайне актуально. Вызывает крайнее удивление позиция чиновников от образования, считающих, что, закрывая логопедические группы для детей раннего и младшего дошкольного возраста, они экономят государственные средства. Тогда как набор детей 5-6 летних детей в логопедические группы на один год, по сути, и является тем самым бросанием денег на ветер, потому что за один год логопед не может оказать необходимую помощь ребенку, у которого выявлено тяжелое нарушение речи.

В девяностые годы прошлого века в Санкт-Петербурге была создана сеть ДОУ коррекционного вида с логопедическими группами для детей раннего и младшего возраста, в которых осуществляются коррекция и компенсация речевых нарушений, предупреждаются возможные вторичные, более отдаленные последствия речевой патологии.

В таких группах помощь ребенку оказывает широкий круг специалистов, осуществляющих коррекционное и лечебное воздействие. Это и учитель-логопед, и педагог-психолог, и невролог или невропатолог, и массажист, и инструктор ЛФК. Именно в таких группах специалистам удается решить проблему не на уровне верхушки айсберга, а целенаправленно, методично и в полном объеме.

Для младших логопедических групп еще в 2005 году мною была создана Программа коррекционно-развивающей работы, одобренная Северо-западным экспертным советом Министерства образования РФ и допущенная к использованию в дошкольных образовательных учреждениях Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет) с первым — вторым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

За прошедшие восемь лет программа была апробирована учителями-логопедами Санкт-Петербурга и самых разных регионов России и в 2011 году была включена как составная часть в Примерную программу коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет), одобренную экспертным советом Академии

постдипломного педагогического образования (Сакнт-Петербург) и допущенную к использованию в образователтном процессе в образовательных учреждениях.

В основе Программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, условий, которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также - реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.

В Программе учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению ее содержания. Педагогическая работа по данной Программе позволяет обеспечить развивающее воспитание дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и качества.

В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами,1 что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач Программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.

Методический комплект к Программе для младшей логопедической группы содержит речевую карту, альбом с картинным материалом для исследования состояния общего и речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста, методическое пособие «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада», «Дидактический материал к подгрупповым логопедическим занятиям», рабочую тетрадь, методическое пособие «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет)», рабочую тетрадь для развития математических представлений, тетрадь с методическим рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе», дидактические пособия из серии «Играйка»,

Программа используется в работе логопедами не только Санкт-Петербурга, но и многих регионов России, логопедами русскоязычных детских садов стран Прибалтики. Специалисты, работающие по Программе, убеждаются в том, что коррекционное воздействие на ребенка с речевой патологией следует начинать вовремя, подчеркивают высокие темпы динамики общего и речевого развития, эффективность коррекционного воздействия.

Библиография:

1. Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада./ Сборник статей и документов. СПб. 2003

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. 2006. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М.

3. Нищева Н. В. 2006. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб.

1 Сан. Пин. 2.4.4.1249-03

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. 2007. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.

5. Харченко Е. П., Клименко М. Н. 2007. Ранние этапы развития и нарушения языка. - «Дошкольная педагогика», № 2 (35).

6. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М. 2007

7. Шаховская С. Н., Волосовец Т. В., Орлова О. С., ПаромоноваЛ. Г. 2003. Нарушения голоса и произносительной стороны речи. М.

8. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. 2002. Минимаьные дисфункции головного мозга у детей. СПб.

9. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. 2005. Перинатальная энцефалопатия как прообраз и начало формирования ММД. - «Дошкольная педагогика», № 4

(25).

Для просмотра на секции предлагаю просмотр видеофильма «Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в младшей логопедической группе детского сада».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.