ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВ АТАУЛЛЫ БАЯЗИТОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ф.Г. Газизуллин,
профессор кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан
В статье исследуется духовное наследие Атауллы Баязитова, устанавливается созвучность с современными актуальными проблемами сохранения толерантности в российском обществе.
Ключевые слова: Атаулла Баязитов, Ислам, толерантность
ББК Ч612.4(2Р)71+Ч612.3(2)5-8Баязитов
В мировой истории игнорирование единства общечеловеческих фундаментальных ценностей христианства, ислама, иудаизма, буддизма, конкретного исторического подхода к изучению их различия приводило к искаженным трактовкам смыслов религий. Как результат следовал практический выход, многообразие которого зависело от политических и экономических интересов заинтересованных сил.
Необходимость адекватной реакции на тенденцию обострения в нашей стране межконфессиональных, межэтнических отношений — вызов времени. Ответ на него — выступление В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России 22.10.2013 г. в Уфе, где отмечалось 225-летие Указа Императрицы Екатерины II, которым было учреждено духовное собрание магометанского закона. «Такое решение, — подчеркнул Президент, — способствовало самоорганизации мусульманского сообщества России и, конечно же, его плодотворному развитию ради служения обществу и нашей стране. Это событие сыграло заметную, очень важную роль в укреплении российской государственности, внесло свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, в формирование объединяющих нас ценностей и традиций. И наш долг — хранить это уникальное наследие, поддерживать межнациональное согласие, достойно и грамотно отвечать на новые современные вызовы и проблемы».[1]
В докладе Президента представлены причинный анализ недостаточной реализации государственной стратегической программы национальной политики, конкретно-конструктивные пути выхода из нынешней ситуации.
Наш императив — объединение сил науки, прогрессивного, жизнеутверждающего богословия, властных, образовательных и культурно-воспитательных структур всех уровней для системно организованной, продуктивной работы. При этом особое значение придаётся профилактическому потенциалу региональных и муниципальных образований, раннему выявлению напряженности с этническими и религиозными компонентами, негативных факторов, их вызывающих и своевременному устранению таковых.
Преодолению стереотипности мышления способствует и обращение к лучшим образцам духовного наследия народов. В этом аспекте несомненный интерес вызывает творчество Атауллы Баязитова (1846-1911 гг.), широко светски образованного ученого-богослова. Он — имам, военный ахун, переводчик при Министерстве иностранных дел России, преподаватель Азиатского департамента, Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге.
Учредитель, издатель, редактор газеты «Нур» («Свет») — первой газеты в России на татарском языке. Один из инициаторов строительства столичной Соборной мечети.
Владел языками: арабским, турецким, фарси и несколькими европейскими.
Был принят в высших правительственных кругах, пользовался большим авторитеом в научном сообществе. Достаточно сказать, что ложа №11 в Мариинском театре, предоставленная семье Баязитова, находилась рядом с ложей Николая II. В его доме бывали министры, учёные (Витте С.Юл., Гаспринский Исмаил-бей, Соловьёв В.С. — религиозный философ и д.р.).
За многогранную плодотворную деятельность Атаулла Баязитов был награждён трижды орденами и дважды медалями Российского государства.
В день похорон А. Баязитова, по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга, на 5 минут было остановлено движение городского транспорта, гудели заводы и фабрики. Так прощалась столица России с выдающимся сыном татарского народа.
Анализ трудов А. Баязитова свидетельствует о владении им научной методологией исследования — принципами причинности, объективности, конкретно-исторического, системного познания.
Доминантой его творческих поисков была проблема соотношения религии и науки. В работе «Возражение на речь Эрнеста Ренана «Ислам и наука» (Санкт-Петербург, 1883 год) он аргументированно отверг позицию известного французского учёного, философа Э.Ренана, изложенную в его речи на собрании «Научной французской ассоциации» 29.03.1883 года. Ренан утверждал, что Ислам враждебен рациональной науке и не совместим с прогрессом. Подтверждением, по его мнению, является сравнение уровня образованности народов европейских стран и народов мусульманских государств Среднего Востока и Азии. Это действительная отсталость ещё в конце XIX века объясняется им как результат интеллектуальной неполноценности мусульман и несостоятельности Ислама. Нет и речи о колониальном господстве Запада, тормозившем их развитие во всех сферах общественной жизни.
Баязитов указывает прежде всего на ограниченность исследования Ренана индуктивным методом, на необходимость широкого исторического подхода.
