Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК / ОТРАСЛИ / ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенкова А. С., Новикова Я. В., Зиновьева Е. Г.

В статье анализируется численность индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности в России. Выявляются основные проблемы развития малого бизнеса и условия для их предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 330

А.С. Костенкова, Я.В. Новикова, Е.Г. Зиновьева АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В статье анализируется численность индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности в России. Выявляются основные проблемы развития малого бизнеса и условия для их предотвращения.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, предпринимательство, рынок, отрасли, инфляция.

Малый бизнес на территории Российской Федерации на сегодняшний день является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей российской экономики.

Актуальность малого бизнеса определена в первую очередь объективно-значительной ролью малого предпринимательства в рыночной экономике. В Федеральных округах России с высоким уровнем экономического развития малые и средние предприятия образуют основной фундамент экономики. В Российской Федерации всего 1500 промышленных предприятий создают 80% ВВП страны, что свидетельствует о недостаточном развитии малого и среднего предпринимательства. В России остается нереализованным потенциал малых предприятий. Для выхода новых предприятий на рынок и их развитие деятельности существуют экономические и административные барьеры. Многие малые предприятия из-за несовершенства вынуждены «уходить в тень» [1].

Малый бизнес в России оказывает большое влияние на местных рынках, в которых он позволяет:

1) эффективно использовать различные ресурсы;

2) увеличивать интенсивность производства, повышать использование коммерческих связей;

3) диверсифицировать местную экономику, развивать региональные рынки;

4) повышать конкурентоспособность;

5) создавать дополнительные рабочие места;

6) расширять ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции, увеличивать объем торговли;

7) открывать новые формы организации производства, финансирования и сбыта.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

© Костенкова А.С., Новикова Я.В., Зиновьева Е.Г., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. № 7(34). Том II

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации [4].

В таблице 1 представлены социально-значимые отрасли малого бизнеса в России.

Таблица 1

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 2013 г. (тыс. человек) [7]

Виды экономической деятельности 2013 г.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 135,6

рыболовство, рыбоводство 2,9

добыча полезных ископаемых 0,2

обрабатывающие производства 115,2

производства и распределение электроэнергии, газа и воды 1,1

строительство 74,8

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1422,5

Необходимо отметить, согласно таблице 1, что в России основная доля малых предприятий концентрируется в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Таким образом, в России уже созданы необходимые условия для поддержки малого предпринимательства. К данным условиям относятся:

- высокий уровень предпринимательских способностей граждан;

- конституционные гарантии возможности и свободы для осуществления предпринимательской деятельности;

- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

- наличие практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в развитых странах;

На сегодняшний день в сложившейся в стране предпринимательской среде, можно выделить ряд причин, которые препятствуют развитию в РФ малого предпринимательства [6].

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно влияет на малое предпринимательство во всех направлениях. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Государство должно стремиться создать как можно более благоприятные условия для малого бизнеса, путем финансирования и поддержки предпринимательства.

Библиографический список

1. Блинов, А.С. Малое предпринимательство: теория и практика / А.С. Блинов. - М.: ИНФРА-М,

2006.

2. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. - М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К, 2007.

4. Гандилов, В.И. Правовые проблемы малого предпринимательства / В.И. Гандилов. - М.: Экзамен, 2005.

5. Гуськов, С.В. Организация предпринимательской деятельности / С.В. Гуськов. - М.: ИНФРА-М,

2005.

6. Малое предпринимательство в России: стат. сборник. - М.: Росстат, 2006.

7. Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации в 2013 г. / http://www.gks.ru.

КОСТЕНКОВА Анастасия Сергеевна - студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

НОВИКОВА Яна Владимировна - студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

ЗИНОВЬЕВА Екатерина Георгиевна - кандидат философских наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.