УДК 330
А.С. Костенкова, Я.В. Новикова, Е.Г. Зиновьева АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
В статье анализируется численность индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности в России. Выявляются основные проблемы развития малого бизнеса и условия для их предотвращения.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, предпринимательство, рынок, отрасли, инфляция.
Малый бизнес на территории Российской Федерации на сегодняшний день является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей российской экономики.
Актуальность малого бизнеса определена в первую очередь объективно-значительной ролью малого предпринимательства в рыночной экономике. В Федеральных округах России с высоким уровнем экономического развития малые и средние предприятия образуют основной фундамент экономики. В Российской Федерации всего 1500 промышленных предприятий создают 80% ВВП страны, что свидетельствует о недостаточном развитии малого и среднего предпринимательства. В России остается нереализованным потенциал малых предприятий. Для выхода новых предприятий на рынок и их развитие деятельности существуют экономические и административные барьеры. Многие малые предприятия из-за несовершенства вынуждены «уходить в тень» [1].
Малый бизнес в России оказывает большое влияние на местных рынках, в которых он позволяет:
1) эффективно использовать различные ресурсы;
2) увеличивать интенсивность производства, повышать использование коммерческих связей;
3) диверсифицировать местную экономику, развивать региональные рынки;
4) повышать конкурентоспособность;
5) создавать дополнительные рабочие места;
6) расширять ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции, увеличивать объем торговли;
7) открывать новые формы организации производства, финансирования и сбыта.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
© Костенкова А.С., Новикова Я.В., Зиновьева Е.Г., 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. № 7(34). Том II
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации [4].
В таблице 1 представлены социально-значимые отрасли малого бизнеса в России.
Таблица 1
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 2013 г. (тыс. человек) [7]
Виды экономической деятельности 2013 г.
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 135,6
рыболовство, рыбоводство 2,9
добыча полезных ископаемых 0,2
обрабатывающие производства 115,2
производства и распределение электроэнергии, газа и воды 1,1
строительство 74,8
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1422,5
Необходимо отметить, согласно таблице 1, что в России основная доля малых предприятий концентрируется в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Таким образом, в России уже созданы необходимые условия для поддержки малого предпринимательства. К данным условиям относятся:
- высокий уровень предпринимательских способностей граждан;
- конституционные гарантии возможности и свободы для осуществления предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
- наличие практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в развитых странах;
На сегодняшний день в сложившейся в стране предпринимательской среде, можно выделить ряд причин, которые препятствуют развитию в РФ малого предпринимательства [6].
Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно влияет на малое предпринимательство во всех направлениях. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Государство должно стремиться создать как можно более благоприятные условия для малого бизнеса, путем финансирования и поддержки предпринимательства.
Библиографический список
1. Блинов, А.С. Малое предпринимательство: теория и практика / А.С. Блинов. - М.: ИНФРА-М,
2006.
2. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К, 2007.
4. Гандилов, В.И. Правовые проблемы малого предпринимательства / В.И. Гандилов. - М.: Экзамен, 2005.
5. Гуськов, С.В. Организация предпринимательской деятельности / С.В. Гуськов. - М.: ИНФРА-М,
2005.
6. Малое предпринимательство в России: стат. сборник. - М.: Росстат, 2006.
7. Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации в 2013 г. / http://www.gks.ru.
КОСТЕНКОВА Анастасия Сергеевна - студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
НОВИКОВА Яна Владимировна - студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
ЗИНОВЬЕВА Екатерина Георгиевна - кандидат философских наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.