Понимание сущности исторического процесса, изучение внутренних его механизмов, когда расцвет одних цивилизаций сменяется долгим спадом, чтобы возродиться вновь, открывает
© ПСЭ, 2013
77
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ_____________
путь к истине. Так, VII-XII века явили взлёт арабской цивилизации: в экономике, науке, технике, культуре, искусстве. Это были благословенные века верности халифов — глав исламских государств основным постулатам Корана, Хадисов и Шариата. Тогда за основу жизни была принята непреложная обязанность мусульманина искать знания и добыв их просвещать других. Баязитов в ответ Ренану цитирует изречение Мухаммеда: «Приобретайте знания от колыбели до могилы, ищите науку и познание, если бы они находились в Китае или на краю света». Арабы сумели сберечь завоевания мысли Древней Греции, Рима, Египта, приумножить своими открытиями и вернуть Европе их достояние. [2]
Баязитов показал созвучность фундаментального принципа Ислама о священности труда для мусульман с трудовой теорией стоимости, составляющей исходную основу экономической науки. Труд, неприятие алкоголя, постоянная поддержка физического и психического здоровья, нравственной чистоты — атрибуты жизни по Корану.
Исключительное значение А. Баязитов придавал вопросам межконфессиональных отношений, подчеркивая пагубность их противопоставления. Его кредо — взаимная веротерпимость (толерантность) народов России. Толерантность — основа суверенитета страны, её самодостаточности, социального благополучия. Это — уважение исторического наследия наций, своеобразия культур, форм самовыражения обыденной жизни.
В своих работах «Ислам и прогресс» (Санкт-Петербург, 1898 г.), «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (Санкт-Пе-
тербург, 1906 г.) и других, подчёркивая согласность с идеями толерантности всех мировых религий, он раскрывал опасность вольной трактовки, в зависимости от ситуации, основных религиозных и моральных требований, в том числе и Ислама [3, 4].
С горечью видим как современный политический бандитизм, искажая суть Корана, развязывает терроризм.
В действительности терроризм и Ислам не имеют ничего общего между собой. В статье «Террорист не может быть верующим» Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир — глава огромной православной епархии, раположенной на территории четырех государств: Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана пишет бесценные слова: «Бен Ладен — террорист, вождь международного ваххабизма. Никакого отношения к Исламу террористы не имеют. Такие люди вообще вне религии. Они — нелюди».[7]
Важным резервом развязки этого трагического узла является преодоление фанатизма всех сторон и мастей.
И всё большую злободневность обретает наследие А. Баязитова, ибо, как подчёркнуто в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1905 года издания, А. Баязитов работал по сближению принципов новейшей цивилизации с духом Корана. Он был широко мыслящим толкователем священной книги мусульман.[5] Благодарные потомки в 2011 году возвели памятный бюст Атауллы Баязитова на территории Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, где он работал преподавателем.
Литература
1. Национальная политика: выступления на Совете по межнациональным отношениям в Уфе 22.10.2013 // Звезда Поволжья. — 2013. — №41 (31 окт. — 6 нояб.).
2. Баязитов А. Возражение на речь Эрнеста Ренана «Ислам и наука». — СПб, 1883.
3. Баязитов А. Ислам и прогресс. — СПб, 1898.
4. Баязитов А. Отношение Ислама к науке и иноверцам. — СПб, 1906.
5. Баязитов Атаулла // Брокгауз и Эфрон: словарь // http://enc-dic.com/brokgause/Bajazitov-ataulla-29729.html. Дата обращения 20.11.13.
6. Аминов А. Татары в Санкт-Петербурге (исторический очерк). — СПб., 1994.
7. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Террорист не может быть верующим // Российская газета. — 2009, 29 окт. — С.12.
8. Гафурова А.Ш. Татарская газета «Нур» в Санкт-Петербурге и её основатель Атаулла Баязитов. — СПб. 2003.
9. Янбаева Я. Потомки Баязитова. — Харьков: Торсинг, 2003.
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ В СВЕТЕ СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Г.П. Выжлецов,
профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор философских наук vygletcov @ mail.ru
Системные исследования современного гуманитарного знания применяются в статье для решения проблемы собственности как ценности культуры.
Ключевые слова: гуманитарное знание, системная методология, человек, общество, система, собственность, сознание, дух, ценность, культура
УДК 141.1 + 330.112 + 347.23 ББК 65.01
Системные принципы в гуманитарном познании
«Гуманитарные науки как... системы знаний о человеке и обществе, отличаясь друг от друга своими предметами, образуют их систему.
Каждая из... наук самостоятельна, однако полное определение её предмета невозможно без нахождения его места в этой системе».
И.К. Смирнов
Целью статьи является попытка применения системного подхода к рассмотрению специфики современного гуманитар-78
ного знания при решении проблемы собственности как сложнейшей комплексной системы. В своем собственном значении гуманитарное знание есть знание о человеке, которое давно уже перестало быть самоочевидным, поскольку человека изучает множество наук, включая естествознание, не говоря уже об общественных дисциплинах. Значит ли это, что гуманитарное знание должно включать в себя данные и выводы естественных и общественных наук? Может ли оно ограничиться только ими и каковы место и роль в нем системной методологии? Необходимость обращения к ней и обусловлена практически